Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Музыкальное исполнительство» (по видам инструментов) (далее программа
«Музыкальное
исполнительство»)
разработана
МКУДО
Нижнесергинский ЦДОД, отделение Детская школа искусств, на основе и с
учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»), Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств в детских школах искусств по видам искусств (далее –
Рекомендации), направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Программа «Музыкальное исполнительство» учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальных
инструментах (фортепиано, народных инструментах, духовых и ударных
инструментах, струнных инструментах), позволяющих исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности детской школы искусств;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
создание условий для перевода обучающихся с программы
«Музыкальное исполнительство» на обучение по дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусств при
наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка
и проявленные соответствующие знания, умения, навыки.
Программа «Музыкальное исполнительство» способствует эстетическому
воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к
художественному образованию, реализуется с учетом лучших традиций
художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей
(законных представителей).
Реализация программы «Музыкальное исполнительство» обеспечивается
соответствующими кадровыми и материально-техническими условиями.
Программа «Музыкальное исполнительство» основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи,
обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному
образованию, обеспечения его доступности, вариативности образовательных
программ для учащихся, имеющих различные способности, мотивацию к
получению дополнительного образования, сроки реализации программы
«Музыкальное исполнительство» составляет для детей, поступивших в детскую
школу искусств в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет: 4 года.
По окончании освоения соответствующего срока программы «Музыкальное
исполнительство» выпускникам выдается документ (свидетельство) об
окончании детской школы искусств, форма которого разрабатывается
Образовательным учреждением самостоятельно. Выдача свидетельства
фиксирует завершение обучения по соответствующей программе.
II. Требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
программы «Музыкальное исполнительство»
2.1. Общие положения
Минимум содержания программы «Музыкальное исполнительство»
обеспечивает развитие
значимых для образования, социализации,
самореализации
подрастающего
поколения
интеллектуальных
и
художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных
качеств.
Программа «Музыкальное исполнительство» реализуются посредством:
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое
и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания
творчески мобильной личности, способной к успешной социальной
адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
вариативности
образования,
направленного
на
реализацию
индивидуальной траектории развития личности.
При реализации программы «Музыкальное исполнительство» детская школа
искусств устанавливает:
планируемые
результаты
освоения
программы
«Музыкальное
исполнительство»;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле, промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся является локальным нормативным актом детской школы
искусств, который принимается педагогическим советом и утверждается
директором образовательного учреждения.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации детская школа искусств использует зачеты, контрольные
работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические
зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные
представления, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся и
промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году
рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение
промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации программы
«Музыкальное исполнительство» не предусмотрено.
Детской
школой
искусств
разрабатываются
критерии
оценок
промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся,
итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды
оценочных средств разрабатываются и утверждаются детской школой искусств.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам
программы «Музыкальное исполнительство» и ее учебному плану.
Реализация программы «Музыкальное исполнительство» способствует:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями,
произведениями искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности;
созданию условий для перевода обучающихся, проявивших достаточный
уровень знаний, умений и навыков, на соответствующую
дополнительную предпрофессиональную программу в области
музыкального искусства.
С этой целью содержание программы «Музыкальное исполнительство»
основывается на реализации учебных предметов как в области художественнотворческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об
искусстве.
2.2. Минимум содержания и структура программы
«Музыкальное исполнительство»
Содержание учебных предметов направлено на формирование у
обучающихся общих историко-теоретических знаний, приобретение детьми
начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в
музыкальном искусстве.
Результатом освоения программы «Музыкальное исполнительство»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
коллективное исполнение) различного уровня сложности в зависимости от
срока обучения и индивидуальных способностей обучающихся;
- умений использовать выразительные средства для создания художественного
образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности детской школы искусств;
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических
направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в
области музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков восприятия элементов музыкального языка.
В процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Музыкальное
исполнительство»
обучающиеся
должны
приобрести
следующие знания, умения и навыки по предметам учебного плана:
Музыкальный инструмент:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности инструмента;
- самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм
- знание репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров
(пьесы, этюды, оригинальные произведения, произведения с элементами
полифонии);
- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента; знание
профессиональной терминологии;
- наличие первоначальных умений по чтению с листа;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, владение различными видами техники исполнительства,
использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие представлений о методике разучивания музыкальных произведений и
приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти;
- наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
Хоровой класс:
- знание начальных основ хорового искусства, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных хоровых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей; - наличие практических
навыков исполнения партий в составе хорового коллектива.
Сольфеджио:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие
у обучающегося сформированного звуковысотного музыкального слуха и
памяти, чувства лада, метроритма
- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной
музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
- записывать элементарные музыкальные построения с использованием
навыков слухового анализа;
- умение слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки.
Музыкальная литература:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы)
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
различных художественных направлений (музыки, живописи, театра);
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
2.3. Требования к условиям реализации программы
«Музыкальное исполнительство»
Приобщение подрастающего поколения к различным видам искусств,
постижение основ того или иного вида искусства при реализации
общеразвивающих программ обеспечивается аудиторными и внеаудиторными
(самостоятельными) занятиями. При этом аудиторные занятия могут
проводиться по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и
индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек,
мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, такие учебные предметы, как
«Ансамбль», могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек.
Продолжительность академического часа составляет 40 минут.
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по
учебным предметам определяется детской школой искусств с учетом
параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования).
С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной
деятельности в детской школе искусств при реализации дополнительных
предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области музыкального
искусства устанавливаются общие временные сроки по продолжительности
учебного
года,
каникулярного
времени,
академического
часа:
продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность
учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность
каникул - не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул – не менее
13 недель.
Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств
должно обеспечиваться за счет:
доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей
(законных представителей) содержания программы «Музыкальное
исполнительство»;
наличия комфортной развивающей образовательной среды;
наличия качественного состава педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 34-35 недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время
деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую, просветительскую работу, а также освоение дополнительных
профессиональных образовательных программ.
Финансирование реализации общеразвивающих программ в области
искусств должно осуществляться в объеме, позволяющем обеспечивать
качество образования.
При
реализации
учебных
предметов,
требующих
участие
концертмейстера, предусматривается работа концертмейстеров из расчета до
100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам.
Реализация программы «Музыкальное исполнительство» обеспечивается
учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими
изданиями, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на
выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области
искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях, проводимых детской школой искусств.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться
преподавателем.
Реализация программы «Музыкальное исполнительство» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио и видеозаписей, сформированным в соответствии с перечнем учебных
предметов учебного плана.
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается
печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной
учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-технические
условия
детской
школы
искусств
обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
предусмотренных
программой
«Музыкальное
исполнительство»,
разработанной детской школой искусств.
Материально-техническая база детской школы искусств соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Детская школа
искусств соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации программы «Музыкальное
исполнительство» перечень учебных аудиторий, специализированных
кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю
программы «Музыкальное исполнительство» и ориентирован на федеральные
государственные
требования
к
соответствующим
дополнительным
предпрофессиональным программам в области музыкального искусства.
При этом детская школа искусств обеспечивает наличие:
концертных залов со специальным оборудованием;
библиотеки;
помещений для работы со специализированными материалами (фонотеки,
видеотеки, фильмотеки, просмотровых видеозалов);
учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями,
шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и
видеоаппаратурой).
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными
пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь
не менее 6 кв.м.
В детской школе искусств созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и
учебного оборудования.
3.Учебный план программы «Музыкальное исполнительство»
Общеразвивающая программа «Музыкальное исполнительство» с
нормативным сроком освоения 4 года включает в себя учебный план, который
является её неотъемлемой частью.
Учебный план отражает структуру образовательной программы,
определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по
годам обучения, недельную нагрузку учащихся.
Освоение учебных предметов осуществляется в форме индивидуальных
занятий, мелкогрупповых (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам - от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11
человек).
Учебный план разработан в соответствии с графиком образовательного
процесса Образовательного учреждения и сроков обучения по программе
«Музыкальное исполнительство».
Учебный план программы «Музыкальное исполнительство» содержит
следующие предметные области (далее ПО):
- ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки;
- ПО.02. Учебные предметы историко-теоретической подготовки;
- ПО.03. Учебный предмет по выбору, формируемый с участием родителей
(законных представителей) обучающихся.
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
Наименование
предметной Годы обучения (классы), Промежуточная
области/учебного предмета
количество
аудиторных аттестация
часов в неделю
(полугодие)
I
предметы 3
II
3
III
3
IV
3
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
1-8
1-8
1,5
1
1,5
1
1,5
1
1,5
1
1-8
1-8
1
1
1
1
1-8
6,5
6,5
6,5
6,5
Учебные
исполнительской
подготовки
Музыкальный инструмент
Хоровой класс
Учебные предметы историкотеоретической
подготовки
сольфеджио
Музыкальная литература
Вариативная часть
Предмет по выбору (хоровой
класс, инструмент по выбору,
сольное пение)
Всего:
4. График учебного процесса
График образовательного процесса определяет его организацию и
отражает: срок реализации программы «Музыкальное исполнительство»,
бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на
аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся,
каникулы.
При
реализации
программы
«Музыкальное
исполнительство»
продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу,
определяется Уставом Образовательного учреждения и составляет 40 минут.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки,
установленные графиком образовательного процесса. Продолжительность
учебного года - 39 недель. Продолжительность учебных занятий составляет 34
недель.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее
4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель, за
исключением последнего года обучения.
Каникулы (осенние, зимние, весенние) проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
V. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью
программы «Музыкальное исполнительство». Все программы учебных
предметов разработаны преподавателями самостоятельно, в соответствии с
учебным планом.
Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
– нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
– оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания,
устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Перечень программ учебных предметов при освоении программы
«Музыкальное исполнительство»:
- ПО 1.1. «Музыкальный инструмент» (фортепиано)
-ПО 1.1. «Музыкальный инструмент» (аккордеон)
- ПО 1.1. «Музыкальный инструмент» (баян)
- ПО 2.1. «Сольфеджио»
- ПО 2.2. «Музыкальная литература»
- ПО 1.2. «Хоровое класс»
- ПО 3.1. «Сольное пение»
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
учащихся по окончании четверти, полугодия и регламентируется локальным
актом учреждения. Основными формами проведения промежуточной
аттестации являются:
- контрольный урок
- зачёт
В основе системы оценок лежит пятибалльная система. Для более
детальной и точной оценки данных видов аттестации могут использоваться в
соответствии с Уставом учреждения оценки с + и –
Критерии оценки знаний и навыков обучающихся
1 Критерием оценки уровня знаний и навыков обучающихся по общему
инструменту служит умение раскрыть и донести до слушателя содержание и
характер исполняемых произведений, ритмическая устойчивость, темп,
качество звукоизвлечения, техническая подготовленность, динамическая
гибкость, музыкальность, умение выдержать форму исполняемых
произведений.
2. Критерием оценки уровня знаний и навыков обучающихся по теоретическим
дисциплинам служит умение интонировать, петь по нотам и читать с листа,
определять на слух.
3 Критерием оценки уровня знаний и навыков обучающихся по всем формам
коллективного музицирования служит знание исполняемых партий, слушать и
понимать музыку, исполняемую как всем коллективом, так и отдельными
группами.
Критерии оценки по учебным предметам исполнительской подготовки:
Музыкальный инструмент (по видам инструментов):
Оценка 5. Исполнение технически законченное, художественно убедительное,
слышно личное отношение ученика к произведению. Уровень программы
соответствует классу. Ощущается свободное владение материалом, что
позволяет максимально раскрыться творческому потенциалу ученика.
Оценка 4. Исполнение аккуратное, старательное. Но выявляется
ограниченность в художественном и техническом развитии ученика; при
правильном понимании задач ученику не получается добиться яркости,
содержательности и глубины в интерпретации произведения.
Оценка 3. Исполнение текста с начала до конца, но без понимания содержания
произведения, плохое звукоизвлечение, ритм. Темпы не соответствуют
характеру музыки (обычно замедленные). Ученик играет с ошибками,
остановками, но доводит всё-таки исполнение до конца.
Оценка 2. Исполнение беспомощное; остановки, ошибки, неумение довести
исполнение до конца.
Оценка 1. Отсутствует знание нотного текста, основных штрихов, нет навыков
правильного звукоизвлечения.
Сольное пение:
Оценка 5 - учащийся должен продемонстрировать весь комплекс музыкальноисполнительских достижений на данном этапе, иметь чистую интонацию,
красивое свободное звучание голоса. Исполнение технически качественное и
художественно убедительное, с правильным раскрытием стилевых
особенностей произведения, яркое и артистичное по исполнению.
Оценка 4 - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами
как в техническом плане, так и в художественном, эти погрешности не дают
возможности оценить на «отлично».
Оценка 3 – исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
фальшивая интонация, отсутствие свободы голосового аппарата, недоуменный
текст, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение.
Оценка 2 – комплекс серьёзных ошибок: исполнение с частыми остановками,
без элементов фразировки, фальшивая интонация, плохое владение певческими
навыками, отсутствие художественно-музыкальной трактовки.
Оценка 1 –знания отсутствуют, чрезвычайно фальшивая интонация, не владеет
певческими навыками, не знает текст.
Хоровой класс:
Оценка 5. Регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях,
разучиваемых в хоровом классе, чистое интонирование, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах
коллектива.
Оценка 4. Регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, не слишком активная работа в классе, отдельные
погрешности в интонировании и недочеты в знании партий, участие в
концертах хорового коллектива.
Оценка 3. Нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин,
пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых произведений в
программе при сдаче партий, неточное интонирование.
Оценка 2. Нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин,
незнание хоровых партий, серьезные погрешности в интонировании.
Оценка 1- не знает партии выученных произведений, интонирует нечисто, не
знает текста.
Критерии оценки по учебным предметам историко-теоретической подготовки:
Сольфеджио:
Оценка 5 - музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах
отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие
недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи
хроматических звуков.
Оценка 4 - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи
мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество
недочетов.
Оценка 3 - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8)
ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).
Оценка 2 – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и
количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в
записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный
диктант записан меньше, чем наполовину.
Оценка «1»- диктант не написан, не определен размер, нет деления на такты,
не определено движение мелодии.
Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ
Оценка 5 – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное
дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.
Оценка 4 – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в
интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки
в теоретических знаниях.
Оценка 3 – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа,
грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа,
отсутствие теоретических знаний.
Оценка 1- ответ не содержит основных знаний теории, отсутствие навыков
интонирования, метроритма, группировки.
Музыкальная литература
Оценки "5" выставляется, если ученик продемонстрировал всестороннее,
систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение
свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший
основную учебную литературу, рекомендованной программой.
Оценки "4" выставляется, если ученик, проявил знание учебно-программного
материала, успешно выполнил предусмотренные в программе задания,
усвоивший основную учебную литературу, рекомендованную в программе
допустившему незначительные погрешности в ответе и при выполнении
заданий. Оценка "4" выставляется ученику, проявившему систематический
характер знаний по дисциплине и способным к их пополнению и обновлению в
ходе дальнейшей учебной работы .
Оценки "3" выставляется, если ученик проявил поверхностные знания
основного учебно-программного материала, справляющийся с выполнением
заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой,
рекомендованной программой. Оценка "3" выставляется ученику,
допустившему значительные погрешности в ответе и при выполнении заданий,
но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством
преподавателя.
Оценка "2" выставляется ученику, обнаружившему значительные пробелы в
знаниях
основного
учебно-программного
материала,
допустившему
принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Речь отличается нелогичными построениями, ученик испытывает сложность в
формировании и изложении мысли.
Оценка «1» - не может изложить свою мысль, на вопросы не отвечает, полное
отсутствие знаний пройденного материала.
7.Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
Основным видом деятельности МКУДО Нижнесергинский ЦДОД является
образовательная деятельность, связанная с оказанием муниципальных услуг по
реализации:
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области искусств;
дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального
искусства.
А также осуществляет следующие виды деятельности - творческую,
методическую и культурно-просветительскую.
Творческая
и
культурно-просветительская
деятельность
Образовательного учреждения расширяет горизонты художественного
познания, как самих учащихся, так и жителей города, выполняет важную
социально-культурную миссию.
Целью организации творческой и культурно-просветительской
деятельности МКУДО Нижнесергинский ЦДОД является развитие творческих
способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям
отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой
культуры среди различных слоёв населения, приобщение молодежи к
духовным ценностям.
Задачи творческой и культурно-просветительской деятельности МКУДО
Нижнесергинский ЦДОД:
организация творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров, выставок и др.);
организация посещений обучающимися учреждений и организаций
культуры (выставочных залов, музеев и др.);
пропаганда лучших образцов мировой музыкальной классики, народного и
эстрадного искусства средствами детско-юношеского концертного
исполнительства;
поддержка высокого уровня исполнительского мастерства детских и
педагогических творческих коллективов МКУДО Нижнесергинский ЦДОД;
организация содержательного досуга учащихся МКУДО Нижнесергинский
ЦДОД, детей и подростков города;
социальное партнерство с образовательными учреждениями города, района,
области.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской
деятельности в МКУДО Нижнесергинский ЦДОД созданы учебные творческие
коллективы. Все коллективы регулярно участвуют в общешкольных концертах,
городских, областных и международных конкурсах, в праздничных и
тематических концертах.
В течение года с целью пропаганды музыкального образования и знакомства
с деятельностью Детской школы искуссв проводятся разнообразные беседы,
лекции-концерты, праздники и творческие встречи с участием учеников,
преподавателей и приглашённых гостей, многие из которых стали
традиционными, концерты различной тематики в детских дошкольных
учреждениях города. Преподаватели и учащиеся детской школы искусств
активно принимают участие во всех общий мероприятиях МКУДО
Нижнесергинский ЦДОД, а также в городских и районных мероприятиях,
Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, программах и
проектах.
Основные
направления
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности МКУДО Нижнесергинский ЦДОД:
участие в Международных, Всероссийских, областных, городских
конкурсах, фестивалях юных исполнителей-инструменталистов и
вокалистов, творческих программах и проектах;
участие в школьных тематических концертах и вечерах, отчетных
концертах отделений и школы, внеклассных мероприятиях;
участие и посещение концертных и театрализованных мероприятий
района, города и области;
участие и посещение лекций, музыкальных бесед, концертов солистов,
детских и преподавательских исполнительских коллективов;
просветительская работа среди родителей по вопросам художественно –
эстетического образования и воспитания детей в форме родительских
собраний, тематических бесед, встреч с интересными людьми,
концертных мероприятий школы.
размещение информационных материалов на сайте школы, в средствах
массовой информации;
оформление кабинетных и школьных стендов с фотографиями и итогами
проведенных мероприятий; работа по повышению статуса и имиджа
образовательного учреждения; социальное партнерство.
Методическая работа – один из основных видов образовательной
деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий проводимых
администрацией МКУДО Нижнесергинский ЦДОД, преподавателями в целях
овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого
применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и
обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы – создание единого образовательного
пространства, обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач и
индивидуализирующее образовательный путь учащегося в условиях обучения
по предпрофессиональным программам.
Задачи:
обеспечение качественных изменений в организации и содержании
методической работы;
повышение педагогического мастерства, распространение, обобщение и
внедрение передового педагогического опыта;
повышение педагогической квалификации работников учреждения;
формирование
у
преподавателей
потребности
к
занятию
самообразованием через участие в творческих группах, аттестацию,
проведение творческих отчетов, открытых уроков;
повышение качества образования посредством использования в работе
новых информационных, музыкально-педагогических технологий;
создание условий для раскрытия способностей и творческого потенциала
учащихся;
внедрение в практику альтернативных и инновационных форм
взаимодействия со школами, ДОУ и т.д.;
оптимизация форм распространения опыта школы (публикации,
презентации, СМИ и т.д.);
обновление содержания образования и технологии обучения, в том числе
развивающих, здоровьесберегающих, информационных, в условиях
современного социального заказа.
Педагогические работники МКУДО Нижнесергинский ЦДОД регулярно
осуществляют методическую работу: разрабатывают учебные программы по
преподаваемым ими предметам в рамках образовательных программ в области
музыкального искусства, а также учебно-методическое обеспечение учебного
процесса; используют в образовательном процессе образовательные
технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в
области искусств на современном уровне его развития.
В детской школе искусств созданы условия для взаимодействия с другими
образовательными
учреждениями,
реализующими
общеразвивающие
программы в области музыкального искусства, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы.
С целью организации методической работы в МКУДО Нижнесергинский
ЦДОД проводятся педагогические и методические советы, заседания
методических объединений и предметно-цикловых комиссий. Преподаватели
регулярно проходят курсы повышения квалификации, дают открытые уроки,
проводят мастер-классы, готовят методические работы и сообщения,
разрабатывают учебно-методические материалы.
Ожидаемый результат осуществления программы творческой и культурнопросветительской деятельности МКУДО Нижнесергинский ЦДОД:
Обновление содержания образования и технологии обучения в условиях
современного социального заказа.
Сохранение и развитие имеющихся методик преподавания, а также
внедрение новых образовательных технологий.
Активизация профессиональной работы с наиболее способными
учащимися
с
целью
их
последующего
обучения
по
предпрофессиональным программам.
Создание благоприятного морально-психологического климата для
занятий учащихся художественным
музыкальным искусством,
приобщение к творческой деятельности наибольшего числа детей и
подростков.
Расширение жизненного опыта учащихся, вовлечение их в
соответствующую их интересам творческую среду, способствующую
эффективному раскрытию их общего творческого потенциала.
Воспитание
активных
участников
культурно-просветительской
деятельности.
Повышение культурного уровня населения.