Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Музыкальный фольклор»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.02 «Народное музыкальное творчество»
Составитель:
преподаватель
Павлова Светлана Альгирдасовна
г. Нижние Серги
2016 год
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования. Содержание разделов;
-Учебно-тематический план
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Требования к промежуточной аттестации;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список методической литературы;
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе:
Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является одним
из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы
«Музыкальный фольклор». Содержание предмета «Народное музыкальное
творчество» непосредственно связано с содержанием таких учебных
предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература», что дает возможность обучающимся воспринимать явления
традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний,
умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу,
художественно-образное мышление, творческую фантазию. Изучение курса
строится на социокультурном и историко-эстетическом подходе к явлениям
фольклора.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на:
– воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение
народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению
и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
– воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику
народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание
фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира
и Российской Федерации.
Программа ориентирована на:
– воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
– формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
4
– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
– выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;
– осуществление самостоятельного контроля над своей учебной
деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду,
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в учебном процессе.
Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе
искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения
фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной
художественной культуры.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Народное музыкальное
творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года
(1-4 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Народное музыкальное творчество»:
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную работу)
4 года
(1-4 классы)
262
131
131
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в
форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Для обучающихся 1-4 классов занятия по предмету «Народное музыкальное
творчество» предусмотрены один раз в неделю по 1 часу.
5. Цель и задачи учебного предмета
Целью
предмета
является
развитие
музыкально-творческих
способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний,
умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и
оценивать произведения народного музыкального творчества.
5
Задачами предмета являются:
– освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества,
формирование круга представлений о народных традициях и устоях, а так же
о природных, исторических, социальных, конфессиональных особенностях
бытования народной культуры.
– обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
– обучение разнообразным видам художественной деятельности как
воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному,
литературному, танцевальному, театральному;
– приобщение детей к совместным формам творческой деятельности.
– накопление историко-теоретических сведений о народном творчестве
разных областей;
–знакомство с некоторыми социально-историческими философскоэстетическими проблемами бытования фольклорной традиции;
6. Обоснование структуры учебного предмета «Народное музыкальное
творчество»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала);
– наглядный (показ, демонстрация музыкального материала);
– практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
6
– прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных
исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего
уровня развития обучающегося;
– индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного
предмета «Народное музыкальное творчество»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным
фондам, формируемым по полному перечню учебного плана;
укомплектование библиотечного фонда
печатными основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы
в
объеме, соответствующем требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Народное музыкальное творчество», оснащаются пианино, учебной
мебелью (столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются
наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
7
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Народное музыкальное творчество »
Таблица 2
Срок обучения - 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
класс
Продолжительность
учебных занятий (в неделях)
Объем часов аудиторной
учебной нагрузки в неделю
Объем часов аудиторных
занятий по годам обучения
Общее количество часов
аудиторной нагрузки за весь
период обучения
Объем часов
внеаудиторной учебной
нагрузки в неделю
Объем часов внеаудиторных
(самостоятельных) занятий
по годам обучения
Общее количество часов
внеаудиторной нагрузки за
весь период обучения
Максимальная учебная
нагрузка
в неделю
Объем часов максимальной
нагрузки по годам обучения
Общее количество часов
максимальной нагрузки за
весь период обучения
Объем годовой нагрузки в
часах для проведения
консультаций
Общее количество часов
консультаций за весь
период обучения
1
32
2
33
3
33
4
33
5
33
6
33
7
33
8
33
9
33
1
1
1
1
-
-
-
-
-
32
33
33
33
-
-
-
-
-
131
-
131
1
1
1
1
-
-
-
-
-
32
33
33
33
-
-
-
-
-
131
131
2
2
2
2
-
-
-
-
-
64
66
66
66
-
-
-
-
-
262
262
2
8
-
2
2
2
-
-
-
-
-
-
8
Учебный материал Программы распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
который отводится для освоения учебного материала.
Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 32 недели в
год, со второго по восьмой класс – 33 недели в год.
8
Режим занятий – 1 раз в неделю: с первого по четвертый классы 1
академический час в неделю (по 40 минут).
Объем аудиторных занятий в 1 - 4 классах составляет 131 час.
Помимо аудиторных занятий в программе предусмотрен объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по изучению и
постижению
музыкального
искусства.
Время,
отводимое
для
самостоятельной работы обучающихся, может использоваться на:
- самостоятельные занятия по подготовке к учебному предмету;
- подготовку к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности учреждения и др.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется
преподавателем.
Минимальное время, отведенное на самостоятельную работу по годам
обучения: с первого по четвертые классы – 1 час в неделю.
Объем самостоятельных занятий в 1 – 4 классах составляет 131 час.
Объем максимальной учебной нагрузки с 1 по 4 классы составляет 262
часа.
Реализация
программы
обеспечивается
консультациями
для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 8 часов. Резерв учебного времени
устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую
работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и
после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
9
2. Содержание предмета и годовые требования по классам
Этапы обучения
Таблица 3
Этапы
обучения
Подготовительный
(1-й класс)
Возраст
Детей
6-9 лет
Срок
реализации
1 год
Начальный
(2-й класс)
7-10 лет
1 год
Основной
(3-4 классы)
8-12 лет
2 года
Задачи
«Вхождение» в народное искусство.
Знакомство с материнским фольклором,
народным календарём, обрядами и
обычаями.
Развитие полученных в 1-м классе
умений, навыков и знаний.
Интенсивное освоение фольклорных
традиций. Знакомство с календарными
жанрами, хороводными, шуточны-ми и
плясовыми песнями.
Формирование устойчивого интереса к
народному творчеству. Комплексное
освоение традиционной музыкальной
культуры. Знакомство с календарными
и семейно-бытовыми обрядами и
приуроченными к ним песнями.
Знакомство со всеми жанровыми
группами песенного и
инструментального фольклора.
3. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных
занятий и самостоятельной работы обучающегося.
Первый год обучения
Таблица 4
№
тема
1.
Народный календарь, осень. Темы:
осенние хлопоты, хлеб в поле;
встреча осени, осенины;
возжигание нового огня;
равноденствие, рябинник.
Быт и уклад. Темы:
труд в поле и дома;
осенние заготовки на зиму.
Материнский фольклор. Темы:
колыбельные песни;
пестушки;
потешки;
прибаутки.
2.
3.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
4.
5.
6.
7.
8.
Музыкально-фольклорные игры.
«У медведя во бору»;
«Горшки»;
«Золотые ворота»;
«Баба Яга»;
«Бубен»;
«Курочки и петушки».
Народный календарь, зима. Темы:
обычаи и обряды Святок, Рождества;
колядование и ряжение;
масленица.
Быт и уклад. Темы:
русская изба;
домашняя утварь и мебель;
украшение комнат;
Народный календарь – весна. Темы:
обычаи и обряды весеннего земледельческого календаря;
жаворонки;
весеннее равноденствие;
Егорий – вешний.
Быт и уклад. Народный костюм. Темы:
женский народный костюм;
мужской народный костюм.
Русские народные ударные инструменты.
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
32
Второй год обучения
Таблица 5
№
тема
1.
Народный календарь, осень. Темы:
осенние обряды «Дожинки»;
«Последний сноп»;
приметные деньки народного календаря (новолетие,
«журавлиное вече», равноденствие, покров, ледостав и т.п.)
Быт и уклад. Темы:
русская свадьба;
свадебная игра, величальные песни («Аленький наш
цветок»);
Фольклорная композиция «кукольная свадебка».
Народный календарь – зимние обряды. Темы:
колядования, посиделки, ряжения;
гадания, подблюдные песни;
Фольклорная композиция «Пришла коляда накануне
Рождества».
Детский фольклор. Темы:
загадки, дразнилки;
пословицы и поговорки;
страшилки;
сказки, музыкальные элементы сказки.
Музыкально-фольклорные игры:
2.
3.
4.
5.
Кол-во часов
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
11
6.
7.
8.
9.
«Горелки»;
«Сидит Дрема»;
«Кот и мыши»;
«Утки и волк».
Народный календарь – зимне-весенние традиции. Темы:
Масленица. Дни масленичной недели;
масленичные катания, гостевание;
фольклорная композиция «Масленица».
Жанры народной музыки. Темы:
хороводные песни,
весенние и летние хороводы,
хороводные игры.
Русские народные духовые инструменты.
Народный календарь – весенние традиции и обряды.
Темы:
встреча Весны,
встреча птиц «Сороки»,
пост и Пасха,
Красная горка.
Фольклорные традиции своего региона.
Всего:
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Третий год обучения
Таблица 6
№
тема
1.
Народный календарь, осень. Темы:
приметные деньки. Семён – летопродавец, осенины, новолетие;
вторые осенины, «бабье лето»,
Рождество Богородицы;
Покров Пресвятой Богородицы.
Быт и уклад. Темы:
Сватовство, смотрины места жениха, запоруки;
Свадебный день (девичник, свадебный поезд, венчание);
Традиции свадебного пира, свадебная игра «Ой, досточка,
ельмовая»
Музыкально-фольклорные игры.
«Шла утица по бережку»;
«Капустка»;
«Утица и селезень»;
«Со вьном я хожу».
Жанры народной музыки. Темы:
Русские богатыри, былины;
Русские скоморохи, скоморошины;
Народный календарь - зима. Темы:
зимний солнцеворот;
Рождество Христово, вертеп;
Фольклорная композиция «Вертеп».
Жанры народной музыки. Темы:
колядки, Христославия;
подблюдные песни, зимние хороводы;
Русские народные духовые инструменты;
2.
3.
4.
5.
6.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
12
7.
8.
9.
Русские народные струнные инструменты.
Быт и уклад. Темы:
Традиции Великого поста;
Духовные стихи;
Постовые (говейные) хороводы;
Приготовление к Пасхе.
Народный календарь – весенне-летний цикл. Темы:
Приметные деньки - Герасим-грачевник,
Сорок мучеников Севастийских,
Средокрестье, Благовещение,
Вербное Воскресение.
Фольклорные традиции своего региона.
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Четвертый год обучения
Таблица 7
№
тема
1.
Народный календарь – осенние традиции и обряды.
Темы:
обряд «Похороны мух»;
Воздвиженье, третья встреча осени;
окончание уборки урожая, капустники;
Фольклорная композиция «Капустник».
Быт и уклад. Жилище и утварь Темы:
Региональные различия русской деревенской архитектуры;
орудия труда земледельца;
народные промыслы;
русская игрушка (тряпичная, соломенная, деревянная и
глиняная).
Музыкально-фольклорные игры.
«Летал, летал воробей»;
«Тетерка шла»;
«Махоня»;
«Яблонька».
Жанры народной музыки. Темы:
лирическая протяжная песня;
шуточные и плясовые песни;
русская частушка;
Народные инструменты – гармони.
Народный календарь - зима. Темы:
Традиции святых и страшных вечеров;
Святочные посиделки, целовальные игры;
Фольклорная композиция «Раз в крещенский вечерок».
Быт и уклад. Темы:
Народный костюм;
Региональные особенности народного костюма.
Народный календарь – весенне-летний цикл. Темы:
первый выгон скота – Егорьев день (Георгий Победоносец);
Троицкая неделя;
Иван Купала.
Фольклорные традиции своего региона.
Всего:
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
3
33
13
Примерные требования к зачетам и экзаменам по классам:
1 год обучения:
Контрольный урок:
рассказать о значении осени в народном календаре
выбрать одну из тем: встреча осени, осенины .
продемонстрировать жанры материнского фольклора на выбор:
колыбельные, пестушки
рассказать о значении зимы и весны в народном календаре выбрать
одну из тем: Святки, Рождество, равноденствие
быт и уклад: рассказ о доме-избе,
рассказ об основных элементах народного костюма
русские народные шумовые инструменты (рассказ с демонстрацией)
Примерный репертуар к зачету:
Колыбельные:
«Баю-баю зыбаю»
«Серенький коточек»
«Сон ходил по лавке»
Частушки:
«А тари ,тари, тари»
«Барашеньки»
«Зайка»
2год обучения:
Контрольный урок:
рассказать об обрядах «Дожинки» «Колядки»
продемонстрировать жанры детского фольклора: поговорки,
дразнилки, сочинить сказку
рассказать об обряде «Масленица», днях масленичной недели
рассказать о весенних традициях народного календаря
рассказать о духовых народных инструментах
Примерный репертуар к зачету:
Календарные песни:
«Авсень»
«Верба- рясна- распрекрасна»
«Го-го-го коза»
«Пахарь ты пахарь»
«Щедрик»
14
3 год обучения
Контрольный урок:
рассказать о приметных днях осени: Семен-лето продавец, Покров
рассказать о праздновании Рождества Христова. Вертеп
рассказать о традициях Великого поста
Рассказать о приметных днях весенне-летнего цикла
Примерный репертуар к зачету:
« Далалынь, далалынь»
«И откуда ж комарище?»
«Русалка царица»
«Святой Илья»
«Комара женить мы будем»
4 год обучения:
Контрольный урок:
рассказать о приметах и традициях народного календаря связанных с
осенью и зимой
рассказать о приметах и традициях народного календаря связанных с
весной и летом
Сценическая постановка обрядов «Колядки» «Масленица»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Результатом освоения программы «Народное музыкальное творчество»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:
– знание жанров отечественного народного устного и музыкального
творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
– знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- знания музыкальной терминологии;
– умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
– владение навыками записи музыкального фольклора;
– умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
15
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных
особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной
аттестации).
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические
праздники, классные вечера и др. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в целях определения
достижений учащихся на определенном этапе обучения. Формой
промежуточной аттестации является контрольный урок, зачёт, которые могут
проходить в форме творческого показа, устного ответа, письменной работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков (в
конце каждого года).
Содержание аттестации:
– приметы народного календаря;
– народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла;
– семейно-бытовые обычаи и обряды;
– жанры устного и музыкально-поэтического творчества;
– классификация народных музыкальных инструментов;
– быт и уклад жизни русского народа.
2. Критерии оценки
5 («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно
поданный материал.
4 («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ
заинтересованный и эмоциональный.
3 («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько
ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.
2 (не удовлетворительно) – ответ не внятный, допущено много ошибок.
Обучающийся не ориентируется в пройденном материале.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной.
16
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации преподавателям
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе,
включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу
преподавателя и обучающихся по теме урока, рекомендации преподавателя
относительно способов самостоятельной работы обучающихся.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное
музыкальное творчество»:
– рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского
фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни);
– слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ;
– практическое освоение различных жанров устного, песенного,
инструментального и хореографического фольклора;
– постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану;
– музыкально-фольклорные игры;
– посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;
– посещение фольклорных праздников.
Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество»
должны быть построены на сочетании различных видов деятельности,
включающих практические и творческие задания (слушание, видеопросмотр,
пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов
деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту
восприятия материала.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к обучающимся, исходящих из оценки их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровня подготовки.
Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны
с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и
периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью
передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен.
Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же
обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал,
количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может
работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в
себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в
полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить
17
традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать
методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством
фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного
фольклора, позволяет обучающимся не только освоить необходимый
учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных
традиций.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрена самостоятельная работа. На самостоятельную работу
обучающихся отводится 100% времени от аудиторных занятий (1 час в
неделю), которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к
изученным темам, чтение дополнительной литературы, самостоятельный
поиск материала).
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми
программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в
школе педагогические традиции и методическую целесообразность.
18
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
1. Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М.,1993
2. Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.
1-10. – М., 1991-1994
3. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.– М.,
1986
4. Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной
культуре. – М., 1992
5. Картавцева М. Школа русского фольклора. – М., 1994
6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник (1-4 классы). «Мнемозина»,
2002 20
7. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002
8. Некрылова А. Круглый год. – М., 1991
9. Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С. М., Владос, 1999Список
рекомендуемой учебной литературы
10. Алексеев А. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего
Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора
народов Сибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука»,2005
11. Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991
12. Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953
13. Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. – М., 1996
14. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. – М.,1996
15. Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987
16. Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. - М.,
1985
17. Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных
ансамблей. – СПб, 1996
18. Костюмы Курской губернии. Курск, 2008
19. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996
20. Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994
21. Пушкина С. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, пе-сен
и праздников. – М., Школьная Пресса, 2001
22. Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992
Дополнительные дидактические материалы
Видео- и аудиоматериалы:
– аудио записи этнографических исполнителей и коллективов;
19
.
20