Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга детства» предназначена для развития детей 5-7 лет и разработана в соответствии со следующими нормативно методическими документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; 3. Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность программы Общеобразовательная программа «Радуга детства» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и скорректирована с учетом интересов детей, с учетом потребностей современного общества. Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда". Программа составлена на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Программа построена так, чтобы дать старшему дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У дошкольников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У старших дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок и рисунков. Новизна программы Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности старших дошкольников в работе применяются разработки эскизов и схемы изделия самим ребенком. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения. Цели программы: создать условия для творческого развития личности старшего дошкольного возраста, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им изобразительного и бисерного искусства; раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства; формировать художественную культуру старших дошкольников как часть культуры духовной, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Задачи программы: способствовать повышению внутренней мотивации ребенка; способствовать появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий; способствовать возникновению желания добиться планируемого результата; способствовать развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук. Направленность программы. Программа «Радуга детства» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих модулей: «Рисунок, живопись»; «Бисероплетение». Срок реализации программы: два года обучения. Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 - 7 лет). Режим непосредственной образовательной деятельности: - 2 раза в неделю; - 30 минут непосредственная образовательная деятельность; - вторая половина дня. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основе программы модуля «Рисунок, живопись» лежит программа «Цветные ладошки», которая разработана Лыковой Ириной Александровной, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественноэстетическое развитие. Актуальность программы Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла. Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Цели программы: Обучение изобразительному искусству, эстетическому восприятию окружения; Развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство; Воспитание патриотизма, стремления видеть красоту мира. Задачи программы: предоставление художественные навыки; детям возможности освоить и развить способствование эстетическому развитию духовно-нравственному детей, приобщение их воспитанию, к непреходящим общечеловеческим ценностям; искусства. знакомство воспитанников с красотой и богатством русского УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ТЕМА Практи ка Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Рисуем радугу. Цветовой спектр. Лучики для солнышка. Теплые цвета. Подводный мир. Холодные цвета. Летнее настроение. Цветы. Загадки с грядки. Дом для моей семьи. Деревья в нашем парке. Узоры и украшения в природе. Листики. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 Укрась варежки. Что такое орнамент? Изображения животных. Роспись посуды. Кувшинчик и ложка. Портрет друга. Волшебные снежинки. Ёлочка. Картина – подарок. Новый год. Составление открытки. 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 Снеговик. Зимнее веселье. Сюжетное рисование. Заснеженный домик. В цирке. Гжельский цветок. Гжельские узоры. Украшаем посуду. 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Портрет папы и дедушки. Букет. Картина – подарок. Портрет мамы и бабушки. «Моя семья» Изображения животных. Петушок. Праздничные шары. Я на весенней прогулке. Человечки Помнит мир спасенный. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок Теори я 1 1 Всего часов 33 34 Итого: мужества 1 Рисунок – фантазия. Свободная тема. Итоговое занятие 1 34 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1 год обучения 1. Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Знакомство с воспитанниками. Иллюстрированный рассказ о материалах и инструментах, которыми будут пользоваться маленькие художники. Вводный инструктаж. 2. Рисуем радугу. Цветовой спектр. Рисуем радугу акварелью. Знакомство с основными цветами. Под радугой самостоятельное изображение с тремя главными цветами. 3. Лучики для солнышка. Теплые цвета. Коллективная работа. Каждый воспитанник украшает лучик узорами только тёплых цветов. В конце занятия лучики приклеиваем к солнышку. 4. Подводный мир. Холодные цвета. Холодными цветами пишем акварелью волны в аквариуме для рыбки. 5. Фабрика пятен. Цветы. Летнее настроение. Смешивание цветов. 6. Загадки с грядки. Отгадываем загадки и изображаем овощи, фрукты. 7. Дом для моей семьи. Правила построения. Последовательность. Материалы на выбор. 8. Деревья в нашем парке. Пишем акварельными красками осенние деревья разных пород. 9. Узоры и украшения в природе. Листики. Любуемся природными украшениями и рисуем осенние листики. 10. Укрась варежки. Что такое орнамент? Знакомство с орнаментами разных видов, с их отличием от простых узоров. Цветными карандашами рисуем на силуэте варежек свои орнаменты. 11.Изображения животных. Учимся срисовывать – от общей формы к деталям. 12. Роспись посуды. Кувшинчик и ложка. Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам. 13. Портрет друга.Знакомимся с пропорциями лица человека. Делаем небольшой эскиз, потом рисуем портрет. 14. Волшебные снежинки. Создаем волшебные снежинки с помощью линейки и шаблонов. 15. Ёлочка. Картина – подарок. Рисуем картину в подарок близким. Раму украшаем цветной бумагой. 16. Новый год. Открытка к празднику. Праздничное занятие с играми и загадками о зиме. 17. Снеговик. Используем шаблоны – кружки для построения рисунка. Холодные цвета. 18. Зимнее веселье. Сюжетное рисование. Рисуем цветными карандашами по воображению зимние забавы. 19. Заснеженный домик. Работа гуашью и акварелью. 20. В цирке. Рисуем цветными карандашами вместе с педагогом. 21. Гжельский цветок. Знакомство с народным промыслом. Рисование цветка по образцам. 22. Гжельские узоры. Украшаем посуду. Украшаем гжельским узором фигурку сахарницы. 23. Портрет папы и дедушки. Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, потом украшаем рамку. 24. Букет. Картина – подарок. Рисуем картину акварельными красками в подарок мамам и бабушкам. 25. Портрет мамы и бабушки. Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, потом украшаем рамку цветной бумагой. 26. «Моя семья». Дети изображают своих близких. 27. Изображения животных. Учимся рисовать вместе с педагогом – от общей формы к деталям. 28. Петушок. Рисование петушка. Рисование игрушки по схеме и украшение 29. Праздничные шары. Рисуем акварельными красками. Смешивание основных цветов. 30. Я на весенней прогулке. Составляем человечка из фигурок и дальше рисуем цветными карандашами по воображению. 31. Пропорции человека. Схемы изображения людей. Карандашные рисунки. 32. Помнит мир спасенный. Урок мужества. Беседа посвящается героям Великой Отечественной войны. Рисуем звезду героям 33. Рисунок – фантазия. Свободная тема. Воспитанники сами выбирают тему для рисунка и материалы. Можно повторить любимую тему учебного года. 34. Итоговое праздничное мероприятие. Смотрим вместе с родителями выставку лучших рисунков. Подводим итоги и поздравляем маленьких художников! № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения ТЕМА Практик Теори а я Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Цветы - фантазии. Цветовой спектр. Улетает наше лето. Тёплые цвета. Морской пейзаж. Волшебные бабочки. Дары осени. Натюрморт. В осеннем лесу, у озера. Узоры и украшения в природе. Графика. Осенняя сказка «Листики» 10 11 12 13 14 15 16 Расписные ткани, узоры и орнаменты. Изображения животных. Домашние друзья. Мой город. Моя семья. Узоры на моём окне. Зимняя ночь. Картина – подарок. Новый год. Праздничное занятие. 17 18 19 20 21 22 Чудо - дерево Зимние истории. Сюжетное рисование. Дворец зимы. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Портрет папы и дедушки. Космические дали Портрет мамы и бабушки. «Моя семья» Рисуем кошку Пирамидка Весеннее дерево. Весна в моем городе. пейзаж. Иллюстрация к сказке Помнит мир спасенный. Снегири на ветке Перчатки. Веточка рябины 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Городской 1 1 1 Урок 1 Всего часов 34 мужества Свободное творчество. Итоговое занятие Итого: 1 34 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 2 год обучения 1. Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Знакомство с темами второго года обучения. Иллюстрированный рассказ о материалах и техниках, используемых разными художниками. Вводный инструктаж. 2. Цветы - фантазии. Цветовой спектр. Знакомство с цветовым спектром в виде круга, с основными цветами и дополнительными. 3. Улетает наше лето. Тёплые цвета. Рисуем летние впечатления. В колорите картины должны преобладать тёплые цвета. 4. Морской пейзаж. Цветовая растяжка 5. Волшебные бабочки. Монотипия. Работа в технике монотипии. 6. Дары осени. Натюрморт. Рисуем акварелью с натуры осенний натюрморт. 7. В осеннем лесу, у озера. Рисуем гуашью осенний пейзаж с отражение деревьев в воде. 8. Узоры и украшения в природе. Графика. Фломастером или ручкой учимся передавать фактуру коры, травы и других природных объектов. Что такое графика в изобразительном искусстве. 9. Моя комната. Рисунок по памяти с помощью основы-шаблона. 10. Расписные ткани, узоры и орнаменты. Создаем два или три эскиза росписи ткани с помощью отпечатков. 11. Изображения животных. Домашние друзья. Учимся рисовать, учитывая пропорции – от общей формы к деталям. Передача покоя и движения. 12. Мой город. Используя знания построения дома составляем композицию из нескольких домов. Добавляем изображения деревьев. 13. Моя семья. Вспоминаем пропорции человека. Делаем небольшой эскиз человечка, потом рисуем цветными карандашами. 14. Узоры на моём окне. Складываем лист, чтобы получилось окошко со ставенками, потом украшаем окошки. На ставнях рисуем традиционные народные орнаменты, на окне каждый придумывает свой зимний узор. 15. Зимняя ночь. Картина – подарок. Рисуем картину в подарок близким. 16. Новый год. Открытка. 17. Чудо – дерево. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развиваем фантазию. 18. Зимние истории. Сюжетное рисование. Рисуем человека в движении, рассказываем зимнюю историю. 19. Дворец зимы. Рисуем цветными карандашами по воображению дворец для Зимушки. 20. Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. 21. Перчатки. Составление узора. Знакомство с разновидностью орнаментов. 22. Веточка рябины. Работа пальчиками. 23. Портрет папы и дедушки. Продолжаем изучать пропорции лица человека, рисуем портрет, раскрашиваем красками, потом украшаем рамку цветной бумагой. 24. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги 25. Портрет мамы и бабушки. Пишем картину акварелью в подарок мамам и бабушкам. 26. «Моя семья» Групповой портрет. Повторение пропорционального построения. 27. Изображения животных. Рисуем кошку. Последовательность. Работа в цвете. Фактура. 28. Пирамидка. Построение рисунка по схеме. 29. Весеннее дерево. Рисуем вместе с педагогом цветущую ветку, возможно с элементами аппликации. 30. Весна в моем городе. Городской пейзаж. Рисунок по впечатлению с использованием знаний построения. 31. Иллюстрирование сказки. Знакомимся с иллюстраторами сказок. 32. Помнит мир спасенный. Урок мужества. Рисунок посвящается героям Великой Отечественной войны. Голубь мира. 33. Свободное творчество. Воспитанники сами выбирают тему для рисунка и материалы. Можно повторить любимую тему учебного года. 34. Итоговое занятие. Смотрим вместе с родителями выставку лучших рисунков. Подводим итоги и поздравляем маленьких художников! ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате предполагаемой программы обучающиеся первого года должны знать: различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью; иметь первоначальные представления об изобразительном искусстве; знать основы цветоведения; иметь базовые знания и умения в изобразительном искусстве. В результате предполагаемой программы обучающиеся первого года обучения должны уметь: изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать; понимать, о чем говорит искусство. В результате предполагаемой программы обучающиеся второго года обучения должны знать: основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени; о свойствах изобразительных материалов; правила композиции и цветоведения; пропорциональную схему построения фигуры человека и лица человека. В результате предполагаемой программы обучающиеся второго года обучения должны уметь: работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом; выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема; передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; передавать при изображении головы человека пропорции, характер черт, выражение лица; передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы; пользоваться различными графическими и живописными техниками; уметь строить композицию с выделением композиционного центра; передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 34 академических часа для каждой возрастной группы. Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Основная форма занятия – практическая творческая изобразительная деятельность ребёнка. Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Материалы и инструменты, необходимые для работы: 1. Бумага разного формата и цвета. 2. Акварельные краски. 3. Тушь разноцветная 4. Гуашь. 5. Восковые мелки. 6. Трубочки для коктейля. 7. Ванночки с поролоном. 8. Баночки для воды. 9. Кисти круглые и плоские разного размера. 10. Салфетки. 11. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов. 12. Клей ПВА. 13. Аптечный парафин или восковые свечи. 14. Картон ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Первый год обучения Критерии оценки 2 (Высокий уровень): Ребенок знает различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью; имеет первоначальные представления об изобразительном искусстве. Знает основы цветоведения; имеет базовые знания и умения в изобразительном искусстве. Правильно держит кисточку, карандаш, умеет правильно выполнять ими формообразующие движения. Определяет теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки; поучает простые оттенки (от основного к более светлому). Рисует предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет); изображает предметы крупно, полностью используя лист бумаги; работает в коллективе, уметь давать самооценку. 1 (Средний уровень): Ребенок затрудняется в использовании приемов работы с карандашом, тушью, акварелью, гуашью; в определении теплых и холодных, тёмных и светлых цветов и их оттенки. 0 (Низкий уровень): Ребенок не умеет быстро и правильно применять различные приёмы с карандашом, тушью, акварелью, гуашью; не определяет теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки; не умеет рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет); не умеет изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги; работать в коллективе, не умеет давать самооценку. Второй год обучения Критерии оценки 2 (Высокий): Ребенок умеет работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом; добивается тональных и цветовых градаций при передаче объема. Пользуется различными графическими и живописными техниками; умеет строить композицию с выделением композиционного центра; передаёт в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. 1 (Средний): Ребенок затрудняется работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом; различных затрудняется в использовании графических живописных техник. 0 (Низкий): Ребенок не умеет работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом. Не добивается тональных и цветовых градаций при передаче объема; не передаёт при изображении предмета пропорции и характер формы; не умеет пользоваться различными графическими и живописными техниками; не умеет строить композицию с выделением композиционного центра; не умеет передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Айсмен Л. Дао цвета/ Пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 176 с. 2. Аксенов Ю., М. Левидова руководство по рисунку и живописи). Цвет и линия (практическое М, «Советский художник», 1986. – 326 с. 3. Голованов В. П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития. //Доп. образ. 2004. - №5 - с. 12-20 5. Закон Российской Федерации об образовании от 1 января 2005 года. Екатеринбург: изд-во Ажур, 2004. – 56 с. 6. Кузин В.С. Программы. Изобразительное искусство. 1-9 классы. - М.: Просвещение. 1994. – 160 с. 7. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 класс.- М: Просвещение, 1995. – 272 с. 8. Сокольникова М.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: «Академия» 2003. – 360 с. 9. Шпикалова Т. Я. Программы. Изобразительное искусство 5-9 классы. - М.: Просвещение. 2005. - 72 с. 10. Кузин В.С. Программно методические материалы: изобразительное искусство. 5-9 класс. М., Дрофа, 2001. – 224 11. Эдварс. Откройте в себе художника. «Попури» 12. Чиварди. Рисунок. «Эксмо» 2003 13. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Екатеринбург. «Дворец молодёжи» Методическое пособие. 2001 14. Энциклопедия рисования «РОСМЭН» 2001 Литература для детей и родителей 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте..М., 1967. 2. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: эстетическое воспитание./ М., 1973. 3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре./ Санкт-Петербург, 2004. Актуальность программы В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу составляет творческий декоративно-прикладного ручной труд искусства мастера. Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь дошкольника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения. Цель программы: создать условия для творческого развития личности старшего дошкольника, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства. Задачи программы Образовательные: углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения; формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения. Воспитательные: привитие интереса к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества; привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развивающие: развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей; формирование эстетического художественного вкуса. № п/п 1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Количество часов Наименование разделов и тем всего теория практика Экскурс в историю. 4 1 1.1 История бисера 1.2 Организация рабочего места 1.3 Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе. 1.4 Оборудование рабочего места. 2. Изготовление простейших цепочек. 2.1 Знакомство со схемами. 2.2 Низание цепочки «в одну нить». 2.3 Зайчик. 2.4 Рябиновая веточка. 2.5 Игла. Нити. Проволока. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе. 3. Украшения из бисера и стекляруса. 1 1 1 1 1 0,5 1 11 2 2 3 2 2 0,5 4 1 1 1 1 0,5 7 1 2 2 1 1 15 5 10 Брошь "Бабочка" Браслет «Божья коровка». Браслет широкий Брошь "Бабочка" (усложненный вариант) Стрекоза Снежинки Рыбка Аквариум Организация выставки (в конце темы) Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства. ИТОГО: 1 2 4 2 0,5 0,5 1 1 0,5 1,5 3 1 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.6 3.7 Форма отчета 1 1 1 1 1 1 1 1 30 12 0,5 Выставка 1 1 1 1 Выставка 18 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 1 год обучения 1. Экскурс в историю. Теоретическая часть: История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером. 2. Изготовление простейших цепочек. Теоретическая часть: Знакомство со схемами. Чтение схем. Проволока. Техника безопасности при работе с проволокой. Практическая часть: Изготовление простейших низок. Низание цепочек «в одну нить». Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой. Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций. Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме. Деревья нашего леса. Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа. Организация выставки работ в ДОУ на портале. 3. Украшения из бисера и стекляруса. Теоретическая часть: Стеклярус. Просмотр иллюстраций изделий с применением бусин и стекляруса (животные, насекомые, украшения). Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций. Практическая часть: Изготовление броши «Бабочка» (упрощенный вариант). Знакомство со схемой. Порядок сборки. Оформление броши. Изготовление броши «Божья коровка». Изготовление широкого браслета в подарок маме. Изготовление броши «Бабочка» (усложненный вариант). Изготовление «Стрекозы». Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками. Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций. Изготовление панно «Аквариум» - коллективная работа. По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ. Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения № п/п Наименование разделов и тем 1. Изготовление плоских фигурок 4 1 3 1.1 1.2 1.3 Плетение божьей коровки Плетение паучка Плетение для композиции "Мамины помощники" Плетение фигурок на тему "Обитатели морей" Изготовление панно Панно "Золотая осень" Панно "Аквариум" Рябиновая веточка. Панно "Цветы для мамочки" Панно "Веселый новый год" В мире много сказок - 1 1 1 1 1 1 Выставка - 1 1 Выставка 15 15 5 1 1 1 1 1 5 10 2 2 2 2 1 10 Лиса Алиса и кот Базилио Красавица Мальвина и Пьеро Буратино и черепаха Тортилла Дюймовочка и мышь Сватовство Дюймовочки Подготовка и проведение выставок. Итоговое занятие. Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства. 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 ИТОГО: 36 16 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Количество часов всего теория практика Форма отчета Выставка Выставка Выставка Выставка 20 СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 2 год обучения 1. Изготовление плоских фигурок из бисера. Теоретическая часть: Виды плетения (плоское, параллельное). Работа по схемам. Выразительность работ за счет цвета. Практическая часть: Подготовка рабочего места. Плетение фигурок на проволоке (кот, лиса, мышка, пароход, попугай, и др.). 2. Изготовление панно Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций. Работа со схемами, подбор бисера. Организация рабочего места. Практическая часть: Выполнение фигурок (предметы посуды, элементы дерева, елочки, снеговика и др.). Составление композиции по темам панно. 3. Изготовление сказочных персонажей (объёмные композиции) Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций сказок. Работа со схемами, подбор бисера. Организация рабочего места. Практическая часть: Выполнение фигурок (доктор Айболит, собака Авва, попугай, мартышка, Мальвина, Буратино, Муха-цокотуха, паук, и др.). Составление композиции по сказкам. Выполнение объёмных персонажей. Подготовка и проведение выставок Отбор лучших работ и оформление итоговой выставки. Оформление изделий с помощью рамок, тесьмы, плетёных корзинок, вазочек, бархата. Итоговое занятие Подведение итогов проделанной работы. Анализ результатов обучения Планируемые результаты: По окончании 1 года обучения старшие дошкольники будут знать: историю возникновения бисера, что такое бисероплетение; название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка); название и назначение ручных инструментов (кусачки, ножницы); правила безопасности труда при работе с бисером. По окончании 1 года обучения старшие дошкольники будут уметь: организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения; под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по эскизу, схеме, образцу; самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, материал и детали для работы. По окончании 2 года обучения старшие дошкольники будут знать: название материалов, ручных инструментов и приспособлений; правила безопасности труда во время бисероплетения; правила планирования и организации труда. По окончании 2 года обучения старшие дошкольники будут уметь: самостоятельно создавать эскиз, составлять схему изделия; работать самостоятельно, контролируя этапы работы; понимать и читать схемы по бисероплетению. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество учебных занятий в год по бисероплетению – 36 академических часа для каждой возрастной группы. Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Основная форма занятия – практическая творческая деятельность ребёнка. Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие, занятие – сказка. Этапы занятия: организация; повторение пройденного материала; изложение нового материала; подготовка к практической работе; практическое выполнение задания; заключительная беседа; подведение итогов, уборка рабочих мест. На заключительном занятии по каждой пройденной теме проводится подведение итогов, анализ выполненных детьми работ. Методы обучения программы разнообразны. Наиболее эффективными можно считать следующие: - словесный (осуществляется через беседы об основах техники вышивки, инструктажи о правилах поведения на занятиях); - наглядный (показ воспитанникам образцов, приемов, техник вышивки); - практический (последовательное освоение этапов вышивки, выполнение практических заданий, самостоятельных работ, домашних заданий); -объяснительно -иллюстративный (демонстрация учебных наглядных пособий, плакатов). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Материалы: бумага; клей ПВА; - деревянные заготовки; - бисер, бусины, стеклярус. пайетки, блёстки; - атласные ленты; -ткань (бархат, драп, канва, органза) - замочки, крючки, швензы. Инструменты: карандаши, фломастеры; ножницы; мононить, проволока иглы; - ластик; - нитки армированные и капроновые. Приспособления: емкость для хранения рабочего материала; х/б салфетки; Дидактико-методическое обеспечение Учебно – наглядные пособия: - по основам цветоведения, - технологические карты по основам выполнения плетения, вышивки; - схемы, рисунки узоров изучаемых видов вышивки. - схемы, рисунки узоров изучаемых видов плетения бисером. -эскизы композиций. Раздаточный дидактический материал: - схемы, эскизы будущих работ, - заготовки для будущих поделок. Методический фонд и средства обучения: - авторские работы по изучаемому творчеству; - литература по видам творчества, - тематические папки с подбором наглядного и познавательного материала по темам и разделам. - тематические беседы, конспекты - конспекты открытых занятий, - диагностика; - журналы по рукоделию; - образцы изделий из бисера; - папка с иллюстрациями. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Контрольное задание «Сплети игрушку» по итогам первого года обучения: Цель задания: определить уровень умения плести из бисера плоскостные фигурки по заданной схеме. Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка. Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, петельное, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести. Анализ результатов: Показатели: - умение готовить рабочее место; - умение самостоятельно выбирать необходимый материал; - умение работать со схемой; - владение техникой параллельного плетения; - владение техникой петельного плетения; - эстетичность. Определение уровня освоения навыков бисероплетения № Список детей Показатели Общий балл Уровень Эстетичность Владение техникой петельного плетения Владение техникой параллельного плетения Умение работать со схемой Умение самостоятельно выбирать необходимый материал Умение готовить рабочее место (Ф.И.О.) 1. 2. 3. 4. … Критерии оценки: 1 балл- навык сформирован; 2 балла- навык не сформирован; 6-7 баллов- низкий уровень; 8-9 баллов- средний уровень; 10-12 баллов- высокий уровень. Контрольное задание «Сплети фигурку» по итогам второго года обучения: Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка. Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, петельное, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести. Анализ результатов: Показатели: - умение работать с проволокой; - умение сочетать цвета; - умение работать со схемой; - владение техниками плетения (параллельное плетение, петельное плетение); - владение терминологией. Определение уровня освоения навыков бисероплетения 1. 2. 3. 4. … Критерии оценки: 1 балл- навык сформирован; 2 балла- навык не сформирован; 6-7 баллов- низкий уровень; 8-9 баллов- средний уровень; 10-12 баллов- высокий уровень. Общий балл владение терминологией. владение техниками плетения умение работать со схемой Показатели умение сочетать цвета Список детей (Ф.И.О.) умение работать с проволокой № Уровень СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Литература для педагога: 1. Закон Российской федерации «Об образовании», АСТ. Астрель. Москва .2003. 2. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. – Екатеринбург. Объединение «Дворец молодежи». 2001г.- 20с. 3. Программа «Нитка разговора – бисеринки слов» автор Плотникова Н.М. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Центр внешкольной работы Чкаловского района г.Екатеринбурга. – Екатеринбург, 2004г. 4. Программа «Искусство бисероплетения» автор Насонова Е.А., 2000г. Отдел образования и культуры Администрации М.О. «п.Верх-Нейвинский» Детско-юношеский Центр дополнительного образования. 5. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер / художник В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, и К », 1999г. – 224с., ил. – (серия : «Бабушкин сундучок»). 6. М.Я.Ануфриева Искусство бисерного плетения. - Современная школа. - Издательство "Культура и традиции". 2006г. - 399с., - иллюстрации. 7. Кадыцин Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: Учебное пособие. Издание второе. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Росс. гос. проф. пед. ун-т», 2009, 192с. 8. Колодяжная Т.П. Личностно-ориентированное воспитание: историко-педагогические аспекты (учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей) 2-е издание. –М.: Перспектива, 2009, 36с. 9. Самыгин С.И. Педагогика для студентов вузов/ С.И.Самыгин, А.Т.Латышева, С.А. Сущенко. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 156с. Литература для детей: 1. Ингрид Морас Животные из бисера. Идеи для вашего творчества. Перевод с немецкого З.С. Золотухиной. Издательство АРТ-РОДНИК, Издание на русском языке, 2007г. 2. Фадеева, Е.В. Простые поделки из бисера / Елена Фадеева. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 144с.: цв.ил.- (Внимание: дети!). 3. Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева.- М.: Айрис-пресс, 2007 – 176с.: цв.ил. – (Внимание: дети!). 4. Ткаченко Т.Б. Подарки из бисера / Т.Б. Ткаченко, Э.Ю.Исакова. – Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007г. – 219с.: (8) цв.ил. – (Мир вашего ребенка). 5. Лындина Ю.С. Фигурки из бисера. 250 фигурок для игры и подарков. Издательство «Культура и традиции», 2004г. 6. Белов Н.В. Фигурки из бисера / авт. – сост. Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2007. – 144с.: ил. 7. Лоран Катио Животные, птицы, насекомые. Перевод с французского. Перевод и издание на русском языке «Издательская «Контэнт»»,2010г. 8. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. Издательство «Культура и традиции», Москва,2006г. 9. Ляукина М.В. группа Бисер. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 144с.: ил. – (Для начинающих). 10. Ткаченко Т.Б. Плетем цветы из бисера. Кн.1 / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – РОСТОВ н/Д: Феникс, 2006г. – 64с. (сказочный мир бисера). 11. Ткаченко Т.Б. Плетем цветы из бисера. Кн.2 / Т.Б.Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 64с. (сказочный мир бисера). 12. Ткаченко Т.Б. Плетем насекомых из бисера / Т.Б.Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов н /Д: Феникс, 2006г. – 64с. (сказочный мир бисера). 13. Ткаченко Т.Б. Плетем бабочек из бисера. Кн1/ Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. -64с. (сказочный мир бисера). 14. Ткаченко Т.Б. Плетем рыбок из бисера / Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г. -64с. (сказочный мир бисера). 15. Ткаченко Т.Б. Плетем деревья из бисера / Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. -64с. (сказочный мир бисера). 16. Ткаченко Т.Б. Плетем снежинки из бисера / Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г. -64с. (сказочный мир бисера). 17. Магина А.Р. Поделки из бисера для любимой мамочки / А.Р. Магина. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007г. – 31,(1) с.: ил. – (Подарок своими руками). 18. Виноградова Е.Г. Цветы из бисера / Виноградова Е.Г. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007г. – 31,(1) с.: ил. – (Подарок своими руками). 19. Хмара З.А. Поделки из бисера / З.А. Хмара, А.В. Хмара. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2005г. – 62 ,(2)с.: ил. – (Подарок своими руками). 20. Виноградова Е.Г. Картины и панно из бисера / Виноградова Е.Г. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007г. – 32 с.: ил. – (Подарок своими руками). 21. Бондарева Н.И. Цветы из бисера. / Н.И. Бондарева. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 48с. – (О,кей). 22. Андриянова О.А. Бисер и стеклярус. Фантазии и идеи. – Москва. РОСМЭН. 2008г.