Содержание:
1.Пояснительная записка
стр.3
2.Учебный план
стр.7
3.Календарный учебный график
стр.9
4.Содержание обучения
стр.15
5.Методические и оценочные материалы
стр.20
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» носит образовательно-развивающий характер, направлена на
раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, относится к физкультурноспортивной направленности.
Актуальность программы базируется на современных требованиях
модернизации системы образования, способствует соблюдению условий
творческой самореализации детей, их социального, культурного, личностного и
профессионального самоопределения, воспитывает усидчивость, самообладание,
психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое
мышление. Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни,
воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества,
необходимые человеку.
Программа содержит профориентационную
составляющую, в которую входят формирование универсальных компетенций
(коммуникативных, учебно-познавательных, информационных, личностного
самосовершенствования) и связанными с ними (компетенциями) профессиями в
области математики, физики, науки и т.п.
Возраст обучающихся, на который ориентирована программа, от 7 до 14
лет. В объединении могут обучаться как девочки, так и мальчики без степени
предварительной подготовки и уровня образования и без наличия способностей,
но имеющих желание овладеть знаниями и техникой игры в шахматы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
идее использования игры в шахматы как эффективного средства умственного,
психического и физического развития ребенка, воспитания спортивного духа.
Обучение игре в шахматы позволяет снизить уровень стресса, благотворно
влияет как на процесс обучения, так и на повышение продуктивности его
мышления: навыков практической и аналитической деятельности в процессе
изучения основ игры в шахматы; овладении компьютерными технологиями в
процессе обучения, формировании и развитии логического мышления; развитии
наглядно-образного мышления, воспитании усидчивости, целеустремленности;
развитии
личностных
качеств
(стрессоустойчивость,
внимательность,
сосредоточенность). Обучающийся этой игре ребенок становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно мыслить, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах.
Обучение по данной программе обладает и мощным воспитательным
потенциалом. Дети, участвуя в соревнованиях, играх, учатся взаимному
уважению, преодолению психологических и коммуникативных сложностей. В
ходе реализации программы они знакомятся со спортивным сообществом, что
положительно сказывается как на общекультурном, так и духовно-нравственном
развитии.
Цель
программы:
формирование
у
обучающихся
целостного
представления о шахматах и шахматной игре и создание условий для развития
3
интеллектуально творческой, одаренной личности посредством занятий
шахматами.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
предметные:
- познакомить с историей шахматной игры;
- сформировать базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной
игры;
- сформировать знания приемов игры в миттельшпиле, закономерностей
эндшпиля;
- закрепить полученные знания, умения и навыки в турнирной практике;
- формировать
источниками.
навыки
самостоятельной
работы
с
шахматными
личностные:
- воспитание положительных качеств личности – аккуратности,
усидчивости, дисциплинированности, самостоятельности, потребности в
саморазвитии и др.
- формирование положительных мотивов к обучению через использование
ситуации успеха и др.;
- воспитание общеучебных навыков в процессе работы с шахматной
литературой, поведения на занятии и др.;
- формирование потребности
в соблюдении
основ
гигиены
и здорового образа жизни, укрепление здоровья, закаливание организма;
метапредметные:
- развитие мышления учащихся в процессе анализа партий, решения задач и
этюдов и т.п.;
- развитие внимания, особенно концентрации, устойчивости и
переключаемости в процессе шахматной игры;
- развитие памяти через усвоение шахматной теории;
- развитие навыков пространственного ориентирования в процессе работы с
шахматной доской;
- развитие познавательных интересов в процессе погружения учащихся в
мир шахмат и его историю.
Отличительные особенности. В программу включены темы
теоретического и практического характера, нацеленные на обучающихся с
разным уровнем подготовки. Такая структура программы даст возможность в
течение учебного года наиболее компетентно определить способности и
предпочтения каждого обучающегося, с целью дальнейшего их углубления и
развития в последующие годы обучения.
В программе предусмотрено изучение темы «Развитие шахмат в
Нижнесергинском районе», что является отличительной особенностью данной
программы от других.
4
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми
образовательными потребностями: детей с высокой мотивацией к предметной
области программы, талантливых детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация
программы ведется на базовом уровне, рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения – очная
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор
дополнительного
образования
детей
Свердловской
области»
https://р66.навигатор.дети/.
Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с полным
составом группы. Форма организации деятельности – групповая. Количество
детей в объединении первого года обучения 12-15 человек, второго года
обучения – от 10 человек. На практических занятиях объединение делится на
группы по 5-7 человек в зависимости от возраста и шахматной квалификации.
Режим занятий: 1 группа - 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-ти
минутным перерывом для отдыха и смены деятельности обучающихся, 2 группа – 2
раза в неделю по 1,5 академических часа с 10-ти минутным перерывом для отдыха и
смены деятельности учащихся, 3 группа – 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
1 год обучения -144 часа в год
2 год обучения - 108 часов в год
3 год обучения - 72 часа в год
Программа создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка через приобщение к миру шахмат.
Обучение строится на следующих принципах: доступности в обучении и
воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных
особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности (от простого к
сложному); наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных
часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы; индивидуальности – подхода в обучении и воспитании с учетом
характера, способностей, интересов; коллективности – использования
индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы; сотрудничества –
создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии,
решение задач); сочетание уважения к личности ребенка с разумной
требовательностью.
Реализация программы также может осуществляться с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного
5
контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об
организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный
процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной
работы учащихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных
технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой
обучения.
Материально-техническое оснащение:
1.Демонстрационная магнитная доска с фигурами – 1 шт.
2.Шахматная доска с набором фигур – 5 шт.
3.Шахматные часы – 5 шт.
Кадровое обеспечение: занятия проводит кандидат в мастера по шахматам Никулин
Ю.А., рейтинг международной шахматной федерации (ФИДЕ) – 1928.
6
2. Учебный план
1-й год обучения
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
Всего Теория Практи аттестации/контро
ля
ка
Первый модуль
Вводное занятие
2
1
1
опрос
Профориентирование
2
1
1
опрос, наблюдение
Знакомство с шахматной
6
3
3
опрос, наблюдение
доской
Изучение фигур
16
8
8
опрос
Шах и мат
6
2
4
коллективный
анализ работы
Начало шахматного
36
12
24
коллективный
сражения
анализ работы
Итого:
68
27
41
Второй модуль
Основные тактические
36
14
22
коллективный
приемы
анализ работы
Форсированные ходы и
14
6
8
коллективный
шахматная комбинация
анализ работы
Дебют
8
2
6
коллективный
анализ работы
Турниры
8
2
6
коллективный
анализ работы
Игры на компьютере
8
2
6
коллективный
анализ работы
Итоговое занятие
2
1
1
коллективный
анализ работы
Итого
76
27
49
Итого по программе
144
54
90
7
2-й год обучения
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
Всего Теория Практи аттестации/контро
ля
ка
Первый модуль
Вводное занятие
2
1
1
опрос
Профориентирование
2
1
1
опрос
Повторение материала
2
1
1
опрос
первого года обучения
Особенности игры в
18
8
10
коллективный
миттельшпиле
анализ работы
Мат
20
8
12
коллективный
анализ работы
Особенности игры в
24
10
14
коллективный
эндшпиле
анализ работы
Итого:
68
29
39
Второй модуль
7
Эндшпиль
28
12
16
8
20
8
12
4
2
2
16
8
8
11
Материальное
соотношение фигур
Классификация
шахматных ошибок
Особенности шахматных
соревнований. Турниры.
Игры на компьютере
6
2
4
12
Итоговое занятие
2
1
1
76
144
33
62
43
82
9
10
Итого
Итого по программе
8
коллективный
анализ работы
коллективный
анализ работы
коллективный
анализ работы
коллективный
анализ работы
коллективный
анализ работы
коллективный
анализ работы
3. Календарный учебный график
1-й год обучения
№
Тема занятия
Кол.
часов
1
Вводное занятие
Знакомство с программой, целями и
задачами объединения на год. ТБ
Профориентирование
Знакомство
с
универсальными
компетенциями, где они пригодятся
Знакомство с полем и шахматными
фигурами
Знакомство с историей шахмат
Изучение поля битвы
Изучение шахматной нотации
Изучение фигур
Знакомство с шахматными фигурами
Изучение ценности фигур
Изучение начальных позиций пешек
Изучение начальных позиций фигур
Изучение ходов пешек
Изучение ходов тяжелых фигур
Изучение хода «рокировка»
Изучение взятия фигур
Шах и мат
Изучение шаха
Изучение мата
Изучение пата
Начало шахматного сражения
Знакомство с понятием «дебют»,
«миттельшпиль», «эндшпиль»
Как начинать шахматное сражение
Изучение примеров дебютов
Изучение основ шахматной стратегии
Изучение мобилизации сил
Знакомство с пятью типами
взаимодействия фигур
Изучение правила сражающихся фигур
Изучение развития дебюта
Изучение борьбы за центр
Изучение игры пешечного строя
Изучение способа уничтожения пешечного
2
1.1
2
2.2
3
3.3
3.4
3.5
4
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
5
5.14
5.15
5.16
6
6.17
6.18
6.19
6.20
6.21
6.22
6.23
6.24
6.25
6.26
6.27
9
2
2
2
6
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
36
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
дата
план факт
Приложение
6.28
6.29
6.30
6.31
6.32
6.33
6.34
7
7.35
7.36
7.37
7.38
7.39
7.40
7.41
7.42
7.43
7.44
7.45
7.46
7.47
7.48
7.49
7.50
7.51
7.52
7.53
8
8.54
8.55
8.56
8.57
8.58
8.59
8.60
центра с помощью жертвы
Изучение прорыва отсталой пешки
Изучение дефектов в пешечной цепи
Изучение подрыва пешечного центра
Как избавиться от пешечных слабостей
Изучение цугцванга как метода борьбы
Изучение дебютных ловушек
Изучение неудачного старта
Основные тактические приемы
Знакомство со способами ограничения
подвижности фигур
Изучение основных видов связок
Знакомство с общими сведениями о
тактических приемах
Знакомство с приемом «двойной удар»
Знакомство с приемом «открытое
нападение»
Знакомство с приемом «открытый шах»
Изучение приема «мельница»
Изучение приема «двойной удар»
Изучение приема «завлечение»
Изучение приема «блокировка»
Изучение приема «отвлечение»
Изучение приема «освобождение поля»
Изучение приема «освобождение линии»
Изучение приема «уничтожение
защитника»
Изучение приема «изоляция и перекрытие»
Изучение приема «рентген»
Изучение приема «промежуточный ход»
Изучение приема «капкан»
Изучение приема «далеко продвинутая
пешка»
Форсированные ходы и шахматная
комбинация
Знакомство с понятием «форсированные
ходы», «шахматная комбинация»
Изучение
двойного
удара
как
форсированного хода
Изучение приема «взятие»
Изучение приема «комбинация»
Разбор примеров ошибочной комбинации
Изучение матовых комбинаций
Изучение комбинаций для достижения
10
2
2
2
2
2
2
2
38
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
9.
9.61
9.62
9.63
9.64
10.
10.65
10.66
10.67
10.68
11.
11.69
11.70
11.71
12.
12.72
материального перевеса
Дебют
Изучение открытых дебютов
Изучение полуоткрытых дебютов
Изучение закрытых дебютов
Изучение типичных ошибок в дебюте
Турниры
Консультационные турниры. Разбор
ошибок
Анализ сыгранных партий
История проведения блиц-турниров
Сеанс одновременной игры
Игра на компьютере
Знакомство с компьютерными
программами по шахматам
Игровая практика на компьютере с
применением ранее изученных тем
Разбор партий по компьютерным
шахматным программам
Итоговое занятие
Анализ сыгранных партий. Итоговая
аттестация учащихся
Итого
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
144ч
2-й год обучения
№
Тема занятия
Кол.
часов
1
Вводное занятие
Знакомство с программой, целями и
задачами объединения на год. ТБ
Профориентирование
Знакомство
с
универсальными
компетенциями, где они пригодятся
Повторение материала первого года
обучения
Повторение основных правил и понятий
игры в шахматы
Особенности игры в миттельшпиле
Знакомство с особенностями игры в
миттельшпиле
Знакомство с атакой на короля
Изучение атаки на слабый пункт
Изучение атаки по слабым полям
2
1.1
2
2.2
3
3.3
4
4.4
4.5
4.6
4.7
11
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
дата
план факт
Приложение
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
5
5.13
5.14
5.15
5.16
5.17
5.18
5.19
5.20
5.21
5.22
6
6.23
6.24
6.25
6.26
6.27
6.28
6.29
6.30
6.31
6.32
6.33
6.34
7
7.35
7.36
7.37
7.38
7.39
Изучение фигурно-пешечной атаки по
вертикали f, g, h
Знакомство с ролью ферзя в атаке и защите
Изучение уничтожения атакующих фигур
Изучение
типичных
ошибок
в
миттельшпиле
Отработка типичных ошибок в
миттельшпиле
Мат
Изучение мата двумя ладьями
Изучение мата одной ладьей
Изучение мата ферзем
Изучение мата двумя слонами
Изучение игры двух коней против короля
Изучение игры ферзя против коня
Изучение игры ферзя против слона
Изучение игры ферзя против пешки
Изучение мата салоном и конем
Изучение детского мата
Особенности игры в эндшпиле
Знакомство с видами окончаний
Изучение правил игры в эндшпиле
Разбор правил игры в эндшпиле
Изучение пешечных окончаний
Изучение игры короля и пешки против
короля
Изучение ладейных пешек
Изучение игры короля и пешки против
короля и пешки
Изучение игры короля и двух пешек против
короля
Изучение игры короля и двух пешек против
короля и пешки
Изучение многопешечных окончаний
Изучение игры ладьи против коня или
слона
Изучение игры ладьи против коня
Эндшпиль
Изучение игры ладьи против слона
Изучение игры фигур против пешек
Изучение игры ладьи против пешек
Изучение игры ладьи и легких фигур
против пешек
Изучение игры коня и пешек против короля
12
2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
28
2
2
2
2
2
Изучение ладейных окончаний
Знакомство с основными правилами
ладейных окончаний
7.42 Изучение окончаний со слоном
7.43 Изучение игры слона и пешки против слона
7.44 Изучение игры слона и пешки против слона
и пешки
7.45 Изучение игры слона и двух пешек против
слона
7.46 Изучение игры слона против коня
7.47 Изучение игры ферзя против ладьи
7.48 Изучение ферзевых окончаний
8
Материальное соотношение фигур
8.49 Изучение влияния материального
преимущества на стратегию игры
8.50 Изучение понятия «размен»
8.51 Изучение понятия размен легких фигур»
8.52 Знакомство с ролью пешечной структуры в
определении стратегии
8.53 Изучение правильного мышления во время
шахматной игры
8.54 Определение ходов-кандидатов
8.55 Анализ ходов-кандидатов
8.56 Знакомство с правилом Блюменфельда
8.57 Изучение нападения и защиты в игре
8.58 Изучение защиты в шахматной партии
9
Классификации шахматных ошибок
9.59 Знакомство с классификацией шахматных
ошибок
9.60 Разбор типичных ошибок в игре
10 Особенности шахматных соревнований
9.61 Знакомство с особенностями шахматных
турниров
9.62 Знакомство
с
системой
проведения
соревнований
9.63 Проведение консультационных турниров
9.64 Разбор консультационных турниров
9.65 Анализ ошибок консультационных
турниров
9.66 Проведение блиц-турниров
9.67 Разбор блиц-турниров
9.68 Анализ ошибок блиц-турниров
10. Игра на компьютере
10.69 Игровая практика на компьютере
7.40
7.41
13
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
6
2
11.70 Отработка полученных знаний в
компьютерных играх
11.71 Разбор партий по компьютерным
шахматным программам
12. Итоговое занятие
12.72 Анализ сыгранных партий. Итоговая
аттестация учащихся
Итого
14
2
2
2
2
144ч
4. Содержание обучения.
1-й год обучения
1.Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с программой, целями и задачами объединения на год,
Уставом ДДТ, правилами поведения. Расписание.
Практика. Инструктаж по технике безопасности.
2. Профориентирование (2 ч.)
Теория. Знакомство с универсальными
пригодятся.
Практика. Беседа, анкетирование.
компетенциями,
где
они
3. Знакомство с шахматной доской (6 ч.)
Теория. Знакомство с историей шахмат. Изучение поля битвы,
обозначения полей, основ шахматной нотации.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
4.Изучение фигур (16 ч.)
Теория. Знакомство с шахматными фигурами. Ценность фигур. Изучение
начальных позиций пешек и фигур, ходов пешек и тяжелых фигур, приема
«рокировка», взятия фигур, общих правил взятия фигур.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
5. Шах и мат (6 ч.)
Теория. Изучение шаха и мата, пата.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской.
6. Начало шахматного сражения (36 ч.)
Теория. Знакомство с понятиями «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль».
Изучение начала шахматного сражения, примеров дебютов, основ шахматной
стратегии. Изучение способов мобилизации сил. Знакомство с типами
взаимодействия фигур. Изучение правил сражающихся фигур, развития дебюта,
борьбы за центр, игры пешечного центра, уничтожения пешечного центра с
помощью жертвы. Изучение прорыва отсталой пешки, дефектов пешечной цепи,
подрыва пешечного центра. Изучение способов избавления от пешечных
слабостей, цугцванга, дебютных ловушек, неудачного старта.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
7. Основные тактические приемы (36 ч.)
15
Теория. Знакомство со способами ограничения подвижности фигур,
основных видов связок, общими сведениями о тактических приемах. Знакомство
с приемами: двойной удар, открытое нападение, открытый шах, мельница,
двойной шах, завлечение, блокировка, отвлечение, освобождение поля,
освобождение линии, уничтожение защитника, изоляция и перекрытие, рентген,
промежуточный ход, капкан, далеко продвинутая пешка.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, партия с применением дебютов, анализ наиболее
часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
8. Форсированные ходы и шахматная комбинация (14 ч.)
Теория. Знакомство с понятиями: форсированные ходы, шахматная
комбинация. Изучение двойного удара как форсированного хода. Изучение
приемов «взятие» и «комбинация». Разбор примеров ошибочной комбинации
для достижения перевеса.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
9. Дебют (8 ч.)
Теория. Изучение открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Разбор
типичных ошибок в дебюте.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии,
отработка пройденного материала.
10. Турниры (8 ч.)
Теория. Консультационные турниры
по пройденному материалу.
Знакомство с историей проведения блиц-турниров, сеансом одновременной
игры. Анализ сыгранных партий
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
11. Игра на компьютере (8 ч.)
Теория. Знакомство с компьютерными программами по шахматам.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Игровая практика на компьютере с применением ранее
изученных тем. Разбор партий по компьютерным шахматным программам.
12. Итоговое занятие (2 ч.)
Теория. Анализ сыгранных партий, подведение итогов.
Практика. Итоговая аттестация учащихся.
16
2-й год обучения
1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Знакомство с целями и задачами объединения на год, повторение
Устава ДДТ, правилами поведения. Расписание.
Практика. Инструктаж по технике безопасности.
2. Профориентирование (2 ч.)
Теория. Знакомство с универсальными
пригодятся.
Практика. Беседа, анкетирование.
компетенциями,
где
они
3. Повторение материала первого года обучения (2 ч.)
Теория. Повторение основных правил и понятий игры в шахматы.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
4. Особенности игры в миттельшпиле (8 ч.)
Теория. Знакомство с особенностями игры в миттельшпиле, атакой на
короля, атакой на слабый пункт, атакой по слабым полям. Изучение фигурнопешечной атаки по вертикали f, g, h. Знакомство с ролью ферзя в атаке и защите.
Изучение уничтожения атакующих фигур, типичных ошибок в миттельшпиле.
Отработка типичных ошибок.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
5. Мат (20ч.)
Теория. Изучение мата двумя ладьями, мата одной ладьей, мата ферзем,
мата двумя слонами. Изучение игры двух коней против короля, ферзя против
коня, ферзя против слона, ферзя против пешки. Изучение мата слоном и конем.
Изучение детского мата.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
6. Особенности игры в эндшпиле (24 ч.)
Теория. Знакомство с видами окончаний. Изучение правил игры в
эндшпиле, разбор правил игры в эндшпиле. Изучение пешечных окончаний,
игры короля и пешки против короля, ладейных пешек, короля и пешек против
короля и пешек, короля и двух пешек против короля, короля и двух пешек
17
против короля и пешки. Изучение многопешечных окончаний, игры ладьи
против коня или слона. Отработка игры ладьи против коня.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
7. Эндшпиль (28 ч.)
Теория. Отработка игры ладьи против слона. Изучение игры фигур против
пешек, ладьи против пешки, ладьи и легких фигур против пешек, коня и пешек
против короля. Знакомство с ладейными окончаниями, основными правилами
ладейных окончаний, окончаний со слоном. Изучение игры слона и пешки
против слона, слона и пешки против слона и пешки, слона и двух пешек против
слона, слона против коня, ферзя против ладьи. Изучение ферзевых окончаний.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
8. Материальное соотношение фигур (20 ч.)
Теория. Изучение влияния материального преимущества на стратегию
игры, понятия «размен», «размен мелких фигур». Знакомство с ролью пешечной
структуры в определении стратегии. Изучение правильного мышления во время
шахматной игры, определение ходов-кандидатов, анализ ходов-кандидатов.
Знакомство с правилом Блюменфельда. Изучение нападения и защиты в игре,
защиты в шахматной партии.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
9. Классификация шахматных ошибок (4 ч.)
Теория. Знакомство с классификацией шахматных ошибок, разбор
типичных ошибок в игре.
Практика. Работа с тематическими дидактическими материалами,
демонстрационной доской, разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
10.Особенности шахматных соревнований. Турниры. (16 ч.)
Теория. Знакомство с особенностями шахматных турниров, системой
проведения соревнований. Проведение и разбор консультационных турниров.
Анализ ошибок консультационных турниров. Знакомство с блиц-турнирами,
разбор блиц-турниров, анализ ошибок блиц-турниров.
Практика. Изучение терминов. Запись партий и их анализ, разбор
специально подобранных позиций и учебных партий. Анализ наиболее часто
повторяющихся ошибок. Тренировочные партии.
18
11. Игры на компьютере (6 ч.)
Теория. Знакомство с компьютерными программами по шахматам.
Инструктаж по технике безопасности. Отработка полученных знаний в
компьютерных программах.
Практика. Игровая практика на компьютере с применением ранее
изученных тем. Разбор партий по компьютерным шахматным программам.
12.
Итоговое занятие (2 ч.)
Теория. Анализ сыгранных партий, подведение итогов.
Практика. Итоговая аттестация учащихся.
19
6. Методические и оценочные материалы
На первых занятиях учащиеся узнают о происхождении шахмат,
знакомясь с их историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой
игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по
шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал,
основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости
каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий
является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и
позиционного
преимущества.
Важная
роль
отводится
развитию
комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего
обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально
ориентированный на развитие. К практической части относятся тематические
матчи, консультационные партии, соревнования. На занятиях анализируются
сыгранные партии, находятся, объясняются, и искоренять допущенные ошибки.
Дети участвуют в шахматных турнирах.
В течение освоения программы используются следующие методы
обучения:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение
педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной
познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих
преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному
усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления
и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется
возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности.
Педагог помогает учащимся, корректирует его действия, но не вмешивается в
процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного
шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной
активности. Учащимися предлагается исследование различных позиций для
определения
новых,
неожиданных
вариантов.
Метод
способствует
формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, дарят детям радость творчества, общения друг с другом,
обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения
ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически
мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою
деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных
школьных дисциплин.
На занятиях используются следующие технологии:
20
1. Игровые технологии. Основная задача игровых технологий – дать
ребенку раскрепоститься и обрести уверенность в себе. Катализатором
формирования воображения является музыка, она направляет творческую
активность. Музыкальное сопровождение должно соответствовать возрастному
критерию,
иметь свою драматургию, которая сможет активизировать
воображение, направить его, побудить развитие творческого потенциала,
грамотно подобранное музыкальное сопровождение благоприятно влияет на
эмоциональный мир ребёнка. Приобретенные от музыки впечатления помогают
выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать
оригинальные двигательные образы.
Игровые технологии являются средством, активизирующим деятельность
учащихся, в их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение учебного материала в соответствии с
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом,
которые
характеризуются
учебно-познавательной
направленностью.
Необходимо отметить, что игровые технологии предоставляют
бескрайние возможности для их использования на занятиях. Игра является
неотъемлемой частью в формировании и развитии творческой личности ребенка.
Скучные упражнения после игры, приобретают совсем другой, более богатый
смысл.
2. Здоровьесберегающие технологии. Применение данной технологии
на занятии способствует:
- воспитанию у учащихся культуры здоровья как физического, так и
психо-эмоционального;
- формированию личностных качеств, способствующих сохранению и
укреплению здоровья;
- представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение
здорового образа жизни;
- развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических
движений разнообразных умений, способностей, качеств личности;
- сохранению физического и психического здоровья учащихся и их
социальной адаптации;
обогащению двигательного опыта под различную ритмическую
музыку;
- развитию и совершенствованию всех видов движений, умений
выполнять их легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой.
3. Технологии обучения в сотрудничестве и развивающего обучения.
Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую
работу и командно-игровую работу. В первом случае учащиеся разбиваются на
группы по несколько человек. Группам дается определенное задание.
Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например,
индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свою
музыкальную композицию, и показывают друг другу. Члены команды
21
просматривают ее, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные
принципы педагогики сотрудничества: учение без принуждения; право на свою
точку
зрения;
право
на
ошибку;
успешность; сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
4. Технология проблемного обучения. В целях повышения
эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную
методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение
через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон
хореографического творчества, закономерность, свойства, способ решения
задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей
деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы,
проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного
обучения: самостоятельность учащихся; развивающий характер обучения;
интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
использование дидактических алгоритмизированных задач.
По мере освоения программы периодически проводится контроль и
диагностика полученных знаний и навыков учащихся. Перечень
диагностических методик:
мониторинг
результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические карты);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
(диагностическая карта).
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения
знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
1.Шахматные турниры.
2.Сеансы одновременной игры.
3.Конкурсы по решению шахматных задач.
22