Пояснительная записка Робототехника это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Групповая работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Программа "Робототехника" способствует подготовке подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Наборы LEGO Education WeDo 2.0 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Содержание и структура программы «Робототехника» направлена на формирование устойчивых представлений о робототехнических функционального устройствах назначения как и едином с изделии определенного определенными техническими характеристиками Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физические процессы, происходящие в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания. 2 Актуальность данной программы обусловливается тем, что в современном обществе востребовано развитие широкого кругозора, в том числе в естественнонаучном направлении. Полученные на занятиях знания становятся для учащихся необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев навыками сегодня, обучающиеся, смогут применить их с нужным эффектом в дальнейшей трудовой деятельности. Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором. Цель программы – формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству и развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Задачи: - сформировать представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; - приобщать к научно – техническому творчеству; - развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел; - развивать продуктивную деятельность (конструирование); обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств; - обогащать словарный запас специальными терминами, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Ожидаемые результаты учащихся: Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов: 3 В области воспитания: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; мотивация детей к познанию, творчеству и труду. В области конструирования, моделирования и программирования: освоение теоретических и практических основ создания робототехнических устройств; порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств; представление продукта своей деятельности общественной публике; разработка и конструирование творческие проекты робототехнических конструкций. Требования к уровню подготовки обучающихся: Учащийся должен знать/понимать: - правила безопасной работы; - основные компоненты конструкторов LEGO; - конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; - компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - основные приемы конструирования роботов; - конструктивные особенности различных роботов; - порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств; 4 - применение созданных программ; - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); Уметь: - принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель; - проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO WeDo 2.0 конструктора; - создавать программы для робототехнических средств; - прогнозировать результаты работы; - планировать ход выполнения задания; - рационально выполнять задание; - руководить работой группы или коллектива; - высказываться устно в виде сообщения или доклада; - высказываться устно в виде рецензии ответа товарища; -представлять одну и ту же информацию различными способами. -создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу; -создавать программы на компьютере для различных роботов; -корректировать программы при необходимости; С целью выявления результатов деятельности на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий по нескольким параметрам. Используются следующие методы отслеживания результативности: - педагогическое наблюдение; - анализ результатов участия воспитанников в соревнованиях различного уровня; - защита проектов. 5 Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, фестивали и соревнования в группе и между объединениями ЦДТ. Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год). Длительность одного занятия: дети 7-14 лет – 45 минут. Периодичность занятий – 2раза в неделю по 2 занятия. Основные формы проведения занятий. Занятия по данной программе можно вести как разно уровневые, то есть с детьми различного уровня развития как интеллектуальных способностей, так и навыков общения. Например, более подготовленные дети могут выбрать для построения сложные модели, а менее подготовленные - модели более простые. Это позволяет всем детям заниматься в детском объединении, независимо от уровня их предварительной подготовки. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе. Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, проектные методы обучения, игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие. Обязательное условие на занятиях и соревнованиях - соблюдение правил техники безопасности. Руководитель детского объединения должен строго следить за соблюдением правил техники безопасности. На первом занятии ребята знакомятся с этими правилами. К работе допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж. Промежуточный инструктаж по технике безопасности проводится индивидуально при переходе от одного вида работ к другому. На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса: - фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа); - групповые (фестивали, соревнования); 6 -индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств). Методы организации занятий: - словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы); - наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии); - практические методы (конструирование); - иллюстративно - объяснительные методы; - репродуктивные методы; - проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания; - поисковые (поиск различных решений поставленных задач); - эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов; - исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания; - методы учебной работы под руководством педагога; - методы самостоятельной учебной работы учащихся. Материально-техническое оснащение образовательного процесса: - Конструкторы LEGO Education WeDo 2.0; - Демонстрационный видео и фотоматериал, презентации; - Компьютер, медиапроектор, экран 7 Учебно – тематическое планирование Один год обучения Основы робототехники «LEGO Education WeDo 2.0» № пп Общее Количество часов Наименование темы Теоретические занятия Практические занятия Инструктаж по технике 2 безопасности. Применение роботов в современном мире Знакомство с конструктором 4 ЛЕГО-WEDO Датчики и моторы 2 1 1 1 3 1 1 1 1 5 Управление датчиками и 2 моторами при помощи программного обеспечения WeDo. ROBO-конструирование 4 2 2 6 Зубчатые колѐса 4 2 2 7 Понижающая передача Повышающая передача Перекрѐстная передача. зубчатая 4 2 2 зубчатая 4 2 2 ременная 4 2 2 2 2 11 Снижение и увеличение 4 скорости Коронное зубчатое колесо 4 2 2 12 Червячная зубчатая передача 4 2 2 13 Кулачок и рычаг 4 2 2 14 Составление программ для 12 моделей Блок «Начать при получении 4 письма» Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы» Танцующие птицы 4 4 8 2 2 1 2 3 4 8 9 10 15 16 и 1 8 3 17 Умная вертушка 18 Обезьянка-барабанщица 1 3 4 1 3 19 Работа с комплектами заданий «Звери» . Голодный аллигатор 4 1 3 20 . Рычащий лев 4 1 3 21 Порхающая птица 4 1 3 22 Работа с комплектами заданий «Футбол» Нападающий 4 1 3 23 Вратарь 4 1 3 24 Ликующие болельщики 4 1 3 25 Работа с комплектами заданий «Приключения» Спасение самолѐта 4 1 3 26 Спасение от великана 4 1 3 27 Непотопляемый парусник 4 1 3 28 Сборка групповой модели Нападающий и Вратарь Сборка групповой модели Защита робота Управление несколькими Моделями (3- 4) с одного компьютера. Составление собственного творческого проекта. ИТОГО: 6 1 5 6 1 5 6 1 5 20 2 18 144 35 109 29 30 31 4 9 Тематический план Основы робототехники «LEGO Education WeDo 2.0» Тема 1. Правила техники безопасности. Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения при работе за компьютером. Содержание и задачи предмета «Конструирование LEGO-WeDo». Организация труда и оборудование рабочего места ученика. Правила поведения учащихся в кабинете технологии. Правила электро- и пожарной безопасности Тема 2. Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO, Распакуйте каждый конструктор 9686 WeDo Construction Set. Сложите элементы в контейнер. Тема 3. Датчики и моторы. Что делает мотор? Что делает датчик? Устройство принцип действия и их назначение. Тема 4. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. Тема 5. ROBO-конструирование. Знакомство с программированием ведение понятия линейного алгоритма, циклический алгоритм. Познакомиться с блоком цикл на примере программ, как программировать робототехническую конструкцию. Тема 6. Зубчатые колѐса. познакомить учащихся с понятием механической передачи и еѐ видами. Понятие механическая передача вычислять передаточное отношение зубчатых колес. Создавать робота с использованием этих колес. Тема 7. Понижающая зубчатая передача. Как собрать такой вид передачи, рассчитать передаточное число оборото механизма данного устройства. Создавать робота с использованием зубчатых передач. Тема 8. Повышающая зубчатая передача. Как собрать такой вид передачи, рассчитать передаточное число оборото механизма данного устройства. зубчатая передача. Создавать робота с использованием зубчатых передач. Тема 9. Перекрѐстная и ременная передача. Как собрать такой вид передачи, Рассчитать передаточное число оборото механизма данного устройства. Создавать робота с использованием ременных передач. 10 Тема 10. Снижение и увеличение скорости. Как собрать такой вид передачи, Рассчитать передаточное число оборото механизма данного устройства. Создавать робота с использованием снижение и увеличение скорости. Тема 11. Коронное зубчатое колесо. Как собрать такой вид передачи, Рассчитать передаточное число оборото механизма данного устройства. Создавать робота с использованием коронного зубчатого колеса. Тема 12. Червячная зубчатая передача. Как собрать такой вид передачи, Рассчитать передаточное число оборото механизма данного устройства. Создавать робота с использованием червячной зубчатой передачей. Тема 13. Кулачок и рычаг. Кривошипы, рычаги, сцепления, устойчивость, длина шага, возвратно-поступательное движение. Знать принципы построения и уметь разрабатывать и создавать шагающий механизм, способный преодолевать крутые холмы и бездорожье. Тема 14. Составление программ для моделей. Понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота, вперед-назад, и пр. Понятие «среда программирования», «логические блоки». Показ написания простейшей программы для робота Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная отладка. Тема 15. Блок «Начать при получении письма». Написание программы для движения через меню контроллера начать при получении письма. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная отладка. Тема 16. Танцующие птицы. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель Танцующие птицы. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 17. Умная вертушка. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Умная вертушка. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы 11 Тема 18. Обезьянка-барабанщица. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Обезьянка-барабанщица. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 19. Голодный аллигатор. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Голодный аллигатор. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 20. Рычащий лев. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Рычащий лев. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 21. Порхающая птица. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Порхающая птица. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 22. Нападающий. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Нападающий. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 23. Вратарь. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Вратарь. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 24. Ликующие болельщики. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Ликующие болельщики. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 25. Спасение самолѐта. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Спасение самолѐта. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 26. Спасение от великана. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Спасение от великана. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 27. Непотопляемый парусник. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Непотопляемый парусник. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. 12 Тема 28. Сборка групповой модели Нападающий и Вратарь. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Сборка групповой модели Нападающий и Вратарь. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 29. Сборка групповой модели Защита робота. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Сборка групповой модели Защита робота. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 30. Управление несколькими Моделями (3- 4) с одного Компьютера. Уметь конструировать и собирать механизм, приводящий в движение модель. Сборка групповой модели. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Тема 31. Составление собственного творческого проекта. Уметь конструировать и собирать свой собственный механизм, приводящий в движение модель. Сборка групповой модели. Написание программы для движения через меню контроллера. Запуск и отладка программы. 13 Список литературы 1. ПервоРобот LEGO WeDo. Книга для учителя. LEGO Group, 2009, - 175 с., 2. Первые механизмы. Книга для учителя. LEGO Group, 2012, - 81с., ил. 3. Книга «Образовательная робототехника LEGO WeDo». Рабочая тетрадь. 4. Рабочая тетрадь № 1. «Животный мир Robokids. Насекомые». 5. Схемы сборки «Животный мир Robokids. Насекомые». 6. Рабочая тетрадь № 2. «Животный мир Robokids. Животные». 7. Схемы сборки «Животный мир Robokids. Животные». 8. Техника/ П. Кент; Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М.: РОСМЭНПРЕСС, 2013. – 48 с.: ил. – (Большая энциклопедия знаний) 9. Изобретения/ Гленн Мёрфи; пер.с англ. И. Е. Сацевича. – Москва: АСТ, 2013. – 64с.: ил. (Моя первая энциклопедия). 10.Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 224 с. 11.Моя первая книга о технике: Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 95 с., ил. 14