Юный-техник

Пояснительная записка
Технические достижения быстро проникают во все сферы человеческой
деятельности. Ребенка с ранних лет окружает огромное множество технических
объектов: от бытовых приборов до современных машин. Дети познают мир таким,
каким его видят. На развитие интереса к технике влияние оказывают средства
массовой информации, большой выбор познавательной детской литературы.
Поэтому большой интерес детей к технике возникает уже в раннем школьном
возрасте.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической
деятельности,

заключающейся

в

воспроизведении

объектов

окружающей

действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования
объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных
изменений.
Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей
в

области

технического

моделирования.

Это

объединение

для

детей,

интересующихся техникой и ручным делом.
Программа объединение «Юный техник» направлена на развитие интереса к
техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления,
на

освоение

учащимися

навыков

работы

с

различными

материалами,

инструментами и приспособлениями ручного труда.
Освоение

данной

программы

позволяет

учащимся

ознакомиться

с

моделированием и изготовлением моделей различного уровня.
Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма,
прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и
техническое мышление.
Новизной

данной

программы

является

использование

в

обучении

информационных и коммуникативных технологий, позволяющих расширить
кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации,

в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов
текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих
возможность проектировать объекты, выполнять схемы, создавать электронные
презентации: использование 3d-принтера, 3d-сканера, лазерного станка с
программным управлением; применение конструктора действующих станков и
робототехнических наборов VEX.
Актуальность данной программы состоит в том, что предоставляет
обучающимся возможность войти в мир искусственной,

созданной людьми

среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной
составляющей окружающей человека
действительности.
Обучение

по

программе

предполагает

широкое

использование

межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении
расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств
конструкционных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении
механических

характеристик

материалов, устройства и принципов работы

машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и
искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки
материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках
отдельных разделов.
Обоснование выбора данной программы
Основной идеей создания программы «Юный техник», послужила
реализация возможностей детей приобщить к современным технологиям
инженерного характера, развивать творчество детей – умение конструировать, не
только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи,
фантазии,

формировать

представление

о

практической

целесообразности

деятельности.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения

и

лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается,

что перед выполнением практических работ ученики должны освоить
необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения —
учебно-практическая

деятельность.

Приоритетными

методами

являются

упражнения, лабораторно- практические и практические работы.
По

завершению

изучения

программы

«Юный

техник»

учащимся

предоставляется возможность защитить собственные творческие проекты.
Реализация программы предоставляет средства для достижения целого
комплекса образовательных задач:
-

развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в

процессе решения прикладных учебных задач;
-

активное использование знаний, полученных при изучении других

учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
-

совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и

проектную деятельность;
-

формирование представлений о социальных и этических аспектах

научно-технического прогресса.
Цель

курса:

Создание

условий

для

формирования

у

учащихся

теоретических знаний и практических навыков в области начального
технического конструирования и основ программирования, развитие
научно- технического и творческого потенциала личности ребенка, формирование
ранней профориентации.
Развивающие цели:
-

развитие памяти, внимания, восприятия, мышления; эмоционально-

волевой сферы;
-

формирование

представлений

о

составляющих

техносферы,

о

современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
-

развитие:

умений

планировать

свою

деятельность;

навыков

самоконтроля, самооценки, способностей работать по наглядному образцу,
словесной инструкции, алгоритму.

Воспитательные цели:
1. мотивация к учебе (интерес к учебе, предмету);
2. умение работать в парах, в команде;
3. творческая активность, самостоятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обучить

техническим

навыкам,

приемам

работы

с

различными

инструментами и материалами;
- обучить применению в практической деятельности знаний; полученных
при изучении основ наук;
- овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами
ручного и механизированного труда с использованием распространенных
инструментов,

способами

управления

отдельными

видами

станков

и

электроинструмента.
Развивающие задачи:
- развить конструкторские способности, логическое и пространственное
мышление, эстетический вкус, практичность, аккуратность;
- развить мотивацию к познавательной деятельности в технической сфере.
Воспитательные задачи:
-

сформировать представление о культуре труда, производства;

-

воспитать трудовые, гражданские и патриотическиекачества личности;

-

привить положительные навыки поведения.

Профориентационные задачи:
-

обобщить знания в сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
развить представление о народном хозяйстве и потребности

в

трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Режим занятий. Программа рассчитана на 2 года обучения (144 часа в год).
Длительность одного занятия: дети 12-15 лет – 45 минут. Периодичность занятий
– 2раза в неделю по 2 занятия

Основные

формы

проведения

занятий.

На

занятиях

используются

различные формы организации образовательного процесса:
-

фронтальные

-

групповые

-

индивидуальные

Ожидаемые результаты учащихся:
- формирование уважительного отношения к мнению других;
-

уметь организовывать и содержать в порядке свое рабочие место с

учетом технике безопасности;
-уметь работать в паре, группе, распределять обязанности в ходе
проектирования и программирования модели;
-

владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе

совместной работы над проектом;
-

освоение способов решения проблем

творческого и поискового

характера;
-

самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их

достижения, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения
поставленных учебных задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся Учащийся должен
знать/понимать:
-

знать

этапы

проектирования

и

разработки

модели, источники

получения информации, необходимой для решения поставленной задачи;
-знать способы описания модели;
-

знать способы отладки и тестирования разработанной модели/робота;

-

знать

основные

способы

поиска,

сбора,

обработки,

анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в ходе технического
творчества и проектной деятельности;
Уметь:
-

уметь применять знания основ механики

и

алгоритмизации

в

творческой и проектной деятельности;
-

владеть навыками проектирования и программирования собственных

моделей с применением творческого подхода;
-

уметь анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и

программе и устранять их;
-владеть навыками технического моделирования;
-

уметь подготавливать творческие проекты и представлять их в том

числе с использованием современных технических средств.

Учебное - тематическое планирование.
Первый год обучения.
№

Тема (Название раздела)

Кол-во
часов

Теория

1 Вводное занятие (Знакомство.
Правила поведения. Техника
безопасности. Правила
поведения при чрезвычайных
ситуациях.)

3

2

0

1

2 Определение понятия
«техносфера» (Что такое техника.
Виды техники. Назначение
техники).
3 Знакомство с понятиями:
проектная деятельность,
моделирование, прототипирование
и макетирование.

3

2,5

0

0,5

14

7

7

1

4 Графическая подготовка.
Конструкторско-технологические
понятия.

16

5

10

1

5 Понятия о материалах и
инструментах, знакомство с
имеющимся оборудованием и
программным обеспечением.

32

12

18

2

6 Конструирование и сборка
моделей из готовых деталей,
изготовление деталей.

70

20

46

4

7 Повторение пройденного
материала

6

1

3

2

144

52,5

78

13,5

Итого

Практические
работы

Тесты

Программа первого года обучения предполагает знакомство детей с миром
техники, его прошлым, настоящим и будущим, с основными конструкторскими
понятиями, с конструкционными материалами и способами их обработки.
Основной метод проведения занятий – практическая работа, как важнейшее
средство связи теории с практикой в обучении. Ребята закрепляют и углубляют

теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения.
В процессе познавательных бесед и самостоятельных поисков информации
происходит овладение необходимыми теоретическими знаниями и пополнение
словарного запаса детей специальной терминологией. На занятиях обучающиеся
изготавливают простые наглядные учебные пособия и модели различных видов
техники (автомобили, суда, самолёты, ракеты, здания, станки).

Раздел 1.Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство с программой объединения. Знакомство с детьми. Проведение
инструктажей по охране труда на занятиях. Правила пользования материалами и
инструментами. Опрос и тестирование.
Раздел 2. Определение понятия «техносфера».
Беседы «Значение техники в жизни человека», «Виды техники.
Назначение техники. История и будущее техники». Тестирование.
Раздел

3.Знакомство

с

понятитиями:

проектная

деятельность,

моделирование и макетирование.
Лекции на соответствующую тему, просмотр видеопримеров и заполнение
тестовых рабочих листов.
Раздел

4.Графическая

подготовка.

Конструкторско-технологические

понятия. Знакомство с понятиями технический рисунок, эскиз,чертёж. Просмотр
видеоуроков. Чтение простых чертежей, самостоятельное выполнение чертежа
простой детали.
Раздел 5. Понятия о материалах и инструментах, знакомство с имеющимся
оборудованием и программным обеспечением. Знакомство

с технологией

выпиливания лобзиком из фанеры. Просмотр видео о производстве фанеры;
презентации на тему выпиливание лобзиком. Практические занятия:
1)

Перенос чертежа на заготовку различными способами.

2)

Закрепление заготовки на столе.

3)

Примеры выпиливания.

4)

Сверление отверстий на станке т.б.и приёмы работы.

5)

Чистовая обработка и подгонка деталей изделия. Напильник, рашпиль,

наждачная бумага, надфили, ленточная и орбитальной шлифмашинки.
6)

Изготовление мелких деталей на лазерно - гравированном станке.

Знакомство с принципом работы станков с ЧПУ.
7)

Склеивание и сборка изделия.

8)

Выставка изделий, сравнение подведение итогов, тесты.

Раздел 6. Конструирование и сборка моделей из готовых деталей,
изготовление деталей.
1)

Теоретические занятия. Авиамоделизм. История авиации. Виды

летательных аппаратов.
Практические занятия:

изготовление стендовых

моделей различных

самолетов; изготовление летающей модели планер.
2)

Практические

занятия:

конструирование

и

изготовление новогодних украшений.
3)

Теоретические

занятия: автомоделизм,

история

автомобиля, основные детали автомобиля.
Практические занятия; изготовление моделей различных автомобилей.
4)

Практические занятия; изготовление кормушки для птиц.

5)

Теоретические

занятия;

использование конструкторов VEX IQ:

самокат, мотоцикл, автомобиль, на свободную тему.

Раздел 7.
Повторение пройденного материала.

Индивидуальные занятия по всем

темам программы.
Второй год обучения.
№

Тема (Название раздела)

Кол-во

Теория

часов
1Вводное занятие (Знакомство.

Практические

Тесты

работы

2

2

0

1

6

3

3

1

6

4

2

1

32

14

18

2

Электротехника
и электроника
5

20

8

10

2

Основы
программирования
6

32

13

18

2

40

10

28

2

6

1

3

2

144

55

72

13

Правила поведения. Техника
безопасности. Правила
поведения при чрезвычайных
ситуациях.)
Конструкторско-технологические
2
понятия.
Проектная
деятельность:
3
моделирование, прототипирование
и макетирование.

Механическое
движение,
4
кинематика. Детали машин
(основы).

микроконтроллеров.
Работа
над проектами (проектная
7
деятельность).
Повторение
пройденного
8
материала
Итого:

Работа в объединении второго года обучения осуществляется по следующим
направлениям:
-

изготовление экспериментальных моделей, оснащение их различными

приводами и датчиками;
-

изучение способов управления действующими моделями;

-

изучение основ программирования микроконтроллеров;

Занятия проходят

в постоянной коллективной работе и совместном

обсуждении сделанного. Дети сами анализируют достижения и недостатки своих
творений. Обучающиеся второго года обучения решают конструкторские и
технологические задачи, выполняют несложные технические расчеты.

Содержание.
Раздел 1. Вводное занятие.Инструктаж по охране труда.
Раздел 2.Конструкторско-технологические понятия.Теория. Техническая
документация: чертежи, схемы, условные обозначения, масштабы, пояснительные
записки, техническое задание.
Раздел 3. Проектная деятельность: моделирование, прототипирование и
макетирование. Теория. Последовательность работы над проектом, методы
исследовательской деятельности.
Раздел 4. Механическое движение, кинематика. Детали машин(основы).
Практика. Конструирование различных устройств из конструктора VEX
IQ и изучение механического движения их узлов. Устройство и применение
редукторов.
Раздел 5. Электротехника и электроника. Основы электротехники и
электроники. Использование конструктора Амперка. Сборка электронных
устройств.
Раздел

6.

Основы

программирования

микроконтроллеров.Основы

программирования микроконтроллеров Arduiho. Изучение языков и сред
программирования.
Раздел 7. Работа над проектами (проектная деятельность).Проектирование и
программирование электронного устройства по техническому заданию.
Раздел 8. Повторение пройденного материала. Повторение, индивидуальные
занятия, опрос по всем темам программы.

Литература
1. Баранова Ю.Ю.

Моделируем

деятельность

обучающихся.М.:

Просвещение, 2013г.
2. Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научнопопулярное издание ля детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2015 г.
3. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 г.
4. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей
учащихся.- М.: 5 за знания, 2008 г.
5. Ермишин Константин Владимирович.Образовательный
робототехнический модуль. Методические рекомендации. М. : Издательств«Экзамен»,
2015 г.

6. Мацгаль Игнатий Игнатьевич. Основы робототехники. Учебно–наглядное
пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2015 г.
7. Горнов

Олег

Алесксандрович.Основы робототехникии

программирования с VEX EDR/ Учебно – наглядное пособие. М. : Издательство
«Экзамен», 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».