Фортепиано (ФГТ)

Структура
дополнительной предпрофессиональной образовательной программы
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

I. Пояснительная записка
- цели и задачи ОП
- сроки освоения ОП
- требования к условиям реализации ОП
- формы и методы контроля
- материальные и технические условия реализации ОП
II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП
III. Учебный план
IV. График образовательного процесса
V. Программы учебных предметов
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения ОП обучающимися
VII. Программа
деятельности ОУ

творческой,

культурно-просветительской

и

методической

I. Пояснительная записка
1.1. Настоящая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «

Фортепиано » (далее – программа « Фортепиано ») составлена на основе федеральных
государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные
требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
1.2. Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:

обеспечения преемственности программы « Фортепиано » и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
1.4. Цели программы:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными
требованиями
учебной информации,
умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в
том числе коллективного
музицирования,
осуществлениюсамостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы «Фортепиано» для детей, поступивших в школу (далее – ОУ) в первый класс в
возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
1.5.

Срок
освоения
программы
«Фортепиано»
для
детей,
не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования
или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на
один год.
1.6.

1.7. ОУ имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также по индивидуальным

учебным планам с учетом ФГТ.
1.8. При приеме на обучение по программе « Фортепиано » ОУ проводит отбор детей с

целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей:
слуха, ритма, музыкальной памяти.
1.9. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель,

в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации
программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность
учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели (Смотри
график учебного процесса, Устав ОУ)
1.10. С первого по девятый классы в течение учебного года

предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего
и
основного
общего
образования. (Смотри
график
учебного процесса, Устав ОУ)
1.11. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в

форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек) (Смотри учебные планы).
1.12. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и

приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право
на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В
выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
1.13. ОУ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного

хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на младший хор, хор старших
классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы принимают участие в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

1.14. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по

всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение
по каждому учебному предмету. (Смотри учебные программы по предметам).
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
1.15.

Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам,
зачетам,
экзаменам,
творческим
конкурсам
и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.
Консультации
проводятся
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации
ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом
обучения. Резерв учебного времени составляет одну неделю в учебном году. В случае
если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв
учебного времени используется и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на
период летних каникул. (Смотри учебный план)
1.16.

1.17. Оценка качества образования по программе «Фортепиано» производится на основе

ФГТ.
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты,
прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных
опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Аттестации обучающихся осуществляется
с
помощью
созданных
фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты
и методы контроля, позволяющих оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам программы «Фортепиано» и её
учебному плану, обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.

Оценки по каждому учебному предмету выставляются обучающимся по окончании
четверти или полугодия.(см. критерии оценок)
Освоение
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Фортепиано» завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой ОУ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
Экзамены проводятся в соответствии с разработанными ОУ требованиями.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно», согласно разработанными ОУ критериями
оценок итоговой аттестации. Временной интервал между выпускными экзаменами - не
менее трех календарных дней.
1.18.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе
ансамблевого;
 достаточный
технический
уровень
владения
фортепиано
для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
 умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;
 наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Реализация программы
«Фортепиано» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным
предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и
история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на 100
обучающихся.
1.19.

II. Планируемые результаты обучения учащимися ОП
Содержание программы «Фортепиано» обеспечивает целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных
программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.1. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в
ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- умения аккомпанировать исполнению несложных вокальных или инструментальных
музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового
(ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных
в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
2.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения,
сверх перечисленного в п.2.1., является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных
элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов
изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и
аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального
материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков анализа музыкального произведения с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур)
и т. п.;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
2.3.Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной
части должны отражать:
2.3.1. Специальность и чтение с листа:
-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
-знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
-знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
-знание профессиональной терминологии;
-наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм;
-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
-наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
2.3.2.Ансамбль:
-формированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
-знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических – сонат, сюит,
ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального

репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной
литературе;
-знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том
числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
2.3.3. Концертмейстерский класс:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
-знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального),
основных принципов аккомпанирования солисту;
-умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные
музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
-умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей
солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом
характера каждой партии;
-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в
качестве концертмейстера.
2.3.4. Хоровой класс:
-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
-знание профессиональной терминологии;
-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
2.3.5. Сольфеджио:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального
слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:
-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков
слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись
по слуху и т.п.).

2.3.6. Слушание музыки:

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах;
-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения
-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
2.3.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных
музыкальных произведений;
-навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых
особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным,
театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений,
жанров;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
-сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и
свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
2.3.8.Элементарная теория музыки:
-знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
-первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
-наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
III. Учебный план
Программа «Фортепиано» устанавливает планируемые результаты освоения следующих
учебных предметов в соответствии с учебным планом:

III. Учебный план
Программа «Фортепиано» устанавливает планируемые результаты освоения следующих
учебных предметов в соответствии с учебным планом:
Примечание к учебному плану
1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность
обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10
человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2х человек); индивидуальные занятия.
2.При реализации предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься
обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет
«хоровой класс» проводится следующим образом: младший хор из обучающихся 1-3х
классов; старший хор из обучающихся 4-8х классов. Возможно перераспределение
хоровых групп в зависимости от количества обучающихся, а также выделение хора
обучающихся 1 класса. Зачёт по самостоятельной работе может проводиться в форме
концерта или конкурса.
3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по
данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того,
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
4. Реализация предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение
иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут
выступать обучающиеся ОУ или работники ОУ.
5. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с
учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения
детьми программ начального и основного образования. По учебным предметам
обязательной части объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется
следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» - 1-2 классы – по 3 часа в неделю
3-4 классы – по 4 часа в неделю
5-6 классы – по 5 часов в неделю
7-8 классы – по 6 часов в неделю
«Ансамбль» 1,5 часа в неделю
«Концертмейстерский класс» 1,5 часа в неделю
«Хоровой класс» 0,5 часа в неделю
«Сольфеджио» 1 час в неделю
«Слушание музыки» 0,5 часа в неделю
«Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная) 1 час в неделю
По учебным предметам вариативной части объём самостоятельной нагрузки
обучающихся планируется следующим образом:
«Сольфеджио» 0,5 часа в неделю
«Теория музыки» 0,5 часа в неделю

«Музицирование» -

1 час в неделю

6. По предмету «Специальность и чтение с листа» переводные экзамены проводятся в

конце каждого года в форме академического концерта. В первом полугодии каждого
учебного года (кроме 8 класса) проводятся зачёты в форме академического концерта. Со
2-го класса каждое полугодие (кроме второго полугодия в 8 классе) проводятся
технические зачёты, зачёты по чтению с листа и зачёты по самостоятельной работе
учащихся.
7. По предмету «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский
класс» вместо зачёта может быть зачтено выступление учащегося на концерте или
конкурсе.
8. По предмету вариативной части «Музицирование» контрольные уроки проводятся в
каждом полугодии в форме концерта. Также вместо контрольного урока может быть
зачтено выступление учащегося на концерте или конкурсе.

Примечание к учебному плану
1. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по
данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того,
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
2. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с
учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения
детьми программ начального и основного образования. По учебным предметам
обязательной части объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется
следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» - 6 часов в неделю
«Ансамбль» 1 час в неделю
«Сольфеджио» 1 час в неделю
«Элементарная теория музыки»1 час в неделю
«Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная) 1 час в неделю
По учебным предметам вариативной части объём самостоятельной нагрузки
обучающихся планируется следующим образом:
«Хоровой класс» 0,5 часа в неделю

IV. График образовательного процесса
Программа «Фортепиано» реализуется в соответствии с утверждёнными ОУ графиками
учебного процесса.
Графики образовательного процесса составлены в соответствии с ФГТ.

V. Программы учебных предметов.
Программы учебных предметов обязательной части учебного плана:
1.Программа по предмету «Специальность и чтение с листа»
2.Программа по предмету «Ансамбль
3.Программа по предмету «Концертмейстерский класс»
4.Программа по предмету «Хоровой класс»
5.Программа по предмету «Сольфеджио»
6. Программа по предмету »Слушание музыки»
7. Программа по предмету «Музыкальная литература» (зарубежная и отечественная)
Программы учебных предметов вариативной части учебного плана:
1. Программа по предмету «Сольфеджио»
2. Программа по предмету «Элементарная теория музыки»

3.Программа по предмету «Музицирование»

VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы
«Фортепиано»
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В
качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирования, академические концерты,
прослушивания, технические зачёты. Текущий контроль успеваемости учащихся
проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачётов,
академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных
опросов. Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с
использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-«; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Музыкальное исполнительство
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Теория и история музыки
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:
чистота интонации;
ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:
не достаточно чистая интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
не достаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
не достаточная выразительность исполнения;
слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
ритмическая неточность;
отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
не выразительное исполнение;
не владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических
соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой
деятельности;
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной
теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки.
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».