Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Цель дополнительного образования детей – выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6,6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга» (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, признанная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи в Центре способствуют: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, направленность образовательной деятельности на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию. Центр осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей», как образовательное учреждение, осуществляет четко спланированное, целенаправленное полноценное образование детей и подростков, реализует дополнительные образовательные программы, решает следующие задачи: - осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающееся на приоритете свободного развития личности; - вовлечение детей и подростков в активную творческую деятельность; - выявление одаренных детей, создание условий для самоопределения, всестороннего развития, самореализации личности и осуществление ранней профессиональной ориентации; - проведение массовой просветительской работы среди населения. МКУДО Нижнесергинский ЦДОД, в своей деятельности реализует дополнительные общеобразовательные программы: - дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств; - дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта; - дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта; - дополнительные общеразвивающие программы; - образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности. МКУДО Нижнесергинский ЦДОД, отделение – Центр детского творчества в своей деятельности реализует программы дополнительного образования детей художественной, социально – педагогической, технической направленности; Центр реализует модель образования открытого типа, предполагающую включение каждого ребенка, подрастающего человека в художественно-эстетические и социальные сферы жизнедеятельности. Открытое образование предполагает концентрацию на индивидуальной личности ребенка, на его стремлении к познанию, развитию, самосовершенствованию, творчеству. Художественное образование обеспечивает свободу выбора обучающихся Центра, стратегии образования в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, сопряженного с социализацией личности каждого обучающегося. Программа развития МКУДО Нижнесергинский ЦДОД на 2018-2022 годы – нормативно-правовой документ, который определяет цели и задачи, стратегию и тактику развития учреждения, приоритетные направления его деятельности, механизм реализации и предполагаемый результат развития учреждения на отделениях: Детская школа искусств, Центр детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа в указанный период. Программой развития Центра предусматриваются следующие направления работы: 1. Учебно-воспитательная 2. Учебно – методическая 3. Концертно – просветительская, выставочная 4. Учебно-спортивная 5. Развитие инновационных проектов 6. Развитие материально-технической базы Программа развития Центра разработана в соответствии с законодательством об образовании, законами и нормативными актами. Паспорт Программы Наименование программы: Программа развития Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Нижнесергиниский центр дополнительного образования детей» на 2018-2022 годы. Нормативно – правовая база программы: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р); - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). - О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09- 3564). - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. N 196 Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16.07.2013 № 998 «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»; - Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств; - Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (редакция от 03.11.2015); - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 30 «О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41). - Устав Муниципального казенного учреждения дополнительного дополнительного образования детей» - Образовательные программы МКУДО Нижнесергийгский ЦДОД. образования «Нижнесергинский центр Заказчик программы: Администрация МКУДО Нижнесергинский ЦДОД, педагогический совет. Разработчики программы: Администрация МКУДО Нижнесергинский ЦДОД Сроки и этапы реализации программы 2018 – 2022 гг.: В Программе развития предусматривается прохождение этапов, каждый из которых является качественно новой ступенью в развитии Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Нижнесергинский Центр дополнительного образования детей»: 1 этап (2018 год) – подготовительный: - анализ исходного состояния МКУДО Нижнесергинский ЦДОД; - оценка и формирование условий для реализации Программы; - актуализация нормативно-правовой базы деятельности учреждения; - осуществление независимой оценки условий реализации образовательных программ, мониторинга качества образовательных программ. 2 этап (2019–2021 гг.) – основной: - модернизация содержания образовательных программ и социально-культурной среды МКУДО Нижнесергинский ЦДОД; - внедрение и реализация новых дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ; - модернизация материальной инфраструктуры; - обеспечение оптимальных условий (кадровых, методических, информационных) для реализации программных мероприятий; - промежуточный анализ реализации Программы развития и ее корректировка. 3 этап (2021–2022 гг.) – обобщающий: - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития образовательной организации; - разработка методических материалов, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Цель программы: Создание в МКУДО Нижнесергинский ЦДОД, как в образовательном учреждении, оптимальных условий, обеспечивающих реализацию дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ, обеспечение вовлечения детей, подростков и молодежи в активную познавательную деятельность, направленную на формирование общей культуры, обеспечение компетентностного подхода, заключающегося в получение полноценного художественного образования, приобщение обучающихся к сокровищнице мирового искусства, создание необходимых правовых, организационных и экономических условий формирования профессионально-компетентной, творческой личности тренера-преподавателя, укрепление материально-технической базы, формирование всесторонне развитой, социально-активной личности, соответствующей требованиям современного этапа развития общества путѐм расширения и углубления опыта педагогической деятельности в учебновоспитательном процессе учреждения. Задачи программы: 1. Обеспечение конкурентоспособности учреждения путем качественной реализации дополнительных программ в области искусств; 2. Обновление и совершенствование программного – методического содержания, его форм, методов и технологий, разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности и увеличение числа детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования; 3. Повышение профессиональной компетентности педагогического состава, его готовности обновлять содержание и характер профессиональной деятельности, внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования как инструмента повышения результативности педагогической деятельности; 4. Осуществление мониторинга научно-методического и дидактического обеспечения образовательных программ; 5. Локализация примерных (типовых) программ в соответствии со спецификой отделений, разработка методического сопровождения образовательных, адаптированных программ для отдельных групп обучающихся; 6. Формирование системы экспертной оценки (внутренней и внешней) научно-методического обеспечения образовательных программ; 7. Планирование образовательно-культурных и творческих мероприятий в учреждении в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, в том числе в рамках реализации проекта ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Базовая площадка.; 8. Творческое взаимодействие учреждения с другими образовательными организациями и организациями культуры; 9. Повышение педагогической компетентности родителей в сфере дополнительного образования детей; 11. Обеспечение информационной открытости и положительного имиджа; 12. Укрепление материально-технической базы для создания комфортных, современных условий для обучения и воспитания обучающихся, работы преподавателей и тренеров-преподавателей в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Исполнители программы: Основные исполнители: директор, зам.директора по УВР, зам. директора по УСР, педагогический коллектив, обучающиеся и родители обучающихся. Источники финансирования программы: Выполнение программы обеспечивается из средств местного бюджета. Ожидаемые результаты программы: 1. Повышение качества предпрофессиональных, художественно-эстетических, технического, социально – педагогических направленностей образования через реализацию дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ. 2. Увеличение количества реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. 3. Обеспечение соответствия учебно-воспитательного процесса федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств; базовым требованиям лицензирования учреждения. 4. Повышение уровня удовлетворенности условиями обучения в школе всех субъектов образовательного процесса. 5. Увеличение доли обучающихся по образовательным предпрофессиональным программам по видам искусства до 40% от общего контингента обучающихся. 8. Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в творческих конкурсах различного уровня. 9. Увеличение доли обучающихся, ставших лауреатами международных и всероссийских конкурсов. 10. Увеличение доли обучающихся, привлекаемых к участию в творческих и просветительских мероприятий, проводимых организацией. 11. Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в спортивных соревнованиях различного уровня. 12. Организация и проведение образовательно - культурных и творческих мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся, патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности, раскрытию творческого потенциала. 13. Формирование системы актуализации профессиональной компетентности педагогического состава: увеличение доли преподавателей, тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории. 14. Совершенствование материально-технического, ресурсного обеспечения, в области музыкального и изобразительного искусства, в области физической культуры и спорта. 15. Обновление библиотечного фонда в соответствие с предпрофессиональными и общеразвивающими образовательными программами. 16. Соврешенствование информационного сопровождения образовательного процесса. Система управления программой и контроль: Контроль выполнения программы осуществляет администрация МКУДО Нижнесергинский ЦДОД. Результаты контроля представляются на обсуждение педагогического совета 1 раз в год. Общие сведения о МКУДО Нижнесергинский ЦДОД Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» (основание – постановление администрации Нижнесергинского муниципального района от 10.02.2011 № 25), создано в результате реорганизации в форме слияния муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Нижнесергинская детская школа искусств», муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества г. Нижние Серги и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско – юношеская спортивная школа г. Нижние Серги) Сокращенное наименование: МКУДО Нижнесергинский ЦДОД Юридический адрес: 623090, Россия, Свердловская область, г. Нижние Серги, ул. Нагорная, 20-Б. Организационно-правовая форма: учреждение Вид учреждения: Центр дополнительного образования детей Тип Учреждения: казенное учреждение дополнительного образования. В МКУДО Нижнесергинский ЦДОД функционируют коллегиальные органы – педагогический совет, методический совет, деятельность которых регулируется Уставом учреждения. МКУДО Нижнесергинский ЦДОД реализует модель образования открытого типа, предполагающую включение каждого ребенка, подрастающего человека в художественные и социальные сферы жизнедеятельности. Учреждение является образовательным учреждением дополнительного образования и художественно - эстетического воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей в возрасте до 18 лет. Прием в учреждение осуществляется на основании свободного выбора образовательной деятельности детьми и их родителями. Работа учреждения полностью обеспечена учебными планами, рекомендованными Типовыми программами, адаптированными педагогическим коллективом самостоятельно, с учетом специфики контингента учащихся. Для обеспечения качественной образовательной деятельности в учреждение создана система методической работы, обеспечивающей непрерывный профессиональный рост педагогического коллектива, молодых специалистов. Педагогические работники повышают квалификацию, проходя обучение на курсах повышения квалификации, выезжая на городские и областные семинары, получая консультации и мастер - классы у ведущих специалистов области и страны. В учреждении идет накопление методического фонда модифицированных программ, методических работ, пособий и разработок. Качественный рост профессионального мастерства педагогического коллектива подтверждается повышением уровня квалификационных категорий, а творческие достижения преподавателей, педагогов ДО и обучающихся за прошедший период вышли на всероссийский и Международный уровень. Творческие коллективы учреждения являются постоянными участниками муниципальных, городских, областных праздничных концертов и конкурсов. Учреждение расширяет свое культурное и образовательное пространство через интеграцию и совместную реализацию творческих планов с учреждениями образования и культуры г. Нижние Серги и района. Обучающиеся, преподаватели и педагоги ДО проводят большую концертную и просветительскую работу среди воспитанников детских садов, среди учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся общие положительные тенденции работы подтверждают выполнение намеченной ранее задачи перехода Центра из режима простого функционирования в режим развития. Образовательная деятельность Образовательная деятельность в Центре осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной и региональной образовательной политики, национальным региональным компонентом Государственного образовательного стандарта Свердловской области, Уставом Центра, дополнительными предпрофессиональными общеобразовательными программами и дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами. Организация учебного процесса регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Учебно - воспитательный процесс нацелен на развитие ребенка как личности, раскрепощение его творческих задатков, воспитание любви и бережного отношения к традициям многонациональной культуры, привитие трудолюбия и усидчивости, коммуникабельности, ответственного отношения к своим поступкам и действиям. Образовательная деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей обучающихся. В учебно-воспитательной деятельности наиболее важной является воспитательная составляющая, так как самые значительные изменения происходят в эмоциональной сфере. Главные психологические новообразования – это чувство взрослости и стремление к эмансипации. Организация учебно-воспитательной деятельности происходит с опорой на такие способы мотивации, как собственный выбор и принятие собственного решения. Первичным в педагогической деятельности является теплое, доверительное общение педагога с учеником и эмоциональное принятие обучающегося. Учебно-воспитательная работа в учреждении реализуется на уроках, проводимых в форме индивидуальных и групповых занятий. В комплекс образовательной деятельности также входит концертноисполнительская практика и посещение музыкально-театральных представлений (опера, балет, концерты) и выставочных залов, на групповых занятиях. В образовательном процессе учитываются индивидуальные (возрастные, физиологические, психологические, музыкальные, художественные, интеллектуальные и др.) особенности, музыкальные, художественные, образовательные потребности и возможности путем создания адаптивной музыкальной, художественной педагогической системы и максимально благоприятных условий для развития каждого ребенка. Содержание образовательной деятельности в ДШИ, ЦДТ определяется дополнительными образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Центром самостоятельно. Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, в области физической культуры и спорта разрабатываются в соответствии с федеральными государственными требованиями. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы являются составительскими, и осуществляются по следующим направлениям: - социально – педагогическое - художественное - техническое - спортивное. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств, в области физической культуры и спорта и в образовательных организациях высшего образования. Перечень дополнительных образовательным программ МКУДО Нижнесергинский ЦДОД: Отделение – Детская школа искусств: 1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» - предметная область «Специальность и чтение с листа» - предметная область «Ансамбль» - предметная область «Концертмейстерский класс» - предметная область «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - предметная область «Слушание музыки» - предметная область «Сольфеджио» - предметная область «Хоровой класс» - предметная область «Музицирование» - предметная область « Элементарная теория музыки» 2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» - предметная область «Специальность» - предметная область «Ансамбль» - предметная область «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - предметная область «Слушание музыки» - предметная область «Сольфеджио» - предметная область «Хоровой класс» - предметная область «Музицирование» - предметная область «Фортепиано» - предметная область « Элементарная теория музыки» 3.Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» - предметная область «Музыкальный инструмент» - предметная область «Фольклорный ансамбль» - предметная область «Сольное пение» - предметная область «Фольклорная хореография» - предметная область «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - предметная область «Народное музыкальное творчество» - предметная область «Сольфеджио» 4. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» - предметная область «Основы изобразительной грамоты и рисунок» - предметная область «Лепка» - предметная область « Прикладное творчество» - предметная область «Беседы об искусстве» 5.Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фольклорное искусство» - предметная область «Музыкальный инструмент» - предметная область «Сольфеджио» - предметная область «Хор» - предметная область «Фольклорная хореография» - предметная область «Народное творчество» 6. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» - предметная область «Рисунок» - предметная область «Живопись» - предметная область «Композиция станковая» - предметная область «Композиция прикладная» - предметная область «Скульптура» - предметная область «Беседы об изобразительном искусстве» Отделение – Центр детского творчества: 1.Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности эстрадного танца, детское объединение «Арабеск» 2. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности декоративно-прикладного искусства, детское объединение «Сувенир» 3. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности изобразительного искусства, детское объединение «Вдохновение» 4.Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности обучения игре на народных инструментах - баян, аккордеон (индивидуальные занятия), детское музыкальное объединение «Кнопочки баянные» 5.Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности бисерного рукоделия, детское объединение «Волшебница» 6.Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности бисерного рукоделия, детское объединение «Волшебные бусинки» 7.Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности изобразительного искусства, детское объединение «Разноцветная палитра» 8. Дополнительная общеобразовательная комплексная программа социально-педагогической направленности – курс первоклассника (рисунок, живопись + музыка), детское объединение «Радуга Детства» 9. Дополнительная общеобразовательная комплексная программа социально-педагогической направленности – «Развивайка» 10. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности изобразительного искусства, детское объединение «Путешествие в мир красок» 11. Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Роботехника» 12. Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» 13. Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника - Лего» Отделение – Детско-юношеская спортивная школа реализует следующие программы: - дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта: по виду спорта «Лыжные гонки»; по виду спорта «Футбол». - дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «Лыжные гонки»; 1. Дополнительная общеобразовательная программа Преподаватели и педагоги творческих объединений постоянно обновляют творческий репертуар, являются авторами сценариев, музыкально-литературных композиций, спектаклей, переложений и обработок для ансамбля и хора. В образовательном процессе реализуются программы, учитывающие возрастные особенности обучающихся. Содержание программ соответствует современным требованиям; методы, средства и формы реализации программ соответствуют интересам детей, социальному заказу родителей. Характеристика педагогического состава МКУДО Нижнесергинский ЦДОД В учреждении сложился стабильный и творческий коллектив, способный работать в режиме поиска. Администрация учреждения считает необходимым заботиться о формировании коллектива педагогов, единомышленников, стремиться открывать в коллегах самое лучшее, создавая возможности для развития личности и самореализации каждого из них. Усиление подверженности детей стрессам из-за переизбытка поступающей извне информации и усилением загруженности детей в современном обществе привело к необходимости специализации и развития педагогического обеспечения обучающей деятельности. Педагогический коллектив позитивно и творчески настроены на работу, в случае постановки перед ними новых задач, готовы к новым подходам и изменениям стиля работы. Преподаватели, педагоги дополнительного образования регулярно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в работе районных методических объединений, семинаров и конференций. Образовательную деятельность в учреждении обеспечивают педагогический состав из: 6 преподавателей (высшее образование – 4 человека, среднее специальное образование – 2 человека); имеющих квалификационные категории: высшую – 2 человека, 1 категория – 4 человека; 9 педагогов дополнительного образования (высшее образование – 4 человека, среднее специальное – 5 человек); имеющих квалификационные категории: 1 категорию – 4 человека, соответствие занимаемой должности – 2 человека, молодые специалисты – 3 человека; 6 тренеров-преподавателей (высшее образование – 2 человека, среднее специальное образование – 4 человека); имеющих квалификационные категории: 1 категория – 4 человека, соответствие занимаемой должности – 2 человека; Методическая деятельность Методический фонд учреждения является базой для накопления и хранения информационно-методического материала: банка образовательных программ, системы работы по организации внеклассной деятельности и культурно-просветительской работы, передового педагогического опыта, методических докладов и открытых уроков, материалы по аттестации педагогических кадров. Весь материал активно используется для оказания конкретной помощи педагогам в самообразовании повышении профессионального мастерства. Ведущей методической линией является работа по изучению наиболее эффективных средств в работе педагогов, направленных на развитие творческого потенциала личности ученика и создание условий для развития творческого потенциала педагога. Для повышения эффективности образовательной деятельности осуществляется методическая работа по следующим направлениям: сохранение традиционных форм методической работы: тематические открытые уроки, методические разработки, сообщения, доклады; методическая деятельность преподавателей, педагогов дополнительного образования разработка новых методик и дополнительных образовательных программ; освоение и внедрение в педагогическую практику новых форм и методов преподавания, переложений, пособий, современных информационных средств и технологий; формирование банка результатов спортивной деятельности обучающихся, организация пропаганды достижений в спорте, в том числе и средствами массовой информации; организация и проведение семинаров для педагогических работников образовательных учреждений по проблемам развития спортивной работы. Использование результатов педагогической и методической работы позволяет преподавателям, педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям участвовать в обмене опытом на районных и областных мастерклассах, участвовать в семинарах, конференциях. Взаимодействие МКУДО Нижнесергинский ЦДОД в социуме Новые потребности и возможности населения требуют изыскивать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям. В современной системе образования наблюдаются многочисленные трансформации, складывается ее новый облик - новый образ образования, создание условий для интеграции общего и дополнительного образования. Центр осуществляет постоянные контакты по совместной деятельности с образовательными структурами и организациями в г. Нижние Серги, районе. Целями такого сотрудничества являются формирование связи между процессом обучения и концертно просветительской деятельностью. Расширение концертно-художественной и просветительской, конкурсно - фестивальной деятельности являются одним из главных стимулов в учебной деятельности. Обучающиеся школы искусств дают концерты в детских садах, средних школах, библиотеке. Все значимые даты отмечены творческими отчетами, концертами обучающихся. На фестивалях, конкурсах различных уровней (от муниципального до Всероссийского и международного) обучающиеся занимают призовые места, становятся обладателями званий Лауреата. Эффективность педагогического процесса учреждения играет важную роль в формировании для обучающихся единого образовательного пространства, которое сориентировано на их интересы, позволяет им проявить свои способности. Отличительной особенностью творческой деятельности в области дополнительного образования в учреждении является возможность организации ранней профессиональной ориентации, которая способствует выявлению и сопровождению детей, достигших успехов не только в творческой, но и в спортивной деятельности. Структура реализации программы Миссия МКУДО Нижнесергинский ЦДОД – целостное духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и личностное развитие подрастающего поколения средствами искусства. Данное видение предполагает выявление следующих приоритетов деятельности МКУДО Нжнесергинский ЦДОД: - создание условий для художественного образования и эстетического воспитания детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности; - диагностика одаренности детей, педагогическая поддержка и целенаправленное формирование устойчивого интереса и мотивации к самостоятельной творческой деятельности; - гармонизация образовательного процесса с творческими способностями ребенка, его интересами, потребностями, реализация личностного и развивающего образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; - создание условий для целенаправленного формирования обучающимся индивидуальной образовательной траектории, выбора вида художественно эстетической деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; - формирование комплекса компетенций, необходимых для получения профессионального образования и подготовки заинтересованной, грамотной аудитории зрителей и слушателей концертных залов, театров и других учреждений культуры; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. - формирование здорового образа жизни обучающихся, профилактика антисоциальных явлений в молодежной среде; - подготовка спортсменов высокого класса и спортсменов массовых разрядов; Принципы, определяющие концептуальные основания Программы развития МКУДО Нижнесергинский ЦДОД: Принцип целостности – образовательный процесс (его организационные, методические и содержательные аспекты) должен рассматриваться как непрерывно развивающаяся деятельность обучающегося и педагогапреподавателя по освоению определенной области изучения. Принцип комплексности – образовательный процесс интегрирует содержание (взаимосвязи предметных областей), формы, методы и технологии, результаты обучения и воспитания. Принцип многоуровневости – определение логики образовательного пространства по этапам (ступеням) с учетом целесообразных функций каждой ступени и с прогнозированием результатов. Принцип вариативности – свобода выбора индивидуальной траектории образования на основе разработки различных вариантов образовательных программ, модулей, технологий, дифференцированных по содержанию в зависимости от возраста, исходного уровня развития, индивидуальных особенностей, специальных способностей, интересов и потребностей детей и подростков. Принцип ранней профессиональной ориентации способствует ускорению процесса адаптации детей и юношества, самопознания и самореализации. Принцип открытости, с одной стороны, способствует приему в школу всех детей, с другой, расширяет возможности поступления, выхода и перехода на различные ступени дополнительного образования детей. В соответствии с этими приоритетами декларированы следующие целевые установки Программы развития МКУДО Нижнесергинский ЦДОД на 2018–2022 гг.: Цель программы: Создание в МКУДО Нижнесергинский ЦДОД как в образовательном учреждении, оптимальных условий, обеспечивающих реализацию дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ, обеспечение вовлечения детей, подростков и молодежи в активную познавательную деятельность, направленную на формирование общей культуры, обеспечение компетентностного подхода, заключающегося в получение полноценного художественного образования, формирование системы непрерывного физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях города, приобщение обучающихся к сокровищнице мирового искусства, формирование всесторонне развитой, социально-активной личности, соответствующей требованиям современного этапа развития общества путѐм расширения и углубления опыта педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе учреждения. Задачи программы: 1. Обеспечение конкурентоспособности учреждения путем качественной реализации дополнительных программ в области искусств, в области физической культуры и спорта; 2. Обновление и совершенствование программного – методического содержания, его форм, методов и технологий, разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности и увеличение числа детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования; 3. Повышение профессиональной компетентности педагогического состава, его готовности обновлять содержание и характер профессиональной деятельности, внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования как инструмента повышения результативности педагогической деятельности; 4. Осуществление мониторинга научно-методического и дидактического обеспечения образовательных программ; 5. Локализация примерных (типовых) программ в соответствии со спецификой отделений, разработка методического сопровождения образовательных, адаптированных программ для отдельных групп обучающихся; 6. Формирование системы экспертной оценки (внутренней и внешней) научно-методического обеспечения образовательных программ; 7. Планирование образовательно-культурных и творческих мероприятий в учреждении в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в рамках реализации проекта ГАНОУ СО «Дворец молодежи» - Базовая площадка.; 8. Творческое взаимодействие учреждения с другими образовательными организациями и организациями культуры; 9. Повышение педагогической компетентности родителей в сфере дополнительного образования детей; 11. Обеспечение информационной открытости и положительного имиджа учреждения; 12. Укрепление материально-технической базы для создания комфортных, современных условий для обучения и воспитания учащихся, работы преподавателей в соответствии с Федеральными государственными требованиями. В соответствии с поставленными задачами, планируются соответствующие направления деятельности: Направление деятельности Решение задачи обеспечения конкурентоспособности учреждения, в том числе, путем качественной реализации дополнительных программ в области искусств, предполагает обновление и совершенствование содержания образования, модернизацию технологий, при активном участии профессионального сообщества. Ожидаемые результаты решения задачи - постепенное обновление содержания образования, обеспечивающего качественную реализацию предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств, в области физической культуры и спорта; - увеличение количества реализуемых предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств, в области физической культуры и спорта; - увеличение контингента обучающихся на предпрофессиональных программах в области искусств в области физической культуры и спорта; - увеличение конкурса при приеме на предпрофессиональные программы Разработка критериальной базы оценки качества - формирование независимой системы оценки качества образования с реализации образовательных программ предполагает участием профессионального сообщества; интеграцию действий всех субъектов системы - увеличение количества обучающихся учреждения, принимающих дополнительного образования детей в области участие в творческих конкурсах различного уровня, числа искусств: не только органов управления (учредителей), дипломантов и лауреатов; педагогического коллектива и администрации МКУДО - увеличение количества обучающихся учреждения, принимающих Нижнесергинский ЦДОД, обучающихся и родителей, участие в спортивных соревнованиях различного уровня; но и профессионального сообщества, - увеличение контингента, обучающихся по программам социокультурного окружения. инновационно – технической направленности - увеличение количества выпускников, продолживших профессиональное обучение. Задачи повышения профессиональной компетентности - постоянное совершенствование содержания образовательных педагогического коллектива и внедрения предпрофессиональных и общеразвивающих программ; профессионального стандарта педагога - увеличение доли молодых педагогов в структуре педагогического дополнительного образования направлены на коллектива; институализацию квалификационных требований и - формирование устойчивой мотивации педагогов к повышению оценки результативности педагогической своего профессионального уровня, участию в исследовательской, деятельности. научно-методической деятельности. Решение задач формирования системы научнометодического и дидактического обеспечения образовательных программ нацелено на повышение качества образовательного процесса путем формализации требований к содержанию, организации, выбору форм, методов и технологий обучения. Задача локализации примерных (типовых) программ в соответствии со спецификой учреждения. Задача по формированию системы экспертной оценки научно-методического обеспечения образовательных программ нацелена на выявление уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива, степени активности использования современных инновационных педагогических и информационных технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса. Задача организации образовательно-культурных и творческих мероприятий в отделениях предполагает повышение качества образования через оценку результатов освоения обучающимися общеразвивающих программ, в том числе в рамках проекта ГАНОУ СО «Дворец молодежи» - Базовая площадка. Творческое взаимодействие с другими образовательными организациями, общественными организациями и организациями культуры, что обуславливает включение образовательной среды - ежегодный аудит и актуализация учебно-методического обеспечения учебных дисциплин обязательной части предпрофессиональных и общеразвивающих программ; - учебно-методическое обеспечение образовательных программ. - разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ, адаптированных для отдельных групп обучающихся. - обновление учебно - методических комплексов изучаемых дисциплин; - участие преподавателей в семинарах, конференциях, конкурсах учебно-методических работ различного уровня; - заключение о соответствии учебно-методического обеспечения дополнительных предпрофессиональных программ федеральным государственным требованиям. - разработка ежегодного плана образовательно-культурных и творческих мероприятий в рамках реализации образовательного процесса; - увеличение количества обучающихся, принимающих участие в творческих конкурсах различного уровня, числа дипломантов и лауреатов; - увеличение количества обучающихся, привлекаемых к участию в творческих и просветительских мероприятиях, проводимых школой, в том числе на базе других учреждений; - увеличение количества обучающихся учреждения, принимающих участие в спортивных соревнованиях различного уровня; - привлечение дополнительных ресурсов для организации и проведения образовательно-культурных и творческих мероприятий. - разработка локальной нормативной базы, творческое взаимодействии между организациями. учреждения в социокультурную среду местного сообщества. Задача повышения педагогической компетентности родителей в сфере дополнительного образования детей, направленная на создание условий для эффективного взаимодействия школы с родительской общественностью, на повышение уровня педагогических и психологических знаний родителей в вопросе развития и духовно-нравственного воспитания детей В рамках задачи обеспечения информационной открытости учреждения, формирования положительного имиджа учреждения предполагается создание современной информационной системы, обеспечивающей активную социально ориентированную деятельность школы и ее творческую открытость. Реализация задачи укрепления материальнотехнической базы, предполагающая создание комфортной образовательной среды для обучающихся и преподавателей, соответствующей современным требованиям к организации и осуществлению обучения и воспитания учащихся, работы преподавателей - единое ценностно - смысловое пространство взрослых и детей; - целенаправленная совместная деятельность родителей и преподавателей по обучению и воспитанию детей; - реализация совместных творческих проектов родителей и детей; - сохранение семейных ценностей и традиций. - повышении мотивации к учебной деятельности. - увеличение контингента обучающихся; - привлечение внимания различных категорий местного сообщества к деятельности. - ежегодное пополнение библиотечного фонда, в соответствии с требованиями применяемых к дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающих образовательным программам. - ежегодное пополнение дидактических и методических материалов организации для реализации дополнительных предпрофессиональным и общеразвивающих образовательным программам. - ежегодное пополнение материально-технического оснащения учреждения для реализации предпрофессиональным и общеразвивающих образовательным программам. Основные характеристики Программы Сроки и этапы реализации Программы развития 1- этап (2018 год) – подготовительный: - анализ исходного состояния МКУДО Нижнесергинский ЦДОД; - оценка и формирование условий для реализации Программы; - актуализация нормативно-правовой базы деятельности учреждения; - осуществление независимой оценки условий реализации образовательных программ, мониторинга качества образовательных программ. 2 этап (2019–2021 гг.) – основной: - модернизация содержания образовательных программ и социально-культурной среды МКУДО Нижнесергинский ЦДОД; - внедрение и реализация новых дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ; - модернизация материальной инфраструктуры; - обеспечение оптимальных условий (кадровых, методических, информационных) для реализации программных мероприятий; - промежуточный анализ реализации Программы развития и ее корректировка. 3 этап (2021–2022 гг.) – обобщающий: - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития образовательной организации; - разработка методических материалов, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Механизм реализации Программы Ключевые положения Программы развития получат дальнейшее развитие и конкретизацию в ежегодных планах и отдельных подпрограммах. В планы будут включены мероприятия, направленные на решение приоритетных задач. Планирование и координацию деятельности, направленной на реализацию программы развития, осуществляет администрация учреждения. Контроль реализации Программы развития осуществляют учредитель и администрация учреждения. Результаты выполнения Программы развития обсуждаются на итоговом педагогическом совете учреждения и представляются в ежегодных публичных отчетах по выполнению основных мероприятий Программы развития и достижению индикативных показателей эффективности их исполнения. Управление процессом реализации Программы развития учреждения предусматривает: осмысление и реализацию целей и задач Программы развития всеми участниками образовательной деятельности; ведение постоянной экспертизы программ и проектов, определение социальной значимости и доступности предполагаемых результатов; создание условий, необходимых для реализации Программы развития; подбор и организацию труда исполнителей; создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно - кадровой) базы Программы развития; организацию поэтапного ресурсного обеспечения принятых к реализации проектов; выявление на раннем этапе проблем в решении задач Программы, анализ причин их возникновения, внесение необходимых корректив в планы работы и организационную деятельность. Оценка эффективности Программы Эффективность реализации Программы развития определяется степенью достижения цели, установлением соответствия полученных результатов, заявленным целям и задачам, обозначенным в Программе. Принципиальный показатель результативности реализации Программы - признание достижения МКУДО Нижнесергинский ЦДОД качественного состояния, характеризуемого изменениями важнейших элементов образовательной системы МКУДО Нижнесергинский ЦДОД. Показатели качественных изменений образовательной системы МКУДО Нижнесергинский ЦДОД: - обеспечение информационной открытости, положительного имиджа; - обеспечение конкурентоспособности, объективированное в следующих характеристиках: - увеличения контингента обучающихся; - увеличения уровня охвата детского населения дополнительным образованием; - увеличения количества обучающихся, принимающих участие в творческих конкурсах различного уровня, числа дипломантов и лауреатов; - увеличения количества обучающихся, принимающих участие в спортивных соревнованиях различного уровня; - увеличения количества выпускников, продолживших профессиональное обучение. - качественной реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, в области физической культуры и спорта; - формирования независимой системы оценки качества образования с участием профессионального сообщества; - творческого взаимодействия МКУДО Нижнесергинский ЦДОД с другими образовательными организациями и организациями культуры. Оценка результатов реализации Программы развития МКУДО Нижнесергинский ЦДОД будет осуществляться с помощью различных методов: - экспертная оценка результатов деятельности; - опросы учащихся, педагогов и родителей; - анализ результатов экзаменов, олимпиад, конкурсов. Для корректировки программы, внесения уточнений, изменений, дополнений, вызванных возникающими проблемами и для достижения поставленных целей проводится ежегодный анализ достигнутых промежуточных результатов на собраниях трудового коллектива. Приложение №1 № п/п 1. 1.1. 1.2 1.3 Мероприятия и проекты программы, обеспечивающие ее реализацию Направления и мероприятия Ответственные Сроки Результат реализации Нормативная регламентация организации и реализации образовательного процесса Приведение в соответствие с Директор, 2018-2021 гг. Введение в действие современными требованиями в зам. директора по усовершенствованных области дополнительного УВР и УСР. локальных нормативных актов образования нормативно-правовой школы; внедрение базы, регламентирующей основные профессионального стандарта. направления деятельности школы Разработка системы оценки качества Директор, зам. 2018-2019 гг. План мониторинга качества реализации образовательных директора по УВР и реализации образовательных программ: УСР, программ; - разработка критериальной базы Отчет по результатам оценки качества реализации мониторинга качества образовательных программ реализации образовательных (мониторинг организации учебного программ. процесса, результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, образовательных технологий и пособий, творческой, воспитательной и культурнопросветительской деятельности); Реализация дополнительных Директор, зам. 2018-2022 гг. Обновление содержания образовательных программ: директора по УВР и образования предпрофессиональных - в УСР соответствии с ФГТ; общеразвивающих - в соответствии с 1.4 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 образовательной программой МКУДО Нижнесергинский ЦДОД Формирование системы сбора и зам. директора по 2018 г. Разработка структуры анализа информации об УВР и УСР, «портфолио» педагогов и индивидуальных образовательных педагогический обучающихся, процедуры его достижениях педагогов и состав ведения обучающихся («портфолио») Формирование конкурентоспособной образовательной среды МКУДО Нижнесергинский ЦДОД Проведение мониторинга зам. директора по 2018 - 2022 гг. Обновление содержания, предпрофессиональных УВР и УСР. методического и образовательных программ дидактического обеспечения Завершение реализации зам. директора по 2020 - 2021 г. Подведение итогов реализации общеразвивающих УВР общеразвивающих образовательных программ в образовательных программ. отделении ДШИ Развитие системы научно-методического и дидактического обеспечения образовательных программ Осуществление системной зам. директора по 2018-2022 гг. Разработка нормативных организационно-методической и УВР и УСР документов: программы, планы, технологической помощи методические рекомендации педагогам в обучении и воспитании детей Внедрение в практику работы зам. директора по 2018-2022 гг. Проведение методических учреждения достижений УВР, зам. директора мероприятий: педагогических передового педагогического опыта по УСР советов, семинаров, мастерклассов, круглых столов, открытых уроков. Пополнение учебно – зам. директора по 2018-2021гг. Учебно-методическое методического обеспечения УВР, руководители обеспечение учебных предметов учебных дисциплин МО, преподаватели предпрофессиональных и предпрофессиональных и общеразвивающих программ общеразвивающих программ 4. 4.1 4.2 5 5.1 Совершенствование и развитие образовательной среды через личностно-творческую самореализацию обучающихся Участие детей в конкурсах, зам. директора по 2018-2022 гг. Сформирована потребность в фестивалях, просмотрах различного УВР, педагоги профессиональной и уровня (городских, личностной самореализации областных, Всероссийских, Международных) Участие детей в спортивных зам. директора по 2018-2022 гг. Сформирована потребность в соревнованиях различного уровня УСР, педагоги профессиональной и (городских, областных, личностной самореализации Всероссийских, Международных) Участие одаренных детей в мастер- педагоги 2018-2022 гг. Создание условий для развития классах известных исполнителей, интеллектуального и педагогов творческих вузов страны, творческого потенциала региона, города. обучающихся в рамках профориентационной работы. Организация и проведение на базе Директор, 2018-2022 гг. План творческих мероприятий, учреждения творческих зам.директора по проводимых в школе. мероприятий, конкурсов, УВР и УСР, Положения о конкурсах, фестивалей, спортивных педагоги фестивалях, соревнованиях. соревнований (внутри учрежденческих, городских, областных) Совершенствование и развитие воспитательной работы Организация творческой и зам. директора по 2018 – 2022 гг. Взаимодействие со средними и просветительной деятельности УВР, педагоги высшими профессиональными совместно с другими образовательными образовательными учреждениями, в учреждениями том числе среднего соответствующего профиля с профессионального и высшего целью совместного выявления профессионального образования, и дальнейшего реализующими основные профессионального профессиональные становления одаренных детей 5.2 6 6.1 6.2 6.3 6.4 образовательные программы в области соответствующего вида искусства Развитие социального партнерства и взаимодействия субъектов воспитательной деятельности Зам. директора по УВР, педагоги 2018-2022 гг. Привлечение внимания общественности к развитию художественного образования, взаимодействие учреждения с родителями, общественными организациями, дошкольными и школьными учреждениями района Развитие инфраструктуры образовательной среды ДШИ Модернизация официального сайта Директор, зам. 2018-2021 гг. Увеличение числа посещений директора по УВР и официального сайта МКУДО УСР. Нижнесергинский ЦДОД Расширение информационной Директор, зам. 2018-2021 гг. Наличие информационных открытости учреждения: директора по УВР, стендов, печатная продукция, - изучение запросов родителей зам. директора по информационные папки, сайты (через анкетирование); УСР учреждения и творческих - формирование и развитие системы объединений, страницы в информирования социальных сетях. Проведение информационно- Директор, зам. 2018-2022 гг. Утверждение плана просветительской кампании для директора по УВР и мероприятий информационно мотивации семей к вовлечению УСР, педагоги просветительской кампании по детей в занятия дополнительным продвижению учреждения. образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей Совершенствование ИКТДиректор, зам. 2018-2022 гг. Включение тематики компетентности участников директора по УВР и использования ИКТ в образовательного процесса УСР план научно-методической работы учреждения. 6.5 6.6 Приобретение литературы Пополнение дидактических материалов организации для реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательным программам. - пополнение материальнотехнического оснащения учреждения для реализации предпрофессиональных и общеразвивающих образовательным программам Директор, зам. директора по УВР и УСР Директор, зам. директора по УВР и УСР 2018-2022 гг. Директор, зам. директора по УВР и УСР 2018-2022 гг. 2018-2022 гг. Приобретение литературы для реализации дополнительных образовательных программ. Приобретение дидактических материалов организации для реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательным программам. Приобретение материальнотехнического оснащения учреждения для реализации предпрофессиональных и общеразвивающих образовательным программам