предмет прикл.творчество

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Живопись»
Предметная область
ПО.01. Художественное творчество
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. «Прикладное творчество»

Составитель:
преподаватель
Кривоногова Любовь
Алексеевна

г. Нижние Серги
2017 год

2

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II.

Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
- Годовые требования. Содержание разделов и тем;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы;
- Средства обучения

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана
на основании и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным
предпрофессиональным
программам
в
области
изобразительного
искусства
«Живопись»,
«Декоративно-прикладное
творчество».
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в
комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное
творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения
предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на
создание условий для познания учащимися приемов работы в различных
материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного
восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к
национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной
темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из
возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В
заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении
всего курса обучения, обучаются организовать композиционную
плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся
обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета.
Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества,
дети узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы,
в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию.
Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в
передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование
разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов,
прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения,
выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают
музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства
профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей
секреты прикладного творчества.

4

Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый
год продолжительность учебных занятий составляет 32 недели, во второй и
третий годы – по 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при
3-летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из них: 196 часов –
аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки

Классы

1

Всего
часов

2

3

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

32

32

32

34

32

34

196

16

16

16

17

16

17

98

48

48

48

51

48

51

294

просмотр

просмотр

просмотр

Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой
работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации
и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а
также 1 час самостоятельной работы.

5

Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса
начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
творчества;
- формирование понимания художественной культуры, как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:

обучающие:
– научить основам художественной грамоты;
– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
– овладеть различными техниками декоративно-прикладного
творчества и основами художественного мастерства;
– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах
декоративно-прикладного творчества;
– научить приемам составления и использования композиции в
различных материалах и техниках;
–
научить творчески, использовать полученные умения и
практические навыки;
– научить планировать последовательность выполнения действий и
осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

воспитательно-развивающие:
– пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
– раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого
ребенка;
– формировать творческое отношение к художественной деятельности;
– развивать художественный вкус, фантазию, пространственное
воображение;
– приобщить к народным традициям;
– воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное
отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с обучающимся.
6

Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в
учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные
(демонстрация
методических
пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий
носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески
подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им
методики. Применение различных методов и форм (теоретических и
практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного
материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения
работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в
материале.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей библиотеки учреждения. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел,

7

техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных
умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития их пространственного мышления; включает теоретическую и
практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с
техниками и способами работы с различными материалами, а практическая
часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом
процессе. За годы освоения программы дети получают знания о
многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в
различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой.
Раздел 2: Традиционные виды росписи.
Раздел 3: Папье - маше.
Раздел 4: Работа в различных техниках и материалах.
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами, ознакомление с традиционными народными
ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИИ
№

Название раздела,
темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная
Самостоятельная Аудитор
учебная нагрузка
работа
ные
занятия
96

32

64

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с
элементами коллажа
1.1.

Дерево - рука

Урок

3

1

2

1.2.

Букет цветов

Урок

6

2

4

1.3.

Осенние листочки

Урок

3

1

2

1.4.

Пейзаж-настроение

Урок

6

2

4

1.5.

Сказка

6

2

4

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись
2.1.

Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами

Урок

6

2

4

2.2.

Копирование образца

Урок

3

1

2

2.3.

Творческая работа
создание композиции с
использованием
характерных образов
данной росписи

Урок

6

2

4

-

3

1
5

Раздел 3: Техника Папье - маше
3.1.

История техники

Урок

3.2.

Основные приемы
техники

Урок

1
8

3.3.

Выполнение эскиза
будущей работы

Урок

3

2

4

3.4.

Значение колорита в
работе над папье –
маше

Урок

6

1

2

3.5.

Выполнение эскиза
изделия

Урок

6

2

4

3.6.

Изготовление фигуры
в технике папье-маше

Урок

3

1

2

9

3.7.

Цветовое решение

Урок

3

1

2

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1.

Дымковская игрушка

Урок

6

2

4

4.2.

Чернышенская глиняная
кукла»

Урок

6

2

4

4.3.

Колокольчик

Урок

6

2

4

4.4.

Матрешка

Урок

6

2

4

4.5.

Игрушка –
погремушка

Урок

3

1

2

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

Название раздела,
темы

Вид
учеб
ного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
66
99
33

Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1.

Мир, в котором я живу

Урок

9

3

6

1.2.

Натюрморт

Урок

6

2

4

1.3.

Открытка

Урок

9

3

6

1.4.

Город

Урок

9

3

6

Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель
2.1.

Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами

Урок

3

1

2

2.2.

Копирование образца

Урок

6

2

4

2.3.

Творческая работа
создание композиции
с использованием
характерных образов
данной росписи

Урок

9

3

6

Раздел 3: Картина в технике папье – маше.
3.1.

Повторение истории
техники.

Урок

3

1

2

3.2.

Выполнение эскиза к
работе

Урок

3

1

2

3.3.

Изготовление массы
папье-маше

Урок

6

2

4

3.4.

Создание рельефа

Урок

6

2

4

3.5.

Выделение контуров
на массе

Урок

6

2

4

3.6.

Грунтовка

Урок

3

1

2

3.7.

Цветовое решение

Урок

6

2

4

11

3.8.

Покрытие лаком

Урок

6

2

4

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из природного
материала (солома, листья кукурузы, рогоз)
Закладка на основе
косички из 3-х, 5-и
соломин, 4-х с двумя
основными

Урок

«Сердечко»

Урок

4

4

2

4.3.

«Птица»

Урок

3

1

2

4.4.

«Лошадка»

Урок

3

1

2

4.1.

4.2.

2

2

12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№

Название раздела,
темы

Вид
учеб
ного
занятия

Общий объем времени в часах
Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
66
99
33

Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное
моделирование и конструирование
1.1.

Способы создания
фактуры на бумаге

Мастеркласс

3

1

2

1.2.

Монотипия или
мраморирование

Мастеркласс

3

1

2

1.3.

Волнистый шар

Урок

6

2

4

1.4.

Елка объемная

Урок

9

3

6

1.5.

Бумажная бижутерия

Урок

9

3

6

Раздел 2: Роспись по дереву (Урало – сибирская роспись)
2.1.

Беседа об истории
росписи. Знакомство с
их художественностилистическими
особенностями

Урок

3

1

2

2.2.

Изучение элементов

Урок

6

2

4

2.3.

Эскиз росписи
разделочной доски в
уральской технике

Урок

9

3

6

Урок

12

4

8

Урок

1

-

1

2.5. Эскиз росписи прялки в
уральской технике

Раздел 3: Маска из папье - маше
3.1. Изучение масок
3.2.

Выполнение эскиза

Урок

5

2

3

3.3

Изготовление массы
папье-маше

Урок

3

1

2

Батик
13

3.4.

Лепка маски

Урок

9

3

6

3.5.

Завершение работы

Урок

12

4

8

Раздел 4: Народный орнамент
Урок
4.1. Знакомство с
понятием орнамента

3

1

2

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

4.2.

Орнаменты народов
мира

4.3. Русский орнамент

Годовые требования.
Содержание разделов и тем
1 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.
Аппликация с элементами коллажа
1.1. Тема: Дерево – рука. Познакомиться с особенностями декоративной
композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность
силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных
отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него
наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов,
клей, ножницы.
Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить
декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь,
акварель, формат А3).
1.2. Тема: Букет цветов. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации.
Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков
бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при
акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов
композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветной
бумажной мозаикой.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
1.3.Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная
форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и
14

дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей
в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия».
Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных
маркеров.
Самостоятельная работа: используя технику мозаичной аппликации
выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон
формат А5.
1.4. Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на
предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального
состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа
выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4.
Самостоятельная работа: прочитать русские народные сказки, героями
которых являются звери.
1.5.Тема: Сказка. Познакомить с анималистическим жанром в декоративноприкладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке
в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги. Найти
выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение
животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.
Самостоятельная работа: поинтересоваться у родных есть ли дома
глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись
2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и
развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее
орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают
филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность.
Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором.
Возможно создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек». Работа
ведется на формате А4 гуашью, с использованием шаблонов.
Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию о
мастерах филимоновской игрушки и вписать ее в альбом домашних заданий.
2.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи
филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку или
готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве
образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на
предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат А4.
15

Самостоятельная работа: разработать узор для филимоновского всадника и
барыни в альбоме домашних заданий.
2.3. Тема: Творческая работа «Праздничное гуляние». Создать
композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись.
Закрепить пройденный материал. Используется акварель, формат А4,
орнаментальные схемы выполненные на первом уроке.
Раздел 3: Папье – маше

3.1. Тема: История техники. Изучение материала о технике, об истории.
Знакомство с видами техники.
3.2. Тема: Основные технические приемы техники. Из небольших
обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму.
Бумагу часто используют газетную (туалетную), клей — ПВА.
Самостоятельная работа: Замесить массу папье-маше.
3.3. Тема: Выполнение эскиза будущей работы. Используя возможности
изобразительных средств (линия, точка) будущей работы. Используется
формат А4, гуашь, акварель.
Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий выполнить эскиз с
изображения или фотографии.
3.4. Тема: Значение колорита в работе над папье - маше. Выполнить
ассоциативную цветовую композицию на заданную тему (грустно-весело,
тепло-холодно и т.д.). Возможно использование фактуры для достижения
большей эмоциональной выразительности. Материалы: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: Выполнить колористическую композицию на
заданную тему.
3.5. Тема: Выполнение эскиза изделия. Симметрия и асимметрия в
декоративной композиции. Выполнить эскиз изделия в цвете, используя
технику работы мазком, направленном только вертикально или только
горизонтально. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз изделия на заданную тему.
3.6. Тема: Изготовление фигуры в технике папье-маше. Создание фигуры
животного в технике папье-маше. Работа выполняется от общего к частному.
Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения изделия.
16

3.7. Тема: Цветовое решение изделия. Познакомиться с техникой
выполнения покраски изделия. Покрыть изделие сочетаниями разных
цветов.
Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
4.1. Тема: «Дымковская Игрушка» Познакомиться с традиционной
глиняной игрушкой и особенностями ее выполнения. Освоить приемы лепки
и декора дымковской игрушки. Зарисовать образцы, фрагменты декора
игрушек. Выполнить игрушку в материале. Используется глина, красители.
Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки,
зарисовать некоторые их работы в альбом домашних заданий.
4.2.Тема:
«Чернышенская глиняная кукла». Познакомиться с
традиционной глиняной игрушкой Орловского края. Освоить приемы лепки
и декора чернышенской куклы. Зарисовать образцы фрагментов декора
глиняной куклы. Выполнить куклу в материале. Используется глина,
красители.
Самостоятельная работа: посмотреть информацию о мастерах игрушки,
зарисовать некоторые их работы в альбом с домашними заданиями.
Принести на следующие занятие мелко порванные кусочки газеты.
4.3. Тема: Колокольчик (папье-маше). Познакомиться с техникой
прикладного творчества папье-маше. Выполнить основу формы из
пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После
полного застывания объемную форму расписать, украсить декоративными
элементами. Используется пластилин, клей ПВА, мелко порванная газета,
гуашь.
Самостоятельная работа: закончить нанесение необходимого количества
слоев бумаги на пластилиновую форму, дать ей просохнуть.
4.4. Тема: Матрешка
Познакомиться с историей возникновения матрешки – образа красавицы,
воспетой в русских песнях и сказках. Расписать матрешку в полховско майданской традиции. Познакомиться с последовательностью работы над
заготовкой, сначала лицо и руки, после этого фоновые места на поверхности
формы, после этого разные элементы декора. Используется гуашь, плотная
бумага.
Самостоятельная работа: изучить литературу про русскую матрешку.
17

4.5. Тема: Игрушка-погремушка. Знакомство с традицией изготовления
предметов быта, игрушек, украшений, лаптей, туесков для хранения
продуктов из бересты. На примере простого изделия освоить приемы работы
с берестой. Вырезать заготовку по разметке. Разметить линии сгиба согласно
технологической карте, собрать игрушку. Используются береста, ножницы,
линейка, подкладная доска, горох.
Самостоятельная работа: изучить литературу про изделия из бересты.
2 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж
1.1.Тема:
Натюрморт.
Используя
технику
коллажа
выполнить
выразительное решение сюжета. Выбрать удачное композиционное
размещение предметов на плоскости. Составить эскиз аппликации, вырезать
отдельные его части по заготовленным лекалам из тканей различных по
фактуре и цвету и наклеить их согласно рисунку. Материалы: ткань, кожа,
бумага, фурнитура.
Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и
бумагу.
1.2.Тема: Мир, в котором я живу. На бумагу, согласно задумке наклеить
вырезанный из пестрой ткани силуэт. Импровизируя на тему рисунка,
нанесенного на ткань, выполнить композицию, дорисовывать фон, как
органическую среду для данного мотива. В процессе работы необходимо
соблюдение единого с рисунком ткани стиля (тот же колорит, характер
рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется значение стилевого
единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.
1.3.Тема: Открытка. Продумать сюжет и эскиз на основе знаний о
симметрии и асимметрии, понятий ритмически расположенных форм.
Согласно эскизу продумать порядок формирования изображения способом
послойного наложения вырезанных заготовок на плоскость. Используется в
работе цветная бумага, картон, фетр, фурнитура (пуговицы, пайетки,
бусины).
Самостоятельная работа: выполнить композицию «Дерево» из пуговиц.
1.4.Тема: Зима в городе. Нарисовать эскиз панно, затем выполнить его в
технике коллажа с использованием различных материалов и способов их
обработки. Используя способ бумагокручения, основанный на умении
скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, возможно получение
18

объемных деталей композиции. Использование бумаги, ткани, картона,
дырокола и др.
Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель
2.1. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Беседа об истории возникновения и
развития кистевой росписи «Гжель». Знакомство с элементами (бордюр,
«мазок с тенью», капелька и др.) Изучить элементы росписи, овладеть
основными приемами их выполнения. Написать цветок или птицу в технике
«Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки
работы кистью полученные на уроке.
2.2. Тема: Кистевая роспись. Гжель. Выполнение копии. Копирование
росписи. Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов
росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Гуашь,
керамическая плитка.
Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и
интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
2.3.Тема: Кистевая роспись. Создание композиции. Повторение основных
особенностей гжельской росписи (орнаментальные мотивы и приемы
выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись
керамической плитки. Роспись выполняется на керамической плитке гуашью,
по предварительно выполненному эскизу.
Самостоятельная работа: выполнить свой вариант росписи в технике
«Гжель».
Раздел 3: Картина в технике папье – маше.
3.1. Тема: Повторение истории техники. Анализ исторически сложившихся
традиций и современных интерпретаций техники, её видов.
Самостоятельная работа: посмотреть различные изделия в данной технике
3.2. Тема: Выполнение эскиза к работе.
Для начала необходимо
определиться с сюжетом, после чего выполнить наброски на листе бумаги.
На лист ДВП или фанеры (другой материал не подходит, деформируется)
перенести рисунок простым карандашом.
Самостоятельная работа: Создание нескольких вариантов рисунка.

19

3.3. Тема: Изготовление массы папье-маше. Необходимо рвать туалетную
бумагу мелкими кусками. Налить в глубокую посуду клей ПВА, постепенно
добавляя в него рваную бумагу. Всё тщательно перемешивать вилкой (она
удобнее всего). В результате получается кашица. Она должна быть не
слишком водянистой и не слишком сухой. При надавливании на неё вилкой,
жидкость выделяться не должна, а сама кашица свободно продавливается
между зубцами.
Самостоятельная работа: подготовка массы.
3.4. Тема: Создание рельефа. Вилкой создать рельефную поверхность:
остриём вилки доделать «мох», а прижимая массу лезвиями вилки, получая
«кору». Выпуклые места делаются дополнительным слоем массы, но
слишком толстым слоем не делать.
Самостоятельная работа: выполнить рельеф.
3.6. Тема: Выделение контуров на массе. Для выделения контуров на массе
можно использовать любые подручные средства: линейка, стека для
пластилина и т.д. Сохнет работа, в среднем, сутки. На сквозняке. В сырую
погоду несколько дольше. Если в работе предусмотрен природный материал:
камни, коряги, ракушки, то их следует располагать на сырой массе, чтобы
получился отпечаток. Затем работу сушим, раскрашиваем и потм наклеиваем
детали природного материала.
Самостоятельная работа: Выделение контуров, сушка.
3.6. Тема: Грунтовка. Независимо от вида папье-маше изделие практически
всегда нужно грунтовать. Для грунтовки изделия из папье-маше можно
использовать шпаклевку на водной основе или на основе латекса. Прежде
чем грунтовать изделие, его следует выровнять, аккуратно срезая неровности
напильником, наждачной бумагой или острым ножом. Грунт надо наносить
тонкими слоями с помощью резинового шпателя или плоской кисти,
обязательно давая ему высохнуть, прежде чем наносить очередной слой.
Самостоятельная работа: Загрунтовать изделие, высушить.
3.7. Тема: Цветовое решение. При работе с цветом необходимо
использовать гуашь, акрил, или аэрозольные краски. Краска по консистенции
должна быть, как сметана. Кисть "щетина" не слишком мокрой. Краску
следует вбивать в поверхность, держа кисточку перпендикулярно к
плоскости.
Самостоятельная работа: Сначала наносятся основные цвета, затем
оттенки. Когда работа красками закончена, тщательно просушить.
20

3.8. Тема: Покрытие лаком. Покрытие лаком осуществляется в 2-3 слоя
бесцветного лака. Поверхность становится блестящей, за ней легко
ухаживать.
Самостоятельная работа: завершение и оформление работы.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Игрушка из природного материала (солома, листья кукурузы, рогоз).
4.1. Тема: Закладка на основе косички из 3-х, 5-и соломин, 4-х с двумя
основными. Познакомиться с соломоплетением (рогозом, листьями
кукурузы и т.д.), правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением,
техникой плетения. Выполнить плоские плетенки – закладки с
использованием разного количества соломин. Изделие выплетается из
соломы, фиксируется прочной нитью.
4.2. Тема: «Сердечко». Изготовление игрушек из природных материалов –
традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. История сакрального
значения данных фигурок (птица, конь, солярные знаки). Выполнение
объемных фигурок из плоских плетенок. Освоение способов соединения
плетенок между собой. Работа выполняется из соломки, фиксируется
прочной нитью.
Самостоятельная работа: придумать возможные варианты фигурок из
плетеных соломенных полосочек.
4.3. Тема: «Птица». Символика образа птицы в народном творчестве.
Знакомство с несколькими способами изготовления птиц, от которых зависит
конструкция изделия: птицы могут быть подвесными, стоячими на двух
ногах или на одной ноге-подставке. Работа выполняется из лыка, цветных
нитей, ткани.
Самостоятельная работа: попробовать разные варианты изготовления
птицы из лыка.
4.4. Тема: «Лошадка». Знакомство с символикой образа коня в народном
творчестве. Выполнить фигурку лошадки. При изготовлении фигурки
соблюдать последовательность, которую ученикам необходимо запомнить.
Используется соломка, нитки.

21

Самостоятельная работа: посмотреть литературу по теме - образ коня в
народном творчестве.
3 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное
моделирование и конструирование
1.1. Тема: Способы создания фактуру на бумаге. Познакомиться со
способами создания фактуры на бумаге с помощью пленки и соли.
Результатом работы станут навыки получения цветной бумаги из обычной.
Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в
других заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага,
акварель, пищевая пленка.
Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.
1.2. Тема: Монотипия или мраморирование. Познакомиться со способами
получения «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии
усиливают декоративный эффект. Мраморирование – оттиск с поверхности
воды, монотипия – с любой гладкой плоскости. Используются в работе
бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования.
Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.
1.3. Тема: Конструирование объемной формы «Волнистый шар».
Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на
равные части. Художественное конструирование объемных форм на основе
геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал,
цилиндр). Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара из 12 и 18
частей. Используемые материалы: бумага, циркуль, клей ПВА.
Самостоятельная работа: повторить способы деление окружности на
равные части, отработать навыки аккуратного резанья бумаги ножницами и
ее сгибания.
1.4. Тема: Елка объемная. Система работы с бумагой построена по
принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются
зрительно. Возможен индивидуальный подход: более подготовленным детям
будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно
предложить упрощенный вариант. При этом обучающий и развивающий
смысл задания сохраняется. Используя шаблон и правила симметричного

22

вырезания подготовить детали елки. Согласно схеме соединить части в
общую форму. Используется плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки.
1.5. Тема: Бумажная бижутерия. Такой эксперимент в работе с бумагой
позволит детям увидеть привычные вещи по-новому. Освоить способы
скручивания бумаги в трубочки. Форма бусины зависит от способа нарезки
бумаги (прямоугольник или треугольник), дополнительными вставками в
снизке могут стать гофрированные элементы. Использование цветных
страниц из глянцевых журналов (чем толще бумага, тем больше бусина),
ножницы, линейка, зубочистка, клей.
Самостоятельная работа: закончить работу над заданием дома собрать
снизку из бусин.
Раздел 2: Урало – сибирская роспись
2.1. Тема: Беседа об истории росписи. Знакомство с их художественностилистическими особенностями. Беседа о видах росписи, художественностилистические особенности основных центров росписи по дереву . Краски,
применяемые для росписи. Познакомить с центрами росписи по дереву,
узнать особенности стиля и орнаментальные мотивы. Изучить элементы и
мотивы
выбранной росписи,
овладеть основными
приемами
их
выполнения. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить
композиции из цветов на бумаге. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.
2.2. Тема: Выполнение элементов. Изучить разнообразие элементов
росписи, отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение
копии с подлинника. Использование деревянной заготовки, гуаши.
Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы
над будущей композицией.
2.3. Тема: Эскиз росписи разделочной доски в уральской технике.
Создать композицию с использованием характерных образов выбранной
росписи.
Используя
основные
элементы,
цветовые
сочетания,
композиционные особенности выбранной росписи, создать свой эскиз,
выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
2.4. Тема: Эскиз росписи прялки в уральской технике. Создать
композицию с использованием характерных образов выбранной росписи.
23

Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные
особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на
доске. Деревянная заготовка, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.
Раздел 3: Маска из папье - маше
3.1.Тема: Изучение масок. Провести беседу об истории, видах, вариациях
масок.
Самостоятельная работа: изучить литературу по теме.
3.2. Тема: Выполнение эскиза.
Выбор понравившегося вида маски. Разработка эскиза маски на бумаге.
Гуашь, А 4, кисти.
Самостоятельная работа: придумать и выполнить эскиз будущей маски
3.3. Тема: Изготовление массы папье-маше. Необходимо рвать туалетную
бумагу мелкими кусками. Налить в глубокую посуду клей ПВА, постепенно
добавляя в него рваную бумагу, добавить кипяток. Всё тщательно
перемешивать.
Самостоятельная работа: изготовление массы
3.4. Тема: Лепка маски. Лепка маски выполняется скульптурным
пластилином в натуральную величину. Учитываются пропорции лица, линия
симметрии.
Самостоятельная работа: вылепить пластилиновую форму будущей маски.
3.5. Завершение работы. Сначала на пластилин крепится смоченная бумага.
Бумага покрывается слоем замешанной массы с необходимым рельефом.
После высыхания массы саму форму маски нужно отделить от пластилина.
На готовую форму наносится слой краски.
Самостоятельная работа: облепить пластилин массой, после высыхания
покрыть нужным цветом, согласно эскизу.
Раздел 4: Народный орнамент
4.1.Тема: Знакомство с понятием орнамента. Знакомство с понятием
орнамента, историей возникновения, видами, областями применения,
функцией
Самостоятельная работа: изучение материала по данной теме.

24

4.2. Тема: Орнаменты народов мира. Познакомиться с традицией
выполнения орнаментов в разных регионах планеты.
Самостоятельная работа: записи и зарисовки в альбоме.
4.4. Тема: Русский орнамент. Познакомить с символичностью данного
орнамента, его значением, смыслом, цветовыми сочетаниями. Их применяют
в вышивке на одежде, полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари,
домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был
оставлен без рисунка. Русские узоры – это не только красота предмета, но и
защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения
письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные
символы (ромбы, линии, точки).
Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке,
зарисовав элементы орнамента.

25

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной
деятельности.
3. Знание основных признаков декоративной композиции
(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет,
симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь
эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для
воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации,
коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного
изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных
материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности
цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной
творческой деятельности.

26

4.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий
контроль
знаний
обучающихся
осуществляется
преподавателем практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Программа
предусматривает
промежуточную
аттестацию.
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих
просмотров работ обучающихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет
аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за
полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение
отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических
знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования,
обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям:
практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием
оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов,
оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и
раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой
деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть
небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

27

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы обучающихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при
объяснении материала является формирование умения у учеников применять
полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может
оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью
довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно
выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
обучающийся должен осмыслить, самостоятельно определить связь между
неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения
заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение
самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50%
времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних
заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с
применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны
экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и
28

образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней
работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних
заданий».

29

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная
кукла своими руками. Белый город, 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975
Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.
Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.:
«Изобразительное искусство»,1984
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова
И.И., 2007
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник /
Сост. Теличко А.А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Астпресс, 2006
Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и
художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская
игрушка”

30

Список учебной литературы
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - М. Мозаика-Синтез, 2007
Клиентов А. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2010
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2010
Межуева Ю.А. Сказочная Гжель: Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. М., Мозаика-Синтез, 2003
Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. М.: АСТ, 1998

31

Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель
мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с
инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы
над заданием. Типы пособий:
 натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого
предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты,
применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала
используются детали увеличенного размера. Возможно использование
предметно-технологической карты;
 образец — это конкретный предмет, который при его
рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие
детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и
операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца
изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение
детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и
неосознанными;

устное описание внешнего вида предмета и его конструкции способствует образованию у детей правильного представления о предмете
творчества;
 электронные образовательные ресурсы - мультимедийные
учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые
образовательные ресурсы;
 аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные
кинофильмы, аудио записи;
 материальные - для полноценного усвоения заданий каждого
раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны
всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для
батика), бумагой разных видов, гелевыми ручки, материалами для
изготовления кукол и др.

32

33

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».