Волшебница

Пояснительная записка.
Настоящее время – время качественных перемен. В современной
общеобразовательной школе одной из центральных мест в развитии
личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины,
способные формировать эстетический вкус, развивать чувство
прекрасного, умение ценить произведение искусства, красоту и богатство
природы, а также развивать свои художественные способности.
Одним из древних видов декоративно- прикладного искусства
является бисерное рукоделие. Оно возвращается к нам через многие
поколения. Есть в этом ремесле определённые секреты и техника,
передаваемые из рук в руки. В последние годы занятия бисерным
рукоделием вызывают интерес у детей. Бисер вновь входит в моду,
секреты бисероплетения могут постигнуть не только взрослые люди, оно
доступно даже детям младшего возраста.
Бисер, вспыхивающий разноцветными огоньками, даёт ощущение
радости, волшебства и таинственности, он привлекает игрой света,
красотой.
Занятия бисерным рукоделие способствует воспитанию у детей
любви к прекрасному, готовности психологически и практически
участвовать в создании красоты. Формирует интерес к традиционным
видам народного искусства.
На занятиях объединения дети приобретают и совершенствуют
навыки по оформлению бисером, атласными лентами предметов
декоративно – прикладного характера.
Начиная с 1 года, большое внимание уделяется творческому
самовыражению воспитанников, развитию их фантазии, умению создавать
декоративные композиции из «стандартного набора материалов и рабочих
приёмов». Дети учатся понимать «язык» бисероплетения. Данной
программой предусмотрено освоение детьми основных цветов и оттенков,
знакомство с основами общей композиции, понятиями ритма и симметрии.
В план занятий включены беседы на различные тематики (художественноэстетической направленности, из истории бисероплетения, монастырского
шитья, вышивки лентами и др.), игры, разминки. Персональные выставки,
выставки коллективных работ,
выставки- конкурсы помогают
демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать
достижения других.
Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к
традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и
роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной
культуры в целом. В зависимости от совершенствования умений и
навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных

технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером и атласными
лентами. Занятия строятся по схеме от простого к сложному.
Отличительной особенностью данной программы является и то, что
предусмотрено не только изучение отдельных (традиционных) видов
техник бисероплетения, вышивки бисером, но и их сочетание в одной
работе. Изделия, выполняемые на занятиях, в объединении отличаются
тем, что используются разнообразные материалы, поэтому в курс данной
программы был введён блок вышивки атласными лентами. Что
заинтересовало и привлекло новых воспитанников.
Программа «Волшебница» очень актуальна в настоящее время, потому
что она помогает сформировать мотивацию к предмету деятельности, дает
начальные знания и умения, достаточные для самовыражения на данном
этапе. Проводится диагностика, выявляются мотивы и наклонности. Дети
через практическую деятельность углубляют свой социальный опыт,
развивают практические навыки умения, пополняют запас знаний по
данному предмету деятельности.
Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление,
индивидуальный подход к ребенку дает возможность более полно раскрыть
природные задатки, реализовать его способности и желания с учетом
возраста.
Работа с проволокой и леской, с иглой способствует развитию
сенсомоторики согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию
координации движений, гибкости, точности выполнения действий.
Структура занятия

Приветствие

Доброжелательная обстановка

Творческий процесс

Комплекс знаний и умений

Педагог стремиться решать учебные и поисковые задачи в их
взаимосвязи, на этом основывает более совершенную организацию
познавательно-творческого процесса. Бисероплетение- тот вид деятельности,

который предъявляет к обучающимся особенно высокий уровень требований
к личности: здесь необходима усидчивость, настойчивость, собранность
внимания, высокий художественный вкус. В процессе занятий у детей
формируется устойчивая привычка к трудовому усилию. Здесь необходимо
ребенку помочь в тот момент, когда он сталкивается с первой трудностью.
Необходимо тщательно контролировать самостоятельные действия
учащихся, добиваясь устойчивого закрепления усвоенных навыков.
Малейший успех и желание ребенка трудиться должно быть отмечено
руководителем. В качестве работ подбирается простые в изготовлении
образцы. Чтобы дети испытывали радость от своего труда и осознали его
нужность, ребенку необходимо решить, кому из близких или друзей он
подарит свою работу. Изготовление поделок неплохо приурочить к
определенной дате, празднику, событию. Во время занятий обязательно
проводятся физкультминутки в игровой форме.
После 6 лет обучения на основании защиты своего проекта,
обучающиеся получают свидетельство об окончании курса, если они
соответствуют модели выпускника:
- освоили приемы низания, ткачества, вышивки с бисером;
- умеют использовать современную литературу для решения
творческих задач;
- умеют создавать изделия, обладающие личной или общественной
значимостью;
- умеют проектировать объекты труда с учетом функциональных и
эстетических требований.
Организация образовательного процесса:
Состав объединений в течение года постоянный, но могут приходить
новые воспитанники. Количество в каждой из групп первого года обучения
не превышает 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно
находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются
колющие и режущие инструменты. В связи с повышением уровня мастерства
и, следовательно, по сложности выполняемых детьми изделий, число
воспитанников второго и последующих лет обучения не должно превышать
10 человек.
Набор детей в объединение – свободный, начиная с 7 лет, поскольку
занятия в объединении предполагают знание элементарных навыков чтения и
счета.
Основная форма занятий в объединении – групповая, но в
каникулярное время допускается проведение комплексных занятий. Для
создания более комфортных условий для обучения детей в группе, каждому
ребенку даются индивидуальные, посильные для него задания. В
методическом арсенале имеются разноуровневые учебные задания,
обеспечивающие процесс восхождения ребенка к художественно-творческой
деятельности.

Наполняемость детей в группе – 8-12 человек, что обусловлено
наличием посадочных мест, оборудованных приборами местного освещения
и необходимым пространством для работы с иглами и другими колющими и
режущими инструментами. Занятия проводятся: первый год обучения – 1 раз
в неделю по 2 часа, 72 часа в год. Второй год обучения – 2 раза в неделю по
2часа, 144 часа в год. Третий год обучения – 2 раза в неделю по 2часа, 144
часа в год. Четвертый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часов в
год. Пятый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год. Шестой
год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год.
Цель , задачи и принципы программы.
Основной целью образовательной программы является создание
последовательно усложняющихся условий, обеспечивающих в своей
совокупности
оптимальное
приобщение
растущей
личности
к
художественно-творческой деятельности и развития целостной личности,
которая стремится к максимальной реализации своих творческих
возможностей, развитие художественного вкуса и творческих способностей
детей через освоение технологии бисерного плетения и бисерного шитья.
Для достижения поставленной цели решается следующий комплекс
задач:
- создание эмоционально-комфортных отношений в учебной группе,
располагающих к творческому самовыражению;
- содержательное обеспечение логики выстраивания учебно-творческих
задач под индивидуальные возможности обучающихся;
- активизация инициативы и самостоятельности обучающихся в
целенаправленном освоении искусства бисероплетения.
Наряду
с
общепринятыми
дидактическими
принципами:
последовательности, научности, доступности, наглядности, связи теории с
практикой, результативности, опоры на интерес, мы в ходе поисковой работы
пришли к мысли о необходимости приоритетной реализации:
принципа межпредметности. Этот принцип позволяет связать в
единое образовательное пространство следующий блок школьных учебных
дисциплин, придать им направленность на повышение результативности
занятий в творческом объединении. Конкретно, по отдельным дисциплинам
складывается следующая картина:
- история – на занятиях актуализируются сведения из истории
возникновения стекла, бисера и др;
- биология – используются в работе объединения сведения знания из
биологии при изготовлении цветов, животных, растений, картин и др;
- рисование – школьный опыт из данной дисциплины полезен при
подборе сочетания различных цветов и красок, умении гармонично
подбирать материалы для изделий и др;
- черчение – ценно умение читать и составлять схемы плетения и др.

принципа индивидуализации учебно-творческих заданий в течении
всего периода обучения. Этот принцип позволяет с максимальной полнотой
учесть предрасположенность детей к определенному темпу обучения, а также
реализовать творческий потенциал ребенка на выбираемом им самим уровне
трудности.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Обучающие:
познакомить:
- с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка
бисером;
- обучать навыкам и умению работать с различными инструментами,
соблюдая правила техники безопасности;
- обучать различным методам плетения;
- обучать умению выполнять различные украшения, цветочные
композиции, фигурки животных, сказочных героев на проволочной
основе.
2. Развивающие
развивать:
- укрепить аккуратность, усидчивость, трудолюбие
- развить мелкую моторику рук
- творческую активность, создавать условия для самореализации детей;
- умение работать с помощью схем.
3. Воспитательные
воспитать:
- сформировать сплоченный детский коллектив
- любовь к природе, ко всему прекрасному.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Обучающие
познакомить:
- с более сложными приемами плетения и вышивки бисером;
- обучать умению различать и выполнять изделия из бисера по
выбранной схеме, оформлять его;
- обучать умению самостоятельно составлять эскизы и схемы будущей
работы;
- обучать умению работать с разными материалами: бархатом, парчой,
бисером, бусами, стеклярусом, рубкой, блестками, паетками.
2. Развивающие
развивать:
- формировать интерес к традиционным видам народного искусства;
- творческую активность детей;
- индивидуальность, фантазию, вкус детей.
3.Воспитательные

воспитать:
- эстетический вкус у детей.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Обучающие
научить:
- умению просчитывать потребное количество ткани и подготавливать
рисунок для вышивки;
- умению самостоятельно составлять композиции;
- оформлять готовые изделия.
2. Развивающие
развивать:
- пространственное воображение;
- навыки бисероплетения и вышивки, полученные в первые годы
обучения;
- фантазию, творческое мышление, кругозор.
3. Воспитательные
воспитать:
- стремление к самостоятельной работе;
- любовь и уважение к народным промыслам.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Обучающие:
обучение:
- технологии сложных плетений;
- знакомство с одним из видов рукоделия - вышивка лентами.
2. Развивающие:
развивать:
- коллективную творческую деятельность;
- интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- художественное видение.
3. Воспитательные:
воспитать:
- эстетический вкус;
- чувство коллективизма и взаимовыручки.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Обучающие:
обучить:
- работе с различными материалами и приемами, необходимыми для
изготовления изделий;
- совершенстововать мастерство детей.
2. Развивающие:
развивать:

- гибкость, оригинальность мышления;
- творческий потенциал детей.
3. Воспитательные:
формировать:
- эстетический вкус;
- адекватную самооценку.
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Обучающие:
обучить:
- вышивки лентами, бисером, крестом.
2. Развивающие:
- совершенствовать профессиональное мастерство
3. Воспитательные:
воспитать:
- эстетический вкус;
- стремление к самостоятельной поисковой работе.
Организация работы занятия.
Программа, учитывая возрастные особенности, содержит минимум
теории, и во время объяснения нового материала и показом образцов.
Образец-это то, чему дети должны следовать при выполнении того или
иного задания. Беседа используется обычно в первой части занятия, когда
идет объяснение нового материала и в конце занятия, когда важно помочь
детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и
достоинство, понять недостатки.
Некоторые занятия сопровождаются чтением стихов и загадок.
Практические занятия проводятся в форме индивидуальной работы, где
учитываются личностные особенности детей.
Основным способом передачи знаний и навыков является
демонстрация способа работы с материалом. Особенно важно для детей
объяснить задание от начала до конца, что позволит увидеть конечную цель
каждой операции и выполнить задание осознанно, а в процессе работы
необходимо напоминать задание и последовательность операций. Все это
должно сопровождаться яркой, красочной наглядностью, готовыми
образцами.
Например, при объяснении плетения на проволоке или леске,
целесообразно выделять следующие этапы:
1. Показать какой бисер ровный, как правильно его выбрать.
1.1. Выполнить упражнение.
2. Показать, как правильно держать в руках кончики проволоки или
лески, чтобы бисер не слетал.
2.1. Выполнить упражнение.

3. Объяснить, как правильно затягивать узлы на проволоке(леске),
чтобы не порвать изделие.
3.1. Выполнить упражнение.
4. Провести инструктаж по Т.Б., показать, как правильно пользоваться
ножницами.
4.1. Выполнить упражнение по использованию ножниц.
Диагностика

результативности

прохождения

образовательной

программы.
Способы проверки результатов
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря
постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала
диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, чертежей,
путем опроса во время учебных занятий. Путем наблюдения за детьми на
учебных занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к
бисероплетению. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке
к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих
способностей детей. В ученом кабинете постоянно организуются выставки
детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а
тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердится в глазах
кружковцев.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся
осуществляется в 2 этапа и предусматривает несколько уровней.
1. Промежуточный контроль.
Тестовой контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточекзаданий по темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
2. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время
обучения в творческом объединении, а также предусматривает
выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по
единой предложенной схеме и творческую работу по собственным

эскизам с использованием различных материалов. (смотреть приложение
№ 1,
приложение № 2, приложение № 3).
Выставки работ учащихся с обсуждением и анализом работ.
Основные требования к знаниям и умениям.
Будут знать

Будут уметь

1-й год обучения
- терминологию по работе с
бисером;
- правила техники безопасности;
материалы,
инструменты,
приспособления и приемы работы
с ними.
- цвета и их совместимость;
- чтение схем.

-отбирать нужные для работы
материалы на заданную тему;
-изготовлять изделия на основе
схемы
-помогать младшим кружковцам в
работе;
-правильно и аккуратно оформлять
изделия;
-изготовлять
изделия
по
программе.

2-й год обучения
- особенности техники выполнения
бисероплитения;
терминологию работы с
бисером;
- поэтапность
выполнения
изделия;
материалы, инструменты,
приспособления и приёмы работы
с ними;

-изготовлять изделия по данной
схеме и по схемам, выполненным
самостоятельно;
-планировать последовательность
выполнения работы;
- работать с разными материалами;
-самостоятельно составлять эскиз
и наносить на ткань рисунок
вышивки;
-выполнять изделия правильно и
аккуратно их оформлять;
-пользоваться разговорной речью в
ходе коллективного изготовления
изделий. виды вышивки: бисером,
лентами, объемная, смешанные
техники; историю возникновения и
развития этих видов вышивки;

3-й год обучения
- последовательность и приемы
выполнения работ с применением
различных
материалов.
- варианты оформления изделий.

-самостоятельно составлять схемы
и эскизы будущего изделия;
-подбирать материалы для работы,
учитывая взаимодействие цветов -

- технологию изготовления цветов; цветовую гармонию;
-выполнять изделия- продумывать
поэтапность
выполнения его художественное решение в
вышивки.
целом, определять расположение
узора на плоскости, отдельных его
частей, пропорций элементов,
выполнения в цвете;
-использовать в работе образцы
народных узоров и рисунки,
созданные художниками;
4-й год обучения
-основные
композиционные
приёмы
для
создания
декоративных панно;
-основные приёмы творческого
воображения;
-правила коллективной творческой
деятельности;
особенности
терминологии
вышивки
лентами,
бисером,
блестками, паетками.
- этапы оплетения пасхального
яйца.

-создавать декоративные панно в
соответствии с их целевым
назначением;
-создавать
авторские
изделия
(сувениры,
композиции,
декоративные панно);
-взаимодействовать в коллективе
сверстников.

5-й год обучения
историю
возникновения
вышивки лентами;
-поэтапность выполнения работ с
использованием
разных
материалов;
-терминологию вышивки лентами.
6-й год обучения

-самостоятельно составлять эскизы
композиций;
-проявлять
оригинальность
мышления
при создании изделия.

-правила
взаимодействия
в
коллективе;
- этапы изготовления объёмных
композиций;
- историю возникновения вышивки
лентами, бисером, крестом.
- этапы выполнения проекта,
презентации.

- самостоятельно составлять и
выполнять композиции;
проявлять
оригинальность
мышления при создании изделия;
- правильно выполнить и защитить
свою презентацию по проекту.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Наименование темы
п/п

Кол – во часов
теория
практика

всего

Вводное
занятие.
История 1ч
бисероплетения. Виды бисера.
Материалы и инструменты. Техника 1ч
безопасности
работы
с
бисером.
Организация рабочего места.
Выполнение упражнений ("петелька", 1ч
"листочек", "наконечник", "три петельки"
и др).

-

1ч

1ч

2ч

5ч

6ч

4

Составление и чтение схем

1ч

3ч

4ч

5

1ч

9ч

10ч

1ч

13ч

14ч

1ч

17ч

18ч

8

Низание на проволоке с использованием
бисера, бусин, стекляруса.
Изготовление плоских фигурок из
бисера.
Изготовление сказочных персонажей
(объёмные композиции).
7.1 Сказка «Доктор Айболит»
7.2 Сказка «Дюймовочка»
7.3 Сказка «Муха-цокотуха»
7.4 Сказка «Буратино»
Изготовление простых цветов

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

6ч
4ч
4ч
4ч
13ч

14ч

9

9.1 Анютины глазки, незабудки.
9.2 Лютик, фиалки.
9.3 Подснежники, васильки.
9.4 Ромашки, колокольчики.
Подготовка и проведение выставок.

1ч
1ч
1ч
1ч
-

4ч
4ч
2ч
4ч
2ч

2ч

Итоговое занятие
ИТОГО:

16

1ч
56

1ч
72ч

1
2

3

6
7

10

Краткое содержание программы.
№
п.п. Содержание тем

1

2

3

Вводное занятие.
Теоретическая часть: Беседа «История бисера». материалы и
инструменты. Ознакомление с планом работы объединения. Техника
безопасности на занятиях по бисероплетению. Начальная диагностика
знаний, умений и навыков.
История бисероплетения: от истоков до наших дней. Основные
виды
стеклянных
бусин
(крученый,
вытяжной,
плетеный,
прессованный,
спиралевидный,
дутый,
печеный).
Традиции
выполнений изделий из бисера.
Материалы и инструменты. Техника безопасности при
работе с бисером. Организация рабочего места.
Теоретическая часть: Бисер, его назначение, выбор, хранение.
Материалы и инструменты, их назначение. Для работы необходимо
иметь: бисер, стеклярус, бусины, капроновые или армированные нити,
леска, тонкая проволока, иглы швейные (№ 0, №1), ножницы,
однотонная ткань, различная фурнитура, станочки для тканья.
Правила работы с ножницами, проволокой, иглой. Организация
рабочего места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем
месте
Практическая часть: Способы организации рабочего места.
Приемы работы с инструментами. Создание условий для хранения
инструментов. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Выполнение упражнений
Теоретическая часть:
Этапы работы. Работа со схемами.
Объяснение последовательности выполнения упражнений.
Практическая
часть:
Подготовка
рабочего
места.
Изготовление упражнений ("петелька", "листочек", "наконечник", "три
петельки" и др.)

4

Составление и чтение схем
Теоретическая часть: Подготовка узоров, перенос их на бумагу и
составление рабочих схем. Сетка из ромбов для ажурных изделий.
Нанесение узора на сетку. Чтение схем. Техника увеличения (или
уменьшения) рисунка.
Практическая часть: Самостоятельное составление схем по
образцу и по замыслу. Увеличение и уменьшение данного рисунка.
Расчет размеров по образцу.

5

Низание на проволоке с использованием бисера, бусин, стекляруса
Теоретическая часть:
Просмотр иллюстраций изделий с
применением бусин и стекляруса (животные, насекомые). Беседа о

внешнем виде насекомых, животных и средствами передачи этих
способностей в изготовлении изделий. Работа со схемами.
Практическая часть: Оборудование рабочего места. Выполнение
изделий на проволоке по схемам (динозаврики, павлин, олененок,
лошадка, и др.). Техника безопасности при работе с проволокой.

6

7

8

Изготовление плоских фигурок из бисера
Теоретическая часть: Виды плетения (плоское, параллельное).
Работа по схемам. Выразительность работ за счет цвета.
Практическая часть: Подготовка рабочего места. Плетение
фигурок на проволоке (кот, лиса, мышка, пароход, попугай, и др.).

Изготовление цветов
Теоретическая часть: Понятия: "Природа цветов", "Строение",
"Форма", "Цвет". Прикладные и подсобные материалы и
приспособления для изготовления цветов из бисера. Технология
изготовления цветов и букетов. Использование параллельного плетения
(лепестки, листья).
Практическая часть: Изготовление цветов по образцам.
Составление композиций из цветов.
Изготовление сказочных персонажей (объёмные композиции)
Теоретическая часть:
Просмотр иллюстраций сказок.
Работа со схемами, подбор бисера. Организация рабочего места.
Практическая часть: Выполнение фигурок (доктор Айболит,
собака Авва, попугай, мартышка, Мальвина, Буратино , Муха-цокотуха,
паук, и др.). Составление композиции по сказкам. Выполнение
объёмных персонажей.

9

Подготовка и проведение выставок
Отбор лучших работ и оформление итоговой выставки.
Оформление изделий с помощью рамок, тесьмы, плетёных корзинок,
вазочек, бархата.

10

Итоговое занятие
Подведение итогов проделанной работы. Анализ результатов обучения

Учебно – тематический план
2-й год обучения

№
п.п. Название темы
1

Вводное занятие. Диагностика.

Основы работы с бисером.
Плетение в одну нить.
Плетение в две нити.
Объемные изделия. Игрушки.
Плетение цветов и веточек с ягодами.
Плетение букетов цветов.
«Эти разные фенечки».
Фантазийное низание.
Вышивка бисером. Сувенир.
Приёмы
оформления
изделия.
Подготовка к выставке.
12
Итоговое занятие. Диагностика.
Итого:
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Всего
часов

Теория Практика

2

2

2
16
14
22
12
20
12
14
16
12

1
2
1
2
1
2
2
1
1
1

1
14
13
20
11
18
10
13
15
11

2
144

2
16

128

Краткое содержание программы.
№
п.п. Содержание тем

1

2

Вводное занятие.
Теоретическая часть: Беседа «История бисера». материалы и
инструменты. Ознакомление с планом работы объединения. Техника
безопасности на занятиях по бисероплетению. Начальная диагностика
знаний, умений и навыков.
Основы работы с бисером.
Теоретическая часть: Беседа-«Виды работ из бисера: ткачество,
низание, вышивка. Цвет и влияние формы на световосприятие.
Гармония цвета»
Практическая часть: подбор цветов.
Знакомство со схемой, чтение схем по бисероплетению.

3

Плетение в одну нить.
Теоретическая часть: Беседа «Плетение цепочек с пупырышками,
петельками, крестик, цветы».
Практическая часть: зарисовка схем

плетения, цветовое решение цепочек, плетение.
4

Плетение в две нити..
Теоретическая часть: Цепочки. Колечки. Ромбы. Крестик. Мозаика.
Практическая часть: зарисовка схем плетения цепочек, варианты
цветового решения, плетение цепочек.

5

Объёмные изделия. Игрушки.
Теоретическая часть: беседа «Игрушки в твоей жизни».
Практическая часть: зарисовка , просмотр схем различных игрушек,
изготовление игрушек на проволоке.

6

Плетение цветов и веточек с ягодами.
Теоретическая часть: беседа «Использование бусин в изготовлении
изделий». Зарисовка схем плетения. Подбор бисера и бусин.
Практическая часть: подбор материала, выполнение плетение изделий.

7

Плетение букета цветов.
Теоретическая часть: беседа о плетении брошей параллельным
методом
на
проволочной
основе.
Практическая часть: зарисовка схем плетения брошей с цветовым
решение. Плетение деталей цветов, сборка, окончательное оформление
изделий.
«Эти разные фенечки»

8

Теоретическая часть: беседа
Гармоничное сочетание цветов.

об истории возникновения фенечек.

Практическая часть: зарисовка схем плетения фенечек, подбор бисера,
плетение изделий.
9

Фантазийное низание.
Теоретическая част: беседа «Украшение в нашей жизни». Подбор
бисера, бусин, стекляруса с учётом сочетания цветов, их влияния друг
на
друга.
Практическая часть: зарисовка и самостоятельное составление схем
плетения колье и браслетов, плетение изделий.

10

Вышивка бисером. Сувенир.
Теоретическая часть: беседа «русское бисерное шитьё, элементы

вышивки
бисером».
Подготовка
материала
к
работе.
Практическая часть: вышивка и оформление сувенира (растительные
элементы).
11

Приёмы оформления изделия. Организация выставки.
Практическая часть: оформление изделий с помощью рамок, тесьмы,
плетёных корзинок, вазочек, бархата.

12

Итоговое занятие
Теоретическая часть: подведение итогов работы. Рекомендации по
самостоятельной работе в летний период. Диагностика.

Учебно – тематический план
3-й год обучения
№
п.п. Название темы

Всего
часов

Теория Практика

Вводное занятие. Диагностика.
Плетение цветов на прямостоящем
стебле.
3
Плетение
миниатюрных
цветущих
деревьев и веток.
4
Плетение лепестком спаренным методом.
(творческая работа)
5
Плетение бусин (ягоды, кулоны)
6
Плетение колье.
7
Изготовление
новогодних
и
рождественских сувениров.
8
Вышивка бисером по счёту. Сувенир.
9
Изготовление декоративных изделий
(игольницы, подсвечники и т.д.).
10
Объёмные миниатюры из бисера.
11
Оформление изделий для выставки.
12
Итоговое занятие.
Итого:

3
18

2
1

1
17

12

1

11

15

1

14

9
18
15

1
1
1

8
17
14

18
16

1
1

17
15

14
3
3
144

1

13
3
2
132

1
2

1
12

Краткое содержание программы.
№ Содержание тем.
п/п
Вводное занятие.
Беседа Материалы и инструменты. Ознакомление с планом работы
1
объединения. Техника безопасности на занятиях по бисероплетению.
Диагностика уровня сохранности знаний, умений и навыков
воспитанников.
2
Плетение цветов на прямостоящем стебле
Теоретическая часть: беседа о расположении цветов с различной
степенью расскрытости по всей длине стебля. Практическая часть:
изготовление набора бутонов, цветов, чашелистиков. Формирование
соцветия.
3
Плетение миниатюрных цветов и веток.
Теоретическая часть: беседа «Последовательность изготовление
цветущих
веток
методом
проволочной
закрутки»
Практическая часть: работа со схемой, плетение по выбранной схеме,
сборка цветущих веток.
4
Плетение спаренным методом.
Теоретическая часть: беседа «Последовательность изготовления и
сборка изделий спаренным методом» Выбор схемы изделия.
Практическая часть: Плетение лепестков по выбору: кувшинка,
физалис, эпомея. Проведения мини- конкурса.
5
Оплетение бусин.
Теоретическая часть: беседа «Изготовление изделий на основе
бусины, оплетённой бисером».
Практическая часть: выбор схемы для плетения, изготовление ягод.
6
Плетение колье.
Теоретическая часть: беседа «Украшения в нашей жизни».
Практическая часть: подбор схем для плетения колье, цветовое
решение изделий, плетение.
7
Изготовление новогодних и рождественских сувениров
Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций с изображением
различных новогодних, рождественских сувениров. Работа со схемами,
подбор бисера, перенос рисунка на ткань. Беседы на рождественские
темы.
Практическая часть:
Подготовка рабочего места. Выполнение поделок по схемам
(открытки, ёлочки, санта-клаус, дед-мороз, снегурочка, и др.).
8

Вышивка бисером по счёту. Сувенир
Теоретическая часть: беседа «Техника вышивания бисером по счёту.
Использование
узоров
для
вышивки
крестом».

9

Практическая часть: подготовка ткани к работе, нанесение рисунка,
выполнение вышивки, оформление изделия.
Изготовление декоративных изделий (игольницы, подсвечники, и
др).
Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций с изображением
различных сувениров. Работа со схемами, подбор бисера.
Практическая часть: Подготовка рабочего места. Выполнение
поделок по схемам (закладка, игольницы, шкатулочки, и др.).

10

Объёмные миниатюры из бисера
Теоретическая часть: Что такое объем? Как правильно получить
нужный объем. Путем чередования верхних и нижних рядов, которые
набираются друг за другом и образуют объемную округлость.
Выполнение упражнения по схеме.
Практическая часть: Выполнение объемных фигурок по
схемам. Работа одной проволокой. При работе важно, чтобы готовые
ряды плотно прилегали друг к другу. При этом каждый готовый ряд
должен закругляться вверх или вниз. (маленький пони, полосатый кот,
пингвины, белка, зайцы, и др.). Составление композиций.

11

Оформление изделий.
Практическая часть: подготовка работ к итоговой выставке.

12

Итоговое занятие
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, рекомендации для
самостоятельной работы в летний период. Итоговая диагностика.

Учебно – тематический план
4-й год обучения
№
п.п. Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8

Вводное занятие. Диагностика.
Творческая
работа.
Плетение
по
выбранной схеме.
Изготовление сувениров.
Композиция
с
использованием
растительных мотивов.
Вышивка паетками и блёстками.
"Кирпичный" стежок
Вышивка бисером по счёту.
Творческая
работа
в
технике

Всего
часов

Теория Практика

3
18

1
1

2
17

18
18

1
1

17
17

16
18
18
18

1
1
1
1

17
17
17
17

монастырского шитья. Пасхальные яйца.
Сувениры.
9
Подготовка к выставке. Оформление 15
изделий.
10
Итоговое занятие.
2
Итого:
144

1

14

1
10

1
134

Краткое содержание программы.
№ Содержание тем.
п/п
Вводное занятие.
1
Материалы и инструменты. Ознакомление с планом работы
объединения. Техника безопасности на занятиях по бисероплетению.
2
Творческая работа. Плетение по выбранной схеме.
Теоретическая часть: выбор схемы для работы. Подбор материала.
Практическая часть: чтение выбранной схемы, плетение изделия и
его оформление.
3
Изготовление сувениров.
Теоретическая
часть:
беседа
«Назначение
сувенира».
Практическая часть: подбор материала, выполнение эскиза,
изготовление сувенира и его оформление.
4
Композиция с использованием растительных мотивов.
Теоретическая часть: беседа Построение композиции. стилизация
листьев,
лепестков»
Практическая часть: подготовка материала к работе, выполнения
эскиза, нанесение рисунка, изготовление изделия.
5
Вышивка пайетками и блёстками.
Теоретическая часть: беседа «Техника вышивания пайетками и
блёстками.
Выполнение
объёмной
вышивки».
Практическая часть: составление эскиза, нанесение рисунка,
выполнение вышивки.
6
"Кирпичный" стежок
Теоретическая часть: Что такое "кирпичный" стежок, почему
он так называется. В каких изделиях он применяется. Приемы техники
(последующие ряды, подплетение новой нити, подплетение петли и
подвесок). Работа со схемами в тетрадях.
Практическая часть: Изготовление изделий и поделок в данной
технике (кулоны, подвески, брелки, серьги, небольшие картинки).
7
Вышивка бисером по счёту.
Теоретическая часть: беседа «Использование рисунка для вышивки
крестиком». Вышивка картины бисером.
Практическая часть: подготовка ткани к работе, нанесение рисунка,
выполнение вышивки, оформление изделия.

8

Творческая работа в технике монастырского шитья.
Теоретическая часть: беседа «Изготовление изделий в технике
монастырского шитья». Подготовка материала к работе.
Практическая часть: подбор бисера, изготовление изделия.

9

Оформление изделий. Организация выставки.
Практическая часть: оформление изделий с помощью рамок, тесьмы,
корзинок для оформления итоговой выставки.

10

Итоговое занятие.
Подведение итогов работы, рекомендации для самостоятельной
работы в летний период. Итоговая диагностика.

Учебно – тематический план
5-й год обучения
№
п.п. Название темы
1
2
3
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
7
8
9
10
11

Вводное занятие. Диагностика.
Изготовление
букета
цветов
(Комбинирование плетение).
Картины из бисера
Ткачество бисером
Вышивка лентами
Инструменты и материалы. История
вышивки лентами.
Изучение швов (вытянутый стежок,
вытянутый стежок с завитком).
Шов
«перекрученный
вытянутый»;
шов «узелки».
Шов «петельки» с прикрепкой сверху;
шов «намётка зигзагом».
Узор «Роза».
Пасхальные яйца из бисера и атласных
лент
Вышивка панно «Летний букет»
Выполнение «валентинки».
Выполнение бутоньерки из бисера, бусин
и лент.
Творческая работа
«Композиция из
разных материалов».
Вышивка бисером по счёту (по выбору

Всего
часов

Теория Практика

3
16

1
1

2
15

14
15

1
1

13
14

3

2

1

3

1

2

3

1

2

3

1

2

6
15

1
1

5
14

12
12
12

1
1
1

11
11
11

12

1

11

12

1

11

12

детей).
Итоговое занятие.
Итого:

3
144

1
17

2
127

Краткое содержание программы.
№
п.п. Содержание тем

1

Вводное занятие.
Теоретическая часть: Обзорное знакомство с программой 5-го года
обучения.
Практическая часть: диагностический этап определения знаний,
умений и навыков работы.

2

Изготовление букета цветов «Комбинированное плетение»
Теоретическая часть: Беседа-«Сочетание разных техник плетения».
Практическая часть: подбор схемы плетения, цветовое решение,
подбор материала, плетение изделия. Оформление готовых изделий.

3

Картины из бисера
Теоретическая часть: Виды изготовления картин из бисера:
тканье и вышивание. Техника тканья на станочках. Правила
составления схем. Подбор бисера по цвету и размеру. Закрепление
нитей основы. Вышивание картин: по канве, по рисунку. Подбор
цветовой гаммы. Использование схем для вышивания. Крепление
картин из бисера в рамочки.
Практическая часть: Упражнения в изготовлении полотна на
станочке и в вышивании. Составление схем, работа по ним.
Изготовление картин из бисера. Оформление их в рамочки.

4

Ткачество бисером
Теоретическая часть: Техника изготовления полотна на
станочке. Типы станков, устройство и принципы работы. Нитяная
основа для плетения. Виды изделий, изготовленных на станочке.
Способы крепления нитей. Съем готового полотна. Заправка нитей
основы.
Практическая часть:
Изготовление образцов по схемам.
Изготовление сумочек, кулонов, подвесок, картин, поясов, феничек на
станочке.
Оформление края изделия (заправка нитей, кисти, подвески и
т.д).

5
5.1

Вышивка лентами.
Теоретическая часть: беседа «Материалы и инструменты,
необходимые для работы». Знакомство с историей появления вышивки.
Практическая часть: работа с иллюстрациями.

Изучение
5.2. Теоретическая часть:
«вытянутый стежок с завитком».

швов:

«вытянутый

стежок»,

Практическая часть: просмотр иллюстраций, подбор материала,
выполнение швов на ткани.
Теоретическая часть: Изучение швов: «перекрученный вытянутый
5.3. стежок», «узелки».
Практическая часть: показ последовательности выполнения стежков,
подбор материала, выполнение швов на ткани.
5.4. Теоретическая часть: Изучение швов: «петельки с прикрепом сверху»,
«намётка зигзагом».
Практическая часть: поэтапность выполнение
швов, подбор материала, выполнение швов на ткани.
Практическая
5.5. Теоретическая часть: выполнение узора «Роза».
часть: поэтапность выполнение узора, подбор материала, выполнение
узора на ткани.
6

Пасхальные яйца из бисера и атласных лент
Теоретическая часть: Что такое пасхальное яйцо. Исторический
экскурс. Приемы бисерплетения, используемые для оплетения
пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок,
полотно «в крестик», «полоски», ажурное плетение, «колечки»,
вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по
секторам, низками бисера, «от макушки до макушки»; плетение двух
сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части,
тупого и острого конца яйца.
Практическая часть:
Подготовка основы. Составление
орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Расчет
плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого
концов яйца. Плетение объемных украшений. Украшение пасхального
яйца.
Вышивка панно «Летний букет»

7

Теоретическая часть: «Последовательность работы над панно».
Зарисовка схем панно с цветовым решением. Выбор основы для
изделия, подбор необходимого для работы материала. Практическая
часть: прорисовка эскиза на ткани, выполнение вышивки, отделка
готового изделия.
8

Выполнение «Валентинки».
Теоретическая часть: беседа – «Праздник День святого Валентина».
Просмотр иллюстраций. Зарисовка эскиза будущей работы, выбор
материала.
Практическая часть: прорисовка узора на основе «Сердце».
Выполнение вышивки, отделка готового изделия.

9

Выполнение бутоньерки из лент, бисера, бусин.
Теоретическая часть: беседа - «Назначение бутоньерки». Выбор по
желанию детей материала для выполнения изделия. Зарисовка эскиза
работ.
Практическая часть: цветовое решение, подбор необходимого
материала, индивидуальное выполнение изделия.

10

Творческая работа «Композиция из разных материалов»
Теоретическая часть: беседа – «Сочетание разных материалов».
Просмотр иллюстраций. Коллективный анализ будущей работы.
Практическая часть: выбор основы, прорисовка узора, выполнение
элементов изделия, окончательное оформление работы.

11

Вышивка бисером по счёту.
Теоретическая часть: беседа- «Использование схем вышивки крестом
для выполнения эскиза». Подбор основы для вышивки, выбор
материала, составление эскиза.
Практическая часть: прорисовка
эскиза на ткани, выполнение элементов вышивки, оформление готовых
изделий.

12

Итоговое занятие
Теоретическая часть: подведение
Практическая часть: диагностика
приобретённых на занятиях.

итогов
знаний,

работы
умений,

за год.
навыков,

Учебно – тематический план
6-й год обучения.
№
п.п. Название темы

Всего
часов

Теория Практика

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
4
16

1
1
1
1

1
1
3
15

5
6

Изготовление объёмных цветов
24
Изготовление объёмных композиций из 36
бисера

1
2

23
34

7

Пасхальные яйца из бисера

36

2

34

8

Изготовление изделия с использованием 25
разных материалов по разработке детей.

2

23

9

Изготовление панно

24

1

23

10

Выполнение проектных работ

36

6

30

11

Защита проектов (презентация)

2

-

2

1

-

23

193

1.

2

3

4

Вводное занятие.
Беседа о истории вышивки лентами,
бисером, крестом.
Инструменты, материалы.
Диагностика
Основные приёмы вышивки.
Закрепление швов.
Основные швы.
3.1.Шов
«вытянутый
стежок»,
«стебельчатый шов».
3.2.Выполнение
прямого шва с
прикрепом
3.3.Выполнение шва «узелки»
3.4.Шов «петля»
3.5.Выполнения шва « роза на каркасе»
Зачётная работа. Диагностика на основе
зачётной работы.

Итоговое занятие. Выставки детских 1
работ.
Итого:
216
12

Краткое содержание программы.
№
п.п. Содержание тем

1

Вводное занятие.
Знакомство с программой 6-го года обучения. Беседа о истории
вышивки лентами, бисером, крестом. Инструменты и материалы.
Демонстрации изделий педагога, показ образцов репродукций.
Организация рабочего места. Техника безопасности.
Диагностика. Проверка начальных знаний и умений. Знание цветовой
гаммы и основных швов.

2

Основные приёмы вышивки
Теоретическая часть: Основные приёмы вышивки. Закрепление швов
Беседа-«Основные приёмы вышивки. Закрепление швов» .
Практическая часть: выполнение приёмов вышивки лентами, бисером,
крестом. Закрепление швов на ткани.

3

Основные швы

3.1. Теоретическая часть: Беседа «Последовательность выполнение швов
««вытянутый стежок», «стебельчатый шов. Подбор материала..
Практическая часть: подготовка ткани, выполнение швов на канве
атласными лентами.
3.2. Теоретическая часть: последовательность выполнения шва, работа по
иллюстрации.
Практическая часть: выполнение шва на ткани атласными лентами.

3.3
3.4

3.5

Теоретическая часть: последовательность выполнения шва «Узелки»
Практическая часть: подбор материала, выполнение шва.
Теоретическая часть: последовательность выполнения шва «Петля»
Практическая часть: подбор материала, выполнение шва.
Теоретическая часть: последовательность выполнения шва «Роза на
каркасе»
Практическая часть: подбор материала, выполнение шва.

Выполнение зачётной работы
4

Теоретическая часть: беседа «Поэтапное выполнение зачётной
работы», подбор материала.
Практическая часть: выполнение
индивидуальных эскизов, нанесение рисунка, выполнение работы,
оформление готовых изделий.
Диагностика на основе выполненных работ.

5

Изготовление объёмных цветов
Теоретическая часть: беседа «Технология изготовления объёмных
цветов». Подбор материала к работе. Декоративное оформление цветов.
Практическая часть: последовательное изготовление объёмных
цветов, оформление по замыслу детей.

6

Изготовление объёмных композиций из бисера
Теоретическая часть: Что такое объем? Как правильно получить
нужный объем. Путем чередования верхних и нижних рядов, которые
набираются друг за другом и образуют объемную округлость.
Выполнение упражнения по схеме.
Практическая часть:
Выполнение объемных фигурок по схемам. Работа одной проволокой.
При работе важно, чтобы готовые ряды плотно прилегали друг к другу.
При этом каждый готовый ряд должен закругляться вверх или вниз.
Выполнение композиций ("В ожидании принца", "Яблоневый сад",
"Сказочный лес", и др.).

7

Пасхальные яйца из бисера
Теоретическая часть: Что такое пасхальное яйцо. Исторический
экскурс. Приемы бисерплетения, используемые для оплетения
пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок,
полотно «в крестик», «полоски», ажурное плетение, «колечки»,
вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по
секторам, низками бисера, «от макушки до макушки»; плетение двух
сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части,
тупого и острого конца яйца.
Практическая часть:
Подготовка основы. Составление
орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение. Расчет
плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого
концов яйца. Плетение объемных украшений. Украшение пасхального
яйца.

8

Изготовление изделия с использованием разных материалов по
разработкам детей
Теоретическая часть: беседа «Поэтапное выполнение зачётной
работы», подбор материала.
Практическая часть: выполнение
индивидуальных эскизов, нанесение рисунка, выполнение работы,
оформление готовых изделий.

9

Изготовление
панно.
Теоретическая часть: изготовление панно. Беседа «Выбор композиции и
цвета для оформления различных помещений». Выбор ткани для
основы,
подбор
материала.
Практическая часть: составление эскиза индивидуальных панно.
нанесение рисунка на ткань. Выполнение вышивки с использованием
лент, бусин, бисера. Оформление готовых работ.

10

Выполнение проектных работ
Теоретическая часть: Выбор проекта. Обоснование проблемы.
Зарисовка технологической карты, расчет выполнения проекта по
времени.
Практическая часть: Выполнение работы по замыслу.
Защита проектов (презентация)
Выполнение презентации (показ слайдов). Защита проектов.

11

12

Итоговое занятие
Теоретическая часть: подведение итогов работы.
Практическая
часть: организация и оформление выставки детских работ.

Методическое обеспечение программы
Алгоритм проведения занятия
Успешные
методы
проведения
занятий
способствуют
заинтересованности детей творчеством. А это возможно при хорошей
организации работы и продуманной методике проведения занятий. Для того
чтобы правильно организовать занятие его необходимо поделить на
следующие этапы:
- Организация.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение нового материала.
- Подготовка к практической работе.
- Практическое выполнение задания.
- Заключительная беседа. Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест.
На заключительном занятии по каждой пройденной теме проводится
подведение итогов, анализ выполненных детьми работ.
Методы обучения программы разнообразны. Наиболее эффективными
можно считать следующие:
- словесный (осуществляется через беседы об основах техники вышивки,
инструктажи о правилах поведения на занятиях);
- наглядный (показ воспитанникам образцов, приемов, техник вышивки);
-практический (последовательное освоение этапов вышивки, выполнение
практических заданий, самостоятельных работ, домашних заданий);
-объяснительно -иллюстративный (демонстрация учебных наглядных
пособий, плакатов).
Формы проведения занятий разнообразны: конкурсы, викторины,
беседы, занятие – сказка, творческий конкурс. В процессе обучения для
закрепления
материала,
расширения
кругозора
и
воспитания
художественного вкуса у детей программой предусмотрены организация,
оформление и проведение тематических, авторских и итоговых выставок
детских работ. В зависимости от темы и целей занятие может приобретать
форму не только практического занятия, но и беседы. Проведение
практических занятий может быть организовано по-разному: коллективная
форма – для создания большой работы (панно), индивидуальная.
В раздел практической работы входит и самостоятельная работа
воспитанников, как на занятии, так и в виде задания на дом.

Необходимые условия реализации программы
Материально
–
техническое
обеспечение
Материалы:
- бумага;
- клей ПВА;
- деревянные заготовки;
- бисер, бусины, стеклярус.
пайетки, блёстки;
- атласные ленты;
-ткань (бархат, драп, канва,
органза)
- замочки, крючки, швензы.
Инструменты:
- карандаши, фломастеры;
- ножницы;
- мононить,
- проволока
- иглы;
- ластик;
нитки
армированные
и
капроновые.

Дидактико
–
методическое
обеспечение
Учебно – наглядные пособия:
- по основам цветоведения,
- технологические карты по основам
выполнения плетения, вышивки;
- схемы, рисунки узоров изучаемых
видов вышивки.
- схемы, рисунки узоров изучаемых
видов плетения бисером.
-эскизы композиций.
Раздаточный
дидактический
материал:
- схемы, эскизы будущих работ,
- заготовки для будущих поделок.
Методический фонд и средства
обучения:
- авторские работы по изучаемому
творчеству;
- литература по видам творчества,
- тематические папки с подбором
наглядного
и
познавательного
материала по темам и разделам.
Приспособления:
- емкость для хранения рабочего - тематические беседы, конспекты
материала;
- конспекты открытых занятий,
- х/б салфетки;
- диагностика;
- станочки для бисероплетения.
- журналы по рукоделию;
- образцы изделий из бисера,
вышивки крестом, лентами;
- папка с иллюстрациями.

Список литературы:
Литература для педагога:
1. Закон Российской федерации «Об образовании», АСТ. Астрель.
Москва .2003.
2. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных
программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. –
Екатеринбург. Объединение «Дворец молодежи». 2001г.- 20с.
3. Программа «Нитка разговора – бисеринки слов» автор Плотникова Н.М.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
Центр внешкольной работы Чкаловского района г.Екатеринбурга. –
Екатеринбург, 2004г.
4. Программа «Искусство бисероплетения» автор Насонова Е.А., 2000г.
Отдел образования и культуры Администрации М.О. «п.Верх-Нейвинский»
Детско-юношеский Центр дополнительного образования.
5. Базулина Л.В., Новикова И.В.
Бисер / художник В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия, и К », 1999г. – 224с., ил. – (серия : «Бабушкин сундучок»).
6. М.Я.Ануфриева
Искусство бисерного плетения. - Современная школа. - Издательство
"Культура и традиции". 2006г. - 399с., - иллюстрации.
7. Кадыцин Л.М.
Педагогическая деятельность и педагогический процесс: Учебное пособие.
Издание второе. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Росс. гос. проф. пед. ун-т»,
2009, 192с.
8. Колодяжная Т.П.
Личностно-ориентированное воспитание: историко-педагогические аспекты
(учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и
колледжей ) 2-е издание. –М.: Перспектива, 2009, 36с.
9. Самыгин С.И.
Педагогика для студентов вузов/ С.И.Самыгин, А.Т.Латышева,
С.А. Сущенко. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 156с.

31

Литература для детей:
1. Ингрид Морас
Животные из бисера. Идеи для вашего творчества.
Перевод с немецкого З.С. Золотухиной.
Издательство АРТ-РОДНИК,
Издание на русском языке, 2007г.
2. Фадеева, Е.В.
Простые поделки из бисера / Елена Фадеева. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 144с.:
цв.ил.- (Внимание: дети!).
3. Золотарева, Е.Н.
Подарки из бисера / Елена Золотарева.- М.: Айрис-пресс, 2007 – 176с.: цв.ил. –
(Внимание: дети!).
4. Ткаченко Т.Б.
Подарки из бисера / Т.Б. Ткаченко, Э.Ю.Исакова. – Изд.2-е – Ростов н/Д:
Феникс, 2007г. – 219с.: (8) цв.ил. – (Мир вашего ребенка).
5. Лындина Ю.С.
Фигурки из бисера. 250 фигурок для игры и подарков.
Издательство «Культура и традиции», 2004г.
6. Белов Н.В.
Фигурки из бисера / авт. – сост. Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2007. – 144с.:
ил.
7. Божко Л.А.
Бисер для девочек. Изд.3-е, испр. и доп. – М.: «Мартин», 2006г. – 104с.,ил.
8. Божко Л.А.
Бисер для стильных девочек. – М.: «Мартин»,2006г. – 120с., ил.
9. Артамонова Е.В.
Украшения из бисера. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006г. – 64с.: ил.
10. Гринченко А.С.
Вышивка бисером. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006г. -64с., ил.
11. Вальц, Инге
Бисер и бусинки. Красивые модели, модные аксессуары, понятные схемы /
Инге Вальц, Сабина Кох, Армин Тойбнер – Ярославль, Академия развития, 2009г.
– 64с;

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».