Бумажная мастерская 2025

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»

Принято на методическом совете
Протокол от

2 0 2 ^ г. № _ /
/ / Утверждаю

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ «Бумажная мастерская»

Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Красильникова Ольга Викторовна

г. Нижние Серги
2025 год

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа имеет художественную направленность, разработана с учетом
требований к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей.
Программа

«Бумажная

мастерская»

направлена на приобщение

обучающихся к миру искусства, на развитие у них художественно­
эстетического
всестороннему

вкуса,

способностей

личностному

и

развитию,

склонностей.

Способствует

обеспечивает

развитие

интеллектуальных умений, необходимых для осознания себя в качестве
личности, способной к самореализации, что повышает и самооценку
обучающихся, и их оценку в глазах окружающих. Программа является основой
для дальнейшего знакомства обучающихся различными видами декоративно­
прикладного искусства, которое обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир.
Актуальность данной программы определяется:
- целью современного образования, в котором дополнительному
образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом
воспитании ребенка, удовлетворении его индивидуальных потребностей,
развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе;
- необходимостью формирования ценностных эстетических ориентиров
подрастающего поколения;
- потребностью в творчестве, заложенной в каждом ребенке, желанием
созидать, создавать прекрасное, своими руками;
- запросом со стороны педагогов начальной школы, отмечающих у
большинства учеников, проблемы с развитием мелкой моторики рук;

запросом детей и их родителей на программы художественно-эстетического
развития, которые способствуют развитию личности ребенка в процессе
продуктивной творческой деятельности, материально-технические условия

для реализации которых, имеются на базе МКУДО «Нижнесергинский
ЦДОД».
Так же актуальность программы заключается, в возможности используя,
для работы только бумагу создавать шедевры. Изготовленные из простой
бумаги работы: картины, открытки, сувениры и даже украшения, не требуют
больших временных и материальных затрат, но благодаря своей ажурности и
лёгкости смотрятся всегда выигрышно и изыскано.
Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества,
развивает

индивидуальность,

творческую

свободу,

нестандартность

мышления, предусматривает развитие изобразительных, художественно­
конструкторских способностей, дает возможность поверить в себя, в свои
способности, почувствовать себя творцом.
Новизна программы заключается в том, что в ней охвачено несколько,
очень разных техник работы с бумагой, каждый раздел это новая бумажная
техника с её углубленным изучением. Это позволяет обучающимся быстро
развиваться и совершенствоваться, не стоять на месте, что очень важно, так
как дети быстро устают от одного вида работ. Освоив определенный вид
бумажного творчества - обучающийся переходит к следующему новому, что
позволяет сохранить интерес к дальнейшей работе по программе. Бумажные
техники постоянно обновляются, появляются новые направления Рор ^
Сагёз, Айрис Фолдинг которые вошли в программу.
В рамках программы осуществляется интеграция со смежными
дисциплинами - историей, основами композиции и цветоведения, основами
дизайна, что значительно расширяет кругозор у обучающихся и способствует
углублению знаний по предметам.
Отличительные особенности программы «Бумажная мастерская»
заключаются в том, что:

предварительная подготовка к занятиям не имеет значения, в одной группе
могут обучаться разновозрастные обучающиеся;

- подобран и разработан комплект дидактических материалов для
изготовления изделий с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во
время работы;
- в процессе обучения реализуется дифференцированный подход,
учитываются индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для
более успешного творческого развития.
Ещё одной особенностью данной программы является то, что она даёт
возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в различных
техниках работы с бумагой. Таких, как аппликация, бумагопластика искусство художественного моделирования из бумаги, различными техниками
оригами - искусством сложения бумаги, квиллинг - искусством создания
всевозможных фигур из бумажных лент, Айрис Фолдинг -

техника

складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся
спирали, техникой нитяной графики, Рор ^
направление

и

реализовать

себя

в

Сагбз. Выбрать приоритетное

нём.

Развитие

творческих

и

коммуникативных способностей обучающихся, на основе их собственной
творческой деятельности также является отличительной чертой данной
программы.
Краткая характеристика процесса обучения.
Основная форма работы с детьми - учебное занятие. Каждое занятие
состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть — это
объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие
сведения об используемых материалах, инструментах, техника безопасности.
Практическая часть включают в себя практического выполнения задания:
создание эскиза работы, подбора материала, изготовление элементов работы,
сборку работы, декорирование и оформление готовой работы.
Тематика занятий построена с учетом интересов обучающихся, с учетом
их общего развития, способностей, мотивации. В ходе усвоения и освоения
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и

навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе каждого
обучающегося. Программа позволяет индивидуализировать выполнение
работы по сложности и объёму: более сильным обучающимся будет
предложена более сложная работа, менее подготовленным, простая в
изготовлении работа. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это позволяет обучающимся, не бояться трудностей, помогает
им без боязни творить и создавать.
Адресат программы
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Бумажная

мастерская» предназначена для реализации в учреждении дополнительного
образования, программа имеет широкий возрастной диапазон применения 7 добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений работы с инструментами. Главным условием является
желание заниматься декоративно прикладным творчеством. Программа
предоставляет обучающимся возможность освоения учебного материала с
учетом их общего развития, способностей и мотивации. Группы формируются
не более 15 человек, при комплектовании учитывается сменность занятий в
школах.

Характеристика обучающихся по программе
Обучающиеся в возрасте 7-910 лет располагают значительными
резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из
главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные
характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память,
воображение, мышление, речь. При организации процесса обучения в группе
младшего школьного возраста необходимо максимально сконцентрироваться
на развитии мелкой моторики обучающегося, что в дальнейшем станет
основой успешного освоения не только предлагаемой программы, но и
обучения детей в школе. Именно поэтому материал для освоения и

практические задания на отработку навыков связаны с развитием навыков
ручного труда. Активно используются игровые методы.
Режим занятий
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность
одного занятия составляет 45 мин. Перерыв между занятиями 10 минут. Срок
реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Бумажная мастерская» один год.
Срок освоения 1 год обучения - 34 недели необходимые для освоения
программы.
Принципы обучения, лежащие в основе программы:
- принцип системности и последовательности (от простого к сложному,
с постепенным усложнением поставленных задач);
- принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям, в доступной форме, с элементами игры);
- принцип наглядности (широкое использование таблицы, схемы,
фотографии, методические разработки, мультимедийные средства);
- принцип научности (использование литературы, различных проверенных
методик и технологий);
-

принцип

демократичности

(индивидуальный

подход

во

взаимодействие педагога и обучающегося).
Обучающиеся приобретают необходимые, элементарные знания, умения
и навыки работы с бумагой. В процессе занятий, накапливая практический
опыт в изготовлении простых работ, постепенно переходят к освоению
сложных творческих работ. В дальнейшем обучающиеся применяют свои
знания и умения в выполнении простых и сложных работ, авторских проектов.
Методы и формы, организации учебно-воспитательного процесса: Методы
обучения:
- словесные методы: устное объяснение, беседа, рассказ, лекция и т.д.

-

наглядные (демонстрационные) методы: показ мультимедийных

материалов, показ готовой работы, показ этапов и приемов изготовления
работы;
- практический метод (репродуктивный): отработка умений и навыков,
закрепление знаний при самостоятельной работе по технологическим картам,
схемам и образцам;
- работа с книгой;
- использование ТСО (учебные передачи, компьютер).
Методы работы с обучающимися:
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
- индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работ);
- групповой (организация работы в группах);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение работы).
Методы деятельности обучающихся:
- объяснительно - иллюстративный (восприятие и усвоение готовой
информации);
- репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных
способов деятельности);
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Форма проведения занятий - очная, индивидуально-групповая:
- теоретические и практические занятия;
- викторины и конкурсы;
- выставки.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Виды контроля:

- текущий контроль: мини конкурсы мастерства, на аккуратность и
самостоятельность выполнения работы);
- промежуточный контроль; осуществляется в форме мини-выставок
творческих работ, с обсуждением (по желанию, обучающиеся получают
оценку, в зависимости от объема и сложности законченного изделия);
- периодический контроль беседы в форме «вопрос - ответ», беседы в
форме викторины;
- самоконтроль, на занятиях формируется способность обучающегося
оценить собственную работу по критериям: объем, сложность, наличие
ошибок и пути исправлений, качество и оценить в баллах;
- итоговый контроль (по окончании обучения проводится персональная
выставка).
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседы в форме «вопрос - ответ»;
- беседы в форме викторины;
- тестовые задания «зачёт - не зачёт»;
- самостоятельный анализ и оценка своей работы, обучающимися;
- в заимо анализ и оценка работы других обучающихся;
- проведение мастер классов;
- участие в выставках.
Формы подведения результатов
Отслеживание

результативности

образовательного

процесса

производится следующим образом:
- опросы по теории, для выявления усвоения терминологии;
- анализ выполнения практических работ;
- выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;
- анализ сформированности практических умений обучающихся
(владение различными инструментами);

- мини выставка, на ранней стадии обучения (ноябрь) и итоговая (май) с
отслеживанием изменения уровня выразительности и творческой свободы.
Промежуточная аттестация проводится по окончании каждого года, в
виде выполнение творческой работы, участия в конкурсе мастерства.
Успешность

освоения

материала

определяется

степенью

самостоятельности выполнения творческой работы, объемом выполненной
работы и долей помощи педагога.
Критерии оценки:
- владение инструментами;
- подбор материала;
- знание основных законов композиции;
- воображение;
- оригинальность исполнения;
- законченность работы;
- творческая активность.
Цель программы «Бумажная мастерская» - формирование творчески и
социально активной личности, обладающей компетенциями в области
декоративно - прикладной деятельности, готовой к культурному, социальному
самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
В процессе реализации программы решается комплекс воспитательных
образовательных и развивающих задач:
Обучающие:
- познакомить с историей, развитием и различных техник работы с
бумагой;
-

содействовать

приобретению

обучающимися

творческого

и

практического опыта в области
- научить терминологии и основным технологическим приемам работы с
различными материалами и инструментами; помочь овладеть основами
культуры труда;

- сформировать навыки работы с бумагой (бумагокручение, конструирование,
складывание, вырезание);
- научить работать по схемам и инструкциям;
- научить следовать устным инструкциям.
-

обучить

приемам

самостоятельной

и

коллективной

работы,

самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память;
- развивать познавательную, творческую активность, потребность в
самообразовании;
- развивать смелость в изложении собственных замыслов;
- поддерживать развитие творческих и дизайнерских способностей,
проявление фантазии;
-

развивать

конструкторское

мышление

и

пространственное

воображения;
- развивать самостоятельность;
- развивать аккуратности, усидчивости, умения доводить начатое дело до
конца.
- развивать навыки работы в команде.
Во спитательные:
- содействовать гармоничному развитию, повышению общей культуры;
- формирование культуры труда;
- формирование социальной адаптации в современном обществе;
- сформировать умения и навыки здорового образа жизни;
- содействовать воспитанию потребности к саморазвитию; активности и
самостоятельности,
- воспитать трудолюбие, усидчивости, аккуратности, бережливость,
способность к преодолению трудностей.

Учебный (тематический) план первый год обучения
№

Н азвание раздела, тем ы
Всего

п/п
Вводное занятие

Ф орм а аттестации

К оличество часов
Теория

Практика
Беседа, наблюдение

А ппликация
И стория аппликации

беседа

А ппликация «Собачки»

Б еседа, итоговая работа

А ппликация «Зонтик»

Б еседа, итоговая работа

А ппликация «Д ельф ин»

Б еседа, итоговая работа

К артина из салф еток (вариант на вы бор)

Б еседа, итоговая работа

К виллинг

4

И стория квиллинга

Б есед а

Б азовы е ф орм ы квиллинга

Беседа. наблю дение

К виллинг «Гусеница»

Б еседа, итоговая работа

К виллинг «О сенний лист»

Б еседа, итоговая работа

К виллинг «С неж инка»

Б еседа, итоговая работа

К виллинг «О ткры тка Н овы й год»

Б еседа, итоговая работа

К виллинг «О ткры тка 8 М арта»

Б еседа, итоговая работа

К виллинг «Д ерево»

Б еседа, итоговая работа

И зо н и ть
И стория появления И зонити

Б есед а

С хема «Звездочка»

Б еседа, итоговая работа

С хема «Треугольник»

Б еседа, итоговая работа

С хема «П арусник»

Б еседа, итоговая работа

О ригам и
И стория оригам и

Б есед а

О ригам и «М ы ш ка»

Б еседа, итоговая работа

О ригам и «Елочка»

Б еседа, итоговая работа

О ригам и «О ткры тка звезда»

Б еседа, итоговая работа

О ригам и «Тю льпан»

Б еседа, итоговая работа

М одульное оригам и «К лубничка»

Б еседа, итоговая работа

А йрис Ф олдинг
И стория А йрис ф олдинг

Б есед а

С хема «Ваза»

Б еседа, итоговая работа

С хема «Кот»

Б еседа, итоговая работа

С хема «Колибри»

Б еседа, итоговая работа

И то го

Содержание учебного (тематического) плана первый год обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство. Беседа «виды бумажного творчества» ознакомление
детей с особенностями занятий в объединении. Требования к поведению во
время занятия. Цели и задачи объединения на учебный год. План занятий,
режим работы. Обзор разделов и тем программы. О творческом проекте
Организация рабочего места. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике

безопасности.

Правила пользования

инструментами.
Практика: Игра с элементами тренинга по сплочению детского
коллектива: «Как меня зовут».
2. АППЛИКАЦИЯ
История аппликации.
Теория:

История аппликации из бумаги.

Особенности техники

аппликация. Материалы и инструменты. Отличительные особенности работы
с разной бумагой.
Форма аттестации: беседа.
Аппликация «Собачки»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей
аппликации. Беседа на тему «Собака друг человека», «Домашние питомцы».
Практика: подготовка необходимых элементов аппликации, сбор и
склеивание аппликации.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Аппликация «Зонтик»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей
аппликации. Беседа на тему «Ассоциации с дождем».
Практика: подготовка необходимых элементов аппликации, сбор и
склеивание аппликации.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.

Аппликация «Дельфин»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей
аппликации. Беседа на тему «Жители моря»
Практика: подготовка необходимых элементов аппликации, сбор и
склеивание аппликации.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Картина из салфеток (варианты выбора детям - цветы, животные,
игрушки, радуга)
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей
аппликации. Беседа на тему «Моя любимая игрушка»
Практика: подготовка необходимых элементов аппликации, сбор и
склеивание аппликации.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
3. КВИЛЛИНГ
История квиллинга
Теория: История появления и развития квиллинга. Инструменты для
квиллинга, способы их применения. Бумага для квиллинга. Техники
квиллинга.

Конструирование из основных

форм квиллинга.

Техника

изготовления. Применение формы в композициях
Форма аттестации: беседа
Базовые формы квиллинга.
Теория: Базовые формы, условные обозначения. Основные базовые
формы: Тугой рол, Свободный рол. Закрытые формы: «капля»; «глаз»;
«долька»;

«ромб»,

«треугольник»;

«стрела»;

«листик»;

«квадрат»;

«полумесяц». Открытые формы: «завиток», «сердечко», «рожки», «веточка».
Практика: изготовления закрытых и открытых форм квиллинга
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Квиллинг «Гусеница»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.

Практика:

подготовка необходимых элементов работы,

сбор

и

склеивание.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Квиллинг «Осенний лист»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение. Беседа на тему: «Осень»
Практика:

подготовка необходимых элементов работы,

сбор

и

склеивание.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Квиллинг «Снежинка»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение. Беседа на тему: «Зима»
Практика:

подготовка необходимых элементов работы,

сбор

и

склеивание.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Квиллинг «Открытка Новый год»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение. Беседа на тему: «Праздник Новый год»
Практика:

подготовка необходимых

элементов работы,

сбор и

склеивание.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Квиллинг «Открытка 8 Марта»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение. Беседа на тему: «Праздник 8 Марта»
Практика:

подготовка необходимых

элементов работы,

сбор и

склеивание.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Квиллинг «Дерево»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.

Практика:

подготовка необходимых элементов

работы,

сбор и

склеивание.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
ИЗОНИТЬ
История появления Изонити
Теория: История техники ниточного дизайна. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности. Понятие лицевой и изнаночной стороны.
Основные приёмы. Особенности выполнения композиций в технике изонить.
Зеркальное изображение, нумерация точек. Разметка по шаблону. Натяжение
нитей. Понятие «трафарет». Основные способы закрепления рабочей нити с
изнаночной стороны композиции.
Форма аттестации: беседа.
Схема «Звездочка»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: подготовка необходимых элементов работы, создание работы
по схеме.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Схема «Треугольник»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: подготовка необходимых элементов работы, создание работы
по схеме.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Схема «Парусник»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: подготовка необходимых элементов работы, создание работы
по схеме.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.

ОРИГАМИ
История Оригами
Теория: История возникновения и развития оригами. Виды бумаги для
оригами. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе
их название, назначение. Правила пользования инструментами. Правила
техники безопасности в процессе всех этапов работы. Знакомство с условными
знаками и символами принятыми в оригами и основными приемами
складывания.

Инструкционные

карты,

демонстрирующие

процессы

складывания.
Форма аттестации: беседа.
Оригами «Мышка»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: создание работы в технике оригами
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Оригами «Елочка»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: создание работы в технике оригами
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Оригами «Открытка Звезда»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение. Беседа на тему: «Праздник 23 февраля»
Практика: создание работы в технике оригами
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Оригами «Тюльпан»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: создание работы в технике оригами
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.

Модульное оригами «Клубничка»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы,
знакомство с фигурой модуля. Обсуждение.
Практика: создание работы в технике модульное оригами.
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
6. АЙРИС ФОЛДИНГ
История Айрис Фолдинг
Теория: История возникновения техники «Айрис фолдинг», где
применяют. Необходимые материалы и инструменты, особенности бумаги.
Принципы изготовления.
Форма аттестации: беседа.
Схема «Ваза»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: создание работы в технике Айрис фолдинг
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Схема «Кот»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение. Беседа на тему: «Домашние животные»
Практика: создание работы в технике Айрис фолдинг
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.
Схема «Колибри»
Теория: знакомство детей с необходимыми элементами будущей работы.
Обсуждение.
Практика: создание работы в технике Айрис фолдинг
Форма аттестации: беседа, итоговая работа.

Список литературы
мородкина О. Оригами всего за 30 секунд - Москва , Изд. АСТ 2024
ан Юнь. Квиллинг от А до Я. Полный курс от китайского мастера. Изд.
«Эксмо» 2025
делина Клам. Оригами. Новый уровень волшебства. Изд. «Эксмо» 2025
делина Клам. Оригами. Магия Японского искусства. Изд. «Эксмо» 2025
елусь

Е.

Секреты

бумажных

полосок.

ООО

«Издательские

решения»,2021.
укина С. Новогодний квиллинг. - СПб.: Питер, 2016.
огатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: «Просвещение», 2012.
айцева А.А. Объёмный квиллинг. Цветы и фигурки животных. - Москва:
Эксмо,2016.
ещинская Ю.С.Волшебная изонить. - Минск.: Харвест, 2011.
роснякова Т Н Забавные фигурки. Модульное оригами» - М.: АСТ
ПРЕСС КНИГА, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».