Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Принято на методическом совете
Протокол от
20
г. №
Утверждаю
директор МКУДО
Нижнесергинский ЦДОД
Милюков В.Ю.
« » __________202__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-педагогической направленности
«Развивай-ка»
Модуль «Знакомство с окружающим миром»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Богаткина Анна Александровна
г. Нижние Серги
2024 год
Пояснительная записка.
Цель - познакомить детей с окружающим нас миром и его особенностями.
Задачи:
1.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать
природный мир;
2.
Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных
зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях
существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
3.
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
4.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через
понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за
свои поступки.
Для реализации рабочей программы используется: Учебное пособие для
дошкольников А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!».
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию знаний об
окружающем мире у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания
детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр,
рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по
учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут в
соответствии с нормами СанПин.
-
Материально-техническая база:
соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера);
компьютер;
магнитно-маркерная доска.
№
1
2
3
4
Учебно-тематический план модуля «Знакомство с окружающим миром»
1 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Форма контроля
Всего Теория Практика
Мы живем в городе.
Прогулка по городу.
Как вести себя на улице.
Моя семья.
2
2
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
1
1
Беседа
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
1
1
Беседа
1
2
1
1
1
1
1
30
1
42
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
2
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Какие мы.
Кто с нами живет.
Экскурсия в осенний парк.
В лес за грибами и
ягодами.
Как животные к зиме
готовятся.
Мы идем в магазин.
Откуда овощи в магазине.
Фрукты на прилавках
магазинов.
Мы помогаем маме
готовить.
3
3
3
2
3
2
3
3
2
14
15
16
Откуда хлеб пришел.
Профессии людей.
Зима в городе.
3
2
2
17
Экскурсия в зимний парк.
3
18
Лесные обитатели - звери.
2
19
20
День мужества.
Мамин день.
2
2
21
22
О тех, кто умеет летать.
Обитатели птичника.
3
2
23
Обитатели воды - рыбы.
3
24
Мы едем в зоопарк.
Весеннее пробуждение
природы.
Весеннее пробуждение
природы.
Шестиногие малыши.
2
25
26
27
28
29
30
Времена года.
Сажаем растения.
Подведем итоги.
Итого
Беседа
Беседа
Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
Устный опрос и анализ
письменных работ
Беседа
1
1
1
1
3
2
3
2
2
2
72
1.
Мы живем в городе. Закреплять и расширять знания детей о городе; учить
сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать
бережное, заботливое отношение к своему городу
2.
Прогулка по городу. Уточнять и расширять знания детей о транспорте; развивать
умение находить признаки сходства и различия и выражать их речи; приучать к культуре
поведения в транспорте.
3.
Как вести себя на улице. Расширить представления детей о правилах поведения во
дворе и на улице; учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и
здоровья.
4.
Моя семья. Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и
уважение к своим близким, культуру поведения; развивать речь.
5.
Какие мы. Учить видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи;
воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу
6.
Какие мы. Развивать способность определять эмоциональное состояние по
схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом,
развивать речь; уточнить знания детей о частях лица и их названия
7.
Кто с нами живет. Закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят,
что едят) и умение соблюдать правила безопасности при общении с ними; развивать умение
выделять признака сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать гуманное
отношение к животным
8.
Экскурсия в осенний парк. Расширить представления детей о характерных признаках
осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях,
происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно – следственные
связи на примере образования плода, соблюдать правила безопасности на природе;
продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное
отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
9.
В лес за грибами и ягодами. Расширять представление детей о значении леса в жизни
людей; познакомить ребят с некоторыми свойствами древесины; расширять представления
детей о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и
местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать
бережное отношение к природе; способствовать развитию эстетического восприятия
окружающего мира.
10.
Как животные к зиме готовятся. Расширить представления детей об образе жизни
лесных зверей и оседлых птиц осенью; воспитывать любознательность.
11.
Мы идем в магазин. Совершенствовать представления детей о способах
классификации
предметов
по
типовым
признакам;
воспитывать
вежливость
и
доброжелательное отношение к окружающим; развивать речь; продолжать знакомить с
правилами поведения в общественных местах.
12.
Откуда овощи в магазине. Расширить представления детей об овощах; учить
различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно – следственные связи на
примере образования плода.
13.
Фрукты на прилавках магазинов. Расширить представления детей о фруктах и
садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду; продолжать учить
устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода.
14.
Мы помогаем маме готовить. Расширить представления детей об овощах и фруктах
как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные органы чувств
(анализаторы); закрепить умение соблюдать правила безопасности.
15.
Откуда хлеб пришел. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;
донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать
бережное отношение к хлебу.
16.
Профессии людей. Уточнить и расширить представление детей о профессиях;
воспитывать уважение к людям любых профессий; познакомить с профессиями людей,
обеспечивающих безопасность других (пожарный, милиционер, военный и пр.).
17.
Зима в городе. Расширить представления детей о характерных признаках зимы,
учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать
выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь; подвести детей к пониманию
необходимости бережно относиться к своему здоровью.
18.
Экскурсия в зимний парк. Познакомить с зимними явлениями в жизни природы;
закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность
наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, умение
соблюдать правила безопасности в природе; воспитывать любознательность, бережное и
заботливое отношение к природе.
19.
Лесные обитатели - звери. Дать детям представление о способах подготовки лесных
зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, соблюдать правила безопасности;
развивать речь.
20.
Обитатели скотного двора. Уточнить и закрепить знания детей о домашних
животных села, об их назначении и пользе человека; закрепить умение соблюдать правила
безопасности при общении с ними; воспитывать любознательность.
21.
День мужества. Закрепление знаний о весенних праздниках.
22.
Мамин день. Закрепление знаний о весенних праздниках.
23.
О тех, кто умеет летать. Уточнить и расширить представление детей о птицах; учить
находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать
правила безопасности при общении с животными; воспитывать бережное, заботливое
отношение к природе.
24.
Обитатели птичника. Уточнить и расширить представление детей о домашних
птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умение
наблюдать, анализировать, делать выводы, умение соблюдать правила безопасности при
знакомстве с домашними животными и осторожность при общении с ними; воспитывать
бережное, заботливое отношение к природе.
25.
Обитатели воды - рыбы. Уточнить и расширить представление детей о рыбах;
развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; закрепить
умение соблюдать правила безопасности.
26.
Мы едем в зоопарк. Обобщить и систематизировать представление детей о животных
в нашей и других странах; воспитывать культуру поведения; закрепить умение соблюдать
правила безопасности в общественных местах.
27.
Весеннее пробуждение природы. Расширить представление детей о характерных
признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать,
анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширить представление
детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; закрепить умение соблюдать правила
безопасности на природе; воспитывать любознательность.
28.
Весеннее пробуждение. Расширить представление детей о характерных признаках
весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять с детьми знания о деревьях,
кустарниках, травах; развивать умение наблюдать, описывать, устанавливать простейшие
причинно – следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности при
прогулках на природе; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к
природе.
29.
Шестиногие малыши. Расширять и уточнять знания детей о насекомых; об их
характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать
их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать бережное
отношение ко всему живому
30.
Времена года. Закреплять представление детей об основных признаках всех времен
года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.
31.
Сажем растения. Расширить представление детей о жизни домашних животных
весной и о труде людей в селе в весеннее время; развивать речь детей.
32.
Подведем итоги. Повторить основные признаки всех времен года; закреплять с
детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; о домашних и диких животных; обогащать
словарь на основе представлений об окружающем.
Требования к уровню подготовки детей.
К концу года дети должны знать:
>
Представителей животного мира и разделять их по видам.
>
Аргументировать свой выбор.
>
Соотносить представителей животного мира со средой обитания.
>
Называть их характерные признаки.
>
Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к
>
Знать, как нужно ухаживать за домашними животными.
>
Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц
ним.
и растений.
>
Без труда выражать свое отношение к представителям животного
>
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их
мира.
характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития
комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть
сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен
проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
>
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их
отличительные характеристики.
>
Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности,
знать характерные признаки каждого времени года.
№
Учебно-тематический план модуля «Знакомство с окружающим миром»
2 год обучения
Тема занятия
Количество часов
Форма контроля
Всего Теория Практика
1
2
3
Приглашение к
путешествию.
Береги себя.
Если хочешь быть здоров.
2
2
3
4
Книги в дорогу.
2
5
«Уж небо осенью
дышало».
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Район, в котором ты
живешь.
Помощники в
путешествии: глобус и
карта.
Выбираем транспорт.
Путешествие на Северный
полюс.
Путешествие в тундру.
Жители тундры.
Обитатели тайги.
Путешествие в смешанный
лес.
«Идет волшебница зима».
В гости к мастерам гжели.
В гости к городецким
мастерам.
Путешествие к мастерам
хохломы.
На экскурсию в Москву.
Достопримечательности
Москвы.
Улицы Москвы.
В гости к дымковским
мастерам.
Филимоновская игрушка.
История русского
костюма.
1
1
Беседа
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
Беседа
Беседа
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
0,5
1
2,5
0,5
0,5
1
1,5
2
3
2
3
2
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
3
2
2
2
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Беседа
3
3
2
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Беседа
3
3
2
2
3
2
2
3
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Устный опрос и
анализ письменных
24
25
26
Ярмарка.
Весна в степи.
Откуда хлеб пришел.
2
3
2
27
Зоопарк.
3
28
«Широка страна моя
родная...».
29
30
Мой родной край.
Конкурс эрудитов.
Итого
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
29
1
43
2
2
2
72
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
Беседа
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Устный опрос и
анализ письменных
работ
Беседа
1.
Приглашение к путешествию. Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать
вопросы об окружающем мире, вступать в учебный диалог; различать способы и средства
познания окружающего мира;
оценивать результаты своей работы, понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
2.
Береги себя. Основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы не болеть и
беречь свое здоровье.
3.
Если хочешь быть здоровым. Основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы
не болеть и беречь свое здоровье.
4.
Книги в дорогу. Рассказ о библиотеке.
5.
«Уж небо осенью дышало». Наблюдать за объектами природы и записывать
наблюдения.
6.
Район, в котором ты живешь. Знать свою улицу, дом, квартиру, основные
достопримечательности района.
7.
Помощники в путешествии: глобус и карта. Первоначальные сведения о форме
Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. Выдвигать
предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей
планеты
8.
Выбираем транспорт. Зачем человеку нужен транспорт? Откуда пришел транспорт.
Виды транспорта.
9.
Путешествие на Северный полюс. Расширять знания детей о планете Земля.
Почему животные севера не мёрзнут? Чем покрыто тело моржа, тюленя, медведя? Чем
питаются эти животные? Особенности проживания на севере.
10.
Путешествие в тундру. Суровый климат тундры, растения, животные. Какие люди
там живут?
11.
Жители тундры. Суровый климат тундры, растения, животные. Какие люди там
живут?
12.
Обитатели тайги. Что такое тайга? Природа тайги, растения, животные
13.
Путешествие в смешанный лес. Учить детей правильному поведению в лесу.
Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях.
Продолжать учить детей описывать птиц, выделяя их характерные признаки
14.
«Идет волшебница зима». Научить определять признаки зимы через наблюдение и
проведение опытов
15.
В гости к мастерам гжели. Знакомить детей с произведениями народного
творчества гжельских мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его
построения.
16.
В гости к городецким мастерам. Знакомить детей с произведениями народного
творчества городецких мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его
построения.
17.
Путешествие к мастерам хохломы. Познакомить детей с особенностями
изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла
18.
На экскурсию в Москву. Москва — столица России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь
москвичей — наших сверстников
19.
Достопримечательности Москвы. Познакомить детей с самыми известными в
Москве, да и во всём мире Большим театром, музеями, с правилами поведения в процессе их
посещения. Приобщать детей к русской национальной культуре
20.
Улицы Москвы. Дать детям начальные представления об истории возникновения
и развития города Москвы, познакомить с образом жизни в старину.
21.
В гости к дымковским мастерам. Познакомить детей с историей дымковской
игрушки.
22.
Филимоновская игрушка. Познакомить детей с историей филимоновской
игрушки.
23.
История русского костюма. Познакомить детей о национальном костюме, с
русской старинной обувью «Лапти» Прививать интерес к русскому народному творчеству.
24.
Ярмарка.
25.
Весна в степи. Познакомить детей с особенностями природных условий степи и с
природными явлениями весенних месяцев. Развивать детей мышление, воображение,
способность наблюдать, строить предположения
26.
От куда хлеб пришёл. Познакомить детей о том, когда появился хлеб…
27.
Зоопарк. Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том,
что человек—часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать
представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери
(млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную
отзывчивость
28.
«Широка срана моя родная..». Знакомство с целями и задачами раздела. Родина —
эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её
столице, о своей малой родине
29.
Мой родной край.
30.
Конкурс эрудитов. Уметь отвечать на вопросы, вести диалог, помогать товарищу.
Требования к уровню подготовки детей.
К концу года дети должны знать:
>
Представителей животного мира и разделять их по видам.
>
Аргументировать свой выбор.
>
Соотносить представителей животного мира со средой обитания.
>
Называть их характерные признаки.
>
Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним.
>
Знать, как нужно ухаживать за домашними животными.
>
Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц
и растений.
>
Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
>
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их
характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития
комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть
сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен
проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
>
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их
отличительные характеристики.
>
Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности,
знать характерные признаки каждого времени года.
Требования к уровню подготовки детей.
К концу года дети должны знать:
>
>
>
>
>
>
>
>
>
>
Свою фамилию, имя, возраст.
Фамилию, имя, отчество, родителей.
Времена года в последовательности.
Правила дорожного движения.
Уметь сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинноследственные
связи между природными явлениями
О родной стране как о многонациональном государстве, о государственных
праздниках, о родном городе, его достопримечательностях.
О Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать
Родину.
О предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых
они состоят; материалах, из которых они сделаны.
О растениях и животных.
Нормативные документы
1.
ФЗ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
федерации»;
2.
Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях
(СанПиН 2.4.4. 3172-14);
3.
Устав МКУДО Нижнесергинский ЦДОД г. Нижние Серги.
Учебно - методический комплект.
Вахрушев А.А.
Здравствуй, мир! Пособие для дошкольников. В 4 ч. Ч. 3 (5-6 лет) / А.А.
Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. - Изд. 4-е, испр., доп. - М.: Баласс, 2018. - 64 с.:
ил.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки - схемы,
фильмы и т.д.