Пояснительная записка. Программа ориентирована на детей 6 – 15 лет, на становление их духовного мира. Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план освоение изобразительного искусства. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастёт ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция…. Ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Только в художественной среде появляются и формируются люди широко и свободно мыслящие, способные создавать культурные ценности, остающиеся в веках. Каждый из детей – личность; одна – выявленная, другая – затаённая, «замороченная» взрослыми. Душа ребёнка открыта нам, - вот оно – поле деятельности, выявляй, рассекречивай, помогай справиться с внутренними конфликтами. Мы воспитываем через искусство, а не учим детей ремеслу. Этому они научатся в процессе занятий. Одоевский В. Ф. говорил: « Не передавайте человеку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него, - вот крайний предел педагогики во всех степенях учения…» Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи. В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни. Программа тесно привязана к календарю и тематическим датам и праздникам, что делает её более понятной и доступной для выполнения учащимися. Схема построения традиционного занятия: 1. Организационная часть. 2. Изложение учебного материала. 3. Выполнение практической части. 4. Анализ работ. Подведение итогов. Сведения о коллективе. - Профильная группа; - Набор детей свободный; - Форма занятий – групповая; - Количество обучающихся по группам – до 15 человек; - Возраст - от 6 лет; - количество занятий: - 4 часа в неделю (144 часа в год) для первого года обучения; - 4 часа в неделю (144 часа в год) для второго года обучения; - 4 часа в неделю (144 часа в год) для третьего года обучения; - 4 часа в неделю (144 часа в год) для четвёртого года обучения. - Вид программы – составительская; - Уровень освоения – общекультурный; Дети обучаются по 4 - ех уровневой системе: 1 уровень – первый год обучения: «В каждом рисунке солнце»; 2 уровень – второй год обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»; 3 уровень – третий год обучения: «С чего начинается Родина…»; 4 уровень – четвёртый год обучения: «Многообразие цвета, мир вокруг нас». Критерии контроля: - беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного; - самооценка и взаимооценка; - викторины и конкурсы рисунков; - занятия по проверке пройденного материала с выставкой и анализом работ; - контрольные работы; - районные, школьные, городские выставки. Цель программы - создать условия для самоопределения младших школьников в области изобразительного искусства, как начального этапа непрерывного художественного образования. Цель реализуется через решение задач в сфере обучения, воспитания и развития. Задачи программы: Коммуникативная: - открыть в ребёнке творческую личность с эстетическим отношением к жизни; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; - развивать в детях интерес к жизни через увлечение искусством. Информационно–техническая: - освоение приёмов работы различными художественными материалами; - знакомство с творчеством художников; - освоение знаний о видах и жанрах изобразительного искусства; - учить разделять процессы на этапы; - учить вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; - учить пользоваться источниками информации. Познавательная: - сопоставлять, сравнивать, классифицировать. Рефлексивная: - оценивание эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; Мотивационная: - формирование раскрепощённого полёта мыслей на листе. Результаты обучения характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: знание основных видов и жанров искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Формы учебной деятельности: Практическая работа: -наброски; -зарисовки; -упражнения; -эксперименты; -создание композиции; - работа с натуры и по представлению; Беседы – обсуждения: -раскрытие понятий; -исторические факты; -анализ мастеров; -искусство диалога; -анализ и самоанализ работы; Демонстрация приёма работы Организационно – выставочная деятельность Формы контроля качества: 1. Текущий контроль: - оценка технического качества выполнения задания - оценка выразительности работы и соответствия - совместный анализ работ - самооценка и самоанализ работ 2. Выставки: - Центр творчества - городские - районные 3. Конкурсы 4. Контрольные работы. В конце 1 года обучения: Ученик получит знания: - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация; - отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; - основные и составные, тёплые и холодные цвета; - знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - знать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; Ученику прививаются умения: - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет ; - использовать знания и умения смешивать цвета для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; - изменять эмоциональную напряжённость цвета с помощью смешивания с белой и чёрной красок ; - уметь составлять композиции с учётом замысла; - уметь соблюдать правильную последовательность изображения. Обучающийся получит возможность научиться: - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; - участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной следующих видах искусства: живопись, графика работы в - развивать фантазию, воображение; - приобрести навыки художественного восприятия искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. В конце 2 года обучения Ученик получит знания: - что такое искусство и как оно говорит со зрителем; - основные виды и жанры произведений изобразительного искусства; - чем и как работает художник; - что такое цветовой круг и как работать кистью; - что такое украшения; - простейшие формы в изображении; - холодные и тёплые цвета. Ученик освоит умения: - рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства; - определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства; - чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; - использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; - уметь украшать свои композиции; - верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность, менять направление мазков согласно форме; - определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; - передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения; - передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов; - выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративнообобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм; Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать окружающий мир и произведения искусства; - выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения; - объединять произведения по видовым и жанровым признакам; - работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; - решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; - создавать творческие работы на основе собственного замысла; - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат. В конце 3 года обучения Ученик получит знания: - основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - значение изобразительного искусства в художественной культуре. Ученик освоит умения: - применять художественные материалы (гуашь, акварель, ) в творческой деятельности; - анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · восприятия и оценки произведений искусства; · самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). В конце 4года обучения Ученик получит знания: - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно – выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений; - особенности симметричной композиции; - простейшие композиционные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, элементы цветоведения. Ученик освоит умения: - проводить простейший анализ художественных произведений - рисовать с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объём; - уметь сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки; - использовать цвет, как средство выразительности; - соблюдать последовательность графического и живописного изображения. В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга Проведение и диагностической результативность диагностических работы образовательного, исследований позволяет в развивающего целом и обучающихся. анализировать воспитательного компонента программы. В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им образовательной программы. Оценка результатов выставляется по трехбалльной шкале: 3 балла – высокий уровень 2 балла – средний уровень 1 балла – низкий уровень. Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров. Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей, занимающихся в группе, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в образовательную программу. Учебно – тематический план 1год обучения. «В каждом рисунке солнце». Час . теор. Час . практ. Всего час. № Тема 1. Технологии изображения. 1.1 Изображения всюду вокруг нас. 2 - 2 1.2 «Перчатки». Работа кистью. 0, 5 1,85 2 1.3 «Воздушные шары». Акварель. 0, 5 1,5 2 1.4 «Российский флаг» Акварель. 0,5 1,5 2 1.5 «Дерево». Рисование на пленэре. 0,5 1,5 2 1.6 «Осенний лист». 0,5 1,5 2 1.7 «Осеннее дерево». 0,5 1,5 2 1.8 «Пирамидка». Контраст. 0,5 1,5 2 1.9 «Веточка рябины». Пятно. 0,5 1,5 2 1.10 Моя семья. 0,5 1,5 2 1.11 Контраст. Поэтапное рисование паровозика. 0,5 1,5 2 1.12 Этапы рисования домашнего животного. 0,5 1,5 2 1.13 Рисование плаката. 0,5 1,5 2 1.14 «Герои любимых мультфильмов». 0,5 1,5 2 1.15 «Мой дом». Графика. 0,5 1,5 2 1.16 «Золотая осень». Экскурсия. 0,5 1,5 2 1.17 «Осенний пейзаж». Смешанная техника. 0,5 1,5 2 1.18 «Материнство». Составление композиции. 0,5 1,5 2 36 Многообразие цвета. Линия. 2 Разноцветные краски. 2.1 «Перо Жар – птицы». Тёплые цвета. 0, 5 1,5 36 2.2 «Золотая рыбка». Растяжка . 0, 5 1,5 2 2.3 «Голубая птица». Холодные цвета. 0,5 1,5 2 2.4 «Девочка – огонёк». 0,5 1,5 2 2.5 «Радуга». Цветовой круг. 0,5 1,5 2 2.6 «Снеговик». «Холодная» композиция. 0,5 1,5 2 2.7 «Аквариумные рыбки» Тёплое на холодном. 0,5 1,5 2 2.8 «Ночью». Чёрное и белое. 0,5 1,5 2 2.9 «Тёмный лес». Контраст. 0,5 1,5 2 2.10 «Зима». 2.11 «Мой край». 2.12 Тёплые цвета. Экскурсия в лес. Зимний пейзаж. 2 2 0,5 1,5 2 «В гостях у Снежной королевы». 0,5 1,5 2 2.13 «Огонь – друг». 0,5 1, 5 2 2.14 Моя маска для маскарада. 0,5 1,5 2 2.15 Веточка ели и шар. С натуры. 0,5 1,5 2 2.16 Ёлка. Рисование по схеме. 0,5 1,5 2 2.17 Составление праздничной открытки. 0,5 1,5 2 2.18 «Новогодние чудеса ». 0,5 1,5 2 Плакат. 2 3 Удивительное – рядом. 3.1 «Мои каникулы».Графическое изображение 0, 5 1,5 36 3.2 «Снежинка». 0,5 1,5 2 3.3 «Цветок в горшке». Рисование с натуры. 0,5 1,5 2 3.4 «Узоры на стекле». Составление узора. 0,5 1,5 2 3.5 «Моё любимое животное». По схемам. 0,5 1,5 2 3.6 «Симметрия». Узор. Правила составления. 0,5 1,5 2 3.7 «Бабочка». Симметрия. Контраст. 0,5 1,5 2 3.8 «Украшаем варежку». Орнамент. 0,5 1,5 2 3.9 «Мой край». Графическое изображение 0,5 1,5 2 3.10 «Мы рисуем зимние деревья». 0,5 1,5 2 3.11 «Покормите птиц». Экскурсия в лес. 2 3.12 «Покормите птиц». Композиция в цвете. 0,5 1,5 2 3.13 «Звезда». Последовательное рисование. 0,5 1,5 2 3.14 «Моя мамочка». Композиция. 0,5 1,5 2 3.15 «Составление праздничной открытки». 0,5 1, 5 2 3.16 «Человек». Рисование по схеме. 0,5 1,5 2 3.17 «На детской площадке». 0,5 1,5 2 3.18 «Домик». 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 Составление узора. Композиция. Графическое изображение « Город будущего» 2 2 4 Художник и зрители. 4.1 «Узор в полосе». Украшение. 0, 5 1,5 36 4.2 «Матрёшка». 0, 5 1,5 2 4.3 «Узор в квадрате». 0,5 1,5 2 4.4 «Весна пришла!» Экскурсия в лес. 2 4.5 «Весна пришла!» Акварель. Композиция. 0,5 1,5 2 4.6 Сказочные цветы. Акварель. Композиция. 0,5 1,5 2 4.7 Роспись ложки и кувшинчика. 0,5 1,5 2 4.8 «Чудо – Юдо – сказочное существо». 0,5 1,5 2 4.9 «Космические дали». 0,5 1,5 2 4.10 «Узор в круге». Составление. 0,5 1,5 2 4.11 «Моя игрушка». По памяти. 0,5 1,5 2 4.12 «Буквица». Украшение. 0,5 1,5 2 4.13 «Волна». Художественный шрифт. 0,5 1,5 2 4.14 Рисование медведя. 0,5 1, 5 2 4.15 «Три медведя». Иллюстрирование 0,5 1,5 2 4.16 «Три медведя». 0,5 1,5 2 4.17 «Здравствуй, лето!» Экскурсия в лес. 2 4.18 «Вот оно какое, наше лето!» Композиция. 0,5 Украшение. По представлению. Обложка книги Всего 35, 5 2 2 1,5 2 108,5 144 3 год обучения « С чего начинается Родина…» № Тема Час теория. Час практ. Всего 1 С чего начинается Родина… 1.1 «Как я провёл лето». Композиция 0,5 1,5 2 1.2 «Человек». Наброски. 0,5 1,5 2 1.3 «Моя семья». Композиция 0,5 1,5 2 1.4 «Голова» Рисунок по схеме. 0,5 1,5 2 1.5 «Я. Мой друг». Рисунок. 0,5 1,5 2 1.6 «Золотая осень». Экскурсия в лес 2 1.7 «Золотая осень». Пейзаж 0,5 1,5 2 1.8 Натюрморт «Осенний». 0,5 1,5 2 1.9 «Будь осторожен, пешеход!» 0,5 1,5 2 1.10 «Моя мамочка». 0,5 1,5 2 1.11 «Огонь – друг». Плакат. 0,5 1,5 2 1.12 «Под водой». По представлению. 0,5 1,5 2 1.13 «Город». Перспектива. 0,5 1,5 2 1.14 «Чистый город начинается с тебя». 0,5 1,5 2 1.15 «Дом, в котором я живу». 0,5 1,5 2 1.16 «Моя комната». 0,5 1,5 2 1.17 «Эти забавные животные». 0,5 1,5 2 1.18 «Мой любимый клоун». 0,5 1,5 2 36 2 2. Зима поёт, аукает….. 0,5 1,5 36 2.1. «Снежинки». 0,5 1,5 2 2.2. «Зимние узоры». 0.5 1,5 2 2.3. « На севере». Гризайль. 0,5 1,5 2 2.4. «Человек». Наброски. 0,5 1,5 2 2.5. «Человек в движении». Зарисовки. 0,5 1,5 2 2.6. «Забавы детей зимой». Акварель. 0,5 1,5 2 2.7. «Птицы зимой». Композиция. 0,5 1,5 2 2.8. «Животные зимой». Композиция. 0,5 1,5 2 2.9. «Зима в деревне». Композиция. 2 2.10. «В гостях у Зимы» Экскурсия в лес 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 2.13. «В ледяном городке». Акварель 0,5 1,5 2 2.14. «Животные зимой». Композиция. 0,5 1,5 2 2.15. «Рождественские звёздочки». 0,5 1,5 2 2.16. «Новогодние фантазии». 0,5 1,5 2 2.17. Эскиз маскарадного костюма. 0,5 1,5 2 2.11. «Зимний лес». Пейзаж. 2.12. «Зима». Архитектурный пейзаж. 2.18. Составление праздничной открытки. 2 2 3. В гостях у сказки. 0,5 1,5 36 3.1. «Дворцы сказочных героев». 0,5 1,5 2 3.2. «Корабли сказочных героев». 0,5 1,5 2 3.3. «Репка». 0,5 1,5 2 3.4. «Теремок». 0,5 1,5 2 3.5. «Герои любимых мультфильмов». 0,5 1,5 2 3.6. Художественный шрифт. 0,5 1,5 2 3.7. «Буквица». 0,5 1,5 2 3.8. «Ковёр – самолёт». 0,5 1,5 2 3.9. «Чугунное кружево». 0,5 1,5 2 3.10. «Русская красавица». 0,5 1,5 2 3.11. «Голубое чудо гжель». 0,5 1,5 2 3.12. «Украшение салфетки». 0,5 1,5 2 3.13. «Матрёшка». 0,5 1,5 2 3.14. «Сказочная – птица». 0,5 1,5 2 Иллюстрирование 3.15. Составление праздничной открытки 2 0,5 1,5 3.16. «Витраж». 0,5 1,5 2 3.17. «С 8 Марта!» Открытка. 0,5 1,5 2 3.18. «Скворечники». Рисование с натуры. 2 4. В мире красоты. 4.1. «Подводный мир». Композиция. 4.2. 1,5 36 0,5 1,5 2 «Шрифтовая композиция». 0,5 1,5 2 4.3. «В космосе». Композиция 0,5 1,5 2 4.4. «Космический корабль». 0,5 1,5 2 4.5. «Животные». Наброски и 0,5 зарисовки. 2 1,5 4.6. «В зоопарке». По представлению. 0,5 1,5 2 4.7. «Человек». По схеме. 0,5 1,5 2 4.8. «Я. Мой друг». 0,5 4.9. «Здравствуй, Весна!» Экскурсия в лес 2 2 1,5 2 4.10. «Здравствуй, Весна!» Композиция. 0,5 1,5 2 4.11. «Бабочка». Симметрия. 0,5 1,5 2 4.12. Составление праздничной 0,5 2 композиции ко Дню Победы. 4.13. «Какого цвета Лето». Экскурсия в лес 2 4.14. «Какого цвета лето». Композиция. 0,5 4.17. Пленэр. 2 4.18 «Летние игры». Композиция. 1,5 2 1,5 0,5 Всего 36 2 2 2 108 144 4 год обучения «Многообразие цвета вокруг нас» № Тема 1. Новые технологии. Графика. 1.1. «Как я провёл лето». Композиция. 0,5 1.2. «Осень». Экскурсия в лес. 2 1.3. «Осень». Пейзаж. 0,5 3,5 4 1.4. Рисование штрихами. - виды штриховки 0,5 3,5 4 - цветы, деревья 0,5 3,5 4 - дома, замки 0,5 3,5 4 - люди, звери 0,5 3,5 4 - летом в деревне 0,5 3,5 4 - в лесу 0,5 3,5 4 1.5. «Мой край любимый». 0,5 3,5 4 2. Предпраздничное….. 0,5 1,5 36 2.1. «Человек». 0,5 1,5 2 2.2. «Мама – главное слово». 0,5 1,5 2 2.3. «…Вот мой дом родной». 0,5 1,5 2 2.4. «Наш транспорт». 0,5 3,5 2 2.5. «На улицах нашего города» 0,5 1,5 4 2.6. Плакат. 0,5 1,5 2 2.7. «Здравствуй, гостья Зима!» 2 Экскурсия в лес. 0,5 1,5 2 2.8. «Здравствуй, гостья Зима!» 0,5 1,5 2 2.9. «Человек». В движении. 0,5 3,5 2 Час теор. Час практ. Всего. 36 1,5 2 2 2 2.10. «Зимние забавы». 0,5 3,5 4 2.11. «Рождественские картинки» 0,5 3,5 4 2.12. «Новогодние игрушки, свечи и хлопушки…» 4 0,5 3,5 4 2.13. «Новогодние фантазии». 3. Мои любимые сказки. 0,5 1,5 36 3.1. «Сетчатый орнамент». 0,5 1,5 2 3.2. «Декоративная решётка». 3.3. «Орнамент в полосе» 0,5 1,5 - растительный. 0,5 1,5 2 - геометрический. 2 2 «Орнамент в круге». 0,5 1,5 - растительный. 0,5 1,5 2 - геометрический. 0,5 1,5 2 3.5. «Снежинка». 0,5 1,5 2 3.6. «Аленький цветочек».Иллюстрация. 0,5 1,5 2 3.7. «Шрифтовая композиция». 0,5 1,5 2 3.8. «Буквица». 0,5 1,5 2 3.9. Праздничная открытка ко Дню 3.4. Защитника отечества 2 0,5 3,5 3.10. «Наша масленица». 0,5 1,5 4 3.11. Праздничная открытка к 8 Марта. 0,5 3,5 2 3.12. «Алые паруса». 0,5 3,5 4 3.13. Сказочная архитектура. 4 \ 4. Искусство и фантазия. 4.1. «Чудо – дерево». 0,5 1,5 2 4.2. «Фантастические киногерои». 0,5 1,5 2 4.3. «Мультстрана». 0,5 1,5 2 4.4. «Космические дали». 0,5 1,5 2 4.5. «На чужой планете». 0,5 1,5 2 4.6. «Экологическая катастрофа». 0,5 3,5 4 4.7. Составление праздничной 0,5 1,5 2 0,5 3,5 4 36 открытки к 1 Мая. 4.8. «Воин – победитель». Составление композиции 4.9. «Весна – красна» Экскурсия в лес. 2 2 4.10. «Весна – красна». Пейзаж. 0,5 1,5 2 4.11. Рисование с натуры деревьев. 0,5 1,5 2 4.12. «Городской пейзаж». 0,5 3.5 4 4.13. «Здравствуй, Лето красное!» 2 2 Экскурсия в лес. 4.14. «Здравствуй, Лето красное!»Пейзаж. 0,5 30,5 Всего 3,5 4 113,5 144 Методическое обеспечение Ведущей деятельностью детей является индивидуально – личностное общение. При изучении программы используются методы: - информационные (устные словесные и демонстрационные); - практические (репродуктивные и проектные); - управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и метод алгоритмов). Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким, лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием. Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путём обмена мнениями руководителя и обучающегося. Инструктаж — словесный метод обучения, основанный на даче инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем четче педагог формулирует инструкцию, тем быстрее дети осваивают содержащуюся в ней информацию. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на показ репродукций, образцов изделий; на использование видеофильмов и картин, таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных пособий. Постепенно обучающиеся переходят на новый уровень индивидуального творчества, самостоятельно проходят путь от стадии замысла до воплощения в конечный продукт. Обучение по данной программе позволяет детям удовлетворить свои образовательные потребности, познавательные интересы, проявлять интеллектуальную инициативу, создавать новое. Всё это рождает уверенность в своих силах, позволяет преодолевать барьер нерешительности перед новыми видами деятельности. Принципы организации образовательного процесса – это добровольность, доступность, учёт интересов, склонностей и творческих возможностей личности, сочетание в практической деятельности индивидуальных и коллективных форм работы, использование наглядности. Постоянно действующая выставка работ позволяет видеть результаты труда своего и товарищей как бы со стороны, что развивает не только умение оценивать деятельность других детей, но и формирует самооценку, понимание направлений саморазвития. Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения. Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы. Они строятся на передаче информации с помощью трех главных факторов в сочетании с графическими изображениями. Управлять деятельностью обучающихся можно с помощью эвристической беседы и метода алгоритмов. Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи. Обучающиеся с помощью полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу, есть после объяснения самостоятельно находят то рациональную последовательность практических действий, оценивают конкретные явления с точки зрения известных критериев. Алгоритмы, управления определяют кратчайший путь решения задачи, указывающий ученику цель совокупности выполняемых действий логическую последовательность их выполнения. При строгом выполнении и заданных алгоритмов действий обучающийся обязательно придет к правильному решению задачи. Наиболее эффективной самостоятельные работы. формой Освоение работы являются различных видов практические и художественно – творческой деятельности рекомендуется проводить с учётом индивидуальных особенностей каждого дифференцированного ребёнка, обучения. то есть Соотнесение использовать технологию практических занятий с лекционным курсом, экскурсиями и посещение выставок, использование технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более качественному усвоению содержания курса. Разнообразие форм проведения занятий вызывают постоянный интерес ребёнка к занятиям. Позволяют более продуктивно использовать возможности как преподавателя так и обучающихся. Это могут быть занятия в форме игры, сказки, конкурса, викторины. Рекомендуется проводить экскурсии в музеи, на различные выставки, организовывать творческие встречи с художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: Занятия не разделяются на теоретическую и практическую части, а проводятся параллельно. Для этого на занятиях используется методическая литература, наглядные пособия и дидактический материал. Соотнесение практических занятий с лекционным курсом, использование технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более качественному усвоению содержания курса. Для этого собраны методические комплекты по ознакомлению с различными видами ИЗО: Времена года, Репродукции художников, Деревья различных пород, Русская архитектура, Животные, Узоры, Человек Дополнительные формы контроля Во время обучения регулярно проводится контроль уровня усвоения обучающимися учебного материала с помощью таких методов психологической диагностики как: - наблюдение; - опрос; метод сравнения результатов деятельности конкретного индивида за - определённый промежуток времени. Материально-техническое обеспечение программы Помещение и оборудование Для занятий требуется просторное светлое помещение с шкафами для наглядного материала, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением, лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Учебное оборудование кабинета включает в комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранение и показа наглядных пособий.Столы для занятий следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. Рабочее место педагога оборудуется столом и стулом. В кабинете должны находиться наглядные пособия. Технические средства 1. Интерактивнвя доска. 2. Компьютер. Материальное обеспечение необходимое для работы по программе: Для занятий необходимы следующие художественные материалы и инструменты: простые карандаши; гуашевые и акварельные краски; набор кистей, цветные ручки, цветные карандаши, фломастеры Список литературы Литература для педагога 1. Айсмен Л. Дао цвета/ Пер. с англ. Т.Новиковой. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 176 с. 2. Аксенов Ю., М. Левидова Цвет и линия (практическое руководство по рисунку и живописи). 3. М, «Советский художник», 1986. – 326 с. Голованов В. П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития. //Доп. образ. 2004. - №5 - с. 12-20 5. Закон Российской Федерации об образовании от 1 января 2005 года. Екатеринбург: изд-во Ажур, 2004. – 56 с. 6. Кузин В.С. Программы. Изобразительное искусство. 1-9 классы. - М.: Просвещение. 1994. – 160 с. 7. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 класс.- М: Просвещение, 1995. – 272 с. 8. Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: «Академия» 2003. – 360 с. 9. Шпикалова Т. Я. Программы. Изобразительное искусство 5-9 классы. - М.: Просвещение. 2005. - 72 с. 10. Кузин В.С. Программно методические материалы: изобразительное искусство. 5-9 класс. М., Дрофа, 2001. – 224 11. Эдварс. Откройте в себе художника. «Попури» 12. Чиварди. Рисунок. «Эксмо» 2003 13. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Екатеринбург. «Дворец молодёжи» Методическое пособие. 2001 14. Энциклопедия рисования «РОСМЭН» 2001 Литература для детей и родителей 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте..М., 1967. 2. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание./ М., 1973. 3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре./ Санкт-Петербург, 2004.