01.12.2021
При проведении профилактических мероприятий в подростковой среде необходимо учитывать психологические особенности этой возрастной группы. Психологические особенности подростков в определенной мере обусловлены спецификой психических процессов, которые отличаются от психических процессов взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретнообразное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Характерные черты подростков - пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, которые сочетаются с разбросанностью, бессистемностью в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно учитывать при анализе особенностей интеллектуального развития девиантных подростков. Уровень интеллекта, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интеллекте девиантного подростка, основанное только на средних показателях, без учета его специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированы. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует возникновению депрессивных состояний. Подростки по сравнению с детьми до 14 лет и более целеустремленны, настойчивы, но эти качества часто проявляются односторонне. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики:
– целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью; – повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе; -потребность в общении - желанием уединиться; - развязность соседствует с застенчивостью; -романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; -искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. (Г.Е. Сухарева, 1974; А.Е. Личко, 1983, 1999 и др.) Главная потребность подростка - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в компаниях сверстников. Ведущая деятельность этого возраста - интимно-личностное общение со сверстниками, в процессе которого формируется самосознание как основное новообразование возраста. Проблемы подросткового возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидере): – физических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность; –потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе; – потребности в независимости и эмансипации от семьи; – потребности в привязанности; – потребности в успехе и проверке своих возможностей; – потребности в самореализации и развитии собственного «Я». Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения считаются нервно-психическая и нравственная неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции и другие особенности подросткового возраста (А.Е. Личко, В.А. Жмуров, Р.В. Овчарова). Автономная мораль и нравственность - по данным Л. Колберга - появляются к 16 годам и только у 10 процентов подростков. Характерные поведенческие реакции подростков:
1. Реакция оппозиции вызывается завышенными требованиями, ограничениями, непониманием со стороны взрослых.
В пассивной форме - отказ от еды, прогулы занятий, побег из дома; в активной форме - грубость, агрессивность, демонстративные попытки самоубийства и т.д.
2. Реакция имитации (подражание).
3. Реакция компенсации - восполнением неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой (неудача в учебе - но смелое поведение).
4. Реакция гиперкомпенсации - настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности (чувствительный застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта - каратэ, бокс).
5. Реакция эмансипации - стремление освободиться от навязчивой
опеки старших.
6. Реакция группировки-объединение в группы сверстников.
7. Реакции, обусловленные формированием сексуальных влечений.
8. Реакция увлечения (поп-музыка, мотоцикл, мода и т.д.). Первичным толчком к развитию отклоняющегося поведения служат нарушения общения со взрослыми в семье и школе. Если один из этих социальных институтов понимает и поддерживает подростка, ситуация разрешается легче; если обе инстанции вооружились против, он ищет поддержку на стороне, и часто - в асоциальных группах. Вхождение в группу воспринимается как повышение статуса и личности, и группы. Характерно, что их лидером является физически более развитый парень, который подавляет не только своим авторитетом, но и угрозами физической расправы. Выйти из такой группы достаточно сложно. Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Для того, чтобы проводимая профилактическая работа была результативной, необходимо определить к какой группе по причине отклоняющегося поведения относится несовершеннолетний:
1 группа: причина девиантного поведения - различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения. Естественная форма коррекционной и профилактической работы - направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий. Центр тяжести с профилактики переходит на лечение.
2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведение с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе («Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше»). Центр профилактической работы – личность ребенка.
3 группа: отклоняющееся поведение - типично подростковая реакция
на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе -
повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм,
утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность,
уязвимость подростков, т.о. главная причина - отсутствие правильных знаний
о подростковом поведении у взрослых.
В центре профилактической работы - педагоги и родители.
4 группа: причина девиантного поведения - специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»). Центр профилактической работы - организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия.
5 группа: отклоняющееся поведение подростков - одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании - это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Главная форма профилактики - отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям.
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает следующие формы профилактической работы в подростковой среде:
1. Организация социальной среды. В ее основе лежат изменения к лучшему в социальной среде. Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы так же может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Так, беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги). В настоящее время распространены следующие формы:
а) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;
б) тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;
в) тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружески связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.
5. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах личностного роста. 6. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики:
-индивидуальная;
-семейная;
-групповая работа.
В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются
различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов
психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии,
тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного
социального поведения, психотерапевтические методики.
Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность профилактических
программ напрямую зависит от психологических особенностей детскоподросткового возраста:
- 12 –14 лет:
В психическом развитии этого возраста основная роль принадлежит
устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.
В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга,
ценность коллектива сверстников. Хотя учение остается для него главным
видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка
связаны с общественно-полезной деятельностью, которая удовлетворяет
потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.
Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во
имя признания ровесников подросток готов на многое: он может даже
поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые
расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах
друзей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для
подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные
замечания, которые ему делают взрослые в присутствии ровесников. На этой
основе нередко возникают конфликты между подростком и родителями,
подростком и учителями, и подросток становится «трудным».
Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением
ровесников и их привлекают опасности, хотя подростки и в самом деле часто
не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они
нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем
когда-либо.
- 15- 17 лет:
В этом возрасте дружба становится особо важным фактором для
подростков, а друзья становятся источником информации для принятия
иногда важных решений. Старшие подростки в большей степени способны
иметь дело с абстрактными концепциями такими, как «правда» и
«справедливость». Эта способность думать и рассуждать в абстрактных
категориях позволяет им оценить материальную стоимость употребления
вредных веществ; результаты подростковой беременности; причины, по
которым необходимо соблюдать законы; влияние употребления вредных
веществ на системы здравоохранения, реабилитации и соблюдения
законодательства. Следовательно, образование в области профилактики
употребления вредных веществ должно меньше быть сконцентрировано на
самих вредных веществах и их употреблении, а больше внимания надо
уделять тому, каким образом употребление этих веществ наносит урон
обществу.
В этом возрасте молодежь очень интересуется своим будущим. Они в
состоянии понять, что поиск сиюминутного удовлетворения может
привести к событиям, которые полностью перевернут их жизнь:
беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной
команды за употребление наркотиков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2022
Дата обновления: 13.01.2022
Дата публикации: 01.12.2021
Комментарии0
Новый комментарий