01.12.2021
В образовательных учреждениях наиболее эффективны мероприятия первичной профилактики, пропаганда здорового образа жизни и культуры здоровья. В современном виде первичная профилактика употребления ПАВ носит позитивную направленность и ориентирована на интактную (не употребляющую ПАВ) группу. Ее цель - интенсивное развитие и саморазвитие личности в позитивном направлении, приобретение, начиная с детского и подросткового возраста, навыков ведения здорового образа жизни. В отличие от негативно-ориентированной профилактики, позитивная профилактика зависимости от ПАВ ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья – освоение ресурсов психики личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии, воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме ПАВ. Профилактические мероприятия позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ. При проведении позитивной профилактики используются интерактивные, тренинговые и проективные технологии. К интерактивным технологиям относятся: дискуссии, дебаты, ролевые игры, работы в малых группах – они способствуют развитию коммуникативных навыков, выявлению личностных позиций по отношению к проблеме и учащиеся активно включаются в дискуссии. Тренинговые технологии развивают навыки ассертивного (уверенного) поведения и психической саморегуляции – выбор эффективных способов решения проблемных ситуаций, противодействие ситуациям, связанных с манипуляциями личностью или принуждением к употреблению ПАВ. Использование проективных технологий позволяет выработать социальные инициативы среди основных целевых групп профилактики, направленные на формирование и развитие ресурсов личности и социокультурной, образовательно-воспитательной и семейной среды. Одним из важнейших направлений деятельности специалистов наркологической службы является профилактическая работа с учащимися образовательных организаций и их родителями. При этом используются различные формы и методы работы: лекции и индивидуальные беседы, кинолектории, «круглые столы», антинаркотические акции, родительские собрания. Цель этой работы создание в среде учащейся молодежи ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению какими бы то ни было интоксикантами. Именно образовательные организации, как социальный институт, располагают уникальными возможностями для успешного осуществления систематической межведомственной работы по профилактике на протяжении всего периода обучения. При проведении профилактических мероприятий рекомендуется учитывать дифференцированность целевых групп по возрасту, степени вовлеченности в проблемы наркотизации и форм профилактических воздействий. При проведении позитивной профилактики в образовательных организациях противопоказано:
- использовать технологии запугивания и устрашения с установкой на страх наркозависимости и фиксацией на негативных эмоциях (страх, гнев), что может не только привести к реакциям протеста у несовершеннолетних, но и вызвать любопытство и, как результат, желание испытать, так ли это на самом деле;
- предоставлять информацию о способах приобретения, приготовления, психотропных эффектах ПАВ, демонстрировать атрибутику и обсуждать состояния, связанные с употреблением ПАВ, что может спровоцировать повышенный интерес к приему психоактивных веществ с целью получения новых ощущений;
- использовать в каких-либо «воспитательных» целях психотравмирующую информацию (сюжеты, связанные со смертью наркозависимых, непосредственные ритуалы с приемом наркотиков, сцены насилия), что оказывает в целом неблагоприятное влияние на эмоциональное состояние детей и подростков.
Таким образом, проводя позитивную профилактику с несовершеннолетними и молодежью, необходимо опираться не на патологию, а на резервы личности человека. В работе с родителями при проведении родительских собраний и конференций, индивидуальных консультаций важно сформировать у них представление о роли семьи и внутрисемейных отношений, как важном и неотъемлемом факторе защиты от употребления ПАВ их детьми. Профилактику необходимо начинать как можно раньше. Семья - это поддерживающая среда, которая способна раскрыть лучшие возможности человека. Родителям необходимо понимать, что в семье от ребенка не только требуется выполнение тех или иных норм, но и всегда может быть оказана психологическая поддержка: «Ты нужен, тебя всегда поймут, ошибки помогут исправить, проблемы – решить». Желательно, чтобы именно в детском возрасте ребенок понял, что он любим, его защищают, ему позволяют быть свободным, активным. И с таким самосознанием и самовосприятием он вырастет ответственным, приспособленным к жизни человеком, понимающим и ценность свободы, и необходимость ограничений. Причем сформировать такое понимание можно не только в семье, но и в классе, в школе (приложение). Профилактические мероприятия, проводимые специалистами наркологической службы с учащимися, многообразны и различны. При этом они проводятся как во время учебного года, так и в каникулярное время в пришкольных оздоровительных лагерях и лагерях круглосуточного пребывания. Для эффективности проводимых мероприятий за каждым учебным заведением закреплен куратор – врач психиатр-нарколог и/или специалист по социальной работе. Каждое мероприятие, проводимое в учебном заведении, необходимо организовывать и подготавливать индивидуально, с учетом возраста аудитории, интеллектуальных особенностей и проблемных тем того или иного учебного заведения. Для продуктивной и результативной работы специалисту необходимо очень тщательно выбирать формат мероприятия.
Готовясь к проведению профилактических мероприятий, необходимо помнить несколько основных правил.
1. Мероприятия должны охватывать все группы детей. Естественно, без фанатизма. Нет смысла загружать, например, первоклассников – им и так многое предстоит усвоить. Поэтому, если и проводить для них профилактические мероприятия, то только во втором полугодии, и только на тему: «Ценность здоровья». Если в параллели несколько классов, и один вызывает особую тревогу, то есть смысл несколько раз поработать отдельно с этим классом, а не «грузить» всю параллель.
2. Мероприятия должны быть разноплановыми. Не стоит ограничиваться исключительно лекциями, беседами кинолекториями. И помните, чем активнее ведут себя ребята во время таких мероприятий, тем действеннее эти мероприятия.
3. Мероприятия должны соответствовать возрасту участников. Нецелесообразно проводить дискуссию о вреде наркомании в 6 классе. Ни умения дискутировать, ни знания предмета дискуссии у ребят не наблюдается, да и необходимости в этом нет. В работе с начальной школой очень важно дозировано, «отфильтровано» преподносить информацию о последствиях употребления табака, алкоголя. Дети очень болезненно реагируют на медицинские факты о сокращении продолжительности жизни и развитии заболеваний у человека, вследствие употребления ПАВ, т.к родители многих употребляют табак (75% аудитории) и алкоголь. Вначале урока, озвучивая тему, попросите поднять ручки тех детей, чьи родители курят, чтобы понимать как деликатно донести информацию до малышей, а через них и до родителей, о слишком дорогой цене употребления.
4. Мероприятия должны соответствовать проблемам, свойственным данному возрасту. Так, в начальной школе полезно говорить о здоровье, о способах его сохранения, одним из которых является отсутствие «вредных привычек», об абсолютной ценности здоровья. В средних классах (5-7) ребятам свойственны такие проблемы, как развитие компьютерной зависимости. Часто проблемой становится любопытство, которое в этом возрасте толкает их попробовать курить.
Поэтому говорим о способах «сказать нет», говорим о проблеме курения, в том числе пассивного, о правилах безопасного общения с компьютером. 8-9 классы характеризуются тем, что начинают курить, пробовать спиртное, принимая это за признак взрослости, часто в этом возрасте начинается прием курительных смесей, «насвая». Об этом и надо говорить, делая особый упор не столько на страшные последствия, сколько на то, что это не модно, некрасиво, позорно и глупо. В более старшем возрасте мы можем затрагивать такие темы, как проблема наркомании, СПИДа, обязательно вовлекая ребят в разговор о том, что каждый из них своим выбором строит свою судьбу.
5. Профилактические мероприятия категорически не могут проводиться «просто так». Нельзя говорить детям о наркомании «на всякий случай»! Вместо профилактического эффекта Вы получите рекламный вариант. Например, в разговоре с 6-классниками можно затронуть тему токсикомании. Но только в том случае, если эта тема в их окружении актуальна. Тогда, предваряя их растущее любопытство, мы даем им правильную, реальную информацию о проблеме, формируя соответствующее негативное отношение к этому явлению.
6. Мероприятия должны проводиться не только с детьми, но и с родителями. Профилактическую работу необходимо проводить как с детьми, так и родителями. Очень часто после проведенного родительского собрания родители начинают оценивать своего ребенка, уже используя полученные от вас сведения. Поэтому при встрече с родителями необходимо лаконично, но в тоже время и полно рассказать о первых признаках потребления различных групп психоактивных веществ.
7. Лучший экспромт – подготовленный. Даже если вы знаете все наизусть, все равно необходимо готовиться. Хорошо, если вы заранее узнаете характер той аудитории, перед которой вам придется выступать. Ведь один и тот же материал можно подать по-разному, в зависимости от заинтересованности и реакции детей.
8. Форма мероприятия зависит от возраста и характера аудитории. От подготовленности слушателей многое зависит. Конечно, если вы читаете лекцию, то многое будет зависеть от ваших актерских и ораторских способностей. Но, как показывает практика, лекции – форма профилактического мероприятия, имеющая самый низкий КПД. Что же касается остальных вариантов, то вы не сможете провести «круглый стол», если слушатели к этому не готовы, у вас не получится дискуссия, если ребята будут молчать, не выйдет тренинг, если аудитория не доверяет вам.
9. «Нельзя объять необъятное». Если мы говорим о какой-то проблеме, то в процессе общения мы должны постараться сформировать у ребят целостное представление о причинах, последствиях и реакциях общества на эту проблему. А также научить.
10. «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». Конечно, удобно проводить профилактические мероприятия по старинке – вы говорите, дети слушают. Но, увы! Современные дети, в большинстве своем, лучше всего воспринимают информацию не глазами, не на слух, а в действии. Они кинестетики. Им обязательно нужно двигаться, что-то делать, производить какие-то манипуляции. Поэтому, наилучшим способом донести до ребят информацию можно только вовлекая их в процесс. Так, например, вместо того, чтобы долго рассказывать о том, как мелкие наркодилеры заставляют школьников включиться в криминальную цепочку, в процессе разговора играйте с подростками в игру «Передай пакетик». Вы говорите: «Никогда, ни в коем случае не берите ничего из рук незнакомцев, не передавайте никому даже самые безобидные с виду предметы, даже если вы хорошо знаете того, кому это передаете». И в это время подходите к первому ряду и шепотом просите: «Передай, пожалуйста, назад», указывая на того, кому надо передать. Чаще всего этим кем-то становится учитель, который стоит или сидит в конце класса. Пакетик путешествует по рядам. Заканчивая разговор о том, как легко можно вовлечь человека в преступление, просите встать тех, кто передавал пакетик. Обычно после этого идет обсуждение - подростки пытаются разобраться в ситуации, понять, что заставило их передать этот злосчастный пакетик.
11. Видеоподдержка вам в помощь. Презентации, видеофильмы и видеофрагменты украсят ваше выступление, но не заменят живого общения с аудиторией. Неподготовленной аудитории нельзя демонстрировать фильмы без предварительных пояснений. Лучше всего, если вы предварите показ несколькими предложениями, а потом обсудите увиденное. Тематический слайдовый подбор презентации формируется в зависимости, от того на какую возрастную категорию он рассчитан. Если это начальная школа (от 8-10 лет), то создавая презентацию – подбирайте яркие красочные картинки, с доступным, упрощенным текстом, с разбавлением веселыми смысловыми по содержанию зарисовками в конце или в начале презентации. Для детей среднего звена школы (6-8 классы) используйте данные статистических групповых исследований, с наглядными, яркими диаграммами или фотографии (демонстрирующие физиологические изменения человека употребляющего ПАВ, заболевания которые развились у него вследствие этого употребления).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2022
Дата обновления: 13.01.2022
Дата публикации: 01.12.2021
Комментарии0
Новый комментарий