Модуль. развитие речи

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»

Принято на методическом совете
Протокол от

20

г. №
Утверждаю
директор МКУДО
Нижнесергинский ЦДОД
Милюков В.Ю.
« » __________202__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-педагогической направленности
«Развивай-ка»
Модуль «Речевое развитие»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Богаткина Анна Александровна

г. Нижние Серги
2024 год

Пояснительная записка.
Данная программа предполагает в области «Речевое развитие»
логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми
нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их
физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение
ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во
многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с
речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционнологопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть
адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Данная программа основана на использовании следующих программ и
пособий:
- Тетрадь дошкольника 5-6 лет. Логопедические игры и упражнения:
домашние задания / авт.-сост. О.А. Якимович. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель.
- 68 с.: ил.
- «Научите меня говорить правильно!» (пособие по логопедии для детей
и родителей) О.И. Крупенчук.

Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с
основной программой дошкольного образования и отвечает требованиям
федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС),
основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013 г. № 1155),
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам
дошкольного
образования
(Приказ
Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373
4. СанПиН 2.4.3648-20
5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
6. Образовательной программа
Цель - сформировать полноценную фонетическую систему языка,
развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового
анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки,
развивать связную речь.
Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых
нарушений;
- устранение
дефектов
звукопроизношения
(воспитание
артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и
развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции
различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку
слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные
действия по дифференциации фонем и установлению звуковой
структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;
формирование грамматического строя речи; развитие связной речи
дошкольников;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их
общительными, добрыми, любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Материально-техническая база:
- соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера);
- компьютер;
- магнитно-маркерная доска.

№
1.
2.

Учебно-тематический план модуля «Речевое развитие» 1 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Форма контроля
Всего Теория Практика
1
1
Вводное занятие
Беседа
Выработка
дифференцированных
движений органов
артикуляционного аппарата.

1

0,5

0,5

Беседа

Развитие речевого дыхания.
Уточнение правильного
произношения сохранных
звуков
Произнесение ряда гласных
на твердой и мягкой атаке.

1
2

0,5
1

0,5
1

Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

6.

Развитие навыков
употребления в речи
восклицательной,
вопросительной и
повествовательной
интонации.

2

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

7.

Развитие способности
узнавать и различать
неречевые звуки.

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

3.
4.

5.

8.

9.
10.

Развитие способности
узнавать и различать звуки
речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и
неречевых звуков.
Развитие слухового внимания
к звуковой оболочке слова,
слуховой памяти.

1

1

1
1

11.

Знакомство детей с анализом
и синтезом обратных слогов.

2

12.

Преобразование слогов за
счет изменения одного звука.

1

13.

Различение интонационных
средств выразительности в
чужой речи.
Различение односложных и
многосложных слов.
Выделение звука из ряда
других звуков.
Выделение ударного гласного
в начале слова, выделение
последнего согласного звука
в слове.
Выделение среднего звука в
односложном слове.

14.
15.
16.

17.

1

1
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ

1

1

Устный опрос и анализ
письменных работ

18.

19.

20.

Практическое усвоение
понятий «гласный» «согласный» звук.
Закрепление навыка
употребления категории
множественного числа
существительных.

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

1

1

Устный опрос и анализ
письменных работ

1

2

Устный опрос и анализ
письменных работ

1

2

Беседа

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

3

1

2

Устный опрос и анализ
письменных работ

3

1

2

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

1,5

Беседа

1

2

Беседа

1

1

Закрепление навыка
употребления формы
родительного падежа с

1

предлогом У.

21.

Согласование
притяжательных
местоимений мой, моя, мое с
существительными мужского,
женского, среднего рода.

22.

Закрепление навыка
употребления категории
числа и лица глаголов
настоящего времени.
Закрепление навыка
употребления в
самостоятельной речи
категорий прошедшего
времени глаголов
множественного числа.
Составление предложений по
демонстрации действий.
Объединение этих
предложений в короткий
текст.
Продолжение работы над
развитием подвижности
органов артикуляционного
аппарата.

23.

24.
25.
26.

27.

28.
29.

30.

Уточнение правильного
произношения поставленных
звуков.
Определение наличия звука в
слове.
Практическое знакомство с
понятиями « твердый мягкий звук» и «глухой звонкий».
Формирование умения
различать и оценивать
правильные эталоны
произношения в чужой и
собственной речи.

2

2

3

3

1

1

2

3

31.

32.

33.

34.
35.

Различение слов, близких по
звуковому составу;
определение количества
слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух
сохранных звуков (без
проговаривания)
Закрепление в
самостоятельной речи
навыка.

Закрепление умения.
Закрепление знаний и
умений, полученных ранее,
на новом словесном
материале.

36.

Автоматизация и
дифференциация
поставленных звуков

37.

Составление схемы слова с
выделением ударного слога.

38.

Выбор слова к
соответствующей
графической схеме.
Выбор графической схемы к
соответствующему слову
Преобразование слов за счет
замены одного звука или
слога.
Подбор слова с заданным
количеством звуков.
Определение
последовательности звуков в
слове.
Определение порядка
следования звуков в слове.
Определение количества и
порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих
перед или после
определенного звука.

39.
40.

41.

42.
43.
44.

45.

Составление слов из заданной
последовательности звуков.

46.

Активизация приобретенных
навыков в специально
организованных речевых
ситуациях; в коллективных
формах общения детей между
собой.

0,5

0,5

Беседа

4

1,5

2,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

3

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

4

1

3

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ

1

1

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

1

1

2

1

1

1
1

1

1
1
1

1
1

47.

Развитие детской
самостоятельности при
оречевлении предметнопрактической деятельности с
соблюдением фонетической
правильности речи.

1

-

1

Итого

72

29

43

Итоговое тестирование

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила техники безопасности. Правила
поведения в помещении и на улице. Диагностика первоначальных знаний.
2. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата с
помощью артикуляционной гимнастики.
3. Развитие речевого дыхания.
4. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные - [у], [а], [ау], [и],
[о], [э], [ы]; согласные - [м] - [м'], [н]-[н'], [п]-[п'], [т]-[т'], [к] - [к'], [ф]- [ф'], [д] - [д'], [в]
- [в'], [б] - [б'], [г] - [г'], [х] - [х'].
5. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и
интонацией: изолированно; в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с
различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических
рисунков, предъявленных педагогом; произнесение различных сочетаний из прямых,
обратных и закрытых слогов); в словах; в предложениях.
6. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и
повествовательной интонации.
7. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
8. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
9. Дифференциация речевых и неречевых звуков.
10. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
11. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
12. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
13. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
14. Различение односложных и многосложных слов.
15.Выделение звука из ряда других звуков.
16. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука
в слове.
17. Выделение среднего звука в односложном слове.
18. Практическое усвоение понятий «гласный» - «согласный» звук.

19. Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
20. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У.
21.Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными
мужского, женского, среднего рода.
22.Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего
времени.
23.Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего
времени глаголов множественного числа.
24.Составление предложений по демонстрации действий.
25.Объединение этих предложений в короткий текст.
26. Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного
аппарата.
27. Уточнение правильного произношения поставленных звуков -[л'], [йот], [ы - и], [с]-[с'],
[з]-[з'], [с] - [з], [с']-[з'], [ц], [б] - [п], [ш], [ж], [с] - [ш], [з] - [ж], [с] - [з] - [ш] - [ж]
28.Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия
которых включают: дифференцируемые звуки; определенный заданный звук.
29.На этом же материале: определение места звука в слове; выделение гласных звуков в
положении после согласного в слоге; осуществление анализа и синтеза прямого слога;
выделение согласного звука в начале слова; выделение гласного звука в конце слова.
30. Практическое знакомство с понятиями «твердый -мягкий звук» и «глухой -звонкий».
31.Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в
чужой и собственной речи.
32.Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов
(гласных) в слове.
33.Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
по твердости – мягкости ([м]-[м'], [н]- [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'],д] -[д'], [в] [в'], [б] - [б'], [г] - [г']); по глухости - звонкости: [п] - [б], [к] - [г], [т] - [д]; в обратных слогах;
в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; составление предложений с
определенным словом; анализ двухсловного предложения, анализ предложения с
постепенным увеличением количества слов..
34.Закрепление в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с
существительными

в

роде,

числе,

падеже

и

образования

относительных

прилагательных; согласования порядковых числительных с существительными.

35.

Закрепление умения: подбирать однокоренные слова; образовывать сложные слова;
составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

36.распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых,
дополнений, определений; составлять предложения, по, опорным словам; составлять
предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные
изучаемыми звуками; заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
37. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
38. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков: [л], [р], [л] -[л'], [р]-[р'], [л'] [л] - [р]- [р'], [ч], [щ], [ч]-[щ] в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трех
согласных; в словах и фразах; в стихах и коротких текстах; закрепление умений,
полученных ранее, на новом речевом материале.
39.Составление схемы слова с выделением ударного слога.
40.Выбор слова к соответствующей графической схеме.
41.Выбор графической схемы к соответствующему слову.
42.Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
43.Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков
в слове (спеллинг).
44.Определение порядка следования звуков в слове.
45.Определение количества и порядка слогов в слове.
46.Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов
из заданной последовательности звуков.
47. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых
ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
48.Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической
деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Требования к уровню подготовки детей.
К концу года дети должны знать:
> правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
> четко дифференцировать все изученные звуки;
> называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
> находить в предложении слова с заданным звуком, определять
место звука в слове;
> различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
> овладеть интонационными средствами выразительности речи в
сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного
звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного
звука.

Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки - схемы,
фильмы и т.д.

№
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

Учебно-тематический план модуля «Речевое развитие» 2 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Беседа
Выделение начального
1
1
гласного. Звук [У].
Беседа
1
0,5
0,5
Выделение начального
гласного. Звук [А].
Беседа
Анализ ряда типа [АУ].
1
0,5
0,5
Устный опрос и анализ
2
1
1
Выделение начального
письменных работ
гласного. Звук [И].
Устный опрос и анализ
0,5
0,5
1
Анализ ряда типа [ИУ].
письменных работ
Устный опрос и анализ
0,5
1,5
1
Анализ ряда типа [ИАУ].
письменных работ
Беседа
0,5
0,5
1
Анализ слога типа [АП].
Устный опрос и анализ
0,5
0,5
Выделение начального и
письменных работ
1
конечного согласного. Звук
[Э].
Беседа
Выделение начального и
0,5
0,5
конечного согласного. Звук
[Т].
1
Устный опрос и анализ
0,5
0,5
Выделение начального и
письменных работ
1
конечного согласного. Звуки
[Л], [Т].
Устный опрос и анализ
0,5
0,5
Выделение начального и
письменных работ
1
конечного согласного. Звуки
[А], [У].
Беседа
0,5
0,5
Выделение начального и
1
конечного согласного. Звуки
[И], [Э].
Беседа
0,5
0,5
Выделение начального и
конечного согласного. Звуки
[К], [К`].
Выделение начального и
конечного согласного. Звуки
[М], [М'].

1
1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

Выделение гласного из
положения после согласного.
Звук [Л'].
Выделение гласного из
положения после согласного.
Звук [О].

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

17.

Выделение гласного из
положения после согласного.
Звуки [Х], [Х'].

2

1

1

Устный опрос и анализ
письменных работ

18.

Выделение гласного из
положения после согласного.
Звуки [К], [Х].
Анализ прямого слога типа МА. Звук [I].
Анализ прямого слога типа МА. Звуки [Л'], [I].

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

2

0,5

1,5

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа

14.

15.

16.

19.
20.

1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Анализ слов типа БЫК. Звук
[Ы].
Анализ слов типа БЫК. Звуки
[Ы], [И].
Анализ слога типа - МИ.
Звуки [Ы], [И].
Анализ слога типа - МИ.
Мягкие звуки.
Анализ слога типа - МИ. Звук
[И].
Деление слов н слоги. Звук
[С].
Схемы слов.
Слоговой и звуко-слоговой
анализ слова. Звуки [С], [С].
Выкладывание звукослоговых схем. Звук [З].
Выкладывание звукослоговых схем. Звуки [З], [З].
Выкладывание звукослоговых схем.
Практическое усвоение
слогообразующей роли.
Звуки [Б], [Б].
Анализ двусложных слов с
закрытым слогом без
стечения согласных. Звук [Т'].
Анализ двусложных слов с
закрытым слогом без
стечения согласных. Звук
[Д'].
Выделение ударного гласного
в слове. Звуки [Д], [Т].
Анализ слов типа БУМАГА.
Звуки [Д], [Д'].
Анализ слов типа БУМАГА.
Звуки [Т], [Т'].
Анализ слов типа БУМАГА.
Звуки [Г].
Анализ слов типа БУМАГА.
Звуки [Г], [Г'].
Анализ слов типа КОШКА,
МИШКА. Звук [Ш].
Анализ слов типа КОШКА,
МИШКА. Звуки [К], [К'].

Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа

0,5

0,5

Беседа

2

1

1

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

2

1

1

1

0,5

0,5

1
1
1
2
1
1

1
1

Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа

1
1

2

1
1

Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ

42.

Анализ слов типа СТУЛ,
ВОЛК, ПЛИТА. Звуки [С],
[Ш].

1

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

43.

Анализ слов типа СТУЛ,
ВОЛК, ПЛИТА. Звук [Л].

1

1

1

Устный опрос и анализ
письменных работ

44.

Анализ слов типа СТУЛ,
ВОЛК, ПЛИТА. Звуки [Л],
[Л'].

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

45.

Анализ слов типа
КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звук
[Ж].

1

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

46.

Анализ слов типа
КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звуки
[Ж], [Ш].

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

0,5

0,5

Беседа

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

1

0,5

0,5

Беседа

2

1

1

Беседа

1

1

1

Устный опрос и анализ
письменных работ

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

1

0,5

1,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [С`],

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Ц],

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

47.

48.
49.

50.

51.

52.

53.
54.

Анализ слов типа
КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звуки
[Ж], [З].
Анализ слов типа
КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звук
[Р].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [С],
[З].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Ш],
[Ж].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Л],
[Л'].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Р],
[Р].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звук [Ч].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Ч],

1

1

1
1

1

1

1

[Т].
55.
56.

Анализ слов разного звукослогового состава. Звук [Ц].
Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Ц],

[С].
57.

Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Ч],

[С`].[Т`].
58.

Анализ слов разного звукослогового состава. Звуки [Щ]-

[Ч].
59.

[Т`].
60.

[С],[C`]

61.

Анализ слов разного звукослогового состава.
Повторение пройденного.

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

62.

Анализ слов разного звуко-

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

Упражнения на все звуки по
усмотрению педагога.

1

0,5

0,5

Устный опрос и анализ
письменных работ

Итого

72

31,5

40,5

слогового состава.
Повторение пройденного.

63.

1. Выделение начального гласного. Звук [У]. За счет сравнения и сопоставления
существительных единственного и множественного числа.
2. Выделение начального гласного. Звук [А]. За счет сравнения и сопоставления
существительных единственного и множественного числа.
3. Анализ ряда типа [АУ]. За счет сравнения и сопоставления существительных
единственного и множественного числа.
4. Выделение начального гласного. Звук [И]. Воспитание направленности внимания к
изучению грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления:
существительных единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А
(куски, кусты, письма); различных окончании существительных множественного числа,
личных окончаний
5. Анализ ряда типа [ИУ]. Воспитание направленности внимания к изучению
грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных
единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, письма);
различных окончании существительных множественного числа, личных окончаний.
6. Анализ ряда типа [ИАУ]. Воспитание направленности внимания к изучению
грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных
единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, письма);
различных окончании существительных множественного числа, личных окончаний
7. Анализ слога типа [АП]. Воспитание направленности внимания к изучению
грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных
единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, письма);
различных окончании существительных множественного числа, личных окончаний.
8. Выделение начального и конечного согласного. Звук [Э]. За счет существительных
множественного числа Р.п (много кусков, оленей, стульев, лент, окон) Согласование
глаголов

единственного

и

множественного

числа

настоящего

времени

с

существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных окончаний
глаголов наст. времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют дети);
привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка).
9. Выделение начального и конечного согласного. Звук [Т]. кусков, оленей, стульев, лент,
окон) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего
времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных
окончаний глаголов наст. времени в единственном и множественном числе (поёт Валя,

поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,
моя сумка).
10.Выделение начального и конечного согласного. Звуки [Л], [Т]. кусков, оленей, стульев,
лент, окон) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего
времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных
окончаний глаголов наст. времени в единственном и множественном числе (поёт Валя,
поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,
моя сумка).
11.Выделение начального и конечного согласного. Звуки [А], [У]. кусков, оленей, стульев,
лент, окон) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего
времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных
окончаний глаголов наст. времени в единственном и множественном числе (поёт Валя,
поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,
моя сумка).
12.Выделение начального и конечного согласного. Звуки [И], [Э]. кусков, оленей, стульев,
лент, окон) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего
времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных
окончаний глаголов наст. времени в единственном и множественном числе (поёт Валя,
поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,
моя сумка).
13.Выделение начального и конечного согласного. Звуки [К], [К]. кусков, оленей, стульев,
лент, окон) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего
времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение личных
окончаний глаголов наст. времени в единственном и множественном числе (поёт Валя,
поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,
моя сумка).
14.Выделение начального и конечного согласного. Звуки [М], [М']. кусков, оленей,
стульев, лент, окон) Согласование глаголов единственного и множественного числа
настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнение
личных окончаний глаголов наст. времени в единственном и множественном числе
(поёт Валя, поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов(мой стакан, моя сумка).
15. Выделение гласного из положения после согласного. Звук [Л']. Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки
(наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех- меховоймеховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос,
снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок,
колёсико).
16.Выделение гласного из положения после согласного. Звук [О]. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки
(наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех- меховоймеховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос,
снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок,
колёсико).
17.Выделение гласного из положения после согласного. Звуки [Х], [Х']. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки
(наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех- меховоймеховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос,
снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок,
колёсико).
18.Выделение гласного из положения после согласного. Звуки [К], [Х]. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки
(наливает, поливает, выливает); способом присоединения суффиксов (мех- меховоймеховая, лимон- лимонный-лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос,
снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок,
колёсико).
19.Анализ прямого слога типа -МА. Звук [I]. Привлечение внимания к составу простого
распространённого предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу);
20.Анализ прямого слога типа -МА. Звуки [Л'], [I]. выделение слов из предложений с
помощью вопросов: кто? что делает? делает что? ;
21.Анализ слов типа БЫК. Звук [Ы]. составление предложений из слов, данных полностью
или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным
ответом на вопросы
22.Анализ слов типа БЫК. Звуки [Ы], [И]. составление предложений из слов, данных
полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и
полным ответом на вопросы

23.Анализ слога типа - МИ. Звуки [Ы], [И]. Составление простых распространённых
предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по
демонстрации действий, по вопросам.
24.Анализ слога типа - МИ. Мягкие звуки. Составление простых распространённых
предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по
демонстрации действий, по вопросам.
25.Анализ слога типа - МИ. Звук [И]. Составление простых распространённых
предложений с использованием предлогов на, у, под, над, с, со по картинкам, по
демонстрации действий, по вопросам.
26.Деление слов на слоги. Звук [С]. Объединение нескольких предложений в небольшой
рассказ. Заучивание текста наизусть
27.Схемы слов. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание
текста наизусть
28.Слоговой и звуко-слоговой анализ слова. Звуки [С], [С]. Слоговой и звуко-слоговой
анализ слов типа суп, косы, Сима
29.Выкладывание звуко-слоговых схем. Звук [З]. Выкладывание звуко-слоговых схем.
30. Выкладывание звуко-слоговых схем.
31.Практическое усвоение слогообразующей роли. Звуки [Б], [Б]. Привлечение внимания
к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались
белкой. Дети кормили белку)
32.Анализ двусложных слов с закрытым слогом без стечения согласных. Звук [Т']. к
согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в
единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие
кубики);
33.Анализ двусложных слов с закрытым слогом без стечения согласных. Звук [Д']. к
согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению
окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и
множественном числе (ой.. голубой платок, ая..голубая лента; ое.. голубое платье; ые..
голубые полотенца).
34.Выделение ударного гласного в слове. Звуки [Д], [Т]. к согласованию прилагательных
с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных
мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой..
голубой платок, ая..голубая лента; ое.. голубое платье; ые.. голубые полотенца).

35.Анализ слов типа БУМАГА. Звуки [Д], [Д']. Употребление сочетаний прилагательных
с существительными.
36.Анализ слов типа БУМАГА. Звуки [Т], [Т']. Употребление сочетаний прилагательных с
существительными.
37.Анализ слов типа БУМАГА. Звуки [Г]. Употребление сочетаний прилагательных с
существительными.
38.Анализ слов типа БУМАГА. Звуки [Г], [Г']. Употребление сочетаний прилагательных с
существительными.
39.Анализ слов типа КОШКА, МИШКА. Звук [Ш]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
40.Анализ слов типа КОШКА, МИШКА. Звуки [К], [К']. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
41.Анализ слов типа СТУЛ, ВОЛК, ПЛИТА. Звуки [С], [Ш]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
42.Анализ слов типа СТУЛ, ВОЛК, ПЛИТА. Звук [Л]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
43.Анализ слов типа СТУЛ, ВОЛК, ПЛИТА. Звуки [Л], [Л']. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
44.Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звук [Ж]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
45.Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звуки [Ж], [Ш]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
46.Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звуки [Ж], [З]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
47.Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА. Звук [Р] Употребление сочетаний

прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
48.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [С], [З]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
49.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Ш], [Ж]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
50.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Л], [Л']. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
51.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Р], [Р]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
52.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звук [Ч]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
53.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Ч], [Т]. Употребление сочетаний
прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе
предложения в разных падежах.
54.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Ц]. Развитие внимания к
изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени
действия.
55.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Ц], [С]. Закрепление полученных
ранее навыков.
56.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Ч], [С] [Т]. Словарная работа
Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов
за счет присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения.
57.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звук [Щ]. 2. Словарная

работа

Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов
за счет присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения.
58.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Щ]- [Ч]. Образование
существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель,

учительница, ученик; футбол, футболист).
59.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [С`], [Т`]. Образование
существительных,

обозначающих

лица

по

их

деятельности,

профессии

(учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).
60.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [С], [С], [С`]. Формирование
умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения
подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
61.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Звуки [Ч], [Т]. Формирование умения
использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать
родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
62.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Повторение пройденного. Закрепление
всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе
сложные предложения.
63.Анализ слов разного звуко-слогового состава. Повторение пройденного. Закрепление
всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе
сложные предложения.
64.Упражнение на все звуки по усмотрению педагога. Заучивание наизусть прозаических
и стихотворных текстов, скороговорок.

Требования к уровню подготовки детей.
К концу года дети должны знать:
> правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
> четко дифференцировать все изученные звуки;
> различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой
звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на
практическом уровне;
> называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков
в словах;
> производить элементарный звуковой анализ и синтез;
> читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной
программы;
> отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить
вопросы к текстам и пересказывать их;
> выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного
слогового состава, предложения с применением всех усвоенных
правил правописании
Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного
звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного
звука.

Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки схемы, фильмы и т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».