Изостудия Палитра

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Отделение « Центр детского творчества»

Принята на методическом совете
Протокол от «__» _______ 20__г №__
Нижнисергинский ЦДОД
________Малюков В.Ю.
«__» __________г.№___

Утверждаю:
Директор МКУДО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Декоративно- прикладной направленности
«Изостудия «Палитра »

Возраст детей – 10-14 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Зобнина Ирина Николаевна

г. Нижние Серги
2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
«Изостудия « Палитра » является программой художественной направленности,
предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по
функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации четырехгодичный.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного
образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение
способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и
творческих способностей ребенка.
Программа предназначена для занятий в объединении изобразительного искусства с
детьми среднего школьного возраста.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно методическими
документами:
1. Конституцией РФ;
2. Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993);
3. Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
4. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145
«Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным
предпрофессиональным программам в области искусств»
6. Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации до 2020 года
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей"»
8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
Актуальность программы
Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно
узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы
для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами,
фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы
состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные
средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные
материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги,
картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала
чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию
принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой

подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Отличительные особенности программы.
Данная образовательная программа отличается от уже существующих в этой области в
том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено,
чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на
приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются
творческие начала. Занятия в изостудии «Палитра» способствуют разностороннему и
гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей,
решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях
создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности.
Отличительной особенностью программы является отсутствие профессиональной
установки, акцент сделан не столько на художественный результат, сколько на процесс
освоения художественного пространства, на раскрытие индивидуальности и
самобытности личности, что делает программу привлекательной и доступной для всех
категорий детей
Адресат программы
Обучающиеся – дети среднего школьного возраста
- количество обучающихся по программе 10-12 человек;
- набор детей свободный;
- форма занятий групповая
Объем и срок реализации программы
Срок освоения программы : 3 года
Общее количество часов: 144 часа в год
Режим занятий : 2 раза в неделю по 4 часа
Форма занятий: индивидуально-групповая
Особенности организации образовательного процесса.
Особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Обучающиеся
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и
воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм,

рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного
искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы: игра, тестирование предмета,
викторины, экскурсии и т.д. В процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);

допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту и по
ускоренному выполнению программы).

Занятия длятся 45 минут. Два занятия в день с интервалом в 10 минут.
Режим занятий
- 3 года;
- сентябрь- май;
- два раза в неделю;
- два занятия в день 45 минут с интервалом в 10 минут;
Формы контроля качества
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
• текущий - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточный - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
• итоговый - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с
учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;

• знакомство с различными
изобразительной деятельности;

художественными

материалами

и

техниками

• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки
зрения;
• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся
и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение
содержания программы):
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,
фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее
место);
• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим
людям, самому себе):
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
• формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
• воспитание аккуратности.
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы,
что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает
способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу,
от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и
практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит
сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного
творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение

выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством
окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу,
любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для
детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративноприкладного искусства.

Первый год обучения
(4 часа в неделю)
Задачи на первый год обучения
Знать:
- выразительные средства рисунка: линию, штрих, пятно;
- понятия «форма», «пропорция», «симметрия», «светотень», «конструкция формы»,
«тональные отношения»;
- средства изображения пространственного положения предметов: наглядная и
воздушная перспектива;
- имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: А. Иванов, В. Суриков, И.
Шишкин, К. Саврасов, А. Васильев, С. Ботичелли, Б. Микеланджело
Уметь:
- грамотно пользоваться материалами и инструментами для рисунка;
- грамотно располагать рисунок на листе (применять знания, полученные на уроках
«Композиции»);
- передавать в рисунке пропорции и симметричность формы с помощью
пропорциональных отношений натуры и использования в работе вспомогательных
построений;
- применять в рисунке основные правила наглядной и воздушной и перспективы;
- видеть, понимать и передавать в рисунке тональные отношения натуры.
анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.

Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№
п

Количество часов
Наименование тем

всег

/п

о
Организационные
группой

1

.1

мероприятия.

Знакомство

с

Вводное занятие. Знакомство с учебным планом.
1 Правила техники безопасности в учебном классе.

практ
ика

2

тео
рия
2

2

2

1

Графический тест «Рисую, как умею»

1

Линия, точка, пятно

2

1

Работа с трафоретом

0.5

1,5

2

1

Работа для выставки ко дню учителя

0,5

2,5

3

.2

1

1

7

9

.3
.4
.5
1

Орнамент из геометрических форм в квадрате. (
эскиз, аппликация)

1

2

3

1

Орнамент из геометрических форм в круге. (эскиз,
аппликация)

1

2

3

.6
.7
1

Букет для мамы ( акварель)

0,5

2

2,5

1

Нетрадиционная техника рисования « Тычок»

2

3

5

1
.10

Снегирь

0,5

3

3,5

1
.11

Работы для выставки к Новому году

1

3,5

4,5

2

Декоративное рисование

3

5

8

2

Оригами к 14 февраля

1,5

2

3,5

2

Работы для выставки к 23 февраля

1

3

4

2

Иллюстрации к сказкам

1

4

5

2

Световой контраст ( ахроматический)

1

4

5

.8
.9

.1
.2
.3

.4
2

Открытка к 8 марта

1,5

3

4,5

2

Аппликация из ниток

1,5

2,5

4

2

День космонавтики

1,5

3

4,5

2

Декоративные узоры

1

5

6

2

Цветовые ассоциация

1

3

4

2
.10

Верба

0,5

3

3,5

2
.11

Пасхальный перезвон

1

3,5

4,5

3

Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна

1,5

4

5,5

3

Выставка посвященная 9 мая

1

4

5

3

Пальцеграфия

1,5

4

5,5

3

Пластилинография

1,5

4

5,5

3

Город, в котором я живу

0,5

3

3,5

3

Проведение и участие:

20

20

2

2

109,5

144

.5
.6
.7
.8
.9

.1
.2
.3
.4
.5

-в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы,
- мероприятия Центра.
3

.6

По
плану
работы
Центра

Выставка работ
Итоговое занятие года
всего

34,
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 Организационные мероприятия: обработка заявлений, формирование групп, беседа
с родителями.
1.1 Вводное занятие.

Знакомство с учениками. Инструктаж по технике безопасности.
1.2 Графический тест. «Рисую, как умею».
Определение навыков, умений и способностей каждого ребенка.
1.3 Линия, точка, пятно
Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».
Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи
одних точек).
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в
цветовые пятна.
1.4 Работа с трафаретом
Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).
Печатанье по трафарету при помощи поролона.
Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.
1.5 Работа для выставки ко дню учителя
Выполнение работ для выставки
1.6 Орнамент из геометрических форм в квадрате ( эскиз, аппликация)
Что такое орнамент? Знакомство с орнаментами.
1.7 орнамент из геометрических форм в круге ( эскиз, аппликация)
Учимся придумывать свой орнамент, развиваем мышление
1.8 Букет для мамы (акварель)
Рисуем акварелью учимся рисовать от общей формы к деталям.
1.9 Нетрадиционная техника рисования « Тычок»
Теплые и холодные цвета.
1.10 Снегирь
Развить навыки рисования по памяти и формировать умение передавать характерные
особенности снегиря и зимней погоды
1.11 Работа для выставки к новому году
2 Декоративное рисование
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребенка.
2.1 Оригами к 14 февраля
Развитие мелкой моторики, пространственного мышления
2.2 Работа для выставки к 23 февраля
2.3 Иллюстрация к сказке
Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.
2.4 Световой контраст ( ахроматический)
Изучение тона, выполнение тоновой растяжки.
2.5 Открытка к 8 марта

Изготовление праздничной открытки в технике акварель
2.6 Аппликация из ниток
Знакомство детей с техникой аппликация из ниток, групповое изготовление панно
2.7 День космонавтики
Отразить свои представления о космосе
2.8 Декоративные узоры для косынки
Учить детей украшать узором предметы треугольно формы
2.9 Цветовые ассоциации
Научить детей изображать свои чувства и эмоции, различные вкусы, явления природы
без изображения конкретных примеров, используя только цвет
2.10 Верба
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям на основе изобразительного
искусства
2.11 Пасхальный перезвон
Расширить знание детей о народных праздниках; научить декоративному оформлению
пасхальных яиц
3 Пастель. Урок фантазии. Удивительная страна
Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка
пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной
бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель)
3.1 Выставка к 9 мая
3.2 Пальцеграфия
Познакомить учащихся с одним из видов нетрадиционного рисования –«Пальцевая
живопись» и « Отпечатком», технологическим процессом изготовления рисунка
3.3 Пластилинография
Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».
3.4 Город, в котором я живу
3.5Проведение и участие:
-в выставках и конкурсах
- мастер классах
-мероприятиях центра
3.6 Выставка работ, Итоговое занятие года

Второй год обучения
(4 часа в неделю)
Задачи на второй год обучения
Знать:
- понятия: «композиция в рисунке», «движения формы», «опорные точки», «фактура»,
«целостность формы», «конструктивное построение»;
- как выявлять пространственное положение объемной формы в рисунке;
- этапы компоновки портрета фигуры человека в рисунке;
- что точка зрения относительно натуры и формат являются средствами создания
художественного образа в рисунке;
- назначение видоискателя;
- назначение предварительных композиционных зарисовок;
- имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: З. Зальцман, Н. Гончаров,
А. Дюрер, Леонардо да Винче, К. Брюллов, В. Серов, О. Гросс, Рафаэль Санти, И. Репин,
Г.Мясоедов;
Уметь:
- пользоваться видоискателем при выборе точки зрения, формата;
- использовать предварительные композиционные зарисовки в работе над рисунком;
- передавать в рисунке конструкцию формы; компоновать изображения человека или
животного;
- передавать в рисунке пропорции и характер фигуры человека, а так же фигуры
животного;
- выявлять в рисунке фактуру изображаемых предметов;
- цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;
- конструктивно изображать сложную форму;
- выявлять глубину пространства в рисунке с помощью средств линейной и
световоздушной перспективы.

Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№
п

Количество часов
Наименование тем

всег

/п

о
мероприятия.

Знакомство

практ
ика

тео
рия

Организационные
группой

с

2

2

1
1.1

Вводное занятие. Знакомство с учебным планом.
Правила техники безопасности в учебном классе.

2

2

1

Рисунок (карандаш)

1

1

Жанры живописи.

4,5

1

Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья».

0,5

2,5

3

1

Работа для выставки ко дню учителя

0,5

2,5

3

1

Живопись – гармония цвета.

2

4,5

6,5

1

Пластилинопластика.

0,5

3

3,5

1

Выставка работ ко дню матери

0,5

2

2,5

1

Сказочный зимний пейзаж

0,5

3

3,5

1

3,5

4,5

Работы для выставки к Новому году

1

3,5

4,5

2

Малахитовая шкатулка

1

3

4

2

Оригами к 14 февраля

1,5

2,5

4

2

Работы для выставки к 23 февраля

1

3

4

2

Монотипия « Город на реке»

1

3,5

4,5

2

Наброски, зарисовки птиц

1

4

5

.2

3

4
4,5

.3
.4
.5
.6
.7
.8
.9
1
«Дворец
Снежной
королевы».
Ритм
.10 геометрических форм. Холодная цветовая гамма.
Гуашь
1
.11

.1
.2
.3

.4
2

Открытка к 8 марта

1,5

3

4,5

2

Сказочный букет ( акварель)

1,5

2,5

4

2

День космонавтики

1,5

3

4,5

2

Граттаж «Сказочный город»

0,5

3,5

4

2

Стилизация простых форм « цвет. карандаши»

1

3

4

2
.10

Первые цветы. Зарисовка карандашом

0,5

2,5

3

2
.11

Пасхальный перезвон

1

3,5

4,5

3

Пастель

1,5

4

5,5

3

Выставка посвященная 9 мая

1

4

5

3

Оригами

1

2,5

3,5

3

День России

0,5

2,5

3

3

Город, в котором я живу

0,5

3

3,5

3

Проведение и участие:

20

20

2

2

.5
.6
.7
.8
.9

.1
.2
.3
.4
.5

-в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы,
- мероприятия Центра.
3

.6

По
плану
работы
Центра

Выставка работ
Итоговое занятие года
всего

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЕ
1 Организационные мероприятия: обработка новых заявлений, формирование
расписания ,беседа с родителями.
1.1 Водное занятие. Знакомство с
безопасности и учебном в учебном классе

учебным

планом.

Правила

техники

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в
изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.
1.2 Рисунок (карандаш)
Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование
геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов
посуды.
1.3 Жанры живописи
Натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.
1.4 Зарисовка растений с натуры
Формирование навыка линейно- конструктивного изображения и анализа формы,
путем, выполнения с натуры зарисовок травянистых растений
1.5 Работа для выставки ко дню учителя
1.6 Живопись - гармония цвета
Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте
1.7 Пластилинопластика
Изображение в технике пластилинографии. «Лес».
1.8 Выставка работ ко дню матери
1.9 Сказочный зимний пейзаж
Выявить у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа,
ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природ
1.10« Дворец Снежной королевы» Ритм геометрических форм
Формировать умения узнавать холодные и теплые цвета, смешивать цвета, правильно
работать кистью гуашевыми красками, способствовать развитию фантазии, воображения
1.11Работы для выставки к Новому году
2 Малахитовая шкатулка
Изучение обучающимися истоков народного фольклорного и декоративно-прикладного
искуства
2.1 Оригами к 14 февраля
Развитие малкой моторики, пространственного мышления
2.2 Работы для выставки к 23 февраля
2.3 Монотипия « Город на реке»
Развитие образного мышления, творческого воображения, эмоциональной
отзывчивости на пейзажный образ. Познакомиться
с нетрадиционной техникой
изображения пейзажа –монотипией, показать ее изобразительные особенности
2.4 Наброски, зарисовки птиц
Знакомство с понятие « Силуэт». Правила и этапы работы акварелью
2.5 Открытка к 8 марта
Получить художественно-практические навыки в росписи открытки к 8 марта
2.6 Сказочный букет ( акварель)
Дать представление об искусстве составления букетов цветов. Познакомить с наиболее
распространенными летними цветами, научить рисовать цветы. Развить эстетический вкус
2.7 День космонавтики
Научится изображать различные виды космических ракет или транспорта, закрепить
умение выделять главные элементы рисунка цветам, размером, расположение на листе
бумаги
2.8 Граттеж « Сказочный город»
Познакомить учащихся с одним из видов графики-граттеж. Выполнение быстрого
силуэтного эскиза путем процарапывания
2.9 Стилизация простых форм

Изучение понятие « Стилизация» как нового элемента понятийной базы обучения.
Получение знания о стилизации растительных форм, ознакомление с вариантами
стилизации одного и того же изображения
2.10Первые цветы. Зарисовка карандашом
Научится располагать и определять размеры и формы рисуемых объектов. Дать
понятие симметрии, симметричного расположения форм
2.11Пасхальный перезвон
Расширить знание учащихся об истории обрядов и традиций народного праздника
«Пасха» и обучению приема переноса рисунка на выпуклую поверхность
3 Пастель
Формирование художественно-творческой
3.1 Выставка посвященная 9 мая
3.2 Оригами
Развитие мелкой моторики, пространственного мышления
3.3 День России
Воспитать чувства гордости за свою страну, чувства патриотизма по отношению к
Российской Федерации
3.4 Город, в котором я жив
3.5 Проведение и участие:
- в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы
-мероприятиях Центра
3.6 Выставка работ
Итоговое занятие года

Третий год обучения
(4 часа в неделю)
Задачи на третий год обучения
Знать:
- понятия: «целостность формы» и «конструктивное построение»;
- как выявлять пространственное положение объемной формы в рисунке;
- имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: О. Гросс, Рафаэль Санти,
И. Репин, Г. Мясоедов.
Уметь:
- целостно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;
- конструктивно изображать сложную форму;
- выявлять глубину в рисунке с помощью средств линейной и свето-воздушной
перспективы;

Учебно-тематический план
( третий год обучения)
№
п

Количество часов
Наименование тем

всег

/п

о
мероприятия.

Знакомство

практ
ика

тео
рия

Организационные
группой

с

2

2

1
1.1

Вводное занятие. Знакомство с учебным планом.
Правила техники безопасности в учебном классе.

2

2

1

« Деревья» карандашные зарисовки

1

3

4

1

Линогравюра

1,5

3

4,5

1

Гризайль

1,5

2,5

4,5

1

Работа для выставки ко дню учителя

0,5

2,5

3

1

Зарисовка растений с натуры в цвете. Акварель

1

2,5

3,5

1

Пластилинопластика.

0,5

3

3,5

1

Выставка работ ко дню матери

0,5

2

2,5

.2
.3
.4
.5
.6
.7
.8
1
.9

Красота природы в разное время года. Знакомство с
художниками и их работами

6,6

6,5

1
.10

«Зимние забавы» Ритм цветовых пятен

1

3,5

4,5

1
.11

Работы для выставки к Новому году

1

3,5

4,5

2

Беседа «Голубая сказка Гжели».

3

1

4

2

Оригами к 14 февраля

1,5

2,5

4

2

Работы для выставки к 23 февраля

1

3

4

2

Цвет, как носитель настроения

1

3,5

4,5

2

Закат над рекой. Акварель

1

4

5

.1
.2
.3
.4

2

Открытка к 8 марта

1,5

3

4,5

2

Монотипия

1,5

2,5

4

2

День космонавтики

1,5

3

4,5

2

Линейная перспектива

1,5

4

5,5

2

«Дом» линейное штрихование

1

3

4

2
.10

Пейзаж. Линейная штриховка

1

2,5

3,5

2
.11

Пасхальный перезвон

1

3,5

4,5

3

Нетрадиционная техника рисования. Рисуем нитью

1,5

4

5,5

3

Выставка посвященная 9 мая

1

4

5

3

Точечная техника рисования

1

2,5

3,5

3

День России

0,5

2,5

3

3

Отпечаток

0,5

3

3,5

3

Проведение и участие:

20

20

2

2

.5
.6
.7
.8
.9

.1
.2
.3
.4
.5

-в выставках и конкурсах разного уровня,
- мастер-классы,
- мероприятия Центра.
3

.6

По
плану
работы
Центра

Выставка работ
Итоговое занятие года
всего

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 Организационные мероприятия. Формирование расписание. Беседа с родителями
1.1 Вводное занятие. Знакомство с учебным планом. Правила техники
безопасности и учебным планом
Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии.
Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный
год. Просмотр летних работ.

1.2 « Деревья» карандашные зарисовки
Формировать у учащихся умение чувствовать и определять красоту линий, форм,
пространственного положения изображаемых деревьев, выделяя при этом особенности
конструкций с помощью пятен, лини, штриха
1.3 Линогравюра
Раскрыть разнообразие техник гравировки, познакомить учащихся с произведениями
художноков-граверов
1.4 Гризайль
Познакомить с техникой Гризайль. Выполнить этюд несложного пейзажа
1.5 Работа для выставки ко дню учителя
1.6 Зарисовка растений с натуры цветы ( акварель)
Обучить пространственному расположению предметов деревьев ближних и дальних,
уметь выделять главное в натуре, определять изменения цвета
1.7 Пластилинография
Дополнить знания учащихся, познакомить и научить выполнять картины пластилином
1.8 Выставка работ ко дню матери
1.9 Красота природы в разное время года. Знакомство с художниками и их
работами
Создать условия для развития интереса к пейзажной русской живописи. Познакомить
дете с авторами и их работами
1.10« Зимние забавы» ритм цветовых пятен
Закрепить у учащихся навыки работы над композицией; создать атмосферу для
любования и вощения детей причудами зимней природы;активизировать образное
мышление , фантазию детей
1.11Работы для выставки к новому году
2 Беседа « Голубая сказка Гжели»
Познакомить обучающихся с Гжелью, научить создавать узоры по мотивам гжельской
росписи
2.1 Оригами к 14 февраля
Формировать навыки работы в группе, познакомить учащихся с разными видами,
способами, техниками и возможностями декоративного оформления подарочного изделия
2.2 Работы к 23 февраля
2.3 Цвет, как носитель настроения
Научить как создавать цветами настроение, эмоции и чувства в работе
2.4 Закат над рекой
Научить создавать спокойный цветовой образ объектов и явлений природы
2.5 Открытка к 8 марта
Изготовить поздравительные открытки
2.6 Монотипия
Познакомить учащихся не со средствами изобразительности, а со средствами
выразительности. Научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту
2.7 День космонавтики
Формировать представление детей о первых космонавтах, полетевших в космос

2.8 Линейная перспектива
Закрепить знания о основе построения изображения на вертикальной плоскости, о
особенностях линейной перспективы
2.9 «Дом» Линейная перспектива
Выработать умение рисовать предметы в пространстве, расширение знаний о
перспективе
2.10Пейзаж. Линейная штриховка
Ознакомить обучающихся с правилами линейной и воздушной перспективе; расширить
их знаний о пейзажном жанре живописи
2.11Пасхальный перезвон
3 Нетрадиционная техника рисования. Рисуем нитью
Развить творческие способности, познакомить с новой техникой рисования нитью,
показать возможность получения изображения с помощью нити
3.1 Выставка посвященная 9 мая
3.2 Точечная техника рисования
Раскрыть учащимся особенности техники рисовании методом « тычка». Обучить
технике нетрадиционного рисования жесткой полусухой кистью
3.3 День России
Развить творческие способности ребенка через изобразительное искусство
3.4 Отпечаток
Познакомить учащихся с композицией, созданной с использованием листьев и
нетрадиционной техникой рисования
3.5 Проведение и участие:
- в выставках и конкурсах разного уровня,
-мастер-классы,
-мероприятия Центра
3.6 Выставка работ
Итоговое занятие года

Условия реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет 22,1 кв. м.
- количество учебных мест – 12
- столы учебные – 6
- стулья учебные – 12
- учебная доска
- наглядные пособия
Для занятий необходимы следующие художественные материалы и
инструменты: простые карандаши; акварельные краски; гуашь; набор
кистей, цветные карандаши.
Помещение и оборудование
Для занятий требуется просторное светлое помещение с шкафами для
наглядного материала, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам.
Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко
проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением, лучше
всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими
бестеневое
освещение, близкое к естественному.
Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической
продукции. Это, прежде всего, разработки игр адаптированных для детей
младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные
импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и
заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.

Для активизации детей используются разработанные автором заданияигры на развитие фантазии и воображения.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса
организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В
частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на
мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности
работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений
уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в
виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и
вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В
этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приёмов с игровыми заданиями.

Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном
для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается
настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты
«шедевр».

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо
от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь
художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее
способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия,
демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)
используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,
воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в
процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные,
групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.


Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям
культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а
также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается
постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле,
профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие
нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
Преемственность и согласованность данной программы со школьными
позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить
детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному
приобретению школьных знаний.
На занятиях присутствует сотворчество учителей и детей, объединенное
общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям,
используется художественное слово ( потешки, загадки и стихи). Все это
вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение.
Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся
быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек прозревает.
Формы контроля
Во время обучения регулярно проводится контроль уровня усвоения
обучающимися учебного материала с помощью таких методов
психологической диагностики как:
- наблюдение;
- опрос;
- метод сравнения результатов деятельности конкретного индивида за
определённый промежуток времени.
Критерии контроля:
- беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного.
- самооценка и взаимооценка.
- викторины и конкурсы рисунков.
- занятия по проверке пройденного материала с выставкой и анализом
работ
- контрольные работы
- районные, школьные, городские выставки
В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено
проведение
мониторинга и диагностических исследований обучающихся. Проведение
диагностической
работы
позволяет
в
целом
анализировать
результативность
образовательного, развивающего и воспитательного компонента
программы.
В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного
развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в
процессе освоения им образовательной программы
Оценка результатов выставляется по трехбалльной

3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балла – низкий уровень.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по
итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень
определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы
на
количество отслеживаемых параметров.
В данном разделе отражаются диагностические методики, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемые результаты.

1

Данная диагностика ставит перед собой цель:
выявить уровень знаний и умений у детей в области изобразительной
деятельности.
Критерии оценки овладения школьниками изобразительной деятельностью
и развития их творчества.
Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения.
Диагностику можно использовать как текущую (после разделов
изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).
Анализ продукта деятельности. Продуктивная деятельность воспитанников
студии оценивается по 3-х бальной системе по следующим критериям.

Уровень

баллы

Резу
льтаты
диагно
стики

Рациональное и бережное использование

работе

Аккуратность и ответственность при

Творческое отношение

Культура труда и поведения

Критерии оценки уровня
развития и воспитанности

Умение организовать свое рабочее
место

Интерес к знаниям

Умение работать

Качество выполнения

Самостоятельная деятельность

Использование специальной
терминологии

Критерии
Критерии оценки
оценки
уровня
уровня
практических
теоретически знаний
х знаний

Интерес к …

Фамилия Имя
Обучающегося

Степень познавательности

№

1.Передача формы:
· форма передана точно – 3 балла;
· есть незначительные искажения – 2 балла;
· искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
№

Фамилия Имя

В
начале
В
конце
учебного года учебного года

Баллы всего

1
2

Литература.
1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,
Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.
2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000
г.
9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в
начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург
«Аврора» 1991.
14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева»,
Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
17.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».
Москва «Росмэн» 2002.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008.
«Тестопластика»
19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо»,
Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
21.Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».