Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Модуль "Речевое развитие"
Данная программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Данная программа основана на использовании следующих программ и пособий:
- Тетрадь дошкольника 5-6 лет. Логопедические игры и упражнения: домашние задания / авт.-сост. О.А. Якимович. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель. - 68 с.: ил.
- «Научите меня говорить правильно!» (пособие по логопедии для детей и родителей) О.И. Крупенчук.
Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной программой дошкольного образования и отвечает требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС), основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373
4. СанПиН 2.4.3648-20
5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
6. Образовательной программа
Цель - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, развивать связную речь.
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Материально-техническая база:
- соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера);
- компьютер;
- магнитно-маркерная доска.
-
Модуль "Знакомство с окружающим миром"
Цель - познакомить детей с окружающим нас миром и его особенностями.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
2. Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации рабочей программы используется: Учебное пособие для дошкольников А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!».
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию знаний об окружающем мире у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Материально-техническая база:
- соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера);
- компьютер;
- магнитно-маркерная доска.
-
Модуль "Обучение грамоте"
В основе программы курса «Обучение грамоте» лежит авторская программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на речевое развитие.
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подходы к развитию детей.
Актуальность программы.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений формировать, начиная уже с раннего возраста.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации у детей формируются предпосылки, необходимые для освоения учебного вида деятельности.
Главные цели:
- осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению;
- правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (букв, слогов, слов), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Основные задачи:
- Образовательные:
- ознакомление с понятиями «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
- ознакомление с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
- ознакомление с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
- формирование и развитие звуко-буквенного анализа;
- ознакомление с графическим изображением буквы;
- развитие умения соотносить звук и букву;
- ознакомление со слоговой структурой слова;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- увеличение лексического запаса за счет синонимов, антонимов, многозначных слов (расширение словарного запаса);
- формирование умения подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
- развитие связности речи при построении развернутого высказывания;
- формирование умения пересказывать, составлять небольшие
рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- подготовка руки ребёнка к письму;
- развивающие:
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитательные:
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- воспитание нравственных качеств (терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим);
- привитие элементарных гигиенических правил письма;
- воспитание усидчивости.
При реализации программы используются следующие основные
- объяснительно-иллюстративные;
- частично-поисковые;
- игровые.
-
Модуль "Математическое развитие"
Программа «Математическое развитие» является составительской, разработана на основе программы Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька...» и представляет собой курс математики для дошкольников 5-6 лет.
Данная программа вводится в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и соответствует ФГОС ДО.
Актуальность программы
Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в учреждениях дополнительного образования детей является актуальным.
Главные цели:
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
- формирование основ математической культуры.
Основные задачи:
- развитие потребности активно мыслить;
- создание условий не только для получения знаний, умение и навыков, но и развития математических способностей;
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития детей;
- увеличение объема памяти;
- развитие логического мышления (формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии)
- развитие произвольного внимания и творческого воображения;
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- формирование инициативности и самостоятельности.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип минимакса;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип вариативности;
- принцип творчества;
- принцип непрерывности.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса, то есть не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Также для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- исследовательские;
приемы:
- рассказ;
- беседа;
- описание;
указание и объяснение;
вопросы детям;
ответы детей, образец;
показ реальных предметов, иллюстраций;
действия с числовыми карточками, цифрами;
модели и схемы;
дидактические игры и упражнения; логические задачи; игры-эксперименты; развивающие и подвижные игры и др.
Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста.
Срок реализации программы - 2 года.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 30 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Приборы и оборудование:
- соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера);
- компьютер;
- магнитно-маркерная доска
Демонстрационный материал:
- игрушки;
- муляжи предметов;
- наборы картинок (в соответствии с темой занятия);
- модель числового отрезка;
- иллюстрации цифр от 1 до 10;
Раздаточный материал:
- счётные палочки;
- карандаши;
- наборы геометрических фигур;
- наборы математических знаков;
- кубики;
- чистые листы бумаги;
- ленточки, полоски бумаги;
- модель числового отрезка;
- модели углов;
- линейка;
- прищепки;
- цифры-карточки.
Дополнительным пособием к изучению программы является рабочая тетрадь Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька ...».
Практики
Нет