НЮАНС

Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся среднего школьного возраста,
призвана приобщить детей к искусству, сформировать эстетически развитый внутренний
мир, развивать творческий потенциал, который заложен в каждом ребенке, по средствам
занятий в объединении «Нюанс».


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (ст. 75. п. 1, 3, 4);


Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 №196;


Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»;


Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-342 Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая разноуровневые программы)


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Вид программы - составительская -программа составлена на основе программы
Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» М., «Просвещение»
2013.
Направленность программы художественная
Программа воплощает в себе подход к художественно – творческому развитию
обучающихся, формированию художественной культуры, как неотъемлемой части
культуры духовной. На каждом занятии педагог дополнительного образования формирует
художественно творческую активность, интерес к искусству. Программа направлена на
развитие умений и навыков в художественной деятельности, приобщает обучающихся к
миру профессионального искусства, красоте. Умения и навыки усваиваются в процессе
решения творческих задач. В основе лежит чёткая последовательность приобщения к
искусству: от понимания образов художников к созданию своих произведений.

Актуальность программы
Содержание рабочей программы «Нюанс» направлено на освоение знаний и
умений, развитие индивидуальных творческих способностей у детей и подростков.
Программа «Нюанс» составлена с учётом требований современной педагогики,
скорректирована с учётом интересов детей, потребностей современного общества.
Содержание

программы

способствует

правильному

восприятию

произведений

творческого характера великих мастеров и собственных работ, учит анализировать,
раскрывать характерные особенности изобразительного искусства.
Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями о закономерностях
построения натюрморта и человека. Познакомятся с правилами перспективного
сокращения. Получат информацию о творчестве художников.
Отличительные особенности
Данная образовательная программа отличается от существующих в данной области
тем, что она ориентирована на разновозрастные группы детей школьного возраста.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому
развитию обучающихся, который заключается в постановке и реализации принципиально
новых задач художественной педагогики: формирование художественной культуры как
неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует
нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, художественно-творческую
активность, интерес к внешнему миру, к сознанию своих личных связей с искусством,
развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру
искусства, красоте природы, человека.
Адресат программы
Обучающиеся – дети среднего школьного возраста.


группа 10- 12 человек;



набор детей свободный;



форма занятий групповая;



количество обучающихся по группам 10 - 12 человек

Срок реализации программы: два года обучения.
Общее количество часов: 144 часа в год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса
План проектирования занятия
1.

Организационная часть.

2.

Изложение целей и задач урока. Учебный материал.

3.

Выполнение практической части урока.

4.

Анализ работ. Подведение итогов.

Режим занятий


2 раза в неделю;



45 минут непосредственная образовательная деятельность.

Цель программы – создать условия для самоопределения обучающихся в
области изобразительного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:


овладение разными художественными техниками;



освоение приемов работы различными художественными материалами;



учить умению обсуждать и анализировать творческие работы;



учить пользоваться источниками информации.

Развивающие:


развивать в обучающемся творческую личность, эстетическое отношение к

жизни;


развить моторику рук, сдержанность, дисциплинированность.

Воспитательные:


воспитание патриотических чувств в сердцах детей, гражданственности,

трудолюбии, уважение к правам свободе человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Учебно-тематический план
Первый год обучения
№

Название раздела. Тема.

Количество часов

Формы
контроля

теор.
1

практ.

Золотая осень

1.1. «Здравствуй, школа!» Натюрморт

всего
36

0,5

5,5

6

1.2. «Золотая осень» Пейзаж

0,5

3,5

4

1.3. «Плакат»

0,5

7,5

8

1.4. «Женщина – Осень»

0,5

5,5

2

1.5. «Осенний натюрморт»

0,5

1,5

6

1.6. «Мой край»

0,5

5,5

6

1.7.

0,5

3.5

4

Шрифтовая композиция

Выставка

Просмотр

Человек
2

Человек. Рисование с натуры

2.1. набросков.

36
0,5

1,5

2

0,5

5,5

6

0,5

5,5

6

0,5

7,5

8

0,5

7,5

8

2.5.

0,5

7,5

8

2.6. Земля

0,5

5,5

6

«Портрет друга». Пропорциональное
2.2. построение головы
«Рисование с натуры фигуры
человека». Графика.
2.3. «Человек и пейзаж». Составление
композиции.
2.4. «Мой городок». Пейзаж.
«Новогодние фантазии»
Выставка

«Натюрморт»
3.

«Зимний пейзаж»

36

3.1. «Животные зимой»

0,5

5,5

6

Просмотр.

3.2. Наброски человека

0,5

5,5

6

Анализ.

3.3. «Зимние забавы детей»

0,5

3,5

6

3.4. «Шрифтовая композиция»

0,5

1,5

2

3.5. «Птицы летят»

0,5

3,5

4

3.6. «Фигура человека»

0,5

1,5

2

3.7. «Натюрморт»

0,5

1,5

2

3.8.

0,5

3,5

4

3.9. Вселенная

0,5

3,5

4

«Под водой»
4

Просмотр.
Анализ.

«Весеннее» Пейзаж.

4.1. Композиция

0,5

5,5

6

4.2. «Космические дали» Композиция

0,5

5,5

6

Просмотр

0,5

3,5

4

Выставка

4.4. Пленэр. Деревья. Дома.

0,5

5,5

6

4.5. «Человек, пейзаж»

0,5

1,5

2

0,5

5,5

6

2

2

Просмотр.

3,5

4

Диагностика

«День Победы». Композиция.
4.3

Наброски и зарисовки человека
«Летом» Композиция

4.6.
4.7.
4.8.

0,5
Всего:

144

Учебный (тематический) план
Второй год обучения
№

Название раздела. Тема.

Количество часов
теория практ

1

Мир вокруг нас

1.1.

Основы изображения натюрморта

Формы
всего

контроля

36
1

1

2

2

2

Просмотр.
Анализ.

«Осенний натюрморт»
1.2.

«Стул и стол»

1.3.

Усложнённый натюрморт

0,5

1,5

2

1.4.

«Золотая осень» Мастер-класс

0,5

3,5

4

1.5.

«Моя учительница»

4

4

1.6.

«Человек» Зарисовки.

0,5

1,5

2

1.7.

«Фигура человека» (сидя)

0,5

1,5

2

Просмотр.

1.8.

«Натюрморт» (рисунок)

0.5

1,5

2

Анализ.

1.9.

«Натюрморт» (акварель)

0,5

3,5

4

1.10. «Фигура человека»

0,5

3,5

4

1.11.

0,5

3,5

4

Выставка.

Мой мир.
2

«Моя Родина» Пейзаж

2.1.

«Зимний день»

2.2.

«Моя мама»

0,5

9,5

10

Просмотр.

2.3.

«Моё любимое животное»

0,5

7,5

8

Анализ.

2.4.

«Новогодняя мозаика»

0,5

3,5

4

2.5.

(Дед Мороз и Снегурочка)

0,5

5,5

6

0,5

7,5

8

36

Выставка

Космические дали
3

«Первый космонавт»

3.1.

«Дороги космоса»

3.2.

«Чужая планета»

0,5

7,5

8

3.3

«Весна на земле»

0,5

5,5

6

Просмотр.

3.4.

«Сохраним планету!»

0,5

5,5

6

Анализ.

3.5.

«Космический корабль»

0,5

5,5

6

Выставка

0,5

5,5

6

3.6.

36

0,5

3,5

4

Весна и женщина
4

«Женский образ»

4.1.

«Домашний натюрморт»

4.2.

«Весна» пейзаж

0,5

3,5

4

Просмотр.

4.3.

«Натюрморт»

0,5

5,5

6

Анализ.

4.4.

«Да будет мир!» композиция

0,5

5,5

6

4.5.

«Голова» гипс

0,5

3,5

4

4.6.

«Натюрморт» контрольный

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

5,5

6

4.7.

Всего

36

144

Мониторинг.

Содержание программы
Первый год обучения
1. «Золотая осень».
Теория – 9 часов
Практика - 27 часов
1.1 «Здравствуй, школа!» Натюрморт.
Теория – 0,5 час. Беседа о творчестве художников. Анализ натюрморта.
Просмотр и обсуждение работ.
Практика – 1,5 час. Компоновка изображения. Построение рисунка. Подмалёвок.
Работа в цвете. Акварель.
1.2 «Шрифтовая композиция». Виды шрифтов.
Теория – 0,5 час. Применение шрифтов. Правила выполнения шрифтов.
https://compuart.ru/article/8880 Анализ работ.
Практика – 3,5 час. Построение композиции. Работа в цвете. Акварель,
фломастеры.
1.3 «Золотая осень». Пейзаж.
Теория – 0,5 час. Беседа о творчестве художников – пейзажистов .
https://www.culture.ru/materials/137777/osennie-peizazhi Анализ произведений.
Практика – 7,5 час. Составление разноплановой композиции. Специфика работы
акрилом. Работа в цвете. Акрил.
1.4 «Мы и безопасность». Плакат.
Теория – 0,5 час Беседа о безопасном движении на дорогах. Виды плакатов.
Специфика изображения плаката.
Практика – 1,5 час. Построение рисунка. Работа в цвете. Акварель. Фломастеры.
1.5 «Женщина – осень».
Теория – 0,5 час. Беседа о творчестве портретистов.
https://womanpaint.blogspot.com/2017/09/Lady-Autumn.html Анализ работ.
Практика 5,5 час. Поиски композиции. Построение рисунка. Работа в цвете.
Цветные карандаши. Акварель.
1.6 «Осенний натюрморт».
Теория – 0,5 час. Анализ натюрморта.
Практика - 5,5 час. Компоновка. Построение. Составляем изображение сложного
натюрморта. Акварель.
1.7 «Мой край».

Теория – 0,5 час. Беседа о творчестве художников – нижнесергинцев Ефремов.
Просмотр и анализ работ.
Практика – 3,5 час. Поиск композиции. Составление композиции. Работа в цвете.
Акварель, акрил.
2. «Человек».
Теория 3,5 ч
Практика – 32,5 ч.
2.1 «Человек». Рисование с натуры.
Теория - 0,5 час. - Рассматриваем произведения художников. Пропорции
человека. Анализ работ
Практика - 1,5 час. - Построение. Линия. Штрих. Тон. Графическое изображение.
Простой карандаш.
2.2 «Портрет друга» Пропорциональное построение головы.
Теория - 0,5 час. - Особенности разных видов лица. Анализ работ
Практика - 5,5 час- Поиск решения. Составление композиции. Рисунок. Формат –
А – 3. Простой карандаш.
2.3 «Фигура человека» Рисование с натуры.
Теория - 0,5 час. - Особенности пропорций человека.
Практика - 7,5 час. - Компоновка изображения. Построение изображения.
Линейное построение. Графическое решение. Формат А – 3. Карандаш.
2.4 «Человек и пейзаж». Составление композиции.
Теория - 0,5 час - Особенности композиции. Разноплановость в композиции.
Человек в композиции. Анализ работ.
Практика - 7,5 час. - Поиск композиции. Построение композиции. Цветовое
решение. Акварель.
2.5 «Мой городок». Пейзаж. Живопись.
Теория - 0,5 час. - Особенности нашего города. Анализ работ.
Практика - 7,5 час. - Составление композиции. Акварель.
2.6 «Новогодние фантазии». Составление праздничной композиции.
Теория - 0,5 час. – Рассматриваем композиции на заданную тему. Открытки,
плакаты – особенности изображения растровой графики, колорит. Анализ работ.
Практика – 5, 5 час.– Поиски композиционного решения, рисунок, работа в цвете.
Акварель. Фломастеры.
Выставка.
3. «Земля»

Теория – 4,5 час.
Практика - 31,5 час.
3.1 «Натюрморт» Особенности колорита. Рисование с натуры.
Теория – 0,5 час. - Рассматриваем работы великих мастеров и работы учащихся.
Анализируем постановку. Анализ работ.
Практика – 5,5 час. Компоновка. Построение. Работа в цвете. Акварель.
3.2 «Зимний пейзаж».
Теория - 0,5 час. - Особенности русского пейзажа в произведениях русских
художников.
Практика5,5 час. - Мастер – класс.
3.3 «Животные зимой». Рисование по представлению.
Теория - 0,5 час. – рассматриваем работы художников Анималистов. Пропорции.
Построение. Фактура. Штрих. Мазок.
Практика - 3.5 час. – Поиск решения. Компоновка в листе. Построение. Работа в
цвете. Карандаш. Акварель.
3.4 «Наброски человека».
Теория - 0,5 час. – Виды набросков. Особенности построения рисунка. https://artdot.ru/natyurmort/ Линия. Штрих. Пятно.
Практика – 1,5 час. – дети позируют друг другу. За короткое время обучающиеся
делают наброски, зарисовки небольших размеров. За время занятия их будет более пяти.
Карандаш.
3.5 «Зимние забавы детей». Составление композиции.
Теория - 0,5 час. – Рассматриваем репродукции с работ художников. Анализируем
увиденное. Говорим о разноплановости и пропорциях человека.
Практика- 3,5 час. - Используя навыки рисования человека, полученные на
прошлом уроке, составляем композиции с наличием человека. Поиск композиции.
Построение. Работа в цвете. Анализ работ. Акварель.
3.6 «Шрифтовая композиция»
Теория – 0,5 - Виды шрифта. Применение шрифтов. Правила выполнения
шрифтов.
Практика – 1,5 час. - Построение композиции. Работа в цвете. Анализ работ.
Фломастеры. Карандаши. Акварель.
3.7 «Птицы летят». Составление весенней композиции.
Теория – 0,5 час. - Конструктивные особенности строения птиц. Схемы
построения рисунка. Линия. Фактура. Анализ работ.

Практика – 1,5 час. - Поиск композиции. Рисунок. Работа в цвете. Анализ работ.
Акварель.
3.8 «Фигура человека». Рисование с натуры.
Теория – 0,5 час. - Беседа о портретистах. Пропорции фигуры человека.
Практика – 3,5 час. - Конструктивное построение фигуры человека. Компоновка.
Линейное построение. Работа в цвете (акварель). Анализ работ.
3.9 «Натюрморт».
Теория – 0,5 час. - Беседа о художниках https://art-dot.ru/natyurmort/. Анализ
натюрморта.
Практика – 3,5 час. - Компоновка. Построение. Линейное построение.
Графическое решение. Анализ работ. Карандаш.
4. «Вселенная».
Теория – 3,5 час.
Практика – 32,5 час.
4.1 «Под водой».
Теория - 0,5 час. - Беседа об обитателях воды. Рассматриваем репродукции и
фотографии с обитателями подводного мира. Говорим о колорите и разноплановости.
Просмотр и анализ работ.
Практика - 5,5 час. - Составление композиции. Цветовая растяжка. Особый
колорит. Контраст. Поиск композиции. Построение. Работа в цвете. Акварель.
4.2 «Весеннее».
Теория -0,5 час. - Беседа о пейзажистах. Разноплановая композиция в
произведениях художников. Просмотр. Анализ работ.
Практика - 5,5 час. - Составление разноплановой композиции, поиск решения.
Работа в цвете. Акрил.
4.3 «Космические дали»
Теория - 0,5 час. - Беседа о космосе. Художник Алексей Леонов и его работы.
Просмотр работ. Анализ.
Практика – 3,5 час. - Поиск и составление композиции. Колорит. Контраст.
Акварель.
5.

«Наброски и зарисовки человека».

Теория – 0,5 час. - Пропорции и индивидуальные особенности человека. Линия.
Штрих. Пятно.

Практика -1, 5 час. - Дети позируют друг другу. За короткое время учащиеся
делают наброски, зарисовки небольших размеров. За время занятия их будет более пяти.
Карандаш.
6. «День Победы». Составление композиции.
Теория – 0,5 час. - Беседа о героях победы в ВОВ. Произведения о ВОВ.
Художники – баталисты. Просмотр работ. Анализ работ.
Практика – 5, 5 час. - Поиск композиционного решения с человеком. Линейное
построение. Работа в цвете. Акварель. Фломастеры. Просмотр работ.
7. «Летом». Составление композиции с человеком.
Теория – 0,5 час. - Художники – пейзажисты. Просмотр и анализ работ.
Практика - Поиск композиционного решения. Линейное построение. Работа в
цвете. Просмотр и анализ работ. Акварель.
8. «Пленэр. Деревья. Дома».
Практика - 4 час. - Дети выходят на школьный двор с учителем. С помощью
изобразительных средств (акварель, карандаши) на планшете рождаются
кратковременные шедевры. Просмотр. Анализ произведений.
9. «Человек, пейзаж». Итоговое занятие.
Теория – 0,5 час. - Беседа о пейзажистах и портретистах.
Практика – 3 .5 час. - Поиск изображения разнопланового пейзажа. Линейное
построение. Работа в цвете. Акварель.

Содержание программы
Второй год обучения
1. «Мир вокруг нас».
Теория- 14 час.
Практика – 130 час.
1.1 «Основы изображения натюрморта».
Теория – 1 час -Знакомство с произведениями художников. Виды натюрморта.
Правила составления и изображения.
Практика – 1 час.-Компоновка. Построение. Подмалёвок. Работа в цвете.
Акварель.
1.2 «Осенний натюрморт».
Практика – 2 час. Используя знания, полученные на прошлом занятии, составляем
изображение несложного натюрморта. Акварель.
1.3 «Стул и стол» рисование с натуры.
Теория – 0,5 час.- Говорим о перспективном сокращении, линии, тоне,
штриховке.
Практика – 1, 5 час.- Графическое изображение. Карандаш.
1.4 «Усложнённый натюрморт».
Теория – 0,5 час. - Художники натюрморта нашего времени. Анализ
натюрморта. Правила компоновки.
Практика – 3,5 час. - Построение. Подмалёвок. Акварель.
1.5 «Золотая осень» пейзаж.
Практика – 4 час. - Мастер-класс.
1.6 «Моя учительница» портрет.
Теория – 0,5 час. - Знакомство с творчеством портретистов. Пропорции лица.
Практика – 1,5 час. - Построение головы. Постараться передать портретное сходство.
Карандаш. Акварель.
1.7 «Человек. Зарисовки»
Теория – 0,5 час. – Статика, динамика.
https://fontanka167.livejournal.com/26252.html
Практика - 1,5 час.- Рисунки с натуры. Кратковременные зарисовки. Возрастные
особенности пропорций человека. Линия. Штрих. Тон. Карандаш.
1.8 «Фигура человека». В положении сидя.
Теория - 0,5 час. - Рассматриваем произведения художников. Повторение
пропорций человека.

Практика -3, 5 час.- Построение. Линия. Штрих. Тон. Графическое изображение.
Цветные карандаши. Формат – А – 3. Карандаш.
1.9 «Натюрморт».
Теория – 0,5 час. - Беседа о художниках – натюрморта. Анализ натюрморта.
Практика – 3,5 час. - Компоновка. Построение. Специфика работы акварелью.
Работа в цвете. Акрил.
1.10«Фигура человека. Зарисовки»
Теория – 0,5 час. - Повторение пропорционального построения человека. Линия.
Пятно. Штрих.
1.11 «Натюрморт»
Теория – 0,5 час. - Анализ.
Практика – 3, 5 час. - Компоновка. Построение. Графика. Карандаш.
2.

«Мой мир».

Теория - 2,5 час.
Практика – 33,5 час.
2.1 «Моя Родина» Составление пейзажа.
Теория – 0,5 час. - Художники – пейзажисты. И. Шишкин. Разноплановость.
Значение цвета в пейзаже.
Практика – 9, 5 час. Поиски композиции. Натягивание холста, грунтовка.
Подмалёвок. Акрил.
2.2 «Зимний день».
Теория - 0, 5 час. Методы работы акрилом.
Практика – 7, 5 час. Мастер-класс по живописи.
2.3 «Моя мама».
Теория – 0, 5 час. - Беседа о художниках портретистах. Пропорциональное
построение человека.
Практика – 3, 5 час. - Техника выполнения работы на выбор.
2.4 «Моё любимое животное».
Теория – 0, 5 час. Беседа о художниках – анималистах. Пропорции. Фактура.
Цвет. Мазок. Акварель.
Практика – 5, 5 час.
2.5 «Новогодняя мозаика».
Теория – 0, 5 час. - Растровая графика.
Практика – 7, 5 час. - Составление праздничной открытки. Цветовая композиция.
Контрольная работа. Акварель. Фломастеры.

3.

«Космические дали».

Теория – 3 час.
Практика – 33 час.
3.1. «Первый космонавт». Портрет Ю. А. Гагарина.
Теория – 0, 5 час. – https://zen.yandex.ru/media/id/5c7689de13cc4400b3abf9b2/iuriigagarin-biografiia--kosmos-pervyi-polet-foto--prichina-smerti-5dc7f69ff5a25e6c5ca727e2
https://www.liveinternet.ru/users/4066775/post359203291/
Практика – 7, 5 час. - Пропорции лица. Портретное сходство. Техника
выполнения работы – свободная.
3.2. «Дороги космоса».
Теория 0, 5 час. - Беседа «Художник- космонавт А. Леонов».
https://zen.yandex.ru/media/muzey_budushego/jivopis-kosmonavta-alekseia-leonova5aae438f48c85ec0e085a998 Анализ работ учащихся.
Практика – 5, 5 час. - Составление тематической композиции. Поиск решения.
Рисунок. Работа в цвете. Акварель.
3.3. «Чужая планета». Составление разноплановой композиции.
Теория – 0, 5 час.
Практика – 5, 5 час. - Используем в работе перспективное сокращение. Работа –
фантастика. Цветовое решение. Акварель.
3.4. «Весна на земле».
Теория – 0, 5 час. - Беседа о творчестве пейзажистов.
Практика – 5, 5 час. - Составление композиции (поиск). Рисунок. Работа в цвете.
Цветные карандаши.
3.5. «Сохраним планету!» Плакат.
Теория – 0, 5 час. - Беседа об экологическом состоянии планеты. Виды плакатов.
Специфика изображения плаката.
Практика – 5, 5 час. - Построение рисунка. Работа в цвете. Акварель. Фломастеры.
3.6. «Космический корабль»
Теория – 0, 5 час. - Основы перспективного сокращения геометрических тел.
Практика – 3, 5 час. - Построение. Техника выполнения работы произвольная.
4. «Весна и женщина».
Теория – 3, 5 час.
Практика – 32,5 час.
4.1. «Натюрморт «Предметы быта»».

Теория – 0, 5 час. - Беседа о творчестве художников. Анализ натюрморта. .
Просмотр и обсуждение работ.
Практика - 5, 5 час. - Компоновка изображения. Построение рисунка.
Подмалёвок. Работа в цвете. Акварель.
4.2. «Женский образ».
Теория 0, 5 час. - Беседа о творчестве портретистов. Тропинин, Серов….
Практика – 3, 5 час. Поиски композиции. Построение рисунка. Работа в цвете. Анализ
работ. Карандаши. Акварель.
4.3. «Пейзаж «Весна»».
Теория – 0, 5 час. - Беседа о творчестве художников – пейзажистов. Особенности
разноплановой композиции.
Практика – 5, 5 час. - Составление разнопланового изображения. Работа в цвете.
Акрил.
4.4. «Натюрморт с гипсовым предметом».
Теория – 0, 5 час. - Анализ натюрморта.
Практика – 3, 5 час. - Компоновка. Построение. Линия. Штрих. Графическое
изображение. Карандаши.
4.5. «Да будет мир!» составление композиции ко Дню Победы.
Теория – 0, 5 час. - Беседа о героях и художниках баталистах.
Практика – 3, 5 час - Поиск композиционного решения. Построение изображения.
Работа в цвете. Акварель.
4.6. «Гипсовая голова».
Теория – 0, 5 час. – Особенности рисования гипсовых предметов. Анализ натуры.
Пропорции построения головы. Особенности конструктивного построения головы.
Практика – 3, 5 час. - Компоновка. Построение. Рисунок. Линии. Особенности
штриховки гипсовых поверхностей. Работа в тоне. Карандаш.
4.7. «Контрольный натюрморт».
Теория - 0,5 час. – Анализ постановки.
Практика – 5, 5 час - Учащиеся самостоятельно выполняют последовательное
построение, цветовое решение. Акварель.

Планируемые результаты
Характеризуют

уровень

универсальных

способностей

обучающихся,

проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:


развитие умения вести диалог, анализировать, сравнивать, обобщать;



использовать в творческом процессе работы средства информационных

технологий;


уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия, находить

варианты решения различных творческих задач;


уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;



осознанное стремление к приобретению новых творческих навыков, знаний



умение точно воспроизводить увиденное;



умение последовательно работать с цветом;



умение

использовать

различные

художественные

материалы

и

художественные техники;


умение анализировать произведения искусства.

Предметные результаты: характеризуют опыт обучающихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:


знание основных видов и жанров искусств;



применение художественных умений, знаний и представлений в процессе

выполнения художественно-творческих работ;


умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая

суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;


способность

использовать

в

художественно-творческой

деятельности

различные художественные материалы и художественные техники;


способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,

эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;


умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный

художественный образ;


освоение умений применять в художественно - творческой деятельности

основ цветоведению, основ графической грамоты;


умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся

предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;



умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту

мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Условия реализации программы
Для

успешной

реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:


кабинет 22,1 кв. м.;



количество учебных мест – 12;



столы учебные – 6;



стулья учебные – 12;



учебная доска;



наглядные пособия.

Для занятий необходимы следующие художественные материалы и инструменты:
простые карандаши; акриловые и акварельные краски; набор кистей, цветные карандаши,
фломастеры.
Учебное оборудование кабинета включает в комплект мебели, инструменты и
приспособления, необходимые для организации занятий, хранение и показа наглядных
пособий. Мебель в классе расставлена в соответствии с СанПин 3.1/2.4.3598-20.
Информационное обеспечение: (сайты с информационным материалом по
теории

изобразительного

искусства

,

форумами,

уроками

по

изобразительной

деятельности): https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/risuem-skazku-tri-medvedja.html
https://yandex.ru/collections/user/natalya-raz2015/risovanie-dlia-detei-poetapnyeskhemy-risovaniia-zhivotnykh/
https://risovashki.tv/blog/risuem-gorodskoi-peizazh/
https://www.lesyadraw.ru/for-children/other-for-children/kak-narisovat-teremok-izskazki.html
Технические средства: телевизор, компьютер.
Кадровое обеспечение:
Васильева Наталья Викторовна педагог дополнительного образования,
соответствие занимаемой должности.
Формы контроля
Во

время

обучения

регулярно

проводится

контроль

уровня

усвоения

обучающимися учебного материала с помощью таких методов психологической
диагностики как:


наблюдение;



опрос;



метод сравнения результатов деятельности конкретного

ребенка за

определённый промежуток времени.
Критерии контроля:


беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,

сравнение, выявление общего и особенного;


самооценка и взаимооценка;



викторины и конкурсы рисунков;



занятия по проверке пройденного материала с выставкой и анализом работ



контрольные работы;



районные, школьные, городские выставки.

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение
мониторинга

и

диагностической

диагностических
работы

позволяет

исследований
в

целом

обучающихся.

анализировать

Проведение

результативность

образовательного, развивающего и воспитательного процесса.
В таблицах мониторинга

воспитанности и уровня обучения и личностного

развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе
освоения им образовательной программы (табл.1).
Оценка результатов выставляется по трехбалльной

шкале:

3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балла – низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым
занятиям на протяжении всего учебного года.

Общий уровень определяется путем

суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых
параметров.
Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику
уровня обучения и личностного развития детей, занимающихся в группе, что позволяет в
дальнейшем вносить корректировку в образовательную программу.

Формы аттестации
Мониторинг уровня обучения и личностного развития обучающихся
ВВозмо

Показатели
(оцениваемые

Критерии

параметры)

Степень выраженности

жное

оцениваемого качества

кол-во

ММетоды
диагности
ки

баллов

1.Теоретическая

Соответствия -минимальный

подготовка

теоретически

воспитанника:

х

1.1 Теоретические

ребенка

уровень

1

(ребенок овладел менее

знаний чем ½ объема знаний,
предусмотренных

Наблюден

знания (по основным программным

программой);

ие,

разделам учебно-

- средний уровень (объем

требованиям

тематического плана

усвоенных

программы)

составляет более 1/2);

2

знаний

(ребенок

ие,
контрольн

уровень

-максимальный

3

усвоил

практически весь объем
знаний,
1.2 Владение

предусмотренных

специальной

программой

терминологией

конкретный период);

Осмысленност
ь

за

-минимальный

уровень

(ребенок,

правило

как

и избегает

1

употреблять

правильность

специальные термины);

использования

-

специальной

(ребенок

терминологии

специальную

средний

терминологию

уровень
сочетает

2

с

бытовой);
-максимальный
(специальные

тестирован

уровень
термины

употребляет осознанно и

3

ый опрос

в полном соответствии с
их содержанием).

2. Практическая

Соответствие

- минимальный уровень

подготовка ребенка:

практических

(ребенок овладел менее

2.1. Практические

умений

умения и навыки,

навыков

умений и навыков);

предусмотренные

программным

- средний уровень (объем

программой (по

требованиям

усвоенных

1

и чем 1/2 предусмотренных

основным разделам

навыков

учебно

более1/2);

–

Контрольн

умений

ое задание

и

составляет

тематического плана

-Максимальный уровень(

программы)

ребенок

3

овладел

практически

всеми

2.2. Владение

умениями и навыками,

специальным

предусмотренными

оборудованием и

программой

оснащением

конкретный период.)
Отсутствие

2

за

уровень

-Минимальный

затруднений в умений

1

(ребенок

использовании

испытывает

серьезные

специального

затруднения при работе с

оборудования и оборудованием);
оснащения

-

Средний

уровень(работает

с

оборудованием

с

2
Контрольн

помощью педагога);

ое задание

-Максимальный
уровень(работает
2.3. Творческие

оборудованием

навыки

самостоятельно,
испытывает
трудностей);

3
с
не
особых

Креативность
в

-Начальный

1

выполнении (элементарный) уровень

практических

развития креативности

заданий

(ребенок

в

состоянии

выполнить

лишь

Контрольн

простейшие

ое задание

практические

задания

педагога);
-Репродуктивный
уровень

2

(Выполняет

в

задания

на

основном

основе образца);
уровень

-Творческий

3

(выполняет практические
задания

с

элементами

творчества)
3. Обще учебные

Самостоятель

умения и навыки

ность

в умений

ребенка:

подборе

и испытывает

3.1. Учебно –

анализе

затруднения при работе с

интеллектуальные

литературы

литературой, нуждается в

умения:

уровень

-Минимальный

1

(обучающийся

постоянной

Анализ

серьезные

помощи

и

контроле педагога);
уровень

-Средний

2

(работает с литературой с
помощью

педагога

и

родителей);
- Максимальный уровень
(Работает с литературой
самостоятельно,
испытывает
трудностей)

не
особых

3

Методические материалы
Для этого собраны методические комплекты по ознакомлению с различными
видами ИЗО: «Времена года», «Репродукции художников», «Деревья различных пород,
«Животные», «Узоры», «Человек», «Шрифты», «Плакаты»,

«Космос», «Цветы»,

«Портрет».
Основные методы обучения
При изучении программы используются формы и методы:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия);
-наглядные (демонстрационные)
- практические (репродуктивные и проектные);
Обучение

по

данной

программе

позволяет

детям

удовлетворить

свои

образовательные потребности, познавательные интересы, проявлять интеллектуальную
инициативу, создавать новое. Всё это рождает уверенность в своих силах, позволяет
преодолевать барьер нерешительности перед новыми видами деятельности.
Наиболее эффективной формой работы являются практические и самостоятельные
работы. Освоение различных

видов художественно

–

творческой

деятельности

рекомендуется проводить с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, то
есть

использовать

технологию

дифференцированного

обучения.

Соотнесение

практических занятий с лекционным курсом, экскурсиями и посещение выставок,
использование

технологических

карт,

методических

разработок

по

предмету,

способствует более качественному усвоению содержания курса.
Постоянно действующая выставка работ позволяет видеть свои результаты и
недочеты и результаты товарищей, что развивает не только умение оценивать
деятельность других детей, но и формирует самооценку ребенка.
Разнообразие форм проведения занятий вызывают постоянный интерес ребёнка к
занятиям. Позволяют более продуктивно использовать возможности как педагога, так и
обучающихся. Это могут быть занятия в форме игры, сказки, конкурса, викторины.
Занятия не разделяются на теоретическую и практическую части, а проводятся
параллельно. Для этого на занятиях используется методическая литература, наглядные
пособия и дидактический материал.
Соотнесение практических занятий с лекционным курсом, использование
технологических карт, методических разработок по предмету, способствует более
качественному усвоению содержания курса.
- практическая работа
- зарисовки;

- наброски;
- упражнения;
- эксперименты;
- работа с натуры;
- работа по представлению.
- беседа
- анализ произведений мастеров;
- анализ и самоанализ работ.

Список литературы
Литература для педагога
1.Айсмен Л. Дао цвета/ Пер. с англ. Т.Новиковой. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 176
с.
2.Аксенов Ю., М. Левидова Цвет и линия (практическое руководство по рисунку и
живописи).

М, «Советский художник», 1986. – 326 с.

3. Голованов В. П.

Дополнительное образование детей: сущность, функции,

тенденции развития. //Доп. образ. 2004. - №5 - с. 12-20
5. Закон Российской Федерации об образовании от 1 января 2005 года.
Екатеринбург: изд-во Ажур, 2004. – 56 с.
Кузин В.С. Программы. Изобразительное искусство. 1-9 классы. - М.:

6.

Просвещение. 1994. – 160 с.
7. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 класс.М: Просвещение, 1995. – 272 с.
8. Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. М.: «Академия» 2003. – 360 с.
Шпикалова Т. Я. Программы. Изобразительное искусство 5-9 классы. - М.:

9.

Просвещение. 2005. - 72 с.
10.

Кузин В.С. Программно методические материалы: изобразительное

искусство. 5-9 класс. М., Дрофа, 2001. – 224
11. Эдварс. Откройте в себе художника. «Попури»
12. Чиварди. Рисунок. «Эксмо» 2003
13. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ
дополнительного образования детей. Екатеринбург. «Дворец молодёжи» Методическое
пособие. 2001
14. Энциклопедия рисования «РОСМЭН» 2001
Литература для детей и родителей
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте..М., 1967.
2. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание./ М.,
1973.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре./
Санкт-Петербург, 2004.
4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. Просвещение 2013-46с.
5.Н.Яковлева Русская историческая живопись. Детская энциклопедия. Изд. Белый
город.
6. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.
М.Академия, 2013.-310с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».