1 2 Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» отделение - «Детская школа искусств» Составитель: Л.А. Кривоногова Преподаватель МКУДО «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» отделение - «Детская школа искусств» Образовательная программа обсуждена на педагогическом совете МКУДО «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» отделение - «Детская школа искусств» Протокол от Директор г. № _ В.Ю. Малюков 3 СОДЕРЖАНИЕ Структура программы ........................................................................................................................... 4 I. Пояснительная записка ...................................................................................................................... 5 II. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПП «Живопись» ................................... 7 III. Учебный план ................................................................................................................................. 11 IV. Календарный учебный график ..................................................................................................... 18 V. Программы учебных предметов ................................................................................................... 21 VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ДПП «Живопись»............................................................................................................................... 21 VII. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности МКУДО « Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» Отделение « Детская школа искусств» .............................................................................................. 34 VIII. Требования к условиям реализации программы «Живопись» .............................................. 35 4 Структура программы I. Пояснительная записка II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Живопись» III. Учебный план IV. Календарный учебный график V. Программы учебных предметов VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы «Живопись» VII. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности МКУДО « Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» Отделение « Детская школа искусств» VIII. Требования к условиям реализации программы «Живопись» 4 I. Пояснительная записка 1.1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (далее – ДПП «Живопись») определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» отделение «Детская школа искусств» (далее Центр). Центр вправе реализовывать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства «Живопись» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. 1.2. Настоящая ДПП «Живопись» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №156, «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 № 86. ФГТ «Живопись» устанавливают обязательные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. 1.3. ДПП «Живопись» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. 1.4. ДПП «Живопись» разработана с учётом: обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства; сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 1.5. Цели ДПП «Живопись»: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; 5 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 1.6. Срок освоения ДПП «Живопись» для детей, поступивших в первый класс Центра в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет. 1.7. Срок освоения ДПП «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год и составляет 9 лет. 1.8. При приеме на обучение по ДПП «Живопись» Цент проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения ДПП «Живопись». Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются Центр самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний (экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие способностей к изобразительному искусству. Дополнительно поступающий должен предоставить самостоятельно подготовленные художественные работы. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение ДПП «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. 1.9. Оценка качества образования по ДПП «Живопись» производится на основе ФГТ. 1.10. Освоение обучающимися ДПП «Живопись», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Центром. 6 II. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПП «Живопись» Минимум содержания ДПП «Живопись» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 2.1. Планируемые результаты освоения ДПП «Живопись»составлены на основании ФГТ «Живопись» и должны обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в предметных областях: в области художественного творчества: знания терминологии изобразительного искусства; умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; навыков анализа цветового строя произведений живописи; навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; навыков подготовки работ к экспозиции. в области пленэрных занятий: знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами; знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность; умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция». в области истории искусств: знания основных этапов развития изобразительного искусства; умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности; первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды. 2.2. Результатом освоения ДПП «Живопись», сверх обозначенных в пункте 2.1. настоящей программы предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области живописи: знания классического художественного наследия, художественных школ; умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; 7 умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи; навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники. в области пленэрных занятий: знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения; умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. в области истории искусств: знания основных произведений изобразительного искусства; умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем; навыков восприятия современного искусства. 2.3. Результаты освоения ДПП должны отражать: «Живопись» по учебным предметам обязательной части ПО.01.Художественное творчество (далее ПО.01.) ПО.01.УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисования: знание различных видов изобразительного искусства; знание основных жанров изобразительного искусства; знание основ цветоведения; знание основных выразительных средств изобразительного искусства; знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии - ассиметрии; умение работать с различными материалами; умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках; навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения; навыки передачи формы, характера предмета; наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения; наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности. ПО.01.УП.02. Прикладное творчество: знание понятий в «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»; знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности; умение работать с различными материалами; умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; умение изготавливать игрушки из различных материалов; навыки заполнения объемной формы узором; навыки ритмического заполнения поверхности; навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения. 8 ПО.01.УП.03. Лепка: знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»; знание оборудования и пластических материалов; умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму; умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов; умение работать с натуры и по памяти; умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки конструктивного и пластического способов лепки. ПО.01.УП.01. Рисунок: знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов перспективы; умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; умение моделировать форму сложных предметов тоном; умение последовательно вести длительную постановку; умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки в выполнении линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета; навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. ПО.01.УП.02. Живопись: знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; знание разнообразных техник живописи; знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы. ПО.01.УП.03. Композиция станковая: знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах; умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности; 9 умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; навыки работы по композиции. ПО.02.История искусства (далее ПО.02.) ПО.02.УП.01. Беседы об искусстве: сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства; знание особенностей языка различных видов искусства; первичные навыки анализа произведения искусства. ПО.02.УП.02. История изобразительного искусства: знание основных этапов развития изобразительного искусства; первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание основных понятий изобразительного искусства; знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве; сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства; умение выделять основные черты художественного стиля; умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника; навыки анализа произведения изобразительного искусства. ПО.03.Пленэр (далее ПО.03.) ПО.03.УП.01. Пленэр: знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения; знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция; умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; навыки восприятия натуры в естественной природной среде; навыки передачи световоздушной перспективы; навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. 10 III. Учебный план 3.1. ДПП «Живопись» включает в себя учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет. Учебный план, определяет содержание и организацию образовательного процесса в Центе по ДПП «Живопись», разработан с учетом преемственности образовательных программ в области изобразительного искусства среднего профессионального и высшего профессионального образования, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального творческого развития обучающихся. Учебные планы ДПП «Живопись» предусматривают максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся. Учебные планы разработаны на основании ФГТ, в соответствии с календарным учебным графиком Центра и сроком обучения по программе «Живопись» 8 лет, а также отражают структуру программы «Живопись», установленную ФГТ, в частности: наименования предметных областей и разделов; форм проведения учебных занятий; проведения консультаций; итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся). Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, предусмотренный ДПП «Живопись» не превышает 26 часов в неделю. Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени, предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие обучающихся в творческой и культурно-просветительской деятельности Центра не превышает 14 часов в неделю. Учебный план ДПП «Живопись» содержит следующие предметные области (далее ПО): ПО.01. Художественное творчество; ПО.02. История искусств; ПО.03. Пленэрные занятия; В.00. Вариативная часть и разделы: консультации, текущая аттестация, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. 11 УЧЕБНЫЙ ПЛАН по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» Нормативный срок обучения – 8 лет 1 Структура и объем ОП 44825109 4482 3752 19592124 1959 1745 2523-2985 2523 2007 392 196 196 2,4 294 294 98 98 196 196 891 396 495 2,4,6 2,4,6 7,9 … -15 Живопись 7 8 8-й класс 7-й класс 6-й класс 5-й класс 4-й класс 3-й класс 2-й класс Распределение по годам обучения 1-й класс Экзамены Зачеты, контрольные уроки Мелкогрупповые занятия Индивидуальные занятия 4 ПО.01.УП.04. 6 (по полугодиям)2) 3 ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.01. 5 Промежуточ ная аттестация 2 Обязательная часть Художественное творчество Основы изобразительной грамоты и рисование Прикладное творчество Лепка ПО.01. Аудиторные занятия (в часах) Групповые занятия Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоемкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоемкость в часах Максимальная Самост. учебная работа нагрузка Количество недель аудиторных занятий 9 32 33 33 33 33 33 33 33 10 11 12 13 14 15 16 17 Недельная нагрузка в часах 6 8… -14 2 2 2 2 2 2 2 2 3 12 ПО.01.УП.05. Рисунок3) 957 396 561 ПО.01.УП.06. Композиция станковая 924 561 363 477 147 214 49 263 330 165 ПО.02. ПО.02.УП.01. История искусств Беседы об искусстве История изобразительного ПО.02.УП.02. искусства Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: Максимальная нагрузка по двум предметным областям: ПО.03. Пленэрные занятия ПО.03.УП.01. Пленэр Аудиторная нагрузка по трем предметным областям: Максимальная нагрузка по трем предметным областям: Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям: В.00. Вариативная часть 4229 1959 98 165 14 4 8… -14 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2,4,6 8… -14 1 1 3 1 2270 7 7 9 9 10 11 2270 11,5 11,5 17 17 21 22 х х х х х 1 1 1 2 2 1 1 2 2 140 140 140 140 8… -16 2410 4369 1959 2410 34 627 165 462 В.01. Скульптура 313,5 82,5 231 В.02. Композиция прикладная 313,5 82,5 231 Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: 8… 12,1 6 7,9 … -15 4996 2124 10 8… -16 8… -16 1 2872 7 7 7 11 11 12 14 14 2872 11,5 11,5 20 20 25 26 13 Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: К.04.00. Консультации Основы изобразительной К.04.01. грамоты и рисование К.04.02. Прикладное творчество К.04.03 Лепка К.04.04. Рисунок К.04.05. Живопись К.04.06. Композиция станковая Беседы об искусстве К.04.07 История К.04.08 изобразительного искусства А.05.00. 44 113 6 2 2 2 6 6 20 20 40 2 2 2 2 2 2 1 1 4 4 8 4 4 8 4 4 8 4 4 8 2 2 2 4 1 1 1 1 2 1 12 Аттестация Годовой объем в неделях Промежуточная (экзамены) 7 ИА.05.02. Итоговая аттестация 2 Композиция станковая История изобразительного ИА.05.02.02. искусства Резерв учебного времени7) Годовая нагрузка в часах 113 3 ПА.05.01. ИА.05.02.01. - 10 1 1 1 1 1 8 14 1. В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия Центр устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Центра. По усмотрению ОУ оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти. 2. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. 3. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год. 4. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 5. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается Центром из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек. 2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом: Прикладное творчество – по 1 часу в неделю; Лепка – по 1 часу в неделю; Основы изобразительной грамоты и рисование – по 2 часа в неделю; Рисунок - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа; Живопись - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа; Композиция станковая - 4-6 классы – по 3 часа; 7-8 классы - по 4 часа; Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю; История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю. Композиция прикладная - по 0,5 часу в неделю; Скульптура - по 0,5 часу в неделю; 15 Срок реализации - 1 год (девятый класс) 1-е полугодие 3 4 5 6 7 8 9 10 Структура и объём ОП 722,5 363 359,5 Обязательная часть ПО.01. Художественное творчество ПО.01. УП.01 Основы изобразительной грамоты и рисование ПО.01.УП.02 Прикладное творчество ПО.01.УП.03 Лепка ПО.01. УП.04 Рисунок ПО.01.УП.05 Живопись ПО.01.УП.06 Композиция станковая ПО.02 История искусств ПО.02. УП.01 Беседы об искусстве ПО.02.УП.02 История изобразительного искусства Аудиторная нагрузка по двум предметным областям Максимальная нагрузка по двум предметным областям 722,5 594 330 264 330 - 1-е полугодие Экзамены Распределение по годам обучения Зачёты, контрольные уроки Промежуточная аттестация (по полугодиям) индивидуальные занятия 2 Аудиторные занятия (в часах) мелко групповые занятия 1 Самост. работа Групповые занятия Максимальная учебная нагрузка Трудоёмкость в часах Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Трудоёмкость в часах Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов 11 количество недель аудиторных занятий 17 ПО.03. Пленэрные занятия ПО.03.УП.01. Пленэр Аудиторная нагрузка по трем предметным - - - 198 198 198 82,5 82,5 99 99 132 33 33 - 676,5 28 28 363 - 18 недельная нагрузка в часах - - - - - - - 18 17 3 3 2 3 3 2 - 1,5 1,5 313,5 9,5 9,5 313,5 20,5 20,5 х х 99 99 66 49,5 49,5 28 28 341,5 17 - 17 18 16 областям: Максимальная нагрузка по трем предметным областям: Количество контрольных уроков, зачётов, экзаменов по трем предметным областям: К.04.00 Консультации Основы изобразительной грамоты и К.04.01. рисование К.04.02. Прикладное творчество К.04.03 Лепка К.04.04. Рисунок К.04.05. Живопись К.04.06. Композиция станковая К.04.07 Беседы об искусстве История изобразительного искусства А.04.00 Аттестация ИА.04.02. Итоговая аттестация ИА.04.02.01 Композиция станковая ИА.04.02.02 История изобразительного искусства Резерв учебного времени 704,5 363 341,5 3 18 К.04.08 - - 4 4 8 2 - 2 годовая нагрузка в часах - 18 4 4 8 2 4 4 8 2 Годовой объём в неделях 2 1 1 2 1 1 1. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. 2. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год. 3. Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов. 4. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается Центром из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Примечание к учебному плану 17 1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек. 2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим образом: Рисунок - по 3 часа в неделю.; Живопись - по 3 часа в неделю.; Композиция станковая - по 4 часа в неделю.; История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю. IV. Календарный учебный график 4.1. Календарный учебный график определяет его организацию и отражает: срок реализации ДПП «Живопись», бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, сводные данные по бюджету времени. 4.2. При реализации ДПП «Живопись» продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется Уставом МКУ ДО « Нижнесергинский ЦДОД» и составляет 40 минут. Срок обучения - 8 лет 18 Март Апрель Май Июнь Июль Сводные данные по бюджету времени в неделю Август 1 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52 2 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 3 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 4 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 5 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 6 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 7 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 8 = = = = р III III = = = = = = = = = = = = 33 - 1 2 4 40 263 7 8 2 124 404 = ИТОГО Обозначения: Аудиторные занятия Резерв учебного времени Промежуточная аттестация Итоговая аттестация р э III аттестация Всего Февраль Каникулы Январь Итоговая аттестация Декабрь Резерв учебного времени Ноябрь Промежуточная Октябрь Аудиторные занятия Классы Сентябрь Каникулы = Срок обучения - 9 лет 19 Март Апрель Май Июнь Июль Сводные данные по бюджету времени в неделю Август 1 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52 2 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 3 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 4 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 5 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 6 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 7 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 8 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52 9 = = = = Ш Ш 33 - 1 2 4 40 296 8 9 2 141 456 = ИТОГО Обозначения: Аудиторные занятия Резерв учебного времени Промежуточная аттестация Итоговая аттестация р э III аттестация Всего Февраль Каникулы Январь Итоговая аттестация Декабрь Резерв учебного времени Ноябрь Промежуточная Октябрь Аудиторные занятия Класс Сентябрь Каникулы = 20 V. Программы учебных предметов 5.1. Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Живопись», разработанной педагогическим коллективом Центра. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы «Живопись» срок обучения – 8 (9) лет, прошли обсуждение на заседании методического совета Центра, имеют внешние и внутренние рецензии. 5.2. Программы учебных предметов выполняют следующие функции: -нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; -процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; -оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. 5.3. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета В программах учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. 5.4. Перечень программ учебных предметов по предметным областям обязательной части: ПО.01.УП.01. « Основы изобразительной грамоты и рисование» ПО.01.УП.02. « Прикладное творчество» ПО.01.УП.03. « Лепка» ПО.01.УП.04. « Рисунок» ПО.01.УП.05. «Живопись» ПО.01.УП.06. «Композиция станковая» ПО.02.УП.01. « Беседы об искусстве» ПО.02.УП.02. « История изобразительного искусства» ПО.03.УП.01. « Пленер» В.00.УП.01 « Скульптура» В. 00.УП.02 «Композиция прикладная» 21 VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ДПП «Живопись» Оценка качества реализации программы включает в себя текущую аттестацию успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств Центра, «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств Центра. Содержание текущей, промежуточной и итоговой аттестации и условия ее проведения разработаны школой на основании Федеральных государственных требований. 6.1. Текущая аттестация успеваемости. В качестве средств текущего контроля успеваемости школы используются зачетные контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ. Текущая аттестация успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 6.2. Промежуточная аттестация обучающихся является основной формой контроля результатов освоения образовательной программы. Промежуточная аттестации обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; уровня знаний, умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация оценивает результаты обучения обучающихся по окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету. Промежуточная аттестация проводится в форме: контрольных уроков; зачетов, в том числе, дифференцированных; экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде: письменных работ; устных опросов; просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При проведении зачета качество подготовки обучающихся фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольного урока качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации, в форме экзамена или дифференцированного зачета с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании школы. 6.3. Освоение обучающимися ДПП «Живопись», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Центром. К итоговой аттестации допускаются выпускники, освоившие ДПП «Живопись» в полном объеме, прошедшие промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана. Итоговая аттестация выпускников по ДПП «Живопись» проводится в соответствии с «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в 22 области искусств Центра, разработанным на основании «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012г. № 86, и утвержденным приказом директора Центра, в форме выпускных экзаменов по учебным предметам обязательной части ДПП «Живопись»: Композиция станковая; История изобразительного искусства По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами составляет три календарных дня. Фонды оценочных средств ДПП «Живопись», разработанные преподавателями Центра для проведения промежуточной и/или итоговой аттестации обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства; знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности; навыки последовательного осуществления работы по композиции; наличие кругозора в области изобразительного искусства. Экзамены могут проходить в виде: просмотров; выставок; письменных работ; устных опросов обучающихся. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году. Время проведения экзаменов устанавливается календарным учебным графиком. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию составляется, утверждаемое директором школы, расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и преподавателей не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году. Для обучающегося в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами для обучающегося составляет не менее дух – трех дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день промежуточной аттестации. Экзаменационные материалы составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся. Экзаменационные материалы должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов разрабатываются на заседаниях методического совета и утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. До экзамена содержание экзаменационных заданий обучающимся не сообщается. В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид проведения экзамена по учебному предмету (просмотр, выставка, письменная работа, устный опрос). 23 Основные условия подготовки к экзамену: а) школа определяет перечень учебно-методических материалов, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые рекомендованы методическим советом школы к использованию на экзамене; б) к экзамену должны быть подготовлены документы: экзаменационные билеты; практические задания; наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом; экзаменационная ведомость. Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отделения, в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатуры которых, согласованы с педагогическим советом и утверждены директором школы. На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по учебному предмету «История изобразительного искусства» – не более одного академического часа). Критерии оценки качества подготовки обучающихся позволяют: определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; оценить объем полученных знаний, умений и навыков при выполнении практических задач. Качество подготовки обучающихся оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающий получил неудовлетворительную оценку, условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте школы «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся». Требования к выпускным экзаменам определяются Школой (локальными нормативными актами). Школой разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими федеральными государственными требованиями. Критерии оценки итоговой и промежуточной аттестации обучающихся по предметным областям: ПО.01. Художественное творчество ПО.01. УП. 01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» Оценка 5 «отлично» Предполагает: - учащийся демонстрирует оригинальность мышления, отсутствие шаблонного представления задания; - грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин; - знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.); - умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; Оценка 4 «хорошо» Предполагает: - грамотный выбор формата, определение величины предмета, пропорциональные отношения величин; 24 - знание элементарных законов композиции; решение поставленной задачи с помощью преподавателя; имеются незначительные ошибки; работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно). Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: - шаблонное представление задания (срисовывание с образца); - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов; - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося. Оценка «2» («неудовлетворительно»): Предполагает: - шаблонное представление задания (срисовывание с образца); - неумело выполнена компоновка, обучающийся не освоил формат; - допускает грубые искажения в передаче пропорций и формы предметов; - неумение самостоятельно вести работу; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе. ПО.01. УП. 02. «Прикладное творчество» Оценка 5 «отлично» Предполагает: - знания основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; - учащийся демонстрирует оригинальность мышления, отсутствие шаблонного представления задания; - знания основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.) ; - умение работать с различными материалами, в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; - навыки ритмического заполнения поверхности; - исполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составление композиции, с учётом законов композиции; - обучающийся проявил организационно-трудовые умения. Оценка 4 «хорошо» Предполагает: - знания основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; - знания основных признаков декоративной композиции; - умение работать с различными материалами, в различных техниках; - незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: - неполные знания основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов; 25 - выполнение работы под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. Оценка «2» («неудовлетворительно»): Предполагает: - незнание основных понятий и терминологии; - неумение самостоятельно вести работу; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе. ПО.01. УП. 03. « Лепка» Оценивание работ осуществляется по следующим критериям: Оценка «5» («отлично») Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - знание оборудования, различных пластических материалов и их свойств; - знание способов лепки простейших форм и предметов; - умение наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции, форму; - умение передавать массу, объём, пропорции; - умение работать с натуры и по памяти; - умение применять технические приёмы лепки рельефа и росписи; - умение применять конструктивный и пластический способ лепки; - обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи. Оценка «4» («хорошо») Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - последовательности ведения работы над композицией соблюдена; - тема композиции раскрыта, но в работе есть незначительные недочеты в композиции в цветовом решении декорирования, при работе в материале есть небрежность; - обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Оценка «3» («удовлетворительно») Предполагает: - слабое знание теоретического материала и терминологии дисциплины; - неумение отразить заданную тему средствами композиции; - недостаточное умение передавать массу, объем, пропорции; - технически неграмотно выполнена работа в материале, с ошибками; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе обучающегося; - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует. Оценка «2» («неудовлетворительно») Предполагает: - плохое усвоение теоретического материала на уровне требований программы; - не владение терминологией дисциплины; 26 - неумение отразить заданную тему средствами композиции; технически неграмотно выполнена работа в материале, с существенными ошибками, незаконченность, небрежность в работе обучающегося. ПО.01. УП. 04. «Рисунок» Оценка 5 «отлично» Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - самостоятельный выбор формата; - правильную компоновку изображения в листе; - последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения; - умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала; - владение линией, штрихом, тоном; - умение передать материальность предметов в рисунке; - умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; - умение обобщать рисунок и приводить его к целостности; - творческий подход. Оценка 4 «хорошо» Допускает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - некоторую неточность в компоновке; - небольшие недочеты в конструктивном построении; - незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений; - некоторую дробность и небрежность рисунка. Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: - неполные знания теоретического материала; - неуверенное владение терминологией изобразительного искусства; - грубые ошибки в компоновке; - неумение самостоятельно вести рисунок; - неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка; - однообразное использование графических приемов для решения разных задач; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. Оценка «2» («неудовлетворительно»): Предполагает: - неграмотную компоновку изображения в листе; - неумение самостоятельно вести рисунок; - грубые недочеты в конструктивном построении; - нарушения в передаче тональных отношений; - однообразное использование графических приемов для решения разных задач; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке. 27 ПО.01. УП. 05. «Живопись» Оценка 5 «отлично» Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; - знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя; - грамотную компоновку изображения в листе; - грамотную передачу локального цвета; - последовательное, грамотное и аккуратное ведение живописной работы; - построение сложных цветовых гармоний; - свободное владение передачей цветовых и тональных отношений между предметами; - свободное владение передачей объема предметов, передачей материальности различных предметов, плановости световоздушной среды; - умелое использование приемов работы акварелью и гуашью, владение живописными техниками; - умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; - умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; - умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в работе; - цельность в изображении натюрморта; Оценка 4 «хорошо» Допускает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - некоторую неточность в компоновке; - небольшие недочеты в передаче цветовых и тональных отношений между предметами; - обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Оценка 3 «удовлетворительно» Предполагает: - неполные знания теоретического материала; - неуверенное владение терминологией изобразительного искусства; - ошибки в компоновке изображения в листе; - недочеты в передаче цветовых и тональных отношений между предметами; Оценка «2» («неудовлетворительно»): Предполагает: - неграмотную компоновку изображения в листе; - грубые нарушения в передаче цветовых и тональных отношений; - неумение самостоятельно вести живописную работу; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе. - невладение живописными техниками. ПО.01. УП. 06. «Композиция станковая» Оценка «5» («отлично») Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; 28 - владение специальной терминологией; знание последовательности ведения работы над композицией; умение выбрать формат для станковой работы; умение грамотно скомпоновать работу в листе, применяя принципы, закономерности и приёмы компоновки; умение отразить заданную тему средствами композиции; умение выделять композиционный центр, передавать пропорции и характер изображаемых объектов, соподчинять главное и второстепенное; умение применять средства линейной и световоздушной перспективы; жанр композиционной работы хорошо читается (пейзаж со стаффажем отличается от портрета на фоне пейзажа); предложенная тема по композиции раскрыта и вызывает эмоциональное сопереживание у зрителя; изображаемое должно иметь авторские черты (не переходить в подражание какомулибо художнику); технически грамотно выполнена работа в материале. Оценка «4» («хорошо») Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - последовательности ведения работы над композицией соблюдена; - грамотно выполнена композиционная работа, но с небольшими пробелами: допущены незначительные ошибки в тональном решении, либо в перспективных построениях; - переданы пропорции и характер изображаемых объектов, соподчинены главное и второстепенное; - жанр композиционной работы хорошо читается; - тема композиции раскрыта; - работа технически грамотно выполнена в материале. Оценка «3» («удовлетворительно») Предполагает: - неполные знания теоретического материала; - неуверенное владение терминологией изобразительного искусства; - невыразительное композиционное решение заданной темы; - неумело выбран формат для станковой работы; - технически слабо выполнена работа в материале. Оценка «2» («неудовлетворительно») Предполагает: - незнание теоретического материала на уровне требований программы; - невладение терминологией дисциплины; - неумение отразить заданную тему средствами композиции; - жанр композиционной работы плохо различим; - технически неграмотно выполнена работа в материале ПО.012. УП. 02. «История искусств» 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; 29 «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. «2» ( неудовлетворительно)- незнание теоретического материала на уровне требований программы; 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. «2» ( неудовлетворительно)- незнание теоретического материала на уровне требований программы; 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. ПО.03. УП. 01. «Пленэр» Оценка 5 «отлично» Предполагает: - грамотную компоновку в листе; - точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с цветом); - соблюдение правильной последовательности ведения работы; - свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета; - свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды; - грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве; - грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник; - цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу; - самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе. Оценка 4 («хорошо») Предполагает: - небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке; - неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них; - незначительные недочеты в тональном и цветовом решении; - недостаточная моделировка объемной формы; - незначительные ошибки в передаче пространственных планов. Оценка 3 («удовлетворительно») Предполагает: - существенные ошибки, допущенные при компоновке; - грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка; - грубые ошибки в тональных отношениях; 30 - серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении; небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности; неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе. Оценка «2» («неудовлетворительно»): Предполагает: - грубые ошибки, допущенные при компоновке; - искажение пропорций, перспективы при выполнении рисунка; - грубые ошибки в тональных отношениях; - серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении; - неумение самостоятельно вести работу; - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работ. В.00.УП.01. «СКУЛЬПТУРА» Оценка «5» («отлично») Предполагает: - знания глубокого понимания программного материала и умения самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок; - знания профессиональной терминологии в скульптуре, основных работ мастеров изобразительного искусства; - знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; - умения создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с учетом полученных знаний; - умения последовательно вести работу в скульптуре и рельефе по наброскам; - умения создавать перспективное изображение предмета в рельефе; - грамотное применение инструментов и материалов; - умения выделять главное в изученном материале, на основании законов, правил и примеров обобщать, делать выводы; - отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала. Оценка «4» («хорошо») Предполагает: - усвоение обучающимся программного материала, при этом допускаются неточности и незначительные ошибки; - знание видов и жанров скульптуры; - знание и применение в своих работах основных приёмов лепки; - знание приёмов передачи формы предметов, характерных движений натуры и эмоций ; - умение грамотно построить последовательность выполнения скульптурной работы; - умение выстраивания композиционной и пластической связи между предметами; - умение работать над композицией в рельефе; - творческий подход обучающегося к решению темы. Оценка «3» («удовлетворительно») Предполагает: - знание обучающимся основных положений учебного материала, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний; - недостаточность знаний о материалах и инструментах скульптора и их правильном применении; 31 - - слабую передачу в лепке выразительных форм и сочетание орнамента с формой предмета; слабо развитое восприятие натуры; непоследовательное исполнение учебной и творческой работы ; незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе обучающегося; работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует. Оценка «2» («неудовлетворительно») Предполагает: плохое усвоение материала предмета; обучающийся не в состоянии самостоятельно организовывать свою деятельность, ставить учебную или творческую задачу и реализовывать её в материале; невозможность передать в лепке выразительные формы, сочетание орнамента с формой предмета, используя различные приёмы лепки; отсутствие творчества в создании художественных изделий; не владение технологией лепки простейших изделий из пластичных материалов. В.00.УП.02. Композиция прикладная Оценка «5» («отлично») Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - знание основных законов построения декоративной композиции; - умение применять на практике базовые принципы и средства композиции: линию и силуэт, стилизацию, контраст и нюанс, колорит, акцент, симметрию и асимметрию, сюжетнокомпозиционный центр, выразительность цветового и ритмического построения, закон равновесия, закон контраста форм и пятен, соразмерность и соподчиненность частей композиции; - умение вести работу над форэскизами, предлагать множественность вариантов композиционных решений; - последовательность в ведении работы: от идеи-эскиза до исполнения работы в материале; - навыки работы в различных техниках: гуашь, тушь, аппликация, коллаж и др. - самостоятельность обучающегося в выполнении композиции в материале, работа отличается оригинальностью идеи, грамотным техническим исполнением, творческим подходом. Оценка «4» («хорошо») Предполагает: - знание теоретического материала на уровне требований программы; - владение специальной терминологией; - последовательности ведения работы над композицией соблюдена; - тема композиции раскрыта; - технически грамотно выполнена работа в материале, но есть незначительные ошибки, - недочёты; обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Оценка «3» («удовлетворительно») Предполагает: - неполные знания теоретического материала; 32 неуверенное владение терминологией изобразительного искусства; невыразительное композиционное решение заданной темы; - технически слабо выполнена работа в материале. Оценка «2» («неудовлетворительно») Предполагает: - незнание теоретического материала на уровне требований программы; - невладение терминологией дисциплины; - неумение отразить заданную тему средствами композиции; - технически неграмотно выполнена работа в материале, с грубыми ошибками. - незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе обучающегося. - 33 VII. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности МКУДО « Нижнесергинский центр дополнительного образования детей» Отделение « Детская школа искусств» 7.1. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности разработана Центром самостоятельно, утверждена приказом директора и является неотъемлемой частью ДПП «Живопись», реализуемой в Центре и отражается в общем учебновоспитательном плане работы учреждения. 7.2. Цель программы: - создание в школе комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а также духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности. Задачи программы: организация творческой деятельности обучающихся путем проведения мероприятий (выставок, конкурсов, мастер-классов, олимпиад, творческих встреч, и др.); организация посещения обучающимися учреждений и организаций сферы культуры и искусства г. Заречного, Екатеринбурга, а также за пределами Свердловской области; организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями культуры города и области; использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития художественного искусства и образования; организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке преподавателей образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся; обеспечение программы учебно-методической документацией по всем учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся; повышение качества педагогической и методической работы Центра через регулярное участие преподавателей в методических мероприятиях на уровне Свердловской области, а также обобщение опыта педагогической и методической работы педагогического коллектива Центра, сохранение педагогических традиций. 7.3. В рамках творческой, методической и культурно-просветительской деятельности Центра сотрудничает с общеобразовательными школами, дошкольными учреждениями г. Нижние Серги. 7.4. Творческая, методическая и культурно-просветительная деятельность обучающихся и преподавателей Центра осуществляется в счет времени отведенного на внеаудиторную работу. 34 VIII. Требования к условиям реализации ДПП «Живопись» 8.1 Требования к условиям реализации ДПП «Живопись» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации ДПП «Живопись» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности Центр создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства; организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.); организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся; построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации; эффективного управления школой. 8.2. При реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: в первом классе - 32 недели, со второго по третий класс – 33 недели, с четвертого по восьмой - 37 недель (с учетом пленэрных занятий). 8.3. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по третий классы - 13 недель, с четвертого по седьмой классы - 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 8.4. Центр обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение всего года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год. 35 8.5. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). 8.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение ДПП «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. 8.7. ДПП «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. 8.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Центра. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. 8.9. Реализация ДПП «Живопись» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме 113 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет. Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 8.10. Оценка качества реализации ДПП «Живопись» включает в себя текущую аттестацию успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и осуществляется в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств Центра, «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств». Итоговая аттестация обучающихся по ДПП «Живопись» проводится в форме выпускных экзаменов по следующим учебным предметам: Композиция станковая; История изобразительного искусства. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства; 36 знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности; навыки последовательного осуществления работы по композиции; наличие кругозора в области изобразительного искусства. 8.11. Реализация ДПП «Живопись» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного плана. Библиотечный фонд Центра укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям ДПП «Живопись». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "История искусств" обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Реализация ДПП "Живопись" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП. 8.12 До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели - реализация аудиторных занятий, 1 неделя пленэрных занятий, 2 - 3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП. Педагогические работники Центра проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники Центра должны осуществлять творческую и методическую работу. Центр создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации ДПП "Живопись", использования передовых педагогических технологий. 8.13. Материально-технические условия реализации ДПП «Живопись» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ. Материально-техническая база Центра должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации ДПП «Живопись» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: выставочный зал; библиотеку; 37 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал); учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий; натюрмортный фонд и методический фонд. Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Беседы об искусстве", "История изобразительного искусства", оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. 38