специальность и чтение с листа 2

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Фортепиано»

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»

Составитель:
преподаватель
Павлова Светлана Альгирдасовна

г. Нижние Серги
2013 год

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с
листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые
навыки самостоятельной работы. Обучаясь в учреждении, дети приобретают опыт
творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной
культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно
развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые
не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в
1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для
поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть
увеличен на 1 год.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
Таблица 1
Срок обучения – 8-9 лет
Содержание
1 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах

2-8 классы
1777

Количество часов на аудиторные
занятия
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Общее количество часов на
внеаудиторные (самостоятельные)
занятия

592

9 класс
297
99

691
1185

4

198

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
5.Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
 обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства;
 выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано
и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;
 освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
 овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на
фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло,
так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот
с листа;
 приобретение обучающимися
опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
 формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального
обучения
в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального образования.
6.Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с ребенком.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
 учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".

5

7.Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное
обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с учетом его возрастных и
психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
 практический (работа на инструменте, упражнения);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства
на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с листа"
должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв.
метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки .Помещения
должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные
инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и
капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Классы

1

Продолжительность учебных
занятий (в неделях)
32

2

3

4

5

6

7

8

9

33

33

33

33

33

33

33

33

6

Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)

2

2

2

2

2,5

Общее количество часов на
аудиторные занятия

2,5

2,5

2,5

592

3

99

691

Количество часов на
самостоятельную работу в
неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на
самостоятельную работу по
годам

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу

1185

198

1383

Максимальное количество
часов занятий в неделю
(аудиторные и
самостоятельные)

5

5

6

6

7,5

7,5

8,5

8,5

9

Общее максимальное
количество часов по годам
(аудиторные и
самостоятельные)

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
Объем времени на
консультации
(по годам)

1777

297

2074

6

8

8

Общий объем времени на
консультации

8

8

62

8

8

8

8

8

70

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
образовательного учреждения.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей.
7

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.
Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся
педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ребенка.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет
свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного
материала.
2.Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном
и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню
трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество
музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых
требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство
произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а
остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель
может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над
репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 3- х часов в неделю
Консультации
6 часов в год
\
8

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с
обучающимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается
знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими
правильные игровые навыки. За год, обучающийся должен пройти 20-30 небольших
произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре
предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и
танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для
более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.
За год обучающийся должен сыграть: два зачета в 1 полугодии;
зачет и переводной экзамен во 2 полугодии.
1 зачет – 1 этюд
2 зачет – 1 пьеса
3 зачет – этюд
На переводном экзамене исполняются 3 произведения:
- полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия, инвенция),
- этюд,
- крупная форма (сонатина, вариации, рондо).
Возможна замена крупной формы на пьесу.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от
индивидуальных особенностей каждого конкретного обучающегося, его музыкальных
данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:
1. Пьесы полифонического склада
Бах И. С.
Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)
Маленькие прелюдии и фуги, 1-я часть (по выбору)
Двухголосные инвенции До мажор, ре минор
Гендель. Г.
Моцарт Л.
Скарлатти Д.
Моцарт В.
2.Этюды
Гнесина Е.
Лемуан А.
Лешгорн А.
Черни К.
Черни К.
Шитте Л.

Две сарабанды
Менуэт ре минор, бурре ре минор
Ария
Менуэт фа мажор, Аллегро си бемоль мажор
" Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"
Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
Соч. 65 Избранные этюды для начинающих
"Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч.
Соч. 139 (по выбору)
Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

3. Крупная форма
Беркович И.
Сонатина Соль мажор
Бетховен Л.
Сонатина Соль мажор
Гедике А.
Соч.36 Сонатина До мажор
Клементи М.
Соч.36. Сонатины №№1,2
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Хаслингер Т.
Сонатина До мажор
Чимароза Д.
Сонаты ре минор, соль минор
9

Гедике А.
Моцарт В.
выбору)

Соч.46. Тема с вариациями До мажор
Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта", Шесть легких сонатин (по

4.Пьесы
Гречанинов А.
Кабалевский Д.
Любарский Н.
Майкапар С.

Соч.98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка, Маленькая сказка
Соч.27 30 детских пьес (по выбору), соч.39 «Клоуны»
Сборник легких пьес на темы украинских песен
Соч.33 Миниатюры: Раздумье, Росинки
Соч.28 Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка, Колыбельная
Мясковский Н. "10 очень легких пьес для фортепиано"
Прокофьев С. "Детская музыка": Марш, Сказочка
Хачатурян А.
Андантино
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом" (по выбору)
Шостакович Д. "Детская тетрадь" (6 пьес)
Штейбельт Д.
Адажио ля минор
Шуман Р.
Соч.68 Альбом для юношества: Смелый наездник, Первая утрата
Примеры экзаменационных программ:
Вариант 1
Л.Моцарт
М.Крутицкий
Е.Гнесина
А.Николаев

Менуэт ре минор
Зима
Этюд До мажор
Этюд До мажор

Вариант 2
И. С. Бах
С.Майкапар
Д.Штейбельт

Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Сказочка
Адажио

Вариант 3
И. С. Бах
А. Гречанинов
Л. Бетховен

Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
В разлуке
Сонатина Соль мажор, 1-я часть

Вариант 4
И. С. Бах
П. Чайковский
М. Клементи

Маленькая прелюдия До мажор
Соч.39 «Детский альбом»: Болезнь куклы
Сонатина До мажор, 1-я часть

Вариант 5
И. С. Бах
Р. Шуман
В. Моцарт

Маленькая прелюдия Фа мажор
Первая утрата
Сонатина До мажор, 1-я часть

Вариант 6
И. С. Бах
П.Чайковский
А. Диабелли

Двухголосная инвенция ре минор
Соч.39 «Детский альбом»: Новая кукла
Сонатина Фа мажор

10

2 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации

2 часа в неделю
не менее 3 часов в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии.
Первый технический зачет - два этюда, второй зачет – полифония и пьеса.
Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.
Во втором полугодии – технический зачет – гаммы до 2-х знаков при ключе и этюд, зачет по
самостоятельной пьесе и переводной экзамен.
Годовые требования:
- 2-3 полифонических произведения,
- 2 крупные формы,
- 8-10 этюдов,
- 4-6 пьес различного характера.
Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над
гаммами и упражнениями.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И.С.
"Маленькие прелюдии и фуги" (по выбору)
Бах И.С.
Двухголосные инвенции (по выбору)
Гендель Г.
Менуэт ре минор
Корелли А.
Сарабанда
Моцарт Л.
Буррэ, Марш
Скарлатти Д. Ария
2.Этюды
Гедике А.
Лекуппэ Ф.
Лакк Т.
Лешгорн А.
Лемуан А.
Черни К.

Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть
"Прогресс" (по выбору)
Соч.172. Этюды
Соч.66 Этюды
Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
"Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера

3.Крупная форма
Бетховен Л.
Сонатина Соль мажор, Фа мажор
Гайдн Й.
Легкие сонаты
Гендель Г.
Концерт Фа мажор
Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор
Моцарт В.
Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор
Чимароза Д.
Сонаты ля минор, Соль мажор
Шуман Р.
Соч.118 Детская соната, ч.1
4.Пьесы
Гречанинов А.
Григ Э.
Глиэр Р.
Кабалевский Д.
Косенко В.
Лукомский Л.

Соч.123 " Бусинки"
Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор
Соч.43 Рондо Соль мажор
Соч.27 "30 детских пьес"
Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано"
10 пьес: Разговор, Вальс
11

Майкапар С.
Прокофьев С.
Шостакович Д.
Шуман Р.
Чайковский П.

Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты
Листок из альбома
Соч.65. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка
"Танцы кукол": Гавот, Шарманка
Соч.68 «Дед Мороз»,
«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка,
Болезнь куклы, Полька, Немецкая песенка, Сладкая греза,
Песня жаворонка

Примеры экзаменационных программ
Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма,пьеса.
Вариант 1
А.Корелли
Сарабанда ре минор
С.Майкапар Пастушок
С. Прокофьев Соч.65. Сказочка
Вариант 2
И. С. Бах Маленькая прелюдия До-мажор
Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Л. Бетховен Сонатина Фа мажор, 1-я часть
Вариант 3
И. С. Бах Маленькая прелюдия Фа мажор
Б.Барток сб. «Детям»: Пьеса
В. Моцарт Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта"
Вариант 4
И. С. Бах Двухголосная инвенция До мажор
Г.Фрид
Весенняя песенка
М. Клементи Сонатина До мажор, 3-я часть
Вариант 5
И. С. Бах Двухголосная инвенция ля минор
Д. Шостакович
"Танцы кукол": Гавот
Г. Гендель Концерт Фа мажор, 1-я часть
Вариант 6
И. С. Бах Трехголосная инвенция Ми мажор
П.Чайковский Детский альбом: Мазурка
Й. Гайдн Соната-партита До мажор, 1-я часть

3 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации

2 часа в неделю
не менее 4 часов в неделю
8 часов в год

В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы: 2-3
полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 3-5 пьес (среди них
обязательно пьеса кантиленного характера), чтение с листа.
12

С 3 класса обучающиеся начинают сдавать гаммы в классе (текущая аттестация).
Требования к гаммам: до 4-х знаков (с одинаковой аппликатурой), на 2-4 октавы, в
прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио,
хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И. С.
Маленькие прелюдии и фуги
Двухголосные инвенции
Трехголосные инвенции
Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор
Гендель Г.
Сарабанда с вариациями ре минор
Гедике А.
Трехголосная прелюдия
Глинка М.
Четыре двухголосные фуги
Лядов А.-Зилоти А. "Четыре русские народные песни": Подблюдная, Колыбельная
Мясковский Н. Соч.33 "Легкие пьесы в полифоническом роде"
2.Этюды
Беренс Г.
Бертини А.
Лешгорн А.
Черни К.

Соч.61 и 88 "32 избранных этюда"
Соч.29 "28 избранных этюдов"
Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12
"Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера, т.2
Соч.139, тетради 3,4
Соч.299 (по выбору)

3.Крупная форма
Бетховен Л.
Сонатина Фа мажор
Бетховен Л.
Вариации на швейцарскую тему
Бетховен Л.
Соч. 49 Соната Соль мажор, N20
Гендель Г.
Концерт Фа мажор
Клементи М.
Соч.36 Сонатины Фа мажор, Ре мажор
Моцарт В.
Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор
Чимароза Д.
Сонаты (по выбору)
Шуман Р.
Соч.118 Детская соната Соль мажор
4.Пьесы
Барток Б.
Бетховен Л.
Гедике А.
Глиэр Р.
Григ Э.
Дварионас Б.
Майкапар С.
Мак-Доуэлл Э.
Прокофьев С.
Скарлатти Д.

Сборник "Детям" (по выбору)
Весело-грустно
Соч.8 Миниатюры (по выбору)
В полях, Ариэтта
Соч.12, Соч.38
Маленькая сюита
Соч.8 Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)
Соч.51. Пьеса ля минор
Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние,
"Ходит месяц над лугами"
" Пять легких пьес"
13

Чайковский П. Соч.39 Детский альбом (по выбору)
Шостакович Д. Танцы кукол (по выбору)
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
И.С.Бах
Маленькая прелюдия До мажор
Л.Бетховен
Сонатина Соль мажор 1 часть
К.Черни-Гермер Этюд №17
Вариант 2
И. С. Бах
А.Гречанинов
Т. Грациоли

Маленькая прелюдия ми минор
«Бирюльки»: Грустная песенка
Сонатина Соль мажор

Вариант 3
И. С. Бах
А.Хачатурян
Г. Гендель

Маленькая прелюдия ре минор
Андантино
Концерт соль минор, 3-я часть

Вариант 4
И. С. Бах
И.Беркович
Л. Бетховен

Аллеманда из Французской сюиты си минор
Токкатина на тему чешской народной песни
Соната №19, 1-я часть

Вариант 5
И. С. Бах
Двухголосная инвенция ре минор
Д.Кабалевский Походный марш
Л. Бетховен
Соната №20, 1-я часть
Вариант 6
И. С. Бах
Трехголосная инвенция соль минор
Г.Свиридов Зима
И. С. Бах
Концерт фа минор, 1-я часть

4 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации

2 часа в неделю
не менее 4 часов в неделю
8 часов в год

В конце 1 четверти обучающиеся должны сдать контрольный урок с оценкой. Требования
к контрольному уроку:
- два этюда (один из них должен быть конкурсным). Конкурсный этюд выбирается из списка
этюдов, одобренных преподавателями отдела и состоящий из этюдов разной сложности.
Примерный список конкурсных этюдов:
К. Черни ор.299 этюды №№11, 24, 29
Технический зачет в 1 полугодии: гаммы до 5 знаков при ключе и чтение с листа;
в 2 полугодии: этюд и гаммы.
Академический зачет в 1 полугодии: полифония и пьеса.
В 2 полугодии предусмотрен зачет по самостоятельной пьесе.
14

Регулярно идет работа над гаммами и чтением с листа.
Требования к переводному экзамену: полифония, этюд, крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И. С.
Двухголосные и трехголосные инвенции,
Прелюдии и фуги из ХТК
Бах-Кабалевский. Органные прелюдии и фуги: соль минор, Фа мажор
Бах И.С.
Французские сюиты (отдельные части)
Гендель Г.
Сюита Соль мажор, ми минор
Гольденвейзер А. Соч.14 Фугетты Си-бемоль мажор, соль минор
Глинка М.
Фуга ля минор
Лядов А.
Соч.34 Канон до минор
Мясковский Н.
Соч.78 №4 Фуга си минор
2.Этюды
Беренс Г.
Этюды соч.88 и соч.61
Бертини А.
Соч.29 "28 избранных этюдов"
Крамер И.
Соч.60 Этюды
Лешгорн А.
Этюды соч.66 и соч.136
Мошковский М. Соч.18 №3, этюд Соль мажор
Черни К.
Этюды соч.299 и соч.740
3.Произведения крупной формы
Бах И. С.
Концерт фа минор
Бетховен Л.
Вариации Соль мажор (6/8), сонаты соч.49
соль минор и Соль мажор
Гайдн Й.
Сонаты (по выбору), концерт Ре мажор, Соль мажор
Глазунов А.
Сонатина ля минор
Грациоли Т.
Соната Соль мажор
Клементи М.
Соч.38. Сонатина Си-бемоль мажор
Моцарт В.
Сонаты: До мажор, Соль мажор
Чимароза Д.
Сонаты: Си-бемоль мажор, до минор
Шуман Р.
Детская соната Соль мажор, соч. 118
4.Пьесы
Барток Б.
Баллада, Старинные напевы
Бетховен Л.
Багатель соль минор, соч. 119
Григ Э.
Лирические тетради (по выбору)
Даргомыжский А. Табакерочный вальс
Кабалевский Д. Новелла, соч.27
Лядов А.
Соч. 53 Маленький вальс Соль мажор,
Багатель Си мажор
Пахульский Г.
Соч.8 Прелюдия до минор
Прокофьев С.
Соч.65 "Детская музыка"
Чайковский П.
Соч.39 "Детский альбом"
Соч.37. "Времена года": Март, Апрель
15

Шопен Ф.
Шостакович Д.

Ноктюрн до-диез минор (post.)
"Танцы кукол"

Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И.С.
Маленькая прелюдия ля минор
Черни К.
Соч.299, этюд N1
Бетховен Л.
Соната Фа мажор, 2-я часть Рондо
Д.Шостакович Танцы кукол: Лирический вальс
Вариант 2
Бах И.С.
Черни К.
Моцарт В.
И.Шамо

Двухголосная инвенция ля минор
Ред. Гермера, этюд N 27
Сонатина До мажор N 6, 1- я часть
Скерцо

Вариант 3
Бах И.С.
Трехголосная инвенция ре минор
Черни К.
Соч.299, этюды N 24
Гайдн Й.
Соната Фа мажор, 1-я часть
Г.Пахульский Прелюд
Вариант 4
Бах И. С.
Черни К.
Бетховен Л.
Скрябин А.

ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга ре минор
Соч.299, этюды N 31
Соната Соль мажор, соч.49, 1-я часть
Прелюдия соч.11, ля минор

Вариант 5
Бах И. С.
ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор
Мошковский М. Соч.72. Этюд N 6
Бетховен Л.
Соната № 1, фа минор, 1-я часть
Чайковский П. "Подснежник"

5 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации

2,5 часа в неделю
не менее 5 часов в неделю
8 часов в год

Требования на год:
- 2-3 полифонических произведения,
- 2 крупные формы,
- 4-8 этюдов,
- 3-4 пьесы.
Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами (до 6 знаков при
ключе).
16

В 1 полугодии:
Технический зачет: гаммы, этюд, чтение с листа; академический зачет: полифония и пьеса.
Во 2 полугодии:
Технический зачет: гаммы, этюд; зачет по самостоятельной пьесе.
На переводном экзамене учащиеся играют полифонию, этюд, пьесу, крупную форму
(обязательно классическое сонатное аллегро).
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И. С.
Двухголосные инвенции (более сложные)
Трехголосные инвенции
Французские сюиты
Маленькая прелюдия и фуга ля минор,
прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира"
(до минор, ре минор, Си-бемоль мажор)
Бах-Кабалевский Восемь маленьких прелюдий и фуг для органа
Гендель Г.
Каприччио соль минор, пассакалия соль минор,
Сюиты Соль мажор, ре минор, ми минор
Ипполитов-Иванов М. Соч.7 Прелюдия и канон
Лядов А.
Соч.34 Канон до минор №2
Мясковский Н.
Соч.78 Фуга си минор №4
2.Этюды
Аренский А.
Деринг К.
Крамер И.
Лешгорн А.
Мошковский М.
Черни К.
Лист Ф.
Шопен Ф.

Соч.19 этюд си минор №1
Соч.46 двойные ноты
Соч.60 этюды
Этюды соч.66, соч.136
Соч.72 этюды №№2, 5, 6, 10
Этюды соч.299, соч.740
Юношеские этюды соч.1
Этюд соч.10 N 9, соч.25 N 1

3.Произведения крупной формы
Бортнянский Д.
Гречанинов А.
Глинка М.
Бетховен Л.
Гайдн Й.
Клементи М.
Моцарт В.
4.Пьесы
Аренский А.

Соната До мажор
Соч.110, Сонатина Фа мажор
Вариации на тему "Среди долины ровныя"
Сонаты №№ 1, 5, 19, 20
Сонаты: Ре мажор, Соль мажор, Ми мажор, Фа мажор,
До мажор, си минор, до-диез минор
Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор
Соч.37 Сонатина Ми-бемоль мажор
Сонаты Фа мажор, Соль мажор, Си-бемоль мажор (3/4),
До мажор, Рондо Ре мажор, Фантазия ре минор
Соч.25 Экспромт Си мажор, №1
Соч.53 Романс Фа мажор
17

Глазунов А.
Григ Э.

Лядов А.
Мендельсон Ф.

Прокофьев С.
Пешетти Д.
Шуберт Ф.
Шопен Ф.
Шуман Р.

Соч.46 Незабудка
Юношеские пьесы
Соч.43 Птичка, Бабочка
Соч.3 Поэтические картинки
Ноктюрн До мажор
Соч.10 прелюдия №1; соч.11 прелюдия №1
Соч.40 Музыкальная табакерка
Соч.72 Детские пьесы
Песни без слов: №4 Ля мажор, №8 Ля мажор,
№19 Ми мажор
"Детская музыка" (по выбору)
Соч.22 Мимолетности (по выбору)
Престо до минор
Скерцо Си-бемоль мажор,
экспромты соч.90: Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор
Вальс Ля-бемоль мажор №9, си минор №10 Мазурки соч.7, соч.17
Соч.68 Альбом для юношества Детские сцены

Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И.С.
Черни К.
Бетховен Л.
Зиринг

Двухголосная инвенция ми минор
Соч.299 , этюды №№24
Соната №20, 1-я часть
Сказание

Вариант 2
Бах И. С.
Крамер И.
Моцарт В.
Григ Э.

Трехголосная инвенция до минор
Этюд №10 соч.60
Легкая соната До мажор, 1-я часть
соч.3 Поэтические картинки

Вариант 3
Бах И. С.
ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор
Черни К.
Соч. 299 этюд №34
Гайдн Й.
Соната Ре мажор, 1-я часть
Аренский А.
Соч.25 Экспромт Си мажор, №1
Вариант 4
Бах И. С.
Французская сюита до минор (Аллеманда, Сарабанда)
Мошковский М.Соч.72. этюд №2
Бетховен Л.
Соната №5, 1-я часть
Пешетти Д.
Престо до минор
Вариант 5
Бах И. С.
ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга ми минор
Черни К.
Соч.740 Этюд №41
Мендельсон Ф. Концерт соль минор, 1-я часть
Прокофьев С
Соч.22 Мимолетности (по выбору)
18

6 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации по специальности

2,5 часа в неделю
не менее 5 часов в неделю
8 часов в год

Учебный план на год: три зачета и переводной экзамен.
Технический зачет (гаммы до 7 знаков при ключе, этюд и чтение с листа)
Академический зачет (полифония и крупная форма)
В течение года обучающийся должен пройти развернутую романтическую пьесу. Также
желательно пройти с учеником в 6-м классе концерт (Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена,
Мендельсона, Грига и др.)
Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ребенка.
Требования по репертуару на год:
- две полифонии,
- две крупные формы,
- 5-6 этюдов,
- 2-4 пьесы.
Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма (классическая,
романтическая), пьеса.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И. С.
Трехголосные инвенции
Французские сюиты,
Английские сюиты (отдельные части)
ХТК 1-й том: Прелюдии и фуги до минор, Ре мажор, ре минор,
Ми мажор, ми минор, Фа-диез мажор, Си-бемоль мажор
ХТК 2-й том: Прелюдии и фуги до минор, фа минор
Гендель Г.
Сюиты ре минор, ми минор
Шостакович Д.
Прелюдии и фуги Ре мажор, До мажор, ля минор
Щедрин Р.
Полифоническая тетрадь
2.Этюды
Аренский А.
Беренс Г.
Гуммель И.
Кобылянский А.
Крамер И.
Лешгорн А.
Мошковский М.
Черни К.

Соч.41 Этюд Ми-бемоль мажор №1
Соч. 61 этюды
Соч.125 Этюды
"Семь октавных этюдов"
Соч.60 Этюды
Соч.136 Этюды
Соч.72 Этюды №№2, 5, 6, 10
Этюды соч.299 и соч.740

3.Произведения крупной формы
Бах И. С.
Концерты фа минор, ре минор
Бах Ф. Э.
Сонаты фа минор, ля минор
Рондо из Сонаты си минор
Бетховен Л.
Соч.51 Рондо До мажор
19

Гайдн Й.
Клементи М.
Моцарт В.

Мендельсон Ф.
Парадизи П.
Скарлатти Д.
4.Пьесы
Бородин А.
Григ Э.
Дакен Л.
Дворжак А.
Мак -Доуэлл Э.
Мендельсон Ф.
Прокофьев С.
Рахманинов С.
Фильд Д.
Чайковский П.
Шопен Ф.

Шуберт Ф.
Шуман Р.
Щедрин Р.

Сонаты №№ 1, 5, 6, 8, 9, 10 (отдельные части)
Девять вариаций Ля мажор
Сонаты: до-диез минор № 6, Ми-бемоль мажор №3,
соль минор №4
Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор
Соч.40 N 2 Соната си минор
Сонаты: До мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор
Концерты №№17, 23
Вариации Ре мажор
Концерт соль минор, 1-я часть
Соната Ля мажор
60 сонат, под ред. А. Гольденвейзера (наиболее легкие)

Маленькая сюита
Лирические тетради (по выбору)
«Кукушка»
Соч.101 Юмореска N 7
Соч.46 №2 «Вечное движение»
Песни без слов (по выбору)
Гавот из балета "Золушка"
Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька
Ноктюрны
Русская пляска
Ноктюрн ми минор, фа минор
Полонез до-диез минор
Вальсы (по выбору)
Экспромты соч. 90
Соч.142 Экспромты Ля-бемоль мажор
Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная,
Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска
В подражание Альбенису, Юмореска

Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И. С.
Крамер И.
Черни К.
Клементи М.

Трехголосная инвенция си минор
Этюд №10
Соч.299 Этюд №31
Сонатина Соль мажор, 1-я часть

Вариант 2
Бах И. С.
Черни К.
Гайдн Й.

Французская сюита си минор (2-3 части)
Соч. 740 Этюды №№1, 37
Соната ми минор, 1-я часть

Вариант 3
Бах И. С.
Черни К.
Мошковский М.

ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор
Соч.740 Этюд № 3
Соч. 72 Этюд № 2
20

Вариант 4
Бах И. С.
Клементи М.
Черни К.

ХТК 2-й том, Прелюдия и фуга фа минор
Этюд №1
Соч.740 Этюд N 11

Вариант 5
Шостакович Д.
Черни К.
Шопен Ф.

Прелюдия и фуга Ре мажор
Соч. 740 Этюд №8
Соч.10 Этюд №5

7 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации по специальности

2,5 часа в неделю
не менее 6 часов в неделю
8 часов в год

За год учащиеся должны сыграть три зачета и переводной экзамен. Требования по зачетам
такие же как в 6 классе.
Требования по репертуару на год:
- две полифонии,
- две крупные формы,
- 4-6 этюдов,
- 2-3 пьесы.
Экзаменационные требования: полифония, два этюда, крупная форма.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И.С.
Трехголосные инвенции, Французские сюиты,
Английские сюиты ля минор, соль минор
ХТК 1-й том, Прелюдии и фуги (по выбору)
ХТК 2-й том, Прелюдии и фуги: до минор, ре минор,
Ми-бемоль мажор, Соль мажор, ля минор
Шостакович Д. Прелюдии и фуги: Ре мажор, До мажор, ля минор,
Ми мажор, соль минор
Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
2.Этюды
Аренский А.
Соч.74 Этюды до минор, До мажор
Клементи М.
Этюды, под ред. Таузига (по выбору)
Лист Ф.
Этюды "Шум леса", "Unsospiro"
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№1, 2, 5, 6, 7, 10, 11
Черни К.
Соч.740 50 этюдов (по выбору)
Шопен Ф.
Соч.10: №№5, 9, 12; соч.25: №№1, 2, 9
3.Крупная форма
Бах И. С.
Ля мажор, соль минор
Бетховен Л.
Сонаты соч.2 №1 Фа минор, соч.10 №1 до минор
Соч.51 Рондо Соль мажор
Концерт N 1 До мажор,1-я часть
Гайдн Й.
Сонаты (по выбору)
Григ Э.
Концерт ля минор, 1-я часть
21

Клементи М.
Моцарт В.

Мендельсон Ф.

4.Пьесы
Григ Э.
Дебюсси К.
Мясковский Н.
Прокофьев С.
Рахманинов С.
Шостакович Д.
Чайковский П.
Шопен Ф.

Шопен-Лист
Шуберт Ф.
Шуман Р.

Соната ми минор, 1-я часть
Соната фа-диез минор, 1-я часть
Сонаты До мажор №10, Ре мажор №9, Фа мажор №12,
До мажор №7 (ред. А. Гольденвейзера)
Концерты (по выбору)
Рондо-каприччиозо
Фантазия фа-диез минор, 1-я часть
Концерты соль минор №1, ре минор №2
Соч.52 «Сердце поэта»
Соч.19 «Свадебный день в Тролльхаугене»
Арабески Соль мажор, Ми мажор
Соч.31 «Пожелтевшие страницы»
Соч.25 «Причуды» (по выбору)
Соч.25 Гавот из "Классической симфонии"
Соч.22 "Мимолетности"
Элегия, Мелодия, Вальс Ля мажор, Полишинель
Соч.1 "Три фантастических танца"
Соч.34 Прелюдии
"Времена года"
Соч.10 Юмореска; соч.72 «Нежные упреки»
Ноктюрны: №2 Ми-бемоль мажор, №19 ми минор
№15 фа минор
Полонезы: соль-диез минор (post.), до минор
Польские песни
Соч. 142 Экспромт Си-бемоль мажор
Соч.94 Музыкальные моменты
"Лесные сцены", "Детские сцены", "Арабески"

Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Бах И. С.
Трехголосная инвенция до минор
Черни К.
Соч.299 этюд №33
Мошковский М. Соч.72 этюд №2
Бетховен Л.
Соната №5, 1-я часть
Вариант 2
Бах И. С.
Черни К.
Гайдн Й.

ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Ре мажор
Соч. 740. Этюд №13, №37
Соната до минор, 1-я часть

Вариант 3
Бах-Бузони
Органная хоральная прелюдия фа минор
Черни К.
Соч.740 Этюд №17
Мошковский М. Соч.72 Этюд №6
Моцарт В.
Концерт №17, 1-я часть

22

Вариант 4
Шостакович Д. Прелюдия и фуга ля минор
Черни К.
Соч. 740 этюд №20, №24
Бетховен Л.
Соната №9, 1-я часть
Вариант 5
Бах И. С.
Клементи М.
Шопен Ф.
Шуберт Ф.

ХТК 1- й том Прелюдия и фуга соль-диез минор
Этюд №12
Соч.10 этюд №12
Соч. 120 Соната Ля мажор, 1-я часть

8 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации по специальности

2,5 часа в неделю
не менее 6 часов в неделю
8 часов в год

Обучающиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу; количество
зачетов и сроки специально не определены (свободный график). Главная задача этого класса представить выпускную программу в максимально готовом виде.
Обучающийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из
программы предыдущих классов. Перед экзаменом обучающиеся обыгрывают выпускную
программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Требования к выпускной программе:
 полифония (обязательно Прелюдия и фуга из ХТК Баха И.С., если учащийся
собирается продолжать учиться в 9 классе),
 крупная форма (классическая или романтическая),
 два этюда (для перехода в 9 класс) или один этюд (для завершающих свое обучение),
 любая пьеса.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И. С.
Трехголосные инвенции, Хорошо темперированный клавир,
Партиты Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор
Французские сюиты, Английские сюиты (по выбору)
Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Щедрин Р.
24 Прелюдии и фуги (по выбору)
2.Этюды
Аренский А.
Блюменфельд Ф.
Клементи М.
Крамер И.
Куллак Т.

Соч.36, соч.41 Этюды
Соч.3 № 2 этюд
Этюды (по выбору)
Этюды (наиболее трудные)
Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,
Ми-бемоль мажор
Лист Ф.
Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор
Мендельсон Ф.
Этюды ля минор, Фа мажор
Мошковский М. Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11
Черни К.
Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)
23

Шопен Ф.

Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору)

3.Крупная форма
Бетховен Л.
Сонаты №№ 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25
Вариации (по выбору)
Концерты №№1, 2, 3 (отдельные части)
Гайдн Й.
Сонаты (по выбору)
Григ Э.
Соната ми минор, концерт ля минор
Клементи М.
Соната фа-диез минор
Моцарт В.
Сонаты (по выбору)
Вариации Ре мажор, Ми-бемоль мажор, Соль мажор
Концерты №№12, 17, 20, 21, 23 (отдельные части)
Мендельсон Ф. Концерты соль минор, ре минор
Прокофьев С.
Сонаты №№ 1, 2, 3
Скарлатти Д.
60 сонат под ред. Гольденвейзера А. (по выбору)
4.Пьесы
Аренский А.
Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А.
Шесть картин
Балакирев М.
Ноктюрн, Полька
Глиэр Р.
Соч. 26 Прелюдии
Глинка-Балакирев Жаворонок
Караев К.
24 прелюдии (по выбору)
Лист Ф.
«Лорелея», «Женевские колокола», ноктюрн "Грезы любви"
Лядов А.
Соч.11 Прелюдии
Соч.17 Пастораль
Соч.53 Три багатели
Мендельсон Ф.
Песни без слов, Рондо-каприччиозо
Мусоргский М.
Детское скерцо
Мясковский Н.
Соч.25 "Причуды"
Рубинштейн А.
Соч.26 Романс Фа мажор
Соч.50 Баркарола соль минор
Рахманинов С.
Соч.3 Элегия, Серенада, Прелюдия до-диез минор
Соч.23, соч.32 Прелюдии (по выбору)
Скрябин А.
Соч.2 Прелюдия, Этюд
Соч.11 Прелюдии
Сметана Б.
Соч.8 Поэтическая полька соль минор
Хачатурян А.
Токката
Чайковский П.
Соч.19 Каприччио Си-бемоль мажор
Соч.51 Полька си минор
Соч.5 Романс фа минор
Чайковский-Зилоти Ноктюрн на темы из оперы "Снегурочка"
Шопен Ф.
Ноктюрны, Вальсы, Полонезы, Мазурки
Блестящие вариации
Шуман Р.
Соч.18 "Арабески", Вариации на тему "Абегг"
Венский карнавал

24

Примерные программы выпускного экзамена
Вариант 1
Бах И. С.
Черни К.
Моцарт В.
Прокофьев С.

Трехголосная инвенция соль минор
Соч.740 Этюд N 11
Соната Си-бемоль мажор, 1-я часть
Мимолетности №№ 1, 10

Вариант 2
Бах И. С.
Черни К.
Бетховен Л.
Шопен Ф.

ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор
Соч.740 Этюды NN 12, 18
Соната № 5, 1-я часть
Ноктюрн ми минор

Вариант 3
Бах И. С.
ХТК 2-й том Прелюдия и фуга фа минор
Мошковский М. Соч.72 Этюд №1
Клементи М.
Этюд №13
Гайдн Й.
Соната Ми-бемоль мажор, 1-я часть
Рахманинов С. Соч.32 Прелюдия соль-диез минор
Вариант 4
Бах И. С.
Черни К.
Шопен Ф.
Бетховен Л.
Чайковский П.

ХТК 2-й том Прелюдия и фуга Соль мажор
Соч.740 этюд №50
Соч.10 Этюд №5
Соната №7, 1-я часть
" Размышление"

Вариант 5
Бах И. С.
ХТК 2-й том Прелюдия и фуга До мажор
Черни К.
Соч.740 Этюд №14
Мошковский М. "Искорки"
Григ Э.
Концерт ля минор, 1-я часть
Шостакович Д. Три прелюдии соч. 34

9 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации по специальности

3 часа в неделю
не менее 6 часов в неделю
8 часов в год

В этом классе обучаются дети, которые целенаправленно готовятся к поступлению в
среднее профессиональное образовательное учреждение.
Обучающиеся сдают два экзамена с отметкой в конце каждого полугодия.
Требования к полугодовому экзамену:
- полифония (ХТК),
- крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт),
- два этюда (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского); возможны этюды
Шопена, Листа, Рахманинова.
25

На выпускной экзамен выносится новая программа по тем же требованиям, но с
прибавлением пьесы.
Примерный репертуарный список:
1.Полифонические произведения
Бах И. С.
Хорошо темперированный клавир, 1 и 2 том
Токката ре минор, Токката ми минор
Партита ми минор, Партита до минор
Бах-Бузони
Органные хоральные прелюдии
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги
Щедрин Р.
24 Прелюдии и фуги
2.Этюды
Гензельт А.
Этюды
Кесслер И.
Соч.100 Этюды тт. 2,3,4
Клементи М.
Этюды
Лист Ф.
Концертные этюды
Мендельсон Ф.
Этюды
Мошковский М.
Соч.72 Этюды
Соч.48 этюды Ре мажор, До мажор
Паганини- Лист.
Этюды Ми мажор
Паганини-Шуман. Этюды ля минор, Ми мажор
Рахманинов С.
Этюды-картины соч.33, соч.39
Тальберг З.
Соч.26 Этюд фа-диез минор
Черни К.
Соч.740 Этюды
Шлецер П.
Этюд Ля-бемоль мажор
Шимановский К.
Соч.4 Этюды
Шопен Ф.
Соч.10 и соч.25 (по выбору)
3.Крупная форма
Бетховен Л.
Сонаты №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 25, 27
Вариации Ля мажор (на русскую тему)
Концерты №№1, 2, 3
Гайдн Й.
Сонаты (по выбору)
Галынин Г.
Сонатная триада
Григ Э.
Соната ми минор
Концерт ля минор
Лядов А.
Вариации на тему Глинки
Моцарт В.
Сонаты (по выбору), Вариации, Концерты
Прокофьев С.
Сонаты №№1,2,3
Равель М.
Сонатина
Рахманинов С.
Концерты №№1,2
Скрябин А.
Соч.9 Прелюдия и Ноктюрн для левой руки
Соч.32 Две поэмы
Глинка М.
Вариации на шотландскую тему
Вариации на тему Моцарта
Шопен Ф.
Блестящие вариации
Andante appassionato и Большой блестящий полонез
26

Шуберт Ф.
4.Пьесы
Барток Б.
Брамс И.
Верди-Лист
Глазунов А.
Дебюсси К.
Лист Ф.
Метнер Н.
Мийо Д.
Прокофьев С.

Равель М.
Рахманинов С.
Санкан П.
Скрябин А.
Чайковский П.

Шопен Ф.

Шостакович Д.
Шуман Р.

Шуман – Лист
Щедрин Р.

Концерт фа минор
Сонаты ми минор, ля минор соч.42

Румынские танцы
Соч.79 Рапсодии си минор, соль минор
Риголетто
Баркарола Ре-бемоль мажор
Прелюдии, Бергамасская сюита
Сюита для фортепиано
Венгерские рапсодии (по выбору)
"Сонеты Петрарки" Ми мажор, Ля-бемоль мажор
Сказка фа минор
Соч.39. Канцона-серенада
Бразильские танцы
Соч.102 Сюита из балета "Золушка"
Соч.75 Сюита из балета "Ромео и Джульетта"
Соч.22 "Мимолетности"
Сарказмы
Павана
Соч.23 и соч.32 Прелюдии
Шесть музыкальных моментов
Токката
Соч.11, соч.15, соч.16 Прелюдии
"Времена года"
Соч.72 "Размышление"
Соч.59 "Думка"
Соч.1 Русское скерцо
Полонезы, Вальсы, Ноктюрны
Экспромт Ля-бемоль мажор
Баллады №№2, 3
Скерцо №№1, 2
Соч.34 Прелюдии
Афоризмы
Венский карнавал
Бабочки
Соч.99 Пестрые листки
Соч.124 Листки из альбома
Соч.4 Шесть интермеццо
Посвящение
"Bassoostinato"

Примерные программы для выпускного экзамена
Вариант 1
Бах И. С.
Моцарт В.
Черни К.

ХТК 1-й том Прелюдия и фуга ре минор
Соната До мажор (KV 330), 1-я часть
Соч.740 Этюд №24
27

Мошковский М. Соч.72 Этюд №6
Чайковский П. Ноктюрн до-диез минор
Вариант 2
Бах И. С.
ХТК 2-й том Прелюдия и фуга фа минор
Гайдн Й.
Соната До мажор, соч.79 1-я часть
Клементи М.
Этюд №4
Мошковский М. Соч.72 Этюд №5
Лист Ф.
Ноктюрн "Грезы любви"
Вариант 3
Бах И. С.
Бетховен Л.
Черни К.
Клементи М.
Щедрин Р.
Вариант 4
Бах И. С.
Черни К.
Шопен Ф.
Моцарт В.
Рахманинов С.
Вариант 5
Бах И. С.
Бетховен Л.
Мошковский М.
Рахманинов С.

ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Ми мажор
Соната №6, 1-я часть
Соч. 740 Этюд №17
Этюд №3
"В подражание Альбенису"
ХТК 2-й том, Прелюдия и фуга ля минор
Соч.740 Этюд №14
Соч.10 Этюд №5
Концерт №23, 1-я часть
Прелюдия соль минор
ХТК 1-й том: Прелюдия и фуга соль-диез минор
Вариации на тему Сальери Си-бемоль мажор
Соч.72 Этюд №1
Соч.33 Этюд-картина ми-бемоль минор
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного
предмета
«Специальность и чтение с листа»,
который
предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих
использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические
произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
28








навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических
приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Специальность и чтение с листа"
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях:
академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах,
прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих
собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Обучающиеся на
выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень
владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:

29

Таблица 3
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового
аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст,
отсутствие домашней работы, а также плохая
посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

30

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по
специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную
работу педагога и обучающегося над музыкальным произведением, рекомендации педагога
относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь
различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед
учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также
сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как
правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов
музыкального текста.
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь
процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на
индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкальноисполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно рассказывать об
истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно
исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы,
преподаватель в занятиях должен стремиться к раскрытию содержания музыкального
произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности
музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого
сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ребенка над
совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью
предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности
преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно
просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания
ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того,
насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года
преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики
работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать
индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной
сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и
фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть

31

составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями,
возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы
научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные
для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность,
трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для
организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно
активизировать учебный процесс.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы




самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и
основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные
способности ученика.
Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ребенку организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные
виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно
начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или
чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного
текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями
(следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до
концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом;
повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в
дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
32

1.Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Аренский А.
Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.
композитор,1991
Бах И. С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С.
Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С.
Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С.
Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С.
Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,
М., Музыка,2012
Бах И. С.
Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
Бах И. С.
Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
Бах И. С.
Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
Беренс Г.
Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А.
Избранные этюды / М., Музыка,1992
Бетховен Л.
Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
Бетховен Л.
Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Бетховен Л.
Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л.
Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л.
Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л.
Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
Бородин А.
Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010
«В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб,
«Композитор», 2005
Гайдн Й.
Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
Гайдн Й.
Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й.
Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,
Музыка, 2011
Гендель Г.
Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е.
Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р.
Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Григ Э.
Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,
Музыка, 2011
Григ Э.
Концерт для ф-но с оркестром /М., Музыка, 2005
Дебюсси К.
Детский уголок /СПб, Композитор, 2004
Дювернуа.
25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
Кабалевский Д.
24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М.
Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М.,
Музыка, 2010
Лемуан А.
50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,
Музыка, 2010
Лешгорн К.
Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Лист Ф.
Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
Лядов А.
Избранные сочинения /М., Музыка, 1999
Мендельсон Ф.
Песни без слов / М., Музыка, 2011
Милич Б.
Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
33

Милич Б.

Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;
6 кл. – 2002; 7 класс - 2005
Моцарт В.
Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
Моцарт В.
Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975
Мошковский М.
15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
Наседкин А.
Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет
обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Прокофьев С.
Мимолетности / М., Музыка, 2003
Прокофьев С.
Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
Рахманинов С.
Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
Рахманинов С.
Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С.
Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С.
Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009
Скрябин А.
24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Слонимский С.
Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /
М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
Чайковский П.
Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П.
12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
Чайковский П.
Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005
Черни К.
Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Черни К.
Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Черни К.
Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
Шитте Ф.
25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011
Шопен Ф.
Ноктюрны для фортепиано.
Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф.
Экспромты / М., Музыка, 2011
Шопен Ф.
Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010
Шуберт Ф.
Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуберт Ф.
Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
Шуман Р.
Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Щедрин Р.
Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

34

2.Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А.
Алексеев А.
Альшванг А.
Аберт Герман
Бадура-СкодаЕ.и П.
Берченко Р.
Браудо И.
Браудо И.
Голубовская Н.
Гофман И.
Дроздова М.
Друскин М.
Зимин П.
Коган Г.
Коган Г.
Копчевский Н.
Копчевский Н.
Корто А.
Корто А.
Ландовска В.
Либерман Е.
Лонг М.
Маккинон Л.
Маранц Б.
Мартинсен К.
Метнер Н.
Милич Б.
Мильштейн Я.
Мильштейн Я.
Мндоянц А.
Наумов Л.
Нейгауз Г.
Носина В.
Петрушин В.
Савшинский С.
Смирнова Т.
Тимакин Е.
Фейнберг С.
Цагарелли Ю.
Цыпин Г.
Цыпин Г.
Швейцер А.
Шатковский Г.

Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
Интерпретация Моцарта /М.,1972
В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI, 2008
Артикуляция. Л.,1961
Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. М.,1966
Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии,
Германии 16-18 вв. Л.,1960
История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Вопросы пианизма. М.,1969
И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об
исполнительских и педагогических принципах.
"Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка, М.,1986
О фортепианном искусстве. М.,1965
Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
О музыке. Классика - XXI век, 2001
Творческая работа пианиста с авторским Текстом. М.,1988
За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Игра наизусть. Л.,1967
О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004, №№3,4
Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005
Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
Музыкальная психология. М.,1997
Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
Советский композитор,1989
Пианизм как искусство. М.,1969
Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб,
Композитор, 2008
Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М.,
1988
Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
Развитие музыкального слуха. М.,1996
35

Шмидт- Шкловская А.
Шнабель А.
Штейнгаузен Ф.
Шуман Р.
Шуман Р.

О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
"Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М.,1999
Техника игры на фортепиано. М.,1926
О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
Жизненные правила для музыкантов. М.,1959

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».