Сувенир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также
видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и
элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного
искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются
четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного
искусства в жизни.
Данная образовательная программа имеет художественную направленность.
Образовательная программа составлена на основе программы творческого
объединения «В стране Рукоделия» (изготовление сувениров). Автор: Т.Г.
Недосекова, зав. Отделом художественно-прикладного творчества Центра детского
(юношеского) технического творчеств г. Кыштыма.
Вязание крючком, вышивка лентами работа с бумагой – интересное и
творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее многовековую историю и
богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и
практическую пользу.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной,
предполагает

формирование

ценностных

эстетических

ориентиров,

художественной оценки и овладение основами творческой деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие
способности.
Новизна программы состоит в том, что она показывает

развивающие

функции декоротивно-приклодного искусства народов России, как целостного
этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена.
Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение
личностного роса детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом

воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и
инновационную направленность.
Целесообразность.
непосредственный

Мы

живем

технологический

там,

где

процесс

нет

возможности

изготовления

увидеть

художественной

композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности
соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках
изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед
собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей
народной куклы, вязания крючком, вышивкой, оригами, квиллинг и

показать

примеры макраме.
Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и
целесообразными в данное время. На занятиях помогаю детям освоить не только
тайны мастерства, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с
современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ
художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное
искусство.
Задачи:
Обучающие:
1.

познакомить с историей и современными направлениями развития

декоративно-прикладного творчества;
2.

научить детей владеть различными техниками работы с материалами,

инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
3.

обучать технологиям разных видов рукоделия.

Развивающие:
1.

развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:

фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
2.

развивать

воображение, внимание;

образное

и

пространственное

мышление,

память,

3.

развивать положительные эмоции и волевые качества;

4.

развивать моторику рук, глазомер.

5.

развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать

трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные:
1.

приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих

богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать
потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем
обогащении;
2.

побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами

гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
3.

способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к

объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
4.

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в

совместной творческой деятельности;
5.

воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и

любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного
творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в
нем.
Педагогические принципы:
 Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и
развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1.

ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся:

- учебная деятельность в младшем школьном: дети привыкают к новым
условиям

организации

занятий,

учатся

выполнять

требования

педагогов,

соблюдать дисциплину труда, игры используются преимущественно учебного
характера;
- учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято
раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется
взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность
детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении
коллективных работ и посещении различных мероприятий;
- профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для
этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности;
поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету
изучения.
2. потребности, интересы учащихся;
3. уровень развития первичного коллектива;
4. уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
 К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной
системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы,
статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях
условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание
наставника лично к нему.
 Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных
принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию,
самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших
принципов работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «СУВЕНИР» разработана на пять лет. Программа
предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению
изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических
сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме.
Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов
работы и ответами на вопросы учащихся.
Чередование занятий тремя – четырьмя

видами рукоделия дает

ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее
полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий
помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию.
Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает
возможность создавать высокохудожественные изделия с применением
различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят
поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это
позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Нормы и режим занятия:
Занятия проводятся 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа,
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа,
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа,
4 год обучения -2 раза в неделю по 2 часа,
5 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.

Основные формы и методы организации учебной деятельности
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей
структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить
взаимосвязанную деятельность педагога и учащегося по обеспечению усвоения
учебного содержания в соответствии с задачей, способствовать воспитанию и
развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка.
Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается
особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех
функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную
деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе,
индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход
путем создания условий для усвоения учебного материала. В целом работа
педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Основная форма

Образовательная задача, Методы
решаемая на занятиях
1
2
3
1. Познавательное занятие Передача информации.
Беседа, рассказ, доклад,
прослушивание
2. Практическое занятие Обучение. Вырабатывать упражнения
по
отработке умение
обращаться
с
определенного умения.
предметами,
инструментом,
материалами.
Научить
применять
теорию
в
практике, учить трудовой
деятельности.
3.
Самостоятельная Поиск решения проблемы Упражнения
деятельность детей
самостоятельно
4. Творческие упражнения Применение знаний в Упражнения,
взаимная
новых условиях. Обмен проверка,
временная
идеями, опытом
работа в группах
5. Игровая форма
Создание
ситуации Короткая
игра,
игразанимательности
оболочка
6. Конкурсы
Контроль
знаний, Игра
развитие
коммуникативных

отношений.
Корректировка
знаний,
умений,
развитие
ответственности,
самостоятельности
7. Выставки
Массовая информация и
наглядная
информация,
пропаганда
творчества,
оценка роста мастерства
8. Занятие – соревнования Закрепление
умений,
знаний, навыков
9. Занятие – деловая Усиление
мотивации
(ролевая) игра
учения,
формирование
познавательной
деятельности, углубление
и расширение знаний,
перенос
теоретического
учебного материала в
практическую
деятельность
10. Занятие - лекция
Формирование мотивации,
установка на активное
восприятие
11. Занятие - зачет
Подведение
итогов,
выявление осознанности
знаний,
повышение
ответственности
за
результат своего труда
12.
Интегрированное Развитие
интереса
занятие
учащихся к предмету

13. Модульное занятие

Способствует
пооперационному
усвоению
материала,
контроль знаний, умений,
навыков, их коррекция

экспозиция

Игра
Урок-путешествие, урокэкскурсия,
урокинтервью,
урокпрезентация и т.д.

Индивидуальное
или
групповое
занятие,
собеседование, экзамен
Собеседование, семинар,
конференция,
ролевая
игра,
обобщение
материала в виде таблиц,
бюллетеней, стенгазет
Самостоятельная
деятельность

Ожидаемые результаты:
Для

отслеживания

результативности

образовательной

используются следующие виды контроля:
1.

начальный контроль (сентябрь - анкета);

деятельности

2.

текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг

знаний и умений, выставка работ);
3.

промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);

4.

итоговый контроль (май – выставка работ, итоговый тест).

Для определения результативности в течение учебного года между учащимися
проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных
тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся
знания и умения по пройденным темам.
Работа с родителями:
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,
родительские собрания).
анкетирование и тестирование родителей;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,
творческие папки, выставки детских работ;
экскурсии.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию,
самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших
принципов работы.
В результате обучения дети должны получить знания:
Виды декоративно-прикладного творчества;
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
Название и назначение материалов, их элементарные свойства,
использование, применение и доступные способы обработки;
Правила организации рабочего места;

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами.
Умения:
Правильно организовать свое рабочее место;
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные
навыки на практике;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя
знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,
проявлять самостоятельность.
В результате реализации программы учащиеся первого года
обучения будут знать:
По завершении первого года обучения, дети должны получить знания:
- правила техники безопасности с инструментами и материалами;
- названия материалов и их виды, свойства и происхождение;
- основные термины и понятия принятые в бумага пластике, вязание крючком
макраме, вышивка.
- свойства и возможности бумаги как материала для художественного
творчества;
- основы в области композиции, формообразования, цветоведения;
- основные виды работ с бумагой и нитками;
- технику изготовления простых изделий, опираясь на помощь педагога;
уметь:
-пользоваться

основными приемами работы с бумагой: складывание,

сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- называть и различать материалы и их виды;
- определять свойства материала опытным путем;
- выбирать материалы для работы, учитывая их свойства и назначение
изделия;
- складывать под руководством педагога модели на основе базовых форм,
модулей, прямоугольников;
- выполнять изделия в технике бумага пластика, в соответствии с программой;
- использовать в своей работе простые схемы, чертежи...;
- дополнять изделия другими элементами;
- соблюдать порядок на своём рабочем месте.
По завершении второго года обучения дети должны получить знания:
Технику безопасности труда и личной гигиены;
Инструменты и приспособления необходимые для работы квиллингом;
Знать способы вязания и плетения
Технику и основные приемы вязания крючком;
Условные обозначения при вязании крючком;
умения:
Пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
Правильно начинать и заканчивать изделие, наращивать нить;
Владеть основными техниками вязанием крючком, оригами ;
Уметь изготовлять несложные украшения и небольшие сувениры из
бумаги;
Работать со схемой будущего изделия, разбираться в направлении
движения нитей, подбирать несложные цветовые сочетания (2-3 цвета);
Различать разные виды плетения (плотное и ажурное);
Пользоваться инструментами для вязания (крючком);

Выполнять

воздушные

петли

и

различные

виды

столбиков

(полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, пышный столбик);
Правильно начинать и заканчивать работу;
Выполнять узор по схеме и описанию.
После третьего года обучения дети должны получить знания:
-организация рабочего места. ТБ при работе с колющими, режущими
- -историю

зарождения

вышивки

лентами,

как

вида

декоративно-

прикладного творчества,
- - способы переноса рисунка на ткань
- - законы цветовой гармонии в вышивке лентами, цветовой круг,
спектральные цвета, ломаные цвета, аналогичные цвета, дополнительные цвета,
монохромные цвета, нейтральные цвета
умения:
- - владеть методами, приемами и способами работы, инструментами и
приспособлениями для вышивания лентами,
- - закреплять ленты в ткани.
- -выполнять основные виды швов, элементов вышивки лентами и
использование в композиции изделия
- - составление простой композиции для изделия,
- уметь оформлять готовую работу в паспарту, в рамку.
составлять рисунки для квиллинга;
подбирать нитки и ленты для вышивки и вязания;
соблюдать технику безопасности.
После четвертого года обучения дети должны получить знания:


Основные техники вышивки нитками и лентами – простые и

сложные, способы их комбинирования;


Разные формы работы с лентами, нитками ;



Способы сочетания лент с другими видами декоративно-

прикладного творчества;


Технику и основные приемы вышивки.

умения:


Правильно пользоваться необходимыми инструментами и

приспособлениями;


Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;



Уметь изготавливать сложные изделия вязанием крючком;



Владеть технологией работы с крючком, иглой для вышивки;



Уметь комбинировать несколько разных способов вязания,

вышивки в своей работе;


Уметь «читать» схему будущего изделия



Узнавать виды вязания в готовом изделии;



Подбирать ткань, нитки и ленты для вышивки.

После пятого года обучения дети должны получить знания:


Материал 4-го года обучения;



Основные техники вышивки нитками и лентами – простые и

сложные, способы их комбинирования;


Разные формы работы с лентами, нитками ;



Способы сочетания лент с другими видами декоративно-

прикладного творчества;


Технику и основные приемы вышивки.

умения:


Правильно пользоваться необходимыми инструментами и

приспособлениями;


Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;



Уметь изготавливать сложные изделия вязанием крючком;



Владеть технологией работы с крючком, иглой для вышивки;



Уметь комбинировать несколько разных способов вышивки

лентами в своей работе;


Уметь «читать» схему будущего изделия



Узнавать виды вязания в готовом изделии;



Подбирать ткань, нитки и ленты для вышивки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-го года обучения

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятий

Количество часов
теория
практика
2
4
42
2
4
4
32
2
14
4
20
2
4
2
4

Вводное занятие
Вязание крючком
Макраме
Модульное оригами
Квиллинг
Объемная аппликация из бумаги
Кукла скрутка
Организационно-массовая
деятельность.Экскурсии.Выстовки.
Итого:
22

122

всего
2
46
6
36
16
24
6
6
144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Организационный момент. Знакомство педагога с детьми. Ознакомительная беседа
о творческом объединении. Формирование интереса к декоративно-прикладному
искусству. Создание комфортной обстановки для занятий. Раскрытие целей и задач
обучения. Инструктаж по технике безопасности.
2. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
Дать представление о различных видах декоративно-прикладного искусства.
История возникновения вязания, его значение в современной жизни. Ознакомление
с инструментами и приспособлениями. Сведения о крючке.
Практическая работа - изготовление панно «кошка на окошке», «сердечко»,
«солнышко», «кролик».
 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Рассмотреть различные виды и свойства пряжи. Освоить способы определения
пряжи

по

качеству.

Общие

сведения

о

нитках.

Классификация

ниток.

Цветоведение. Вязание в две нити. Вязание в несколько нитей. Сведения о стирке
вязаных изделий.
 ДЕКОРАТИВНОЕ ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ.
Основные приёмы вязания крючком: воздушная петля, цепочка из воздушных
петель, столбики без накида, столбики с накидом. Техника выполнения данных
видов петель. Изготовление образцов. Запись условных обозначений. Выполнение
узоров с сочетаниями столбиков и воздушных петель. Чтение условных
обозначений. Оформление выполненных образцов в тетради.
 ВЯЗАНИЕ ПРЯМОГО ПОЛОТНА

Правила выполнения прямого полотна. Набор воздушных петель подъема.
Убавление и прибавление петель, ровное вязание без стягивания. Вязание
образцов.
 ВЯЗАНИЕ ПО КРУГУ

Замыкание цепочки из воздушных петель в круг – соединительный столбик.
Прибавление петель при вязании по кругу. Выполнение образца. Практическая
работа – прихватка. Ознакомление с понятием прихватка, с различными видами и
формами прихваток. Значение прихваток для быта хозяек. Обвязывание прихватки
Окончательная отделка готового изделия. Влажно-тепловая обработка.
 ВЯЗАНИЕ ПО СХЕМАМ

Научить читать схемы и изготавливать изделия по схемам по журналам.
Развивать стремление к новым знаниям. Словесные пошаговые указания
последовательности выполнения ряд за рядом и схематические изображения
узоров. Таблица условных изображений. Выполнение образцов узоров по схемам.
 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОМПОНОВ.

Сведения о помпонах. Цветовое сочетание. Шаблоны. Изготовление шаблонов
для помпонов из картона. Выполнение образца. Подравнивание помпона.
Декоративные части. Соединение частей. Изготовление петельки.
Практическая работа – изготовление игрушек.
 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИСТЕЙ.

Сведения о кистях. Использование кистей в интерьере дома. Оформление
кистями одежды. Размер кистей. Шаблоны. Выполнение образца. Толщина кисти.
Стягивание нитей.
Практическая работа – изготовление сувенира из кисти.
3.МАКРАМЕ. История художественной культуры русского народа и нитяной
графики. Техника макраме. Основные приемы работы в технике макраме.
Инструменты и материалы для макраме. Разновидности нитей для плетения.
Основа для навешивания нитей. Основные приемы навешивания нитей. Приемы
укорачивания концов. Крепления нитей на основу. Расчет и подготовка нитей.
История возникновения узлов. Техника плетения узлов из двух нитей. Техника
плетения плоских узлов, плетение браслета (образец), плетение браслета с
бусинами.
4.МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ Путешествие в «Бумажное царство».
Коллекция видов бумаги. Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях
оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые
в оригами. Понятие «базовые формы». Рассматривание иллюстраций, муляжей.
Грамотная разлиновка листа бумаги на прямоугольники (работа учащихся с
раздаточным материалом).
Азбука модульного оригами: знакомство с понятием «модуль», складывание
базового модуля; способы соединения модулей («прямое», «перевернутое»,
«одностороннее»); способы добавления и убавления модулей;
Практическая работа: «треугольный модуль оригами»: рамка для фотографии,
«клубничка», «совенок» и т.д.
5.КВИЛЛИНГ – Знакомство с понятием квиллинг. Знакомство с историей
возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека.
Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
Показ образцов поделок. Инструктаж по технике безопасности: изучение правил
безопасной работы с материалами и ручным инструментом.

Выполнение приемов по нарезанию цветных бумажных лент и скручиванию их в
элементы при помощи деревянной шпажки. Изготовление завитков из полосок
бумаги. Нанесение эскиза. Подбор материала. Знакомство с линейкой. Разметка на
листе бумаги. Разрезание бумаги на полоски. Знакомство с условными
обозначениями, принятыми в квиллинге. Зарисовка условных обозначений
основных элементов квиллинга.
Скручивание объемных изделий в технике квиллинг. Изготовление основных
форм: капля, глаз, тугая спираль, слабая спираль.
Практическая работа: составление узора, цветов из элементов, украшение рамочки
для фото, открыток и т. д.
6.ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ
Что такое аппликация? Знакомство с разными техниками аппликации, а также с
различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. В
технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами
разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными
материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые
композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические
композиции. Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.
Знакомство

с

понятиями:

«панно»,

«основа»,

«фон»,

«композиция».

Организация рабочего места. Работа с шаблонами. Изготовление аппликации из
бумаги, с помощью шаблонов.
Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. Совмещение
различных техник в одну аппликацию.
Практическая работа: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник и т.д. Изготовление объемной аппликации из
цепочки воздушных петель, снежинки, украшение объемной ёлочки, новогодней
открытки, открытка для папы, подснежник.
6. КУКЛА – СКРУТКА

История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий,
фотоматериалов,

методической

литературы.

Назначение

инструментов,

приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности
труда и личной гигиены.
Тряпичная народная кукла. Рассказ – информация по истории создания куклы,
о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по
рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и
оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.
Практическая работа: изготовление птицы «жаворонок» - символ весны, кукла
из ткани «Пеленашка».
7. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. Выставки.
Участие в выставках. Посещение экскурсий, рассматривать выставленные
образцы, определять технологию изготовления, оценивать качество работ. Участие
в праздничных мероприятиях. Проведение мастер-классов;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-го года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятий

Количество часов
теория
практика
2
2
4
32
2
34
2
14
2
14
4
12
4
10
2
4

Вводное занятие
Вязание крючком
Модульное оригами
Игрушки из помпонов
Квиллинг
Объемная аппликация
Кукла-скрутка
Организационно-массовая
деятельность.Экскурсии.Выставки.
Итого:
22

122

всего
4
36
36
16
16
16
14
6
144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-года обучения
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Организационный момент. Ознакомительная беседа о
творческом объединении. Формирование интереса к декоративно-прикладному

искусству. Создание комфортной обстановки для занятий. Раскрытие целей и задач
обучения. Инструктаж по технике безопасности.
2.ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и
материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил
безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком.
Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема.
Схематическое изображение узора. Вязание образцов.
Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета.
Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Вязание столбиков
без накида по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения
полустолбика. Вязание фрагментов (листьев, цветов).
Панно из вязаных фрагментов. Ажурное вязание по кругу по схеме. Техника
выполнения столбика с двумя накидами, пышного столбика. Знакомство с
правилами ухода за вязаными изделиями. Вязание по кругу с прибавлением и
убавлением петель.
3.ИГРУШКИ ИЗ ПОМПОНОВ
Беседа об истории русской народной игрушки. Знакомство с техниками
изготовления игрушки из ниток.
Изготовление нитяных помпонов, заготовок для различных игрушек, сбора
из деталей игрушек. Свойства материалов используемых для поделок. Организация
рабочего места, подготовка к работе, правила работы с иголкой, ножницами.
Технология изготовления и основные операции.
Практические работы: изготовление игрушки «Фантастический зверь».
Изготовление игрушки на свободную тему.
4.МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ
Повторение темы первого года обучения, выполнение более сложных работ.
Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: лебедь, ваза с цветами.
Выполнение практической работы. Складывание цветов на основе изученных
базовых форм, пасхальное яйцо

Базовая форма «Треугольный модуль оригами»:
Беседа по теме. Рассказ педагога о празднике. Выполнение практической
работы. Новогодние игрушки: Снежинки. Знакомство с инструкционными картами
для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для
коллективной работы, оформление панно. Выполнение практической работы.
5.КВИЛЛИНГ Инструктаж по технике безопасности: знакомство с правилами
безопасной

работы с материалами и ручным

инструментом. Изготовление

поделки по выбору детей. Основные правила работы. Графическая работа с
линейкой. Разметка на листе бумаги. Ориентировка на листе бумаги. Нарезание
полосок.
Материаловедение. Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге,
их основными
серпантин.

свойствами

и

качествами: бумага тонированная, цветная,

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:

зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш
простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: Приемы изготовления основных элементов квиллинга.
Знакомство с техникой выполнения основных элементов квиллинга, зарисовка
условных обозначений, принятых в технике квиллинг:
квадрат, крест, ромб, полукруг, луна, дуга, треугольник, лапка, стрелка, звезда,
сердце, рога, нота, конус.
Изготовление простых несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами
изготовления

цветов.

Изготовление

бахромчатых

цветов.

Упражнение

в

нарезании бахромы. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор
цветовой гаммы. Композиция из цветов. Изготовление листьев с краем в виде
бахромы (листья, вырезанные и обработанные с помощью ножниц). Не
разворачивая лист, с помощью ножниц нарезать бахрому под углом. Готовый лист
развернуть. Глубина нарезки может быть разной, в зависимости от идеи, но
желательно одинаковой в одном листике.
Изготовление птиц и насекомых в технике квиллинг.

Бабочки, божья коровка, птички и т.д
6.ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ
Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами. Что такое объем?
Оригами, простейшие элементы. Самостоятельное изготовление панно из различного
материала

с

элементами

оригами,

и

в

технике

«Объемная

аппликация».

Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. Совмещение
различных техник в одну аппликацию.
7. СЛАВЯНСКАЯ КУКЛА СКРУТКА
Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и
предназначении. Показ образцов. Рассказ – информация по истории создания
куклы. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами,
способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную
тему. Практическая работа: кукла «Памошница», «Живая» игровая кукла, кукла с
головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой.
8.Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. Выставки.
Участие в выставках. Посещение экскурсий, рассматривать выставленные образцы,
определять технологию изготовления, оценивать качество работ. Участие в
праздничных мероприятиях. Проведение мастер-классов;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-го года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема занятий
Вводное занятие
Вязание крючком
Модульное оригами
Канзаши
Вышивка лентами
Кукла скрутка
Организационно-массовая
деятельность.
Итого:

Количество часов
теория
практика
2
2
4
36
2
25
2
14
4
31
4
12
2
4

всего
4
40
27
16
35
16
6

20

144

Содержание программы

124

3-й год обучения
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Ознакомительная беседа о творческом объединении.

Формирование

к

интереса

декоративно-прикладному

искусству.

Создание

комфортной обстановки для занятий. Раскрытие целей и задач обучения.
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
2.ВЯЗАНИЕ

КРЮЧКОМ.

Изменение

фактуры

вязаного

полотна

в

зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.
Правила вязания круга, квадрата, пятигранника (многогранника).
Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.
Лицевая и изнаночная сторона цепочки из воздушной петли и изделия. Вязание
образца. Расчёт петель. Вывязывание и отделка изделий. Практическая работа:
вязание носков, подследников, прихваток, игрушек и т.д.
3.ОРИГАМИ. Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Базовые
элементы модульного оригами. Подготовка необходимого количества модулей.
Сборка. Складывание в технике оригами «кленового листика» Кусудамы –
японские шарики. Базовые формы. Кусудама «Лилия», «Супершар» и др. Выбор
работы. Подготовка

необходимого количества модулей. Сборка. Создание

объёмных фигур по схеме, по собственному замыслу (с помощью педагога,
самостоятельно). Оформление работ.
Практическая работа: осеннее панно, сердце на подставке, «пьеро», подсвечник,
рыбка, дракон, совенок, и т.д.
4.ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ Лента в вышивке. Необходимые инструменты,
приспособления и материалы (иглы, пяльцы, ленты, ткани). Как перевести рисунок
на ткань. Способы перевода рисунка на ткань. Швы, используемые в вышивке
лентами. С чего начинать и как закреплять шов. Шов «вытянутый стежок». Шов
«перекрученный вытянутый стежок», шов «вытянутый стежок с прикрепками».
Тамбурный шов. Шов «полупетельки с прикрепкой». Шов «полупетельки с
прикрепкой зигзагом» Шов «петельки с прикрепкой сверху», шов «узелки». Шов

«петельки по кругу». Шов «петелька с глазком». Шов «вытянутый стежок с
завитком».
Стебельчатый шов. Шов «наметка зигзагом». Шов «стянутая по центру
наметка». Шов «сетка». Шов «крест». Узор «роза», узор «бантик». Разработка
рисунка для изготовления панно. Подбор ткани и лент. Перевод рисунка на ткань.
Вышивание узора изученными швами. Оформление вышивки в рамочку.
Практическая работа: вышиваем из лент цветы «незабудки», розы и т.д.
5.КАНЗАШИ
История развития канзаши. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с иглой,
зажигалкой.
Приемы работы с лентой: резка ленты на квадраты и на полоски, фиксация и
закрепление ленты. Сборка и оформление: форма из картона, оформление цветка.
Складывание лепестков: остроконечные лепестки (тонкий, объемный тонкий
остроконечный лепесток),

округлые лепестки, плоские округлые лепестки.

Ознакомление с условными обозначениями. Ориентация и сборка по схеме.
Практическая работа: использование лепестков в изделиях (цветы, насекомые,
снежинки). Цветочная картина на бархатной бумаге, создаем композицию из
тканевых цветов, декоративная шляпка.
6.КУКЛА СКРУТКА
Продолжение тем 1-го, 2-го года обучения. Знакомство с новыми видами
кукол,

их

предназначением.

История

возникновения

народной

куклы.

Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе.
Правила безопасности труда и личной гигиены.
Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ
образцов,

иллюстраций.

Полезные

советы

по

рукоделию.

Знакомство

с

особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы.
Практическая работа: масленица широкая, «Маслёна домашняя», «Подорожница».
6. Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. Выставки.

Подготовка к участию в городских, районных и интернет конкурсах. Участие
в выставках. Посещение экскурсий, рассматривать выставленные образцы,
определять технологию изготовления, оценивать качество работ. Участие в
праздничных мероприятиях. Проведение мастер-классов;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-го года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятий
Вводное занятие
Вязание крючком
Модульное оригами
Канзаши
Вышивка крестом
Вышивка лентами
Кукла скрутка
Организационно-массовая
деятельность.
Итого:

Количество часов
теория
практика
2
2
4
42
2
12
2
22
4
20
4
12
2
8
2
4

всего
4
46
14
24
24
16
10
6

20

144

124

Содержание программы
4-й год обучения
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Создание комфортной обстановки для занятий.

Раскрытие целей и задач обучения. История декоративно-прикладного искусства.
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
2.ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ.
- пышный столбик, лицевой рельефный столбик с накидом, изнаночный
рельефный столбик с накидом, столбик с общей вершиной, столбики с общим
основанием (с общей точкой вкалывания), «листик», пико,
- схематическая запись узоров и текстовая запись узоров
- образцы узоров плотного вязания крючком
-прибавление и убавление петель
- образцы: квадрат, круг, треугольник
- техника выполнения пересекающихся, перекрещенных и крестообразных

столбиков;
Практическая работа: вязание образцов, игрушек, закладок, салфеток, прихваток,
цветочных панно.
3.ОРИГАМИ. Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Базовые
элементы модульного оригами. Подготовка необходимого количества модулей.
Сборка. Складывание в технике оригами «кленового листика» Кусудамы –
японские шарики. Базовые формы. Кусудама «Лилия», «Супершар» и др. Выбор
работы. Подготовка

необходимого количества модулей. Сборка. Создание

объёмных фигур по схеме, по собственному замыслу (с помощью педагога,
самостоятельно). Оформление работ.
Практическая работа: изготовление изделий на основе шара, цветочная кусудама,
осеннее панно, сердце на подставке, «Пьеро», «Мальвина», дракон, цветочные
компазиции, фрукты, подсвечники.
4.КАНЗАШИ
История развития канзаши, разнообразие украшений. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Организация рабочего места. Техника безопасности при
работе с иглой, зажигалкой.
Изготовление плоский овальный лепесток, объемный округлый лепесток,
широкий округлый лепесток. Ознакомление с условными обозначениями.
Ориентация по схеме. Сборка цветов. Украшение заколок, резинок цветами из
лепестков. Двухцветный круглый лепесток Сборка цветов с двухцветными
круглыми лепестками Лепесток розы. Листик розы. Цветы из узкой атласной
ленты. Изготовление лепестков и сборка цветка хризантемы.
Практическая работа: изготовление цветочных панно, заколок, ободков.
5. ВЫШИВКА НИТКАМИ
Из истории русской вышивки. Инструменты и приспособления для вышивания:
Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки нитками
Технология выполнения свободных швов. Закрепление нити в начале работы,
закрепление нити в конце работы. Шов “вперед иголку”, шов “строчка”, шов “за
иголку”, “Стебельчатый” шов “Тамбурный шов” и его варианты.

Технология выполнения счетных швов. Шов “роспись”, шов “козлик”,

шов

“косичка”. Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными
стежками на изнанке. Крест простой – редкий. Кресты в два ряда. Крест
двусторонний. Композиция, цветовой круг, орнамент. Составление композиции.
Орнамент, цветовой круг. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом.
Технология

выполнения

горизонтальных

рядов

вышивки.
крестиков.

Выполнение

идущих

сверху

Выполнение

идущих

снизу

вниз
вверх

горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу
вверх. Вертикальный ряд. Выполнение крестиков в 1 прием. Выполнение
горизонтального ряда крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу
вверх. Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз. Диагональное
расположение

крестов.

Обводка

вышитых

мотивов.

Закрепление

нитки.

Оформление края изделия. Стирка и глажение вышитых изделий. Оформление
вышивки в рамку. Изготовление декоративной рамки.
4.ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ Лента в вышивке. Необходимые инструменты,
приспособления и материалы (иглы, пяльцы, ленты, ткани). Как перевести рисунок
на ткань. Способы перевода рисунка на ткань. Швы, используемые в вышивке
лентами. С чего начинать и как закреплять шов. Шов «вытянутый стежок». Шов
«перекрученный вытянутый стежок», шов «вытянутый стежок с прикрепками».
Тамбурный шов. Шов «полупетельки с прикрепкой». Шов «полупетельки с
прикрепкой зигзагом» Шов «петельки с прикрепкой сверху», шов «узелки». Шов
«петельки по кругу». Шов «петелька с глазком». Шов «вытянутый стежок с
завитком».
Стебельчатый шов. Шов «наметка зигзагом». Шов «стянутая по центру
наметка». Шов «сетка». Шов «крест». Узор «роза», узор «бантик». Разработка
рисунка для изготовления панно. Подбор ткани и лент. Перевод рисунка на ткань.
Вышивание узора изученными швами. Оформление вышивки в рамочку.
Практическая работа: вышиваем из лент цветы «незабудки», розы и т.д
6.КУКЛА СКРУТКА

Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. История
возникновения народной куклы. Назначение инструментов, приспособлений и
материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной
гигиены. Рассказ – информация по истории создания куклы, жизнь куклы дома её
хранение, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию.
Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления
куклы. Практическая работа: кукла Счастье, Кубышка - травница, Неразлучники.
Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. Выставки.
Подготовка к участию в городских, районных и интернет конкурсах.
Участие в выставках. Посещение экскурсий, рассматривать выставленные
образцы, определять технологию изготовления, оценивать качество работ. Участие
в праздничных мероприятиях. Проведение мастер-классов;

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-го года обучения
Тема занятий
Количество часов
теория
практика
Вводное занятие
2
2
Вязание крючком
4
48
Канзаши
2
20
Вышивка крестом
4
18
Вышивка лентами
4
18
Кукла скрутка
4
12
Организационно-массовая
2
4
деятельность.
Итого:
22
122

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

всего
4
52
22
22
22
16
6
144

Организационный момент. Создание комфортной

обстановки для занятий. Раскрытие целей и задач обучения. История декоративноприкладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с
инструментами и материалами.
2.ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ. Знакомство с литературой. Цвет и сочетание цветов.
Повторение пройденного материала. Подбор ниток и крючков для вязания.

Повторение правил техники безопасности. Правильное положение рук. Чтение
схем и вязание по ней образца.
- схематическая запись узоров и текстовая запись узоров
- образцы узоров плотного вязания крючком
-техника выполнения арки, провязывание арки столбиками без накида и с накидом
- столбик на ножки, столбик вилка, пико вниз, тройное пико, ракушка, рогатка,
чешуйка.Практическая работа: вязание образцов из изученных петелек, салфеток,
прихваток, цветочных панно, носков, шапок.
3.КАНЗАШИ
Напомнить историю развития канзаши. История моды, отделка и ее виды, предмет
личного гардероба в смешанном стиле - канзаши, вышивание, шитье. Материал и
его подбор. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация
рабочего места. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Знакомства с новыми способами изготовления лепестков. Подбор атласных лент,
изготовление шаблонов, раскрой

деталей цветов

в технике

канзаши, сборка

цветов с острыми трехцветными лепестками. Сложный лепесток с завитком.
Технология изготовления пат (тычинок).

Технология работы с резинкой.

Выполнение разных изделий по одной технологии (крабик, заколка, резинка).
Знакомство с правилами экономного расходования ленты.
Практическая работа: изготовление композиций из цветков канзаши.
4. ВЫШИВКА НИТКАМИ
Из истории русской вышивки. Инструменты и приспособления для вышивания:
Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки нитками.
Освоение основных приёмов вышивки крестом: закрепление нити в начале и в
конце работы. Выполнение стежка «крест». Освоение правил размещения рисункасхемы на ткани-канве, закрепление на пяльце. Практическая работа: вышивание
изделия с использованием шва простым крестом.
5.ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ Необходимые инструменты, приспособления и
материалы (иглы, пяльцы, ленты, ткани). Понятие о цветовой гармонии в вышивке
лентами. Законы гармонии. Цветовой круг. Спектральные цвета.

Ломаные цвета. Аналогичные цвета. Дополнительные цвета. Монохромные
цвета. Нейтральные цвета. Выбор размера рисунка, перенос на ткань, подбор
цветовой гаммы, выбор лент и ткани для работы. Выполнение элемента бутон
простой, цветка тюльпана. Выполнение элемента « бутон полураскрытый», бутона
цветка. Выполнение элемента «бутон закрытый», «Петля воздушная». Выполнение
элемента

«Плетенка» для выполнения цветочной корзиночки. Выполнение

элемента «Роза паутинка» , «Воздушная хризантема», « Роза плиссированная»,
«Бантик». Использование в композиции изделия. Выполнение композиции
«Мешочка для трав»Практическая работа: выполнение композиции «Букет роз»,
для летней шляпы. Способы оформления готовой работы в паспарту, в рамку.
6.КУКЛА СКРУТКА
Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением.
славянских

История

кукол. Назначение инструментов, приспособлений и материалов,

используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Рассказ –
информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов,
иллюстраций. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и
оформления куклы. Практическая работа:

кукла Вепсская, берегиня дома,

Крупеничка.
7.Организационно-массовая деятельность. Экскурсии. Выставки.
Подготовка к участию в городских, районных и интернет конкурсах. Участие
в выставках. Посещение экскурсий, рассматривать выставленные образцы,
определять технологию изготовления, оценивать качество работ. Участие в
праздничных мероприятиях. Проведение мастер-классов;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра,
труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие
правила:
 виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми,
направлены на реализацию личных интересов членов группы;
 деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей,
рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и
осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе,
помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние
благотворно;
 необходимо

учитывать

основные

черты

коллективной

деятельности:

разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и
взрослых.
При

определении

содержания

деятельности

учитываются

следующие

принципы:
 воспитывающего характера труда;
 научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
 связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
 систематичности и последовательности;
 доступности и посильности;
 сознательности и активности;
 наглядности;

 прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно
выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
 обязательное

формирование

у

детей

положительной

мотивации

к

творческой деятельности;
 получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных
практических задач;
 обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической
деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в
условиях межличностного общения;
 обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
 занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В

процессе

изготовления

художественных

вещей

большое

внимание

обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство
было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции,
своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия,
которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия
серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий
декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах,
воспитывается готовность к проявлению творчества в любом

виде труда, они

преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
В процессе обучения у детей формируются три основные группы практических
умений и навыков:
1.

политехнические:

технологические.

измерительные,

вычислительные,

графические,

2.

общетрудовые:

организаторские,

конструкторские,

диагностические,

операторские.
3. специальные: обработка бумаги, вышивка нитками и лентоми, вязание
крючком;
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений
учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в
действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным
продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные
трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель
упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как
правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия
имеющимися представлениями о действии.
На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на
основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда.
Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник
ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов
переходил к трудовым операциям.
Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и
постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и
навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок
осваивает

следующие

организовывает

умения

рабочее

место,

и

навыки:
проводит

самоконтроль.
Формы организации учебной деятельности:
 индивидуальная;

планирует

трудовой

технологические

процесс,

операции

и

 индивидуально-групповая;
 групповая (или в парах);
 фронтальная;
 экскурсия;
 конкурс;
 выставка.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 частично поисковый или эвристический;
 исследовательский.
Педагогические приемы:
 Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
 Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование):
 Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка и т.д. );
 Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в
увлекательном процессе образования;
 Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для
себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое
занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор

пройденного

материала,

объяснение

нового,

информация

познавательного

характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах,
старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом
наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы,
сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на
занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии
используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков,
проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация
трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную
возможность детям закрепить их в практической деятельности. В процессе работы
с

различными

инструментами

и

приспособлениями

педагоги

постоянно

напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил
гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготовлена самим педагогом :
-

индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого

учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.
- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты,
информационные бюллетени;
- альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами.
Собрана обширная библиотека по прикладному творчеству, а также
методике преподавания прикладных видов творчества.
Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал
для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей
ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон;
пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; нитки
катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные
ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; ленты разных размеров и т.д.

Кабинеты для занятий оборудованы необходимыми и приспособлениями
(учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения
материалов и пр.)
Основные

составляющие

занятий.

Воспитательный

момент

(правила

хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя на занятия,
здороваются с педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще употреблять
«волшебные» слова – «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагог
побуждает воспитанника быть внимательным, добрым и вежливым в общении друг
с другом. Хорошей традицией в подготовительных группах стало поздравление
кружковцев с днем рождения.
Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию.
Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети
привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы
и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет
имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия
располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагоги
приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся
отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из
дополнительных запасов.
Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный
опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами,
тесты. В некоторых группах имеет место практика повторения темы через
разгадывание кроссворда.
Организация и проведение учебного занятия
Включает следующие структурные элементы:
 Инструктаж:
1.

вводный – проводится перед началом практической работы;

2.

текущий – проводится во время практической работы;

3.

заключительный;

 практическая работа (80% урочного времени);
 физкультминутки у младших школьников, динамические паузы у детей
среднего и старшего школьного возраста;
 подведение

итогов,

анализ

и

оценка

работ.

Подведение

итогов

предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку
поделки каждого ребенка;
 приведение в порядок рабочего места.

СПИСОК ЛЕТЕРАТУРЫ
1.Афонькина, С. Ю. Цветы и вазы оригами. [Текст] / С. Ю. Афонькина., Е. Ю.
Афонькина.-Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2002.- 231с.
2. Афонькина, С. Ю. Драконы и динозавры: Оригами для знатоков. [Текст] / С.
Ю. Афонькина., Е. Ю. Афонькина.-Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2001.192с.
3.Бельтюкова, Н.Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин. [Текст] / Н.
Бельтюкова., С. Петрова., В. Кард. - М.: Изд-во «Эксмо-пресс»; Спб.: Валерии
СПД, 2001.-224с.
4.Выгонов, В.В. Трехмерное оригами. [Текст] / В.В. Выгонов.- М.:
Издательство Дом. МСП, 2007.-128 с
5.Трудовое

воспитание

младших

школьников

во

внеклассной

работе.

«Просвещение», Москва, 2005
6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков
7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва
8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
9.

Необычные

Игрушки

и

сувениры.

Самоделки

из

природных

материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005
10.Кузьмина М., «Азбука макраме», М., «Легпромиздат», 1993г
11.Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997
12.Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. - Минск: "Хэлтон", 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».