предмет сольное пение

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Музыкальный фольклор»
Предметная область
В.03. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа по учебному предмету
В.03.УП.03 «Сольное пение»

Составитель:
преподаватель
Павлова Светлана Альгирдасовна

г. Нижние Серги
2016 год

СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы
на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Особенности освоения программы
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Содержание предмета и годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающих
VI. Список литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.

Характеристика учебного
образовательном процессе:

предмета,

его

место

и

роль

в

Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный
фольклор», и является составляющей вариативной ее части.
Предмет «Сольное пение» направлен на получение обучающимися специальных
знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и
принципах ее воспроизведения.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и
собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального
искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в
области музыкального искусства. С учетом сохранения единства образовательного
пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях
многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как
одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах
авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее
эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного
возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего
народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто
опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

2. Срок реализации учебного предмета «Сольное пение»
Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года (6-8(9)класс). Для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год и
соответственно составлять 9 лет.

3. Объем учебного времени
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное пение»:
Таблица 1
Срок обучения
6-8 год
9 год
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
165
Количество часов на аудиторные занятия
66
33
Количество часов на внеаудиторную
99
33
(самостоятельную) работу
4

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Сольное пение» проводиться в форме
индивидуальных занятий. В 6-7 классах занятия проводятся 1 раз в неделю по 0,5
академического часа, а 8-9 классах по 1 академическому часу в неделю. Индивидуальная
форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую
индивидуальность каждого учащегося. Занятия по постановке голоса на уроках «Сольное
народное пение» позволят преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные
возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности,
эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Сольное пение»
Цель: Введение детей в народную традицию через собственное
исполнение, формирование вокально-певческих навыков, отражающих
особенности народного сольного исполнительства.
Задачи
• Практическое освоение фольклорного репертуара;
• Формирование навыков сольного музицирования;
• Развитие и совершенствование природных исполнительских данных;
• Личностно - психологическая подготовка к публичному
выступлению, умение владеть собой на сцене;
• Освоение различных образцов народной песни разных стилей и
жанров.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Сольное пение»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала погодам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

5

7. Методы обучения
Теоретические (уроки-беседы с объяснением вокальных и творческих задач);
 практические (работа над произведением);
 совместная работа с концертмейстером;
 концертная практика.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным
и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда. Учебные
аудитории для занятий по предмету «Сольное пение» имеют площадь не
менее 6 кв.м., звукоизоляцию, оснащены фортепиано, учебной мебелью. Для
концертных выступлений обучающихся в учреждении имеются концертный
зал.
Обучающиеся обеспечиваются доступом к библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд учреждения укомплектован печатными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений,
специальными хрестоматийными изданиями. В учреждении созданы условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Сольное пение»
Срок обучения - 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
класс
Продолжительность
учебных занятий (в неделях)
Объем часов аудиторной
учебной нагрузки в неделю
Объем часов аудиторных
занятий по годам обучения
Общее количество часов
аудиторной нагрузки за весь
период обучения
Объем часов внеаудиторной
учебной нагрузки в неделю

1
32

2
33

3
33

4
33

5
33

6
33

7
33

8
33

9
33

-

-

-

-

-

0,5

0,5

1

1

-

-

-

-

-

16,5

16,5

33

33

66

-

-

-

-

-

33

1

1

1

1
6

Объем часов внеаудиторных
(самостоятельных) занятий
по годам обучения
Общее количество часов
внеаудиторной нагрузки за
весь период обучения
Максимальная учебная
нагрузка
в неделю
Объем часов максимальной
нагрузки по годам обучения
Общее количество часов
максимальной нагрузки за
весь период обучения
Объем годовой нагрузки в
часах для проведения
консультаций
Общее количество часов
консультаций за весь период
обучения

-

-

-

-

-

33

33

33

99

33

33

-

-

-

-

-

1,5

1,5

2

2

-

-

-

-

-

49,5

49,5

66

66

165

-

-

-

-

-

-

66

-

-

-

-

-

Учебный материал программы распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
который отводится для освоения учебного материала.
Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет 32 недели в
год, со второго по восьмой класс – 33 недели в год.
Режим занятий – 1 раз в неделю: с шестого по седьмой классы 0,5
академических часа в неделю (по 20 минут), в восьмом классе 1,0
академический час в неделю (40 минут).
Объем аудиторных занятий в 6 - 8 классах составляет 66 часов. При
реализации
Программы
с
дополнительным
годом
обучения,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели,
режим занятий – 1 раз в неделю - 1 академический час в неделю.
Объем аудиторных занятий в 9 классе составляет 33 часа.
Помимо аудиторных занятий в программе предусмотрен объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по изучению и
постижению
музыкального
искусства.
Время,
отводимое
для
самостоятельной работы обучающихся, может использоваться на:
- самостоятельные занятия по подготовке к учебному предмету;
- подготовку к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности учреждения.
7

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется
преподавателем. Минимальное время, отведенное на самостоятельную
работу по годам обучения: с шестого по восьмой классах 1,0 часа в неделю
(по 40 минут).
Объем самостоятельных занятий в 6 – 8 классах составляет 99 часов.
При реализации Программы с дополнительным годом обучения,
минимальное время, отведенное на самостоятельную работу в девятом классе
– 1 час в неделю.
Объем самостоятельных занятий в 9 классе составляет 33 часа.
Объем максимальной учебной нагрузки с 6 по 8 классы составляет 165 часов,
с дополнительным годом обучения – 231 часа.
2. Содержание предмета и годовые требования по классам
Название тем
№
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

Певческая постановка
корпуса
Формирование певческого
дыхания
Работа с грудным
резонатором
Работа с головным
резонатором
Формирование верного
звукоизвлечения микстовой
зоны
Формирование верной
певческой позиции
Формирование певческой
дикции
Сохранение единой позиции
в скачке
Овладение стилистическими
особенностями (диалект)
Итого часов:
Название тем

№
1.
2.
3.

Певческая постановка
корпуса
Формирование певческого
дыхания
Работа с грудным
резонатором

1 год обучения
теория

практика

Всего часов

-

-

-

0,5

1

1,5

0,5

1,5

2

0,5

1

1,5

0,5

2

2,5

0,5

1

1,5

-

1,5

1,5

0,5

2.5

3

0,5

2,5

3

3,5

13

16,5

2 год обучения
теория

практика

Всего часов

-

-

-

0,5

1

1,5

0,5

1,5

2
8

4.
5.

6.
7.
8.
9.

Работа с головным
резонатором
Формирование верного
звукоизвлечения микстовой
зоны
Формирование верной
певческой позиции
Формирование певческой
дикции
Сохранение единой позиции
в скачке
Овладение стилистическими
особенностями (диалект)
Итого часов:
Название тем

№
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

0,5

1

1,5

0,5

2

2,5

0,5

1

1,5

-

1,5

1,5

0,5

2.5

3

0,5

2,5

3

3,5

13

16,5

3 год обучения (8класс)
теория
практика

Певческая постановка
корпуса
Формирование певческого
дыхания
Работа с грудным
резонатором
Работа с головным
резонатором
Формирование верного
звукоизвлечения микстовой
зоны
Формирование верной
певческой позиции
Формирование певческой
дикции
Сохранение единой позиции
в скачке
Овладение стилистическими
особенностями (диалект)
Итого часов:

Всего часов

-

-

-

1

5

6

1

3,5

4,5

1

3,5

4,5

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

2

3

1

2

3

8

25

33

4 год обучения ( 9 класс)
№
1.
2.
3.
4.

Название тем

теория

практика

Всего часов

Певческая постановка
корпуса
Формирование певческого
дыхания
Работа с грудным
резонатором
Работа с головным
резонатором

-

-

-

1

5

6

1

3,5

4,5

1

3,5

4,5
9

5.

6.
7.
8.
9.

Формирование верного
звукоизвлечения микстовой
зоны
Формирование верной
певческой позиции
Формирование певческой
дикции
Сохранение единой позиции
в скачке
Овладение стилистическими
особенностями (диалект)
Итого часов:

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

2

3

1

2

3

8

25

33

1. Певческая постановка корпуса
Обучающийся должен стоять устойчиво, на обеих ногах, выпрямив спину,
развернув плечи и держать голову прямо. При этом стоять в такой позе следует
непринуждённо, свободно, без напряжения. Хорошая осанка и правильная постановка
корпуса оказывают влияние на процесс голосообразования и правильный процесс
дыхания.
2. Формирование певческого дыхания
Овладение нижним диафрагмальным дыханием.
Следует научить каждого обучающегося следующему дыхательному приёму:
короткий бесшумный вдох и спокойный долгий выдох. Дыхание расходуется экономно и
распределяется равномерно от вдоха до выдоха.
3. Работа с головным, грудным и микстовым резонатором
Обучающийся овладевает приёмами ощущения резонаторов, беспрепятственного
их соединения, а также мягкого скольжения голоса вверх и вниз.
Упражнения «дракончик», «вертолётик», «волны» и т. п.
4. Формирование единой певческой позиции, правильной подачи звука
Учащийся должен научиться ровно, произносить и пропевать все гласные звуки
независимо от того, широкие они или узкие. Положение артикуляционного аппарата
должно быть естественным. Учащийся овладевает разговорной манерой звукоизвлечения.
5.Формирование певческой дикции
В начале каждого занятия необходимо произносить скороговорки с дальнейшим их
интонированием на секундовых, терцовых, квартовых попевках. Согласные должны
произноситься чётко и быстро.
Исходя из амплитуды разговорной речи, обучающийся должен добиваться
естественной, предельно экономной пластики артикуляционного аппарата, а также
следить за тем, чтобы артикуляционный аппарат не был зажат и не уставал.
6. Сохранение единой позиции в скачке
Для достижения единой певческой позиции в скачке обучающемуся предлагается
распеть одну гласную на различные интервалы с их заполнением.
Репертуар каждому обучающемуся подбирается с учётом его психофизических
особенностей.
На первом этапе освоения азов народного пения необходимо включать в репертуар
образцы малых жанров детского фольклора, основанные на кварто-квинтовых попевках,
исполняющихся в грудном резонаторе. Благодаря исполнению и знакомству с малыми
10

формами жанра учащийся эмоционально развивается. Ему должен быть понятен смысл
песенок, закличек, обращённых к силам природы, дразнилок, скороговорок, лишь тогда он
сможет правильно донести содержание текста до слушателя.
После этого обучающийся начинает овладевать навыками кантиленного пения на
примере жанра колыбельной песни. Здесь требуется иной эмоциональный настрой, иная
подача звука, пение на пиано.
В дальнейшем следует постепенно переходить к плясовым, игровым, лирическим
песням.
Репертуар обучающихся старших классов составляют песни своего региона, а
также певческие стили и традиции других областей. Помимо подлинных образцов
народной песни можно рекомендовать обработки русских народных песен, авторские
произведения.
Обучающийся должен понимать, что подача звука в авторских произведениях
должна быть более мягкой, прикрытой. Также в авторских песнях есть и другие
сложности: большой диапазон, разнообразная динамика, требующая профессиональных
вокальных данных.

Рекомендуемый репертуар
1,2, год обучения
1. колыбельная «Дон-дон-дон»
2. троицкая «Иди, Дуня на базар»
3. календарная «Куры рябые»
4.закличка «Дождик,дождик пуще»
5.русальская «Русалка –царица»
6.каледарная «Сею, сею, посеваю»
7.закличка «Солнышко,солнышко»
8. дразнилка «Степушка-Степан»
9. прибаутка « Скок,скок,поскок»
10. шуточная «Как повадился коток»
11. плясовая «Ай на горе дуб,дуб"
12. хороводная « У нас по морю»
3,4 год обучения
1.колыбельная «Баю,баю,баеньку»
2.троицкая «Венщик ли мой»
3.закличка «Жаворонки ,прилетите»
4. прибаутка «А чучу,а чучу»
5. дразнилка «Рева- корова»
6. шуточная «Перевоз Дуня деожала»
7. плясовая «Ай,весель,мой»
8. плясовая «Вы подруженьки»
9. луговая «Ой, ты ,хмель ,мой хмель»
11

10. хороводная «Я по улице хожу»
11.страданья «Балалаечка гудит»
12. свадебная «Как у сокола,как у ясного»
13.лирическая « Не пой, не пой ,соловьюшка»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Реализация программы обеспечивает:
• умение владеть собой на сцене;
• овладение народной манерой пения;
• знание стилистических особенностей сольного исполнительства разных
регионов;
• осознанное понимание ценности народной музыкальной культуры. Переход
в разряд носителей народной певческой культуры.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными принципами проведения и организации всех видов
контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных
особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок,
который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление
учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с
целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
12

Формы аттестации - зачёт, экзамен. В случае, если по предмету
«Cольное пение» промежуточная аттестация проходит в форме
академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или
контрольным урокам.
Виды промежуточной аттестации: академические концерты,
исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры,
творческие показы, театрализованные выступления.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта
(театрализованного выступления), исполнения концертных программ,
творческого показа.
Контрольные требования на разных этапах обучения:
Вид аттестации

Форма аттестации

Текущая аттестация

Контрольные уроки

График проведения
аттестации (по
полугодиям)
12,14,16

Таблица 5
Материал к
аттестации
Песенный материал
(согласно
календарнотематическим
планам)

2. Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, контрольные задания,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в
себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный
показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических
инструментах).
Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны
быть направлены на оценку сформированных навыков сценического
выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критерии оценки качества исполнения
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- стремление к соблюдению диалектных особенностей;
13

- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2
(«неудовлетворительно»)

Критерии оценивания выступления
Выступление участников ансамбля может быть названо
концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая,
отточенная вокальная техника, безупречные стилевые
признаки, ансамблевая стройность, выразительность и
убедительность артистического облика в целом
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественномузыкальным намерением, но имеется некоторое количество
погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и
ансамблевых
Слабое выступление. Текст исполнен неточно.
Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но
очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или
закрепощенность артикуляционного аппарата.
Недостаточность художественного мышления и отсутствие
должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие
на низком уровне
Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно.
Текст исполнен, но с большим количеством разного рода
ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно
включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу
педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно
способов самостоятельной работы. Урок может иметь различную форму:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
- разбор музыкального материала по партиям;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.

14

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с
вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также
прослушиванием первоисточников.
Важнейшие
педагогические
принципы
постепенности
и
последовательности в изучении материала требуют от преподавателя
применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их
интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а
также уровня подготовки.
На индивидуальных занятиях, преподавателем должен решаться целый
ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести
звучания;
- овладение различными певческими стилями;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного
исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность
интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки,
диалекта, особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
учащихся
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Особенности работы, предусмотренные данной программой,
заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций.
Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к
первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр, непосредственный
контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и
текстовыми расшифровками песенного материала.
Самая главная задача для участников процесса - научиться петь не
строго заученными партиями, а создавать свою, каждый раз новую версию
исполняемой песни в стилевых рамках заданного материала. Необходимо
научиться музыкально-поэтической, а также импровизации, в рамках
жанровых и стилистических особенностей песенного образца.
Значительное место в освоении программы занимает работа над
изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект
влияет на формирование певческой и тембральной позиции.
15

Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства,
предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным,
хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход
позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить
пройденный
материал,
овладеть
необходимыми
певческими
и
исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой
деятельности коллектива.

16

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И НОТНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
1. Традиционная культура Урала/ альманах 4 вып. «Баско» Екатеринбур,2004
2.
Взаимодействие
общеразвивающих,
профориентационных
и
допрофессиональных элементов в деятельности педагога доп.образования.
Екатеринбург, 1995
3. Ковалевская З.М. Художественная культура Урала. «Деловая книга»,
Екатеринбург,1997
4. Казанцева М. Детский фольклор. Вып.1 Рождественские вечерки.
Екатеринбург,1993
5. Казанцева М., Калужникова Т. Русский музыкальный календарь,
Екатеринбург, 1992
6. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. М., «Советский
композитор», 1977
7. Летний калейдоскоп, учебно-метод.пособие. 2006
8. Мир детства и традиционная культура, М., 1990
9. Стародубцева С. «Колокольцы, бубенцы», пособие по муз.восп.
Екатеринбург,1992
10. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М.«Наука»,1981
11. Формирование репертуара детского народно-хорового коллектива.
М.,1984

17

Список рекомендуемой нотной литературы
1. Бражкин В.Святочная вечерка/серия «В помощь народно-хоровым
коллективам», Екатеринбург, СГОДНТ,1999
2. Жаворонушки, рус.нар.прибаутки. вып.3/ сост. Науменко Г. М.,
«Сов.композитор» 1984
3. Заволокины А. и Г. Это звонкое чудо – частушка. М.,
«Сов.композитор»,1989
4. Калужникова Т. Традиционный материнский и детский песенный
фольклор. Екатеринбург, 2008
5. Копылова М. Песни поются для радости. Йошкар-Ола, 1991
6. Масленица. Хрестоматия/сост. Е.Пестерев. Екатеринбур,2000
7. Народные песни Южного Урала/ сост. Е.Голованова. Троицк,2008
8. Не тесан терем. /сост.С.Браз. Всеросс. Муз. Общество, 2001
9. Ой, вы вздохи мои. /сост. Калужская Т. Екатеринбург, «Диамант»,1995
10. Павлова С. Гамаюнье моё. / серия «В помощь народно-хоровым
коллективам», Екатеринбург, СГОДНТ,2011
11. Песни уральских казаков/сост. Т.Калужникова. Екатеринбург,
«Сфера»,1998
12. Поют дети /сост. Краснопевцева Е. М., Музыка, 1983
13. Русские народные песни, вып. 5,6,9 / сост. Зацарный Ю. М., Сов.
Композитор, 1983
14. Русские народные песни/сост. Широков А. М., Музыка, 1988
15. Русские песни из репертуара уральского народного хора. /сост.
Христиансен Л. М., гос.муз.изд.1960
16. Флоренский П. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского
уезда. М., 1989
17. Фольклор в школе. Нижний Тагил, 1993
18. Христиансен Л.Л. Уральские народные песни.
21. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследования. М.,
«Советский композитор»,1987
22.Черноскутова С. Про Симеона-летопровода… 1998
23. Я по травкам шла. Сборник муз.произ.для детских фольклорных
ансамблей. / серия «В помощь народно-хоровым коллективам»,
Екатеринбург, СГОДНТ,2008

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».