Разноцветная палитра

Пояснительная записка.
Программа ориентирована на детей 6 – 15 лет, на становление их
духовного мира.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как к
духовному

опыту

поколений,

овладение

способами

художественной

деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без
которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном
явлении.
Содержание художественного образования предусматривает два вида
деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и
собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это
дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни
человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем,
избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с
произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план освоение
изобразительного искусства.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в
формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании,
самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастёт ни
интеллект, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни
отважная интуиция…. Ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества.
Только в художественной среде появляются и формируются люди широко и
свободно мыслящие, способные создавать культурные ценности, остающиеся в
веках.
Каждый из детей – личность; одна – выявленная, другая – затаённая,
«замороченная» взрослыми. Душа ребёнка открыта нам, - вот оно – поле

деятельности, выявляй, рассекречивай, помогай справиться с внутренними
конфликтами. Мы воспитываем через искусство, а не учим детей ремеслу. Этому
они научатся в процессе занятий. Одоевский В. Ф. говорил: « Не передавайте
человеку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до
него, - вот крайний предел педагогики во всех степенях учения…»
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача
развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
«углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому
развитию школьников, который заключается в постановке и реализации
принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры
духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую
отзывчивость

на

прекрасное

и

безобразное,

художественно-творческую

активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с
искусством,

развивает

умения

и

навыки

художественной

деятельности,

приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы,
человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания
художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям
искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных
материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть
способов выражения своих чувств и отношения жизни.
Программа тесно привязана к календарю и тематическим датам и
праздникам, что делает её более понятной и доступной для выполнения
учащимися.

Схема построения традиционного занятия:
1.

Организационная часть.

2.

Изложение учебного материала.

3.

Выполнение практической части.

4.

Анализ работ. Подведение итогов.

Сведения о коллективе.
- Профильная группа;
- Набор детей свободный;
- Форма занятий – групповая;
- Количество обучающихся по группам – до 15 человек;
- Возраст - от 6 лет;
- количество занятий:
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для первого года обучения;
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для второго года обучения;
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для третьего года обучения;
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для четвёртого года обучения.
- Вид программы – составительская;
- Уровень освоения – общекультурный;
Дети обучаются по 4 - ех уровневой системе:
1 уровень – первый год обучения: «В каждом рисунке солнце»;
2 уровень – второй год обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»;
3 уровень – третий год обучения: «С чего начинается Родина…»;
4 уровень – четвёртый год обучения: «Многообразие цвета, мир вокруг
нас».

Критерии контроля:
- беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного;
- самооценка и взаимооценка;
- викторины и конкурсы рисунков;
- занятия по проверке пройденного материала с выставкой и

анализом

работ;
- контрольные работы;
- районные, школьные, городские выставки.
Цель программы - создать условия для самоопределения младших
школьников в области изобразительного искусства, как начального этапа
непрерывного художественного образования.
Цель реализуется через решение задач в сфере обучения, воспитания и развития.
Задачи программы:
Коммуникативная:
- открыть в ребёнке творческую личность с эстетическим отношением к
жизни; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;

-

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

-

использовать речь для регуляции своего действия;

-

развивать в детях интерес к жизни через увлечение искусством.
Информационно–техническая:
- освоение приёмов работы различными художественными материалами;
- знакомство с творчеством художников;
- освоение знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;

- учить разделять процессы на этапы;
- учить вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по
поводу искусства, участвовать в диалоге;
- учить пользоваться источниками информации.
Познавательная:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать.
Рефлексивная:
- оценивание эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформировать эстетические потребности — потребности в общении с
искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему
миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения;
Мотивационная:
- формирование раскрепощённого полёта мыслей на листе.
Результаты

обучения

характеризуют

уровень

сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
 умение

рационально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность, умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
 знание основных видов и жанров искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
 освоение

умений

применять

в

художественно—творческой

деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
 изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Формы учебной деятельности:
Практическая работа:
-наброски;
-зарисовки;
-упражнения;
-эксперименты;
-создание композиции;
- работа с натуры и по представлению;
Беседы – обсуждения:
-раскрытие понятий;
-исторические факты;
-анализ мастеров;
-искусство диалога;

-анализ и самоанализ работы;
Демонстрация приёма работы
Организационно – выставочная деятельность
Формы контроля качества:
1. Текущий контроль:
- оценка технического качества выполнения задания
- оценка выразительности работы и соответствия
- совместный анализ работ
- самооценка и самоанализ работ
2. Выставки:
- Центр творчества
- городские
- районные
3. Конкурсы
4. Контрольные работы.

В конце 1 года обучения:
Ученик получит знания:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой

деятельности,

используя

различные

художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
- значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных
мастеров;
- основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их
смешивания;
- знать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- знать особенности построения орнамента и его значение в образе
художественной вещи;
Ученику прививаются умения:
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками,
палитрой;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет ;
- использовать знания

и умения смешивать цвета

для передачи

художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- изменять эмоциональную напряжённость цвета

с помощью

смешивания с белой и чёрной красок ;
- уметь составлять композиции с учётом замысла;
- уметь соблюдать правильную последовательность изображения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-

усвоить

основы трех

видов

художественной

деятельности:

изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное
конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или
декоративная деятельность с использованием различных художественных
материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для
передачи собственного замысла;
-

приобрести

первичные

навыки

художественной

следующих видах искусства: живопись, графика

работы

в

- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира,
изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного
смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в
творческой художественной деятельности и при восприятии произведений
искусства и творчества своих товарищей.
В конце 2 года обучения
Ученик получит знания:
- что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
- основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;
- чем и как работает художник;
- что такое цветовой круг и как работать кистью;
- что такое украшения;
- простейшие формы в изображении;
- холодные и тёплые цвета.
Ученик освоит умения:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения
искусства;
- определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру
искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков
объектов в действительности и в изображении;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
- уметь украшать свои композиции;

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски,
ровно закрывая ими поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости
от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь
элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание
литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения:
изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних –
выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но
удаленных предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративнообобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты
сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для
выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций,
проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в
деятельность и ее общий результат.

В конце 3 года обучения
Ученик получит знания:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции,
светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их
основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Ученик освоит умения:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, ) в творческой
деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и
жанров изобразительного искусства и определять средства художественной
выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
· восприятия и оценки произведений искусства;
· самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с
натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы
и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн
предмета, костюма, интерьера).

В конце 4года обучения
Ученик получит знания:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном
искусстве, о художественно – выразительных средствах (композиция, рисунок,
цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии
произведений;
- особенности симметричной композиции;
- простейшие композиционные приёмы и художественные средства,
необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы,
элементы цветоведения.
Ученик освоит умения:
- проводить простейший анализ художественных произведений
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению карандашом,
акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объём;
- уметь сравнивать свой графический или живописный рисунок с
изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет, как средство выразительности;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено
проведение мониторинга
Проведение

и

диагностической

результативность

диагностических
работы

образовательного,

исследований

позволяет

в

развивающего

целом
и

обучающихся.
анализировать
воспитательного

компонента программы.
В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного
развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе
освоения им образовательной программы.
Оценка результатов выставляется по трехбалльной шкале:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балла – низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по
итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень
определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на
количество отслеживаемых параметров.
Проведенная

диагностика

позволяет

увидеть

и

проанализировать

динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей,
занимающихся в группе, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в
образовательную программу.

Учебно – тематический план
1год обучения. «В каждом рисунке солнце».
Час .
теор.

Час .
практ.

Всего
час.

№

Тема

1.

Технологии изображения.

1.1

Изображения всюду вокруг нас.

2

-

2

1.2

«Перчатки».

Работа кистью.

0, 5

1,85

2

1.3

«Воздушные шары».

Акварель.

0, 5

1,5

2

1.4

«Российский флаг»

Акварель.

0,5

1,5

2

1.5

«Дерево». Рисование на пленэре.

0,5

1,5

2

1.6

«Осенний лист».

0,5

1,5

2

1.7

«Осеннее дерево».

0,5

1,5

2

1.8

«Пирамидка».

Контраст.

0,5

1,5

2

1.9

«Веточка рябины».

Пятно.

0,5

1,5

2

1.10

Моя семья.

0,5

1,5

2

1.11

Контраст. Поэтапное рисование паровозика. 0,5

1,5

2

1.12

Этапы рисования домашнего животного.

0,5

1,5

2

1.13

Рисование плаката.

0,5

1,5

2

1.14

«Герои любимых мультфильмов».

0,5

1,5

2

1.15

«Мой дом».

Графика.

0,5

1,5

2

1.16

«Золотая осень».

Экскурсия.

0,5

1,5

2

1.17

«Осенний пейзаж». Смешанная техника.

0,5

1,5

2

1.18

«Материнство». Составление композиции.

0,5

1,5

2

36

Многообразие цвета.
Линия.

2

Разноцветные краски.

2.1

«Перо Жар – птицы».

Тёплые цвета.

0, 5

1,5

36

2.2

«Золотая рыбка».

Растяжка .

0, 5

1,5

2

2.3

«Голубая птица».

Холодные цвета.

0,5

1,5

2

2.4

«Девочка – огонёк».

0,5

1,5

2

2.5

«Радуга».

Цветовой круг.

0,5

1,5

2

2.6

«Снеговик».

«Холодная» композиция.

0,5

1,5

2

2.7

«Аквариумные рыбки» Тёплое на холодном. 0,5

1,5

2

2.8

«Ночью».

Чёрное и белое.

0,5

1,5

2

2.9

«Тёмный лес».

Контраст.

0,5

1,5

2

2.10

«Зима».

2.11

«Мой край».

2.12

Тёплые цвета.

Экскурсия в лес.
Зимний пейзаж.

2

2

0,5

1,5

2

«В гостях у Снежной королевы».

0,5

1,5

2

2.13

«Огонь – друг».

0,5

1, 5

2

2.14

Моя маска для маскарада.

0,5

1,5

2

2.15

Веточка ели и шар.

С натуры.

0,5

1,5

2

2.16

Ёлка.

Рисование по схеме.

0,5

1,5

2

2.17

Составление праздничной открытки.

0,5

1,5

2

2.18

«Новогодние чудеса ».

0,5

1,5

2

Плакат.

2

3

Удивительное – рядом.

3.1

«Мои каникулы».Графическое изображение

0, 5

1,5

36

3.2

«Снежинка».

0,5

1,5

2

3.3

«Цветок в горшке». Рисование с натуры.

0,5

1,5

2

3.4

«Узоры на стекле». Составление узора.

0,5

1,5

2

3.5

«Моё любимое животное». По схемам.

0,5

1,5

2

3.6

«Симметрия». Узор. Правила составления.

0,5

1,5

2

3.7

«Бабочка». Симметрия. Контраст.

0,5

1,5

2

3.8

«Украшаем варежку». Орнамент.

0,5

1,5

2

3.9

«Мой край». Графическое изображение

0,5

1,5

2

3.10

«Мы рисуем зимние деревья».

0,5

1,5

2

3.11

«Покормите птиц». Экскурсия в лес.

2

3.12

«Покормите птиц». Композиция в цвете.

0,5

1,5

2

3.13

«Звезда». Последовательное рисование.

0,5

1,5

2

3.14

«Моя мамочка». Композиция.

0,5

1,5

2

3.15

«Составление праздничной открытки».

0,5

1, 5

2

3.16

«Человек». Рисование по схеме.

0,5

1,5

2

3.17

«На детской площадке».

0,5

1,5

2

3.18

«Домик».

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

Составление узора.

Композиция.

Графическое изображение

« Город будущего»

2

2

4

Художник и зрители.

4.1

«Узор в полосе». Украшение.

0, 5

1,5

36

4.2

«Матрёшка».

0, 5

1,5

2

4.3

«Узор в квадрате».

0,5

1,5

2

4.4

«Весна пришла!» Экскурсия в лес.

2

4.5

«Весна пришла!» Акварель. Композиция.

0,5

1,5

2

4.6

Сказочные цветы. Акварель. Композиция.

0,5

1,5

2

4.7

Роспись ложки и кувшинчика.

0,5

1,5

2

4.8

«Чудо – Юдо – сказочное существо».

0,5

1,5

2

4.9

«Космические дали».

0,5

1,5

2

4.10

«Узор в круге». Составление.

0,5

1,5

2

4.11

«Моя игрушка».

По памяти.

0,5

1,5

2

4.12

«Буквица».

Украшение.

0,5

1,5

2

4.13

«Волна». Художественный шрифт.

0,5

1,5

2

4.14

Рисование медведя.

0,5

1, 5

2

4.15

«Три медведя». Иллюстрирование

0,5

1,5

2

4.16

«Три медведя».

0,5

1,5

2

4.17

«Здравствуй, лето!» Экскурсия в лес.

2

4.18

«Вот оно какое, наше лето!» Композиция.

0,5

Украшение.

По представлению.

Обложка книги

Всего 35, 5

2

2
1,5

2

108,5

144

3 год обучения « С чего начинается Родина…»
№

Тема Час теория. Час практ. Всего

1

С чего начинается Родина…

1.1

«Как я провёл лето». Композиция

0,5

1,5

2

1.2

«Человек». Наброски.

0,5

1,5

2

1.3

«Моя семья». Композиция

0,5

1,5

2

1.4

«Голова» Рисунок по схеме.

0,5

1,5

2

1.5

«Я. Мой друг». Рисунок.

0,5

1,5

2

1.6

«Золотая осень». Экскурсия в лес

2

1.7

«Золотая осень». Пейзаж

0,5

1,5

2

1.8

Натюрморт «Осенний».

0,5

1,5

2

1.9

«Будь осторожен, пешеход!»

0,5

1,5

2

1.10

«Моя мамочка».

0,5

1,5

2

1.11

«Огонь – друг». Плакат.

0,5

1,5

2

1.12

«Под водой». По представлению.

0,5

1,5

2

1.13

«Город». Перспектива.

0,5

1,5

2

1.14

«Чистый город начинается с тебя».

0,5

1,5

2

1.15

«Дом, в котором я живу».

0,5

1,5

2

1.16

«Моя комната».

0,5

1,5

2

1.17

«Эти забавные животные».

0,5

1,5

2

1.18

«Мой любимый клоун».

0,5

1,5

2

36

2

2.

Зима поёт, аукает…..

0,5

1,5

36

2.1.

«Снежинки».

0,5

1,5

2

2.2.

«Зимние узоры».

0.5

1,5

2

2.3.

« На севере». Гризайль.

0,5

1,5

2

2.4.

«Человек». Наброски.

0,5

1,5

2

2.5.

«Человек в движении». Зарисовки.

0,5

1,5

2

2.6.

«Забавы детей зимой». Акварель.

0,5

1,5

2

2.7.

«Птицы зимой». Композиция.

0,5

1,5

2

2.8.

«Животные зимой». Композиция.

0,5

1,5

2

2.9.

«Зима в деревне». Композиция.

2

2.10.

«В гостях у Зимы» Экскурсия в лес

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

2.13. «В ледяном городке». Акварель

0,5

1,5

2

2.14. «Животные зимой». Композиция.

0,5

1,5

2

2.15. «Рождественские звёздочки».

0,5

1,5

2

2.16. «Новогодние фантазии».

0,5

1,5

2

2.17. Эскиз маскарадного костюма.

0,5

1,5

2

2.11. «Зимний лес». Пейзаж.
2.12.

«Зима». Архитектурный пейзаж.

2.18. Составление праздничной открытки.

2

2

3.

В гостях у сказки.

0,5

1,5

36

3.1.

«Дворцы сказочных героев».

0,5

1,5

2

3.2.

«Корабли сказочных героев».

0,5

1,5

2

3.3.

«Репка».

0,5

1,5

2

3.4.

«Теремок».

0,5

1,5

2

3.5.

«Герои любимых мультфильмов».

0,5

1,5

2

3.6.

Художественный шрифт.

0,5

1,5

2

3.7.

«Буквица».

0,5

1,5

2

3.8.

«Ковёр – самолёт».

0,5

1,5

2

3.9.

«Чугунное кружево».

0,5

1,5

2

3.10. «Русская красавица».

0,5

1,5

2

3.11. «Голубое чудо гжель».

0,5

1,5

2

3.12. «Украшение салфетки».

0,5

1,5

2

3.13. «Матрёшка».

0,5

1,5

2

3.14. «Сказочная – птица».

0,5

1,5

2

Иллюстрирование

3.15. Составление праздничной
открытки

2
0,5

1,5

3.16. «Витраж».

0,5

1,5

2

3.17. «С 8 Марта!» Открытка.

0,5

1,5

2

3.18. «Скворечники». Рисование с натуры.

2

4.

В мире красоты.

4.1.

«Подводный мир». Композиция.

4.2.

1,5

36

0,5

1,5

2

«Шрифтовая композиция».

0,5

1,5

2

4.3.

«В космосе». Композиция

0,5

1,5

2

4.4.

«Космический корабль».

0,5

1,5

2

4.5.

«Животные». Наброски и

0,5

зарисовки.

2
1,5

4.6.

«В зоопарке». По представлению.

0,5

1,5

2

4.7.

«Человек». По схеме.

0,5

1,5

2

4.8.

«Я. Мой друг».

0,5

4.9.

«Здравствуй, Весна!» Экскурсия в лес 2

2
1,5

2

4.10. «Здравствуй, Весна!» Композиция.

0,5

1,5

2

4.11. «Бабочка». Симметрия.

0,5

1,5

2

4.12. Составление праздничной

0,5

2

композиции ко Дню Победы.
4.13.

«Какого цвета Лето». Экскурсия в лес 2

4.14. «Какого цвета лето». Композиция.

0,5

4.17. Пленэр.

2

4.18

«Летние игры». Композиция.

1,5

2
1,5

0,5

Всего 36

2

2
2

108

144

4 год обучения «Многообразие цвета вокруг нас»
№

Тема

1.

Новые технологии. Графика.

1.1.

«Как я провёл лето». Композиция.

0,5

1.2.

«Осень». Экскурсия в лес.

2

1.3.

«Осень». Пейзаж.

0,5

3,5

4

1.4.

Рисование штрихами.
- виды штриховки

0,5

3,5

4

- цветы, деревья

0,5

3,5

4

- дома, замки

0,5

3,5

4

- люди, звери

0,5

3,5

4

- летом в деревне

0,5

3,5

4

- в лесу

0,5

3,5

4

1.5.

«Мой край любимый».

0,5

3,5

4

2.

Предпраздничное…..

0,5

1,5

36

2.1.

«Человек».

0,5

1,5

2

2.2.

«Мама – главное слово».

0,5

1,5

2

2.3.

«…Вот мой дом родной».

0,5

1,5

2

2.4.

«Наш транспорт».

0,5

3,5

2

2.5.

«На улицах нашего города»

0,5

1,5

4

2.6.

Плакат.

0,5

1,5

2

2.7.

«Здравствуй, гостья Зима!»

2

Экскурсия в лес.

0,5

1,5

2

2.8.

«Здравствуй, гостья Зима!»

0,5

1,5

2

2.9.

«Человек». В движении.

0,5

3,5

2

Час
теор.

Час
практ.

Всего.
36

1,5

2
2

2

2.10. «Зимние забавы».

0,5

3,5

4

2.11. «Рождественские картинки»

0,5

3,5

4

2.12. «Новогодние игрушки, свечи и
хлопушки…»

4
0,5

3,5

4

2.13. «Новогодние фантазии».

3.

Мои любимые сказки.

0,5

1,5

36

3.1.

«Сетчатый орнамент».

0,5

1,5

2

3.2.

«Декоративная решётка».

3.3.

«Орнамент в полосе»

0,5

1,5

- растительный.

0,5

1,5

2

- геометрический.

2
2

«Орнамент в круге».

0,5

1,5

- растительный.

0,5

1,5

2

- геометрический.

0,5

1,5

2

3.5.

«Снежинка».

0,5

1,5

2

3.6.

«Аленький цветочек».Иллюстрация.

0,5

1,5

2

3.7.

«Шрифтовая композиция».

0,5

1,5

2

3.8.

«Буквица».

0,5

1,5

2

3.9.

Праздничная открытка ко Дню

3.4.

Защитника отечества

2
0,5

3,5

3.10. «Наша масленица».

0,5

1,5

4

3.11. Праздничная открытка к 8 Марта.

0,5

3,5

2

3.12. «Алые паруса».

0,5

3,5

4

3.13. Сказочная архитектура.

4

\

4.

Искусство и фантазия.

4.1.

«Чудо – дерево».

0,5

1,5

2

4.2.

«Фантастические киногерои».

0,5

1,5

2

4.3.

«Мультстрана».

0,5

1,5

2

4.4.

«Космические дали».

0,5

1,5

2

4.5.

«На чужой планете».

0,5

1,5

2

4.6.

«Экологическая катастрофа».

0,5

3,5

4

4.7.

Составление праздничной

0,5

1,5

2

0,5

3,5

4

36

открытки к 1 Мая.
4.8.

«Воин – победитель».
Составление композиции

4.9.

«Весна – красна» Экскурсия в лес.

2

2

4.10. «Весна – красна». Пейзаж.

0,5

1,5

2

4.11. Рисование с натуры деревьев.

0,5

1,5

2

4.12. «Городской пейзаж».

0,5

3.5

4

4.13.

«Здравствуй, Лето красное!»

2

2

Экскурсия в лес.
4.14. «Здравствуй, Лето красное!»Пейзаж. 0,5

30,5
Всего

3,5

4

113,5

144

Методическое обеспечение
Ведущей деятельностью детей является индивидуально – личностное
общение.
При изучении программы используются методы:
-

информационные (устные словесные и демонстрационные);

-

практические (репродуктивные и проектные);

- управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и
метод алгоритмов).
Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж.
Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким,
лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким
повествованием.
Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются
путём обмена мнениями руководителя и обучающегося.
Инструктаж

—

словесный

метод

обучения,

основанный

на

даче

инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое
объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем
четче

педагог

формулирует

инструкцию,

тем

быстрее

дети

осваивают

содержащуюся в ней информацию.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и
опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на
показ репродукций, образцов изделий; на использование видеофильмов и картин,
таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных
пособий.
Постепенно обучающиеся переходят на новый уровень индивидуального
творчества, самостоятельно проходят путь от стадии замысла до воплощения в
конечный продукт.

Обучение по данной программе позволяет детям удовлетворить свои
образовательные

потребности,

познавательные

интересы,

проявлять

интеллектуальную инициативу, создавать новое. Всё это рождает уверенность в
своих силах, позволяет преодолевать барьер нерешительности перед новыми
видами деятельности.
Принципы организации образовательного процесса – это добровольность,
доступность, учёт интересов, склонностей и творческих возможностей личности,
сочетание в практической деятельности индивидуальных и коллективных форм
работы, использование наглядности. Постоянно действующая выставка работ
позволяет видеть результаты труда своего и товарищей как бы со стороны, что
развивает не только умение оценивать деятельность других детей, но и
формирует самооценку, понимание направлений саморазвития.
Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные
методы и методы проектного обучения. Репродуктивные методы способствуют
формированию

умений

запоминать

и

воспроизводить

информацию.

Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть
объяснительно-иллюстративные методы. Они

строятся

на

передаче

информации с помощью трех главных факторов в сочетании с графическими
изображениями.
Управлять деятельностью обучающихся можно с помощью
эвристической беседы и метода алгоритмов.
Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму
обучения на основе оперативной обратной связи. Обучающиеся с помощью
полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу,
есть

после

объяснения

самостоятельно

находят

то

рациональную

последовательность практических действий, оценивают конкретные явления с
точки зрения известных критериев.
Алгоритмы, управления определяют кратчайший путь решения задачи,
указывающий

ученику цель совокупности выполняемых действий

логическую последовательность их выполнения. При строгом выполнении

и

заданных алгоритмов действий обучающийся обязательно

придет

к

правильному решению задачи.
Наиболее

эффективной

самостоятельные

работы.

формой

Освоение

работы

являются

различных

видов

практические

и

художественно

–

творческой деятельности рекомендуется проводить с учётом индивидуальных
особенностей

каждого

дифференцированного

ребёнка,
обучения.

то

есть

Соотнесение

использовать

технологию

практических

занятий

с

лекционным курсом, экскурсиями и посещение выставок, использование
технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более
качественному усвоению содержания курса.
Разнообразие форм проведения занятий вызывают постоянный интерес
ребёнка к занятиям. Позволяют более продуктивно использовать возможности
как преподавателя так и обучающихся. Это могут быть занятия в форме игры,
сказки, конкурса, викторины. Рекомендуется проводить экскурсии в музеи, на
различные выставки, организовывать творческие встречи с художниками,
мастерами декоративно-прикладного искусства.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Занятия не разделяются на теоретическую и практическую части, а
проводятся параллельно. Для этого на занятиях используется методическая
литература, наглядные пособия и дидактический материал.
Соотнесение практических занятий с лекционным курсом, использование
технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более
качественному усвоению содержания курса.
Для этого собраны методические комплекты

по ознакомлению с

различными видами ИЗО: Времена года, Репродукции художников, Деревья
различных пород, Русская архитектура, Животные, Узоры, Человек

Дополнительные формы контроля
Во время обучения регулярно проводится контроль уровня усвоения
обучающимися учебного материала с помощью таких методов психологической
диагностики как:
-

наблюдение;

-

опрос;
метод сравнения результатов деятельности конкретного индивида за

-

определённый промежуток времени.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение и оборудование
Для занятий требуется просторное светлое помещение с шкафами для
наглядного материала, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам.
Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко
проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением, лучше всего
обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение,
близкое к естественному.
Учебное оборудование кабинета включает в комплект мебели, инструменты
и приспособления, необходимые для организации занятий, хранение и показа
наглядных

пособий.Столы

для

занятий

следует

разместить

так,

чтобы

естественный свет падал с левой стороны и спереди.
Рабочее место педагога оборудуется столом и стулом.
В кабинете должны находиться наглядные пособия.
Технические средства
1.

Интерактивнвя доска.

2.

Компьютер.

Материальное обеспечение необходимое для работы по программе:

Для занятий необходимы следующие художественные материалы и
инструменты: простые карандаши; гуашевые и акварельные краски; набор
кистей, цветные ручки, цветные карандаши, фломастеры

Список литературы
Литература для педагога
1.

Айсмен Л. Дао цвета/ Пер. с англ. Т.Новиковой. М.: Изд-во ЭКСМО,
2005. – 176 с.

2.

Аксенов Ю., М. Левидова Цвет и линия (практическое руководство по
рисунку и живописи).

3.

М, «Советский художник», 1986. – 326 с.

Голованов В. П. Дополнительное образование детей: сущность, функции,
тенденции развития. //Доп. образ. 2004. - №5 - с. 12-20

5.

Закон Российской Федерации об образовании от 1 января 2005 года.
Екатеринбург: изд-во Ажур, 2004. – 56 с.

6.

Кузин В.С. Программы. Изобразительное искусство. 1-9 классы. - М.:
Просвещение. 1994. – 160 с.

7.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8
класс.- М: Просвещение, 1995. – 272 с.

8.

Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. М.: «Академия» 2003. – 360 с.

9.

Шпикалова Т. Я. Программы. Изобразительное искусство 5-9 классы. - М.:
Просвещение. 2005. - 72 с.

10.

Кузин В.С. Программно методические материалы: изобразительное
искусство. 5-9 класс. М., Дрофа, 2001. – 224

11.

Эдварс. Откройте в себе художника. «Попури»

12.

Чиварди. Рисунок. «Эксмо» 2003

13.

Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных
программ дополнительного образования детей. Екатеринбург. «Дворец
молодёжи» Методическое пособие. 2001

14.

Энциклопедия рисования «РОСМЭН» 2001

Литература для детей и родителей
1.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте..М., 1967.

2.

Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое
воспитание./ М., 1973.

3.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
культуре./ Санкт-Петербург, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».