01.12.2021
На возникновение и развитие наркологических заболеваний в детском и подростковом возрасте влияет множество факторов: наследственность; особенности индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация, формирование, обучение); возраст и пол; наличие сопутствующей психической патологии и др. Среди основных факторов, способствующих на степень предрасположенности подростков к употреблению психоактивных веществ, можно выделить: экономическое/социальное неблагополучие - дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых являются безработными или имеют малопрестижный род занятий; частые перемены места жительства – оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями (чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения у ребенка «первой пробы»); семейная предрасположенность – дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску к формированию зависимости от ПАВ; неумелость и непоследовательность в воспитании – в семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе, либо дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску употребления алкоголя и наркотических веществ; склонность к антисоциальному поведению и гиперактивность – если поведение ребенка в раннем возрасте сопровождается гиперактивностью, вероятность «первой пробы» возрастает; неуспеваемость в учебном процессе – начиная со средней школы, неудачи в учебе усиливают риск возникновения зависимости; протест в подростком возрасте – этот период известен увеличением протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление запрещенных веществ и алкоголя; кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания; зачастую риск реализуется в употреблении психоактивных веществ; появление в кругу общения сверстников, употребляющих психоактивные вещества – это один из наиболее важных индикаторов, указывающих на возможность совершить «первую пробу».
Наряду с факторами, способствующими наркотизации и алкоголизации
подростков и молодежи, существуют факторы, этому препятствующие, или
защитные.
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска,
не употребляют наркотиков и алкоголя. От употребления психоактивных
веществ удерживает целый ряд защитных факторов:
внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;
чувство юмора;
важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым
человеком помимо родителей;
склонность жить по нормам общества.
Однако, главное звено проблемы находится в точке
противопоставления среды и личности, окончательный выбор варианта
жизни остается за самим подростком.
Подростки с устойчивым негативным отношением к потреблению
наркотических веществ обладают следующими общими качествами:
имеют низкие показатели психологической внушаемости;
обладают своими индивидуально-психологическими, достаточно
конструктивными, способами преодоления стрессовых переживаний и
конфликтных ситуаций, уверены в себе, разумны и рассудительны;
стремятся к самостоятельному, психологически эффективному способу
преодоления любопытства, отдают отчет своим действиям, обладают
адекватной самооценкой.
Отсюда становятся понятными основные базовые направления весьма
эффективной психопрофилактической работы с подростками:
1. Стрессопрофилактика - это не только нейтрализация стрессовых
факторов, воздействующих со всех сторон на подростка (часто
нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной,
например, таких как отношения в семье, жилищные, материальные условия
жизни подростка, социальное окружение и пр.). Прежде всего, это обучение,
воспитание и развитие в подростке способности к самостоятельному,
психологически эффективному способу преодоления стресса, а также
сознательной психологической саморегуляции.
2. Снижение внушаемости в процессе психологических тренингов и
психокоррекционных упражнений.
3. Психологическая коррекция свойственного подросткам любопытства
и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания,
альтернативными приему ПАВ способами, раскрывающими положительный
личностный потенциал.
ФАКТОРЫ РИСКА
1. Зависимость от ПАВ родителя и/или других родственников.
2. Употребление ПАВ членами семьи.
3. Негативные коммуникации в парах родитель-ребенок и мать-отец.
4. Плохой мониторинг со стороны родителей.
5. Развод родителей, адаптация к повторному браку родителя.
6. Нереалистические ожидания в отношении развития ребенка.
7. Дистантное, малозаботливое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку.
8. Отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность.
9. Предпочтение мнения сверстников мнению семьи.
10. Плохая успеваемость, исключение из школы.
11. Проблемы с правоохранительными органами.
12. Низкий уровень ожидания от
будущего.
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ
1. Воспитание в семье с высокими моральными ценностями.
2. Позитивные коммуникации в семье.
3. Просоциальные установки семьи с наличием правил, мониторинга и эмоциональной привязанности.
4. Сплоченность и твердость семьи.
5. Интеллектуально-культурная ориентация.
6. Эмоциональная близость к матери.
7. Любовь между всеми членами семьи, адекватное выражение любви к ребенку.
8. Положительное поведение окружающих сверстников.
9. Уважение семейных ценностей.
10. Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты.
11. Хорошая школьная
успеваемость.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2022
Дата обновления: 13.01.2022
Дата публикации: 01.12.2021
Комментарии0
Новый комментарий