Пояснительная записка. «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. И. Сухомлинский. Дополнительная образовательная программа объединения «ИЗО» относится к программам художественной направленности. Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное перечисленное искусство, является и в частности актуальным для живопись. создания Все выше дополнительной образовательной программы объединения «ИЗО». Дополнительная образовательная программа объединения «ИЗО» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе. Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей. Целью дополнительной образовательной программы объединения «ИЗО» является обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи: 1. Обучение, знакомство с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ. 2. Развитие творческой фантазии, художественных способностей, развитие эстетического и художественного вкуса. 3. Воспитание патриотических чувств (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества Дополнительная образовательная программа объединения «ИЗО» затрагивает четыре главных раздела: - «Язык изобразительного искусства». - «Изобразительное искусство и мир природы». - «Изображение человека и предметного мира». - «Декоративно-прикладное искусство». Программа первого года обучения: учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи. Программа второго года обучения: учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Программа третьего года обучения: учащиеся продолжают углублять эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента. Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «ИЗО» направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий обучающиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ. Возраст детей от 7 до 14 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Формы и режим занятий. Занятие по предлагаемой программе состоит из: - Подготовки рабочего места и художественных материалов. - Введения в тему занятия. - Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности. - Созидательной творческой о практической деятельности учащегося по этой же теме. - Обобщения и обсуждения итогов занятия. - Уборка рабочего места и художественных материалов. Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка. Режим занятий. Занятия проводятся 2 Продолжительность занятия составляет 2 занятия между занятиями 10 минут. Программа раза в неделю. по 45 минут, перерыв первого года обучения предусматривает 144 учебных часа, программа второго года обучения – 216 учебных часа, третьего года обучения – 144 учебных часа. Ожидаемые результаты. В результате реализации программы обучающиеся первого года обучения будут знать: - Правила техники безопасности. - Основные виды и жанры изобразительного искусства. - Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре. - Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно). - Название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. - Элементарные правила смешивания основных и составных цветов. - Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов. - Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода. - Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды. - О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома). - Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином. Обучающиеся будут уметь: - Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш. - Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. - Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов. - Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность. - Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение , цвет. - Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства. - Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин). - Лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек. - Чувствовать и определять теплые и холодные цвета. - Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов. - Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец). В результате реализации программы обучающиеся второго года обучения будут знать: - Правила техники безопасности. - Основные жанры и виды изобразительного искусства. - Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.). - Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. - Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). - Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра). - Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома). - О деятельности художника, скульптора, народных мастеров. Обучающиеся будут уметь: - Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть. - Свободно работать карандашом и кистью. - Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства. - чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении. - Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы. - Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень. - Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов. - Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. - Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке. - Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). - Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге. - Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.). - Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции. - применять навыки лепки, передавая в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека в различных движениях. В результате реализации программы обучающиеся третьего года обучения будут знать: - Правила техники безопасности. - Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Хохлома, Городец). - Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, глиной, пластилином. - Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства. - Основные средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит) в декоративно-прикладном искусстве. Обучающиеся будут уметь: - Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть, изделие. - Свободно работать карандашом, кистью. - Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства. - Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний. - Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм). - Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. - творчески применять приемы народной росписи. - Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге. - Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме. - Передавать на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения. - Использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции. Формы подведения итогов реализации образовательной программе объединения «ИЗО»: - выставка работ. дополнительной УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го года обучения. № 1. 1.1. 1.2. Название разделов и тем Рисунок Вводное занятие Линейный рисунок различных деревьев 1.3. Рисование животных 1.4. Комнатные цветы 1.5 Осенний пейзаж по представлению 1.6 Рисование домашних животных 1.7 Изображение насекомых 1.8 Сказочный город 1.9 Портрет друга 2. Живопись 2.1 Дополнительные цвета из основных 2.2 Раздельный мазок. Упражнения 2.3 Бабочки из тёплого и холодного царств 2.4 Обитатели морских глубин 2.5 Упражнения в рисовании деревьев 2.6 Монотипия, фантазирование 2.7 Сказочный герой 2.8 Зимний пейзаж 2.9 Изображение животных 3. Декоративная работа 3.1 Фантазирование 3.2 Фреска с ангелом 3.3 Сказочная птица 3.4 Животные 3.5 Кружево 3.6 Воскография 3.7 Городецкая роспись 3.8 Работа с солёным тестом 4. Композиция 4.1 Город будущего 4.2 Упражнения на выделение композиционного центра 4.3 Составление орнамента 5. Введение в историю искусства 5.1 Рассказы о В. Васнецове, И. теория практика 0,5 0,5 1,5 1,5 всего 32 2 2 0,5 0,5 0,5 3,5 3,5 3,5 4 4 4 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 3,5 3,5 3,5 0,5 1,5 4 4 4 4 32 2 0,5 0,5 1,5 3,5 2 4 0,5 0,5 3,5 3,5 4 4 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 3,5 3,5 3.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 1 1 9 7 4 4 4 4 32 4 4 4 4 4 4 4 4 26 10 8 1 7 3 8 10 3 5.2 5.3 6. Билибине, М. Врубеле Знакомство с видами искусства 3 Крестьянский быт, народные 4 промыслы Участие в выставках и конкурсах Итого 26 3 4 12 118 12 144 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-й год обучения 1.Рисунок. 32 ч. Тема 1.1. Вводное занятие. 2 ч. Теоретические сведения: материалы, применяемые в изодеятельности, инструктаж по технике безопасности. 2 ч. Тема 1.2. Линейный рисунок различных деревьев.2 ч. Теоретические сведения: знакомство с линией. 0,5 ч. Практическое задание: выполнить рисунок с различным видом линий.1,5 ч. Тема 1.3. Рисование животных.4 ч. Теоретические сведения: знакомство с техникой изображения графическими средствами. 0,5 ч. Практическое задание: изобразить различных животных, показать их отличительные черты. 3, 5 ч. Тема 1.4. Комнатные цветы. 4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой линейного и тонального рисования. 0,5 ч. Практическое задание: изобразить различные комнатные цветы. 3,5 ч. Тема 1.5. Осенний пейзаж по представлению. 4 ч. Теоретические сведения: познакомить с линией, штрихом, тоном. 0,5 ч. Практическое задание: выполнить рисунки с различным видом линий, тушёвки. 3,5 ч. Тема 1.6. Рисование домашних животных. 4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой краткосрочных зарисовок. 0,5 ч. Практическое задание: изобразить домашних животных линией и пятном. 3,5 ч. Тема 1.7. Изображение насекомых.4 ч. Теоретические сведения: закрепить умение работать линией и пятном.0,5 ч. Практическое задание: изобразить различных насекомых, показать их отличительные черты. 3,5 ч. Тема 1.8. Сказочный город.4 ч. Теоретические сведения: Закрепить умение работать линией, научить различному виду линий.0,5 ч. Практическое задание: изобразить сказочный город по представлению.3,5ч. Тема 1.9.Портрет друга.4 ч. Теоретические сведения: закрепить умение работать линией и пятном, научить правилам освещения в портрете.0,5 ч. Практическое задание: изобразить портрет своего друга. 3,5 ч. 2. Живопись.32 ч. Тема 2.1.Дополнительные цвета из основных.2 ч. Теоретические сведения: познакомить с правилами смешения основных цветов.0,5 ч. Практическое задание: получить оттенки из основных цветов.1,5 ч. Тема 2.2.Раздельный мазок, упражнения.2 ч. Теоретические сведения: познакомить с видами мазков в живописи.0,5 Практическое задание: выполнить ряд упражнений раздельным мазком.1,5 ч. Тема 2.3. Бабочки из тёплого и холодного царств.4 ч. Теоретические сведения: научить рисовать тёплыми и холодными оттенками, уметь различать их.0,5 ч. Практическое задание: выполнить задание в тёплой и холодной цветовой гамме.3,5 ч. Тема 2.4.Обитатели морских глубин.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой пальчиковой живописи.0,5 ч. Практическое задание: выполнить оттиски с картона гуашью.3,5 ч. Тема 2.5. Упражнения в рисовании деревьев.4 ч. Теоретические сведения: научить рисовать цветом различные деревья.0,5 ч. Практическое задание: изобразить в цвете различные деревья.3,5 ч. Тема 2.6.Монотипия, фантазирование.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой монотипии.0,5 ч. Практическое задание: развивать фантазию посредством техники монотипии.3,5 ч. Тема 2.7.Сказочный герой.4 ч. Теоретические сведения: научить изображать человека цветом с элементами фантазии и воображения.0,5 ч. Практическое задание: нарисовать сказочного героя с учётом понятий: объём, цветовые оттенки, проработка деталей.3,5 ч. Тема 2.8.Зимний пейзаж.4 ч. Теоретические сведения: научить рисовать зимнюю природу.0,5 ч. Практическое задание: нарисовать зимний пейзаж в цвете.3,5 ч. Тема 2.9.Изображение животных.4 ч. Теоретические сведения: научить рисовать животных цветом.0,5 ч. Практическое задание: рисовать различных животных.3,5 ч. 3.Декоративная работа.32 ч. Тема 3.1.Фантазирование.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой монотипия, посырому, выдувание.0,5 ч. Практическое задание: выполнить композицию в различных техниках.3,5 ч. Тема 3.2.Фреска с ангелом.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой работы восковыми карандашами с эффектом потрескавшегося воска.0,5 ч. Практическое задание: изобразить ангела.3,5 ч. Тема 3.3.Сказочная птица.4 ч. Теоретические сведения: научить работать с гофрокартоном.0,5 ч. Практическое задание: изобразить птиц в технике аппликация.3,5 ч. Тема 3.4.Животные. Работа в «рваной» технике с цветной бумагой.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с «рваной» техникой.0,5 ч. Практическое задание: изобразить животных в технике аппликация.3,5ч. Тема 3.5.Кружево.4 ч. Теоретические сведения: научить выполнять эскизы в технике кружево.0,5 ч. Практическое задание: выполнение эскизов гуашью.3,5 ч. Тема 3.6.воскография.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой воскография.0,5 ч. Практическое задание: выполнить пейзаж в данной технике.3,5 ч. Тема 3.7.Городецкая роспись.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с азами городецкой росписи.0,5ч. Практическое задание: изобразить цветы.3,5 ч. Тема 3.8.Работа с солёным тестом.4 ч. Теоретические сведения: научить работать с солёным тестом.0,5 ч. Практическое задание: Выполнение небольших панно с цветами.3,5 ч. 4.Композиция.26 ч. Тема 4.1.Город будущего.10 ч. Теоретические сведения: познакомить с построением городской композиции.2 ч. Практическое задание: нарисовать гуашью панораму города.8 ч. Тема 4.2.Упражнения на выделение композиционного центра.8 ч. Теоретические сведения: научить выделять композиционный центр в композиции.1ч. Практическое задание: выполнение композиций в народном стиле.7 ч. Тема 4.3.Составление орнамента.8 ч. Теоретические сведения: научить составлять декоративный орнамент.1ч. Практическое задание: выполнение орнамента.7 ч. 5.Введение в историю искусства.10 ч. Тема 5.1. Рассказы о В.Васнецове, И.Билибине, М.Врубеле.3 ч. Теоретические сведения: познакомить с творчеством этих художников.3 ч. Тема 5.2. Знакомство с видами искусства.3 ч. Теоретические сведения: познакомить с видами искусства.3 ч. Тема 5.3.Крестьянский быт, народные промыслы.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с крестьянским бытом, народными промыслами. Рассказать о видах народных промыслов.4 ч. 6.Участие в выставках и конкурсах.12 ч. Практическое задание: участие в конкурсах по ИЗО в стенах МКУДО ЦДОД г. Нижние Серги, города Нижние Серги, Нижнесергинского района.12ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го года обучения. № 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 6. Название разделов и тем Рисунок «Как я провёл лето» Зарисовки осенних деревьев Осенний пейзаж по памяти Зарисовки животных Лубочные картинки Сказочный герой Изображение домов и замков Изображение птиц Живопись Мой город. Пейзаж Портрет мамы Изображение домашних животных Зимний пейзаж Цветовой контраст. Декоративный орнамент Зимние игры детей Космические дали «На севере диком…» Декоративная работа Орнамент «Полотенце» Сказочная птица Выдувание. Работа с гуашью Морские глубины. Граттаж Пермогорская роспись Поделки из бросового материала Геометрический орнамент. Пуантелизм Мозаика из цветной бумаги Композиция Статика Динамика Птицы на ветках Перелёт птиц «Добро и зло» Введение в историю искусства Виды и жанры Народные промыслы Участие в выставках и теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 всего 48 6 6 6 6 6 6 6 6 48 6 6 6 1 1 5 5 6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6 6 6 48 6 6 6 6 6 6 1 5 6 1 1 1 1 1 1 2 5 5 5 5 5 5 8 6 34 6 6 6 6 10 18 9 9 20 9 9 20 конкурсах Итого 48 168 216 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения. 1.Рисунок.48 ч. 1.1. «Как я провёл лето».6 ч. Теоретические сведения: вспомнить, как изображать пейзаж, человека, животных.01 ч. Практическое задание: нарисовать композицию в тональном решении.5ч. 1.2.Зарисовки осенних деревьев.6 ч. Теоретические сведения: научить рисовать линией и штрихом.1 ч. Практическое задание: нарисовать различные деревья. 5 ч. 1.3.Осенний пейзаж по памяти.6 ч. Теоретические сведения: закрепить умение рисовать линией и штрихом.1 ч. Практическое задание: нарисовать пейзаж.5 ч. 1.4.Зарисовки животных.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой краткосрочных набросков.1 ч. Практическое задание: изобразить животных линией и пятном. 5 ч. 1.5.Лубочные картинки.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой лубка.1 ч. Практическое задание: нарисовать композицию в народном стиле.5 ч. 1.6.Сказочный герой.6 ч. Теоретические сведения: научить рисовать линией.1 ч. Практическое задание: нарисовать сказочного героя. 5 ч. 1.7.Изображение домов и замков.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с азами архитектуры.1 ч. Практическое задание: нарисовать дома в старинном и более современном архитектурном стилях.5 ч. 1.8.Изображение птиц.6 ч. Теоретические сведения: научить объёмному изображению. 1 ч. Практическое задание: нарисовать различных птиц. 5 ч. 2.Живопись.48 ч. 2.1.Мой город. Пейзаж.6 ч. Теоретические сведения: научить рисовать мазками в цвете.1 ч. Практическое задание: изобразить пейзаж с характерными особенностями ландшафта с фотографии.5 ч. 2.2.Портрет мамы.6 ч. Теоретические сведения: закрепить умение работать цветом, научить показывать объём.1 ч. Практическое задание: нарисовать узнаваемый портрет. 5 ч. 2.3.Изображение домашних животных.6 ч. Теоретические сведения: научить показывать объём цветом.1 ч. Практическое задание: изобразить домашних животных в различных движениях. 5 ч. 2.4.Зимний пейзаж.6 ч. Теоретические сведения: научить рисовать оттенками и полутонами, изображая пространство.1 ч. Практическое задание: изобразить зимнюю природу. 5ч. 2.5.Цветовой контраст. Декоративный орнамент.6 ч. Теоретические сведения: научить различать и изображать цветовой контраст в декоративном исполнении.1 ч. Практическое задание: нарисовать орнамент в народном стиле. 5 ч. 2.6.Зимние игры детей.6 ч. Теоретические сведения: закрепить умение строить композицию в цвете.1 ч. Практическое задание: нарисовать пейзаж с фигурами детей. 5 ч. 2.7.Космические дали.6 ч. Теоретические сведения: развивать цветовое воображение, закрепить умение работать цветом.1 ч. Практическое задание: изобразить космос по представлению.3,5ч. 2.8. «На севере диком…».6 ч. Теоретические сведения: научить рисовать оттенками, используя тональный контраст.1 ч. Практическое задание: изобразить северную природу зимой. 5ч. 3.Декоративная работа.48 ч. 3.1.Орнамент «Полотенце».6 ч. Теоретические сведения: познакомить с народным творчеством в технике эскиза к вышивке и кружеву.1 ч. Практическое задание: нарисовать эскиз вышивки. 5 ч. 3.2.Сказочная птица.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой «Рваная мозаика».1ч. Практическое задание: изобразить птицу в технике аппликация.5 ч. 3.3.Выдувание. Работа гуашью.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой выдувание.1 ч. Практическое задание: изобразить цветы сакуры. 5 ч. 3.4.Морские глубины.Граттаж.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой граттаж.1 ч. Практическое задание: изобразить морских обитателей. 5 ч. 3.5.Пермогорская роспись.6 ч. Теоретические сведения: научить азам пермогорской росписи.1 ч. Практическое задание: изобразить орнамент. 5 ч. 3.6.Поделки из бросового материала.6 ч. Теоретические сведения: научить делать объёмные изделия, развивать моторику рук.1 ч. Практическое задание: выполнить небольшое панно. 5 ч. 3.7.Геометрический орнамент. Пуантилизм.6 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой пуантилизм.1 ч. Практическое задание: изобразить орнамент.5 ч. 3.8.Мозаика из рваной бумаги.6 ч. Теоретические сведения: научить работать с цветной бумагой.1 ч. Практическое задание: выполнить панно на свободную тему. 5 ч. 4.Композиция.34 ч. 4.1.Статика.6 ч. Теоретические сведения: научить строить статическую композицию из геометрических тел.1 ч. Практическое задание: нарисовать композицию.5 ч. 4.2.Динамика.6 ч. Теоретические сведения: научить строить композицию из геометрических тел в движении.1 ч. Практическое задание: нарисовать композицию.5 ч. 4.3.Птицы на ветках.6 ч. Теоретические сведения: научить строить композицию с выделением композиционного центра.1 ч. Практическое задание: нарисовать композицию в декоративном исполнении.5 ч. 4.4.Перелёт птиц.6 ч. Теоретические сведения: научить строить композицию с выделением композиционного центра в технике аппликация.0,5 ч. Практическое задание: изобразить композицию в декоративном исполнении.5 ч. 4.5. «Добро и зло».10 ч. Теоретические противоположным сведения: подтекстом научить в строить смысловом и исполнении.2 ч. Практическое задание: изобразить композицию.8 ч. композицию с технологическом 5.Введение в историю искусства.18 ч. 5.1.Виды и жанры.9ч. Теоретические сведения: познакомить с видами и жанрами в изобразительном искусстве на примере произведений художников.9 ч. 5.2.Народные промыслы.9 ч. Теоретические сведения: познакомить с народными промыслами в творчестве старых и современных мастеров и умельцев.9 ч. 6.Участие в выставках и конкурсах.20 ч. Практическое задание: участие в конкурсах по ИЗО в стенах МКУДО Нижнесергинский ЦДОД г. Нижние Серги, города Нижние Серги, Нижнесергинского района.20 ч. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-го года обучения № 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 Название разделов и тем Рисунок Изображение различных деревьев Наброски людей Зарисовки животных Осенний пейзаж Зарисовки лиц «Путешествуя по улицам старого города, или рассказ старого дома» Живопись Осенний пейзаж Портрет друга Монотипия Изображение животных Любимый книжный герой «Волшебница из сказочной страны» Декоративная работа Хохломская роспись Аппликация с использованием различных техник Оттиски картоном Деревянное зодчество Руси Картины из яичной скорлупы Клеевые картины Композиция Выделение композиционного центра на основе стилизованных форм «Милосердие» Иллюстрация к любимому произведению Основы дизайна Стилизация природных форм Создание орнамента из стилизованных форм Стилизация алфавита Составление слов из стилизованных букв Задание на ассоциации теория практика 0,5 3,5 всего 24 4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 4 4 4 4 4 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 24 4 4 4 4 4 4 0,5 0,5 3,5 3,5 24 4 4 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 3,5 3,5 3,5 1 7 4 4 4 4 26 8 1 1 7 9 8 10 0,5 0,5 1,5 3,5 22 2 4 0,5 0,5 3,5 3,5 4 4 0,5 3,5 4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5.6 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 7. Животное-город Введение в историю искусства Беседы о художниках- графиках Беседы о скульпторах Беседы о живописцах Беседы о декоративноприкладном искусстве Беседы об архитектуре Праздничные иконы Иконы Богоматери Участие в выставках и конкурсах Итого 0,5 3,5 4 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 29 10 2 2 2 10 115 144 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-й год обучения. 1.Рисунок.24 ч. Тема 1.1.Изображение различных деревьев.4 ч. Теоретические сведения: научить рисовать линией и пятном.0,5 ч. Практическое задание: нарисовать различные деревья.3,5 ч. Тема 1.2.Наброски людей.4 ч. Теоретические сведения: закрепить умение работать линией и пятном.0,5 ч. Практическое задание: рисовать людей в различных положениях.3,5 ч. Тема 1.3.Зарисовки животных.4 ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой краткосрочных набросков.0,5 ч. Практическое задание: изобразить домашних животных линией и пятном.3,5 ч. Тема 1.4.Осенний пейзаж.4 ч. Теоретические сведения: закрепить умение работать линией, штрихом.0,5 ч. Практическое задание: выполнить рисунки с различным видом линий, тушёвки.3,5 ч. Тема 1.5.Зарисовки лиц.4 ч. Теоретические сведения: научить построению лица человека.0,5 ч. Практическое задание: нарисовать лица с различной мимикой.3,5 ч. Тема 1.6. «Путешествуя по улицам старого города, или рассказ старого дома».4 ч. Теоретические сведения: закрепить технику линейного рисования.0,5 ч. Практическое задание: выполнить композицию с использованием фигур и архитектурных сооружений.3,5 ч. 2.Живопись.24 ч. Тема 2.1. Теоретические сведения: познакомить с техникой монотипии.0,5ч. Практическое задание: выполнить пейзаж в технике монотипия.3,5ч. Тема 2.4.Изображение животных.4ч. Теоретические сведения: научить показывать объём цветом.0,5ч. Практическое задание: изображение домашних животных в различных движениях.3,5ч. Тема 2.5.Любимый книжный герой.4ч. Теоретические сведения: закрепить умение работать цветом.0,5ч. Практическое задание: нарисовать узнаваемый персонаж.3,5ч. Тема 2.6. «Волшебница из сказочной страны».4ч. Теоретические сведения: закрепить умение передавать объём цветом, цветовые состояния.0,5ч. Практическое задание: нарисовать образ- картину.3,5ч. 3.Декоративная работа.24ч. Тема 3.1.Хохломская роспись.4ч. Теоретические сведения: научить основным приёмам хохломской росписи.0,5ч. Практическое задание: выполнить растительный орнамент.3,5ч. Тема 3.2.Аппликация с использованием различных техник.4ч. Теоретические сведения: научить техникам аппликации с использованием набрызга, монотипии, печатного текста, с проступающим рисунком.0,5ч. Практическое задание: изготовление поздравительной открытки.3,5ч. Тема 3.3.Оттиск картоном.4ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой составления рисунка для ткани- оттиски картоном.0,5ч. Практическое задание: сделать оттиски картона на ткани.3,5ч. Тема 3.4.Деревянное зодчество Руси.4ч. Теоретические сведения: закрепить приёмы работы с гофрокартоном.0,5ч. Практическое задание: изготовить небольшие панно с изображением строений.3,5ч. Тема 3.5.Картины из яичной скорлупы.4ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой изготовления картин из яичной скорлупы.0,5ч. Практическое задание: изготовление небольших панно.3,5ч. Тема 3.6.Клеевые картины.4ч. Теоретические сведения: познакомить с техникой клеевых картин.0,5ч. Практическое задание: изготовить панно в технике клеевых картин.3,5ч. 4.Композиция.26ч. Тема 4.1.Выделение композиционного центра на основе стилизованных форм.8ч. Теоретические сведения: научить выделять композиционный центр на основе стилизованных форм.1ч. Практическое задание: воображению.7ч. Тема 4.2. «Милосердие».8ч. нарисовать композицию гуашью по Теоретические сведения: научить строить композицию- картину с выделением композиционного центра, ритма.1ч. Практическое задание: нарисовать композицию в цвете.7ч. Тема 4.3.Иллюстрация к любимому произведению.10ч. Теоретические сведения: закрепить умение строить композицию, передавать объём цветом, выделять композиционный центр.1ч. Практическое задание: нарисовать иллюстрацию в цвете.9ч. 5.Основы дизайна.22ч. Тема 5.1.Стилизация природных форм.2ч. Теоретические сведения: познакомить с приёмами стилизации.0,5ч. Практическое задание: стилизованно изобразить растения, рыб, насекомых.1,5ч. Тема 5.2.Создание орнамента из стилизованных форм.4ч. Теоретические сведения: закрепить приёмы стилизации. Вспомнить, что такое орнамент.0,5ч. Практическое задание: нарисовать орнамент графическими выполнять древнерусский средствами.3,5ч. Тема 5.3.Стилизация алфавита.4ч. Теоретические сведения: научить алфавит.0,5ч. Практическое задание: стилизация различных букв.3,5ч. Тема 5.4.Составление слов из стилизованных букв.4ч. Теоретические сведения: закрепить приёмы древнерусского алфавита, научить приёмам вязи.0,5ч. Практическое задание: написание стилизованных слов.3,5ч. Тема 5.5.Задание на ассоциации.4ч. Теоретические сведения: познакомить с приёмами перевоплащения.0,5ч. Практическое задание: создать ассоциативные образы.3,5ч. Тема 5.6.Животное- город.4ч. образного Теоретические сведения: закрепить приёмы ассоциативного изображения.0,5ч. Практическое задание: нарисовать композицию с реальными и воображаемыми образами.3,5ч. 6.Введение в историю искусства. 6.1.Беседы о художниках-графиках.2ч. Теоретические сведения: познакомить с творчеством хужожниковграфиков.2ч. 6.2.Беседы о скульпторах.2ч. Теоретические сведения: познакомить с творчеством скульпторов России и зарубежья.2ч. 6.3.Беседы о живописцах.2ч. Теоретические сведения: познакомить с творчеством живописцев.2ч. 6.4.Беседы о декоративно-прикладном искусстве.2ч. Теоретические сведения: рассказать о видах и жанрах декоративноприкладного искусства.2ч. 6.5.Беседы об архитектуре.2ч. Теоретические сведения: познакомить с творчеством выдающихся архитекторов.2ч. 6.6.Праздничные иконы.2ч. Теоретические сведения: рассказать, что такое икона, для чего предназначены иконы.2ч. 6.7.Иконы Богоматери.2ч. Теоретические сведения: рассказать, какие виды икон Богоматери существуют.2ч. 7.Участие в выставках и конкурсах.10ч. Практическое задание: участие в конкурсах по ИЗО в стенах МКУДО ЦДОД г. Нижние Серги, города Нижние Серги, Нижнесергинского района.10 Список литературы 1. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. «Просвещение» 2005 год. 2. Костерик Н. П. Учебное пособие. М. «Просвещение» 2012 год. 3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в первом классе. М. «Просвещение» 2012 год. 4. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 2003 год. 5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 2012 год. 6. Копышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей). LINKA – PRESS, 2011 год. 7. Копышева Н. М. Чудесная мастерская. LINKA – PRESS, 2008 год. 8. Изобразительное искусство. Начальная школа (программнометодические материалы). Издательский дом «Дрофа», Москва 2001 год. 9. Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой. Москва 2001 год. Список литературы для детей 1. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова» 2011 год. 2. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год. 3. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2004 год. 4. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2003 год. 5. Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2002год. 6. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 год. 7. Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005 год. 8. Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2012 год. 9. Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год. 10.Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2010 год. 11.Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2010 год. 12.Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2010 год. 13.Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2010 год. 14.Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2010 год. 15.Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2011 год. 16.Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 2013 год. 17.Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2015 год.