Пояснительная записка.
Программа ориентирована на детей 6 – 15 лет, на становление их
духовного мира.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования: приобщение к искусству как к
духовному
опыту
поколений,
овладение
способами
художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без
которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном
явлении.
Содержание художественного образования предусматривает два вида
деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и
собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это
дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни
человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем,
избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с
произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план освоение
изобразительного искусства.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в
формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании,
самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастёт ни
интеллект, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни
отважная интуиция…. Ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества.
Только в художественной среде появляются и формируются люди широко и
свободно мыслящие, способные создавать культурные ценности, остающиеся в
веках.
Каждый из детей – личность; одна – выявленная, другая – затаённая,
«замороченная» взрослыми. Душа ребёнка открыта нам, - вот оно – поле
деятельности, выявляй, рассекречивай, помогай справиться с внутренними
конфликтами. Мы воспитываем через искусство, а не учим детей ремеслу. Этому
они научатся в процессе занятий. Одоевский В. Ф. говорил: « Не передавайте
человеку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до
него, - вот крайний предел педагогики во всех степенях учения…»
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача
развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
«углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому
развитию школьников, который заключается в постановке и реализации
принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры
духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую
отзывчивость
на
прекрасное
и
безобразное,
художественно-творческую
активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с
искусством,
развивает
умения
и
навыки
художественной
деятельности,
приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы,
человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания
художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям
искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных
материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть
способов выражения своих чувств и отношения жизни.
Программа тесно привязана к календарю и тематическим датам и
праздникам, что делает её более понятной и доступной для выполнения
учащимися.
Схема построения традиционного занятия:
1.
Организационная часть.
2.
Изложение учебного материала.
3.
Выполнение практической части.
4.
Анализ работ. Подведение итогов.
Сведения о коллективе.
- Профильная группа;
- Набор детей свободный;
- Форма занятий – групповая;
- Количество обучающихся по группам – до 15 человек;
- Возраст - от 6 лет;
- количество занятий:
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для первого года обучения;
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для второго года обучения;
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для третьего года обучения;
- 4 часа в неделю (144 часа в год) для четвёртого года обучения.
- Вид программы – составительская;
- Уровень освоения – общекультурный;
Дети обучаются по 4 - ех уровневой системе:
1 уровень – первый год обучения: «В каждом рисунке солнце»;
2 уровень – второй год обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»;
3 уровень – третий год обучения: «С чего начинается Родина…»;
4 уровень – четвёртый год обучения: «Многообразие цвета, мир вокруг
нас».
Критерии контроля:
- беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного;
- самооценка и взаимооценка;
- викторины и конкурсы рисунков;
- занятия по проверке пройденного материала с выставкой и
анализом
работ;
- контрольные работы;
- районные, школьные, городские выставки.
Цель программы - создать условия для самоопределения младших
школьников в области изобразительного искусства, как начального этапа
непрерывного художественного образования.
Цель реализуется через решение задач в сфере обучения, воспитания и развития.
Задачи программы:
Коммуникативная:
- открыть в ребёнке творческую личность с эстетическим отношением к
жизни; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
-
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
развивать в детях интерес к жизни через увлечение искусством.
Информационно–техническая:
- освоение приёмов работы различными художественными материалами;
- знакомство с творчеством художников;
- освоение знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
- учить разделять процессы на этапы;
- учить вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по
поводу искусства, участвовать в диалоге;
- учить пользоваться источниками информации.
Познавательная:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать.
Рефлексивная:
- оценивание эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформировать эстетические потребности — потребности в общении с
искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему
миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения;
Мотивационная:
- формирование раскрепощённого полёта мыслей на листе.
Результаты
обучения
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
знание основных видов и жанров искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение
умений
применять
в
художественно—творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Формы учебной деятельности:
Практическая работа:
-наброски;
-зарисовки;
-упражнения;
-эксперименты;
-создание композиции;
- работа с натуры и по представлению;
Беседы – обсуждения:
-раскрытие понятий;
-исторические факты;
-анализ мастеров;
-искусство диалога;
-анализ и самоанализ работы;
Демонстрация приёма работы
Организационно – выставочная деятельность
Формы контроля качества:
1. Текущий контроль:
- оценка технического качества выполнения задания
- оценка выразительности работы и соответствия
- совместный анализ работ
- самооценка и самоанализ работ
2. Выставки:
- Центр творчества
- городские
- районные
3. Конкурсы
4. Контрольные работы.
В конце 1 года обучения:
Ученик получит знания:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
- значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных
мастеров;
- основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их
смешивания;
- знать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- знать особенности построения орнамента и его значение в образе
художественной вещи;
Ученику прививаются умения:
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками,
палитрой;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет ;
- использовать знания
и умения смешивать цвета
для передачи
художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- изменять эмоциональную напряжённость цвета
с помощью
смешивания с белой и чёрной красок ;
- уметь составлять композиции с учётом замысла;
- уметь соблюдать правильную последовательность изображения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
усвоить
основы трех
видов
художественной
деятельности:
изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное
конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или
декоративная деятельность с использованием различных художественных
материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для
передачи собственного замысла;
-
приобрести
первичные
навыки
художественной
следующих видах искусства: живопись, графика
работы
в
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира,
изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного
смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в
творческой художественной деятельности и при восприятии произведений
искусства и творчества своих товарищей.
В конце 2 года обучения
Ученик получит знания:
- что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
- основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;
- чем и как работает художник;
- что такое цветовой круг и как работать кистью;
- что такое украшения;
- простейшие формы в изображении;
- холодные и тёплые цвета.
Ученик освоит умения:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения
искусства;
- определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру
искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков
объектов в действительности и в изображении;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
- уметь украшать свои композиции;
- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски,
ровно закрывая ими поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости
от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь
элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание
литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения:
изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних –
выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но
удаленных предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративнообобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты
сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для
выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций,
проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в
деятельность и ее общий результат.
В конце 3 года обучения
Ученик получит знания:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции,
светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их
основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Ученик освоит умения:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, ) в творческой
деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и
жанров изобразительного искусства и определять средства художественной
выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
· восприятия и оценки произведений искусства;
· самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с
натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы
и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн
предмета, костюма, интерьера).
В конце 4года обучения
Ученик получит знания:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном
искусстве, о художественно – выразительных средствах (композиция, рисунок,
цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии
произведений;
- особенности симметричной композиции;
- простейшие композиционные приёмы и художественные средства,
необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы,
элементы цветоведения.
Ученик освоит умения:
- проводить простейший анализ художественных произведений
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению карандашом,
акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объём;
- уметь сравнивать свой графический или живописный рисунок с
изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет, как средство выразительности;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено
проведение мониторинга
Проведение
и
диагностической
результативность
диагностических
работы
образовательного,
исследований
позволяет
в
развивающего
целом
и
обучающихся.
анализировать
воспитательного
компонента программы.
В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного
развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе
освоения им образовательной программы.
Оценка результатов выставляется по трехбалльной шкале:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балла – низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по
итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень
определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на
количество отслеживаемых параметров.
Проведенная
диагностика
позволяет
увидеть
и
проанализировать
динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей,
занимающихся в группе, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в
образовательную программу.
Учебно – тематический план
1год обучения. «В каждом рисунке солнце».
Час .
теор.
Час .
практ.
Всего
час.
№
Тема
1.
Технологии изображения.
1.1
Изображения всюду вокруг нас.
2
-
2
1.2
«Перчатки».
Работа кистью.
0, 5
1,85
2
1.3
«Воздушные шары».
Акварель.
0, 5
1,5
2
1.4
«Российский флаг»
Акварель.
0,5
1,5
2
1.5
«Дерево». Рисование на пленэре.
0,5
1,5
2
1.6
«Осенний лист».
0,5
1,5
2
1.7
«Осеннее дерево».
0,5
1,5
2
1.8
«Пирамидка».
Контраст.
0,5
1,5
2
1.9
«Веточка рябины».
Пятно.
0,5
1,5
2
1.10
Моя семья.
0,5
1,5
2
1.11
Контраст. Поэтапное рисование паровозика. 0,5
1,5
2
1.12
Этапы рисования домашнего животного.
0,5
1,5
2
1.13
Рисование плаката.
0,5
1,5
2
1.14
«Герои любимых мультфильмов».
0,5
1,5
2
1.15
«Мой дом».
Графика.
0,5
1,5
2
1.16
«Золотая осень».
Экскурсия.
0,5
1,5
2
1.17
«Осенний пейзаж». Смешанная техника.
0,5
1,5
2
1.18
«Материнство». Составление композиции.
0,5
1,5
2
36
Многообразие цвета.
Линия.
2
Разноцветные краски.
2.1
«Перо Жар – птицы».
Тёплые цвета.
0, 5
1,5
36
2.2
«Золотая рыбка».
Растяжка .
0, 5
1,5
2
2.3
«Голубая птица».
Холодные цвета.
0,5
1,5
2
2.4
«Девочка – огонёк».
0,5
1,5
2
2.5
«Радуга».
Цветовой круг.
0,5
1,5
2
2.6
«Снеговик».
«Холодная» композиция.
0,5
1,5
2
2.7
«Аквариумные рыбки» Тёплое на холодном. 0,5
1,5
2
2.8
«Ночью».
Чёрное и белое.
0,5
1,5
2
2.9
«Тёмный лес».
Контраст.
0,5
1,5
2
2.10
«Зима».
2.11
«Мой край».
2.12
Тёплые цвета.
Экскурсия в лес.
Зимний пейзаж.
2
2
0,5
1,5
2
«В гостях у Снежной королевы».
0,5
1,5
2
2.13
«Огонь – друг».
0,5
1, 5
2
2.14
Моя маска для маскарада.
0,5
1,5
2
2.15
Веточка ели и шар.
С натуры.
0,5
1,5
2
2.16
Ёлка.
Рисование по схеме.
0,5
1,5
2
2.17
Составление праздничной открытки.
0,5
1,5
2
2.18
«Новогодние чудеса ».
0,5
1,5
2
Плакат.
2
3
Удивительное – рядом.
3.1
«Мои каникулы».Графическое изображение
0, 5
1,5
36
3.2
«Снежинка».
0,5
1,5
2
3.3
«Цветок в горшке». Рисование с натуры.
0,5
1,5
2
3.4
«Узоры на стекле». Составление узора.
0,5
1,5
2
3.5
«Моё любимое животное». По схемам.
0,5
1,5
2
3.6
«Симметрия». Узор. Правила составления.
0,5
1,5
2
3.7
«Бабочка». Симметрия. Контраст.
0,5
1,5
2
3.8
«Украшаем варежку». Орнамент.
0,5
1,5
2
3.9
«Мой край». Графическое изображение
0,5
1,5
2
3.10
«Мы рисуем зимние деревья».
0,5
1,5
2
3.11
«Покормите птиц». Экскурсия в лес.
2
3.12
«Покормите птиц». Композиция в цвете.
0,5
1,5
2
3.13
«Звезда». Последовательное рисование.
0,5
1,5
2
3.14
«Моя мамочка». Композиция.
0,5
1,5
2
3.15
«Составление праздничной открытки».
0,5
1, 5
2
3.16
«Человек». Рисование по схеме.
0,5
1,5
2
3.17
«На детской площадке».
0,5
1,5
2
3.18
«Домик».
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
Составление узора.
Композиция.
Графическое изображение
« Город будущего»
2
2
4
Художник и зрители.
4.1
«Узор в полосе». Украшение.
0, 5
1,5
36
4.2
«Матрёшка».
0, 5
1,5
2
4.3
«Узор в квадрате».
0,5
1,5
2
4.4
«Весна пришла!» Экскурсия в лес.
2
4.5
«Весна пришла!» Акварель. Композиция.
0,5
1,5
2
4.6
Сказочные цветы. Акварель. Композиция.
0,5
1,5
2
4.7
Роспись ложки и кувшинчика.
0,5
1,5
2
4.8
«Чудо – Юдо – сказочное существо».
0,5
1,5
2
4.9
«Космические дали».
0,5
1,5
2
4.10
«Узор в круге». Составление.
0,5
1,5
2
4.11
«Моя игрушка».
По памяти.
0,5
1,5
2
4.12
«Буквица».
Украшение.
0,5
1,5
2
4.13
«Волна». Художественный шрифт.
0,5
1,5
2
4.14
Рисование медведя.
0,5
1, 5
2
4.15
«Три медведя». Иллюстрирование
0,5
1,5
2
4.16
«Три медведя».
0,5
1,5
2
4.17
«Здравствуй, лето!» Экскурсия в лес.
2
4.18
«Вот оно какое, наше лето!» Композиция.
0,5
Украшение.
По представлению.
Обложка книги
Всего 35, 5
2
2
1,5
2
108,5
144
3 год обучения « С чего начинается Родина…»
№
Тема Час теория. Час практ. Всего
1
С чего начинается Родина…
1.1
«Как я провёл лето». Композиция
0,5
1,5
2
1.2
«Человек». Наброски.
0,5
1,5
2
1.3
«Моя семья». Композиция
0,5
1,5
2
1.4
«Голова» Рисунок по схеме.
0,5
1,5
2
1.5
«Я. Мой друг». Рисунок.
0,5
1,5
2
1.6
«Золотая осень». Экскурсия в лес
2
1.7
«Золотая осень». Пейзаж
0,5
1,5
2
1.8
Натюрморт «Осенний».
0,5
1,5
2
1.9
«Будь осторожен, пешеход!»
0,5
1,5
2
1.10
«Моя мамочка».
0,5
1,5
2
1.11
«Огонь – друг». Плакат.
0,5
1,5
2
1.12
«Под водой». По представлению.
0,5
1,5
2
1.13
«Город». Перспектива.
0,5
1,5
2
1.14
«Чистый город начинается с тебя».
0,5
1,5
2
1.15
«Дом, в котором я живу».
0,5
1,5
2
1.16
«Моя комната».
0,5
1,5
2
1.17
«Эти забавные животные».
0,5
1,5
2
1.18
«Мой любимый клоун».
0,5
1,5
2
36
2
2.
Зима поёт, аукает…..
0,5
1,5
36
2.1.
«Снежинки».
0,5
1,5
2
2.2.
«Зимние узоры».
0.5
1,5
2
2.3.
« На севере». Гризайль.
0,5
1,5
2
2.4.
«Человек». Наброски.
0,5
1,5
2
2.5.
«Человек в движении». Зарисовки.
0,5
1,5
2
2.6.
«Забавы детей зимой». Акварель.
0,5
1,5
2
2.7.
«Птицы зимой». Композиция.
0,5
1,5
2
2.8.
«Животные зимой». Композиция.
0,5
1,5
2
2.9.
«Зима в деревне». Композиция.
2
2.10.
«В гостях у Зимы» Экскурсия в лес
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2.13. «В ледяном городке». Акварель
0,5
1,5
2
2.14. «Животные зимой». Композиция.
0,5
1,5
2
2.15. «Рождественские звёздочки».
0,5
1,5
2
2.16. «Новогодние фантазии».
0,5
1,5
2
2.17. Эскиз маскарадного костюма.
0,5
1,5
2
2.11. «Зимний лес». Пейзаж.
2.12.
«Зима». Архитектурный пейзаж.
2.18. Составление праздничной открытки.
2
2
3.
В гостях у сказки.
0,5
1,5
36
3.1.
«Дворцы сказочных героев».
0,5
1,5
2
3.2.
«Корабли сказочных героев».
0,5
1,5
2
3.3.
«Репка».
0,5
1,5
2
3.4.
«Теремок».
0,5
1,5
2
3.5.
«Герои любимых мультфильмов».
0,5
1,5
2
3.6.
Художественный шрифт.
0,5
1,5
2
3.7.
«Буквица».
0,5
1,5
2
3.8.
«Ковёр – самолёт».
0,5
1,5
2
3.9.
«Чугунное кружево».
0,5
1,5
2
3.10. «Русская красавица».
0,5
1,5
2
3.11. «Голубое чудо гжель».
0,5
1,5
2
3.12. «Украшение салфетки».
0,5
1,5
2
3.13. «Матрёшка».
0,5
1,5
2
3.14. «Сказочная – птица».
0,5
1,5
2
Иллюстрирование
3.15. Составление праздничной
открытки
2
0,5
1,5
3.16. «Витраж».
0,5
1,5
2
3.17. «С 8 Марта!» Открытка.
0,5
1,5
2
3.18. «Скворечники». Рисование с натуры.
2
4.
В мире красоты.
4.1.
«Подводный мир». Композиция.
4.2.
1,5
36
0,5
1,5
2
«Шрифтовая композиция».
0,5
1,5
2
4.3.
«В космосе». Композиция
0,5
1,5
2
4.4.
«Космический корабль».
0,5
1,5
2
4.5.
«Животные». Наброски и
0,5
зарисовки.
2
1,5
4.6.
«В зоопарке». По представлению.
0,5
1,5
2
4.7.
«Человек». По схеме.
0,5
1,5
2
4.8.
«Я. Мой друг».
0,5
4.9.
«Здравствуй, Весна!» Экскурсия в лес 2
2
1,5
2
4.10. «Здравствуй, Весна!» Композиция.
0,5
1,5
2
4.11. «Бабочка». Симметрия.
0,5
1,5
2
4.12. Составление праздничной
0,5
2
композиции ко Дню Победы.
4.13.
«Какого цвета Лето». Экскурсия в лес 2
4.14. «Какого цвета лето». Композиция.
0,5
4.17. Пленэр.
2
4.18
«Летние игры». Композиция.
1,5
2
1,5
0,5
Всего 36
2
2
2
108
144
4 год обучения «Многообразие цвета вокруг нас»
№
Тема
1.
Новые технологии. Графика.
1.1.
«Как я провёл лето». Композиция.
0,5
1.2.
«Осень». Экскурсия в лес.
2
1.3.
«Осень». Пейзаж.
0,5
3,5
4
1.4.
Рисование штрихами.
- виды штриховки
0,5
3,5
4
- цветы, деревья
0,5
3,5
4
- дома, замки
0,5
3,5
4
- люди, звери
0,5
3,5
4
- летом в деревне
0,5
3,5
4
- в лесу
0,5
3,5
4
1.5.
«Мой край любимый».
0,5
3,5
4
2.
Предпраздничное…..
0,5
1,5
36
2.1.
«Человек».
0,5
1,5
2
2.2.
«Мама – главное слово».
0,5
1,5
2
2.3.
«…Вот мой дом родной».
0,5
1,5
2
2.4.
«Наш транспорт».
0,5
3,5
2
2.5.
«На улицах нашего города»
0,5
1,5
4
2.6.
Плакат.
0,5
1,5
2
2.7.
«Здравствуй, гостья Зима!»
2
Экскурсия в лес.
0,5
1,5
2
2.8.
«Здравствуй, гостья Зима!»
0,5
1,5
2
2.9.
«Человек». В движении.
0,5
3,5
2
Час
теор.
Час
практ.
Всего.
36
1,5
2
2
2
2.10. «Зимние забавы».
0,5
3,5
4
2.11. «Рождественские картинки»
0,5
3,5
4
2.12. «Новогодние игрушки, свечи и
хлопушки…»
4
0,5
3,5
4
2.13. «Новогодние фантазии».
3.
Мои любимые сказки.
0,5
1,5
36
3.1.
«Сетчатый орнамент».
0,5
1,5
2
3.2.
«Декоративная решётка».
3.3.
«Орнамент в полосе»
0,5
1,5
- растительный.
0,5
1,5
2
- геометрический.
2
2
«Орнамент в круге».
0,5
1,5
- растительный.
0,5
1,5
2
- геометрический.
0,5
1,5
2
3.5.
«Снежинка».
0,5
1,5
2
3.6.
«Аленький цветочек».Иллюстрация.
0,5
1,5
2
3.7.
«Шрифтовая композиция».
0,5
1,5
2
3.8.
«Буквица».
0,5
1,5
2
3.9.
Праздничная открытка ко Дню
3.4.
Защитника отечества
2
0,5
3,5
3.10. «Наша масленица».
0,5
1,5
4
3.11. Праздничная открытка к 8 Марта.
0,5
3,5
2
3.12. «Алые паруса».
0,5
3,5
4
3.13. Сказочная архитектура.
4
\
4.
Искусство и фантазия.
4.1.
«Чудо – дерево».
0,5
1,5
2
4.2.
«Фантастические киногерои».
0,5
1,5
2
4.3.
«Мультстрана».
0,5
1,5
2
4.4.
«Космические дали».
0,5
1,5
2
4.5.
«На чужой планете».
0,5
1,5
2
4.6.
«Экологическая катастрофа».
0,5
3,5
4
4.7.
Составление праздничной
0,5
1,5
2
0,5
3,5
4
36
открытки к 1 Мая.
4.8.
«Воин – победитель».
Составление композиции
4.9.
«Весна – красна» Экскурсия в лес.
2
2
4.10. «Весна – красна». Пейзаж.
0,5
1,5
2
4.11. Рисование с натуры деревьев.
0,5
1,5
2
4.12. «Городской пейзаж».
0,5
3.5
4
4.13.
«Здравствуй, Лето красное!»
2
2
Экскурсия в лес.
4.14. «Здравствуй, Лето красное!»Пейзаж. 0,5
30,5
Всего
3,5
4
113,5
144
Методическое обеспечение
Ведущей деятельностью детей является индивидуально – личностное
общение.
При изучении программы используются методы:
-
информационные (устные словесные и демонстрационные);
-
практические (репродуктивные и проектные);
- управление деятельностью обучающихся (эвристическая беседа и
метод алгоритмов).
Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж.
Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким,
лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким
повествованием.
Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются
путём обмена мнениями руководителя и обучающегося.
Инструктаж
—
словесный
метод
обучения,
основанный
на
даче
инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое
объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем
четче
педагог
формулирует
инструкцию,
тем
быстрее
дети
осваивают
содержащуюся в ней информацию.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и
опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов; на
показ репродукций, образцов изделий; на использование видеофильмов и картин,
таблиц по культуре и охране труда, технологических карт, самодельных
пособий.
Постепенно обучающиеся переходят на новый уровень индивидуального
творчества, самостоятельно проходят путь от стадии замысла до воплощения в
конечный продукт.
Обучение по данной программе позволяет детям удовлетворить свои
образовательные
потребности,
познавательные
интересы,
проявлять
интеллектуальную инициативу, создавать новое. Всё это рождает уверенность в
своих силах, позволяет преодолевать барьер нерешительности перед новыми
видами деятельности.
Принципы организации образовательного процесса – это добровольность,
доступность, учёт интересов, склонностей и творческих возможностей личности,
сочетание в практической деятельности индивидуальных и коллективных форм
работы, использование наглядности. Постоянно действующая выставка работ
позволяет видеть результаты труда своего и товарищей как бы со стороны, что
развивает не только умение оценивать деятельность других детей, но и
формирует самооценку, понимание направлений саморазвития.
Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные
методы и методы проектного обучения. Репродуктивные методы способствуют
формированию
умений
запоминать
и
воспроизводить
информацию.
Фактически это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть
объяснительно-иллюстративные методы. Они
строятся
на
передаче
информации с помощью трех главных факторов в сочетании с графическими
изображениями.
Управлять деятельностью обучающихся можно с помощью
эвристической беседы и метода алгоритмов.
Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму
обучения на основе оперативной обратной связи. Обучающиеся с помощью
полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу,
есть
после
объяснения
самостоятельно
находят
то
рациональную
последовательность практических действий, оценивают конкретные явления с
точки зрения известных критериев.
Алгоритмы, управления определяют кратчайший путь решения задачи,
указывающий
ученику цель совокупности выполняемых действий
логическую последовательность их выполнения. При строгом выполнении
и
заданных алгоритмов действий обучающийся обязательно
придет
к
правильному решению задачи.
Наиболее
эффективной
самостоятельные
работы.
формой
Освоение
работы
являются
различных
видов
практические
и
художественно
–
творческой деятельности рекомендуется проводить с учётом индивидуальных
особенностей
каждого
дифференцированного
ребёнка,
обучения.
то
есть
Соотнесение
использовать
технологию
практических
занятий
с
лекционным курсом, экскурсиями и посещение выставок, использование
технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более
качественному усвоению содержания курса.
Разнообразие форм проведения занятий вызывают постоянный интерес
ребёнка к занятиям. Позволяют более продуктивно использовать возможности
как преподавателя так и обучающихся. Это могут быть занятия в форме игры,
сказки, конкурса, викторины. Рекомендуется проводить экскурсии в музеи, на
различные выставки, организовывать творческие встречи с художниками,
мастерами декоративно-прикладного искусства.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Занятия не разделяются на теоретическую и практическую части, а
проводятся параллельно. Для этого на занятиях используется методическая
литература, наглядные пособия и дидактический материал.
Соотнесение практических занятий с лекционным курсом, использование
технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более
качественному усвоению содержания курса.
Для этого собраны методические комплекты
по ознакомлению с
различными видами ИЗО: Времена года, Репродукции художников, Деревья
различных пород, Русская архитектура, Животные, Узоры, Человек
Дополнительные формы контроля
Во время обучения регулярно проводится контроль уровня усвоения
обучающимися учебного материала с помощью таких методов психологической
диагностики как:
-
наблюдение;
-
опрос;
метод сравнения результатов деятельности конкретного индивида за
-
определённый промежуток времени.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение и оборудование
Для занятий требуется просторное светлое помещение с шкафами для
наглядного материала, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам.
Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко
проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением, лучше всего
обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение,
близкое к естественному.
Учебное оборудование кабинета включает в комплект мебели, инструменты
и приспособления, необходимые для организации занятий, хранение и показа
наглядных
пособий.Столы
для
занятий
следует
разместить
так,
чтобы
естественный свет падал с левой стороны и спереди.
Рабочее место педагога оборудуется столом и стулом.
В кабинете должны находиться наглядные пособия.
Технические средства
1.
Интерактивнвя доска.
2.
Компьютер.
Материальное обеспечение необходимое для работы по программе:
Для занятий необходимы следующие художественные материалы и
инструменты: простые карандаши; гуашевые и акварельные краски; набор
кистей, цветные ручки, цветные карандаши, фломастеры
Список литературы
Литература для педагога
1.
Айсмен Л. Дао цвета/ Пер. с англ. Т.Новиковой. М.: Изд-во ЭКСМО,
2005. – 176 с.
2.
Аксенов Ю., М. Левидова Цвет и линия (практическое руководство по
рисунку и живописи).
3.
М, «Советский художник», 1986. – 326 с.
Голованов В. П. Дополнительное образование детей: сущность, функции,
тенденции развития. //Доп. образ. 2004. - №5 - с. 12-20
5.
Закон Российской Федерации об образовании от 1 января 2005 года.
Екатеринбург: изд-во Ажур, 2004. – 56 с.
6.
Кузин В.С. Программы. Изобразительное искусство. 1-9 классы. - М.:
Просвещение. 1994. – 160 с.
7.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8
класс.- М: Просвещение, 1995. – 272 с.
8.
Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. М.: «Академия» 2003. – 360 с.
9.
Шпикалова Т. Я. Программы. Изобразительное искусство 5-9 классы. - М.:
Просвещение. 2005. - 72 с.
10.
Кузин В.С. Программно методические материалы: изобразительное
искусство. 5-9 класс. М., Дрофа, 2001. – 224
11.
Эдварс. Откройте в себе художника. «Попури»
12.
Чиварди. Рисунок. «Эксмо» 2003
13.
Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных
программ дополнительного образования детей. Екатеринбург. «Дворец
молодёжи» Методическое пособие. 2001
14.
Энциклопедия рисования «РОСМЭН» 2001
Литература для детей и родителей
1.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте..М., 1967.
2.
Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое
воспитание./ М., 1973.
3.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
культуре./ Санкт-Петербург, 2004.