Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Принято на методическом совете
Протокол от « »______202__г.№__
Утверждаю
Директор МКУДО
Нижнесергинский ЦДОД
___________Малюков В.Ю.
« »_________________г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-педагогической направленности
«Развивай-ка»
Модуль «Обучение грамоте»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Шипулина Анастасия Сергеевна
г. Нижние Серги
2024 год
Пояснительная записка.
В основе программы курса «Обучение грамоте» лежит авторская
программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Программа учитывает методические рекомендации в
работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на речевое
развитие.
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и
соответствует ФГОС ДО.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и
деятельный подходы к развитию детей.
Актуальность программы.
В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка
выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению
письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения
грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых
приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более
успешным, можно часть умений формировать, начиная уже с раннего возраста.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа
предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции,
научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительнодвигательной координации.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее
реализации у детей формируются предпосылки, необходимые для освоения
учебного вида деятельности.
Главные цели:
осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей
и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению;
правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к
написанию каких-либо единиц письма (букв, слогов, слов), точность, видение
границ и аккуратность при письме.
Основные задачи:
Образовательные:
ознакомление с
понятиями «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
ознакомление с основными свойствами фонематического
(звукового) строения слова;
ознакомление с моделями (схемами) слов и предложений,
специальными символами для обозначения звуков;
формирование и развитие звуко-буквенного анализа;
ознакомление с графическим изображением буквы;
развитие умения соотносить звук и букву;
ознакомление со слоговой структурой слова;
воспитание звуковой культуры речи;
формирование грамматического строя речи;
увеличение лексического запаса за счет синонимов, антонимов,
многозначных слов (расширение словарного запаса);
формирование умения подбирать слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков предмета;
развитие связности речи при построении развернутого
высказывания;
формирование умения пересказывать,
составлять небольшие
рассказы по картинкам, используя простые предложения;
подготовка руки ребёнка к письму;
развивающие:
развитие слухового восприятия;
развитие графических навыков;
развитие мелкой моторики;
развитие коммуникативных умений;
воспитательные:
воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
воспитание нравственных качеств
(терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим);
привитие элементарных гигиенических правил письма;
воспитание усидчивости.
При реализации программы используются
следующие основные
методы:
объяснительно-иллюстративные;
частично-поисковые;
продуктивные;
игровые.
№
1.
2.
3.
Учебно-тематический план модуля «Обучение грамоте» 1 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Форма контроля
Всего Теория Практика
Вводное занятие
Звук и буква «А»
Уроки Знайки
Наблюдение тестирование
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1
0,5
0,5
Беседа
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Беседа
Устный опрос
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
(уменьшительноласкательные
существительные)
4.
Звук и буква «О»
5.
Звук и буква «У»
6.
Звук и буква «Ы»
7.
8.
Звук и буква «Э»
«Лесная школа»
(звукопроизношение)
9.
10.
11.
12.
13.
Соединение букв АУ, УА
В гостях у сказки («Лиса и
рак»)
В гостях у сказки (картина
«Кошки с котятами»)
В гостях у сказки
В гостях у сказки (Н.
Калинина «Разве так
играют?»)
14.
Звук и буква «Л»
15.
Звук и буква «М»
16.
17.
Звук и буква «Н»
«Лесная школа» (звуки Н, М,
Л)
18.
Звук и буква «Р»
19.
20.
21.
Чтение слогов, слов
«Лесная школа» (звук Р)
В гостях у сказки (картина
«Мы играем в кубики.
Строим дом»)
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Беседа
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
В гостях у сказки (картина
«Подготовка животных к
зимовке»)
Уроки Знайки (профессии)
Буква «Я»
Закрепление пройденного
материала
«Лесная школа»
В гостях у сказки (Е.
Чарушин «Лисята»)
В гостях у сказки («Ежи»)
В гостях у сказки (домашние
животные)
30.
31.
32.
33.
Буква «Ю»
Закрепление пройденного
материала
В гостях у сказки (предметы
посуды)
В гостях у сказки (Н.
Калинина «Про снежный
колобок»)
34.
35.
Буква «Е»
Буква «Ё»
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Звук и буква «И»
Закрепление пройденного
материала (МАРИНА ЕЛА
МАЛИНУ. МАРИНА
УРОНИЛА ЛИМОН).
В гостях у сказки (картина
«Река замерзла»)
Уроки Знайки (антонимы,
синонимы)
В гостях у сказки («Игры
зимой»)
В гостях у сказки
Уроки Знайки
1
0,5
0,5
Беседа
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Беседа
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Наблюдение
Наблюдение
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Беседа
Беседа
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
1
0,5
0,5
Устный опрос
1
0,5
0,5
Устный опрос
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
1
0,5
0,5
Устный опрос
1
0,5
0,5
Беседа
1
0,5
0,5
Беседа
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Беседа
Устный опрос
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1
0,5
0,5
Беседа
(омонимы, многозначные
слова)
43.
44.
45.
Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ». Буквы
«Г», «К»
В гостях у сказки («Петух и
собака»)
В гостях у сказки (картина
«Северные олени»)
46.
47.
48.
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы
«Д», «Т»
В гостях у сказки («Зима»)
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрс
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
1
0,5
0,5
Устный опрос
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
1
0,5
0,5
Устный опрос
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
2
1
1
Беседа
1
0,5
0,5
Беседа
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
Уроки Знайки (предложение)
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ».
Буквы «В», «Ф»
В гостях у сказки («Лиса и
кувшин»)
В гостях у сказки (картина
«Лошадь с жеребенком»)
Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы
«З», «С»
В гостях у сказки («Как
цыпленок заблудился»)
Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы
«Б», «П»
В гостях у сказки (Л. Толстой
«Пожарные собаки»)
«Лесная школа»
Звуки «Х-ХЬ». Буква «Х»
В гостях у сказки
(«Приключения зайца»)
59.
Звуки и буквы «Ж», «Ш»
60.
61.
62.
Звуки и буквы «Ч», «Щ»
В гостях у сказки (Я. Тайц
«Послушный дождик»)
В гостях у сказки (картина
«Зайцы»)
63.
Звук и буква «Ц»
64.
о
Звук и буква «И»
65.
Буква «Ь»
66.
Буква «Ъ»
67.
68.
69.
70.
В гостях у сказки (В. Сутеев
«Кораблик»)
«Лесная школа» (звуки Ч, Щ,
Ш, Ц)
«Лесная школа» (оценка
умений)
Закрепление пройденного
материала
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
71.
Заключительное занятие
Итого
1
72
0,5
36
работ
Итоговое тестирование
0,5
36
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Вводное
занятие.
Знакомство
с
детьми.
Правила
техники
безопасности. Правила поведения в помещении и на улице. Диагностика
первоначальных знаний.
2. Звук и буква «А». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Найди и обведи».
Игра «Определи место звука в слове». Игра «Кто внимательный». Письмо
буквы. Игра «Определи место буквы в слове».
3.
Уроки
Знайки
(уменьшительно-ласкательные
существительные). Логопедические упражнения. Формирование умения
образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Игра «Назови
ласково». Работа с раздаточным материалом.
4. Звук и буква «О». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Найди и обведи».
Игра «Определи место звука в слове». Игра «Кто внимательный». Письмо
буквы. Игра «Определи место буквы в слове». Игра «Схема, слово».
5. Звук и буква «У». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Загадки и отгадки».
Игра «Определи место звука в слове». Игра «Кто внимательный». Письмо
буквы. Игра «Определи место буквы в слове». Игра «Схема, слово». Игра
«Соедини правильно».
6. Звук и буква «Ы». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Подскажи
словечко». Игра «Определи место звука в слове». Игра «Загадки, предметы,
схемы». Письмо буквы. Игра «Ну-ка, буква, отзовись». Письмо буквы.
7. Звук и буква «Э». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Закончи
предложение». Письмо буквы. Игра «Кто больше».
8.
«Лесная
школа»
(звукопроизношение).
упражнения. Игра «Веселые прищепки».
Логопедические
9. Соединение
букв
АУ,
УА.
Логопедические
упражнения.
Скороговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игровое
упражнение «Напиши и прочитай». Игра «Кто больше». Игровое упражнение
«Кто в каком домике живет». Игра «Закрась правильно». Игра «Звук и буква».
Игра «Подскажи словечко».
10. В гостях у сказки («Лиса и рак»). Работа с картиной «Лиса с
лисятами». Рассказ «Лиса и рак». Игра-драматизация.
11.
В гостях у сказки (картина «Кошки с котятами»).
Логопедические упражнения. Работа над картиной «Кошка с котятами». Игра
«Совместный рассказ». Игра «Что вы видите вокруг».
12.
В гостях у сказки («Осенний ковер»). Логопедические
упражнения. Чтение рассказа «Осенний ковер». Скороговорки. Чистоговорки.
Игра «Скажи какой». Игра «Угадай на ощупь». Игра «Найди точное слово»
13. В гостях у сказки (Н. Калинина «Разве так играют?»).
Логопедические упражнения. Чтение рассказа «Разве так играют?». Игра «Одинмного». Игра на внимание «Кто пропал?».
14. Звук и буква «Л». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Назови первый
звук». Игра «Предмет, схема». Письмо буквы и чтение слогов. Игра «Раздели
правильно».
15. Звук и буква «М». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Загадки и отгадки».
Игра «Определи место звука в слове». Игра «Слоговые домики». Чтение
первых слов.
16. Звук и буква «Н». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Подскажи
словечко». Игра «Определи место звука в слове». Игра «Соедини правильно».
Игра «Слово, схема, предмет». Игра «Кто больше».
17. «Лесная школа» (звуки Н, М, Л). Логопедические упражнения.
18. Звук и буква «Р». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра «Подскажи
словечко». Определение места звука и обозначение на схеме. Игра «Закрась
правильно». Игра «Слова и слоги». Чтение предложения.
19. Чтение слогов, слов. Логопедические упражнения. Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игровые
упражнения. Игра «Звук потерялся». Чтение слогов, слов.
20. «Лесная школа» (звук Р). Логопедические упражнения.
21. В гостях у сказки (картина «Мы играем в кубики. Строим дом»).
Логопедические упражнения. Работа над картиной «Мы играем в кубики.
Строим дом». Игра «Эхо». Игра «Найди точное слово». Игра «Назови одним
словом».
22. В гостях у сказки (картина «Подготовка животных к зимовке»).
Логопедические упражнения. Работа над картиной «Подготовка животных к
зимовке»). Игра «Нади звук». Игра «Кто у кого?».
23. Уроки Знайки (профессии). Логопедические упражнения. Игра
«Кто больше назовет». Работа с сюжетными картинками.
24. Буква
«Я».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради. Игра
«Загадки и отгадки». Игровые упражнения.
25. Закрепление пройденного материала. Звуко-буквенный анализ
слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения
(НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).
26. «Лесная школа» (эмоции). Логопедические упражнения. Иградраматизация «Веселый-грустный». Подбор слов в зависимости от мимики.
27. В гостях у сказки (Е. Чарушин «Лисята»). Логопедические
упражнения. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята». Игровые упражнения.
28. В гостях у сказки (картина «Ежи»). Логопедические упражнения.
Работа над картиной «Ежи». Игра «Загадки и отгадки».
29. В гостях у сказки (домашние животные). Логопедические
упражнения. Игра «Загадки и отгадки». Скороговорки. Чистоговорки. Игра
«Картина-корзина».
30. Буква
«Ю».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради.
Знакомство с буквой. Чтение слогов. Игровые упражнения.
31. Закрепление пройденного материала. Звуко-буквенный анализ
слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК,
ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).
32. В
гостях
у
сказки
(предметы
посуды).
Логопедические
упражнения. Игра «Едим, летим, плывем». Игра «Коза - стрекоза». Игра
«Отвечай быстро».
33. В гостях у сказки (Н. Калинина «Про снежный колобок»).
Логопедические упражнения. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный
колобок». Игра «Чего не стало?». Игра «Лето - зима».
34. Буква
«Е».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради.
Знакомство с буквой. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра
«Соедини правильно». Составление и запись предложения знаками.
35. Буква
«Ё».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради.
Знакомство с буквой. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра
«Слушай, смотри, пиши». Игра «Буквы рассыпались». Игра «Ну-ка, буква,
отзовись».
36. Звук и буква «И». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради.
Знакомство с буквой. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра
«Слушай, смотри, пиши». Игра «Буквы рассыпались». Игра «Ну-ка, буква,
отзовись». Игра «Загадки и отгадки». Игра «Слово, схема, предмет».
37. Закрепление
пройденного
материала
(МАРИНА
ЕЛА
МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). Логопедические упражнения.
Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Работа в
тетради. Игровое
упражнение «Слоговые
листочки». Игра «Напиши
правильно». Чтение предложений. Игра «Кто больше».
38. В гостях у сказки (картина «Река замерзла»). Логопедические
упражнения. Работа над картиной «Река замерзла». Игра «Игла-пила».
39. Уроки
Знайки
(антонимы,
синонимы).
Логопедические
упражнения. Игра «противоположности». Игра «Кто больше действий
назовет». Игра «Маленький-нормальный-огромный».
40. В гостях у сказки («Игры зимой»). Логопедические упражнения.
Рассматривание
картин
«Не
боимся
мороза»,
«Медвежья
семья».
Скороговорки. Игра «Чей нос». Игра «Хочу погладить».
41. В гостях у сказки. Скороговорки. Чистоговорки. Логопедические
упражнения. Игра «Про ежей, про елки». Игра «Кто двигается».
42. Уроки Знайки (омонимы, многозначные слова). Логопедические
упражнения. Игра «Одно и тоже?». Игра «Ключ».
43.
упражнения.
Звуки «Г-К», «ГЬ-КЬ». Буквы «Г», «К». Логопедические
Скороговорки.
Чистоговорки.
Работа
с
раздаточным
материалом. Работа в тетради. Знакомство с парными согласными. Чтение
слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Загадки и отгадки». Игра «Слоговые
домики».
44. В гостях у сказки («Петух и собака»). Логопедические упражнения.
Чтение сказки «Петух да собака». Игра «Высокий-низкий».
45. В гостях у сказки (картина «Северные олени»). Логопедические
упражнения. Работа над картиной «Сереные олени». Составление рассказа о
жизни северных оленей. Игра «Загадки-отгадки».
46.
упражнения.
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т». Логопедические
Скороговорки.
Чистоговорки.
Работа
с
раздаточным
материалом. Работа в тетради. Знакомство с парными согласными. Чтение
слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Загадки и отгадки». Игра «Слоговые
домики». Игра «Узнай какой звук».
47. В гостях у сказки («Зима»). Логопедические упражнения. Чтение
рассказа «Зима». Игра «Живые слова». Скороговорки. Чистоговорки.
48. Уроки Знайки (предложение). Логопедические упражнения.
Составление предложений. Запись в тетради предложений.
49. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Логопедические
упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом.
Работа в тетради. Знакомство с парными согласными. Чтение слогов. Игра
«Подскажи словечко». Игра «Загадки и отгадки». Игра «Слоговые домики».
Игра «Узнай какой звук».
50. В гостях у сказки
(«Лиса и кувшин»).
Логопедические
упражнения. Пересказ сказки «Лиса и кувшин». Игра «Повтори слово».
51. В гостях у сказки
(картина «Лошадь с жеребенком»).
Логопедические упражнения. Чтение рассказа К. Ушинского «Лошадка». Работа
над картиной «Лошадь с жеребенком». Скороговорка.
52.
Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С». Логопедические
упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом.
Работа в тетради. Знакомство с парными согласными. Чтение слогов. Игра
«Загадки и отгадки». Определение места звука в слове. Игра «Слоговые
домики». Игра «Допиши и прочитай».
53. В гостях у сказки («Как цыпленок заблудился»). Логопедические
упражнения. Чтение рассказа «Как цыпленок заблудился». Игра «Живые
слова».
54.
Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П». Логопедические
упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом.
Работа в тетради. Знакомство с парными согласными. Чтение слогов. Игра
«Загадки и отгадки». Определение места звука в слове. Игра «Слоговые
домики». Игра «Допиши и прочитай». Игра «Соедини правильно». Игра
«Буквы рассыпались».
55. В гостях у сказки (Л. Толстой «Пожарные собаки»).
Логопедические упражнения. Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
Игра «Предложения путаницы».
56. «Лесная школа». Логопедические упражнения.
57. Звуки
«Х-ХЬ».
Буква
«Х».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с
буквой. Работа в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Подскажи
словечко». Игра «Слоговые домики». Игра «Закончи предложение».
58. В гостях у сказки («Приключения зайца»). Логопедические
упражнения. Рассматривание картины «Зайцы». Игра «Загадки-отгадки».
Чистоговорки.
59. Звуки и буквы
«Ж», «Ш».
Логопедические упражнения.
Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с
буквами. Работа в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Подскажи
словечко». Игра «Слоговые домики». Игра «Слово, схема, предмет»
60. Звуки
и
буквы
«Ч»,
«Щ».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с
буквами. Работа в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Подскажи
словечко». Игра «Слоговые домики». Игра «Слово, схема, предмет». Чтение
стихотворения.
61. В гостях у сказки (Я. Тайц «Послушный дождик»).
Логопедические упражнения. Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».
62. В
гостях
у
сказки
(картина
«Зайцы»).
Логопедические
упражнения. Работа с картинами «На рыбалке», «Зайцы».
63. Звук и буква «Ц». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с буквой. Работа
в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Загадки и
отгадки». Игра «Подскажи словечко». Игра «Слоговые шарики». Игра «Буквы
рассыпались». Чтение стихотворения.
64. Звук и буква «Й». Логопедические упражнения. Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с буквой. Работа
в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Загадки и отгадки». Игра
«Подскажи словечко». Игра «Предмет, слово, схема». Игра «Буква
потерялась». Чтение считалки.
65.
Буква
«Ь».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с буквой. Работа
в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Допиши и прочитай». Игра
«Подскажи словечко». Игра «Предмет, слово, схема». Игра «Буква
потерялась».
66.
Буква
«Ъ».
Логопедические
упражнения.
Скороговорки.
Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом. Знакомство с буквой. Работа
в тетради. Чтение слогов, слов, предложений. Игра «Звук, буква, слово». Игра
«Подскажи словечко». Игра «Предмет, слово, схема». Игра «Буква
потерялась». Чтение стихотворных текстов.
67. В гостях у сказки (В. Сутеев «Кораблик»). Логопедические
упражнения. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». Игра «Кто больше».
68. «Лесная школа» (звуки Ч, Щ, Ш, Ц). Логопедические упражнения.
Игра «Потерянный звук».
69. «Лесная школа» (оценка умений). Задания на определение уровня
развития речи и коммуникативных умений: диалогическая речь; на
определение уровня сформированности умения составлять рассказ.
70.
Закрепление
пройденного
материала.
Логопедические
упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Работа с раздаточным материалом.
Игровые упражнения. Разгадывание ребусов. Загадки. Составление и запись
предложений.
71. Заключительное занятие. Диагностика полученных знаний.
Прогнозируемые результаты:
В результате освоения программы ребенок:
знает буквы русского алфавита;
пишет буквы русского алфавита в клетке;
понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
определяет место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные звуки;
пользуется графическим обозначением звуков (гласные - красный
квадрат, твердые - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);
умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;
соотносит звук и букву;
пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;
определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает
соответствующим значком;
проводит звуковой анализ слов;
читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные
тексты;
правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
умеет пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию)
по опорным иллюстрациям составлять предложения, по опорным словам, по
заданной теме.
овладевает предпосылками учебной деятельности.
№
Учебно-тематический план модуля «Обучение грамоте» 2 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Форма контроля
Всего Теория Практика
1.
2.
Вводное занятие
Повторение пройденного
материала
1
Звуки и буквы. Закрепление
2
Слова и слоги. Закрепление
2
Предложение. Графические
навыки Закрепление
2
Беседа
0,5
0,5
1
1
Наблюдение тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
2
10.
Осень
11.
12.
13.
Грибы. Лесные ягоды
2
1
1
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
Домашние животные
2
1
1
1
1
Беседа
Устный опрос
Домашние птицы
2
1
1
Устный опрос
Дикие животные
2
1
1
1
1
0,5
0,5
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
1
1
Устный опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
3.
4.
5.
6.
В мире книг
2
7.
8.
Игрушки
1
Огород. Овощи
2
9.
Сад. Фрукты
14.
2
2
15.
Сказки
16.
2
Зима
2
17.
18.
Зима. Зимующие птицы
1
Новый год
1
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Животные Севера
2
Животные жарких стран
1
Транспорт
2
Профессии
2
Город
2
Деревня
2
Природные явления
2
Лес. Деревья
2
Насекомые
Рыбы. Морские животные
2
2
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос
Беседа
Речные рыбы и другие
обитатели рек.
1
Птицы
2
Цветы
2
8 Марта
1
Весна
2
Космос
1
Наша Родина - Россия
2
36.
37.
Наша армия
Лето
1
38.
39.
40.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
41.
42.
43.
44.
Беседа
0,5
0,5
1
1
Устный опрос
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос
1
1
Беседа
0,5
0,5
Беседа
1
1
Мебель
2
1
0,5
0,5
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос
Посуда
1
0,5
0,5
Беседа
0,5
0,5
Ребусы
1
0,5
0,5
Кроссворды
1
0,5
0,5
Скоро в школу
Закрепление пройденного
материала
Заключительное занятие
Итого.
1
0,5
0,5
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Итоговое тестирование
0,5
36
0,5
36
1
1
72
Беседа
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
2 года обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пожарной
безопасности. Правила поведения в помещении и на улице. Игра - путешествие
«В страну Знайки».
2. Повторение
пройденного
материала.
Диагностика
ранее
полученных знаний.
3. Звуки и буквы. Закрепление. Логопедические упражнения. Весёлые
загадки. Игровые упражнения «Прочитай и допиши правильно», «Буквы
рассыпались», «Буквы потерялись», «Исправь ошибку поэта», Буквы
поменялись местами», «Предмет, схема, слово», «Звуки и буквы». Работа в
тетради.
4.
Слова и слоги. Закрепление. Логопедические упражнения.
Чтение пословиц. Игровые упражнения «Назови правильно», «Соедини
правильно», «Кто в каком домике живёт?». Работа в тетради.
5.
Предложение. Графические навыки. Закрепление. Логопедические
упражнения. Игровые упражнения «Прочитай и допиши правильно», «Составь
и запиши предложение правильно», «Нарисуй правильно». Составление
предложений по картинкам. Работа в тетради.
6.
В мире книг. Логопедические упражнения. Чтение и отгадывание
загадок, запись слов - отгадок. Чтение пословиц. Игровые упражнения «Пиши
правильно», «Читай, думай, пиши, рисуй». Работа в тетради.
7. Игрушки. Логопедические упражнения. Чтение и отгадывание
загадок, запись слов - отгадок. Игровые упражнения «Пиши правильно»,
«Читай, думай, пиши, рисуй». Работа в тетради.
8. Огород. Овощи. Логопедические упражнения. Чтение и отгадывание
загадок, запись слов - отгадок. Игровые упражнения «Пиши правильно»,
«Читай, думай, пиши, рисуй», «Соедини правильно», «Подскажи словечко».
Работа в тетради.
9. Сад. Фрукты. Логопедические упражнения. Чтение и отгадывание
загадок, запись слов - отгадок. Игровые упражнения «Пиши правильно»,
«Читай, думай, пиши, рисуй», «Соедини правильно», «Подскажи словечко».
«Что где растёт». Работа в тетради.
10. Осень. Логопедические упражнения. Чтение и отгадывание загадок,
запись слов - отгадок. Чтение пословиц. Игровые упражнения «Пиши
правильно». Чтение рассказа. Работа в тетради.
11. Грибы. Лесные ягоды. Логопедические упражнения. Пересказ
текста «Лисичкин хлеб» с опорой на картинки.
12. Домашние животные. Логопедические упражнения. Чтение и
отгадывание загадок, запись слов - отгадок. Чтение пословиц. Игровые
упражнения «Пиши правильно», «Читаем, пишем, рисуем», «Отгадай и
нарисуй». Чтение рассказа. Разгадывание кроссворда Работа в тетради.
Пересказ текста «Спор животных» с опорой на картинки.
13. Домашние
птицы.
Логопедические
упражнения.
Игровые
упражнения «Один - много», «Какой, Какая», «1-2-5», «Не стало кого?»,
«Назови семью», «Чей, чья, чьё», «Кто чем питается», «Предлог над».
14. Дикие животные. Логопедические упражнения. Пересказ текста
«Рысь» с опорой на картинки.
15. Сказки. Логопедические упражнения. Чтение пословиц о сказках.
Игровые упражнения «Пиши правильно», «Читаем, пишем, рисуем». Работа в
тетради.
16. Зима. Логопедические упражнения. Чтение и отгадывание загадок,
запись слов - отгадок. Чтение рассказа. Игровые упражнения «Пиши
правильно», «Читаем, пишем, рисуем», «Придумай и напиши». Чтение
рассказа. Работа в тетради.
17. Зима. Зимующие птицы. Логопедические упражнения Пересказ
текста «Птичья елка» с опорой на картинки.
18. Новый год. Логопедические упражнения. Чтение рассказа про
Новый год. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Работа в тетради.
19. Животные
Севера.
Логопедические
упражнения.
Игровые
упражнения «Кто спрятался на картинке?», «Один - много», «Чья, чей, чьи?»,
«Составь схему».
20. Животные жарких стран. Логопедические упражнения. Игровые
упражнения «Подскажи словечко», «Будь внимательным», «Один — много»,
«Чья, чей, чьи?», «Составь схему», «Рассыпанные слоги».
21. Транспорт.
Логопедические
упражнения.
Загадки.
Игровые
упражнения «Пиши правильно», «Читай, подсказывай, пиши», «Допиши
пропущенные буквы». Работа в тетради. Пересказ текста «Девочка и грибы» с
опорой на картинки. Работа с книгой «Что скрывает поезд?».
22.Профессии. Логопедические упражнения. Игровые упражнения
«Читай, пиши, соединяй», Работа в тетради.
23. Город. Логопедические упражнения. Работа с картиной, «Что можно
увидеть в городе», «Измени слово», «Подумай, где можно», «Измени слово»,
«Расскажи об улице, в которой ты живешь»
24. Деревня. Логопедические упражнения. Игровые упражнения
«Назови действие».
25. Природные
явления.
Логопедические
упражнения.
Чтение
пословиц и стихотворений о природных явлениях. Игровые упражнения
«Читай и подчёркивай», «Соедини правильно», «Читай, думай, пиши». Работа
в тетради.
26. Лес. Логопедические упражнения. Чтение рассказа, загадок о лесе.
Игровые упражнения «Читай, думай, пиши», «Что перепутал художник».
Работа в тетради.
27.
Насекомые.
Логопедические
упражнения.
Разгадывание
кроссворда. Игровые упражнения «Раскрась и обведи». Работа в тетради.
28.Рыбы. Морские животные. Логопедические упражнения. Работа с
книгой «Что скрывает море?».
29. Речные
рыбы
и
другие
обитатели
рек.
Логопедические
упражнения. Игровые упражнения «Кто лишний», Пересказ текста «Раки» с
опорой на картинки.
30. Птицы. Логопедические упражнения. Загадки. Чтение рассказа.
Игровые упражнения «Читай, думай, пиши», «Читаем вместе». Работа в
тетради.
31. Цветы. Логопедические упражнения. Разгадывание кроссворда.
Игровые упражнения «Раскрась правильно». Работа в тетради.
32. 8 Марта. Логопедические упражнения. Чтение стихотворения.
Написание поздравления. Игровое упражнение «Думай, пиши, читай». Работа
в тетради.
33. Весна. Логопедические упражнения. Чтение рассказа. Игровые
упражнения «Читай, подсказывай, пиши, соединяй». Работа в тетради.
34. Космос. Логопедические упражнения. Работа с книгой «Космос?».
Игровые
упражнения
«Скажи
наоборот»,
«Сосчитай-ка»,
«Составь
предложение».
35. Наша Родина - Россия. Логопедические упражнения. Игровые
упражнения «Какое слово не подходит?», «Города России», «Объясни
пословицы».
36. Наша армия. Логопедические упражнения. Игровые упражнения
«Подбери признак», «Какой праздник?», «Военные профессии».
37. Лето. Логопедические упражнения. Чтение загадок и рассказа о лете.
Игровые упражнения «Читай, подсказывай, пиши», «Думай, пиши, читай»,
«Читай и раскрашивай». Работа В тетради.
38.
Мебель. Логопедические упражнения. Игровые упражнения
«Большой — маленький», «Подбери рифму», «Что это?», «Какой? Какая?
Какие?», «Один — много», «Загадай загадку».
39.
Посуда. Логопедические упражнения. Игровые упражнения
«Четвёртый лишний?», «Найди ошибку», «Сосчитай-ка», «Посуда», «Из чего
— какой?», «Скажи наоборот», «Назови первый звук».
40. Ребусы. Логопедические упражнения. Игра «Веселые ребусы».
Работа в тетради.
41.
Кроссворды.
Логопедические
упражнения.
Разгадывание кроссворда. Игра «Ну-ка, буква, отзовись». Работа в тетради.
42. Скоро в школу. Логопедические упражнения. Чтение пословиц о
школе. Чтение вопросов и написание ответов на них. Игровые упражнения
«Читаем вместе», «Соедини правильно». Работа в тетради.
43.
Закрепление пройденного материала. Логопедические
упражнения. Диагностика полученных знаний.
44. Заключительное занятие. Игра «Путешествие в страну знаний».
Условия реализации программы
Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста.
Срок реализации программы - 2 года.
Количество учащихся в группе 12-15 человек.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 30 мин.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
индивидуального уровня развития детей.
Приборы и оборудование:
- соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера);
- компьютер.
Демонстрационный материал:
игрушки;
муляжи предметов;
наборы картинок (в соответствии с темой занятия);
схемы слов и предложений;
дидактические настольные игры («Азбука», «Слоговые домики»,
«Лото», «Буквенные бродилки», «Волшебные прищепки»);
звуковые домики;
раскраски «Буквы»;
сюжетные картинки (иллюстрации к текстам).
Дополнительным пособием к изучению программы является:
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «От А до Я», Е. В. Колесникова.
Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет, О. С. Ушакова.
Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Я начинаю читать», Е. В.
Колесникова.
Раздаточный материал:
цветные карандаши;
ручка шариковая;
ленточки, полоски бумаги;
разрезная азбука.
К концу второго года обучения при успешном усвоении программы
учащиеся должны:
проявлять интерес к звучащему слову, чтению письму
ориентироваться в звуко - буквенной системе языка
понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв
записывать слова, предложения печатными буквами
разгадывать ребусы, кроссворды
читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты,
понимать прочитанный текст
ориентироваться в тетради в линейку
рисовать предметы в тетради в линейку
овладевать
универсальными
предпосылками
учебной
деятельности (понимать предложенные задания и самостоятельно их
выполнять, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и
самооценку, самостоятельно планировать свои действия на достижение
поставленной цели.
Нормативные документы
1. ФЗ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
федерации»;
2. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях
(СанПиН 2.4.4. 3172-14);
3. Устав МКУДО Нижнесергинский ЦДОД г. Нижние Серги.
Используемая литература
1. Е. В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
2012 г.
2. Е. В. Колесникова. Звуки и буквы. 2012 г.
4. Е. В. Колесникова. От слова к звуку. 2012 г.
5. Е. В. Колесникова. Слова, слоги, звуки. 2012 г.
6. Е. В. Колесникова. Учимся составлять слоговые схемы. 2012 г.
7. Е. В. Колесникова. Диагностика готовности к чтению и письму детей 56 лет. 2012 г.
8. А. И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.
2010г.
9. Н. Н. Поддьяков. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.
2013 г.
10. В. А. Волина. Занимательное азбуковедение. 2010 г.
11. О. С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет. 2017 г.