Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Нижнесергинский центр дополнительного образования детей»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Музыкальный фольклор»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03. В.02.УП. 02.
«Музыкальная литература»
(зарубежная, отечественная)
Составитель:
преподаватель
Смольникова Наталья Владимировна
г. Нижние Серги
2016 год
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Детская школа искусств создает оптимальные условия для получения
художественного образования, эстетического воспитания и духовнонравственного развития детей. Музыкальная литература - учебный предмет,
который входит в обязательную часть предметной области «Теория и
история музыки» и направлен на приобретение обучающимися
теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Рабочая программа.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства: «Музыкальный фольклор».
Программа строится на следующих дидактических принципах:
- принцип систематического и последовательного обучения;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип наглядности;
- принцип доступного обучения;
- принцип сознательного усвоения знаний;
- принцип индивидуального подхода.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование
музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой
истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного
искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют
формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере
музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают
любовь к музыке.
Предмет
«Музыкальная
литература»
теснейшим
образом
взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами
предметной области «Музыкальное исполнительство».
Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам
обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов
3
музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого
музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в
музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в
исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 6,5 до 17
лет. Для детей, поступивших в учреждения в первый класс в возрасте с шести
летшести месяцев до девяти лет, срок обучения по данной программе
составляет 4 года.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год и
соответственно составлять 5 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Школы на реализацию учебного предмета «Музыкальная литература»:
Таблица 1
Срок обучения
Максимальная учебная
нагрузка
Количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную работу)
4 года (5-8 классы)
264
5 год (9 класс)
66
132
33
132
33
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой работы с обучающимися по предмету «Музыкальная
литература» является урок продолжительностью 40 минут. Форма
проведения занятий - мелкогрупповая, численность обучающихся в группе
составляет от 4 до 10 человек.
5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена
на целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
ею в процессе обучения теоретических знаний, умений и навыков.
4
Целью
предмета
является
развитие
музыкально-творческих
способностей обучающихся на основе формирования комплекса знаний,
умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и
оценивать различные произведения отечественных и зарубежных
композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального
искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачи:
- формирование интереса и любви к классической музыке и
музыкальной культуре в целом;
- овладение навыками восприятия музыкальных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в
разных странах;
- овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
- приобретение знаний относительно специфики различных
музыкально-театральных и инструментальных жанров;
- приобретение знаний о различных эпохах и стилях в истории и
искусстве;
- выработка умения работать с нотным текстом (клавиром,
партитурой);
- формирование умения использовать полученные теоретические
знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Музыкальная литература»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения (учебнотематический план);
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
5
В соответствии с вышеперечисленными структурными элементами
строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета
«Музыкальная литература» для 9 классов представлены в самостоятельном
разделе.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа;
- наглядные: использование аудио иллюстраций (прослушивание в
записи произведений композиторов, включенных в программу);
репродуктивные: тренировочные упражнения, исполнительский показ
приемов игры, демонстрация видео и аудио материалов, педагогический
концерт, технический зачет, прослушивание, экзамен, академический
концерт и др.;
- поисково-творческие: работа с нотными сборниками и клавирами,
участие
в
конкурсах,
олимпиадах,
образовательных
проектах,
внутришкольных мероприятиях и отчетных концертах;
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным
и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.
В учреждении имеются 2 кабинета для музыкально-теоретических
занятий. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Музыкальная литература». Аудитории имеют звукоизоляцию и
оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью
(досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены
наглядными пособиями.
Обучающиеся обеспечиваются доступом к библиотечным фондам,
фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному
перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд
учреждения укомплектован печатными и/или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам.
В учреждении созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
6
II. СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО НА ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Музыкальная литература»
класс
Продолжительность
учебных занятий (в неделях)
Объем часов аудиторной
учебной нагрузки в неделю
Объем часов аудиторных
занятий по годам обучения
Общее количество часов
аудиторной нагрузки за весь
период обучения
Объем часов внеаудиторной
учебной нагрузки в неделю
Объем часов внеаудиторных
(самостоятельных) занятий
по годам обучения
Общее количество часов
внеаудиторной нагрузки за
весь период обучения
Максимальная учебная
нагрузка в неделю
Объем часов максимальной
нагрузки по годам обучения
Общее количество часов
максимальной нагрузки за
весь период обучения
Объем годовой нагрузки в
часах для проведения
консультаций
Общее количество часов
консультаций за весь период
обучения
Срок обучения - 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
32
33
33
33
33
33
33
33
33
-
-
-
-
1
1
1
1
1
-
-
-
-
33
33
33
33
33
132
33
165
-
-
-
-
1
1
1
1
1
-
-
-
-
33
33
33
33
33
132
33
165
-
-
-
-
2
2
2
2
2
-
-
-
-
66
66
66
66
66
264
132
396
-
-
-
-
2
8
2
2
2
4
4
12
Учебный материал программы распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени,
который отводится для освоения учебного материала.
Продолжительность учебных занятий с пятого класса по восьмой класс
– 33 недели в год.
Режим занятий – 1 раз в неделю: с пятого по восьмой класс 1
академический час в неделю (по 40 минут).
Объем аудиторных занятий в 1 - 8 классах составляет 132 часа. При
реализации
программы
с
дополнительным
годом
обучения,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели,
7
режим занятий – 1 раз в неделю - 1 академический час (один урок 40 минут).
Объем аудиторных занятий в 9 классе составляет 33 часа.
Помимо аудиторных занятий в программе предусмотрен объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по изучению и
постижению
музыкального
искусства.
Время,
отводимое
для
самостоятельной работы обучающихся, может использоваться на:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовку к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовку к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности учреждения и др.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется
преподавателем.
Минимальное время, отведенное на самостоятельную работу по годам
обучения составляет с четвертого по восьмой классы – 1 час в неделю. Объем
самостоятельных занятий в 5 – 8 классах составляет 132 часа. При
реализации программы с дополнительным годом обучения, минимальное
время, отведенное на самостоятельную работу в девятом классе – 1 час в
неделю.
Объем самостоятельных занятий в 9 классе составляет 33 часа.
Объем максимальной учебной нагрузки с 1 по 8 классы составляет 364
часов, с дополнительным годом обучения – 396 часов.
Реализация
программы
обеспечивается
консультациями
для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 8 часов при реализации Программы
со сроком обучения 8 лет и 12 часов с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном
году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать
и
после
окончания
промежуточной
аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
8
2. Содержание предмета и годовые требования по классам
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
Пятый класс (срок обучения 8 лет)
Содержание учебного предмета основано на разнообразном и
обширном музыкальном материале, охватывающем различные тематические
разделы, дающие возможность учащимся осваивать духовный опыт
поколений и шедевры современного музыкального искусства.
жанрами и формами.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
1 четверть
1.
Античность. Искусство
Древней Греции. Мифы –
вечные темы и сюжеты
искусства.
2.
Искусство Средних веков.
Рождение полифонии.
3.
Искусство эпохи
Возрождения
4.
17 век – первая половина 18
века в истории западно европейского искусства
5.
Контрольный урок
2 четверть
6.
Эпоха Барокко, стиль
Рококо.
Вид
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Аудитор Самостоятельная
ная
ные
работа
учебная
занятия
нагрузка
урок
4
2
2
Урок
4
2
2
Урок
4
2
2
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
8
4
4
Урок
2
1
1
урок
Урок
2
2
1
1
1
1
(Германия)
(Италия)
клавесинисты.
Рождение оперы
Жизненный и творческий
путь И.С. Баха
Органные сочинения
Клавирная музыка.
Инвенции
9
Контрольный урок
3 четверть
И.С. Бах. Хорошо
темперированный клавир
Сюиты
Современники И.С. Баха.
Творческий портрет
Г.Ф. Генделя
урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
урок
2
2
1
1
1
1
Формирование
классического стиля в
музыке.
Музыкальный театр.
Инструментальная музыка.
Сонатная форма.
Сонатно – симфонический
цикл.
Жизненный и творческий
путь Й. Гайдна
Жанр клавирной сонаты в
творчестве Й. Гайдна
Контрольный урок
4 четверть
Симфоническое творчество
Й. Гайдна. Симфония № 103
Ми-бемоль мажор
Жизнь и творчество
В.А. Моцарта
Соната Ля-мажор, другие
клавирные сочинения
Симфоническое творчество
В.А. Моцарта Симфония №
40 соль-минор
Контрольный урок
ИТОГО
Урок
8
4
4
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
6
2
4
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
4
2
2
урок
2
66
1
33
1
33
2-ой год обучения
Шестой класс (срок обучения 8 лет)
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
1 четверть
1.
Повторение
Вид
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Аудитор Самостоятельная
ная
ные
работа
учебная
занятия
нагрузка
урок
2
1
1
10
Оперное творчество В.А.
Моцарта. Опера «Свадьба
Фигаро»
3.
Л. Бетховен. Жизненный и
творческий путь
Фортепианная соната
в творчестве Л. Бетховена
4.
Симфоническое творчество
Л. Бетховена. Увертюра
«Эгмонт»
5.
Контрольный урок
2 четверть
6.
Симфоническое творчество
Л. Бетховена. Симфония № 5
до-минор
Классический сонатносимфонический цикл
(повторение)
Эпоха Романтизма
Ф. Шуберт. Жизненный и
творческий путь
Жанр песни в творчестве Ф.
Шуберта
Контрольный урок
3 четверть
Вокальные циклы Ф.
Шуберта
Ф. Шуберт. Фортепианные
сочинения
Симфоническое творчество
Ф. Шуберта «Неоконченная
симфония» № 8 си-минор
Ф. Шопен. Жизненный и
творческий путь
Мазурки и полонезы
Прелюдии, этюды
Вальсы, ноктюрны
Контрольный урок
4 четверть
Композиторы-романтики
(обзор). Творческий портрет
Н. Паганини
Р. Шуман. Творческий
портрет
Ф. Мендельсон. Творческий
портрет
Ф. Лист. Творческий портрет
Г. Берлиоз Творческий
портрет
И. Брамс. Творческий
портрет
2.
Урок
4
2
2
Урок
2
1
1
урок
4
2
2
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
4
2
2
Урок
2
1
1
урок
Урок
4
2
2
1
2
1
урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
4
2
2
Урок
2
1
1
урок
4
2
2
Урок
2
1
1
Урок
Урок
урок
урок
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
урок
2
2
1
1
1
1
урок
2
1
1
11
Контрольный урок
ИТОГО
урок
2
66
1
33
1
33
3-ий год обучения
Седьмой класс (срок обучения 8 лет)
половины ХIХ века
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
1 четверть
1.
Повторение
2.
Знаменитые оперы 19 века
(обзор)
3.
Оперное творчество Ж. Бизе
Опера «Кармен»
Оперное творчество Р.
Вагнера Опера «Лоэнгрин»
5.
Контрольный урок
2 четверть
6.
Оперное творчество Д.
Верди. Опера «Риголетто»
Оперное творчество Д.
Россини Опера «Севильский
цирюльник»
Оперное творчество В.
Беллини Опера «Норма»
Оперное творчество Р.
Леонкавалло. Опера
«Паяцы»
Контрольный урок
3 четверть
Обзор русской музыкальной
культуры с древнейших
времён
Русская церковная музыка,
нотация, жанры и формы
Музыкальная культура XVIII
века, творчество
Д.С.Бортнянского,
М.С.Березовского и др.
Культура начала XIX века.
Романсы. Творчество А. А.
Вид
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Аудитор Самостоятельная
ная
ные
работа
учебная
занятия
нагрузка
урок
Урок
2
4
1
2
1
2
Урок
2
1
1
урок
6
3
3
урок
2
1
1
Урок
4
2
2
Урок
4
2
2
урок
4
2
2
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
2
1
1
12
Алябьева, А. Л.Гурилева,
А.Е. Варламова
М.И. Глинка. Жизненный и
творческий путь.
Оперное творчество М.И.
Глинки. Опера «Иван
Сусанин»
Контрольный урок
4 четверть
Вокальное творчество М.И.
Глинки. Романсы, песни
Симфонические сочинения
М.И. Глинки.
А.С. Даргомыжский.
Жизненный и творческий
путь.
Вокальное творчество А.С.
Даргомыжского
Оперное творчество А.С.
Даргомыжского Опера
«Русалка»
Повторение пройденного
материала
Контрольный урок
Резервный урок
(консультации)
ИТОГО
Урок
2
1
1
Урок
8
4
4
урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
урок
2
1
1
урок
урок
2
1
1
1
66
33
33
4-ый год обучения
Восьмой класс (срок обучения 8 лет)
Русская музыкальной культуры второй половины ХIХ века
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
1 четверть
1.
Повторение
2.
Русская культура 60-х годов
XIX века. Деятельность и
творчество М.А. Балакирева
3.
А.П. Бородин. Творческий
облик композитора
Вокальное творчество А.П.
Бородина
Оперное творчество А.П.
Вид
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Аудитор Самостоятельная
ная
ные
работа
учебная
занятия
нагрузка
урок
Урок
2
2
1
1
1
1
Урок
2
1
1
урок
6
3
3
13
Бородина Опера «Князь
Игорь»
5.
Контрольный урок
2 четверть
6.
Симфонические сочинения
А.П. Бородина.
«Богатырская симфония»
М.П. Мусоргский.
Творческий облик
композитора. Песни
Оперное творчество М.П.
Мусоргского. Опера «Борис
Годунов»
Фортепианный цикл
«Картинки с выставки»
Контрольный урок
3 четверть
Н.А. Римский-Корсаков.
Творческий облик
композитора
Симфонические сочинения
Н.А. Римский-Корсакова.
Сюита «Шехеразада»
Оперное творчество Н.А.
Римский-Корсакова. Опера
«Снегурочка»
Вокальное творчество Н.А.
Римский-Корсакова.
Романсы
П.И.Чайковский. Творческий
облик композитора
Контрольный урок
4 четверть
Симфонические
произведения
П.И.Чайковского. Симфония
№ 1 «Зимние грезы»
Оперное творчество
П.И.Чайковского. Опера
«Евгений Онегин»
Повторение пройденного
материала
Контрольный урок
Резервный урок
(консультации)
ИТОГО
урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
урок
8
4
4
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
4
2
2
урок
8
4
4
Урок
2
1
1
Урок
2
1
1
урок
2
1
1
Урок
4
2
2
Урок
6
3
3
урок
2
1
1
урок
урок
2
1
1
1
66
33
33
14
5-ый год обучения
Девятый класс (срок обучения 8 лет)
ра ХХ века
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
1 четверть
1.
Русская культура конца 19 начала 20 века
2.
С.И. Танеев. Творческий
портрет
3.
А.К. Лядов. Творческий
портрет
А.К. Глазунов.
Творческий портрет
С.В.Рахманинов. Творческий
портрет.
Вокальное творчество
С.В.Рахманинова
С.В.Рахманинов.
Произведения для
фортепиано
5.
Контрольный урок
2 четверть
6.
А.Н.Скрябин. Творческий
портрет.
Фортепианное творчество
А.Н.Скрябина
А.Н.Скрябин.
Симфоническое творчество
И.Ф.Стравинский.
Творческий портрет.
«Русские сезоны» в Париже
Балеты «Жар-птица»,
«Петрушка»
Отечественная музыкальная
культура 20-30-х годов XX
века
Отечественная музыкальная
культура 20-30-х годов XX
века
Вид
занятия
Общий объём времени (в часах)
Максималь Аудитор Самостоятельная
ная
ные
работа
учебная
занятия
нагрузка
урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1.5
1
Урок
2.5
1.5
1
урок
2.5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
УРОК
2.5
1,5
1
15
С.С. Прокофьев. Творческий
облик композитора
Контрольный урок
3 четверть
С.С. Прокофьев. Кантата
«Александр Невский»
С.С. Прокофьев.
Симфоническое творчество.
Симфония № 7 До- мажор
С.С. Прокофьев. Балеты:
«Золушка», «Ромео и
Джульетта»
Д.Д. Шостакович.
Творческий облик
композитора
Д.Д. Шостакович.
Симфоническое творчество.
«Ленинградская симфония»
№7
Д.Д. Шостакович. Квинтет
соль-минор
Д.Д. Шостакович. Вокальносимфоническая поэма
«Казнь Степана Разина»
Контрольный урок
4 четверть
А.И.Хачатурян. Творческий
портрет.
Г.В. Свиридов. Творческий
портрет.
60-годы XX века в русской
музыкальной культуре.
Творчество Р.К.Щедрина
Творчество А.Г.Шнитке,
С.А.Губайдулиной
Творчество Э.В Денисова,
В.А.Гаврилина
Повторение пройденного
материала
Контрольный урок
консультации
ИТОГО
УРОК
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
Урок
5
3
2
Урок
2,5
1,5
1
урок
5
3
2
урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
УРОК
2,5
1,5
1
урок
2,5
1.5
1
Урок
2,5
1,5
1
Урок
2,5
1,5
1
УРОК
2,5
1,5
1
УРОК
2,5
1,5
1
УРОК
2,5
1,5
1
урок
2,5
1,5
1
урок
урок
2,5
1,5
4
49,5
1
82,5
33
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
Первый год обучения музыкальной литературе тесно связан с учебным
предметом «Слушание музыки». Его задачи:
16
- развивать и совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной
отзывчивости на музыку;
- познакомить с музыкальными формами, жанрами, стилями;
- познакомить с Европейской музыкой от Античности до середины XVIII
века;
- сформировать умение рассказывать о характере музыкального
произведения и использованных в нем элементах музыкального языка;
- сформировать у обучающихся навыки работы с учебником и нотным
материалом.
Для тех учеников, которые поступили в детскую музыкальную школу
искусств в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, изучение
музыкальной литературы начинается с 1 класса. Учитывая, что эти
обучащиеся не имеют предварительной подготовки по учебному предмету
«Слушание музыки», преподаватель может уделить большее внимание
начальным темам «Музыкальной литературы», посвященным содержанию
музыкальных произведений, выразительным средствам музыки.
Тема 1. У истоков европейской культуры
Беседа об Античности. Архитектура, скульптура, музыка, театр,
олимпийские игры, музыкальные инструменты, музыкальные термины,
мифология. Мифы: «Аполлон и музы», «Орфей и Эвридика».
Музыкальный материал для слушания и анализа:
К.В. Глюк опера «Орфей»
- Ария Орфея №43
- Сцена Орфея с фуриями
- Мелодия для флейты
К. Монтеверди опера «Орфей»
- дуэт Орфея и Аполлона 5 акт
Тема 2. Искусство Средних веков
Почему века «Средние»? Исторический обзор, феодальный строй,
образование государств, искусство и религия (романский и готический стили
в архитектуре). Искусство церковное и светское. Зарождение и развитие
полифонии.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Григорианские хоралы
Органум Перотина
Вальтер фон дер Фогельвейде Рыцарская песня
Тема 3. Искусство эпохи Возрождения
17
Гуманизм (культ человека). Великие итальянские художники Леонардо да
Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Лютня, орган, ансамблевая музыка.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Д. Палестрина
- Месса папы Марчелло
- Agnus Dei
О. Лассо «Эхо»
К. Жанекен «Пение птиц»
Франческо да Милано Сюита для лютни
Д. Каччини Ave Maria
Тема 4. XVII век – первая половина XVIII века
Кризис гуманизма. «Новое время». Открытия в науке и философии. Барокко,
классицизм, рококо. Органное искусство Германии. Скрипичное искусство
Италии. Французские клавесинисты. Рождение оперы (Италия, Флоренция,
1600).
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Д. Букстехуде Пассакалья
Й. Пахельбель Органная хоральная прелюдия
А. Корелли Concerto grosso №8 «К рождественской ночи сотворённый»
А. Вивальди цикл «Времена года»
Д. Тартини соната «Дьявольские трели» для скрипки и клавира
Ж.Ф. Рамо «Курица», «Тамбурин»
Ж.Б. Люлли Гавот
Ф. Куперен «Жнецы»
Я. Пери опера «Эвридика» (фрагменты)
Ж.Б. Люлли опера «Изида» (пролог)
Г. Пёрселл опера «Дидона и Эней» (3 д. ария Дидоны)
Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
Обзор жизни и творчества. Составление таблицы жизни и творчества. Анализ
произведений из репертуара учащихся. Органная музыка. Клавирная музыка.
Вокально-инструментальная музыка.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Двухголосные инвенции C-dur, F-dur
Трехголосная инвенция f-moll
Французская сюита c-moll
18
Прелюдии и фуги c-moll, g-moll из 1 тома «Хорошо темперированного
клавира»
Хоральная прелюдия f-moll
Токката и фуга d-moll
Месса h-moll «Kyrie eleison», «Gloria», «Crucifixus»
Тема 6. Георг Фридрих Гендель
Обзор жизни и творчества. Влияние итальянской школы на его творчество,
основные жанры. Составление таблицы жизни и творчества. Для
ознакомления рекомендуется прослушивание отрывков из оперного наследия
Г. Ф.Генделя или его концертов.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Оратория «Самсон» (фрагменты)
Тема 7. Формирование классического стиля в музыке. XVIII век в
западно-европейской музыке
Итальянские оперы-сериа и оперы-буффа, французские комические оперы,
немецкий зингшпиль. Инструментальная музыка. Сонатная форма.
Классический сонатно-симфонический цикл. Беседа о классицизме.
Тема 8. Йозеф Гайдн
Обзор жизни и творчества. Симфоническое творчество Й. Гайдна. Состав
гайдновского оркестра. Рождение симфонии. Клавирное творчество.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Детская» симфония C-dur
«Прощальная симфония» (финал)
Симфония №103 Es-dur «С тремоло литавр»
Сонаты для клавира e-moll, D-dur
Тема 9. Вольфганг Амадей Моцарт
Обзор жизни и творчества. Симфоническое
творчество.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Реквием» (Lacrimosa)
«Репетиция к концерту»
Симфония №40 g-moll
Соната №11 A-dur.
творчество.
Клавирное
второй год обучения
Тема 1. Вольфганг Амадей Моцарт
Оперное творчество.
19
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Дон Жуан» (фрагменты)
Опера «Волшебная флейта» (фрагменты)
Опера «Свадьба Фигаро»
- Увертюра,
- Каватина и ария Фигаро из I д.,
- Две арии Керубино,
- Ария Сюзанны из IV д.,
- Ария Барбарины из IV д.,
- Дуэт Сюзанны и Марцелины
Тема 2. Людвиг ван Бетховен
Обзор жизни и творчества. Симфоническое творчество. Фортепианное
творчество.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Песня «Сурок»
Пьеса для фортепиано «Элизе»
Симфонии №3, №6, №9 (фрагменты)
Увертюра «Эгмонт»
Симфония №5 c-moll
Сонаты №14, №23 (фрагменты)
Соната №8 c-moll
Тема 3. Беседа о романтизме
Происхождение термина. XIX век – век европейского романтизма. Черты
стиля. Представители романтизма в живописи, литературе, музыке.
Национальные музыкальные культуры. Особенности романтических жанров.
Роль программности.
Музыкальный материал для ознакомления: фрагменты музыкальных
произведений, которые не будут изучаться в течение второго года обучения
Й. Брамс Симфония №3 III ч. (фрагмент)
А. Дворжак Симфония №9 I, II ч. (фрагменты)
Я. Сибелиус Поэма «Финляндия» (фрагмент)
Э. Григ «Пер Гюнт» (фрагменты)
Тема 4. Франц Петер Шуберт
Обзор жизни и творчества.. Классическое и романтическое начало в музыке
Шуберта. Песни – главный жанр в музыке Шуберта. Танцевальные
миниатюры в фортепианной музыке.
20
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Вокальные произведения:
- «Лесной царь»
- «Гретхен за прялкой»
- «Ave Maria»
- «Серенада»
- «Форель»
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (фрагменты)
Вокальный цикл «Зимний путь» (фрагменты)
Симфония №8 h-moll «Неоконченная»
Фортепианные миниатюры:
- Вальс h-moll
- Музыкальный момент f-moll
- Экспромт Es-dur
Тема 5. Фридерик Шопен
Обзор жизни и творчества. Романтизм в творчестве Шопена. Ф. Шопен –
поэт фортепиано.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Мазурки C-dur, a-mol, B-dur
Полонез A-dur, Вальс cis-moll
Этюды c-moll, E-dur
Ноктюрн f-moll
Баллада №1 g-moll
Соната №2 b-moll
Тема 6. Представители музыкального романтизма. Никколо Паганини
Сведения о жизни и творчестве. Величайший скрипач всех времён. Легенды
и факты.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Вечное движение»
Концерт №2 для скрипки с оркестром III ч. (Кампанелла)
Каприс № 24 a-moll
Тема 7. Роберт Шуман
Обзор жизни и творчества. Шуман – мастер музыкального портрета.
литературное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Карнавал» (фрагменты)
«Порыв»
21
«Детские сцены» («Грёзы»)
«Альбом для юношества» (пьесы из репертуара обучающихся)
Тема 8. Феликс Мендельсон
Сведения о жизни и творчестве.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Песни без слов»
Увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Концерт для скрипки с оркестром (фрагменты)
Тема 9. Ференц Лист.
Обзор жизни и творчества. Ф. Лист – величайший пианист своей эпохи.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Этюды «Шум леса», «Хоровод гномов», «Мазепа»
Канцона «Грёзы любви»
Венгерская рапсодия №2
Концерт для фортепиано с оркестром №1 (фрагменты)
Фортепианные транскрипции Шуберт «В путь!» (и другие)
Тема 10. Гектор Берлиоз
Сведения о жизни и творчестве.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Фантастическая симфония» С-dur
Тема 11. Йоханнес Брамс
Сведения о жизни и творчестве.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Венгерские танцы
Третья симфония
Третий год обучения
Тема 1. Знаменитые оперы XIX века
Обзор оперного наследия XIX века. Сведения о Дж. Россини, В.
Беллини, Р. Леонкавалло, Дж. Верди, Р. Вагнере, Ж. Бизе. Изучение
фрагментов их опер (видеоматериалы).
Тема 2. Оперное творчество Ж. Бизе
Сведения о жизни и творчестве. Оперное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
22
Опера «Кармен» (фрагменты)
Тема 3. Оперное творчество Р. Вагнера
Сведения о жизни и творчестве. Оперное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Лоэнгрин» (фрагменты)
Опера «Тристан и Изольда» (фрагменты)
Опера «Валькирия» (фрагменты)
Тема 4. Оперное творчество Д. Верди
Сведения о жизни и творчестве. Оперное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Травиата» (фрагменты)
Опера «Риголетто» (фрагменты)
Опера «Аида» (фрагменты)
Тема 5. Оперное творчество Дж. Россини
Сведения о жизни и творчестве. Оперное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Севильский цирюльник» (фрагменты)
Тема 6. Оперное творчество В. Беллини
Сведения о жизни и творчестве. Оперное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Норма» (фрагменты)
Тема 7. Оперное творчество Р. Леонкавалло
Сведения о жизни и творчестве. Оперное наследие.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Паяцы» (фрагменты)
Тема 8. Русская музыка с древних времён
Русь языческая. Мифы древних славян. Культ природы.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
И. Стравинский балет «Весна священная» (фрагменты)
Обряды.
Тема 9. Русская музыкальная культура в средние века. Духовная
музыка.
23
Русь средневековая. Киевская Русь. Знаменное
Знаменное пение.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Знаменный распев «Господи воззвах…»
Колокольные звоны
Знаменный распев «Царю небесный»
(крюковое)
письмо.
Тема 10. Русская музыкальная культура XVIII века
Эпоха московской Руси. XVIII век – великий рубеж в истории России.
Партесное пение. Духовные концерты. Канты. XVIII век – развитие светского
искусства. Развитие камерной инструментальной музыки. Творчество И.Е.
Хандошкина, Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, Е.И. Фомина.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Дилецкий Партесный концерт «Тело Христово»
Канты: «Радуйся, радость твою воспеваю», «Радуйся, росско земле»
И. Хандошкин Соната для скрипки соло I ч.
Д. Бортнянский Духовный концерт № VI «Слава во вышних богу»
Е. Фомин Увертюра к мелодраме «Орфей»
Тема 11. Русская музыка первой половины XIX века
Общая характеристика эпохи. Музыкальная жизнь России. Песня и романс.
Творчество А. Алябьева, А. Гурилёва. А. Варламова.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
А. Алябьев «Нищая», «Соловей»
А. Гурилёв «Колокольчик»
А. Варламов «Белеет парус одинокий», «На заре ты её не буди»
Тема 12. М.И. Глинка
Глинка – основоположник русской национальной музыки. Обзор жизни и
творчества. Опера «Жизнь за царя». Опера «Руслан и Людмила».
симфоническая музыка Глинки. Песни и романсы Глинки.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Жизнь за царя»
- Увертюра
- 1-е действие: Интродукция, Каватина и рондо Антониды, трио «Не томи,
родимый»
24
- 2-е действие: Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка
- 3-е действие: Песня Вани Квартет, Сцена с поляками, свадебный хор,
Песня-романс Антониды
- 4-е действие: Сцена в лесу, речитатив и ария Сусанина,
- Эпилог: хор «Славься!»
«Камаринская» (фрагменты)
«Арагонская хота» (фрагменты)
Романсы и песни ( на выбор преподавателя)
Тема 13. А.С. Даргомыжский
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
- «Шестнадцать лет»
- «Старый капрал»
- «Титулярный советник»
- «Мне грустно»
Четвертый год обучения
Тема 1. Русское искусство в 60 – 70-е годы XIX века. Общая
характеристика эпохи. Писатели, художники, театральные деятели, РМО,
БМШ, беседы о деятельности «Могучей кучки»
Музыкальный и художественный материал:
Портреты писателей, художников, композиторов. Знаменитые картины
(репродукции) художников-передвижников. Музыкальные фрагменты
произведений композиторов «Могучей кучки», не входящие в программу
курса..
Тема 2. А.П. Бородин
Обзор жизни и творчества. 2 симфония h-moll «Богатырская», опера «Князь
Игорь».
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Князь Игорь»
- Пролог: хор «Солнцу красному слава», Сцена солнечного затмения, сцена
Скулы и Ярошки
25
- 1 действие: 1 картина. Песня Галицкого; 2 картина. Ариозо Ярославны, хор
девушек «Мы к тебе, княгиня», хор бояр «Мужайся, княгиня»
- 2 действие: Каватина Кончаковны, Ария князя Игоря, Ария Кончака,
Половецкие пляски.
- 3 действие: Плач Ярославны, Хор поселян
Тема 3. М.П. Мусоргский
Обзор жизни и творчества. Песни. Опера «Борис Годунов».
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Песни
- «Забытый»
- «Светик Савишна»
- «Семинарист»,
цикл «Детская»
Опера «Борис Годунов»
- Пролог: Оркестровое вступление, хор «На кого ты нас покидаешь»;
Оркестровое вступление ко 2 картине, хор «Слава», монолог Бориса
«Скорбит душа»
- 1 действие: 1 картина: Монолог Пимена «Ещё одно последнее сказанье…»;
2 картина: Песня Варлаама «Как во городе было…», Сцена чтения грамоты
- 2 действие: Монолог Бориса «Достиг я высшей власти», Сцена с
курантами
- 3 действие: Сцена у фонтана
- 4 действие: 1 картина: Сцена Юродивого с мальчишками, песня «Месяц
едет», хор «Кормилец батюшка», сцена Юродивого и Бориса; 3 картина:
хор «Расходилась, разгулялась…», песня Юродивого «Лейтесь, лейтесь…»
Тема 4. Н.А. Римский-Корсаков
Обзор жизни и творчества. Опера «Снегурочка», симфоническая сюита
«Шехеразада».
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Опера «Снегурочка»:
- Пролог: оркестровое вступление, песни и пляски птиц, ария Снегурочки,
ариетта Снегурочки, хор «Прощай, масленица»;
- 1 действие: Первая песня Леля, вторая песня Леля, ариетта Снегурочки
«Как больно здесь»;
- 2 действие: Шествие Берендея, каватина Берендея;
26
- 3 действие: Хор «Ай, во поле липенька», третья песня Леля, ариозо
Мизгиря;
- 4 действие: Сцена таяния Снегурочки, заключительный хор «Песнь ЯрилеСолнцу».
Симфоническая сюита «Шехерезада» I, II, III, IV части.
Тема 5. П.И. Чайковский.
Обзор жизни и творчества. Симфоническое творчество. Опера «Евгений
Онегин».
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Фортепианный цикл «Времена года» (фрагменты)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Симфония №4 Финал
Симфония №1h-moll «Зимние грёзы» I, II, III, IV части
Опера «Евгений Онегин»
- Вступление.
- 1 картина: Дуэт Ольги и Татьяны, квартет, хоры «Болят мои скоры
ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку», ария Ольги «Я не способна к
грусти томной», ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга»;
- 2 картина: Сцена письма;
- 3 картина: Хор «Девицы, красавицы», ария Онегина «Когда бы жизнь
домашним кругом»;
- 4 картина: Вальс, куплеты Трике, мазурка и сцена ссоры, ариозо Ленского
«В вашем доме», финал картины;
- 5 картина: Оркестровое вступление и ария Ленского, дуэт «Враги», сцена
дуэли;
- 6 картина: Полонез, Вальс, Ария Гремина «Любви все возрасты покорны»,
ариозо Онегина «Увы, сомненья нет»;
- 7 картина: целиком.
Пятый год обучения
Тема 1. Русская музыка в 80 – 90-е годы XIX века
Краткий обзор данного исторического периода. Значимые фигуры в
художественной жизни России.
Тема 2. С.И. Танеев
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
27
С. Танеев Симфония c-moll (фрагменты)
Тема 3. А.К. Лядов
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Музыкальная табакерка»
«Волшебное озеро»
Тема 4. А.К. Глазунов
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Симфония №5 e-moll (фрагменты)
Концерт для скрипки с оркестром (фрагменты)
Тема 5. С.В. Рахманинов
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Прелюдии
- ор. 3 №2
- ор. 23 №5
- ор. 32 №12
Этюды-картины
- ор. 33 №4
- ор. 39 №6
Концерт №2 для фортепиано с оркестром,
Романсы
- «Не пой, красавица, при мне» (сл. Пушкина)
- «Вокализ»
- «Сирень» (сл. Бекетовой)
- «Весенние воды» (сл. Тютчева)
Тема 6. А.Н. Скрябин
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Этюд ор. 8 №12
Поэмы ор. 32 №1, №2
Прелюдия ор. 11 №14
28
«Прометей» (Поэма огня)
Тема 7. И.Ф. Стравинский
Обзор жизни и творчества. Деятельность С.Дягилева. «Русские сезоны» в
Париже.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Балет «Жар-Птица» (фрагменты)
Балет «Весна священная» (фрагменты)
Балет «Петрушка» (фрагменты)
Тема 8. Отечественная музыка в 20-30 гг. ХХ века.
Противоречия в культуре этой эпохи. Воспитательная и образовательная
миссия музыки. Массовость культуры. Исполнительская и просветительская
деятельность.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
массовые песни 30-40 годов,
фрагменты музыки Д.Д. Кабалевского
фрагменты музыки Н.Я. Мясковского
Тема 9. С.С. Прокофьев.
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Токката
«Детская музыка»
«Мимолётности»
«Наваждения»
Симфония №1 (фрагменты)
Симфония №7
Кантата «Александр Невский» (фрагменты)
Балеты «Золушка», (фрагменты)
«Ромео и Джульетта» (фрагменты)
Тема 10. Д.Д. Шостакович.
Обзор жизни и творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
29
Симфония №5 (фрагменты)
Симфония №7,
24 прелюдии и фуги
Квинтет соль минор
«Казнь Степана Разина»
Тема 11. А.И. Хачатурян
Обзор жизни и творчества. Разнообразное наследие автора. Национальный
колорит творчества.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Музыка в драме Лермонтова «Маскарад»
Концерт для скрипки с оркестром
Балет «Гаянэ» (фрагменты)
Балет «Спартак» (фрагменты)
Тема 12. Г.В. Свиридов
Обзор жизни и творчества. Продолжатель традиции русской хоровой школы.
Особое значение вокальной и хоровой музыки в творчестве, любовь к
русской поэзии, «пушкинская» тема в музыке Г.В. Свиридова.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
«Поэма памяти Сергея Есенина» (№№1, 2, 10)
«Романс» и «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина
«Метель»
«Пушкинский венок» (фрагменты)
цикл на стихи Р. Бернса (фрагменты)
музыка к к/ф «Время, вперёд»
Тема 13. Р.К. Щедрин
Обзор жизни и творчества. Отечественная музыка второй половины XXвека.
Связи процессов музыкального творчества с событиями общественнополитической жизни страны. Общее представление о композиторских
техниках конца XX века.
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Концерт для ф-но
«Озорные частушки»
Тема 14. А.Г.Шнитке, С.А.Губайдулина
Обзор жизни и творчества композиторов
30
Музыкальный материал для слушания и анализа:
А.Шнитке
- Концерт для смешанного хора на стихи Григора Нарекаци
- Concerto grosso №1
С.Губайдулина
- «Vivente – non Vivente»
- «Detto-I»
Тема 15. Э.В. Денисов В.А. Гаврилин
Обзор жизни и творчества композиторов
Музыкальный материал для слушания и анализа:
Э.В.Денисов
- «Знаки на белом»
- «Диана в осеннем ветре»
В.А.Гаврилин
- Балет «Анюта» (фрагменты)
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература»
обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание
личности обучающегося, гармоничное развитие музыкальных и
интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у обучающегося
формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и
слуховых навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний,
умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной
памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного
вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной
музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
31
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать
его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи
с другими видами искусств.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
• текущий контроль успеваемости обучающихся
• промежуточная аттестация
• итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить
успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на
данном этапе.
Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на
уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль
учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при
выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе
текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Формы текущего контроля:
- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на
конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных
примеров, активность при изучении нового материала, качественное
усвоение пройденного),
- письменное задание, тест.
32
Контрольный урок - особая форма текущего контроля, проводится
преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные
уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и
контрольного урока выводятся четвертные оценки.
На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и
письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на
слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы
того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в
том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой
формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного
анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.
Пример письменного опроса на контрольном уроке по теме
"Евгений Онегин” в 8 классе
1 вариант
1. Как определил П.И. Чайковский жанр оперы "Евгений Онегин” и почему?
2. Какие музыкальные темы, связанные с образом Ленского, повторяются в
опере и где?
3. В какой картине находится «Сцена письма Татьяны»? Какие музыкальные
темы из этой сцены еще звучат в опере, где?
4. В какой картине показан бал в Петербурге, и какие танцы там
использованы?
5. Перечислите хоровые эпизоды в опере (картина, состав хора).
6. С какой темы начинается опера? Дайте ей характеристику. Где еще звучит
эта тема?
2 вариант
1. Где впервые была поставлена опера и почему?
2. Какие музыкальные темы, связанные с образом Татьяны, повторяются в
опере, где?
3. В какой картине находится Ария Ленского? Как она построена, дайте
характеристику основной темы арии. Где в последний раз звучит эта тема, в
чем ее смысл?
4. В какой картине показан бал в деревне, и какие танцы там использованы?
5. Перечислите ансамбли в опере (картина, состав и особенности ансамбля).
6. Что такое ариозо? Ариозо каких персонажей есть в опере? Где находятся
эти ариозо? Темы каких ариозо повторяются в опере и где?
Промежуточный контроль - осуществляется в конце каждого
учебного года по 8 (9). Проводиться в форме контрольного урока, зачета.
33
Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного
задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для
промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного
материала.
Пример письменного опроса на контрольном уроке (зачете), 2 год обучения
1 вариант
1. В каких странах жили и творили композиторы: Г.Ф.Гендель, Г.Перселл,
К.В. Глюк, А.Сальери, К.М.Вебер, В.Беллини, Д.Верди, Ф.Мендельсон.
2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества
которых приходится на XVIII век.
3. Расположите эти события в хронологическом порядке:
- Великая французская буржуазная революция,
- первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,
- год рождения В.А.Моцарта,
- год смерти И.С.Баха,
- переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,
- год рождения И.С.Баха,
- год смерти В.А.Моцарта,
- год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,
- год окончания службы И. Гайдна у Эстерхази,
- год смерти Ф.Шуберта.
4. Чем отличается квартет от концерта?
5. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких композиторов
они встречались?
6. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?
7. Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия:
«Страсти по Матфею», «Кофейная кантата», «Времена года»,
«Неоконченная», «Пасторальная», «Лесной царь», «Зимний путь».
8. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла? Какую
музыкальную форму чаще всего использовали композиторы?
9. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему?
Какие жанры являются главными в их творчестве?
10. Объясните термины: рондо, имитация, разработка
2 вариант
1. Из каких стран композиторы: К.Монтеверди, Ф.Куперен, А.Вивальди,
Д.Б.Перголези, Ф.Лист, Г.Доницетти, Р.Вагнер, Р.Шуман.
34
2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества
которых приходится на XIX век.
3. Расположите эти события в хронологическом порядке:
- Великая французская буржуазная революция,
- первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,
- год рождения В.А.Моцарта,
- год смерти И.С.Баха,
- переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,
- год рождения И.С.Баха, год смерти В.А.Моцарта,
- год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,
- год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,
- год смерти Ф.Шуберта.
4. Чем отличается симфония от сонаты?
5. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких
композиторов они встречались?
6. Какие темы изменяются в репризе сонатной формы, а какие - нет? В чем
состоят эти изменения?
7. Укажите жанр, этих произведений, их авторов и объясните их названия:
«Страсти по Иоанну», «Хорошо темперированный клавир», «Времена года»,
«Прощальная», «Патетическая», «Форель», «Прекрасная мельничиха».
8. Какие жанры и какую музыкальную форму использовали композиторы в
третьей части симфонии?
9. Кого из композиторов мы называем романтиками? Какие новые жанры
появляются в их творчестве?
10. Объясните термины: хорал, двойные вариации, рефрен.
Учебными планами в качестве промежуточной аттестации
предусмотрен экзамен по учебному предмету «Музыкальная литература» в
конце 14 полугодия (конце 7 класса) по 8-летнему сроку обучения, и в конце
8 полугодия (конце 4 класса) по 5-летнему сроку обучения. Его можно
проводить как устный экзамен, предполагающий подготовку билетов, или
как развернутую письменную работу.
Итоговый контроль
Обучающиеся сдают в 6 классе – Экзамен. Федеральными государственными
требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который
может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам)
и в письменном виде (итоговая письменная работа).
35
Предлагаемые первый и второй варианты итоговой работы могут быть
использованы для письменного экзамена в предвыпускном и в выпускном
классах. Третий вариант - для выпускного класса. Учитывая пройденный
материал, преподаватель может добавить или исключить некоторые вопросы
по своему усмотрению.
Итоговая работа
1 вариант
1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантомисполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот
музыкант).
3. Какие важные исторические события произошли в России за время жизни
Глинки?
4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов
и как работал с народными песнями?
5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны,
чьи имена носят?
7. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы
(напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого
характера?
8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы
Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).
9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое
количество?
10. Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.
11. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет
женский голос (автор, название оперы, персонаж).
12. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).
13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?
14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?
15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.
16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные
исторические события (автор, жанр, название)?
17. Назовите самые известные концертные залы Москвы.
36
18. Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную
программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр,
тональность произведения.
2 вариант
1. Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX века. Кто из них был
выдающимся исполнителем?
2. Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке
(желательно указать названия книг)?
3. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор,
жанр, название).
4. Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет?
Кто из композиторов писал произведения для таких составов?
5. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»?
Укажите автора, название произведения и состав исполнителей.
6. Какие вы знаете произведения, имеющие несколько редакций?
7. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
8. Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин»,
«Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис
Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».
9. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил
сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие
сражение в живописи, в музыке?
10. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и
творчество Бетховена?
11. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?
12. Перечислите оперы: - с историческими сюжетами, - со сказочными
сюжетами (автор, название).
13. Кто из известных русских композиторов получил образование в
консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?
14. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?
15. Что такое партитура и в каком порядке она записывается?
16. Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)
17. Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.
18. Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что
вы знаете об авторах (страна, время)?
3 вариант
37
1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому
принадлежит это название?
2. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки
указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько
примеров (автор, жанр, название).
3. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?
4. Какие важные исторические события произошли за время жизни
С.С.Прокофьева?
5. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония,
концертная увертюра, опера, концерт.
6. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их
деятельности для русской музыки?
7. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение
принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.
8. Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор
(назовите автора, жанр, какой текст использован).
9. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?
10. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?
11. Назовите произведения, написанные на сюжеты Н.В .Гоголя (автор,
название, жанр).
12. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались
незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?
13. Завершите: «Имя П.И. Чайковского присвоено...»
14. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие
инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?
15. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?
16. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт?
17. Назовите музыкальные театры Москвы.
18. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную
программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении,
какие в них тональности?
Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является
коллоквиум.
Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в
первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также
«Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной
теме.
38
Полный список вопросов обучающимся до коллоквиума не известен.
Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой
форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого
письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов,
названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки
уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у
обучающихся.
2. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена
(зачета) и итоговой аттестации
5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского
языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное
определение на слух тематического материала пройденных сочинений.
Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте,
других видах искусств).
4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 23 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала
39
также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую
ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте
может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление,
но в итоге дается необходимый ответ.
3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ,
содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении
на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5
незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что
говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке
обучающегося.
2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного
ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70%
ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые
направления, другие виды искусства.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
отметить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
Контрольные требования на разных этапах обучения
В соответствии с содержанием и требованиями программы
«Музыкальная литература» обучающиеся в процессе обучения приобретают
следующие знания, умения и навыки:
- грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или
историческом событии;
- знать специальную терминологию;
- ориентироваться в фактах биографии композиторов;
- представлять исторический контекст событий, изложенных в
биографиях композиторов;
- определить на слух тематический материал пройденных
произведений;
- играть на фортепиано тематический материал пройденных
произведений;
40
- знать основные стилевые направления в культуре и определять их
характерные черты;
- знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в
сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).
Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов
получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и
прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано
постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в
активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию
информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.
На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и
закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.
Современные технологии позволяют не только прослушивать
музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей.
Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков
балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями
преподавателя.
На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть
произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом.
Однако в старших классах целесообразно в пределах самостоятельной
работы предлагать обучающимся ознакомиться с сочинением в целом,
используя возможности Интернета.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую
структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы,
изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.
Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать
внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между
темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе,
рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса.
Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже
используется форма индивидуального опроса.
41
Изложение нового материала и прослушивание музыкальных
произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться
всеми возможными методами обучения для достижения максимально
эффективных результатов обучения.
Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов
преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное
значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и
закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому
методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к
новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя
умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта
управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя
обойтись без такого универсального метода обучения, как объяснение.
Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных
жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в объяснении
названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова,
различные словосочетания, фразеологические обороты.
Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является
такой словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя
владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством.
В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты,
риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан
эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в
определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография
композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения
некоторых произведений.
Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных
предметов изобразительной и графической наглядности, на музыкальной
литературе используется такой специфический метод, как наблюдение за
звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов,
видеозаписей уместно на биографических уроках, при изучении театральных
произведений, при знакомстве с различными музыкальными инструментами
и оркестровыми составами, и даже для лучшего понимания некоторых
жанров - концерт, квартет, фортепианное трио. Использование различных
схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора,
осознать последовательность событий в сюжете оперы, представить
структуру сонатно-симфонического цикла, строение различных музыкальных
форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены педагогом
или составлены на уроке в совместной работе с обучающимися.
42
Пример таблицы по биографии П.И. Чайковского
Годы жизни
1840-1850
1850-1865
1866-1877
Воткинск
Москва
Петербург
Периоды в биографии
Детство
Обучение
в
училище
правоведения
и
консерватории
Работа
в
консерватории.
Педагогическая,
композиторская,
музыкальнокритическая
деятельность
18771885
Европа,
Россия
1885-1893
Подмосковье,
Клин
Композиторская
и
дирижерская деятельность,
концертные поездки по
России, городам Европы и
Америки
На усмотрение преподавателя такая таблица может быть дополнена
перечнем самых значительных произведений композитора.
Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров
перед прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими
методами обучения. К ним можно также отнести прослушивание
музыкальных произведений без нотного текста и работу с текстом учебника.
Формирование умения слушать музыкальное произведение с
одновременным наблюдением по нотам должно происходить в ходе
систематических упражнений. Степень трудности должна быть посильной
для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст для
наблюдения по нотам представляет фортепианная музыка, сложнее
ориентироваться в переложении симфонической музыки для фортепиано.
Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы,
где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за
текстом. Знакомство с партитурой предполагается в старших классах и
должно носить выборочный характер. Перед началом прослушивания любого
произведения преподавателю следует объяснить, на что следует обратить
внимание, а во время прослушивания помогать обучающимся следить по
нотам. Такая систематическая работа со временем помогает выработать
стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей
нотной записью.
43
Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны,
представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои
сложности.
Обучая
детей
слушать
музыку,
трудно
наглядно
продемонстрировать, как это надо делать, и проверить, насколько это
получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить,
насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое
внимание достаточно хрупко. Устойчивость внимания обеспечивается
длительностью слуховой сосредоточенности. Именно поэтому объем
звучащего музыкального произведения должен увеличиваться постепенно.
Преподавателю необходимо уметь организовывать внимание
обучающихся, используя определенные приемы для сосредоточения
внимания и для его поддержания (рассказ об истории создания произведения,
разъяснение содержания произведения, привлечение изобразительной
наглядности, создание определенного эмоционального состояния, постановка
слуховых поисковых задач, переключение слухового внимания).
Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы.
На музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной
работе для того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали
нотный пример, сверили написание сложных имен и фамилий, названий
произведений, терминов, нашли в тексте определенную информацию (даты,
перечисление жанров, количество произведений). Возможно выполнение
небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику (например,
чтение фрагмента биографии, содержания сценического произведения).
Учебник должен максимально использоваться ребенком для самостоятельной
домашней работы.
Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение,
акцентировав внимание учеников на новых знаниях, полученных во время
занятия.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно
логично вытекать из пройденного материала в классе.
Обучающимся следует не просто указать, какие страницы в учебнике
они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что они должны сделать на
следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение
терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого
нужно сделать дома.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю.
Для достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две
части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная
44
работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала
(соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление
сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.
45
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники
1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература XX века»
Учебник для ДМТТТ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник
для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ.
Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для
4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения
предмету). М.: «Престо», 2006
5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год
обучения
6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5
класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ
(третий год обучения). М.: «Музыка»
Учебные пособия
8. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса Тесты
по зарубежной музыке Тесты по русской музыке Калинина Г.Ф., Егорова
Л.Н. Тесты по отечественной музыке Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес
Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс
(2 год обучения). «Композитор» С-Пб, 2012
9. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая
тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009
10.
Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь
для 67 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010
Хрестоматии
11. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ.
Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
12. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5
класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
13. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов
ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968
46
14. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для
7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993 Методическая
литература
15. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в
детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
16. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в
детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
17. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.
Росмэн, 2001
Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб.
18. статей,
вып.3.
М.:
«Музыка»,1991
Рекомендуемая
дополнительная литература
19. Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков М.: Эксмо, 2009.
Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества:
20.
вып.1 - Роланд Вернон. А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт,
Л.Бетховен;
21.
вып.2 - Роланд Вернон. Ф.Шопен, Дж.Верди, Дж.Гершвин,
И. Стр авинский;
22. вып.3
Николай
Осипов.
М.Глинка,
М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур».
П.Чайковский,
47