Музыкальный фольклор ФГТ

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Пояснительная записка.
II. Планируемые результаты освоения образовательной программы в области
музыкального искусства.
III. Учебный план.
IV. Примерный календарный учебный график.
V. Перечень программ учебных предметов.
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной программы обучающимися.
VII. Программа творческой, методической, культурно-просветительской
деятельности.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (далее Программа) разработана на
основе Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к минимуму содержания,
структуре

и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный
фольклор», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от
12 марта 2012г. № 166 "Об утверждении федеральных государственных требований к
минимуму

содержания,

структуре

и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе".
Образовательная программа «Музыкальный фольклор» определяет содержание и
организацию образовательного процесса в образовательном учреждении и направлена на
творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы
для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по
изучению и постижению музыкального искусства.
Программа разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Программа направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области музыкального
исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Цель: выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их
художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний,
умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и
осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области
искусств.
Задачи:
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание
основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы
по изучению и постижению музыкального искусства;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, формирование у
них эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению
навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению
давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями

и

обучающимися

в

образовательном

процессе,

уважительного

отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин

успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных
способов достижения результата;
Поставленные
педагогическими
«Нижнесергинский
директором

цели

и

работниками
ЦДОД»,

Программой

задачи

решаются

отделения

принятой

«Детская

посредством
школа

искусств»

Педагогическим советом и

методической,

творческой,

разработанной
МКУДО

утвержденной

культурно-просветительской

деятельности.
Условия реализации программы
Образовательная программа «Музыкальный фольклор» реализуется в сроки
обучения, установленные федеральными государственными требованиями, в соответствии
с учебными планами, утвержденными педагогическим советом и приказом директора
ЦДОД.
При реализации Программы коллектив ЦДОД ведет творческую, культурнопросветительскую деятельность, направленные на развитие творческих способностей
обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений
отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным и культурным
ценностям. Педагогические работники отделения «Детская школа искусств» ведут
методическую работу, направленную на совершенствование образовательного процесса (в
том числе – образовательной программы, форм и методов обучения) с учетом развития
творческой индивидуальности обучающихся. С этой целью в Школе создан Методический
совет.
Реализация

программы

«Музыкальный

фольклор»

обеспечивается

педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного
предмета. Доля преподавателей и концертмейстеров, имеющих высшее профессиональное
образование, составляет не менее 66 процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 3233 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных ОП.
С целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов,
ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации

программы

«Музыкальный

фольклор»,

использования

передовых

педагогических технологий Школа взаимодействует с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального
искусства, в том числе и профессиональные.
Реализация Программы обеспечивается учебно-методической документацией по
всем учебным предметам, доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и
фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных
предметов учебного плана.
Права и обязанности обучающихся определяются законодательством Российской
Федерации и Уставом ЦДОД. Права и обязанности родителей (законных представителей)
обучающихся определяются Уставом ЦДОД.
Финансовые

условия

реализации

программы

«Музыкальный

фольклор»

обеспечивают исполнение ФГТ.
При реализации программы «Музыкальный фольклор» необходимо планировать
работу

концертмейстеров

с

учетом

сложившихся

традиций

и

методической

целесообразности:


по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному

учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;


по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и консультациям по

«Фольклорному ансамблю» не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;


в случае реализации в вариативной части учебных предметов «Фольклорная

хореография» и «Сольное пение» планируются концертмейстерские часы в объеме до 100
процентов аудиторного учебного времени.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. ЦДОД соблюдает своевременные сроки текущего и
капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Музыкальный фольклор» минимально необходимый
перечень

учебных

аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-

технического обеспечения включает в себя:


концертный зал с концертным фортепиано, пультами и звукотехническим

оборудованием,


библиотеку,



помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,

видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),



учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных

занятий,


учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со

специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино).
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны имеют площадь не менее
6 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание

музыки»,

отечественная)»
мебелью

«Сольфеджио»,

«Музыкальная

литература

(зарубежная,

оснащены фортепиано , звукотехническим оборудованием, учебной

(досками,

столами,

стульями,

стеллажами,

шкафами)

и

оформляются

наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ЦДОД созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых
коллективов в сценических костюмах.
Программа «Музыкальный фольклор» реализуется в следующие сроки:
- 8 лет (для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет);
Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, увеличивается на 1 год. Школа в праве реализовывать
Программу в сокращённые сроки, а также по индивидуальным учебным планам. Порядок
реализации программы в сокращённые сроки по индивидуальным учебным планам
устанавливается локальными актами Школы.
Прием обучающихся
При приеме на обучение по программе «Музыкальный фольклор» проводится
отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в
форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и
координационные способности ребенка (музыкальность, артистизм), а также его
физические данные.
Прием и отбор детей на обучение по образовательной программе «Музыкальный
фольклор» осуществляется в соответствии с локальным актом ЦДОД.

Прием учащихся в классы со второго по седьмой включительно осуществляется
при условии предоставления ими достаточного уровня знаний, умений и навыков,
выявляемых при отборе.
В выпускные классы (восьмой, девятый по сроку обучения с дополнительным
годом) поступление обучающихся не предусмотрено.
Организация образовательного процесса
При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2039 час, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Фольклорный ансамбль – 1184 часа,
УП.02. Музыкальный инструмент – 329 часов;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 263 часа, УП.02.Народное
музыкальное творчество - 131 час, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 132 часа.
При реализации программы «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом
обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет
2352,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Фольклорный ансамбль – 1349 часов,
УП.02. Музыкальный инструмент – 395 часа;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио – 312,5 часа, УП.02.Народное
музыкальное творчество - 131 час, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) - 165 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и
обучающихся,

определяемой

содержанием

обязательной

углубления подготовки
части

ОП,

получения

обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы
вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных

занятий

необходимо

учитывать

исторические, национальные и

региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических
работников.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26
часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного
учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и
экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских
мероприятиях ОУ).
Организация образовательного процесса ведется в соответствии с учебными
планами и календарным учебным графиком в зависимости от сроков обучения.
Учебные планы утверждаются Школой, отражают структуру Программ в части
наименования предметных областей, разделов, учебных предметов, определяет перечень,
последовательность изучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации,
объем часов по каждому предмету.
Календарные

учебные

графики

утверждаются

Школой,

определяют

продолжительность учебного года, учебных занятий с распределением по четвертям,
каникул, резерва учебного времени, времени, предусмотренного на проведение
промежуточной и итоговой аттестаций.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом
классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации
программы

«Музыкальный

фольклор»

с

дополнительным

годом

обучения

продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом
классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33
недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.

Формы занятий
При реализации Программы обучение по учебным предметам и проведение
консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, групповых занятий
численностью от 11 человек, мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
По учебному предмету «Ансамбль» занятия проводятся в группах от 2-х человек.
Основной формой занятий является урок продолжительностью 40 минут.
Внеаудиторная работа
Внеаудиторная работа включает в себя выполнение домашнего задания, участие в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях.
На выполнение домашнего задания обучающимися отводится время в соответствии
с

учебными

планами.

Внеаудиторная

(самостоятельная)

работа

обучающихся

сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на
ее выполнение по каждому учебному предмету. Выполнение обучающимся домашнего
задания

контролируется

преподавателем

и

обеспечивается

учебниками,

учебно-

методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций,
аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
Педагогическими работниками
посещения

совместно с родителями организовываются

концертно-просветительских

мероприятий,

а

также

посещение

филармонических концертов, театров и музеев.
Внеаудиторное время отводится и на участие обучающихся в творческих
конкурсах, проектах и культурно-просветительских мероприятиях ЦДОД.
Консультации
Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается консультациями
для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению Школы.
Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме:
- 142 часа при реализации Программы со сроком обучения 8 лет;
- 166 часов при реализации Программы с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году.
В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания

промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной
работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации Программы
С целью обеспечения высокого качества образования Школа создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
-

организации

творческой

деятельности

обучающихся

путем

проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов,
творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
образовательными

учреждениями

профессионального

образования,

среднего

профессионального

реализующими

основные

и

высшего

профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства через реализацию
совместных образовательных и социокультурных проектов;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
-

эффективной

самостоятельной

работы

обучающихся

при

поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Музыкальный фольклор» с учетом
индивидуального развития детей, а также особенностей муниципальной системы
художественного образования детей;
- создания условий для эффективного ведения образовательного процесса.
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль
успеваемости,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию

обучающихся,

которые

осуществляются в соответствии с разработанными Школой локальными актами.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Планируемые результаты обучения по программе «Музыкальный фольклор»
нацелены на целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Выпускник, прошедший обучение и освоивший программу «Музыкальный
фольклор», должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Результатом

освоения

программы

«Музыкальный

фольклор»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства:
а) вокального ансамблевого:
- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах фольклорных коллективов;
- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других
этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
-

первичных

навыков

в

области

теоретического

анализа

исполняемых

музыкальных

жанров

и

произведений;
- навыков публичных выступлений;
б) инструментального:
-

знания

характерных

особенностей

основных

стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на музыкальном
инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении на музыкальном
инструменте музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных
произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

-

первичных

навыков

в

области

теоретического

анализа

исполняемых

произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
– первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области
музыкального искусства;
- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на
специфические черты композиторских школ;
- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном
ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на
инструменте;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;
Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» с дополнительным
годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) вокального ансамблевого:
- знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров
народной музыки;
- знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства,
особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских
возможностей фольклорного коллектива;
б) инструментального:
- знаний основного репертуара музыкального инструмента;
- знаний различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном
уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов
фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Музыкальный фольклор» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
Фольклорный ансамбль:


знание начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей

оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей
вокального коллектива;


знание профессиональной терминологии;



навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том

числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;


умения самостоятельно разучивать вокальные партии;



умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и

других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;


сформированные практические навыки исполнения народно-песенного

репертуара;


формирование навыков владения различными манерами пения;



навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле);



навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении

вокальных произведений различных жанров.
Музыкальный инструмент:


воспитание

у обучающегося интереса к

восприятию

музыкального

искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;


сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;



знание инструментального репертуара, включающего произведения разных

стилей и жанров – в соответствии с программными требованиями;


знание

художественно-исполнительских

возможностей

музыкального

инструмента;


знание профессиональной терминологии;



наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных

произведений разных жанров и форм;


навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

исполнения музыкального произведения;


навыки

выразительности,

по

использованию

выполнению

анализа

музыкально-исполнительских
исполняемых

произведений,

средств
владению

различными видами техники исполнительства;


навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные

художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения;


наличие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха.
Народное музыкальное творчество:


знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов

и народных праздников;


знание особенностей исполнения народных песен;



знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;



умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его

записи;


умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

Сольфеджио:


сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий

наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей,
способствующих творческой деятельности. В том числе:


первичные

теоретические

музыкальной терминологии;

знания,

в

том

числе

профессиональной



умение

сольфеджировать

одноголосные,

двухголосные

музыкальные

примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков
слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;


умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;



умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические

построения;


вокально-интонационные навыки;



навыки

владения

элементами

музыкального

языка

(исполнение

на

инструменте, запись по слуху и т.п.).
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):


первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе

культуры, духовно-нравственном развитии человека;


знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов

согласно программным требованиям;


знание основных музыкальных произведений зарубежных и отечественных

композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи
барокко до современности;


умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал

пройденных музыкальных произведений;


навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения

– формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических,
ладовых особенностей;


знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков

музыки;


знание основных музыкальных терминов;



сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,

пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;


умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве

композиторов;


умение определять на слух фрагменты того или иного изученного

музыкального произведения;


навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое

отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (см. приложение)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»
Утверждаю
Директор МКУДО Нижнесергинский ЦДОД
В.Ю.Малюков
(подпись)
"____" _______________ 20
г.
МП

Срок обучения – 8 лет

ПО.01.

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство

43861)

1645,5

10

32

1513,5

2181

2533

1020

1513

ПО.01.УП.01.

Фольклорный ансамбль3)

1546

362

ПО.01.УП.02.

Музыкальный инструмент4)

987

658

1184

12

13

14

15

16

17

Количество недель аудиторных занятий

2740,5

3694,5

11

8-й класс

9

7-й класс

8

6-й класс

7

5-й класс

6

4-й класс

5

3-й класс

Экзамены

4

2-й класс

Зачеты,
контрольные
уроки

3

1-й класс

Индивидуаль
ные занятия

Структура и объем ОП

Мелкогруппо
вые занятия

2

Распределение по годам обучения

(по учебным
2)
полугодиям)

Групповые
занятия

1

Промежуто
чная
аттестация

Трудоемкость
в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов, учебных
предметов

Самост.
работа

Аудиторные
занятия
(в часах)

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максим
альная
учебная
нагрузка

33

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах
2,4…12,15
2,4…329
12,15

14



4

4

4

5

5

5

5

14

1

1

1





1

2

2

ПО.02.
ПО.02.УП.01.

Теория и история музыки

1019,5

493,5

Сольфеджио

493,5

230,5

263

2,4…10,14

262

131

131

2…-8

264

132

132

10…16

Народное музыкальное
творчество
Музыкальная литература
ПО.02.УП.03. (зарубежная,
отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
ПО.02.УП.02.

3552,5

1513,5

526





1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



8

8

9

9

2039

11,5

11,5





14

15

16

16













1

1

1

1,5

1,5

1,5

559,5

Фольклорная хореография

312,5

-

312
,5

2,4…15

В.02.УП.02

Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)

82,5

33

49,
5

15

В.03.УП.03

Сольное пение

165

99

В.04.УП.04

Сольфеджио

131,5

-

66
131
,5

12,14,
16
2,4…10,14

3

1

1

1

12

0,5





0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2598,5

8,5

8,5

8,5

9,5

9,5

10,5

11,5

12,5

2598,5

13

13

13,
5

15,5

15,5

18,5

19,5

20,5

40
-

1



132

148

1

7

691,5

1645,5

1

7

28

4244

1

2039

В.01.УП.01

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации8)

12

148

3
Годовая нагрузка в часах

Фольклорный ансамбль
Музыкальный инструмент
Сольфеджио
Народное творчество
Музыкальная
литература
К.03.05.
(зарубежная,
отечественная)
А.04.00.
Аттестация
Промежуточная
ПА.04.01.
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Фольклорный ансамбль
ИА.04.02.02. Сольфеджио
ИА.04.02.03. Музыкальный инструмент
Резерв учебного времени8)
К.03.01.
К.03.02.
К.03.03
К.03.04.

94
22
16
8

10
2
2

12
2
2
2

12
2
2
2

12
2
2
2

8

12
2
2

12
4



12
4
2

12
4
4

2



2

2

1

1

1

-

Годовой объем в неделях
7
2
1
0,5
0,5
8

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. Учебный предмет «Фольклорный ансамбль» может проводиться следующим образом: ансамбль из обучающихся первых классов; ансамбль из
обучающихся 2–5-х классов; ансамбль из обучающихся 6–8-х классов, смешанный по возрасту ансамбль. В зависимости от количества
обучающихся возможно перераспределение ансамблевых групп.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального
общего и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся
планируется следующим образом: «Фольклорный ансамбль» – 1-5 классы – по 1 часу в неделю, 6-8 классы – по 2 часа в неделю;
«Музыкальный инструмент» – с первого по четвертый классы по 2 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 3 часа в неделю; «Народное
творчество» – 1 час в неделю; «Сольфеджио» – 0,5 часа в неделю в первом и во втором классах, с третьего по восьмой – 1 час в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю. По учебному предмету вариативной части «Сольное пение» - 1 час в
неделю.
4. В случае если по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, их
можно приравнивать к зачетам или контрольным урокам. По учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и консультациям по указанному

учебному предмету предусматриваются аудиторные часы для концертмейстера не менее 80% от объема аудиторного времени по данному
учебному предмету.В случае реализации в вариативной части учебных предметов «Фольклорная хореография» и «Сольное пение»
планируются концертмейстерские часы в объеме до 100% аудиторного времени.
5. В качестве музыкального инструмента предлагается музыкальный инструмент фортепиано, баян, аккордеон.
6. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов в неделю.
7. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестации, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Утверждаю
Директор МКУДО Нижнесергинский ЦДОД
В.Ю.Малюков
(подпись)
"____" _______________ 20
г.

Структура и объем ОП

6

7

700,5

297

403,5

8

9

2-е полугодие

5

Распределение по
учебным полугодиям
1-е полугодие

4

Экзамены

3

Аудиторные занятия
(в часах)

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям) 2)
Зачеты,
контрольные
уроки

Индивидуаль
ные занятия

2

Мелкогруппо
вые занятия

1

Самост.
работа

Групповые
занятия

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкост
ь в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальна
я учебная
нагрузка
Трудоемкост
ь в часах

МП

10

11

Количество недель
аудиторных занятий

17

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
ПО.01.УП.01. Фольклорный ансамбль
ПО.01.УП.02. Музыкальный инструмент
ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02.
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям
В.00.
Вариативная часть
В.01.УП.01 Фольклорная хореография
В.02.УП.02 Сольное пение
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
ПО.01.

К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.

Консультации
Фольклорный ансамбль
Сольфеджио

601,5

264

337,5

396

165

231

231
165
181,5
115,5

66
99
99
66

66

33

577,5

99
33
66

676,5

264

33

Недельная нагрузка в
часах

165

17
17

5


5
2

82,5
49,5

17

1,5

1,5

33

18

1

1



9,5



17,5

66

313,5
4



18
18


1
1

1
1

379,5

11,5

11,5

379,5

20,5

20,5

66
33

33

297

33

6
24

-

18

24
12
4

Годовая нагрузка в
часах
12
4

Музыкальный
инструмент
Музыкальная
литература
К.03.04.
(зарубежная,
отечественная)
А.04.00.
Аттестация
ИА.04.01.
Итоговая аттестация
ИА.04.01.01. Фольклорный ансамбль
ИА.04.01.02. Сольфеджио
ИА.04.01.03. Музыкальный инструмент
Резерв учебного времени4)
К.03.03

4

4

4

4

Годовой объем в неделях
2
1
0,5
0,5
1

2

1

Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется
следующим образом:
«Фольклорный ансамбль» – 2 часа в неделю; «Музыкальный инструмент» – 3 часа в неделю; «Сольфеджио» – 2 часа в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.
3.
По учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и консультациям по указанному учебному предмету предусматриваются аудиторные
часы для концертмейстера не менее 80% от объема аудиторного времени по данному учебному предмету. Для реализации в вариативной части
учебных предметов «Фольклорная хореография» и «Сольное пение» планируются концертмейстерские часы в объеме до 100% аудиторного
времени.
4.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов в неделю.
5.
Консультации в 9 классе проводятся в счет резерва учебного времени для подготовки к итоговой аттестации

IV. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(см. приложение)

График образовательного процесса
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДОД «Нижнесергинский
ЦДОД»
Малюков В.Ю.
(подпись)
«____» _______________ 20 года
МП

Срок обучения – 8 лет

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор»
2. Сводные данные по
бюджету времени в неделях

1. График учебного процесса

1

=

=

=

2

=

=

3

=

4

Всего

Каникулы

Итоговая аттестация

Резерв учебного
времени

Аудиторные занятия
Промежуточная
аттестация

24 – 31

17 – 23

3–9

20 – 26

10 – 16

Август

27.07 – 2.08

6 – 12

13 – 19

22 – 28

29.06 – 5.07

8 – 14

1–7

Июль

15 – 21

Июнь

25 – 31

18 – 24

4 – 10

11 – 17

20 – 26

Май

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

Апрель

16 – 22

2 –8

16 – 22

9 – 15

Март

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

12 – 18

22 – 28

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

Декабрь

8 – 14

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

22 – 28

Октябрь

29.09 – 5.10

15 – 21

1–7

8 – 14

Классы

Сентябрь

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

32

1

1

-

18

52

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

5

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

6

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

7

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

=

8

=

=

=

=

р

III

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

33

-

263

7

III

Промежуточная Итоговая
аттестация
аттестация

р

8

2

4

40

2

124

404

Каникулы

III

э

1

=

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Отделение «Детская школа искусств»
График образовательного процесса
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДОД «НИжнесергинский ЦДОД»
Малюков В.Ю.
(подпись)
«____» _______________ 20
года
МП

Срок обучения – 9 лет
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства
«Музыкальный фолклор»
2. Сводные данные по
бюджету времени в неделях

1. График учебного процесса

1

=

=

=

2

=

=

=

Всего

Каникулы

Резерв учебного
времени
итоговая аттестация

Промежуточная
аттестация

Аудиторные занятия

24 – 31

17 – 23

3–9

20 – 26

10 – 16

Август

27.07 – 2.08

6 – 12

13 – 19

22 – 28

29.06 – 5.07

8 – 14

1–7

Июль

15 – 21

Июнь

25 – 31

18 – 24

4 – 10

11 – 17

20 – 26

Май

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

Апрель

16 – 22

2 –8

16 – 22

=

9 – 15

Март

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

12 – 18

22 – 28

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

Декабрь

8 – 14

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

Ноябрь

27.10 – 2.11

13 – 19
20 – 26

6 – 12

29.09 – 5.10

Октябрь

22 – 28

15 – 21

1–7

8 – 14

Классы

Сентябрь

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

32

1

1

-

18

52

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

3

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

4

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

5

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

6

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

7

=

=

=

=

р э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

8

=

=

=

=

р э = = = = =

= = = = = = = =

33

1

1

-

17

52

9

=

=

=

=

р ш

33

-

1

2

4

40

296

8

9

2

141

456

III

ИТОГО

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени
р

Промежуточная
аттестация
э

Итоговая
аттестация
III

Каникулы
=

V. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Предметная область «Музыкальное исполнительство»
ПО.01.УП.01.
Фольклорный ансамбль
ПО.01.УП.02.
Музыкальный инструмент
Предметная область «Теория и история музыки»
ПО.02.УП.01.
Сольфеджио
ПО.02.УП.02.
Народное музыкальное творчество
ПО.02.УП.03.
Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В.01.УП.01.
Фольклорная хореография
В.02.УП.02
Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)
В.03. УП.03.
Сольное пение
В.04.УП.04
Сольфеджио
VI. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Оценка качества освоения учебных предметов включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию в конце каждого полугодия учебного года,
итоговую аттестацию в конце обучения.
Текущий

контроль,

промежуточная

и

итоговая

аттестации

обучающихся

проводятся на основе материалов фондов оценочных средств, включающих типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разработаны с
учетом ФГТ и соответствуют целям и задачам программы «Музыкальный фольклор», её
учебному плану и призваны обеспечить оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты,
прослушивания, контрольные уроки.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. По итогам текущего контроля по всем
учебным предметам выставляется оценка за каждую четверть учебного года.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
переводных экзаменов. Периодичность и формы промежуточной аттестации по каждому

учебному предмету устанавливаются учебным планом настоящей образовательной
программы (раздел III).
Контрольные уроки, зачеты и переводные экзамены осуществляются в виде
письменных

работ,

устных

опросов,

прослушиваний,

академических

концертов,

исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной
аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
Школы.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по предметам:
1) Фольклорный ансамбль;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальный инструмент.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Временной интервал между выпускными экзаменами составляет не менее трех
календарных дней.
На основании ФГТ Школой разрабатываются: содержание промежуточной
аттестации и условия ее проведения; критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего

контроля

успеваемости

обучающихся.

Для

аттестации

обучающихся

разрабатываются преподавателями и утверждаются Методическим советом Школы фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Требования к содержанию текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации, условия их проведения разрабатываются и реализуются на основании ФГТ,
отражены в Положениях Школы.
По итогам текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выставляется
оценка по пятибалльной шкале. Согласно ФГТ, данная система оценки качества
исполнения является основной. В связи со сложившимися традициями Школы, с учетом
целесообразности оценка качества знаний, умений и навыков обучающихся может быть
дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно оценить результат
обучения.

Критерии оценок (общие):
5

(«отлично»)

технически

качественное

и

художественно

осмысленное

исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами
(как в техническом плане, так и в художественном смысле).
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно:

недоученные

движения,

слабая

техническая

подготовка,

малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.
В случае проведения зачета (без отметки) отражается достаточный уровень
подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
При выведении итоговой оценки учитываются: оценка годовой работы ученика;
оценка на контрольном уроке.
Более конкретные критерии оценок содержатся в программах учебных предметов.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти, полугодий учебного года, а также
по результатам промежуточной и итоговой аттестации.

VII. ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
Программа методической, творческой, культурно-просветительской деятельности
МКУ ДО Нижнесергинский ЦДОД отделение «Детская школа искусств» является
составной

частью

образовательной

программы

Школы,

нормативно-правовым

документом, регулирующим эти виды деятельности педагогического и ученического
коллективов.
Программа включает в себя Пояснительную записку и План. В пояснительной
записке, составленной на срок реализации образовательной программы, отражены цели,
задачи, формы деятельности, критерии и ожидаемые результаты. Данная программа
регламентируется ежегодным Планом работы отделения ДШИ по данным видам
деятельности. План может корректироваться и дополняться в течение учебного года.
Программа методической, творческой, культурно-просветительской деятельности
направлена на:



обеспечение

высокого

качества

художественного

образования,

его

доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества;


создание развивающей образовательной среды;



организацию мероприятий по видам деятельности на различных уровнях;



активное участие преподавателей и учащихся в мероприятиях по видам

деятельности;


организацию

деятельности

совместно

методической,
с

творческой,

учреждениями

культуры

культурно-просветительской
и

искусства

и

другими

образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего
профессионального

образования,

реализующими

основные

профессиональные

образовательные программы в области соответствующего вида искусства.
Цель Программы: Обеспечение качества художественного образования через
системный и комплексный подход в организации методической, творческой, культурнопросветительской деятельности Школы
Задачи Программы
Общие:


обеспечение

высокого

качества

художественного

образования,

его

доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества;


планирование, структурирование и оптимизация всех видов деятельности

Школы;


сбалансированность работы преподавателей по видам деятельности;



обновление

содержания

и

повышение

качества

художественного

образования;


создание развивающей образовательной среды;



обобщение

и

распространение

передового

опыта

педагогического

сообщества на различных уровнях;


привлечение внимания профессионального сообщества и социума к

деятельности Школы;


воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих

уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;



расширение форм социального партнерства; активизация взаимодействия

муниципальных образовательных учреждений культуры и профессиональных учебных
заведений.


информационное сопровождение деятельности Школы.

По методической деятельности:


развитие методологической культуры, профессионального мастерства и

преподавателей и концертмейстеров;


обновление,

разработка

и

оформление

программного

и

учебно-

методического обеспечения образовательной деятельности;


распространение опыта по внедрению и продвижению инновационных

технологий в образовательный процесс;
По творческой деятельности:


воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;


формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок, потребности общения с духовными ценностями; умения самостоятельно
воспринимать и оценивать культурные ценности;


выработка

у

обучающихся

личностных

качеств,

способствующих

приобретению навыков творческой деятельности;


формирование умений у обучающихся давать объективную оценку своему



приобретение навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися

труду;
в процессе творческой деятельности;


формирование навыков по определению наиболее эффективных способов

достижения результата.
По культурно-просветительской деятельности:


вовлеченность преподавателей и обучающихся в проектную деятельность;



организация деятельности обучающихся путем проведения культурно-

просветительских мероприятий Школы;


формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок, потребности общения с духовными ценностями;


другими

организация

культурно-просветительской

образовательными

учреждениями

района

деятельности
и

совместно

учреждениями

с

культуры

Свердловской области.
Формы деятельности:
По методической деятельности:


мероприятия проектов;



конкурсы методических работ;



научно-практические конференции;



семинары, семинары-практикумы;



мастер-классы;



открытые уроки;



комплексные методические мероприятия;



творческие мастерские.

По творческой деятельности:


конкурсы;



фестивали;



проекты;



форумы и т.д.

По культурно-просветительской деятельности:


концерты;



лекции;



беседы;



проекты.

Показатели:
По методической деятельности:


увеличение доли педагогических работников, участников в методических

мероприятиях разного уровня;


увеличение

доли

преподавателей

и

концертмейстеров,

участников

конкурсов методических работ;


увеличение доли педагогических работников, участников, вовлеченных в

проектную деятельность;


увеличение

количества

мероприятия, проводимые Школой


расширение числа партнеров;

слушателей,

посещающих

методические

По творческой деятельности:


увеличение количества обучающихся, принявших участие в творческих

мероприятиях;


увеличение количества обучающихся, занявших призовые места в конкурсах

и фестивалях разного уровня;


увеличение количества обучающихся, принимающих участие в проектной

деятельности Школы;


увеличение

количества

внутришкольных

творческих

мероприятий,

направленных на мотивацию обучающихся и их родителей (законных представителей) к
этому виду деятельности.
По культурно-просветительской деятельности:


увеличение количества преподавателей и обучающихся, вовлеченных в

культурно-просветительскую деятельность;


увеличение числа посещений театрально-концертных мероприятий;



увеличение числа партнеров;



увеличение численности зрительской аудитории.

Ожидаемые результаты от реализации Программы:


повышение качества художественного образования детей;



сформированный системный и комплексный подход к планированию,

структурированию и оптимизации всех видов деятельности Школы;


активизация всех субъектов образовательного процесса через участие в

деятельности Школы;


повышение качественного уровня проведения мероприятий по видам

деятельности;


создание эффективной системы взаимодействия и сотрудничества с

образовательными учреждениями дополнительного образования детей, образовательными
учреждениями среднего и высшего профессионального образования, учреждениями
культуры Свердловской области;


создание развивающей среды для развития и реализации культурного и

духовного потенциала субъектов образовательного процесса Школы;


овладение обучающимися навыками индивидуальной и коллективной

творческой деятельности;


наличие сформированных умений сочетать различные виды деятельности и

применять их во внеклассных мероприятиях;



устойчивый интерес педагогического сообщества и обучающихся к

различным видам деятельности.


расширение возможностей и качества услуг по информированию о

деятельности Школы.
В период перехода Школы на реализацию дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный
фольклор» во всех мероприятиях данной Программы принимают участие как
обучающиеся

по

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным

программам в области искусств, так и обучающиеся по программам дополнительного
образования детей художественно-эстетической направленности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».