Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Фортепиано»
Предметная область
ПО.02. Теория и история музыки
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03. В.03.УП.02
«Элементарная теория музыки»
Составитель:
преподаватель
Гайдукова Елена Германовна
г. Нижние Серги
2013 год
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебный план;
- Учебно-тематический план;
- Содержание тем;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на различных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.
Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы;
- Список дополнительной литературы.
3
Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в
соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального
искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть
предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки»,
тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован
на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Предмет «Элементарная теория музыки» введён также в вариативную часть
предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки»,
находится в непосредственной связи с предметом «Элементарная теория музыки» в
обязательной части учебного плана,
тесно связан с предметом «Музыкальная
литература» и направлен на практическую учебную деятельность обучающихся с целью
углубления подготовки и достижения стабильности уровня знаний, умений и навыков в
области теории музыки.
Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, тесно
связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует
воспитанию музыкального мышления обучающихся, вырабатывает сознательное
отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Вся теоретическая работа опирается на
внутренние музыкальные представления, наличие которых играет огромную роль в
процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики
обучающегося.
2.Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 1 год, в 9
классе - при увеличении 8-летнего срока обучения на 1 год для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» в вариативной части учебного плана
составляет 2 года: в 7 и 8 классах.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки» в основной
части:
9 класс
Максимальная
учебная нагрузка
Количество часов
на
аудиторные
занятия
66
33
Количество
часов
на
внеаудиторные
занятия
33
4
Объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки» в
вариативной части:
класс
Максимальная
учебная нагрузка
66
Количество
часов на
аудиторные
занятия
33
Количество
часов на
внеаудиторные
занятия
33
7
8
66
33
33
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек,
продолжительность урока – 40 минут.
5. Цель и задачи предмета
Цель:
изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний,
умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в
профессиональные учебные заведения.
Задачи:
• обобщение знаний по музыкальной грамоте;
• понимание значения основных элементов музыкального языка;
• умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
• систематизация полученных
сведений для элементарного анализа нотного текста с
объяснением роли выразительных средств;
• формирование и развитие музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:
-выработку у обучающихся личностных качеств,
способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации;
-приобретение навыков творческой деятельности;
-умение планировать свою домашнюю работу;
-осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
-умение давать объективную оценку своему труду;
-формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе;
-уважительное отношение к иному мнению и художественно - эстетическим взглядам;
-понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
-определение наиболее эффективных способов достижения результата.
5
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с обучающихся.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Элементарная теория музыки», оснащены пианино, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Реализация программы учебного предмета обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся
могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Основной учебной литературой
обеспечивается каждый обучающийся.
Оснащение занятий
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих
методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников
диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
Раздаточный материал:
1.Карточки по теме «Трёхзвучные аккорды»
2. Карточки по теме »Энгармонизм»
3.Карточки по теме «Четырёхзвучные аккорды»
6
4.Карточки с заданиями по аккордам в тональности
5.Карточки с заданиями по построению аккордов
6.Ритмические карточки
7.Карточки по теме «Тональности»
Контрольно-проверочный материал:
1.Самостоятельные и контрольные работы для 7 класса
2.Самостоятельные и контрольные работы для 8 класса
3. Самостоятельные и контрольные работы для 9 класса
4.Диктанты с ошибками
5.Тест №1 по теме «Аккорды»
6.Тест №2 по теме «Тональности»
7.Тест №3 по теме «Лады»
8.Тест №5 по теме «Простые интервалы»
9. Тест №6 по теме «Составные интервалы»
10. Тест №7 по теме «Диатонические семиступенные лады. Пентатоника.»
11. Тест №8 по теме «Метр и размер»
12.Примеры для гармонизации мелодии
13. И.Ломтева. Практические задания по теории музыки №№ 1-36
Наглядные пособия
1.Клавиатура (подвесное пособие)
2.Настенные наглядные пособия по теоретическим разделам
3.И.Ломтева. 7 опорных листов по теории музыки
II. Учебно-тематический план
7 класс
№
1.
2.
3.
Наименование темы
Вид учебного
занятия
I четверть
Урок
Метр. Размер. Простые и
сложные метры и размеры.
Группировка и схема
Урок
дирижирования в сложных
размерах.
Смешанные размеры.
Урок
Группировка и схема
дирижирования в смешанных
размерах. Переменные размеры.
Общий объём времени (в часах)
Максималь Самостоя- Аудитор
-ная
тельная
-ные
учебная
работа
занятия
нагрузка
2
1
1
2
1
1
2
1
1
7
4.
Ритм. Основные и особые виды Урок
ритмического деления.
Жанровые ритмоформулы.
4
2
2
5.
Темп. Обозначения темпа,
характера исполнения.
Тесты по теме «Метр. Размер.
Ритм. Темп.»
Текущий контроль
Урок
4
2
2
Практическое
занятие
Контрольный
урок
II четверть
2
1
1
2
1
1
Интервал. Простые интервалы.
Обращение интервалов.
Урок
2
1
1
10. Тритоны в натуральных и
гармонических ладах.
Характерные интервалы.
11. Составные интервалы.
12. Построение интервалов
отзвука.
13. Построение интервалов в
тональности.
14. Тесты по разделу «Интервалы»
Урок
2
1
1
Урок
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Урок
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
15. Текущий контроль
Контрольный
урок
III четверть
2
1
1
16. Аккорд. Виды аккордов.
Структура и функция аккорда.
17. Трезвучия. Виды трезвучий.
Обращения трезвучий.
18. Построение и игра трезвучий от
звука и в тональности.
19. Септаккорды. Виды
септаккордов. Главные
септаккорды. Обращения
септаккордов.
20 Доминантовый септаккорд. Его
обращения и разрешения.
Разрешение доминантового
септаккорда в VI ступень.
21. Малый и уменьшённый
септаккорды. Их разрешения.
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Практическое
занятие
Урок
2
1
1
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
22. Построение септаккордов от
звука и в тональности.
23. Тесты по темам «Аккорды»,
«Трезвучия», «Септаккорды».
Практические задания.
24. Текущий контроль
Практическое
занятие
Практическое
занятие
4
2
2
2
1
1
Контрольный
урок
2
1
1
6.
7.
9.
8
25. Тональность. Тоника. Квартоквинтовый круг тональностей.
Параллельные, одноимённые,
однотерцовые, энгармонически
равные тональности.
26. Тональности первой степени
родства. Транспозиция.
27. Модуляция. Отклонение.
28. Модуляции и отклонения в
родственные тональности.
29. Тесты по теме «Тональности»,
Практические задания.
30. Повторение пройденного
материала.
31. Промежуточный контроль
Итого:
IV четверть
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Урок
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
Зачёт
2
66
1
33
1
33
8 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование темы
Вид учебного
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Самостоя- Аудитор
-ная
тельная
-ные
учебная
работа
занятия
нагрузка
I четверть
Урок
4
2
2
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Мелодия. Виды мелодического
рисунка. Секвенция.
Фактура. Виды фактур.
Урок
2
1
1
Урок
4
2
2
Тесты по темам «Синтаксис».
«Фактура».
Текущий контроль
Практическое
занятие
Контрольный
урок
II четверть
2
1
1
2
1
1
Повторение темы «Метр.
Размер. Ритм. Темп.»
Полиметрия и полиритмия.
Музыкальный синтаксис.
Мотив. Фраза. Предложение.
Период.
Разновидности периодов.
Каданс. Виды каденций.
9
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Хроматизм. Альтерация.
Энгармонизм. Хроматическая
гамма.
Хроматические интервалы.
Модуляция. Виды модуляций.
Модуляции в родственные
тональности.
Тест по теме «Хроматизм.
Альтерация. Модуляция.
Отклонение.»
Текущий контроль
14. Интервалы. Классификация
интервалов. Виды интервалов.
Обращение интервалов.
15. Игра и построение интервалов в
тональности и от звука.
16. Характерные интервалы. Игра и
построение характерных
интервалов в тональности и от
звука.
17. Аккорд. Классификация
аккордов. Виды аккордов.
Обращения аккордов.
Внутрифункциональный
переход.
18. Септаккорд второй ступени.
19. Игра и построение аккордов от
звука.
20.
21. Игра и построение аккордов в
тональности.
22. Тесты по темам «Интервалы»,
«Аккорды»
23. Текущий контроль
24. Музыкальный строй.
25. Лад. Виды ладов. Три вида
мажора и минора.
26. Диатоника. Диатонические
лады.
27. Тесты по темам «Лад»,
Урок
4
2
2
Урок
Урок
Практическое
занятие
Урок
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Контрольный
урок
III четверть
2
1
1
Урок
2
1
1
Практическое
занятие.
Практическое
занятие
2
1
1
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
Практическое
занятие
Урок
Практическое
занятие
Урок
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
Контрольный
урок
IV четверть
Урок
Урок
2
1
1
4
2
2
1
2
1
Урок
2
1
1
Практическое
2
1
1
10
«Диатонические лады»
28. Повторение пройденного
материала.
29. Промежуточный контроль
Итого:
занятие
Урок
Зачёт
2
1
1
2
66
1
33
1
33
9 класс
№
Наименование раздела, темы
1.
Раздел 1.
Музыкальный строй.
Тема1.1.Музыкальная система.
Музыкальный строй.
Ключи.
2.
3.
Вид учебного
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Самостоя- Аудитор
-ная
тельная
-ные
учебная
работа
занятия
нагрузка
Урок
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Практическое
занятие
2
1
1
Практическое
занятие
2
1
1
Урок
4
2
2
Урок
2
1
1
4
2
2
Тема1.2
Альтерация.
Энгармонизм.
Урок
Раздел 2.
Ритм. Метр. Размер. Темп.
Тема 2.1. Ритм. Основные и Практическое
особые виды ритмического занятие
деления.
Тема 2.2. Метр.
Размер.
Простые
и сложные метры и размеры.
Группировка
в
простых
размерах.
Тема 2.3. Смешанные метры и
размеры.
Группировка
в
смешанных
и
сложных
размерах.
Затакт. Синкопа.
Тема 2.4. Переменный размер.
Полиметрия.
Полиритмия.
Темп. Обозначения темпа.
Раздел
3.Интервалы
и
аккорды вне лада.
Тема
3.1.
Интервал.
Классификация
интервалов.
Простые
интервалы.
Обращение
простых
интервалов.
Тема
3.2.
Составные Практическое
11
4.
5.
6.
интервалы, их обращение.
Тема
3.3.
Аккорд.
Классификация аккордов.
Трезвучия.
Обращения
трезвучий.
Тема
3.4.
Септаккорды.
Обращения септаккордов.
Раздел 4. Лад. Тональность.
Тема 4.1.
Лад. Тональность.
Квинтовый круг. Энгармонизм
тональностей.
Тема 4.2. Три вида мажора и
минора.
Соотношение
тональностей
(параллельные, одноимённые,
однотерцовые).
Взаимодействие
мажора
и
минора.
Тема
4.3.
Диатоника.
Диатонические лады.
занятие
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Текущий контроль
Контрольный
урок
2
1
1
Практическое
занятие
2
1
1
Практическое
занятие.
2
1
1
Практическое
занятие.
2
1
1
Практическое
занятие
2
1
1
Практическое
занятие
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
4
2
2
Раздел 5. Интервалы и
аккорды в тональности.
Тема 6.1.
Интервалы на
ступенях мажора и минора.
Разрешение
диатонических
интервалов в тональности.
Тема
6.2.
Характерные
интервалы и их разрешение в
тональности
и
от
звука.
Закономерности
разрешения
хроматических интервалов.
Тема 6.3. Главные и побочные
трезвучия.
Разрешение
трезвучий в тональности
Тема 6.4.
Разрешение
трезвучий от звука. Разрешение
уменьшённого и увеличенного
трезвучий и их обращений.
Тема 6.5. Септаккорды на
ступенях мажора и минора.
Главные
септаккорды
с
обращениями и разрешениями.
Раздел 6. Хроматизм.
Тема
7.1.
Внутриладовый
хроматизм.
Хроматическая
гамма.
Тема
7.3.
Модуляционный
хроматизм. Виды модуляций.
12
7.
Тема 7.4. Родство тональностей. Урок
Тональности первой степени
родства.
Тема 7.5. Отклонение
Практическое
занятие
Раздел
7.
Музыкальный
синтаксис.
Мелодия.
Урок
Фактура.
Тема
8.1.
Музыкальный
синтаксис.
Период.
Предложение.
Каденции.
Разновидности периода.
Тема 8.2. Цезура. Мотив. Фраза. Практическое
Суммирование.
Дробление. занятие
Периодичность.
Тема
8.3.
Мелодия. Практическое
Мелодическая линия. Виды занятие
мелодического рисунка.
Тема 8.4. Фактура.
Практическое
занятие
Проверочные тесты
Урок
Промежуточный контроль.
Зачёт
Итого:
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
2
2
2
2
66
1
1
33
1
1
33
III. Содержание учебного предмета
Содержание разделов и тем
7класс
Раздел 1. Метр. Размер. Ритм. Темп.
Определение метра. Равномерность пульсации. Определение размера. Простые,
сложные, смешанные размеры. Группировка в простых, сложных, смешанных размерах.
Такт. Затакт. Переменный размер. Определение ритма. Основные и особые виды
ритмического деления. Жанровые ритмоформулы. Определение темпа. Обозначение
темпа. Обозначение характера исполнения.
Раздел 2. Интервалы.
Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина
интервалов. Простые интервалы. Составные интервалы. Обращение интервалов.
Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора
(натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).
Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические). Роль интервалов в
образовании вертикали (интервал как часть аккорда).
13
Раздел 3. Аккорды.
Аккорд. Структура и функция аккорда. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд,
нонаккорд. Терция — основа построения аккордов.
Четыре вида трезвучий.
Обращение трезвучий. Семь видов септаккордов.
Обращение септаккордов. Фонизм аккордов (консонанс — диссонанс, мажорность —
минорность, основной вид — обращения).
Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные
трезвучия. Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий. Главные септаккорды.
Доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями. Вводные септаккорды с
разрешениями.
Раздел 4. Тональность
Определение тональности. Тоника. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм
тональностей. Параллельные, одноименные, однотерцовые тональности. Тональности
первой степени родства. Общее понятие о модуляции, отклонении. Тональный план.
Выразительное значение тональности в музыке.
8 класс
Раздел 1. Метр. Размер. Ритм. Темп.
Определение метра. Равномерность пульсации. Определение размера. Простые,
сложные, смешанные размеры. Группировка в простых, сложных, смешанных размерах.
Такт. Затакт. Переменный размер. Определение ритма. Основные и особые виды
ритмического деления. Полиметрия. Полиритмия. Определение темпа. Обозначение
темпа. Агогика.
Обозначение характера исполнения.
Динамические оттенки.
Артикуляция. Значение ритма, метра и темпа в музыке. Связь размера, темпа,
определенных ритмических фигур с жанрами.
Раздел 2. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура.
Музыкальный синтаксис. Расчлененность музыкальной речи. Мотив. Фраза.
Период. Предложение. Каденция, виды каденций. Разновидности периода (квадратный и
неквадратный период, период повторной структуры, период единого строения, период с
расширением и дополнением, однотональный и модулирующий периоды).
Простая двухчастная и простая трехчастная форма (общее представление).
Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука,
опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное — поступенное
движение и скачки). Мелодическая вершина. Кульминация.
Секвеция. Мотив секвенции. Звено секвенции. Шаг секвенции. Секвенция —
один из приемов
развития музыкального материала. Виды секвенций. Секвенции
тональные (диатонические) и модулирующие.
Понятие о фактуре. Музыкальная ткань. Фактура (склад). Виды фактур: монодия;
гомофонно-гармоническая и аккордовая фактура;
полифония — имитационная,
контрастная, подголосочная.
Раздел 3. Хроматизм. Модуляция. Отклонение.
Хроматизм. Внутриладовый хроматизм. Правила правописания хроматической
мажорной и минорной гамм. Альтерация неустойчивых ступеней лада. Хроматические
интервалы, пройденные ранее как характерные (увеличенные кварты и уменьшенные
квинты, тритоны, увеличенные секунды и уменьшенные септимы). Общие принципы
разрешения альтерированных интервалов.
14
Модуляционный хроматизм. Общее понятие о модуляции. Виды модуляций:
переход, отклонение, сопоставление. Родство тональностей. Тональности первой степени
родства. Роль тонального плана в музыкальном произведении.
Раздел 4. Интервалы.
Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина
интервалов. Простые интервалы. Составные интервалы. Обращение интервалов.
Классификация интервалов:
• по временному соотношению (мелодические и гармонические);
• по отношению к октаве (простые и составные);
• по положению в музыкальной системе (диатонические и
хроматические);
• по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие);
• по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые).
Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора
(натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора.
Построение и
разрешение интервалов от звука (диатонические, характерные). Значение интервалов в
музыке. Роль интервалов в горизонтали (особенности мелодической линии, плавное
движение и скачки,
широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые,
увеличенные и уменьшенные). Роль интервалов в образовании вертикали (интервал как
часть аккорда). Интервал как основа музыкальной интонации.
Раздел 5. Аккорды.
Созвучие. Аккорд. Структура и функция аккорда. Виды аккордов: трезвучие,
септаккорд, нонаккорд. Терция — основа построения аккордов.
Классификация аккордов: по слуховому впечатлению (консонирующие и
диссонирующие);
по положению в музыкальной системе (диатонические и
хроматические); по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые); по
положению основного тона (основной вид и обращения). Краткие сведения об
альтерированных аккордах.
Четыре вида трезвучий.
Обращение трезвучий. Семь видов септаккордов.
Обращение септаккордов. Фонизм аккордов (консонанс — диссонанс, мажорность —
минорность, основной вид — обращения).
Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные
трезвучия.
Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий. Септаккорды на
ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды.
Доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями. Вводные септаккорды с
разрешениями. Септаккорд второй ступени с разрешением. Внутрифункциональный
переход. Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в мелодии.
Раздел 6. Музыкальный строй.
Музыкальная система. Звукоряд. Ступени звукоряда. Буквенные названия ступеней
звукоряда. Октавы. Регистр. Музыкальный темперированный строй. Тон, полутон. Знаки
альтерации (ключевые и случайные). Диатонические и хроматические полутоны.
Энгармонизм. Ключи «соль», «фа», система ключей «до».
Раздел 7. Лад.
Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Смысловая
дифференциация музыкальных звуков (устойчивые и неустойчивые). Тяготение и
разрешение. Мажор и минор. Три вида мажора и минора. Понятие о диатонике.
Гармоническая и мелодическая координация тонов. Диатонические разновидности
15
мажора и минора — ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский,
фригийский. Сравнение их с обычным мажором и минором. Особенности ладов:
характерная ступень, характерный интервал (лидийская кварта, миксолидийская
септима, дорийская секста, фригийская секунда).
9 класс
Раздел 1. Музыкальный строй.
Музыкальная система. Звукоряд. Ступени звукоряда. Буквенные названия ступеней
звукоряда. Октавы. Регистр. Музыкальный темперированный строй. Тон, полутон. Знаки
альтерации (ключевые и случайные). Диатонические и хроматические полутоны.
Энгармонизм. Ключи «соль», «фа», система ключей «до».
Раздел 2. Ритм. Метр. Размер. Темп
Ритм — форма организации звукового потока во времени. Организация звуков
одинаковой или различной длительности. Основные и особые виды ритмического
деления.
Метр — регулярность чередования равнодлительных отрезков времени. Равномерность
пульсации. Метр и размер. Простые, сложные, смешанные
размеры. Группировка в простых, сложных, смешанных размерах. Такт. Затакт.
Переменный размер. Полиметрия. Полиритмия. Темп. Обозначение темпа. Агогика.
Динамические оттенки. Артикуляция. Обозначение характера исполнения. Значение
ритма, метра и темпа в музыке. Связь размера, темпа, определенных ритмических фигур
с жанрами.
Раздел 3. Интервалы и аккорды вне лада.
Интервал.
Ступеневая и тоновая (количественная и качественная)
величина
интервалов. Простые интервалы. Составные интервалы. Обращение интервалов.
Классификация интервалов:
• по временному соотношению (мелодические и гармонические);
• по отношению к октаве (простые и составные);
• по положению в музыкальной системе (диатонические и
хроматические);
• по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие);
• по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые).
Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Созвучие. Аккорд. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Терция —
основа построения аккордов.
Классификация
аккордов:
по
слуховому впечатлению
(консонирующие
и
диссонирующие);
по положению в музыкальной системе (диатонические и
хроматические); по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые); по
положению основного тона (основной вид и обращения). Краткие сведения об
альтерированных аккордах.
Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие. Уменьшенный септаккорд.
Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Семь видов септаккордов. Обращение
септаккордов. Фонизм аккордов (консонанс — диссонанс, мажорность — минорность,
16
основной вид — обращения).
Раздел 4. Лад. Тональность
Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Смысловая
дифференциация музыкальных звуков (устойчивые и неустойчивые). Тяготение и
разрешение. Лад как источник создания выразительных красочно-колористических
возможностей, основа различных стилей и направлений. Мажор и минор. Три вида
мажора и минора.
Тональность.
Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм
тональностей.
Параллельные,
одноименные,
однотерцовые
тональности.
Взаимодействие мажора и минора (краткие сведения о мажоро- миноре, переменности).
Понятие о других ладовых структурах (дважды гармонические лады, увеличенный и
уменьшенный лады). Понятие о диатонике. Гармоническая и мелодическая координация
тонов. Диатонические разновидности мажора и минора — ионийский, лидийский,
миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский. Сравнение их с обычным мажором
и минором. Особенности ладов: характерная ступень, характерный интервал (лидийская
кварта, миксолидийская септима, дорийская секста, фригийская секунда).
Раздел 5. Интервалы и аккорды в тональности.
Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора (натурального
и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).
Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические, характерные). Значение
интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (особенности мелодической линии,
плавное движение и скачки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые,
увеличенные и уменьшенные). Роль интервалов в образовании вертикали (интервал как
часть аккорда). Интервал как основа музыкальной интонации.
Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные трезвучия.
Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений. Септаккорды на
ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды
(доминантсептаккорд,
септаккорд второй ступени,
вводные септаккорды)
с
обращениями и разрешениями. Внутрифункциональный переход. Значение аккордов в
музыке. Роль аккордов в мелодии: развертывание аккордов по горизонтали. Аккорды и
аккордовые тоны как основа мелодической линии. Аккорд — структурный элемент
вертикали.
Функциональная роль аккорда,
преобладание устойчивости и
неустойчивости, диатоники или хроматики.
Раздел 6. Хроматизм
Хроматизм. Внутриладовый хроматизм. Правила правописания хроматической мажорной
и минорной гамм. Альтерация неустойчивых ступеней лада. Хроматические интервалы,
пройденные ранее как характерные (увеличенные кварты и уменьшенные квинты,
тритоны, увеличенные секунды и уменьшенные септимы). Общие принципы разрешения
альтерированных интервалов.
17
Модуляционный хроматизм. Общее понятие о модуляции. Виды модуляций: переход,
отклонение, сопоставление. Родство тональностей. Тональности первой степени родства.
Роль тонального плана в музыкальном произведении.
Раздел 7. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура.
Музыкальный синтаксис. Расчлененность музыкальной речи. Цезура.
Главные признаки цезуры (пауза,
остановка,
повторность мелодических или
ритмических фигур). Мотив. Фраза. Период. Предложение, каденция, виды каденций.
Разновидности периода (квадратный и неквадратный период, период повторной
структуры, период единого строения, период
с расширением и дополнением,
однотональный и модулирующий периоды).
Простая двухчастная и простая трехчастная форма (общее представление).
Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука,
опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное — поступенное
движение и скачки). Мелодическая вершина. Кульминация.
Секвеция. Мотив секвенции. Звено секвенции. Шаг секвенции. Секвенция — один из
приемов развития музыкального материала. Место секвенций в форме. Виды секвенций.
Секвенции тональные (диатонические) и модулирующие.
Понятие о фактуре. Музыкальная ткань. Фактура (склад). Виды фактур: монодия;
гомофонно-гармоническая и аккордовая фактура;
полифония — имитационная,
контрастная, подголосочная. Фактурные приемы:
фигурация (гармоническая,
ритмическая, мелодическая); скрытое многоголосие; дублировки; педальные тоны.
Выразительная роль фактуры.
18
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория
музыки» должен отражать:
знание музыкальной грамоты;
знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд,
лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
• первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
• умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
• наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки»
является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:
– знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной
выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального
синтаксиса;
– умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на
музыкальных инструментах,
умение строить и разрешать интервалы и аккорды,
определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на
группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;
– навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по
анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда,
фактурного изложения материала (типов фактуры),
навыков сочинения музыкального текста.
Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать
требованиям вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения.
Поступающий демонстрирует их при сдаче сольфеджио в письменной и устной форме.
Письменная форма предполагает владение навыками работы в тональностях с разным
количеством знаков, с внутритональным и модуляционным хроматизмом, отклонениями
в тональности первой степени родства, секвенциями тональными и модулирующими,
различными формами метроритмических трудностей.
Устная форма ответа предполагает знание и умение работать в ладу - в натуральном,
гармоническом, мелодическом мажоре и миноре, знание альтерированных ступеней,
интервалов в ладу (диатонических, характерных), аккордов в ладу (в соответствии с
программой учебного предмета), а также — вне лада (интервалы, аккорды в
соответствии в программой учебного предмета).
Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает знания
основных определений и понятий учебного предмета «Элементарная теория музыки» по
следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей», «Хроматизм», «Альтерация»,
«Энгармонизм», «Тональности первой степени родства», «Наиболее употребительные
музыкальные термины», «Буквенные названия звуков и тональностей», «Группировка
длительностей».
19
V. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и
умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Формы контроля
Оценка качества реализации учебного предмета "Элементарная теория музыки"
включает в себя текущий и промежуточный контроль успеваемости обучающегося.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль успеваемости осуществляется
в 7 и 8 классах в конце каждой учебной четверти в форме контрольного урока; в 9 классе
в конце первого учебного полугодия в форме контрольного урока. Промежуточный
контроль осуществляется в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет, в конце учебного года в форме дифференцированного зачёта.
Виды и средства контроля
Текущий контроль:
- устный опрос
-письменные контрольные работы
-тестирование
Промежуточный контроль:
-устный опрос по билетам
-письменная контрольная работа
По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
2. Критерии оценки
При проведении дифференцированного зачета в письменной и устной формах
уровень знаний обучающихся оценивается следующим образом:
Оценка 5 («отлично») - на зачете обучающийся продемонстрировал прочные,
системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме,
предусмотренном программой
Оценка 4 («хорошо»)
- обучающийся демонстрирует хорошие теоретические
знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой.
Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не
затрагивают основных понятий и навыков
Оценка 3 («удовлетворительно») - обучающийся в процессе зачета допускает
существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных
программой практических навыков.
В соответствии с ФГТ разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля учащихся, а также создан фонд оценочных средств, включающий
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
20
3.Контрольные требования
Дифференцированный зачет по учебному предмету «Элементарная теория музыки»
состоит из письменной и устной форм ответа и включает в себя следующие типы заданий.
7 класс
Примерный вариант письменной зачетной работы
1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и
выполнить следующие задания: указать вид размера, определить тональность, наличие
модуляции, найти, выписать и разрешить характерные интервалы, перевести термины.
2.Выписать из данного ряда тональностей: параллельные, одноимённые,
однотерцовые, энгармонически равные.
3. К данному тоническому трезвучию выписать тонические трезвучия тональностей
первой степени родства.
4. Построить и (или) определить данные интервалы ( простые, составные),
построить и разрешить 2-3 характерных интервала в тональности.
5. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них.
Задания могут быть составлены с различной трудностью, исходя из особенностей группы
или одного обучающегося.
Примерный вариант устного ответа
1.Дать определение основным понятиям (2-3 понятия)
2. В полученной тональности на любой неустойчивой ступени сыграть и разрешить
интервалы (по группам на выбор преподавателя - малые, большие, увеличенные,
уменьшенные).
3. В той же тональности сыграть аккорды на указанной ступени и разрешить их.
По окончании курса обучения 7 класса по предмету «Элементарная теория музыки»
обучающиеся, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:
Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп» (устно и письменно)
- дать основные определения (например: ритм, такт, синкопа);
- знать итальянские обозначения темпа, характера исполнения,
динамических оттенков;
- сгруппировать длительности в данном размере с определенной
высотой звука (мелодии) или без определенной высоты;
- определить особые виды ритмического деления;
- определить размеры по группировке;
Тема «Интервал»
Письменно
- назвать качественную и количественную характеристику данного интервала, назвать
интервал по данной характеристике;
- определить и подписать названия составных интервалов; построить составные
интервалы;
21
- строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам;
- определить данные интервалы (в том числе характерные), разрешить их в тональности;
- построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы;
(диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить;
- в данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические,
характерные, тритоны);
Устно
- дать определения основным понятиям;
играть последовательности интервалов по цифровкам,
группы интервалов в
тональности с разрешением (например, все большие терции, характерные интервалы,
тритоны);
- строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим
разрешением в различные тональности;
- проанализировать мелодию, выделив в ней наиболее важные в
выразительном плане интервалы в произведениях по специальности.
Тема «Аккорд»
Письменно
- определить данные аккорды (все виды трезвучий, септаккордов)
- построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить
тональность, разрешить;
- определять в аккордах заданные тоны.
- в данной тональности построить указанные аккорды и разрешить;
- написать последовательность по цифровке.
Устно
- дать определения основным понятиям;
- играть от звука вверх и вниз группы аккордов (например, все виды секстаккордов);
- строить в данной тональности аккорды и их обращения с разрешениями; - привести
примеры из произведений по специальности на разные виды
аккордов.
Тема «Лад. Тональность» (устно и письменно)
- дать определения основным понятиям (например: лад, тональность, кварто-квинтовый
круг тональностей, переменный лад и т.п.);
- определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или
неустойчивой ступени;
- определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам
гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия
главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями,
вводные септаккорды);
- строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды;
- определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности
(три вида мажора и минора, переменный лад);
22
- сочинять или импровизировать мелодии в различных видах мажора и минора с опорой
на заданные ступени;
- определить тональность и лад мелодии.
8 класс
Примерный вариант письменной зачетной работы
1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и
выполнить следующие задания: указать вид размера, определить
тональность, отметить виды хроматизма, отклонения, модуляцию (при ее
наличии), найти, выписать и разрешить характерные интервалы, перевести
термины.
2. Построить и (или) определить данные интервалы (диатонические, характерные)
и разрешить в возможные тональности 2-3 из них.
3. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них.
Задания могут быть составлены с различной трудностью, исходя из особенностей группы
или одного учащегося.
Примерный вариант устного ответа
1.Дать определение основным понятиям (2-3 понятия).
2. Данный звук представить как неустойчивую или альтерированную ступень и
разрешить в тональности.
3. Прочитать хроматическую гамму с опорой на мажор или минор.
3. В полученной тональности на любой неустойчивой ступени сыграть и разрешить
интервалы (по группам на выбор преподавателя - малые, большие, увеличенные,
уменьшенные).
4. В той же тональности сыграть аккорды на указанной ступени и разрешить их
возможными способами.
По окончании курса обучения по предмету «Элементарная теория музыки» обучающиеся,
в соответствии с требованиями программы, должны уметь:
Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп» (устно и письменно)
- дать основные определения (например: ритм, метр, полиритмия);
- знать итальянские обозначения темпа, характера исполнения,
динамических оттенков;
- сгруппировать длительности в данном размере с определенной
высотой звука (мелодии) или без определенной высоты;
- определить особые виды ритмического деления;
- определить размеры по группировке;
Тема «Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура» (устно и письменно)
-дать основные определения (например: фактура, мелодия)
23
- анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из
музыкальной литературы, из произведений по специальности);
- анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка,
музыкальной литературы, из произведений по специальности).
- играть виды секвенций
фактуры (из
Тема «Хроматизм»
Письменно
- записать хроматические гаммы мажора и минора;
- определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех
возможных тональностях;
- построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например: все
увеличенные кварты, уменьшенные септимы и т.п.);
- построить и разрешить в тональности группы интервалов (например: уменьшенные
интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную
ступень и т.п.);
Устно
- играть в тональности альтерированные ступени, группы интервалов с разрешением;
- читать хроматические гаммы мажора и минора;
- называть родственные тональности;
- играть секвенции по родственным тональностям на мотивы из
нескольких интервалов или аккордов.
Тема «Интервал»
Письменно
- определить количество тонов и полутонов, составляющих данные
интервалы; назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов;
- определить и подписать названия составных интервалов; построить составные
интервалы;
- строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам;
- определить данные интервалы, отметить диатонические и характерные, разрешить,
сделать обращение данных интервалов;
- построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные,
тритоны), определить тональность и разрешить;
- в данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические,
характерные, тритоны);
- сделать энгармоническую замену интервалов.
Устно
- дать определения основным понятиям;
играть последовательности интервалов по цифровкам,
группы интервалов в
тональности с разрешением (например, все большие терции, характерные интервалы,
тритоны);
- строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим разрешением в различные
тональности;
24
- проанализировать мелодию, выделив в ней наиболее важные в выразительном плане
интервалы в произведениях по специальности.
Тема «Аккорд»
Письменно
- определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с
разрешениями), разрешить их в возможные тональности;
- построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить
тональность, разрешить;
- определять в аккордах заданные тоны.
- в данной тональности построить указанные аккорды и разрешить;
- написать последовательность по цифровке.
Устно
- дать определения основным понятиям;
- играть от звука вверх и вниз группы аккордов (например, все виды секстаккордов);
- строить в данной тональности аккорды и их обращения с разрешениями; - привести
примеры из произведений по специальности на разные виды
аккордов.
Тема «Музыкальный строй» (устно или письменно)
- построить натуральный звукоряд от данного звука, найти указанные интервалы и
аккорды (например, малые терции, уменьшенную квинту, малый мажорный септаккорд);
- определить звуки, написанные в различных ключах, записать в соответствующем ключе
данные звуки;
- играть гаммы, в том числе хроматические, интервалы и аккорды, употребляя буквенные
названия звуков;
- сделать возможные энгармонические замены данных звуков.
Тема «Лад. Тональность» (устно и письменно)
- дать определения основным понятиям (например: лад, тональность, кварто-квинтовый
круг тональностей, переменный лад и т.п.);
- определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или
неустойчивой ступени;
- определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам
гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия
главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями,
вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с обращениями);
- строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды;
- определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности
(три вида мажора и минора, переменный лад);
- Сочинять или импровизировать мелодии в различных ладовых структурах, с опорой на
заданные ступени;
- строить вверх и вниз от данных звуков различные виды диатонических ладов;
- определить тональность и лад мелодии.
25
9 класс
Примерный вариант письменной зачетной работы
1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и
выполнить следующие задания: указать вид размера, определить
тональность, отметить виды хроматизма, отклонения, модуляцию (при ее
наличии), найти, выписать и разрешить характерные интервалы, перевести
термины.
2. Построить и (или) определить данные интервалы (диатонические, характерные)
и разрешить в возможные тональности 2-3 из них.
3. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них.
Примерный вариант устного ответа
1.Дать определение основным понятиям (2-3 понятия)
2. Данный звук представить как неустойчивую или альтерированную ступень и
разрешить в тональности, прочитать хроматическую гамму.
3. В полученной тональности на любой неустойчивой ступени сыграть и разрешить
интервалы (по группам на выбор преподавателя - малые, большие, увеличенные,
уменьшенные).
4. В той же тональности сыграть аккорды на указанной ступени и разрешить их
возможными способами.
По окончании курса обучения по предмету «Элементарная теория музыки» обучающиеся,
в соответствии с требованиями программы, должны уметь:
Тема «Музыкальный строй» (устно или письменно)
- построить натуральный звукоряд от данного звука, найти указанные интервалы и
аккорды (например, малые терции, уменьшенную квинту, малый мажорный септаккорд);
- определить звуки, написанные в различных ключах, записать в соответствующем ключе
данные звуки;
- играть гаммы, в том числе хроматические, интервалы и аккорды, употребляя буквенные
названия звуков;
- сделать возможные энгармонические замены данных звуков.
Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп» (устно и письменно)
- дать основные определения (например: ритм, такт, синкопа);
- знать итальянские обозначения темпа, характера исполнения,
динамических оттенков;
- сгруппировать длительности в данном размере с определенной
высотой звука (мелодии) или без определенной высоты;
- определить особые виды ритмического деления;
- определить размеры по группировке;
26
Тема «Лад. Тональность» (устно и письменно)
- дать определения основным понятиям (например: лад, тональность, кварто-квинтовый
круг тональностей, переменный лад и т.п.);
- определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или
неустойчивой ступени;
- определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам
гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия
главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями,
вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с обращениями);
- строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды;
- определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности
(три вида мажора и минора, переменный лад);
- Сочинять или импровизировать мелодии в различных ладовых структурах, с опорой на
заданные ступени, с использованием тритонов и характерных интервалов;
-определить по ключевым знакам тональности диатонических ладов;
- строить вверх и вниз от данных звуков различные виды диатонических ладов;
- определить тональность и лад мелодии.
Тема «Интервал»
Письменно
- определить количество тонов и полутонов, составляющих данные
интервалы; назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов;
- определить и подписать названия составных интервалов; построить составные
интервалы;
- строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам;
- определить данные интервалы, отметить диатонические и характерные, разрешить,
сделать обращение данных интервалов;
- построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы
(диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить;
- в данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические,
характерные, тритоны);
- сделать энгармоническую замену интервалов.
Устно
- дать определения основным понятиям;
играть последовательности интервалов по цифровкам,
группы интервалов в
тональности с разрешением (например, все большие терции, характерные интервалы,
тритоны);
- строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим
разрешением в различные тональности;
- проанализировать мелодию, выделив в ней наиболее важные в
выразительном плане интервалы в произведениях по специальности.
27
Тема «Аккорд»
Письменно
- определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с
разрешениями), разрешить их в возможные тональности;
- построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить
тональность, разрешить;
- определять в аккордах заданные тоны.
- в данной тональности построить указанные аккорды и разрешить;
- написать последовательность по цифровке.
Устно
- дать определения основным понятиям;
- играть от звука вверх и вниз группы аккордов (например, все виды секстаккордов);
- строить в данной тональности аккорды и их обращения с разрешениями; - привести
примеры из произведений по специальности на разные виды
аккордов.
Тема «Хроматизм»
Письменно
- записать хроматические гаммы мажора и минора;
- определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех
возможных тональностях;
- построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например: все
увеличенные кварты, уменьшенные септимы и т.п.);
- построить и разрешить в тональности группы интервалов (например: уменьшенные
интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную
ступень и т.п.);
Устно
- играть в тональности альтерированные ступени, группы интервалов с разрешением;
- читать хроматические гаммы мажора и минора;
- называть родственные тональности;
- играть секвенции по родственным тональностям на мотивы из
нескольких интервалов или аккордов.
Тема «Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура»
- анализировать различные виды периода (музыкальный материал из
музыкальной литературы и произведений по специальности);
- анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка,
музыкальной литературы, из произведений по специальности).
- играть виды секвенций
фактуры (из
28
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Учебный предмет «Элементарная теория музыки»
в образовательной
программе «Теория и история музыки» является основополагающим и сосредотачивает в
себе элементарные сведения из курсов гармонии, анализа музыкальных произведений,
тесно связан с предметами из области музыкального исполнительства. Он обобщает и
систематизирует полученные знания на предметах «сольфеджио», «слушание музыки»,
«музыкальная литература». Качественное усвоение учебного материала помогает в
успешном обучении по другим предметам предметных областей.
Для выработки у обучающихся навыков по обобщению, углублению,
закреплению и систематизации полученных теоретических знаний по темам учебного
предмета проводятся контрольные работы в письменной и устной форме. В ходе учебного
процесса желательно вводить формы заданий, которые активизируют внимание,
творческое мышление, поиск нетрадиционных путей решения поставленных задач.
Такими формами могут быть конкурсы и олимпиады по теории музыки, а также игровые
формы заданий.
Сочетание теоретической и практической части чрезвычайно важно для
глубокого и прочного усвоения программы. Комплексный подход развивает необходимые
представления, навыки и слуховой анализ. Восприятие и понимание музыкальных
произведений во многом зависит от глубины и стабильности полученных знаний, навыков
и умений.
Практические задания предполагают выполнение письменных заданий на
построение гамм, интервалов, аккордов, транспозицию, группировку, анализ
музыкальных произведений (фрагментов), игра на фортепиано цифровок, гамм,
интервалов, аккордов, творческие задания.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из видов
учебных занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и
овладение всеми необходимыми навыками. Основными видами самостоятельной работы
по учебному предмету «Элементарная теория музыки» являются практические задания
для работы в классе. Самостоятельная работа — процесс, направляемый и
контролируемый преподавателем. Педагог должен следить за доступностью, объемом и
формой заданий, равномерным распределением затрачиваемого на их выполнение
времени в течение недели, а также обеспечить четкий и постоянный контроль за их
выполнением.
29
Список литературы
Список учебной литературы
1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986
2. Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. М., Музыка, 1991
3.Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. 6-е изд. М.,
Музыка, 1973
4. Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки:
учебное пособие. М., Музыка, 2001
5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: учебник. 8-е изд. - М.,
Музыка, 1983
6. Теория музыки: учебник для муз. училищ и старших классов спец. муз.
школ /Н.Ю.Афонина, Т.С.Бершадская, Л.М.Масленкова, Б.А.Незванов,
А.Л.Островский, Е.В.Титова, Г.Р.Фрейдлинг; под общей ред.
Т.С.Бершадской. - Спб., Композитор, 2003
Список дополнительной литературы
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.,1971 (темы 3,6)
2. Берков В. Гармония и музыкальная форма. - М.,1962 (тема 8)
3. Вахромеев В. Ладовая структура русских народных песен и ее изучение в
курсе элементарной теории музыки. - М.,1968 (тема 3)
4. Дубинец Е. Знаки звуков. - М., 1999 (тема 1)
5. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1973 (тема 10) 6. Мазель Л.
Проблемы классической гармонии. - М., 1983 (тема 3)
7. Мазель Л. О природе и средствах музыки. - М.,1983 (темы 2,3)
8. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. - М., 1982
9. Тюлин Ю. Натуральные и альтерационные лады. - М., 1971 (темы 3,7)
10. Холопова В. Музыкальный ритм. - М., 1980 (тема 2)
11. Холопова В. Фактура. - М., 1979 (тема 10)
30
31
32