предмет фол.ансамбль

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Музыкальный фольклор»
Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01 «Фольклорный ансамбль»

Составитель:
преподаватель
Павлова Светлана Альгирдасовна

г. Нижние Серги
2016 год

2016 год

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его
место и роль в образовательном
процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом
Школы на реализацию учебного
предмета
Форма проведения учебных аудиторных
занятий
Цель и задачи учебного предмета
Обоснование структуры программы
учебного предмета
Особенности освоения программы
Методы обучения
Описание материально-технических
условий реализации учебного предмета

4

5
5

6
7
8
8
9
9

II. Содержание учебного предмета
12
Сведения о затратах учебного времени
Содержание предмета и годовые
требования по классам

13

III. Требования к уровню подготовки
обучающихся

23

IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма,
содержание

24

Критерии оценки

25

V. Методическое обеспечение учебного процесса
27
Методические рекомендации
педагогическим работникам
Рекомендации по организации
28
самостоятельной работы обучающих
VI. Список литературы
29
Список рекомендуемой нотной
литературы
Список рекомендуемой методической
литературы

30

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана
на основе федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение
обучающимися специальных знаний о многообразных исполнительских
формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое
освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового
фольклора России, Урала.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в
непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное
творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература».
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и высшего профессионального образования в области музыкального
искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного
пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в
условиях многообразия образовательных систем, типов и видов
образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного
творчества как одной из важных составляющих национальной
художественной культуры.
Отдавая должное академическому способу обучения на классических
образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой
формирования личности, ее эстетических потребностей является
гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных
ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов
других стран, профессиональных произведений искусства, часто
опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
4

2. Срок реализации учебного предмета
«Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет 8 лет.
Методические принципы учебного предмета «Фольклорный ансамбль»
определяются практическим характером и спецификой групповых занятий с
обучающимися, целесообразно поделить весь состав обучающихся на две
группы:
Младшая: 1-4 класс
Старшая: 5-8(9) класс
Срок
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Фольклорный ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная
нагрузка
Количество часов на
аудиторные занятия

1-8 года
1546

9 год
1777

1184

1349

Количество часов
внеаудиторную
(самостоятельную
работу)

362

428

на

5

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль»
может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 11
человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Примеры возможных форм проведения занятий по предмету
«Фольклорный ансамбль» (с учетом введения в вариативную часть предмета
«Сольное народное пение»):
Таблица 2
Классы,
год обучения)

Младшие
классы(1-4 )
Старшие
классы (5-9)
1-9 классы

Формы проведения занятий

Мелкогрупп
Индивидуа
овые/ групповые льные занятия
Ансамбль
Ансамбль, сводное
Сольное
1
занятие
народное пение
(с 6-9)
Смешанный
ансамбль

Примечания

В зависимости от
количества
обучающихся
возможно
перераспределение
ансамблевых
групп.

Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в
обучении, даёт возможность более точно определить перспективы развития
каждого ребёнка, в том числе и профессиональные перспективы
обучающегося.
Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального
искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося.
Занятия по постановке голоса на уроках «Сольное народное пение» позволят
преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр,
диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоциональнопсихологические особенности.
_____________________
1
Для обучающихся 5-9 классов на занятия по предмету «Фольклорный
ансамбль» предусмотрены 5 часов в неделю, из них 2 часа можно
использовать на групповые занятия, один час – на сводное занятия групп,
которое может быть использовано на постановочную работу, формирование
сценических навыков и т.п.
6

5. Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль»
Цель: Введение детей в народную традицию через собственную
исполнительскую деятельность.
- Формирование интереса к фольклорному искусству, воспитание
национального характера мышления, соборное воспитание посредством
коллективного музицирования;
формирование
вокально-певческих
навыков
отражающих
особенности народного музыкально-хорового исполнительства;
- формирование навыков ансамблевого музицирования, развитие
музыкально-творческих
способностей
обучающегося
на
основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
фольклора;
- расширение кругозора, а также выявление наиболее способных
обучающихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального
образования в профессиональных учебных заведениях среднего
профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению
специфическими чертами народной музыки;
- получение обучающимися необходимых знаний об аутентичных
народных традициях и песенной культуре;
- создание условий для передачи знаний и представлений о
разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном,
инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
- развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства
ритма, музыкальной памяти), обучение вокально-певческим навыкам,
присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации
-освоение обучающимися навыков и умений ансамблевого и сольного
пения формирование творческой инициативы, коммуникативных качеств,
единой социокультурной позиции
- развитие художественных способностей обучающихся до уровня,
необходимого
для
дальнейшего
обучения
в
профессиональных
образовательных учреждениях культуры и искусства.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Фольклорный ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
7

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала погодам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение), с объяснением
представляемого материала;
- наглядный (наблюдение, демонстрация), посещение концертов,
экскурсий;
- практический (упражнения, воспроизводящие и творческие работа по
партиям, над ансамблем, унисоном);
- общехоровые - работа хормейстера и хореографа над сценическим
воплощением фольклорного материала, работа с концертмейстером.
Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в
программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле
традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы
разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно
изучить традиционную культуру любой этнографической местности,
реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей
посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении
традиционного фольклора.
8. Описание материально-технических условий для реализации
учебного предмета
Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным
и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Фольклорный ансамбль»
имеют площадь не менее 9 кв.м, звукоизоляцию, оснащены фортепиано,
учебной мебелью. Для концертных выступлений, в учреждении имеются
концертных зал.
8

Обучающиеся обеспечиваются доступом к библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд учреждения укомплектован печатными основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем
учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений,
специальными хрестоматийными изданиями. В учреждении созданы условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Фольклорный ансамбль», на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 3
Срок обучения – 8 (9) лет
класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
32
33
33
33
33
33
33
33
33
учебных занятий (в
неделях)
Объем часов аудиторной 4
4
4
4
5
5
5
5
5
учебной нагрузки в
неделю
Общее количество часов
1184
165
аудиторной нагрузки за
1349
весь период обучения
Объем часов
1
1
1
1
1
2
2
2
2
внеаудиторной учебной
нагрузки в неделю
Объем часов
32
33
33
33
33
66
66
66
66
внеаудиторных
(самостоятельных)
занятий по годам
обучения
Общее количество часов
362
66
внеаудиторной нагрузки
428
за весь период обучения
Максимальная учебная
5
5
5
5
6
7
7
7
7
нагрузка
в неделю
Объем часов
160 165 165 165 198 231 231 231 231
максимальной нагрузки
по годам обучения
Общее количество часов
1546
231
9

максимальной нагрузки
за весь период обучения
Объем годовой нагрузки 10
в часах для проведения
консультаций
Общее количество часов
консультаций за весь
период обучения

1777
12

12

12

12

94
106

12

12

12

12

12

Учебный материал Программы распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
который отводится для освоения учебного материала.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели в год.
со второго класса по восьмой класс – 33 недели в год.
Режим занятий – 4 раза в неделю: с первого по четвертый класс 4
академических часа в неделю (по 40 минут), с пятого по восьмой класс 5
академических часов в неделю (один урок 40 минут либо уроки длятся 1 час
10 минут).
Объем аудиторных занятий в 1 - 8 классах составляет 1184 часов.
При реализации Программы с дополнительным годом обучения,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели,
режим занятий – 3 раза в неделю по 5 академических часов (один урок 40
минут, либо уроки длятся 1 час 10 минут). Объем аудиторных занятий в 9
классе составляет 165 часов.
Помимо аудиторных занятий в Программе предусмотрен объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по изучению и
постижению
музыкального
искусства.
Время,
отводимое
для
самостоятельной работы обучающихся, может использоваться на:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовку к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовку к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется
преподавателем.
Минимальное время, отведенное на самостоятельную работу по годам
обучения: первый – пятый классы – 1 час в неделю; шестой – восьмой классы
–2 часа в неделю.
10

Объем самостоятельных занятий в 1 – 8 классах составляет 362 часов.
При реализации Программы с дополнительным годом обучения,
минимальное время, отведенное на самостоятельную работу в девятом классе
- 2 часа в неделю. Объем самостоятельных занятий в 9 классе составляет 66
часов.
Объем максимальной учебной нагрузки с 1 по 8 классы составляет 1546
часов, с дополнительным годом обучения - 1777 часов.
Реализация Программы обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 94 часов при реализации программы
со сроком обучения 8 лет и 106 часов с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в
учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорный
ансамбль»:
- вокально-хоровые занятия;
-освоение основ народной хореографии;
-освоение приёмов игры на этнографических инструментах;
-постановка концертных номеров и фольклорных композиций;
-аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей
народных песен и др.
- посещение концертов.
2. Содержание предмета и годовые требования по классам
Процесс изучения предмета «Фольклорный ансамбль» делится на 3
этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет
распределять учебный материал на весь период обучения соответственно
возрастным возможностям обучающихся.
Календарно-тематические планы по годам обучения (классам)
11

Календарно-тематические планы по годам обучения отражают
последовательность изучения разделов и тем программы с указанием
распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются
произведения народной песенной традиции различных жанров:

песни календарных праздников (колядки, подблюдные,
масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);

песни свадебного обряда (величальные, корильные,
плясовые, лирические);

материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки,
прибаутки, сказки);

музыкальные игры;

хороводы;

пляски;

лирические протяжные песни;

эпические песни (былины, исторические песни, духовные
стихи, баллады).
Младшая группа
№ п/п
1.

тема
Кол-во часов
Основы вокально-хоровой работы:
80
 певческая установка, навыки пения стоя и
сидя.
 Постановка дыхания (дыхание перед началом
пения, одновременный вдох и начало пения,
задержка дыхания перед началом пения).
Различный характер дыхания перед началом
пения в зависимости от характера исполняемой
песни. Смена дыхания в процессе пения,
развитие навыков цепного дыхания.
 Выработка естественного и свободного звука,
отсутствие форсирования звука.
 Способы формирования гласных в различных
регистрах.
 Развитие дикционных навыков,
взаимоотношение гласных и согласных в
пении. Развитие подвижности
артикуляционного аппарата за счёт
активизации губ и языка.
 Развитие диапазона и интонационных навыков.
 Развитие ансамблевых навыков, выработка
активного унисона, ритмической устойчивости
12

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.
9.

10.

и динамической ровности в произнесение
текста.
 Освоение народной манеры пения.
 Работа над навыками двух и трехголосного
исполнения
В вокально-хоровой работе может быть
использован следующий музыкальный материал:
фрагменты из простейших народных песен,
имитация зовов животных, специальные упражнения.
Освоение фольклорных жанров:
Малые фольклорные формы устной традиции: игры
и считалки, дразнилки, страшилки, загадки,
скороговорки, музыкальные фольклорные игры
(круговые формы).
Материнский фольклор-прибаутки, пестушки,
потешки в одноголосном изложении в
сопровождении музыкального инструмента
(гармонь) и а cappella
Материнский фольклор-колыбельные
Сказки с элементами музицирования (простейшие
попевки – характеристики героев, инструментальное
сопровождение), хореографии и распределением по
ролям, театрализованной постановкой
Игровые, хороводные плясовые в одноголосном
изложении, двухголосном изложении (терцовая
втора) в сопровождении музыкального инструмента
(гармонь) и a cappella с элементами народной
хореографии, постановкой танца
Частушки, небылицы в одноголосном и двухТрехголосном изложении в сопровождении
музыкального инструмента (гармонь),a cappella,с
элементами движения
Основы игры на ударных (ложки, трещотки)
инструментах
Зимние календарные, песни святочного периода
колядки в одноголосном изложении, с
распределением по ролям, персонажей, таусеньки,
щедровки подблюдные, христославия, святочные
хороводы в одно - двухголосном изложении без
сопровождения). Постановка обряда колядования
Масленичный цикл: песни встречи и проводов
Масленицы, масленичные частушки и игровые
песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное
многоголосие). Масленичный обряд Проводы
Масленицы. Театрализованная постановка

26

26

32
26

40

16

28
35

40

13

11.

12.
13.
14.
15.

Весенние заклички и хороводы в одно- двухголосном
изложении без сопровождения, с элементами
хореографии Весенние календарные песни в
гетерофонном изложении без сопровождения;
приуроченные хороводы
Песни праздников осеннего
календаря(Новолетие,Кузьминки)
Скоморошины в двух-трехголосном изложении
Солдатские строевые песни в двух-трехголосном
изложении с постановкой движения
Освоение импровизационных приёмов на материале
пройденных жанров народной песни
Всего:

40

30
43
22
40
524

Обучающиеся младшей группы в течение каждого учебного года
аттестуются во II,III IV четвертях.
II-интегрированный показ «Колядки»
III-зачет-концерт с показом элементов масленичного обряда
IV-отчетный концерт
Требования к контрольным зачетам, прослушиваниям:
Младшая группа:
- I четверть - знание терминалогии используемой в работе над фольклорным
материалом. Знание допесенных форм детского игрового фольклора
- II четверть – показ игровой интегрированной программы «Колядки»
- III четверть - исполнение изученного песенного материала . Показ
элементов масленичного обряда
- IV четверть - отчетный концерт
Примерный репертуар:
Младшая группа:
Колыбельные песни:
 «А баю-бай, баю-бай»
 «Байки байки»
 «Дон – дон-дон»
 Считалки, игры, загадки:
 «Баба сеяла горох»
 «Воробей»
 «Лень»
Календарные,заклички:
 «Авсень, авсень подавай со всем»
 «Авсень»
 « А мы масленицу дожидали»
14

 «Верба-рясна распрекрасна»
 «Весна-красна»
 «Го-го-го коза»
 «Да ходят и блудят ,колядовнички»
 «Далалынь далалынь по яиченьку»
 «Жаворонки прилетите»
 « И откуда ж комарище»
 «Коляда не перепелка»
 « Масленица полизуха»
 «Пришла маслена неделя»
Дразнилки, небылицы:
 «Ванька –пырка растопырок»
 «Рева –корова»
 «Трах- бах-тарабах»
Прибаутки,потешки,игровые:
 «А тари, тари, тари»
 «Барашеньки»
 «Веники веники»
 « Вот совушка –сова»
 «Два голубя»
Плясовые:
 «Береза береза»
 «Висимская песенная кадриль»
 «Вот задумал комарик жениться»
Хороводные:
 «Во лузях»
 «Вокруг тыну»
 «Вот поехал наш царь государь»
Частушки:
 «Барабушка»
 «Балалаечка гудит»
 «Ваталинка»
Инструментальные наигрыши:
«Ай-чи-чи-ха,чи-чи-ха»
Солдатские песни:
 «Ехали казаки»
 «Казачья фронтовая»
 «Утром на свитанке»
15

Сказки:
 «Бабы разговаривают»
 « Гуси лебеди»
 «Два мужика»
Игры:
 «В пень»
 « В чижика»
 «Вейся,капустка»
 «Венок»
Скороговорки:
 «Береги нос»
 «Борона боронила»
 « На окошке крошку мошку»
Старшая группа
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

тема
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,
интонационные упражнения, постановка дыхания,
освоение народной манеры пения. Работа над
навыками двух- и трёхголосного исполнения.
Диалектные особенности песенного материала.
Освоение локальных стилевых особенностей
манеры пения
Музыкальные игры (повторение пройденных и
разучивание новых образцов). Вечорошные игры
Музыкальные игры в многоголосном хоровом
изложении
Исторические и строевые походные песни,
баллады. в двух- и трёхголосном изложении, без
сопровождения и в сопровождении ударных
инструментов
Шуточные и плясовые, хороводные, игровые песни
в многоголосном изложении без сопровождения и
в сопровожении этнографических инструментов.
Постановка танцев с учетом областных
хореографических особенностей
Песни и обряды святочного периода (колядки,
Христославия, подблюдные, колядования,
ряженые). Постановка святочного обряда
Традиции Рождества и Крещения, приуроченные к
ним песни. Волочебные песни и духовные стихи.
Трёх- и четырёхголосные партитуры, областные
особенности манеры пения

Кол-во часов
100

45

38

45

35

16

6.

7.

8.
9.

10.

11.
12.

13.

14.
15.

16.
17.

Традиционный вертеп. Постановка
Рождественского спектакля, Рождественские
духовные песнопения, Христославия, колядки.
Обучение работе с вертепными куклами
Частушки, шуточные припевки и небылицы без
сопровождения (с аккомпанементом участников
ансамбля) и в одноголосном изложении и
сопровождение музыкального инструмента
(гармонь)
Постовые и Пасхальные духовные стихи a cappella
Изучение песен, частушек и танцев масленичной
недели, традиций гостевания, катаний и уличных
забав на Масленицу. Постановка «Масленичного
обряда»
Свадебные песни (песни девичника, величальные и
корильные, песни свадебного поезда и пира) и
элементы свадебной игры. Постановка
фольклорной композиции «Кукольная свадебка»
Троицкие хороводы, кумицкие песни. Постановка
обряда «Зелёные святки»
Песни летнего земледельческого календаря.
Купальские, жнивные песни Зелёные святки.
Календарный обряд с исполнением Троицких,
семицких и русальных песен, Троицких хороводов
с движением
Протяжные лирические песни. 2-4-голосные
партитуры (гетерофония и гомофонногармонический склад), сольный запев и хоровой
подхват, без сопровождения, областные стилевые
особенности манеры пения
Парные танцы – кадрили, полька, краковяк
вечорошные песни, областные особенности танцев
Знакомство с эпическими жанрами – былины и
старины. Духовные стихи в двух- и трёхголосном
изложении, без сопровождения
Освоение импровизационных приёмов на
материале пройденных жанров народной песни
Игра на ударных народных инструментах.
Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента
Всего:

20

10

15
10

35

25
25

38

40
35

41
25
660

17

Примерный репертуар
Старшая группа:
Календарные песни:
 «Далалынь,даллынь»
 «Куры рябые»
 «Мать ,Мария по полю ходила»
Игровые песни:
 «Ой, не загонуть-то ли нам»
 «Уж ты сизенький петун»
 «Шла утица»
Шуточные:
 «Все мы песни перепели»
 «Невьянская башня на боку»
 «Рано- рано»
Плясовые песни:
« Чижик, чижик ,чижичек»
Хороводные песни:
 «Во горнице, во светлице»
 « Как по ельничку ,по березничку»
 «Рыбинька»
Частушки:
 «Ди-да-да»
 «Нескладухи»
 «Яренские частушки»
Инструментальные наигрыши:
 «Донские страдания»
 «Камаринская»
 « Частушки- коротушки»
Свадебные песни:
 «Береза,береза»
 « Ковано бушевано»
 «Сваха , ты сваха»
 « Улица ли ты моя»
 « Хмель ты мой ,хмелинушка»
Лирические песни:
«Ивушка»
Проголосные песни:
 «Вы поля»
18

 « Как по морю ,морю синему»
 « При долинушке калинушка»
Исторические песни.
9 класс
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.

11.
12.

тема
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона,
интонационные упражнения, постановка
дыхания, освоение народной манеры пения.
Работа над навыками трёх- и четырехголосного
исполнения. Совершенствование исполнения
диалектных и локальных стилевых особенностей
песенного материала
Музыкальные игры в многоголосном хоровом
изложении, игры, входящие в календарные и
семейно-бытовые обряды
Хороводные песни в многоголосном хоровом
изложении, постановка танца с учётом областных
хореографических особенностей.
Плясовые песни в многоголосном хоровом
изложении, постановка танца с учётом областных
хореографических особенностей.
Традиции осеннего календаря и приуроченные
песни. Постановка осенних обрядов «Последнего
снопа», «Похорон мух», «Капустных посиделок»
Протяжные лирические песни в трёх- и
четырёхголосном изложении, с учётом областных
особенностей песенного стиля
Исторические песни «внешней» (военные победы
и подвиги полководцев) и «внутренней»
(бунтарские) политики в трёх- и
четырёхголосном изложении
Строевые походные и рекрутские песни без
сопровождения и в сопровождении ударных
инструментов
Духовные стихи и притчи, традиционные
православные песнопения в народных распевах
Обряды и традиции летнего календаря.
Купальские, Петровские, покосные и жнивные
песни. Постановка Ивана-Купальского обряда
Совершенствование навыков импровизации на
материале пройденных жанров народной песни
Совершенствование игры на ударных
инструментах. Совершенствование навыков

Кол-во часов
20

5

20

25

20

20

10

5

10
20

5
10
19

ансамблевого исполнения и аккомпанемента
Всего:

165

Обучающиеся старшей группы в течение каждого учебного года аттестуются
во II,III IV четвертях.
- I четверть - знание терминологии используемой в работе над
фольклорным
материалом.
Знание
обрядов
фольклора,
показ
театрализованной программы»
-III четверть концертное исполнение изученного песенного репертуара,
- IV четверть отчетный концерт. В конце 7 и 8 класса сдается экзамен.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Младшая группа:
-знание начальных основ вокально-хоровой работы
- владение навыками двух-трехголосного исполнения
-практическое освоение различных форм и жанров фольклора
-освоение приемов импровизации - владение навыками игры на
ударных народных инструментах(ложки, трещетки,)
Старшая группа:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также
особенностей оформления нотации народной песни;
- знание характерных особенностей народного пения, вокальнохоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого
исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального
коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и в составах фольклорных коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов
и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том
числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара а
капелла и с сопровождением
- навыки владения различными манерами пения;
- знание местной традиции
- овладение знаниями о различных жанрах народной песни
20

- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в
концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
- навыки публичных выступлений
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных
особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление
учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с
целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае если
по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит
в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам
или контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: академические концерты,
исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры,
творческие показы, театрализованные выступления.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта
(театрализованного выступления), исполнения концертных программ,
творческого показа.

21

Контрольные требования на разных этапах обучения:
Вид аттестации

Форма
аттестации

Текущая
аттестация

Контрольные
уроки

График
проведения
аттестации
(по полугодиям)
2, 4, 6, 8, 10, 12,
14

Таблица 5
Материал
к аттестации
Песенный
материал
(согласно
календарнотематическим
планам)

Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, контрольные задания,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в
себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный
показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических
инструментах).
Итоговый контроль – в конце 7 и 8 классов обучающиеся сдают
экзамен.
Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны
быть направлены на оценку сформированных навыков сценического
выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- стремление к соблюдению диалектных особенностей;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

22

Таблица 6
оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может быть
названо концертным. Яркое, экспрессивное
выступление, блестящая, отточенная вокальная
техника, безупречные стилевые признаки,
ансамблевая стройность, выразительность и
убедительность артистического облика в целом
4 («хорошо»)
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным
художественно-музыкальным намерением, но
имеется некоторое количество погрешностей, в
том числе вокальных, стилевых и ансамблевых
3 («удовлетворительно») Слабое выступление. Текст исполнен неточно.
Удовлетворительные музыкальные и технические
данные, но очевидны серьёзные недостатки
звуковедения, вялость или закрепощенность
артикуляционного аппарата. Недостаточность
художественного мышления и отсутствие
должного слухового контроля. Ансамблевое
взаимодействие на низком уровне
2
Очень слабое исполнение, без стремления петь
(«неудовлетворительно») выразительно. Текст исполнен, но с большим
количеством разного рода ошибок. Отсутствует
ансамблевое взаимодействие
В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 1-4 классах
система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно
включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу
преподавателя и обучающихся над песней, рекомендации преподавателя
относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок
может иметь различную форму:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
23

- разбор музыкального материала по партиям;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с
вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также
прослушиванием первоисточников.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к обучающимся, исходящих из оценки их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а
также уровня подготовки.
На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях,
входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться
целый ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата обучающегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и
певучести звучания;
- овладение различными певческими стилями;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного
исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность
интонации, ритмическая четкость.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных обучающихся зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные
данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных
народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти
через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр,
непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки
работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.
Самая главная задача для участников процесса - научиться петь не
строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию
исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо
научиться музыкально-поэтической, а также комплексной импровизации, в
рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.

24

Значительное место в освоении программы занимает работа над
изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект
влияет на формирование певческой и тембральной позиции.
Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства,
предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным,
хореографическим и драматическим исполнительством.
Такой подход позволит обучающимся по данной программе
качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми
певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в
творческой деятельности коллектива, стать ценителем народной культуры,
соблюдение
динамики,
фразировки,
диалекта,
особенностей
формообразования).

25

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы
Список рекомендуемой методической литературы
1. Традиционная культура Урала/ альманах 4 вып. «Баско»
Екатеринбур,2004
2. Взаимодействие общеразвивающих, профориентационных и
допрофессиональных элементов в деятельности педагога доп.образования.
Екатеринбург, 1995
3. Ковалевская З.М. Художественная культура Урала. «Деловая книга»,
Екатеринбург,1997
4. Казанцева М. Детский фольклор. Вып.1 Рождественские вечерки.
Екатеринбург,1993
5. Казанцева М., Калужникова Т. Русский музыкальный календарь,
Екатеринбург, 1992
6. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. М.,
«Советский композитор», 1977
7. Летний калейдоскоп, учебно-метод.пособие. 2006
8. Мир детства и традиционная культура, М., 1990
9. Стародубцева С. «Колокольцы, бубенцы», пособие по муз.восп.
Екатеринбург,1992
10. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.
М.«Наука»,1981
11. Формирование репертуара детского народно-хорового коллектива.
М.,1984

26

Список рекомендуемой нотной литературы
1. Бражкин В.Святочная вечерка/серия «В помощь народно-хоровым
коллективам», Екатеринбург, СГОДНТ,1999
2. Жаворонушки, рус.нар.прибаутки. вып.3/ сост. Науменко Г. М.,
«Сов.композитор» 1984
3. Заволокины А. и Г. Это звонкое чудо – частушка. М.,
«Сов.композитор»,1989
4. Калужникова Т. Традиционный материнский и детский песенный
фольклор. Екатеринбург, 2008
5. Копылова М. Песни поются для радости. Йошкар-Ола, 1991
6. Масленица. Хрестоматия/сост. Е.Пестерев. Екатеринбур,2000
7. Народные песни Южного Урала/ сост. Е.Голованова. Троицк,2008
8. Не тесан терем. /сост.С.Браз. Всеросс. Муз. Общество, 2001
9. Ой, вы вздохи мои. /сост. Калужская Т. Екатеринбург,
«Диамант»,1995
10. Павлова С. Гамаюнье моё. / серия «В помощь народно-хоровым
коллективам», Екатеринбург, СГОДНТ,2011
11. Песни уральских казаков/сост. Т.Калужникова. Екатеринбург,
«Сфера»,1998
12. Поют дети /сост. Краснопевцева Е. М., Музыка, 1983
13. Русские народные песни, вып. 5,6,9 / сост. Зацарный Ю. М., Сов.
Композитор, 1983
14. Русские народные песни/сост. Широков А. М., Музыка, 1988
15. Русские песни из репертуара уральского народного хора. /сост.
Христиансен Л. М., гос.муз.изд.1960
16. Флоренский П. Собрание частушек Костромской губернии
Нерехтского уезда. М., 1989
17. Фольклор в школе. Нижний Тагил, 1993
18. Христиансен Л.Л. Уральские народные песни.
21. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования. М.,
«Советский композитор»,1987
22.Черноскутова С. Про Симеона-летопровода… 1998
23. Я по травкам шла. Сборник муз.произ.для детских фольклорных
ансамблей. / серия «В помощь народно-хоровым коллективам»,
Екатеринбург, СГОДНТ,2008

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».