народные инструменты ФГТ

1

I. Пояснительная записка
Настоящая

1.1.

общеобразовательная

программа

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты» (далее – программа
«Народные

инструменты»)

составлена

на

основе

федеральных

государственных требований (далее – ФГТ), которые

устанавливают

обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям
реализации.
1.2. Программа «Народные инструменты» составлена с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из
народных инструментах (баяне, аккордеоне), позволяющих творчески
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и
оркестрового исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
-

приобщение

детей

к

коллективному

музицированию,

исполнительским традициям оркестров народных инструментов;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Народные инструменты»
и

основных

профессиональных

образовательных
2

программ

среднего

профессионального и высшего профессионального образования в области
музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
-

воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,

позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению

в

соответствии

с

программными

требованиями

учебной

информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению
навыков

творческой

деятельности,

в

том

музицирования, осуществлению самостоятельного

числе

коллективного

контроля

за своей

учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных
способов достижения результата.
3

1.5.

Срок

освоения

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Народные инструменты» для детей,
поступивших в школу (далее – ОУ) в первый класс в возрасте с шести лет
шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
1.6. Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
1.7. ОУ имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также
по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.8. При приеме на обучение по программе «Народные инструменты»
ОУ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих
определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной
памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно
подготовленные музыкальные произведения на народном инструменте.
1.9.

Оценка качества образования по программе «Народные

инструменты» производится на основе ФГТ.
1.10. Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Народные инструменты»

завершается

итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ.
1.11. Требования к условиям реализации программы «Народные
инструменты»

представляют

собой

систему

требований

к

учебно-

методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям реализации программы «Народные инструменты» с целью
достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
1.12. С целью обеспечения высокого качества образования, его
доступности,

открытости,

привлекательности
4

для

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей)

и

всего

общества,

духовно-

нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:


выявления и развития одаренных детей в области музыкального

искусства;


организации творческой деятельности

обучающихся путем

проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастерклассов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных
представлений и др.);


организации посещений обучающимися учреждений культуры и

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);


организации

творческой

и

культурно-просветительской

деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе
по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего
профессионального

образования,

реализующими

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;


использования в образовательном процессе образовательных

технологий,

основанных

на

лучших

достижениях

отечественного

образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
музыкального искусства и образования;

поддержке

эффективной

самостоятельной

педагогических

работников

работы
и

обучающихся

родителей

при

(законных

представителей) обучающихся;


построения содержания программы «Народные инструменты» с

учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;


эффективного управления ОУ.
5

1.13. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой
классы 33 недели. При реализации программы «Народные инструменты» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в
восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
(См. график учебного процесса, Устав ОУ)
1.14. С первого по девятый классы в течение учебного года
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования. (См. график учебного
процесса, Устав ОУ)
1.15. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от
2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). (См.
учебные планы).
1.16. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и
навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы
включительно,

имеют

право

на

освоение

программы

«Народные

инструменты» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы
(восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
1.17. ОУ должно обеспечивать реализацию учебного предмета
«Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут
подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный
хор.
6

ОУ должно обеспечивать условия для создания учебного оркестра
(народных

инструментов

или

национальных

инструментов)

путем

пропорционального формирования контингента обучающихся с целью
реализации в вариативной части ОП учебного предмета «Оркестровый
класс». В случае реализации в вариативной части ОП учебного предмета
«Оркестровый

класс»

учебные

оркестровые

коллективы

могут

доукомплектовываться приглашенными артистами до 25 процентов от
необходимого состава оркестра.
Оркестровые и хоровые учебные коллективы должны участвовать в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
1.18. Программа «Народные инструменты» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
1.19.

Внеаудиторная

(самостоятельная)

работа

обучающихся

сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. (См.
учебные программы по предметам).
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний,

театров,

концертных

залов,

музеев

и

др.),

участие

обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
ОУ.
Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудиои видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по
каждому учебному предмету.
1.20. Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут
7

проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме
196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 234 часа с
дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается
ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную

работу

обучающихся

и

методическую

работу

преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после
окончания

промежуточной

аттестации

(экзаменационной)

с

целью

обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул. (См. учебный план).
1.21.

Оценка

инструменты»

качества

включает

в

реализации

себя

текущий

программы
контроль

«Народные
успеваемости,

промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить

в

виде

технических

зачетов,

академических

концертов,

исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По

завершении

изучения

учебных

предметов

по

итогам

промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании ОУ.
8

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ
разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля

успеваемости

обучающихся.

Для

аттестации

обучающихся

создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями

настоящих

ФГТ,

соответствовать

целям

и

задачам

программы «Народные инструменты» и её учебному плану. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки
выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти.
Требования

к

содержанию

итоговой

аттестации

обучающихся

определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Временной

интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.

9

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно.
ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
настоящими ФГТ.
При

прохождении

продемонстрировать

итоговой

знания,

аттестации

умения

и

выпускник

навыки

в

должен

соответствии

с

программными требованиями, в том числе:
-

знание

композиторов,

творческих
музыкальных

биографий

зарубежных

произведений,

и

отечественных

основных

исторических

периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими
видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, репертуара для народных
инструментов, в том числе ансамблевого и оркестрового;
- достаточный технический уровень владения народным инструментом
для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных форм и жанров;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
1.22. Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню
учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме,

соответствующем

требованиям

программы

«Народные

инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам
10

предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый
обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
1.23. Реализация программы «Народные инструменты» обеспечивается
педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или
высшее

профессиональное

образование,

соответствующее

профилю

преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере,

или

образование

специалистами,
и

стаж

имеющими

практической

среднее

работы

профессиональное

в

соответствующей

профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую,

культурно-просветительскую

работу,

а

также

освоение

дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность
работников

должна

профессионального
обеспечиваться

развития
освоением

педагогических
дополнительных

профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в
три года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной
11

деятельности.

Педагогические

работники

ОУ

должны

осуществлять

творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ,
реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и
профессиональные,

с

целью

обеспечения

возможности

восполнения

недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Народные
инструменты», использования передовых педагогических технологий.
Финансовые

1.24.

условия

реализации

программы

«Народные

инструменты» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Народные инструменты»

необходимо

планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и
методической целесообразности:
- по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному
учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
- по учебному предмету «Ансамбль» - от 60 до 100 процентов
аудиторного учебного времени.
Материально-технические

1.25.
«Народные

инструменты»

условия

обеспечивают

реализации

возможность

программы
достижения

обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая

база

ОУ

должна

соответствовать

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно
соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных
помещений.
Для реализации программы «Народные инструменты» минимально
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов
и материально-технического обеспечения включает в себя:


концертный

зал

с

концертным

звукотехническим оборудованием,


библиотеку,
12

пианино,

пультами

и



учебные

аудитории

для

групповых,

мелкогрупповых

и

индивидуальных занятий,


учебную аудиторию для занятий по учебному предмету

«Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для
хора, пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Специальность» и «Фортепиано», оснащаются пианино.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Фортепиано»
должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для занятий по учебным предметам
«Специальность» не менее 9 кв.м., «Ансамбль» - не менее 12 кв.м. Учебные
аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание
музыки»,

«Сольфеджио»,

«Музыкальная

литература

(зарубежная,

отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются фортепиано,
звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
ОУ должно иметь комплект народных или национальных инструментов
для детей разного возраста.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В

ОУ

создаются

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает
выступления учебных коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых) в
сценических костюмах.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Народные инструменты»
Минимум содержания программы «Народные инструменты» должен
обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение

ею

в

процессе

освоения

образовательных

программ

музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
13

2.1.

Результатом

освоения

программы

«Фортепиано»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей,
характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и при игре в ансамбле/оркестре на народном инструменте;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей на народном инструменте;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании

несложного

музыкального

произведения

на

народном

инструменте;
-

умения

создавать

художественный

образ при

исполнении

музыкального произведения на народном инструменте;
- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
- навыков импровизации на народном инструменте, чтения с листа
несложных музыкальных произведений на народном инструменте и на
фортепиано;
- навыков подбора по слуху;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
-

навыков

публичных

выступлений

оркестровых);
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;

14

(сольных,

ансамблевых,

-

знания

основных

этапов

жизненного

и

творческого

пути

отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими
музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных
форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а
также фортепиано;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
-

сформированных

вокально-интонационных

навыков

ладового

чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
2.2. Результатом освоения программы «Народные инструменты» с
дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. ФГТ
предметных областей, является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного сольного репертуара для народных инструментов;
- знания ансамблевого и оркестрового репертуара для народных
инструментов;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений;
15

- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле и в
оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со
стилевыми особенностями;
- навыков подбора по слуху;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в
области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки
(знания основных элементов музыкального языка, принципов строения
музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения
осуществлять

построение

интервалов

и

аккордов,

группировку

длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с
объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
2.3. Результаты освоения программы «Народные инструменты» по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
2.3.1. Специальность:


наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

навыков,
народного

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
позволяющий
инструмента

использовать
для

многообразные

достижения

наиболее

возможности
убедительной

интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;


знание репертуара для народного инструмента, включающего

произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
16

сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры)

в

соответствии с программными требованиями;


знание

художественно-исполнительских

возможностей

народного инструмента;


знание профессиональной терминологии;



умение читать с листа несложные музыкальные произведения;



навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;


навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;


наличие

творческой

инициативы,

сформированных

представлений о методике разучивания музыкальных произведений и
приемах работы над исполнительскими трудностями;


наличие

музыкальной

памяти,

развитого

полифонического

мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;


наличие

элементарных

навыков

репетиционно-концертной

работы в качестве солиста.
2.3.2. Ансамбль:


сформированный комплекс умений и навыков в области

коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла;


знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на

разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;


навыки

ансамблевого

по

решению

музыкально-исполнительских

исполнительства,

обусловленные

17

задач

художественным

содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
2.3.3. Фортепиано:
– знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
– владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
2.3.4. Хоровой класс:


знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых

особенностей

хоровых

партитур,

художественно-исполнительских

возможностей хорового коллектива;


умение

передавать

авторский

замысел

музыкального

произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;


навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в

том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым
коллективом;


сформированные практические навыки исполнения авторских,

народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;


наличие практических навыков исполнения партий в составе

вокального ансамбля и хорового коллектива.
2.3.5. Сольфеджио:


сформированный

комплекс

знаний,

умений

и

навыков,

отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и
18

памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей,
способствующих творческой самостоятельности, в том числе:


первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной

музыкальной терминологии;


умение

сольфеджировать

одноголосные,

двухголосные

музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней
трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и
анализировать аккордовые и интервальные цепочки;


умение импровизировать на заданные музыкальные темы или

ритмические построения;


навыки владения элементами музыкального языка (исполнение

на инструменте, запись по слуху и т.п.).
2.3.6. Слушание музыки:


наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее

основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;


способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе

восприятия музыкального произведения


умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от

прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с
фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов
искусств.
2.3.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):


первичные знания о роли и значении музыкального искусства в

системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;


знание творческих биографий зарубежных и отечественных

композиторов согласно программным требованиям;


знание

в

соответствии

с

программными

требованиями

музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов
19

различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко
до современности;


умение исполнять на музыкальном инструменте тематический

материал пройденных музыкальных произведений;

формы,

навыки теоретического анализа музыкального произведения –
стилевых

особенностей,

жанровых

черт,

фактурных,

метроритмических, ладовых особенностей;


знание основных исторических периодов развития зарубежного и

отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой),
основных стилистических направлений, жанров;


знание особенностей национальных традиций, фольклорных

истоков музыки;


знание профессиональной музыкальной терминологии;



сформированные

основы

эстетических

взглядов,

художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;


умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о

творчестве композиторов;


умение определять на слух фрагменты того или иного изученного

музыкального произведения;


навыки по восприятию музыкального произведения, умение

выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать
ассоциативные связи с другими видами искусств.
2.3.8. Элементарная теория музыки:


знание основных элементов музыкального языка (понятий –

звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение,
модуляция);

20



первичные знания о строении музыкальной ткани, типах

изложения музыкального материала;


умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с

объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;


наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с

точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного
изложения материала (типов фактур).

21

III. Учебный план по ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Отделение «Детская школа искусств»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Утверждаю
Директор МКОУ ДОД «Нижнесергинский ЦДОД»
Малюков В.Ю.
(подпись)
"____" _______________20
г.
МП
Срок обучения – 8 лет

Структура и объем ОП
Обязательная часть
Музыкальное
ПО.01.
исполнительство
ПО.01.УП.01 Специальность

4

4528
3523

2190
1778

2222

1301

1316

757

8

9

10

11

12

13

14

15

16

8-й класс

7-й класс

6-й класс

5-й класс

4-й класс

3-й класс

2-й класс

1-й класс

7

Распределение по годам обучения

Экзамены

6

Зачеты

5

Промежуточная
аттестация
(по
полугодиям)2)

контрольные уроки

Индивидуальны
е занятия

в

3

Мелкогрупповы
е занятия

2

Трудоемкость
часах

в

частей,
областей,
учебных

Аудиторные занятия
(в часах)

Групповые
занятия

1

Наименование
предметных
разделов
и
предметов

Самост.
работа

Трудоемкость
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максима
льная
учебная
нагрузка

17

18

33

33

33

2

2,5

2,5

Количество недель аудиторных занятий

2338

32

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

1745
921
559

22

1-

2-

2,4

2

2

2

2

2

ПО.01.УП.02 Ансамбль

330

165

ПО.01.УП.03 Фортепиано

429

330

ПО.01.УП.04 Хоровой класс
ПО.02.
Теория и история музыки

147
1135

49
477

165
99
98

641,5

263

37
8,5

ПО.02.УП.02 Слушание музыки

147

49

98

165

18
1,5

Музыкальная
литература
346,5
(зарубежная, отечественная)

Аудиторная
нагрузка
предметным областям:

по

-

814

16

1

1

1

1

1

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

-

-

1

1

1

-

12,
16

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

6

-

1

1

1

-

16

1

1

1

1

1,5

816
6

,6
…16

2,4
6,8
10,
14,
15
2,4
8,
10,
12,
14

двум

Максимальная
нагрузка
по
двум
3357
предметным областям:
Количество
контрольных
уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть
1005
В.01.УП.01
Сольфеджио
213
В.02.УП.02

14

658

ПО.02.УП.01 Сольфеджио

ПО.02.УП.03

15

Элементарная теория музыки 132

1778

412
98,5

1579

5

5,5

5,5

6

6

6

6,5

7,5

1579

9

9,5

9,5

14

14

14

15,5

16,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

18

14

11

114,
5

-

-

66

-

14,
16

593

66

23

-

В.03.УП.03

музицирование

198

99

В.04.УП.04

Ансамбль

132

66

В.05.УП.05

Хоровой класс

330

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
4362
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации
166
Специальность
К.03.01.
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная, отечественная)
Ансамбль
К.03.04.
Сводный хор
К.03.05.

82,5

2190

99

3,4
,5,
614

-

0,5

0,5

1

1

-

-

2172

6

2172

10,5

4,6

66
12,
14,
16

247,
5

29
-

-

166
62
20

-

28

-

0,5

0,5

0,5

0,5

-

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

7,5

7,5

8,5

8,5

8,5

9,5

10

13,5

13,5

18

18

19

20,5

20,5

8
4

8
4

14
Годовая нагрузка в часах
6
8
8
8
8
8
2
2
2
2
4

10
14
60

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная
(экзаменационная)

7

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

ИА.04.02.01.
ИА.04.02.02.
ИА.04.02.03.

Специальность
Сольфеджио
Музыкальная

2

2

2

4

4

2
8

2
8

2
8

2
8

2
8

2
8

2
8

1

1

1

1

1

1

1

2

1
0,5
литература 0,5

24

(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени7)
8
1.В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета
и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации
учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным
учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием
преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до
100% от объема времени аудиторных занятий вариативной части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на
самостоятельную работу (например, «Ритмика»). При формировании образовательным учреждением вариативной части, а также при
введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции
подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда
педагогических работников.
2. В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 учебных полугодий за 8 лет. При выставлении
многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные учебные полугодия,
включая 15-й; «9–12» – и четные и нечетные учебные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде
зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия
образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае
окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка,
которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по
учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти.
3. По учебному предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты,
зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для
концертмейстера предусматриваются по учебному предмету «Специальность» в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.
4. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному
хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени
(в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства).
5. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов.
6. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени.
В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся

25

и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной)
аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального
искусства.
2. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся 1-4 классов(младший хор); хор из
обучающихся 5–8 классов (старший хор). В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. При
наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать предмет «Хоровой
класс» на протяжении всего периода обучения. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета после третьего класса, часы,
предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются на усмотрение образовательного учреждения для консультаций по другим
учебным предметам.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной
части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность» – 1-3 классы – по 2 часа в неделю; 4-6 классы – по 3 часа в неделю; 7-8 классы – по 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в
неделю; «Фортепиано» – 2 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5
часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю, «Музицирование» - 0,5 часа в неделю,
«Элементарная теория музыки» - 1 час в неделю.

26

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Отделение «Детская школа искусств»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Народные инструменты»

379,5

389

Обязательная часть

603,5

297

306,5

346,5

198

-

214,5
132

132
66

82,5
66

27

17
18

9

2-е полугодие

1-е полугодие

82,5

768,5

по

66

Структура и объем ОП

8

Экзамены
полугодиям

7

4

Промежуточная
аттестация
(по
учебным Распределение
по
полугодиям)
учебным полугодиям
Зачеты,
контрольные
по
уроки
полугодиям

6

3

Индивидуальны
е занятия

Мелкогрупповы
е занятия

5

2

Музыкальное
исполнительство
ПО.01.УП.01 Специальность2)
ПО.01.УП.02 Ансамбль3)
ПО.01.

Групповые
занятия

1

Аудиторные занятия
(в часах)

Трудоемкость в
часах

Самост.
работа

Трудоемкость в
часах

Утверждаю
Директор МКОУ ДОД «Нижнесергинский ЦДОД»
Малюков В.Ю.
(подпись)
"____" _______________ 20
г.
МП
Максималь
ная
учебная
Индекс
предметных Наименование
частей, нагрузка
областей,
предметных
областей,
разделов и разделов, учебных предметов
учебных
предметов

10
11
Количество
недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка в
часах

2,5
2

2,5
2

ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
Музыкальная
литература
ПО.02.УП.02
(зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03 Элементарная теория музыки
Аудиторная
нагрузка
по
двум
предметным областям:
Максимальная
нагрузка
по
двум
предметным областям:
Количество
контрольных
уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть4)
В.01.УП.01
Хоровой класс5)
В.02.УП.02
Фортепиано
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.

Консультации8)

К.03.01.
К.03.02.
К.03.04.
К.03.05.

Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
(зарубежная, отечественная)
Ансамбль
Сводный хор5)

А.04.00.

Аттестация

К.03.03

231
82,5

99
33

82,5

33

66

33

577,5

-

17

1,5

1,5

49,5

17

1,5

1,5

33

17,18

1

1

280,5

8,5

8,5

280,5

16,5

16,5

1,5
1

1,5
1

363

11

11

363

21,5

21,5

-

297

132
49,5

6
165
66
99

742,5

82,5
16,5
66

82,5
49,5
33

379,5

18
17,18

9
26

-

4
4

4

2

2
8

8

Годовой объем в неделях

28

Годовая нагрузка в
часах
8
4

26

8

-

ИА.04.01.
ИА.04.01.01.
ИА.04.01.02.

Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
ИА.04.01.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени8)

2
1
0,5

2

0,5
1

Примечание к учебному плану
1. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем
самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность» – 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)» – 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки» – 1 час в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю.
2. При наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать учебный
предмет «Хоровой класс» на протяжении всего периода обучения. В случае реализации учебного предмета «Хоровой класс» и консультаций
по «Сводному хору» для концертмейстера предусматриваются часы в объеме не менее 80% от аудиторного времени. При реализации
учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. В
случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются на
усмотрение образовательного учреждения на консультации по другим учебным предметам.
3. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
4. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации – это обязательный раздел структуры ОП. Они могут проводиться
рассредоточенно или в счет резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. По учебным предметам, выносимым на
итоговую аттестацию, проводить консультации рекомендуется в счет резерва учебного времени.

29

IV. График учебного процесса
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
детей
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Отделение «Детская школа искусств»

График образовательного процесса
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ
ДОД
«Нижнесергинский ЦДОД»
Малюков
В.Ю.
(подпись)
«____» _______________ 20
года
МП

Срок обучения – 8 лет

Дополнительная
предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Народные инструменты»

1. График учебного процесса

=

=
=

11 – 17

4 – 10

27.04. – 3.05

20 – 26

13 – 19

6 – 12

30.03 – 5.04

23 – 29

16 – 22

6 – 12

=

29.06 – 5.07

=

22 – 28

=

15 – 21

=

Июль

8 – 14

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

1–7

=

Май

=
=
=
=
=
=
=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

25 – 31

=

Апрель

18 – 24

=

9 – 15

2 –8

23.02 – 1.03

16 – 22

9 – 15

2 –8

Март

=

=

=

26.01 – 1.02

=

=

Февраль

19 – 25

=

12 – 18

22 – 28

15 – 21

8 – 14

1–7

24 – 30

Январь

5 – 11

=
=
=
=
=
=
=
=

Декабрь

17 – 23

10 – 16

3–9

Ноябрь

27.10 – 2.11

20 – 26

13 – 19

6 – 12

29.09 – 5.10

22 – 28

15 – 21

8 – 14

Октябрь

29.12 – 4.01

1
2
3
4
5
6
7
8

1–7

Классы

Сентябрь

р
р
р
р
р
р
р
р

э
э
э
э
э
э
э
III

III

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени
р

Промежуточная Итоговая
аттестация
аттестация
э

III

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
детей
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
Отделение «Детская школа искусств»
График образовательного процесса
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДОД «НИжнесергинский
ЦДОД»
Малюков
В.Ю.
(подпись)
«____» _______________ 20
года
МП

30

Срок обучения – 9 лет

Дополнительная предпрофесс
в области музыкального искус
«народные инструменты»

1. График учебного процесса

э
э
э
э
э
э
э
э
ш

29.06 – 5.07

22 – 28

И

15 – 21

8 – 14

1–7

II

р
р
р
р
р
р
р
р
р

25 – 31

4 – 10

Июнь

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=
=

27.04. – 3.05

Май

20 – 26

13 – 19

6 – 12

30.03 – 5.04

=

23 – 29

=

Апрель

16 – 22

=

9 – 15

=

=

=

2 –8

=

=

Март

23.02 – 1.03

=

=

16 – 22

=

=

9 – 15

=

=

2 –8

=

26.01 – 1.02

=

19 – 25

=

=

12 – 18

=

Февраль

11 – 17

=
=
=
=
=
=
=
=
=

5 – 11

Январь

22 – 28

15 – 21

8 – 14

1–7

24 – 30

Декабрь

17 – 23

10 – 16

3–9

27.10 – 2.11

Ноябрь

20 – 26

13 – 19

6 – 12

29.09 – 5.10

22 – 28

15 – 21

8 – 14

Октябрь

29.12 – 4.01

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1–7

Классы

Сентябрь

= = = = = =
= = = = = =
= = = = = =
= = = = = =
= = = = = =
= = = = = =
= = = = = =
= = = = = =
I

ИТО

Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени
р

Промежуточная Итоговая
аттестация
аттестация
э

31

III

V. Программы учебных предметов. (Приложение)
Программа «Народные инструменты» устанавливает планируемые
результаты освоения следующих учебных предметов в соответствии с
учебным планом.
ПО 01. Музыкальное исполнительство:
ПО.01.УП.01. Специальность
ПО.01.УП.02. Ансамбль
ПО.01.УП.03. Фортепиано
ПО.01.УП.04. Хоровой класс
ПО.02. Теория и история:
ПО.02.УП.01. Сольфеджио
ПО.02.УП.02. Слушание музыки
ПО.02.УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
В.00. Вариативная часть:
В.01.УП.01. Сольфеджио
В.02.УП.02. Элементарная теория музыки
В.03.УП.03. Музицирование
В.04.УП.04. Ансамбль
В.05.УП.05. Хоровой класс
VI. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
программы «Народные инструменты»
Оценка качества реализации программы «Народные инструменты» включает
в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля
успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы,
письменные
работы,
тестирование,
академические
концерты,
прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде
технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты
в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ОУ.
32

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-«; «4+»; «4»; «4-«; «3+»; «3»; «3-»; «2»
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно;
Музыкальное исполнительство
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в
соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами
исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного
осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических
задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
33

- однообразие и монотонность звучания.
.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Теория и история музыки
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:

чистота интонации;

ритмическая точность;

синтаксическая осмысленность фразировки;

выразительность исполнения;

владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:

владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:

умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:

не достаточно чистая интонация;

не достаточная ритмическая точность;

синтаксическая осмысленность фразировки;

выразительность исполнения;

не достаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
34


владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных
музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических
и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:

умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:

не точная интонация;

не достаточная ритмическая точность;

синтаксическая осмысленность фразировки;

не достаточная выразительность исполнения;

слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:

слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;

слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:

не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории
музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:

не точная интонация;

ритмическая неточность;

отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;

не выразительное исполнение;

не владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
35


не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

не владение навыками осмысленного слухового восприятия
законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;

не владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:

не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и
элементарной теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки,
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные
средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического
материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства
музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на
уровне требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».